Муниципальное образовательное учреждение «Алатская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
ПРОЕКТ
ТУРИСТИЧЕСКОГО МАРШРУТА
«АЛАТ – ПОТАНИХА. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ»
Учитель русского языка и литературы
1 кв. категории Хабибуллина К.С.
Учитель начальных классов
1 кв. категории Хуснутдинова Г.Ш.
с.Алат 2015 г.
Содержание.
Введение. Культурное наследие нашего края……….........……………….стр.3-7
Основная часть. Туристический маршрут «Алат – Потаниха. Исторические достопримечательности»….................................................................…….. стр.7
§ 1. Знакомство с маршрутом: Алат - Потаниха..…..........……………….стр.7-9
Из истории села Алат. Алацкая дорога………………………….стр.9-12
§ 2.Успенская церковь.
§ 3. Церковь в селе Потаниха – жемчужина маршрута. ……….................стр.13-14
Заключение. Историческая память..............................................................стр.20
Список литературы……………………………………….........................стр.21
Приложения………………………………………………………………..стр.22-29
Приложение №1. Туристический маршрут: «Алат – Потаниха. Исторические достопримечательности»…………………………………………………..стр.22-23
Приложение №2. Маршрут (карта)………………………… ……………… стр.23
Приложение №3. Станция Высокая Гора ….……….......……..……………стр.24
Приложение №4. Село Алат. Алатская дорога.............................................стр.25
Приложение №5. Успенская церковь. …………………………...................стр.26
Приложение №6. МБОУ Алатская ООШ…………………………………...стр.27
Приложение №7. Село Потаниха. Окрестности села. …………………….стр.28
Приложение№8. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи:……….стр.29
Введение
Проблема исследования:
В нашей стране традиционно духовно-нравственное становление человека происходило на основе православной культуры. Доброта, милосердие, трудолюбие, сострадание, благочестие, уважение к другим людям формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций русского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры
Проект туристический маршрут «Алат – Потаниха. Исторические достопримечательности»», направлен на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи. Реализация проекта будет способствовать воспитанию подрастающего поколения. Ребята повысят уровень знаний об истории родного края, православной культуре, осознают неповторимость своей родной земли, её истории.
Разработка данного проекта обусловлена стремлением к повышению интереса к истории и культуре родного района. Отсутствие экскурсионных маршрутов в настоящее время. Вызвать интерес детей и взрослых к истории малой родины через организацию экскурсионных маршрутов к историческим памятникам родного края. Подготовить учащихся-экскурсоводов и разработать экскурсии по объектам маршрута.
Цель исследования:
Составить и организовать туристический маршрут по сёлам Высокогорского района «Алат – Потаниха. Исторические достопримечательности».
Изучить историю и культуру родного края, его духовно- нравственные традиции, чтобы лучше узнать его историю родного края.
Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.
Сформировать у обучающихся представления о ценностях культурно-исторического наследия малой родины.
Сохранить культурное наследие малой родины через популяризацию духовных святынь родного края.
Тема исследования:
Туристический маршрут «Алат – Потаниха. Исторические достопримечательности».
Объект исследования:
Православные памятники на территории Село-Алатского сельского поселения.
Предмет исследования:
Данный маршрут доступен для каждого. Маршрут однодневный 2 часа 20 минут, время пребывания в храмах 15 минут. Передвижение от начального до конечного пункта - 40 минут.
Маршрут отличается новизной, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни своих предков, а реставрация храмов - символ возрождения православной России.
Протяженность маршрута составляет 43 км, начало маршрута с районного центра – станция Высокая Гора Высокогорский район Республики Татарстан (пункт 1). Посещение Краеведческого музея (пункт 2). Маршрут начинается с автобусного передвижения в село Алат (пункт 3) и посещения Успенской церкви (пункт 4), затем посещение МБОУ «Алатская основная общеобразовательная школа» краеведческий уголок (пункт 5), автобусное передвижение до села Потаниха (4 км) (пункт 6), посещение Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи (пункт 7) и пешая прогулка по окрестностям (пункт 8). Затем автобусное передвижение до конечного пункта ст. Высокая Гора (пункт 1).
Гипотеза исследования:
Проект туристический маршрут «Алат – Потаниха. Исторические достопримечательности» направлен на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей и молодежи.
Данный создаваемый маршрут может быть использован в самодеятельном туризме. Использование различных форм пропаганды туристического маршрута. Выпуск газет, выступление агитбригады.
Маршрут отличается новизной и оригинальностью, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни своих предков, а возрождение храмов – символ возрождения России.
Задачи исследования:
Способствовать формированию у учащихся социальной и гражданской зрелости, патриотических чувств. Привлечь внимание общественности к сохранению исторического наследия.
Развивать интерес к истории своей малой родины;
Повышать уровень духовной культуры учащихся;
Изучить ресурсы познавательного туризма;
Разработать схему трассы маршрута и программу обслуживания на маршруте;
Охарактеризовать объекты показа. Выявить особенности объектов, их роль в общей культуре края.
Разработать технологическую документацию тура: технологическую карту туристского путешествия и информационный листок к туристской путевке.
Составить максимально удобный маршрут и подготовить экскурсоводов.
Планирование деятельности
В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем.
Сбор информации в архивах, краеведческих музеях и в беседах с местными жителями об истории сел. Изучение литературы по краеведению.
С теоретическим материалом принять участие в школьных научно-практических конференциях с целью привлечения общественности к проблеме.
Выйти на Совет местного самоуправления, который поможет нам обосновать с точки зрения теории, всю важность проблемы и заключить договор о совместной деятельности.
Вовлечение в экологическую деятельность учащихся и их родителей школ.
Походы по памятным местам Республики Татарстан, работа по восстановлению культурного наследия.
Проведение тематических классных часов для учащихся других школ района.
Для создания туристического маршрута (Приложение №1) мы определили критерии: маршрут должен иметь историческую значимость для поддержания интереса, сёла должны находиться на небольшом расстоянии для экономии времени, маршрут должен приносить прибыль, которую можно направить на развитие и обустройство села.
Список и анализ источников:
Из школьного архива МБОУ «Алатская ООШ» Авторы: Вафина В.И.
Из школьного архива МБОУ Дубьязская СОШ» Галлямов А. Г.
Материалы из Центрального Краеведческого музея Высокогорского района Р.Т.
Анализ литературы:
Мы работали с источниками: интернет-ресурсами, воспоминаниями и фотоархивами, которые есть в наличии в Краеведческом музее и в музее МБОУ «Дубьязская СОШ», в музейном уголке МБОУ «Алатская ООШ».
Мы на собранном материале разработали маршрут, составили карту и рассчитали стоимость затрат.
Основная часть.
Введение.
Культурно – познавательный маршрут «Алат – Потаниха. Исторические достопримечательности» – это работа объединена большим интересом и любовью к истории родного края, к православной культуре, к христианским ценностям.
Мы открыли для себя очень много событий, фактов. В своей работе мы всё делали с интересом и удовольствием, с внутренним убеждением необходимости, актуальности и желания постичь глубину православной культуры своего народа. Сбор материалов, беседы, встречи, творческие поездки, путешествия по святым местам приносили нам удовольствие и радость познания. Мы стали активными участниками современного исторического процесса, достойными преемниками духовно-нравственного наследия предшествующих поколений своего народа, односельчан.
Туристический маршрут
«Алат – Потаниха. Исторические достопримечательности»
Знакомство с маршрутом: Алат - Потаниха.
Начало маршрута с районного центра – станция Высокая Гора Республики Татарстан, посещение Краеведческого музея, далее – уникальный природный уголок, территория Село-Алатского сельского поселения: село Алат, потом – краеведческий уголок МБОУ Алатская ООШ, деревня Потаниха и завершим свой путь экскусией в лесу, с которой начинается знаменитая тайга, Марийские леса.
Маршрут начинается по автомобильной трассе на север со станции Высокая Гора. Станция Высокая Гора – центр нашего района. А вот те объекты райцентра, которые настоятельно рекомендуем вам посетить: это районный историко-краеведческий музей (прил.1), где часто проходят разнообразные выставки, можно познакомиться с историей, представлены интересные тематические экспозиции, центральная площадь с торговыми точками, кафе и местный рынок. Визитной карточкой станции Высокая Гора являются административные здания, парк и сквер с великолепными фонтанами, где постоянно гуляют люди. Желающие могут заглянуть и в редакцию районной газеты «Высокогорские вести». Там всегда окажут тёплый приём и ответят на все интересующие вас вопросы.
Пора продолжать маршрут. Двигаясь вдоль железнодорожного полотна, проехав по современной развязке через железнодорожный переезд, направляемся к северу - в село Алат. Наша дорога пролегает по территории Высокогорского муниципального района.
Кругом, по автомобильной трассе, можно увидеть поля, окаймлённые лесными полосами, чистые пруды, овраги и балки с разнотравьем, заповедные залежи. Нет особой разницы, когда и как впервые встретишься с природой нашего края: осенью, весной или летом – впечатления будут одинаковые!
Средняя полоса России! Неяркая, скромная красота нашего края приятна сердцу каждого русского человека. Природа родного края прекрасна! Человек любит её потому, что он не может жить без красоты. Ибо это – неотъемлемая часть человеческой души.
Километр за километром бежит дорога среди ровных полей и лесных полос, радует глаз буйным разнотравьем бескрайние луга и поля, заманивают в прохладные воды пруды и небольшие озерца… Мы любим родные места потому, что эта самая обыкновенная земля – часть Родины. И чем больше узнаёшь свой край, его историю, тем сильнее начинаешь любить и ценить каждый уголок. Чтобы почувствовать, увидеть и ещё больше насладиться красотой родной природы, надо просто совершать путешествия по тропинкам любимых маршрутов!
Короткая справка: маршрут - это намеченный путь следования туриста с посещением исторических и природных объектов. Отправляться по туристическому маршруту можно в группе или индивидуально любым способом: автомобиле, велосипеде и, конечно же, пешком! Выбор, несомненно, за путешественником, но лучше всего пешие и велосипедные маршруты: именно они дают возможность увидеть неописуемую красоту своей Родины.
Преодолев 40 километров от Высокой Горы, окажемся в селе Алат, которое примыкает к трассе республиканского значения. Начало паломнического маршрута в селе Алат, на наш взгляд, удачное решение.
Из истории села Алат
По историческим сведениям, Алаты были основаны в ХVI веке. В XVI-XVII в.в. это поселение считалось городом и имело военное значение. Когда-то здесь было татарское городище, долго служившее потом укрепленным русским острогом для усмирения черемис и вотяков. В XVIII веке еще сохранялись остатки валов и рвов. С 1780 г. Алаты стали именоваться селом, населенным государственными крестьянами. О том, что Алаты в свое время были крупным населенным пунктом, говорит тот факт, что в XVIII веке здесь работали кожевенный, винокуренный и медеплавильный заводы.
Село Алаты расположено в исключительно живописной местности, на низменной равнине, склонной к лугам реки Ашит, при слиянии речек Ловы, Барской и Алатки, в 47 верстах от Казни. При основании большинства сел и деревень востока России первые поселенцы руководились более практическими удобствами - «не красиво, да спасибо» - выбирали не столько красоту местного расположения с далеким видом, сколько близость к воде и защищенность от той страшной стихии, к которой относятся крылатые слова Пушкина: «Беда, барин, буран!». Целиком картину села Алаты можно охватить взором лишь с царевококшайской стороны из-за Ашита за 4-5 версты, с «Казанской же стороны подъедешь рядом на 2 версты и только тогда увидишь село. Прежде на этом месте была заросшая лесом топь, потому древнее месторасположение Алат находится версты на две выше по Алатке, у Алатской горы, там сначала родники обеспечивали жителей водой, Алатская гора прекрасно защищала от холодных, пронизывающих северо-восточных ветров. Эта гора давала возможность как со сторожевого пункта Алат стрельцам видеть далеко прежде беспокойный, татарско-черемисский край».
Название Алат происходит от татарского слова ал - возьми, ат - лошадь, или ала - пестрая, тау - гора. Второе толкование отчасти объясняется тем, что при размыве Алатской горы, (тау) обнаруживались разные слои, придававшие ей пестрый (ала) вид. Татарское название Алат свидетельствует, что здесь сначала было древнее татарское городище. Около древнего городища были плиты с арабскими надписями: сохранилась одна и часть другой, которые представлены в общество археологии при университете. Алаты, по-видимому, были во времена Казанского царства центром Алатской округи. Либо Алаты – бома по китайским источникам очень многочисленный народ. Их потомки сохранились в родоплеменном составе тюркских народов от Туркомании до Якутии. Много их было и среди родовых групп монголов. По китайским данным, алаты пахали на лошадях, но не ездили на них. Что позволяет их связывать с курумчинцами, с хазарами, с волжскими булгарами, т.е. тюркскими культурами, имевшими земледельческий характер.
Во время Петра I территория России делилась на восемь губерний. В Казанскую губернию входили территории соседствующих республик, относящихся в прошлом к Казанскому ханству. Казанская губерния делилась на 72 уезда. Город Алаты был уездным центром при правлении Петра I. Казанская губерния была распределена по бояринам и дворянам. Алатский уезд попал под попечительство друга Петра I Михляева П.А. С появлением большого количества церквей в селах, деревнях, открывались церковноприходские школы, это позволило получить образование даже крещеным. Начавшиеся в 13-14 веке базары по понедельникам получили и в дальнейшем свое развитие. Этому способствовали огромное количества природных ресурсов и умение населения. В Алатах открывается медеплавильное дело. Колокола близлежащих церквей плавлены в Алатах в 1749 г. Наличие в двух местах через речку Ашит запруд позволило открыть мукомольное хозяйство и кирпичный завод, из особого сорта глины делали кирпичи хорошего качество, применяемые только церковными строителями. Кирпичный завод находился в глубоком лесу на горе, называли эту местность Спасскими пещерами. Винокуренный завод был построен в 1720 годах приказчиком Шуваловым, в 1758 году он был перенесен на другое место, к ключу возле реки Ашит. Все это позволило разнообразить рынок. На базары сюда приезжали торговцы с соседних уездов, марийцы, удмурты, чуваши. Беглые черемисы с Царевококшайских лесов привозили много древесного угля для кузнечного дела, из Казани - мануфактуру, бакалейные и разные перекупные товары, гончарные, скорняжные изделия.
Рядом с Алатами начинались Царевококшайские леса, само понятие Царевококшай означает Царский голубой чай. Тогда в этих местах росло много очень известной в народе душицы. И она в большом количестве доставлялась с нетронутых полей к царскому столу. Отсюда и название края, лесов. В непроходимых лесах вокруг города Алаты много было зверей, в том числе и соболя.
В начале 17 века город Алаты окружен стройным густым лесом. Мачтовые сосны вывозились десятилетиями на строительство судов для укрепления русского флота.
С конца 1803 года Алаты уже пишется как село. До 18 столетия прихожане Алат писались купцами, мещанами и потомки стрельцов - пахотными солдатами.
В конце 18 века в связи с истощением природных богатств, влияние уездного центра Алат снизилось. Купцы и мещане, немцы переезжали в другие края, возможно на это повлияли и социальные потрясения. Село Алаты стало в экономическом развитии отставать от других уездов. Здесь оставались лишь потомки коренных жителей и переселенцев. Остались больница, построенная в 1900 году, и средняя школа в бывшем помещении конюшни.
В настоящее время по Село-Алатскому сельскому совету числится взрослого населения 685, детей 165. Жители села Алат занимаются сельским хозяйством, а также работают в Потанишенском карьере.
Алацкая (Алатская) дорога.
Известно с конца 16 в. «Алацкая дорога (Алатская)» часто упоминается в исследованиях профессора И.М. Покровского о Казанском архиерейском доме и другие, вполне объясняет первое толкование названия Алат, служившим перепутьем из Казани в вятский край; здесь предлагали сменить лошадей. Галицкий тракт - Старинный торговый тракт из Казани в Галич (Костромской губернии). От Казани прямо на север, в близком между собою расстоянии, идут два торговых тракта: Галицкий и Уржумский. Оба сходятся в торговом селе казанского уезда Алатах, из которого один направляется к г. Галичу, а другой — к г. Уржуму Вятской губернии. По этим трактам преимущественно провозятся разные лесные изделия: рогожи, циновки, мочало, береста, деревянная посуда и прочее. С начала пароходства по реке Вятка и с проведением через г. Вятку железной дороги, значение Алатской дороги пало, только сохранилась любовь к ямщиченью среди многих жителей Алат. Древние дороги всегда получают названия, чаще всего от местности или от объектов.
Название «Алатская» - уникальное для российской топонимии - это дорога-улица, носила имя много веков. Тогда она вела к городу Алат, расположенному частью на высокой глинистой горе на берегу р. Ашита. Когда-то здесь было татарское городище, долго служившее потом укрепленным русским острогом для усмирения черемис и вотяков. В XVIII веке еще сохранялись остатки валов и рвов.
При разделении в 1708 году России на губернии Алат был в числе 72 городов Казанской губернии, но в 1766 году переведен в разряд пригородов. Алатская дорога не удержала своего названия. Еще в XVIII веке то ли из-за своего продления, то ли из-за благоустройства она стала именоваться Большой дорогой, лежащей из города Казани в город Уржум, или – дорогой Вятцкой. А впоследствии - вошла в советское время в виде Большой дороги.
Описание части земель Казанского уезда (по дорогам Ногайской, Зюрейской, Арской, Галицкой и Алатцкой) упоминается в Писцовой книге Казанского уезда письма и меры Ивана Болтина, составленная в 1602—1603 г.
Успенская церковь
Из истории Успенской церкви.
В XVIII веке на средства крупного предпринимателя И.А.Михляева был построен двухпрестольный каменный храм, где была собрана богатая библиотека книг и рукописей XVII- XVIII в.в., утерянная и уничтоженная во время закрытия церкви в 1931 году.
Двухпрестольный храм построен в 1712 году на средства известного казанского купца, строителя Петропавловского собора И.А. Михляева и перестроен в 1896-1898 годы на деньги казанского купца, выходца из крестьян села Алат Зиновия Иосифовича Баженова - его отец был старостой церкви.
Уникальный памятник архитектуры в стиле барокко начала XVIII века и псевдорусского направления конца XIX в., отличается живописностью и монументальностью форм. Один из удачных примеров стилизаторства в древнерусских формах, не вступающих в противоречие с первоначальной постройкой начала XVIII вв.
Церковь представляет собой разновременный комплекс построек асимметричной композиции. К первоначальному объему храма (восьмерик на четверике, под восьмигранным полукуполом и маковкой на глухом барабане, с прямоугольной трапезной под вальмовой кровлей), выстроенному в стиле барокко, в конце XIX века пристраивается новое здание с полукруглой апсидой по всей ширине, с двухярусной колокольней под высокой шатровой крышей с закомарами, увенчанной главкой.
Комплекс по западной и южной стороне окружен гульбищем на опорах с полукруглыми нишами. К этому же времени относится двухэтажная прямоугольная постройка под четырехскатной крышей в юго-западной части комплекса. Во внешнем оформлении построек использованы: лопатки, пилястры, аркатурные пояски, плоские прямоугольные и полукруглые ниши, ступенчатые карнизы, поребрик.
В 1834 году отлит колокол для Успенского храма в селе Алаты Казанского уезда в 45 пудов 5 ф.(722 кг.), «приобретен тщанием священника К.И. Флоринского с прихожанами». Священник Петров Константин Наумович, род. 1894 г., свящ. с 1924 г., наперсный крест с 1934 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Алатская основная общеобразовательная школа»
краеведческий уголок
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Алатская основная общеобразовательная школа» есть краеведческий уголок, где в истории оживает наше Отечество. Среди предметов, которые находятся в музейном уголке: валек, прялка, ухват, чугунки, серп, самотканый половик, картина местного художника В.И. Судакова и многое другое. Окинув взором музейные экспонаты, возвращаемся в прошлое, представляем самобытное прошлое. Просматривая предметы старины, мы видим, какой уникальной, самобытной была деревенская культура. Уклад жизни так стремительно меняется, что наша первейшая задача сегодня – сохранить и донести до наших будущих поколений знания о том, как жили наши предки.
Кроме того в нашем музее есть макеты храмов. Эти макеты были сделаны руками детей. Краеведческий уголок в нашей школе помогает изучать историю, культуру, традиции нашей Родины.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Одна из самых оригинальных по объемной комозиции культовых построек Татарстана. Кирпичная церковь на подклете построена в 1738 на средства купца И. А. Михляева. Основной объем типа восьмерик на четверике завершен небольшим восьмериком звона под каменным шатром, с запада к нему примыкает трапезная, с западной и южной стороны охваченная галереей-гульбищем, с юго-запада к галерее примыкает отдельный небольшой двухэтажный дом. Одноглавый северный Покровский придел пристроен в 1766 на средства О. Сатирина. Закрыта не позже 1930-х. В 2003г. возвращена верующим, ремонтируется.
Деревня Потаниха основана в начале XVII века на ясачных землях. Подавляющее большинство ясачных крестьян в Казанском крае составляло коренное население – татары и марийцы, а также часть русских крестьян. Они жили на государственных землях, положенных в ясак, и налоги с них взимались по ясакам. Ясачную систему налогообложения Российское государство унаследовало от Казанского ханства. В 1841-43 г.г. в ходе так называемой киселевской реформы все категории крестьян были сведены в одно сословие – государственных крестьян.
В XVIII веке в деревне Потаниха был возведен однопрестольный храм. Композиция и убранство церкви являются ярким образцом русского барокко.
Мнения историков не однозначны: кто-то говорит, что здесь была только церковь, другие склоняются к тому, что существовала все-таки монашеская обитель. В пользу второго утверждения свидетельствуют и местные жители, которые по старинке говорят "монастырский луг", "монастырская мельница". Место для монастыря здесь действительно тихое, уединенное и какое-то светлое - высокий пригорок, поросший лесом, который защищает храм от ветров, речка, где, говорят, много рыбы, и неоглядная даль вокруг. Для людей, которые ищут уединения и молитвы, лучше не придумать.
Церковь Иоанна Предтечи в селе Потаниха была построена в восемнадцатом веке на средства купца Михляева, известного казанцам как строитель Петропавловского собора. Иван Михляев (1667 – 1728) был известным купцом и промышленником. Он владел суконной мануфактурой, винокуренным и кожевенным заводом Казани, являлся также совладельцем полотняного завода в Москве. По преданию, именно у него в доме в июне 1722 года останавливался Петр I. Рядом с Иоаннопредтеченской церковью, буквально через стенку, находится небольшой храм Покрова Пресвятой Богородицы. В советское время в обеих церквях были то курятники, то зернохранилища.
Старожилы отмечают, что Алаты всегда отличалась культурностью. Почему? Да потому что были церкви, которые привлекали прихожан духовностью, внешним обликом, внутренним убранством.
По их воспоминаниям, каждое воскресение и в церковные праздники люди приезжали на лошадях, пешком шли молиться из ближних хуторов: перед входом в церковь стояли лавочки, на которых можно было передохнуть от долгой дороги. Именно в церкви люди встречались с родственниками, друзьями.
Что примечательного было ещё? Рядом с церковью было кладбище, где хоронили священнослужителей. И сегодня – сохранились креста, могильные плиты о вечном, неувядающем времени.
Шли годы. События захлёстывали нашу страну, дошли они и доАлат. Стали насильственным путём загонять в колхозы, отбирать хлеб, разрушать церкви. Для прихожан наступили тяжёлые времена. На их глазах рушилось то, что создавалось веками – это вера.
Но люди верующие, несмотря на перемены грядущие, не сломились, выстояли, не предали самих себя, а сохранили для последующего поколения эту внутреннюю духовную силу, которая и помогает сегодня возрождать утраченную православную культуру.
С 2001 года в церкви идут реставрационные, восстановительные работы, ведется служба. Возрождение церкви в Потанихе началось, когда по благословению архиепископа казанского и татарстанского, настоятелем был назначен игумен Силуан, бывший до этого времени благочинным Раифского Богородицкого мужского монастыря. Возрождение десятилетиями пустовавших и оскверненных храмов везде идет практически по одному сценарию - сначала выгребают горы мусора, храм в Потанихе не был исключением.
Вспоминаются слова одной из прихожанок: «И хотя от вида до сих пор щемит сердце, вокруг - чистота и порядок, а бригада рабочих внутри азартно отбивает старую штукатурку. Из высокого окна под куполом косые лучи света ложатся на стены и освещают традиционные надписи, что был здесь тот или иной "паломник". И хотя холодновато в храме - отапливается он только железной печкой, все-таки первые богослужения уже совершают. Есть уютная келья для братии, где стоит электрическая плитка, на ней они сами готовят себе нехитрую еду - жареную картошку с солеными огурцами и чаем - еда скромная, ведь идет Великий пост. Когда удивляюсь, что здесь нет ни телевизора, ни радио, отец Дионисий так же удивленно отвечает: "А зачем?". Они так устают за день от хозяйственных дел, что вечером сил хватает только на молитву да чтение духовных книг. А вообще, лучший телевизор для монаха - окно: если есть время, хорошо просто посидеть возле него и посмотреть в мир».
Потаниха - деревня не из перспективных, старички да старушки, летом приезжают дачники, которых, впрочем, немного. Для них возобновление службы - большая радость. Кто-то из прихожан принес в храм и передал отцу Дионисию барельеф - голову Иоанна Предтечи, ее хранили дома после поругания церкви и не чаяли, что будет куда возвращать. Конечно, работы в Потанихе - на несколько лет. Скорее всего, новая монашеская обитель, где сейчас трудятся во славу Божию два священника и два послушника, станет подворьем Кизического монастыря, там игумен Силуан исполняет обязанности наместника. Слава Богу, есть благодетели, которые хоть отчасти помогают решить финансовые проблемы. Но, как и в большинстве наших возрожденных церквей и монастырей, их новые строители могут рассчитывать только на молитву правящего архиерея, помощь Божию и собственные силы.
С этих пор ведется капитальный ремонт. Время гонений прошло, и вновь открываются храмы, горят свечи, люди молятся. Так произошло и с нашей церковью. Над зданием вырос второй этаж. Вознесся купол с крестом, восстановлена колокольня. В настоящее время сияют купола. Церковь реконструирована в соответствии с прежним проектом. Снаружи она имеет кирпичную основу. Православный храм – внутри наполнен образами. Имеется писаный иконостас и иконы в киотах, подсвечники и распятие. Это иконы и настенная роспись, богослужебная утварь и книги, Евангелие и Крест. Церковные иконы делают близким и зримым невидимый мир небожителей и помогают верующим молиться, устанавливая связь с теми, кто изображены на иконах. Художественный язык иконописи выражает духовную высоту, показывает мир очищенным и преображённым – таким, как его сотворил Господь. Православная церковь немыслима без колокольного звона. В колокол звонят перед началом церковной службы, чтобы верующие люди, где бы они не находились, услышав церковный благовест, вспомнили о Боге и поспешили в храм. Богослужения в церкви совершаются по воскресным и праздничным дням. Настоятелем является отец Артемий. Церковь очень большая и вместительная. Но, самое главное, ее божественная красота оказывает благотворное воздействие на посетителей. Сейчас церковь является подворьем Иоанно-Предтеченского монастыря г. Казани.
Надежда на лучшее связывалась, как правило, с духовным возрождением народа, любовью к Родине, к Святой Церкви, так как «без любви не идут человеку на пользу даже высшие духовные дары» (Святой ап. Павел). В целом духовная составляющая человека облагораживает мир, в котором он живёт.
Деревни Алаты и Потаниха расположены недалеко друг от друга на живописной умеренно волнистой равнине с невысокими холмами, местами иссеченной оврагами. Рядом протекает река Ашит. Природа изумляет своей красотой. Завершаем наше путешествие посещением замечательного местечка на карте Высокогорского района – это сосновый лес в окрестностях села Потаниха и предлагаем совершить прогулку. Опушка леса близко подступает к Потанихинской церкви, что делает её очень живописной. Он тихо, таинственно, и, кажется, настороженно встречает гостей. Стройные сосны, молодые берёзки и осинки, кустарнички и травы – всё это открывается взору путешественника. Старая опавшая листва и хвоя, ветки, коряги и упавшие стволы повсюду. То тут, то там выглядывают из лесной подстилки грибы. Муравейники со своими хлопотливыми жителями гордо возвышаются на открытых солнцу полянках. Воздух сырой и терпкий. В нём смешалось столько лесных ароматов!
Как приятно бродить по лесу! Можно уединиться и помечтать, пофантазировать и подумать о чём-то серьёзном. Присев на корягу или старый пень, насладиться красотой, своеобразием лесных звуков, пообщаться с природой. Как хорошо, что есть и такие чудесные лесные уголки! Они заряжают, подпитывают энергией, дают силы и хорошо влияют на здоровье.
Сколько интересного, познавательного даёт туристу этот самый обычный и, казалось бы, такой простой, на первый взгляд маршрут, который будет интересен людям любого возраста и профессий. Он позволяет ближе узнать родной край, отдохнуть от каждодневных забот, насладиться красотой своей малой родины и гордиться ею ещё сильнее.
Добро пожаловать на тропинки любимых маршрутов!
Заключение
Духовное богатство человека определяется его отношением к истории своей страны, своего народа. Без прошлого нет будущего. История нашего государства богата памятными событиями, примерами мужества, стойкости русского народа.
Божии храмы как связь времён, сегодня являются центрами духовной жизни граждан. Изучив множество источников в ходе работы над маршрутом. А мы пришли к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.
Список литературы
1. «Описание уездных городов и замечательных селений Казанской губернии». К.1862 г.
2. «Очерки истории Высокогорского района Республики Татарстан», К, 1999г.
3. Газета «Высокогорские вести» статья «История родного края» Э.Алеева, руководитель группы «Поиск» ВСШ№1.
4. «Алат».Татарская энциклопедия. Казань. 2002
5. Писцовая книга Болдина
Интернет ресурсы
- [link] Приложение №8
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
[pic]
Пункт 7. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи
[pic]