Урок по теме Мир человеческой души (10 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: «Мир человеческой души» (10 класс)

(урок по лирике Тютчева)

Цель: определить концепцию политического мировоззрения поэта.

Задачи:

1. Показать особенности творческого подхода к теме человек в мироздании.

2. Рассмотреть «контрасты и антитезы»

3. Охарактеризовать лирического героя.


Ход урока.

Эпиграф.

«Так ты – жилище двух миров,

Твой день – болезненный и страстный,

Твой сон – пророчески – неясный,

Как откровение духов…»

Слово учителя:

О тютчева однажды было сказано, что он насквозь поэт. Это действительно так. Поэтическое творчество было для него не утомительной работой, требующей принуждения и усилий, а естественным процессом жизни. Познание мира – это необходимая способность видеть и слышать дневную и ночную жизнь, созерцать ее и разгадывать ее тайный смысл.

Поэт призывал человека «смотри как запад разгоняется..», «Смотри как роща зеленеет…», «Смотри как на речном просторе..», «На месяц взглянь…». Духовно не полноценны те, кто не способен всем сердцем отзываться на мир матери-земли.


«Они  не  видят  и  не слышат,
Живут  в сем  мире, как  впотьмах,
Для  них  и солнце, знать, не дышат,
И  жизни  нет  в морских  волнах.»

«Не их  вина: пойми, коль может,
Органа  жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И  голос  матери  самой.»

Вопросы:

  1. Как вы понимаете «орган жизни»? (инструмент, с помощью которого можно слышать и видеть природу – это сама природа)

  2. Поэт – «богов орган живой», как Тютчев сказал о Пушкине. Какую особенность поэта подчеркивает Тютчев? (поэт подобен природе, всесилен как стихия. Поэт улавливает и воспроизводит гармонию, полифонию мирового бытия в его борьбе конфликтах и согласии)

Вывод:

Отсюда и тютчевское изображение мира через бесконечные противопоставления, подобия и различия, двойственность и полифоничность, через трагическое переживание мирового «расклада» и чуткость к гармонии в малейших ее проявлениях.


Поэт = «богов орган»









Вопросы: 4. Какова роль человека в мировом бытие? (обосновать ответ)

«Грустный вид и грустный час —
Дальний путь торопит нас...
Вот, как призрак гробовой,
Месяц встал — и из тумана
Осветил безлюдный край...
 
        Путь далек — не унывай...

(роль странника)

Лирический герой нередко оказывается у него в дороге, идущий или едущий, какой-нибудь странник. В мистерии бытия человеку отведена роль странника и Тютчев осмысливает не просто место человека в мире, а его жизненный путь. Ведь жизнь человека подобна путешествию, а он сам, как путник в дороге. (исконность человеческих стремлений знать жизнь широкую; манящая красота познания мира, - уходить от узости личности жизни и прикасаться ко всеобщей)


Человека на протяжении всей жизни сопровождают:

день и ночь

глубина и высота

твердь и вода

Задание: анализ стихотворения «День и ночь»

Вопросы:

  1. Каков же жизненный путь человека? (на грани дня и ночи)

  2. Какие темы мы слышим? (темы природы, человека, света и тьмы)

  3. Почему все темы выступают в синтезе?

  4. Задания: выписать в два столбика эпитеты, которые относятся ко дню и ночи.

День Ночь

«Покров златотканый, блистательный» «бездна безымянная»

«Земнородное оживление» «с мира рокового»

«Болящее исцеление» «бездна»

«Благодатный покров» «страх»

«мгла»


  1. Почему темное время суток обладает таинственной властью над человеческими существами, почему оно вызывает ужас?

  2. Что дает день?

  3. Зачитайте приход ночи? (сравните элементы)

  4. Где мы (люди) ?

(люди затеряны в мировой бездне, где нет четких моральных ориентиров, представлений о красоте, где разумное начало подавляется страхами)

  1. Что ночь открывает человеку? (словарь: пантеизм – отождествлений бога с природой)

  2. Определить рифмы (закрытый – открытый, мужская – женский, парная – кольцевая – перекрестная), смысловой оттенок.

  3. Каков же жизненный путь (эпиграф).


Мир устойчив, но и подвижен – это целый мир. Человек не всегда может понять тайны природы, у каждого человека своя тайна. Это каждый раз новое познание. Человек несет в себе как тайну, как и трагедию. В познании человек движется к саморазрушению, он испытывает тягу к противоположности.

  1. Сторона – тянет к гармонии

  2. Стороны к хаосу


Это лишает человека спокойствия, он только временное иллюзорное. Хаос – это вечное, это давление, авторитет природы, он связан с ночной душой человека.