Рабочая программа по литературы по ФГОС для 5 класса по программе Г.И. Беленького

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №19


Рассмотрена и рекомендована

к утверждению на Педагогическом

Совете

(Протокол от_____2013г №___)

«Утверждаю»

Директор: Кизилов Д.С

Приказ от_____2013г №___













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по литературе для 5 класса

на 2013-2014 учебный год



Мельникова С.Н., учитель высшей категории,

Шонина Г.Ю., учитель высшей категории























г.о. Тольятти, 2013


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Введение

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Г.И. Беленького (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год); УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац, М: Мнемозина, 2009.

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.


Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  1. Журавлев В.П. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М.: Просвещение, 2008.

Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.


Принципы и подходы к формированию программы концептуальные положения.

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Учебно-тематический план.









Содержание программы учебного курса

V класс

(105 часов)

Введение. (2ч.+1ч.) Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.


I. Мифы (8ч. +1ч.)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.


Мифы Древнего Египта

Для чтения и бесед

«Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью.


Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».


Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.


II. Устное народное творчество

(8 ч. + 1ч. + 1ч.)

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Кот и лиса».

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).


Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.


Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.


III. Сказочные события и герои в литературе

(18ч. + 1ч. + 1ч.)

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила» (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.


Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.


Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.


П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.


Для самостоятельного чтения (к разделу III)

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша. «Три толстяка», Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля».

Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла», Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли», Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес», В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».

IV.Басни (8ч. +1ч.+1ч.)


Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.


И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».


Для чтения и бесед

«Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).


Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.


V. Человек перед лицом жизненных испытаний

(28ч. + 2ч.)

М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.


Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.


Для чтения и бесед

М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»).


А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.


И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.


Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.


В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.


Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что – осудить дачников.


А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).


Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А.В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка», А.И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей).


VI. Поэзия природы (10ч. + 1ч.+1ч.)


Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.


Для чтения и изучения

А.С. Пушкин. «Обвал», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...»; Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».


К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.


Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».


Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»; А.Н. Майков. «весна», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень « (отрывок); В.В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Лесные дни»; М.М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин», «Родные поэты» (сб. стихотворений).


VII. «Идет война народная, священная война!...»

(5 ч. + 1ч.)

Для чтения и бесед

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли», В.М. Шукшин. «Жатва».


Для самостоятельного чтения (к разделу VII)

В.П. Катаев. «Сын полка».


VIII. Рассказы о твоих сверстниках

(5ч. +1ч.)

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.


В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мститель». Рассказ как жанр литературы.


Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Ю.П.Казаков. «Арктур - гончий пес», «Ночь», «Тедди».







Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия.


В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Система оценки планируемых результатов

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про­изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содер­жания изученного произведения.

  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идей­но-эстетического содержания изученного произведения.

  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользо­ваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

  5. Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

  6. Умение владеть монологической литературной речью; логич­ность и последовательность ответа; беглость, правильность и выра­зительность чтения с учетом темпа чтения по классам.



В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе худо­жественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); сво­бодное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскры­тии идейно-эстетического содержания произведения; умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ­ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основ­ных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточ­но свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс­нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа­ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть по­ложены следующие главные критерии в пределах программы дан­ного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведе­ния героев исходя из идейно-тематического содержания произведе­ния, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выво­ды и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст со­чинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази­тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетель­ствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целена­правленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложе­нии мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаружи­вающее хорошее знание литературного материала и других источни­ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не­дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допу­щены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдель­ные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсут­ствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых оши­бок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


Примерный график проведения контрольных работ


Р.р. Подготовка к контрольной работе по басням И.А. Крылова.


На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.

Домашнее сочинение

Р.р. Контрольная работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму».

Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

Классное сочинение

Р.р. Контрольная работа по произведению А.И. Куприна «Белый пудель».

Знать содержание и проблематику изученного произведения. Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Классное сочинение


Календарно-тематическое планирование

Дата

(неделя)

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты

Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Введение (1ч.+1ч.)

1

1

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. 


Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека.

 

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.

 

 Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.


2

1

Вн. чт. В мире книг.

 


Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека.

   

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии 

Фонды книг и правила библиотеки; вспомнить любимые произведения. 

 Отвечать на вопросы по прочитанному тексту, составлять план, пересказывать.


I. Мифы (8ч. +1)

3

1

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.


Познакомить с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах

Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания

Понятия мифа и мифологии, влияние мифов на культуру человека. Сборники по мифологии.

Находить отличительные черты мифов в литературе.

4-5

2

Мифы Древнего Египта. Мечта народа о победе над смертью. «Великое путешествие солнечной Ладьи».


Познакомить с особенностями древнеегипетской мифологии, дать представление о космогонических мифах

Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания

Особенности мифа и фольклора, мифы разных народов.

Находить отличительные особенности мифа и фольклора. Пересказывать содержание мифа, работать с текстом.

6

2

Мифы Древней Греции (2). О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла».


Познакомить с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах

Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания

Отличие и сходство мифов и сказок.

Выделять отличительные черты мифа и сказки.

7-8

3

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Особенности стихотворной речи поэмы.


Познакомить с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи.

Сведения о жизни Гомера. Герои мифов в поэме «Одиссея», особенности стихотворной речи произведения.

Определять героев мифов в поэме. Выявлять особенности стихотворной речи произведения. Комментированное чтение отрывка их поэмы «Одиссея» (отрывок из 1Х песни).

9-10

3-4

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа


Познакомить с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи.

Понятие легенды. Истоки появления мифов древних славян, особенности композиции и языка произведений. Отличительные особенности мифов древних славян.

Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа.

11

4

Вн.чт. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».


Дать представление о космогонических мифах

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи.

Отличительные особенности легенды и мифа. Особенности жизни и творчества собирателя мифов Древней Греции, герои мифов, основная идея и содержание.

Пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительные черты мифа и легенды.

II. Устное народное творчество (8 ч. + 1ч. + 1ч.)

12-13

4-5

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа.


Виды народных сказок

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Понятие народных сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. Отличие сказки от мифа.

Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа.

14

5

«Белая уточка», «Кот и лиса».


Виды народных сказок. Сказки о животных.

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Своеобразия сказок. Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев. Значение стихотворных вставок в художественную ткань произведения.

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

15-16

5-6

Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка).


Виды народных сказок

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды

Своеобразие сказок народов мира. Особенности сюжета, идеи, характеристика героев сказок народов мира.

Сравнивать характерные черты сказок народов мира и народных сказок.

17

6

Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки)


Виды народных сказок

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Особенности жанра сказки.

Создавать сказку, учитывая особенности жанра.

18

6

Легенды и предания.

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».


Обучение устному пересказу.

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, уметь отличать легенды и предания.

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Содержание и особенности произведений

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений.

19

7

Малые жанры фольклора.

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.


Обучение устному пересказу.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок.


Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

20

7

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. «Петрушка Уксусов».


Обучение устному пересказу.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Понятие народного кукольного театра и история его создания, герои народного кукольного театра. Понятие сатиры. Народная пьеса «Петрушка Уксусов».

Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения.

21

7

Вн.чт. Любимые произведения устного народного творчества.


Обучение устному пересказу.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Жанровое своеобразие произведений устного народного творчества помогают сказителям воспроизвести содержание.

Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы.

III. Сказочные события и герои в литературе (18ч. + 1ч. + 1ч.)

22

8

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.


Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с народными сказками.

Находить отличительные особенности литературных сказок.

23-24

8

А.С.Пушкин (2). Сведения о жизни поэта.

«Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении


Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”

Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки.

Находить сказочные образы и мотивы в произведении.


25

9

Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.


Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.

Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила

Особенности изобразительного мастерства поэта, понятия ритма, стихотворного размера, рифмы.

Отбирать материал для характеристики героев.

26-27

9

Х.К.Андерсен

Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева».


Развивать навыки выразительного чтения

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сведения о жизни великого сказочника. Сказка «Снежная королева».

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

28

10

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.


Развивать навыки выразительного чтения

Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.

Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста.

29

10

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.


Развивать навыки выразительного чтения

Понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!”

Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям.

Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.


30

10

Р.р. Написание контрольного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».


Развивать навыки выразительного чтения

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Особенности литературной сказки и ее отличия от народной. Содержание сказки и особенности творчества Андерсена. Алгоритм работы над сочинением-рассуждением в соответствии с темой.

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа прочитанного произведения, оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

31-32

11

Е.Л. Шварц Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий).


Развивать навыки выразительного чтения

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сведения о жизни писателя Е.Л. Шварца. «Золушка» (киносценарий).

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

33-34

11-12

Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.


Развивать навыки выразительного чтения

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

35

12

Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре.

Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.


Развивать навыки выразительного чтения

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок.

36-37

12-13

П.П.Бажов Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу.


Знакомство с жанром сказа, обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу.

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к сказу.

38-39

13

Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок».


Знакомство с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Особенности сказа как литературного жанра. Содержание литературного произведения «Каменный цветок».

Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев.

40

14

Герой сказа Бажова – труженик и художник.


Знакомство с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

41

14

Вн.ч. В мире литературных сказок.


Развитие творческих способностей учащихся.

Знать содержание сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Отличительные особенности литературной сказки, композиционная структура и сюжетная линия литературной сказки.

Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста, авторское отношение к героям, анализировать поступки героев.

IV.Басни (8ч. +1ч.+1ч.)

42

14

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.


Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.


Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали, уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях.

Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения.

К какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки.

43-44

15

И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок».


Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк и ягнёнок».

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Сведения о жизни баснописца. Содержание и композиция басни «Волк и Ягненок».

Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни.

45-46

15-16

«Волк на псарне», «Квартет».


Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях, их общую интонацию, смысл.

Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.

47-48

16

«Демьянова уха», «Кукушка и Петух».


Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.


Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Содержание и композиция басен. История создания басен.

Устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню.

49

17

Р.р. Подготовка к контрольному домашнему сочинению по басням

И.А. Крылова.



Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.


Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения.

На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.

50-51

17

Вн. чт.

Басни Эзопа и Лафонтена.


Показать особенности языка произведения, учить работе с текстом произведения.


Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена.

Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний (28ч. + 2ч.)

52

18

М. Ю. Лермонтов Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.


Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер


Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Сведения о жизни поэта. Значение темы Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

53-54

18

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.


Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер


Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

История создания стихотворения, героическая направленность, отношение автора к родине. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании

Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи.

55-56

19

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.


Познакомить учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер


Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета и сравнения как средств художественной выразительности.

Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения.

57-58

19-20

А. В. Кольцов (2). Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне.


Познакомить учащихся с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Косарь»

Сведения о жизни поэта. Уметь определять близость стихотворения к народной песне.

Сведения о жизни поэта. Читать стихотворение «Косарь». Понимать идею произведения. Близость стихотворения к народной песне.

Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. Объяснять, как произведение становится песней.

59

20

Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека.


Познакомить учащихся с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Косарь»

Сведения о жизни поэта. Уметь определять близость стихотворения к народной песне.

Алгоритм анализа стихотворения, авторское отношение.

Анализировать стихотворение в соответствии с планом.

60

20

И. С. Тургенев Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа.


Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя.

Развивать навыки выразительного чтения, работы с текстом.

Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.


Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. Содержание рассказа «Муму». История его создания.

Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории.

61

21

Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Влияние на человека барства и рабства.


Ввести в мир тургеневского рассказа

Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства.

Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.

62

21

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.


Продолжить сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», развивать умение краткого пересказа, проследить за изменениями в главном герое

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима.

Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.

63-64

21-22

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.


Провести частичный анализ, подготовить учащихся к сочинению.


Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

65

22

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу

И.С. Тургенева «Муму».


Написание сочинения.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя.

Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

66-67

22-23

Л. Н. Толстой Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

«Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.


Дать общее представление о пути Л.Н.Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами.

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий:
«рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра.

Основные факты жизни и творческого пути Л.Н. Толстого; историю создания произведения.

Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

68-69

23

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин).


Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

Формирование умения грамотной письменной речи.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка),
уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица
героев.

Особенности композиции рассказа, позиция автора в рассказе, содержание рассказа, понимать жизненную позицию главного героя.

Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью.

70

24

Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.


Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

Формирование умения грамотной письменной речи.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Авторская позиция и способы ее выражения.

Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания.

71

24

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения


Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

Формирование умения грамотной письменной речи.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Сюжет и герои художественного произведения.

Анализировать прозаический текст, развивать умение давать устный и письменный ответ на тему, совершенствовать речевые навыки.

72-73

24-25

В.М.Гаршин Сведения о жизни писателя. «Сигнал».


Развивать навыки художественного пересказа, выразительного чтения.


Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания рассказа, его содержание.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение.

74

25

Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.


Развивать навыки художественного пересказа, выразительного чтения.


Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Особенности композиции и проблематики произведения.

Отвечать на проблемный вопрос. Делать творческие проекты.

75-76

25-26

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. «Белый пудель».


Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание.

Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

77-78

26

Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли).


Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства.

Характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию.

78-79

27

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).


Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Содержание и проблематику изученного произведения.

Сопоставлять по­ступки героев, ис­пользовать срав­нительные характеристики.

80

27

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель».


Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Содержание и проблематику изученного произведения.

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

VI. Поэзия природы (11 ч. + 1ч.)

81-82

28

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.


Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.

83

28

А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».


Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

84-85

29

Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...».


Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Философская глубина, афористичность стихотворений поэта.


Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

86

29

Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».


Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворённость природы, единство в ней человека.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

87-88

30

К.Г.Паустовский.

Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона».


Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке.

Развивать навыки комментированного чтения; работать с понятием «эпитет»; формировать умение работать в группах.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма

Сведения и жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.

Воспринимать и анали­зировать художественный текст, формулировать тему, идею, про­блематику, давать характеристи­ку героев.

89

30

«Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.


Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Особенности композиции и проблематики произведения.


90-91

31

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.


Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке.

Развивать навыки комментированного чтения; работать с понятием «эпитет»; формировать умение работать в группах.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Образную природу словесного искусства.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

92

31

Вн. чт.

Е. И. Носов.

«Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась».


Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Содержание рассказов.

Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпи­зоды литератур­ных произведений и сравнивать их героев; выра­жать свое отноше­ние к прочитанно­му произведению.

VII. «Идет война народная, священная война!...» (5 ч. + 1ч.)

93-94

32

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»;


Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, тему исторической памяти.

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника.

95-96

32-33

О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли».


Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, образную природу словесного искусства.

Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей.

97

33

Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка».


Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание.

Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

VIII. Рассказы о твоих сверстниках (5ч. +1ч.)

98-99

33-34

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.


Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание.

Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

100-101

34

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя. «Мститель». Рассказ как жанр литературы


Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Основные факты жизни и творческого пути писателя, история создания произведения, его содержание.

Анализировать художественный текст, давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию, своё отношение к прочитанному произведению, находить свойства и различия между автором и его героем.

102

35

Вн. чт. Рекомендации на летнее чтение.






103-105

35

Резервные часы








Материально-техническое обеспечение программы


Основная литература

  1. Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. - Сыктывкар: Знание, 2004.

  2. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 5 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

  3. Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

  4. В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.

  5. Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

  6. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.

  7. Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.

  8. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

  9. Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.


Дополнительная учебная литература

  1. Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

  2. Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.

  4. Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

  5. Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

  6. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

  7. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.

  8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

  9. Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.

  10. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.


Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

  3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.

  4. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.

  5. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

  10. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.


Ресурсы ИКТ

  1. BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.

  2. Диск «И.С. Тургенев. Произведения».

  3. Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».

  4. Диск «Миф и мифология. 5 класс».

  5. Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».

  6. Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 5 класса, 40 интерактивных уроков».

  7. Диск «Пушкин Александр Сергеевич. Сказки».

  8. Диск « Русские словари: Толковый,  Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».

  9. Диск «Сказки великого Х. К. Андерсена».

  10. Диск « Словарь литературоведческих терминов».

  11. Диск «Сказы П.П. Бажова».

  12. Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 5 класс».

  13. Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».

  14. Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.5 класс.