| Дистанционный этап краевого форума «Молодежь и наука» |
Полное название темы работы | На чем держится мир? |
Название секции форума | Литература |
Тип работы | Исследовательская работа |
Фамилия имя отчество (полностью) автора, дата рождения (ДД.ММ.ГГГГ) | Моцаренко Маргарита Валерьевна , 28.04.1999г. |
Территория: | Красноярский край, Богучанский район, село Чунояр |
Класс | 8 класс |
Место выполнения работы | Муниципальное казённое образовательное учреждение Чуноярская средняя общеобразовательная школа № 13, Научное объединение учащихся «Фабрика мысли» |
Руководитель | Иванова А.В. , МКОУ Чуноярская СОШ №13, учитель русского языка и литературы |
Научный руководитель |
|
Ответственный за корректору текста работы | Иванова А.В. , МКОУ Чуноярская СОШ №13, учитель русского языка и литературы |
e-mail (обязательно) Контактный телефон | Руководитель: sk.63mail.ru Контактный телефон: 89233353877 |
| С условиями Конкурса ознакомлена и согласна Организатор конкурса оставляет за собой право использовать конкурсные работы в некоммерческих целях и без денежного вознаграждения автора (авторского коллектива) при проведении просветительских компаний, а также полное или частичное использование в методических, информационных, учебных и иных целях в соответствии с действующим законодательством РФ |
АННОТАЦИЯ
Моцаренко Маргарита Валерьевна
МКОУ Чуноярской СОШ №13, 8 класс
На чем держится мир?
руководитель: Иванова Алена Васильевна, учитель русского языка и литературы
Цель работы. Проанализировать повесть «Чучело» и выявить, звучат ли христианские мотивы в произведении.
Методы решения основных задач. Изучение источников информации, интерпретация текста, анализ художественного произведении, обобщение полученных результатов.
Основные результаты исследования. Я проанализировала повесть В.К. Железникова «Чучело», познакомилась с христианскими заповедями, определила круг христианских мотивов в идее произведения, пришла к следующему выводу: вечные христианские истины: любовь, милосердие, добро, бескорыстие, надежда, вера - нашли свое отражение в повести «Чучело». Поставленные задачи решены. Цель достигнута. Моя гипотеза подтвердилась.
Результаты данной работы можно использовать для бесед с родителями на родительских собраниях, на уроках литературы при сопоставлении с другими произведениями, при подготовке учащихся к диспутам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Повесть В.К. Железникова «Чучело» и одноименный фильм Р. Быкова заставили меня задуматься об очень важных проблема современности: о жестокости, равнодушие, дефиците милосердия, о нравственности и безнравственности. Тема детской жестокости очень актуальна в наш век. Ситуация, изображенная в повести «Чучело»,- достаточно частое явление среди подростков.
Проблема сохранения души в условиях противостояния личности и толпы – одна из самых актуальных проблем современности. В мире подростков часто оказываются перевернутыми нравственные ценности: жестокость и безнравственные поступки считаются героизмом, а доброта и сострадание – трусостью, признаком слабости.
Многие русские писатели обращались к названной проблеме. Среди них А. Платонов, В. Астафьев, В. Распутин, В. Железников. Одним из нравственных ориентиров является христианское учение об абсолютной ценности человеческой жизни.
Я рассмотрела повесть В. Железникова с точки зрения христианских представлений о жизни и нравственности. В этом заключается новизна моего исследования.
В ходе исследования я выясняла, звучат ли в произведении «Чучело» христианские мотивы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Гипотеза. Я предположила, что в повести В.К. Железникова «Чучело» звучат христианские мотивы.
Цель. Проанализировать повесть «Чучело» и выявить, звучат ли христианские мотивы в произведении.
Основные задачи:
1. Рассмотреть художественные образы повести «Чучело»;
2. Определить идею произведения «Чучело»;
3. Выявить круг христианских мотивов, которые содержатся в идее повести;
4. Оформить и представить полученное исследование в виде презентации.
Методы решения основных задач. Изучение источников, отбор информации, интерпретация текста, анализ художественного произведении, обобщение полученных результатов.
Объект исследования. Повесть В.К. Железникова «Чучело».
Предмет исследования. Вечные нравственные ценности в повести «Чучело».
План исследования:
1. Изучение биографии и творчества писателя.
2. Чтение произведения «Чучело».
3. Просмотр кинофильма «Чучело».
4. Ознакомление с христианскими заповедями.
5. Сравнение христианских заповедей с нравственными ценностями повести «Чучело».
6. Оформление работы, презентация исследования.
Основные результаты исследования. Я проанализировала повесть В.К. Железникова «Чучело», познакомилась с христианскими заповедями, определила круг христианских мотивов в идее произведения и пришла к следующему выводу: вечные христианские истины: любовь, милосердие, добро, бескорыстие, надежда, вера - нашли свое отражение в произведении «Чучело».
Решив поставленные задачи, я достигла цели. Моя гипотеза подтвердилась.
Результаты данной работы можно использовать для бесед с родителями на родительских собраниях, на уроках литературы при сопоставлении с другими произведениями, при подготовке учащихся к диспутам.
Перспектива. Я продолжу работу с повестью «Чучело» и с повестью «Чучело – 2, или игра мотыльков», написанную В. Железниковым в 2005 году. Я заинтересовалась тем, почему два разных произведения одного и того же автора носят похожие названия, и решила сопоставить их.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ ПОВЕСТИ «ЧУЧЕЛО»
В провинциальную школу (дело происходит «где-то между Калугой и Серпуховом» на берегу Оки, название города в книге не указано, но, скорее всего, это Таруса) приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционирует картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни.
Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хотя и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье - это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе)[5].
Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её дед, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в ее адрес и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку.
Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Её поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присуще ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Ленке и выделяет ее среди остальных: «Не ожидала я такого от Чучела, - нарушила наконец тишину Железная Кнопка. – Всем врезала. Не каждый из нас на это способен. Жалко, что она оказалась предателем, а то я бы с ней подружилась… А вы все хлюпики. Сами не знаете, что хотите» [5], и причину этого выделения она осознает лишь в самом конце, в момент прощания с Бессольцевой. Миронова понимает, что вина за все произошедшее лежит не только на учениках, но и на родителях, и на учителях, на жителях – на всех, кто их окружает, обучает, воспитывает, но ее прозрение назвать полным нельзя, так как она отделяет себя от остальных, забывая при этом, что вела себя так же, как они.
Становится очевидным, что Ленка не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять лжи и сохранить духовное начало.
Особое место в системе образов занимает Димка Сомов. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и тем самым отличается от своих сверстников. Его внешность сразу поразила Лену: «Знаешь, он меня сразу удивил. Глаза синие – синие, а волосы белые. И лицо строгое. И какой – то он весь таинственный, как «Уснувший мальчик». [5] Сравнив его со статуей, она тем самым подчеркивает его внешнюю красоту. Постепенно Лена обнаруживает в нем и внутреннюю красоту. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить ее, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно. Ему свойственны трусость и подлость, поэтому он оказался способен на неоднократное предательство. Он предает Бессольцеву, когда не признается в своем проступке, когда вместе со всеми сжигает чучело Ленки, когда пытается напугать ее, когда вместе с остальными бросает ее платье по кругу. Его внешняя красота не соответствует внутреннему содержанию, и в эпизоде прощания с Бессольцевой он вызывает лишь жалость.
Таким образом, никто из класса не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.
В отличие от всех персонажей Ленка оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее милосердии. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобившись – это говорит о ее доброте. Не случайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для ее рода.
Таким образом, Лена Бессольцева является главной героиней повести, поскольку несмотря на все испытания, она не теряет своего человеческого достоинства и сохраняет умение понимать, прощать, верить и любить. Она выдерживает нравственное испытание, несмотря на то, что одна противостоит всему классу. Следует отметить, что в трудной ситуации сохранить духовное начало ей помогает дедушка, человек, для
которого вера, добро и красота являются основными ценностями в жизни. Он пытается внушить это и Лене.
ИДЕЙНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ
Дом Бессольцевых тоже является героем повести и тесно связан с жизнью древнего городка.
Прошло время, окончилась война, и городок вновь возродился. Он стоял теперь, как и прежде, размашисто и вольно на нескольких холмах, которые крутыми обрывами подступали к широкой излучине реки.
Городок одушевлен: он «возродился», стоял «размашисто и вольно», да еще «на нескольких холмах», совсем как Москва. Этим описанием подчеркивается значимость маленьких русских городков, хранящих историю, подобно старинным шкатулкам с бесценными сокровищами.
«На одном из таких холмов и возвышался дом Николая Николаевича – старый, сложенный из крепких бревен, совершенно почерневший от времени. Его строгий, простой мезонин с прямоугольными окнами затейливо украшали четыре балкончика, выходящие на все стороны света».[5]
Это уже характеристика старинного дома, где происходило самое важное: рос и формировался человек. А четыре балкончика напоминают строки из русских сказок, где герои всегда кланялись «на все четыре стороны», отдавая дань всем частям света, обращаясь с миром ко всем живущим на земле. Это по-русски, и это очень важно.
В доме Бессольцевых принято раскаиваться в содеянном, а иначе стыдно будет в глаза смотреть. Ведь чистая совесть и совестливость вообще, может быть, самое главное в человеке… Могла ли Лена Бессольцева быть другой?
Святая царственная мученица Александра писала: «Главным центром жизни любого человека должен быть его дом. Это место, где растут дети – растут физически, укрепляют свое здоровье и впитывают в себя все, что делает их истинными и благородными...»
Дети любят картины, и если картины в доме чистые и хорошие, то чудесно на них влияют, делают их утонченнее.
Дом Бессольцевых был наполнен картинами, именно они сформировали людей с живым сердцем и сострадательной душой. Вот почему Николай Николаевич отличался от всех других жителей городка, ведь он так же не походил на них, как и его дом казался «чужаком» среди «своих».
«Черный дом с просторной, открытой ветрам террасой был не похож на веселые многоцветно раскрашенные домики соседей. Он выделялся на этой улице, как если бы суровый седой ворон попал в стаю канареек или снегирей».[5]
Этот дом отличался какой-то необыкновенной живучестью, позволяющей человеку стать «бессмертным»: «Николай Николаевич не боялся смерти и относился к этому естественно и просто, но он хотел обязательно добраться до родного дома. И это страстное желание помогло ему преодолеть болезнь, снова встать на ноги, чтобы двинуться в путь. Николай Николаевич мечтал попасть в окружение старых стен, где длинными бессонными ночами перед ним мелькали бы вереницы забытых и вечно памятных лиц.[5]
Только стоило ли ради этого возвращаться, чтобы на мгновение все это увидеть и услышать, а потом навсегда потерять?
“И как же иначе?” – подумал он и поехал в родной край».
Не в этих ли строчках лежит разгадка поведения Лены, которая тоже не могла иначе, другого варианта не существовало вовсе? Она там, где нужна помощь, а все остальное не так важно.
Даже в имени и отечестве дедушки Лены невольно ощущается извечная связь русского человека с чудом, творимым любимым святым, Николаем Чудотворцем, на которого надеялись тысячи лет, которого почитают и поныне.[9]
«Николай Николаевич ни с кем не заговорил не потому, что был так нелюдим, просто каждая жилка дрожала у него внутри при встрече с домом, который был для него не просто дом, а его жизнь и колыбель». Потому-то уже и для жителей городка этот дом стал необходимой достопримечательностью, его неотъемлемой частью: «И между прочим, люди привыкли к тому, что дом Бессольцевых светился ночью и стал в городке своеобразным маяком, ориентиром для запоздалых путников, издалека возвращавшихся в темноте домой».[5]
Если бы этот дом не вырастил Николая Николаевича, не воспитал бы его, Лена тоже не была бы такой же честной и милосердной.
Тогда все времена не объединились бы в одно целое в создании людей, человек перестал бы быть человеком. В повести об этом сказано так: «Он (Николай Николаевич) как-то особенно остро ощущал, как важно для него, чтобы не порвалась тоненькая ниточка, связывающая его с прошлым, то есть – с вечностью». Миру не на чем было бы держаться![5]
«Он (Николай Николаевич) вспомнил, как однажды проснулся утром и понял, что он жил здесь вечно, хотя и вернулся в родной дом всего десять лет назад. Но так плотно легли на его жизнь все события прошлого семьи Бессольцевых и городка, что сплелись в крепкий узел, который никому уже не удастся ни развязать, ни разрубить». Этот человек чувствовал себя частью своей семьи, своего народа, земли, на которой жил.[5]
Значит, родной дом может сделать человека не только сильным, но и бессмертным? Только, наверное, это касается не всех, а лишь тех, кто об этом знает, кто понимает гораздо больше, чем множество людей вокруг.
Одноклассники Лены не поняли поступка Николая Николаевича. Как можно подарить дом, да еще с бесценными картинами? «И весь класс ахнул. Ребята, конечно, не понимали истинного значения картин, которые Николай Николаевич отдал городу, но знаменитый дом на холме они знали с самого детства. Он хотя и был для них сказочным дворцом, про который они знали столько замечательных историй, существовал для них реально. И то, что теперь дом Бессольцевых принадлежал городу, произвело на них ошеломляющее впечатление. Они с восторгом и с большим удивлением смотрели на Ленку, как на человека, имеющего отношение к чему-то им непонятному, но чудесному».[5]
Город приобрел историю в виде дома Бессольцевых. Давно забытое стало достоянием уже не одной семьи, а исторические и нравственные ценности коснулись множества бесчувственных сердец.[5]
«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил. Рыжий вдруг встал, подошел к доске и крупными печатными буквами, спешащими в разные стороны, написал: Чучело, прости нас!»[5]
Значит, души ребят не безнадежно очерствели. Каждый из них задумался о своих поступках. Возможно, совершив зло, они дойдут до добра.
Есть надежда на то, что милосердие даст свои ростки, но для этого нужна любовь. «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» (1 кор. 13, 1 – 6) [9]
Таким образом, В.К. Железников утверждает, что мир спасется красотой, если люди научатся ценить и любить ее, отдавая предпочтение красоте внутренней, а не внешней. Красота должна соединиться с любовью, милосердием, состраданием, надеждой, верой, это те вечные христианские истины, на которых держится мир, те нравственные ценности общечеловеческих законов жизни.
НРАВСТВЕННО – ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Таблица 1. Сопоставительный анализ христианских истин с вечными нравственными ценностями в повести
Добро должно победить зло. Нравственные ценности коснулись бесчувственных сердец. Дом Бессольцевых стал ориентиром для жителей городка.
Таким образом, вечные христианские истины являются основой нравственности, духовной красоты главных героев повести В.К. Железникова «Чучело». Дед и внучка Бессольцевы живут, приумножая красоту и добро в мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познакомившись с христианскими заповедями и проанализировав повесть Железникова В.К. «Чучело» с точки зрения христианских представлений о нравственности, я пришла к следующим выводам:
1. В повести сопоставлены и противопоставлены художественные образы. С одной стороны – Лена Бессольцева и её дедушка, Николай Николаевич, с другой – одноклассники Лены, для которых главными ценностями являются дорогие вещи, машины, деньги. Никто из подростков не выдержал нравственного испытания: у них не хватило для этого моральной основы и внутренней силы.
2. Главная героиня повести, Лена Бессольцева, подобно своему дедушке, придает гораздо большее значение внутреннему миру, чем своей внешности. Становится очевидным, что Лена не похожа на остальных. В ней есть внутренняя сила, позволяющая противостоять жестокости, лжи и сохранить духовное начало. В этом ей помогает дедушка, человек, для которого любовь, добро и внутренняя красота являются основными ценностями в жизни.
В семье Лены ценят доброту, искренность, бескорыстие, честность, сохраняют частичку истории России. Значит, они живут, приумножая красоту и добро в мире.
3. Автор произведения убедительно показывает, что в воспитании духовной личности играют главную роль семья, родной Дом. Дети, лишенные домашней теплоты и ласки, могут навсегда остаться бессердечными. А ведь это рождает равнодушие и жестокость и разрушает весь мир.
Следовательно, мир держится на любви к отчему дому, на любви, сострадании, милосердии к людям, ко всему живому на земле, что является основой христианских взглядов на жизнь и нравственность.
Основные результаты исследования. Я проанализировала повесть В.К. Железникова «Чучело», познакомилась с христианскими заповедями, определила круг христианских мотивов в идее произведения и пришла к следующему выводу: вечные христианские истины: любовь, милосердие, добро, бескорыстие, надежда, вера - нашли свое отражение в произведении «Чучело».
Решив поставленные задачи, я достигла цели. Моя гипотеза подтвердилась.
Результаты данной работы можно использовать для бесед с родителями на родительских собраниях, на уроках литературы при сопоставлении с другими произведениями, при подготовке учащихся к диспутам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Библия
Железников В.П. http://edu4/shebekino.ru/
Железников Владимир Карпович. http://dic.academic.ru/
Железников В.П. http://imhonet.ru/
Железников В.К. «Чучело» М., 1989г.
«Игра мотыльков» - «Чучело» новой Росси. http://hghltd.yandex.net/
Картавцева М.И.. «Уроки внеклассного чтения». – Воронеж, 2003. с.35-38
«Литература в школе», 2005, №7, с.35
«Любовью назидая»: Слова и проповеди. – М. Правило веры, 2002 – с.11-12
«Части речи». Просвещение, 2012, с.26-29