Конспект урока литературы в 7 классе по теме:
«Стихотворения М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…».
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия стихотворения М. Ю. Лермонтова, дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства о поэте.
Задачи:
Обучающая: продолжить обучение целостному анализу поэтического текста; закрепить знания учащихся о тропах и фигурах, их роли в речи.
Развивающая: развивать творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира, умение соотносить произведения разных видов искусства; способствовать развитию речи, пополняя активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родной природе.
Ход урока
- Для каждого из нас свой Лермонтов. А какой он – ваш Лермонтов?
Ираклий Андроников писал о Лермонтове: «Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».
Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной,- пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным.
В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска.
Это человек сложной судьбы , которая, рано лишила его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с женщиной, которая бы любила и понимала его, с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками.
Даже в неодушевленных образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве, что видно из его стихов: "белеет парус одинокий", старый утес стоит одиноко "и тихонько плачет... в пустыне", дубовый листок тоже "один и без цели носится по свету". Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье.
Лермонтовские стихи об одиночестве навевают светлую грусть, вызывают желание понять этого великого поэта, побольше узнать о нем и, конечно же, огромное восхищение этим неповторимым талантом.
Океан лермонтовской поэзии трудно расстаётся с тайнами, запрятанными в его глубинах. Одно из таких стихотворений – «Когда волнуется желтеющая нива…», загадку которого мы попытаемся сегодня раскрыть.
- Какое настроение создаёт это стихотворение?
Радости, покоя, счастья, чувство умиротворения, гармонии, а с другой стороны- внутренней тревогой, раздумьями, поисками покоя.
-Как вы думаете, при каких обстоятельствах могло быть написано это стихотворение?
- Нельзя до конца понять смысл этого стихотворения, не зная, при каких обстоятельствах оно было написано. Послушайте сообщение об истории создания стихотворения.
Выступление учащегося.
После распространения произведения «Смерть Поэта» за нарушение воинской дисциплины в лейб-гвардии гусарском полку М. Ю. Лермонтов был арестован и содержался в здании тюрьмы. По воспоминаниям троюродного брата и близкого друга Лермонтова Шан-Гирея, к поэту «пускали только его камердинера, приносившего обед; Мишель велел завёртывать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички писал стихи».
«Это было стихотворение «Узник», из которого мы узнаём о тягостном самочувствии заключённого.
Стихотворение «Сосед» рассказывает нам о тяге героя к людям.
Среди произведений, связанных с переживаниями, раздумьями поэта в дни заточения, стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…». Так понятно нам обращение Лермонтова, сидевшего в тюрьме, к Тарханам, краю его детства. В мрачной тюремной камере, было написано такое светлое стихотворение, словно поэт забыл, где он находится, и мысленно перенёсся в Тарханы Пензенской губернии, где не раз видел такие прелестные картины природы.
Эти произведения связаны с переживаниями, раздумьями поэта в дни заточения ( этот цикл назван «тюремным»
- Ребята, на самом деле перед вами стихотворение-загадка, парадокс.
- А как вы понимаете значение этого слова?
Ответы детей.
- Нам помогут в этом ребята, работающие с Толковым словарём С. И. Ожегова.
Парадокс, -а, м. (книжн.). Странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. Говорить парадоксами. С. И. Ожегов. Словарь русского языка
- Итак, цель нашего урока – понять, в чём заключается парадокс этого стихотворения, разгадать его тайну.
- Итак, начинаем наше исследование. Прочитайте стихотворение, найдите парадоксы, загадки.
- Я предлагаю 1 ряду рассмотреть стихотворение с точки зрения синтаксиса.
Дети отвечают, что стихотворение состоит из одного предложения.
- 2 ряд найдёт парадоксы, рассмотрев время действия в стихотворении?
Дети замечают, что временные приметы есть, но точное время определить нельзя.
- И наконец, 3 ряд назовёт героев стихотворения.
- Мы начнём наше исследование с последнего вопроса: кто является героем стихотворения?
(Бог, человек, природа)
-В каких они отношениях между собой?
- Теперь мы можем с вами сказать, о чём стихотворение Лермонтова?
(Тема стихотворения Лермонтова о взаимоотношениях человека и природы, творений Божьих).
- Молодцы. Продолжим наше исследование. Какие парадоксы вы заметили, рассмотрев время действия в стихотворении?
- Почему в стихотворении нельзя определить время?
(В стихотворении есть временные признаки осенних полей («желтеющая нива»), весеннего леса («свежий лес»).В стихотворении мы видим череду времён года, вечно обновляющуюся природу).
- Приобщение к поэтическому миру Лермонтова всегда приобщение к тайне. Подумайте, можно ли в реальной жизни увидеть пейзаж, нарисованный поэтом в стихотворении?
(Нет, в природе не могут одновременно встретиться цветок ландыша и малиновая слива).
- Как же объяснить своеобразие лермонтовского пейзажа?
(Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой.
В произведении изображен не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года.Перед нами погружение в мир иного бытия, знак благодати, приобщения к вечности. Мир как бы открывается перед человеком во всём своём своеобразии, природа обращается к человеку, недаром ландыш «кивает» ему.
- Определите, исходя из всего вышесказанного жанр, идею произведения.
Это элегия – стихотворение-раздумье, размышление о красоте природы; описание печального, задумчивого или мечтательного настроения. Близко оно и к думе (мысль, размышление).
Основными его образами являются нива, лес, малиновая слива, ландыш, студёный ключ, но они не составляют целостного пейзажа. Поэт смешал в этом произведении различные времена года и разное время суток: «желтеющая нива», «малиновая слива» - осень; «ландыш» - весна, «румяным вечером иль утра в час златой». Возможно, это исходит из идеи произведения. В нём высказана глубоко пережитая мысль о просветляющем действии природы на человека.
Герой лермонтовской лирики стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук.
«Когда волнуется желтеющая нива» - это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.
В чём особенность композиции стихотворения?
Когда в нём появляется лирический герой?
Определите строфику произведения и количество строф?
Определите стихотворный размер.
Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
Поскольку стихотворение относится к пейзажно-символической лирике, в нём нет образа лирического героя или автора. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя, хотя сам лирический герой появляется только в последней строфе.
Стихотворение написано четырёхстрочными строфами. В них чередуются перекрёстные рифмы в первых трёх строфах (АВАВ )и опоясывающая(кольцевая) (АВВА)в последней.
Строфы стихотворения связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой.
Размер стихотворения
/и/ свЕ/жий/лЕс/ шу/мИт/ при/ звУ/ке/ ве/тер/кА/
(шестистопный ямб)
- Давайте подробнее рассмотрим каждую из строф.
В I строфе природа воссоздаётся глазами восхищённого поэта, но существует она как бы сама по себе, независимо от человека («прячется малиновая слива»).
Во II строфе природа уже откликается на чувство человека («ландыш серебристый Приветливо кивает головой»).
В III строфе человек растворяется в мире природы («И, погружая мысль в какой-то смутный сон…»)
И только в последней строфе раскрывается внутренний мир лирического героя. Здесь гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души.
-Каким же мы увидели лирического героя?
Он любит природу во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира
- Обратимся вновь к тексту стихотворения, рассмотрим его планы как фотографы или художники.
Вначале взгляд поэта скользит как бы сверху, обозревая лес и поле. Затем всё ниже опускается к земле, останавливается на деталях, которые можно увидеть при ближайшем рассмотрении: слива, ландыш, ключ. Именно на этом, земном, уровне возникает «Я» лирического героя. Его взор стремится к всеохватности: от восприятия земли и неба, к восприятию Бога).
1 строфа – человек видит природу
2 строфа – устанавливается контакт с природой
3 строфа – природа вступает в диалог с человеком: ключ «лепечет «сагу про мирный край»)
- Что происходит с лирическим героем в 4 строфе?(Лирический герой смиряется - морщины на его челе расходятся - он может постигнуть счастье – видит Бога)
- Лермонтов показал путь лирического героя от смирения к озарению и пониманию. При каком условии возможно такое состояние героя?
(Если в природе царит красота и гармония)
В связи с эти выводом вернёмся к нашему первому вопросу, который мы сформулировали в начале урока: сколько предложений в стихотворении?
(Всё стихотворение – одно сложноподчинённое предложение).
- Из скольких частей состоит?
(Стихотворение состоит из двух частей, хотя все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчиненное предложение).
- Какова особенность первых трех строф?
(Эти строфы начинаются с союза когда. И мы с каждой строфой все напряженнее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу»).
Какова особенность последней строфы?
В четвертой строфе, которая звучит как апофеоз, говорится, что лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.)
- Зачем нужно одно предложение?
(Поэт тем самым подчёркивает единство мира и человека – Божьего творения).
- Только что вы поняли, как средства синтаксиса помогли Лермонтову выразить главную мысль - идею своего стихотворения.
А ещё я познакомлю вас с такой стилистической фигурой, как анафора.
АНАФОРА [греч. αναφορα — возвращение, единоначатие, скреп] — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).
- В стихотворении Лермонтова анафора показывает движение вверх человеческого духа.
С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину природы? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в стихотворении М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
В чём своеобразие лексики стихотворения?
Тропы поэтической речи
в стихотворении М.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
Тропы поэтической речи
Примеры
Роль в тексте
Эпитеты
Желтеющая нива, малиновая слива, серебристый ландыш
Эпитеты и определения, обозначающие цвета: желтеющая, свежий, малиновая, сладостной, зелёного, душистой, румяным, златой и др. передают ощущения. Запахи, расцвечивают образы нарядными красками, создают настроение умиротворения
Метафоры
Свежий лес, под тенью сладостной, румяным вечером, росой душистой, погружая мысль, смиряется тревога
Довершают впечатления гармонии человека и природы, неразрывности единения человека и Божьего мира
Олицетворение
Нива волнуется, слива прячется, ландыш приветливо кивает головой, студёный ключ лепечет
Радуют лирического героя, ведут с ним таинственный разговор в любое время дня и ночи растения, ветры и воды. Колосья и лес «шумят», подчиняясь ветерку. « Малиновая слива» прячется от лирического героя, зовёт его в «сладостную тень» сада. «Серебристый ландыш» - старый приятель, и даже не надо слов, достаточно кивка, чтобы показать, что тебя узнали, тебя ждали, тебе рады. Студёный ключ самый разговорчивый из всех, несмотря на свою «холодность». Ключ много видел, много знает, ему есть чем поделиться: он рассказывает о мирном крае, откуда примчался. Ключ тоже поэт: он способен погрузить в сладостный сон фантазии, тайны, правды и вымысла.
Природа наделена способностью жизни, между ней и человеком дружеские отношения.
Поэт создаёт ещё ощущение торжественности с помощью слов высокого стиля (старославянизмы)- златой, челе. Если заменить их словами современной лексики (золотой лоб), утрачивается торжественность стиха.
Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация стихотворения. Как, по-вашему, следует его читать?
Мелодическая волна постепенно растёт и ширится. Причём она едина благодаря синтаксической конструкции стихотворения, в результате чего стихотворение неделимо, его восприятие едино, как восприятие сложной музыкальной фразы. Для его звучания характерно восходяще-нисходящее движение. Мелодическая волна сначала набегает, а потом откатывается:
И свежий лес шумит (восходящая интонация)
При звуке ветерка.
Следующая волна захватывает уже два стиха:
И прячется в саду малиновая слива (восходящая интонация)
Под тенью сладостной зелёного листка (нисходящая интонация)
Вся 2 строфа – один мелодический комплекс с кульминацией в конце третьего стиха.
В 3 строфе мелодическое движение достигает вершины, а в 4 – наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).
Таким образом, интонация перечисления позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой строфе слов. Для первых трёх строф характерна интонация восторженности. При чтении последней строфы звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией. Восторженные нотки, рисующие картины природы, сменяются спокойными, торжественными.
- Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание романса Н.Римского-Корсакова в исполнении Е.Смоляниновой.
РОМАНС
- Что нового открылось вам в стихотворении благодаря музыке?
Романс «Когда волнуется желтеющая нива» на музыку Римского-Корсакова исполняется спокойно, плавно, медленно. Лирический герой обратился к миру души, а это потребовало спокойной сосредоточенности
- Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
- Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?
-- Что нового вы открыли для себя сегодня, прочитав стихотворение М. Ю. Лермонтова , узнали, почувствовали, о чём задумались?
Лермонтов как бы вдыхает запахи, слышит звуки ветра, видит краски родной земли. Глаз радует богатство цветов . Например: желтеющая нива, малиновая слива, зелёная листва, румяный вечер, золотой час, серебристый ландыш.
Природа видится ему в неустанном движении, так у него нива волнуется, слива прячется, лес шумит, ключ играет, лепечет, ландыш кивает головой.
Рефлексия по методике незаконченных предложений
На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…
Теперь я могу…
Было трудно…
Задание на дом: Написать творческую работу « Парадоксы стихотворения
М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…».
11