Экспериментальное исследование как способ изучения языковой личности героя
(на материале стихотворения Юрия Живаго «Разлука»
из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»)
Автор: Луговская Елена Владимировна
В ракурсе задач современной лингвистической парадигмы, основными признаками которой являются текстоцентризм и антропоцентризм, актуальным является изучение языковой личности героя художественного произведения. Описание языковой личности персонажа (мировоззрения, системы ценностей личности, индивидуальной картины мира, мотивов поведения) на тезаурусном уровне предполагает выявление и рассмотрение ключевых концептов, анализ которых возможен на основе созданных языковой личностью текстов. Задача экспериментального исследования – проверка гипотезы о наличии сквозного концепта «любовь», присущего мировидению как главного героя романа «Доктор Живаго», так и лирического героя стихотворений Юрия Живаго.
Для выявления особенностей читательского восприятия поэтического текста ученикам 11 класса было предложено прочитать стихотворение «Разлука» и ответить на вопросы:
Охарактеризуйте эмоциональную тональность стихотворения.
Подчеркните лексемы, которые способствуют передаче эмоционального состояния лирического героя.
Выпишите слова, которые, на Ваш взгляд, являются ключевыми.
Определите микротемы стихотворения.
Предложите вариант заглавия стихотворения.
Как бы вы определили главную мысль стихотворения?
Одной из задач эксперимента являлось выявление настроения лирического героя стихотворения и установление его взаимосвязи с прозаическим текстом романа.
Эмоциональная тональность поэтического текста «является одним из составляющих его прагматического эффекта» [1]. Наша задача – охарактеризовать динамику душевного состояния, настроения лирического героя и выявить специфику отбора языковых средств стихотворения. В эксперименте участвовало 60 респондентов. По мнению большинства реципиентов (52 ученика – 87 %), общая тональность стихотворения «Разлука» минорная: грустная (34 ответа), тоскливая (12 ответов), печальная (5), унылая (5), трагичная (4), безысходная (2). Отметим также, что 8 информантов затруднились ответить на этот вопрос. Эмоциональная тональность стихотворения, по мнению читателей, меняется, чувство тоски, испытываемое лирическим героем, постепенно усиливается от состояния грусти до состояния безысходности, что отражено синонимичными прилагательными. Это связано с душевной пустотой, наступившей после расставания с любимой и воспоминаниями о былом счастье.
Особую роль в выражении настроения лирического героя играют лексические единицы, способствующие передаче его эмоционального состояния, подчеркнуть которые предлагалось во втором вопросе. Минорную тональность стихотворению, по мнению реципиентов, придают абстрактные существительные: «разлука» (отмечено 45 учениками), «тоска» (42), «безысходность» (15), «хаос» (12), «мигрень» (10); глаголы: «плачет» (10), «бродит» (9) , «не замечает» (7); прилагательное: «насильственный» (16). Как показал эксперимент, чаще при определении тональности ученики отмечали имена существительные, реже – другие части речи. Анализ речевых средств, отмеченных информантами, показал, что эмоциональная тональность связана в их понимании не только с отдельными словами, но и со словосочетаниями: «Разлука их обоих ждёт» (14), «Она была так дорога» (18), «Тоска с костями гложет» (15), «плачет втихомолку» (12), «Ушли на дно его души» (10) и целым фрагментом текста, представленным 9 строфой стихотворения:
И вот теперь её отъезд,
Насильственный, быть может!
Разлука их обоих ждёт,
Тоска с костями гложет (14).
Следовательно, для определения эмоциональной тональности стихотворения важны как отдельные слова, так и более широкий контекст.
Ответ на третий вопрос не вызвал затруднений у большинства информантов, были получены следующие ответы: «хаос»,(25) «безысходность» (31), «разлука» (38), «тоска» (54), причём данные лексемы выделены ими именно в такой последовательности, так как они располагаются в стихотворении. Эти ключевые слова, выявленные реципиентами, составляют содержание микротем стихотворения, определение которых предлагалось в четвёртом вопросе анкеты.
«Под темой в свете коммуникативного подхода к тексту нами понимается результат речемыслительной деятельности адресата, обобщающий и систематизирующий отдельные микротемы» [1]. Информантами были выявлены микротемы, связанные со структурой стихотворения.
По результатам эксперимента информантами выделено 3 блока микротем, которые представлены в таблице:
Микротемы Количество строф
Варианты микротем и количество учеников, выделивших микротемы
1 блок – жилище после побега любимой
1-2 строфы
«Отъезд» (33), «Хаос» (26), «Разгром» (25), «Поспешный отъезд» (22), «Приход / возвращение домой» (13), «Побег» (15), «Её отъезд» (6), «Потеря» (10), «Везде следы разгрома» (8), «Повсюду в комнатах хаос» (4).
2 блок – история встречи и расставания
3-9 строфы
«История любви» (36), «Он и она» (35), «Мысли/думы о море» (34), «Жизнь с любимой / возлюбленной» (27 уч.), «Волны судьбы» (22) «Жизнь как море» (17 уч.), «Любовные грёзы» (8 уч.), «Жизнь – боль» (4 уч.), «Встреча и разлука» (5), «Она была так дорога» (5), «Разлука их обоих съест» (4), «Стихия любви» (1), «Пучина чувств» (1).
3 блок – последствия расставания
10-12 строфы
«Тяжесть/боль разлуки» (34), «Горечь потери/одиночества» (32), «Последствия разлуки» (24), «Плач втихомолку» (6), «Раскиданные лоскуты» (2).
Большинство респондентов выделили 3 структурные единицы в стихотворении (33 ученика – 55 %), первая из которых характеризуется объединением первой и второй строф и подчёркивает состояние жилища после расставания с любимой: «Отъезд» (33 ответа), «Хаос» (26), «Разгром» (25), «Поспешный отъезд» (22), а также в некоторых случаях выражает внутреннее состояние лирического героя, например, «Потеря» (10).
Вторую часть стихотворения, связанную с историей любви лирического героя, информанты объединили в отдельную микротему (35 учеников) и, отразив динамику развития отношений влюблённых, определили следующим образом: «История любви» (36), «Он и она» (35), «Мысли / думы о море» (34), «Жизнь с любимой / возлюбленной» (27) (см. таблицу). Следует отметить, что в качестве названия микротем некоторые ученики использовали цитаты из поэтического текста (см. таблицу). Разнообразие названий выделенных учениками микротем подчёркивает широкий спектр вызванных стихотворением ассоциаций, богатство его смысловых связей и вариативность интерпретаций. Заглавия микротем, с одной стороны, выражены словами в прямом значении, передающими содержательно-фактуальную информацию, которой посвящен текст: «Он и она», «История любви», с другой стороны, – словами в переносном значении, указывающими на содержательно-концептуальную информацию, соотносящуюся с идейным уровнем текста: «Волны судьбы», «Жизнь как море». Чувство любви ассоциируется в сознании лирического героя с морской стихией. История любовных отношений лирического героя и история жизни с возлюбленной описаны на лексическом уровне с помощью лексических единиц, имеющих семантический компонент «море»: тоска – «пустыня моря», близость любимой – «берега моря», встреча в тяжёлые времена – «Она волной судьбы со дна / Была к нему прибита», трудности и препятствия на жизненном пути – «Волна несла её, несла / И пригнала вплотную».
Для характеристики третьей части стихотворения информанты использовали формулировки, описывающие состояние лирического героя после расставания с возлюбленной (см. таблицу).
Анализируя средства выражения языковой личности Юрия Живаго, проявившейся в создании поэтического текста, обратимся к такому объекту познавательной деятельности читателя, как заглавие стихотворений (наличие/отсутствие), также к анализу идеи художественного произведения. В непосредственной связи с микротемами стихотворения учениками были даны ответы на пятый вопрос анкеты относительно заглавия. Среди вариантов названия большинство из них проявили единство, определив его как «Разлука» (51), что совпадает с авторским замыслом. Кроме этого отмечены следующие варианты: «Воспоминания» (34), «Потеря» (28), «Расставание» (26), «Прощание с любимой» (12), «Пустота» (6).
Поскольку эксперимент преследовал задачу проверки гипотезы взаимосвязи внутреннего состояния лирического героя стихотворения с состоянием персонажа романа в определённые периоды жизни, идея выбранного стихотворения представляется важной в описании языковой личности Юрия Живаго. Исходя из полученных ранее ответов, для большинства информантов не составило труда определить главную мысль стихотворения «Разлука» как переживания лирического героя, связанные с расставанием с любимой женщиной (38): «Расставание с любимым человеком всегда больно, и забываются такие моменты всегда долго», «Уход любимой перевернул внутренний мир героя, создав пустоту и разорение», «Сильные душевные терзания героя, связанные с разлукой, не дают ему смириться с мыслью о потере любимой».
Некоторые формулировки конкретизируют идею стихотворения. Они наполнены более глубоким пониманием текста и связаны с мыслью о невосполнимости утраты и бессмысленности дальнейшего существования (18 ответов): «Тоска человека безгранична, он теряет смысл жизни и чувство реальности», «Разлука опустошает человека», «Разбитая любовь оставляет человека наедине с самим собой и часто приводит к смерти». Данные формулировки предвосхищают события романа, находятся в тесной взаимосвязи с событиями жизни героя, отражают финал судьбы главного гороя: Юрий Живаго после ухода Лары, оставшись в одиночестве, теряет смысл существования: «С Юрием Андреевичем творилось что-то несообразное. Он медленно сходил с ума. <…> Он запустил дом, перестал заботиться о себе…» [2].
Итак, по данным эксперимента, выявлено, что гипотеза о важности концепта «любовь» в жизни персонажа подтверждается. Большинство информантов, опираясь на языковой материал, правильно выделяют идею стихотворения – для Живаго любовь – основа жизни. Концепт «любовь» выражен в стихотворении имплицитно. В составе ассоциативно-смыслового поле концепта в данном поэтическом тексте актуализированы такие его номинанты, как «разлука», «побег», «тоска», «безысходность», «хаос».
Литература:
Болотнова, Н. С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня / Н. С. Болотнова. – Томск : Издательство ТГПУ, 1999. – 312 с.
Пастернак, Б. Л. Доктор Живаго : роман / Б. Л. Пастернак – Москва : Эксмо, 2004. – 624 с.