«ПОВЕСТИ ПОКОЙНОГО ИВАНА ПЕТРОВИЧА БЕЛКИНА». ПОВЕСТВОВАНИЕ ОТ ЛИЦА ВЫМЫШЛЕННОГО АВТОРА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Повести покойного ивана петровича белкина».
Книга (цикл) повестей. повествование от лица
вымышленного автора как художественный прием

Задача деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Пушкине как авторе «Повестей Белкина», вовлечению в решение поставленных в повестях проблем, развитию интереса к Пушкину как мастеру прозы.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: иметь представление об отличии автора от повествователя – рассказчика; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль в произведении; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к произведениям А. С. Пушкина; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

коммуникативная сфера: развивать умения рисовать картину, создавать портрет на основе личных впечатлений и полученных знаний; владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения и устного рецензирования выразительного чтения одноклассников;

эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Интернет-ресурсы:

Г. В. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель». – Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/612277

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, макет книги «Повести Белкина» с титульными листами ко всем 5 повестям; плакатэпиграф к уроку: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ничему не учат» (А. С. Пушкин).

Основные понятия и термины: цикл повестей, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка, ирония.

Сценарий урока

Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ничему не служат.

А. С. Пушкин

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Скажите, сколько повестей вошло в сборник «Повести Белкина»? Как они называются? Внимательно рассмотрите макет книги.

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учитель просит внимательно прочитать эпиграф к уроку и в течение урока найти аргументы для его подтверждения.

2. История создания «Повестей Белкина». (См. Ресурсный материал.)

3. Выразительное чтение вступления «От издателя» к «Повестям Белкина».

4. Беседа по повести «Метель».

Беседа по вопросам 1–5, с. 57–58 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим...»).

5. Художественный (близкий к тексту) рассказ о жизни Бурмина.

Что вы можете сказать о характере героя?

6. Выразительное чтение сцены метели.

Вопросы для беседы:

Какую роль, на ваш взгляд, сыграл этот эпизод в жизни героев?

Почему повесть так названа?

Можете ли вы вспомнить примеры из книг, из жизни, чтобы стихия природы вмешивалась в жизнь людей и меняла ее независимо от их желания, воли?

7. Пересказ сцены «В церкви» от лица одного из присутствующих.

Задайте вопросы нашему рассказчику.

Беседа по вопросам 9–11, с. 58 (В. П. Полухина «Читаем, думаем, спорим...»).

8. Художественные особенности повести.

Рассмотрите следующие особенности повести:

1) описание природы, роль пейзажа;

2) художественные средства;

3) композиция.

Обратимся к эпиграфу урока. Приведите аргументы, подтверждающие правоту высказывания Пушкина.

9. Сообщение ученика «Музыканты и художники-иллюстраторы повести А. С. Пушкина “Метель”».

Какая иллюстрация к повести «Метель» соответствует вашему восприятию произведения?

Слышали ли вы вальс композитора Г. Свиридова к кинофильму «Метель»? Поделитесь своими впечатлениями.

III. Практическая деятельность: работа со словарем (в группах).

Задание для 1-й группы: найти лексические значения слов: отставной заседатель, летела стремглав, надела теплый капот, улан, деревянный ставень, в шлафорке на вате, более чем полудюжиною заговорщиков, стал перед налоем.

Задание для 2-й группы: объяснить значение понятий, требующих закрепления: цикл повестей, сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка.

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Метель, давшая заглавие повести и сыгравшая главную роль в судьбе всех трех героев, не ощущается той страшной и враждебной человеку силой, которая рисовалась Пушкиным в стихотворении «Бесы».

Метель развела Марью Гавриловну с Владимиром, но соединила с Бурминым. Она «помогла» раскрыться характеру каждого из них. И она пропала, утихла, оставив после себя успокоившуюся, красивую равнину, устланную белым волнистым ковром, как пишется в том месте повести, где Владимир, проплутав до полуночи, выехал к незнакомой деревне.

Эта белая, застывшая равнина словно предвестие судьбы бедного ар-мейского прапорщика, который будет смертельно ранен под Бородином.

На страницах повести слышен голос очевидца событий конца Отечественной войны 1812 года: «Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове “Отечество”! Как сладки были слезы свидания».

Этого не вычеркнешь из биографии всех русских людей, включая и Марью Гавриловну, и Бурмина.

Подводя итог нашего разговора, можно сделать вывод о смысле названия повести, который заключается в том, что стихия распорядилась жизнью героев, наказала их за легкомыслие, заставила их пройти через страдания и вознаградила за все пережитое.

Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание (по выбору).

1. Составить викторину по «Повестям Белкина».

2. Составить кроссворд по любой повести.

3. Нарисовать иллюстрацию к любой повести.

4. Подумать над предложениями по подготовке проекта урока внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

Ресурсный материал

История создания «Повестей Белкина»

«Повести Белкина» – первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Они созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года. Пушкин взял на себя роль издателя, авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Почему Пушкин, уже прославленный литератор, вздумал мистифицировать читателя, вымышляя какого-то не существовавшего Белкина? Какую функцию выполняет И. П. Белкин как автор?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Но сначала представим себе, о чем рассказывает Белкин. Жизненный материал, легший в основу повестей, – истории, случаи, происшествия провинциального быта. События, происходившие за блестящим фасадом Российской империи, привлекали Пушкина и раньше. Но обычно о них повествовал сам автор. Самостоятельных «голосов» мелких помещиков, офицеров, затерянных в глухих закоулках огромной страны, и вообще простого люда не было слышно. Теперь же Пушкин дает слово Белкину – выходцу из поместных глубин России. В «Повестях Белкина» нет народа как собирательного образа, но всюду присутствуют персонажи из разных социальных слоев. Это и крепостные крестьяне, и гробовщик, и провинциальные барышни, и смотритель с его дочкой, и множество других персонажей, только упомянутых или лаконично обрисованных. Тут и богатые, и бедные помещики, и нежданно залетевшие на почтовую станцию аристократы и офицеры, службой занесенные в отдаленные места.

Психологически, например, достоверно, что Белкина привлекают острые сюжеты, истории и случаи, анекдоты, как сказали бы в старину. Они условно яркие, быстро промелькнувшие огоньки в застойном быту тусклой и однообразной поместной жизни с ее медленным темпом. В судьбе «рассказчиков», которые поделились с Белкиным известными им необычными событиями, как у самого повествователя, не было ничего примечательного, кроме одной-двух историй. Титулярный советник А. Г. Н. рассказал покойному «Смотрителя», Подполковник И. Л. П. – «Выстрел», приказчик Б. В. – «Гробовщика», девица К. И. Т. – «Метель» и «Барышню-крестьянку». С этими людьми И. П. Белкину легко было встретиться и непринужденно общаться. Причем они рассказывали о том, что им хорошо, доподлинно известно. Пушкин подчеркнул как бы «профессиональную» причастность всех этих людей к известным им историям: чиновник рассказал о чиновнике, военный – о военном, мелкий торговец – о таком же мелком торговце, а уж девицу К. И. Т. больше всего интересовали, конечно, любовные приключения.

Есть, однако, еще одна очень важная особенность таких рассказов. Все они принадлежат людям одного уровня миропонимания. У них разные профессии, но относятся они к одной провинциальной среде – деревенской или городской. Различия в их взглядах на жизнь незначительны и могут не приниматься во внимание. А вот общность их интересов, духовного развития существенна. Она как раз и позволяет Пушкину объединить повести одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным, который им духовно близок, собственно от них неотличим. Это означает, что Пушкин задумал представить истории в таком свете, в каком их увидели все рассказчики и Белкин в том числе. Русская жизнь должна была явиться в изображении самих рассказчиков, то есть изнутри. Пушкину было очень важно, чтобы осмысление историй шло не от автора, уже знакомого читателям, не с позиций высокого критического сознания, а с точки зрения обыкновенного человека, происшествиями изумленного, но не отдающего себе ясный отчет в их смысле. Поэтому для Белкина все рассказы, с одной стороны, выходят за пределы его обычных интересов, ощущаются необыкновенными (недаром они врезались в его память и даже побудили взяться за перо), а с другой – оттеняют духовную неподвижность его существования.

События, о которых повествует Белкин, в его глазах выглядят истинно «романтическими»: в них есть всё: пули, неожиданные случайности, счастливая любовь, смерть, тайные страсти, приключения с переодеваниями и фантастические видения. Белкин ищет и находит в окружающем поэтическое, резко выделяющееся из повседневности, в которую он погружен. Он хочет приобщиться к яркой, неоднообразной жизни. В нем чувствуется тяга, пусть даже бессознательная, к сильным чувствам. В судьбах героев, о которых рассказывает Белкин, произошли незаурядные события, сам же Белкин не испытал подобного. Он лишь довольствовался рассказами. Но в нем тоже жило стремление к «романтике».

Доверяя роль основного рассказчика Белкину, Пушкин, однако, не устраняется из повествования. То, что кажется Белкину необыкновенным, Пушкин сводит к самой обыкновенной прозе жизни. И наоборот: самые ординарные сюжеты оказываются полными поэзии и таят непредвиденные повороты в судьбах героев. Тем самым, узкие границы белкинского взгляда неизмеримо расширяются. Так, например, бедность воображения Белкина приобретает особую смысловую наполненность. Вымышленный повествователь ничего не может придумать и измыслить, разве что поменять фамилии живых людей. Он даже оставляет в неприкосновенности названия сел и деревень. Пушкин, создавая письмо ненарадовского помещика, конечно, ироничен. Иван Петрович и в фантазии не вырывается из пределов ближайших деревень – Горюхино, Ненарадово, около них расположенных городков. Но для Пушкина в подобном недостатке, конечно, заключено и достоинство – везде происходят или могут произойти случаи, описанные Белкиным.

«Повести Белкина» выросли на скрещении двух писательских взглядов. К одному и тому же жизненному материалу у вымышленного и истинного повествователей разное, не совпадающее отношение. Поэтому немудрящая белкинская проза постоянно поправляется, корректируется, по иному освещается Пушкиным, который то вставит ироническое слово, то вспомнит какую-нибудь притчу (например, о блудном сыне), то отошлет к литературному сюжету.