Урок «Обучение сочинению – рассуждению.
Подбор аргументов к сочинению»
(по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")
Цель урока:
Закрепление навыков написания сочинения-рассуждения.
Научить подбирать аргументы к теме сочинения
Развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.
Способствовать нравственному развитию личности учащихся (помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть).
Задуматься над смыслом жизни человеческой.
Ход урока
Оргмомент
Вступительное слово учителя
- Продолжаем с вами работать над сочинением-рассуждением. На прошлом уроке мы с вами учились комментировать тему сочинения.
Предлагаю вашему вниманию 5 направлений и примерные темы по ним. Сегодня на нашем уроке мы будем учиться подбирать аргументы по произведению Александра Солженицына «Матренин двор». Запишите число, тему урока.
Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области.
3 . Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главы)
Образ героя-рассказчика
- Давайте поработаем над образом рассказчика. Что узнаем мы о нем из 1 части? Стр 1, 2 (летом 1956 года рассказчик возвращался после 10 лет лагерей в просто Россию, т. е. место не конкретно. Ему хотелось поселиться в глубинке страны. Так как он бывший заключенный, он мог только выполнять тяжелые работы, а он желал учительствовать. Поселиться он хотел именно в «нутряной» России – то есть далеко внутри, «кондовую» - («крепкую, прочную, исконную, сохранившую старые обычаи, устои»).
- Почему рассказчик просит, чтобы его «определили подальше от железной дороги»? (Игнатич ищет самого себя, у него совсем недавно был только номер, не было имени, здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору).
- К какому направлению сочинения мог бы подойти образ рассказчика? (Направление – путь. Путь как дорога к себе. Поиски себя)
- Можете из данного начала создать аргумент? Предлагаю готовый аргумент по теме «Путь к себе».
В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» мы можем найти пример того, как человек ищет путь к самому себе. В самом начале мы знакомимся с рассказчиком (за ним мы видим самого автора произведения, так как рассказ полностью автобиографичен и достоверен), который оказался в той ситуации, вернувшись из лагеря летом 1956 года. Он возвращался после 10 лет «казахстанской ссылки» в просто Россию, т. е. место конкретно не названо. Рассказчик просит отдел кадров, чтобы его «определили подальше от железной дороги». Ему хотелось поселиться в глубинке страны, именно в «нутряной» России – то есть далеко внутри, именно в «кондовой» - крепкой, прочной, исконной, сохранившей старые обычаи, устои. Я думаю, что после долгих лет лагерей, где совсем недавно был у него только номер, не было имени, Игнатич ищет самого себя. Здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору. Нужно отметить, что у рассказчика есть цель: желание учительствовать - и он упорно идет к своей цели, несмотря на то, что ему говорили, «что нечего и на билет тратиться, впустую проездит», так как он - бывший заключенный, и он мог рассчитывать только на тяжелые работы. И все же после того, как каждую букву перещупали в его документах, походили из комнаты в комнату, позвонили куда-то, вдруг дали местечко. В рассказе присутствует мотив дороги - герой идет в две предложенные деревни, как бы идет по дороге поиска себя, подбирая для себя подходящее место для души. Первое местечко – «Высокое Поле». «Само название не лгало». Да, оно находилось на взгорке. Он желал бы остаться здесь и «ночами слушать, как ветви шуршат по крыше», но тут «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Посёлок Высокое Поле олицетворяет собой высокое духовное начало, которого рассказчик ещё не достиг. Второе местечко - Торфопродукт. Это место можно назвать «преисподней». Действительно, описание посёлка напоминает подземное царство дьявола. Цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли. Принадлежность посёлка к дьявольскому миру не вызывает сомнения: торф добывается из чрева земли, по народным поверьям, болото населяют черти и темные силы. Рассказчик предполагает, что здесь «вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные». В итоге он находит деревню Тальново, находит тихий уголок России, где будет продолжать путь к себе. И этот путь приведет к жизненной правде Матрены, которая проникнет и сохранится в его душе - ее последователя.
- Работаем дальше. Прочитайте эпиграф к следующей части работы.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Н. Рубцов
- Как понимаете эти строки Н. Рубцова? (Не делать плохих поступков до конца жизни).
Изначально автор назвал свое произведение “Не стоит село без праведника”. Издатель А.Т.Твардовский изменил название и предложил дать нейтральное название – «Матрёнин двор».
- Как вы думаете, какое название точнее? - В чем смысл слова “праведник”?
Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.) Праведник 1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. 2. Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.) Запишите в тетради определение «праведник».
- Кого можно считать нравственным человеком? Добро, совесть, честь, справедливость, милосердие - Безнравственным? Предательство, цинизм, эгоизм, корыстолюбие, приспособленчество
Дом Матрены
- Перед вами описание дома Матрёны Васильевны.
Перед вами фотография этого дома, сделанная Солженицыным
-Что окружает Матрену в настоящей жизни?
Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста
Стр 2,3
- Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны? И почему только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. (в ней не было ничего злого, не было лжи.) - Кого напоминает этот дом? (Матрену, обратимся к Новому Завету “ Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. …Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Мф.6, 19-21).
- Кто же в рассказе не собирает себе сокровищ на земле? (Матрена Васильевна и герой-повествователь.
- Работаем дальше. Рассмотрим судьбу как жизненный путь Матрены.
Судьба Матрены
-Как проходит обычный день у Матрены? Стр 3, 4, 5 (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)
-Что было в ее настоящей жизни, а чего не было? Стр 2,4, 5, 14
Болезнь Одиночество
Тяготы быта
Несправедливость общества
Хлопоты с пенсией
Бедность
Убогость
пенсии, денег
понимания родственниками, сельчанами
семьи
-Что пришлось испытать Матрене в прошлом? Стр 5, 8, 9
Любовь к Фаддею Замужество
Воспитание Киры
Здоровье, сила
Смелость: «коня на скаку остановит»
разбитая любовь
замужество без любви
смерть 6 детей
Потеря мужа на войне
Непосильный труд в колхозе
Горькая обида на колхоз, который выжил из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки
- Как воспринимает Матрена свою судьбу? Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней стр 3, 4, 5(Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. Никому не завидует)
стр 3 -- Доброе утро, Матрена Васильевна!
И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:
-- М-м-мм... также и вам!
Стр3 -- Спасибо, -- вполне искренне говорил я.
-- На чем? На своем на добром? -- обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: -- Ну, а к ужо'ткому что вам приготовить?
Стр 4 - В чем находит спасение? Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа? Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов. Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”.
Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа -- работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом -- по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.
Стр 5 Но не колхоз только, а любая родственница дальняя или просто соседка приходила тоже к Матрене с вечера и говорила:
-- Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать.
И Матрена не могла отказать. Она покидала свой черед дел, шла помогать соседке и, воротясь, еще говорила без тени зависти:
-- Ах, Игнатич, и крупная ж картошка у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось, ей-богу правда! Тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода. Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На то и звали Матрену в помощь.
-- Что ж, платили вы ей? -- приходилось мне потом спрашивать.
-- Не берет она денег. Уж поневоле ей вопрятаешь.
6. Отношение окружающих людей. Стр 5 - Как используют ее труд окружающие люди? Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки. При этом окружающие охотно пользуются ее добротой, никогда не просят, а просто констатируют факт: «Надо будет помочь колхозу»; «Завтра, Матрена, придешь мне пособить».
- Как относятся к Матрене окружающие ее люди? Стр 2, 5 Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это. Вывод в тетради: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.
Зачитаем концовку рассказа. - В чем признается рассказчик?, лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…
Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу. - Финал горек. Но означает ли это, что автор не оставляет никакой надежды? Жизненная правда Матрены проникнет и сохранится в душе ее последователя – Игнатича.
Поэтому несколько оптимистично звучание трагической концовки рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Рассказчик остается праведником в селе, а значит, есть надежда на будущее, возрождение добра и справедливости. Видимо, с этими надеждами было связано первоначальное название рассказа – «Не стоит село без праведника».
Жизненный путь и судьба Матрены является для нас настоящим уроком жизни - урок добра, совести и человечности.
А теперь попробуйте написать аргумент по теме путь праведницы Матрены.
Прослушаем.
Итак, Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, 9. Домашнее задание: написать аргументы по направлению «Время», «Любовь», «Дом»
В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» мы можем найти пример того, как человек ищет путь к самому себе. В самом начале мы знакомимся с рассказчиком (за ним мы видим самого автора произведения, так как рассказ полностью автобиографичен и достоверен), который оказался в той ситуации, вернувшись из лагеря летом 1956 года. Он возвращался после 10 лет «казахстанской ссылки» в просто Россию, т. е. место конкретно не названо. Рассказчик просит отдел кадров, чтобы его «определили подальше от железной дороги». Ему хотелось поселиться в глубинке страны, именно в «нутряной» России – то есть далеко внутри, именно в «кондовой» - крепкой, прочной, исконной, сохранившей старые обычаи, устои. Я думаю, что после долгих лет лагерей, где совсем недавно был у него только номер, не было имени, Игнатич ищет самого себя. Здесь он пытается обрести внутреннюю устойчивость, духовно-нравственную опору. Нужно отметить, что у рассказчика есть цель: желание учительствовать - и он упорно идет к своей цели, несмотря на то, что ему говорили, «что нечего и на билет тратиться, впустую проездит», так как он - бывший заключенный, и он мог рассчитывать только на тяжелые работы. И все же после того, как каждую букву перещупали в его документах, походили из комнаты в комнату, позвонили куда-то, вдруг дали местечко. В рассказе присутствует мотив дороги - герой идет в две предложенные деревни, как бы идет по дороге поиска себя, подбирая для себя подходящее место для души. Первое местечко – «Высокое Поле». «Само название не лгало». Да, оно находилось на взгорке. Он желал бы остаться здесь и «ночами слушать, как ветви шуршат по крыше», но тут «не пекли хлеба», «не торговали ничем съестным». Посёлок Высокое Поле олицетворяет собой высокое духовное начало, которого рассказчик ещё не достиг. Второе местечко - Торфопродукт. Это место можно назвать «преисподней». Действительно, описание посёлка напоминает подземное царство дьявола. Цветовая гамма здесь соответствующая – преобладают серые, мрачные тона. Звуки напоминают адские визги и вопли. Принадлежность посёлка к дьявольскому миру не вызывает сомнения: торф добывается из чрева земли, по народным поверьям, болото населяют черти и темные силы. Рассказчик предполагает, что здесь «вечером над дверьми клуба будет надрываться радиола, а по улице пображивать пьяные». В итоге он находит деревню Тальново, находит тихий уголок России, где будет продолжать путь к себе. И этот путь приведет к жизненной правде Матрены, которая проникнет и сохранится в его душе - ее последователя.
Вывод: Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. В кульминации рассказа Матрёнин двор, двор бескорыстия, праведности, разрушается, и в рассказе это обретает символический смысл. Избяная, деревянная Россия сталкивается с железным XX веком, с железной хваткой корысти, и рассыпается она по брёвнышку.
Гибель Матрёны, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.
Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.)
В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить, засучив рукава.
- Жизнеспособны ли, по вашему мнению, сегодня нравственные принципы, утверждаемые А. И. Солженицыным?
- Сегодня, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной. Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?
7. Рассказ о прошлом Матрены
- Что мы узнаем о ее прошлом из уст самой Матрены?
- Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события. “Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”.
- Что изменило обычный образ жизни Матрены?
- Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни? Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы?
Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни.
Давайте выясним, какое значение для Матрёны Васильевны играет горница?
Какой ещё герой связан с этим словом?
Горница для Матрёны – это вся её жизнь, ведь она прожила здесь около 40 лет, но она отдаёт горницу для нуждающейся в ней Киры, тем самым обрекая себя на гибель, но по-другому она поступить не может. Зловещий чёрный старик Фаддей сразу понял, как можно сломить Матрёну. В этом есть какой-то мистический смысл, когда старик покушается именно на горницу.
(слайд 17 )
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля слово «горница» и «горний» рассматриваются как однокоренные, причём слово «горний» определяется как «высший, небесный, до мира духовного относящийся». Таким образом, захват горницы Матрёны можно расценить как посягательство на веру в небесное героини.
Гибель горницы на переезде приобретает символический смысл: оторвавшись от земли, на которой построена, лишившись хозяина, она гибнет, как гибнет человек, порвавший со своими корнями. Горькая судьба ожидает и избу Матрены. В ночь трагедии она изображена «выстуженной частым открыванием дверей», погруженной во тьму и тишину: с гибелью Матрены из ее дома уходит тепло, свет и сама жизнь. Не осознавая этой духовной утраты, родственники хозяйки вынесли из опустевшей избы ее любимые фикусы, а саму избу до весны забили (как гроб), продолжая спорить, кому она достанется
Старуха
- Почему рассказчик чувствует, что события действительно закончатся трагически? Где автор уже успел подготовить нас именно к такому финалу? Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подсказки” для читателя.
(страх Матрены перед поездом; пропажа святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)
- Как ПРИРОДА препятствует трагедии? Найдите в тексте эпизод разбушевавшейся метели. Как природа помогает понять внутреннее состояние героини?
На Тальново опускается тьма, подобная той, которая накрыла землю во время казни Христа.
Почему погибает Матрена? ( решила помочь мужикам)
Какой символический смысл имеет гибель Матрёны Васильевны под покровом ночного мрака?
У наших предков понятие о ночной тьме («мрак») сближалось с идеей смерти; слово «мрак» было родственно по корню со словом «мор». Именно из ночного мрака выныривает страшное в своей безжалостности существо – паровоз, поезд, которого Матрёна очень боится.
Образ паровоза имеет символический смысл. Его можно рассматривать по-разному: это и технический прогресс, который прошелся по России, это и символ коммунизма, промчавшийся через христианскую жизнь миллионов покалеченных судеб русского народа.
4. Анализ 2 главы
- Прочитайте начало 2 главы и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком? Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)
Образ Фаддея
- Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений? - Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея? др.-евр. - "похвала"
- Какими красками нарисован в рассказе Фаддей ? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя?
Что движет Фаддеем? Как проявляется нравственная его позиция ? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу?
- Корысть, жажда «захватить» участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. - Жизнь тоже по-своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая ее на своей жене и сыне. - Почти слепой старик, ломает избу своей бывшей невесты: «глаза... деловито поблескивали», «ловко лазил», «живо суетился». -Жадность становится и причиной трагедии: вторые сани начали разваливаться на переезде, потому что «Фаддей для них лесу хорошего не дал». Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. Когда «дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице — убитая им женщина, которую он любил когда-то», Фаддей думал лишь о том, чтобы «спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер» - Но почему же тогда его любила Матрена? (В юности был совсем другой. В том, что к старости он изменился до неузнаваемости, есть некая доля вины и самой Матрены. И она это чувствовала, многое ему прощала. Ведь не дождалась с фронта – и обозлился Фаддей на весь мир, сгоняя всю свою обиду и злость на жене, второй Матрене)
Анализ 3 части
Можно ли утверждать, что отрицательным героем является только Фаддей? Но самое главное, что Фаддей был в деревне такой не один.
- Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены. ( зачитать)
- Каким добром живёт Матрёна, каким – Фаддей и ему подобные? Почему слово добро автор выделяет курсивом?
(Добро для Матрёны – всё духовное: неспособность к злу, любовь и сострадание;
добро для Фаддея – всё вещественное: личное имущество, пожитки, вещи.
В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.
Самостоятельная работа в парах (слайд 19)
Что сопровождает жизнь праведника и грешника? ( учащиеся составляют таблицу, проверка на слайде)
СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ - В чем по-вашему, ребята, заключается рассказа “Матренин двор”? Матрёнин двор – это некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.
- Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что основой отношений в нем становится ложь.
-Лжет председатель колхоза, вовремя запасшийся торфом и не продающий его жителям, -лжет его коллега Горшков, вырубивший под корень гектары леса и получивший звание Героя, лжет трест, показывающий в сводках обильную добычу торфа, -лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны, -лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости, - лжет тракторист, уводящий трактор «тайком для левой», лжет сапожник, всю войну прятавшийся у матери в подполье, - наконец, лжет государство, которое «сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». - Лжет сам язык этого государства, заменяющий исконно русские, запечатлевшие правду народной жизни названия деревень языковыми монстрами, вроде «Торфопродукта».
Этому миру лжи и противопоставлен Матренин двор. Здесь все правда. Даже о шуршании тараканов автор говорит, что «в нем не было лжи».