Выпускная квалификационная работа Изучение творчества А.Блока в основной школе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГАОУ СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 050301 «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»


КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ














ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А. БЛОКА

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



Выполнил: Писклова А.А.,

студентка 306 группы


Руководитель: Короленко А.Ю.,

преподаватель кафедры

русского языка и литературы КПК


Рецензент: Сазонова В.А.,

преподаватель кафедры

русского языка и литературы КПК



ВКР допущена к защите:

______________________________


Зав. кафедрой русского языка

и литературы _________________


Оценка ГАК:

______________________________




Канск

2012


Содержание

1.1. Творчество А.Блока в отечественном литературоведении и критике.

6

1.2. Основные мотивы лирики А.Блока.

9

1.3. Проблемы художественного восприятия и понимания текста в процессе изучения лирики в школе.

14

1.3.1. Восприятие лирического произведения читателем-школьником.

14

1.3.2. Факторы, влияющие на формирование у учащихся интереса к поэзии.

19

Глава II. Организация урочной и внеурочной работы по изучению творчества А. Блока в основной школе


2.1. Лирика А. Блока в методике и школьной практике.

24

2.1.1. Анализ действующих программ по литературе.

24

2.1.2. Подходы к изучению поэзии А. Блока в учебно-методической литературе и периодических изданиях.

39

2.2. Система уроков по изучению поэзии А. Блока в основной школе.

44

2.3. Программа факультативного курса «Жизнь и творчество Александра Блока» в 8 классе.

51

Заключение

55

Список литературы

57

Приложение

63


 













Введение


Произведения Александра Блока – источник больших духовных ценностей, именно поэтому «Творчество А. Блока» является традиционной темой в школьном историко-литературном курсе, заняв с конца 60-х годов прошлого века прочное место в программе выпускного класса.

А. Блок оставил нам непреходящие ценности. Все, что волновало поэта, волнует и современного человека. А. Блок общечеловечен, он определяет ценности, созвучные нам и сегодня, запечатлел то, что есть в жизни каждого, и потому так востребован. Тема России, Родины, любви и в прозе, и в поэзии А. Блока занимает одно из важнейших мест. Воздействие стихов объясняется не только проникновенным изображением русской земли, но и тем родством между природой и душой человеческой, которое устанавливает автор. Ритмы А. Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений – от глубокой грусти до энергического восторга и кипения самых буйных страстей.

Творчество А. Блока пронизано многообразными связями с его предшественниками и современниками, поэтому именно оно может стать своеобразной литературной «скрепой» между классическим реализмом ХIХ века и модернизмом начала XX века. Системное обращение в школьном курсе литературы к историко-литературным взаимодействиям в процессе изучения поэзии А. Блока позволяет осознать динамику культурного развития эпохи и место конкретного художника в ней, способствуя вхождению современного читателя-школьника в многообразный мир культуры.

Тема выпускной квалификационной работы представляется весьма актуальной, поскольку при всем многообразии тематики работ, посвященных изучению творчества А. Блока на уроках литературы в школе, в фокусе внимания исследователей и методистов-практиков преимущественно оказываются разделы программы 11 класса общеобразовательной школы, на основе которых предлагается изучать блоковскую поэзию в аспекте внутрипредметных связей [20, 17-21; 17], интерпретации произведений, изучаемых в выпускном классе [6,13-16; 37], их композиции [32], в контексте литературной эпохи [33; 46, 2-7]. Недостаточное внимание к творчеству А. Блока на раннем этапе литературного образования, в 5-9 классах, фрагментарное изучение его поэзии приводит к тому, что у школьников не складывается цельного представления о поэте, которое способствовало бы развитию способности сопереживать, умению видеть целостную картину лирического произведения.

Объектом исследования является процесс изучения поэзии А. Блока в основной школе, предметом – система работы над его лирическими произведениями на уроках литературы в 5 – 9 классах.

Цель исследования – разработать методику изучения лирики А. Блока на уроках литературы в основной школе.

Задачи для достижения поставленной цели:

  1. Изучить литературоведческую, критическую и учебно-методическую литературу по теме исследования.

  2. Рассмотреть эволюцию творчества поэта, его место в литературном процессе.

  3. Произвести сопоставительный анализ действующих программ по литературе.

  4. Раскрыть особенности изучения творчества А. Блока на уроках литературы в основной школе.

  5. Разработать методику изучения лирики А. Блока на уроках литературы и факультативных занятиях в основной школе.

Методы исследования: описательный (освещение проблемы изучения творчества А. Блока на уроках литературы в среднем звене), теоретический анализ (анализ работ по методике преподавания литературы, психологии и литературоведению, школьных программ и учебников), сравнительный анализ (сравнение программ разных авторов по литературе), моделирование (разработка системы уроков и факультативного курса)

Теоретическая значимость работы видится в том, что предпринята попытка проанализировать программы разных авторов и проследить преемственность изучения творчества А. Блока на уроках литературы в основной школе.

Практическая ценность заключается в возможности использования материалов работы на уроках литературы, использование разработанной системы уроков и факультативного курса учителями-словесниками в своей практике преподавания литературы.

Структура работы состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 67 источников, и Приложений, иллюстрирующих основные положения практической части работы.




















Глава I. Теоретико-методические основы изучения творчества А.Блока в школе


1.1. Творчество А.Блока в отечественном литературоведении и критике

А. Блоку принадлежит 20 лет в литературе, в течение которых он царил в умах и душах людей, занимал место самого первого поэта. Жил он в годы настоящего поэтического бума: Серебряный век подарил русской литературе гениальных поэтов – Цветаеву и Ахматову, Мандельштама и Гумилева, Волошина и Бунина, Есенина и Маяковского и многих других. Но Блок все равно стал первым. И сумел стать такой авторитетной личностью, потому что был человеком требовательным, мужественным, совестливым, одухотворенным.

Ему принес свои стихи неизвестный тогда еще провинциальный поэт С. Есенин – он слышал о нем и обратился к нему как к учителю. Перед ним единственным благоговели новые нигилисты – футуристы, и среди них В. Маяковский. Все, кто жил в это время и видел или читал Блока, –упорно пишут о своей влюбленности в него. В него были влюблены молодые поэтессы Елизавета Кузьмина-Караваева и Надежда Павлович, А. Ахматова и М. Цветаева. Имя А. Блока – прекрасное и таинственное – хранили в своих сердцах русские писатели и поэты. Их мысли, память, стихи о нем – были любовь.

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке…

Имя твое – ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок, –

это посвящение М. Цветаевой [60].


Когда А. Блок умер, Цветаева написала: «Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Ведь он такое явное торжество духа, что удивительно, как жизнь вообще допустила» [40]

«Никогда, ни раньше, ни потом, я не видел, чтобы от какого-нибудь человека так явственно, ощутимо и зримо исходил магнетизм. – писал К.Чуковский. – В ту пору далекой юности поэзия Блока действовала на нас, как луна на лунатиков» [23, 65-66].

«Знакомство с Блоком внесло в мою жизнь нечто несомненно значительное и светлое, что я прямо склонен назвать его счастьем.» - писал Иван Новиков [47, 327].

Творчество Александра Блока принадлежит к числу замечательных явлений нашей национальной художественной культуры. Его стихи и поэмы – одна из вершин русской поэзии. Но при всем том творчество Блока остается недостаточно проясненным в своем историко-литературном значении, отчасти потому, что до сих пор живет еще легенда о Блоке, искажающая подлинный его облик. Суть легенды сводится к тому, что А. Блок был объявлен отрешенным от жизни певцом неземной Прекрасной Дамы, пережившим роковое крушение своей мистической веры и с отчаянья впавшим в мрачный, беспросветный пессимизм. Поэтому в стихах Александра Блока всячески подчеркивалось и выделялось то, что действительно связывало его с эстетикой декаданса, но что отнюдь не являлось в его поэзии главным, основным и решающим. Первому периоду творчества поэта, обнимавшему какие-нибудь пять–шесть лет, придавалось значение непомерное. В результате ранние мистические стихи как бы заслоняли в поэзии Блока все остальное, тогда как настоящий, гениальный А. Блок начинается примерно в 1906 – 1907 годах, а вся юношеская лирика его – не более как только пролог большой и сложной творческой жизни.

Но А. Блока по достоинству оценили самые выдающиеся русские писатели – его современники. А.М. Горький в 1919 году советовал одному начинающему литератору: «Блоку – верьте, это настоящий – волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности» [47, 138]. В.В. Маяковский в 1921 году писал: «Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха…Блок оказал огромное влияние на современную поэзию. Некоторые до сих пор не могут вырваться из его обвораживающих строк… Другие преодолели его романтику раннего периода… Но и тем и другим одинаково любовно памятен Блок» [41].

Ф.М. Достоевский сказал, что поэт сам создает свою жизнь – и притом такую, какой до него не было. Блок, не опровергая Достоевского, думал, что корень жизни поэта – в стихах, а сама по себе жизнь (личная жизнь) – это просто «кое-как».

Вопреки всему он видел и славил жизнь, тайные истоки ее творческих начал и никогда не изменял этому высокому оптимизму, даже на краю мрака он чувствовал «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Он был истинным поэтом, а истинная поэзия всегда имела свойство заглядывания вперед, стягивания к своему магнитному полюсу меридианов всех тревог времени. Она не искала благополучия. Ее стихией были тревога и боль, или сочувствие, равное боли.

«Мастерство Блока – не сухое мастерство ремесленника, до тонкости изучившего свое дело. Поэт пришел к совершенству не путем механической работы, Блок постиг тайну гармонического творчества силой своего творческого прозрения, той таинственной и чудесной силой, о которой в старину говорили: «Божья милость» – писал Георгий Иванов [28].

Его воззрения и суждения, родившиеся в переходный период истории, отражавшие мир, расколотый внутренней борьбой нового и старого, нередко имеют противоречивый характер. В его статьях, как и в стихотворениях, лирических сборниках, мы сплошь и рядом можем расслышать диссонирующие голоса.

А. Блок выразил драматизм своего времени в поэзии, критике и публицистике. Анна Ахматова писала: «Блок – трагический тенор эпохи» [5]. Чутко воплотив в поэзии современность, он не остался памятником культурно-исторической эпохи: его искусство живет во времени, а роль в истории русской литературы только возрастает. В последние десятилетия в нашем литературоведении появляются новые фундаментальные исследования о творчестве поэта, публикуется мемуарная литература о Блоке, а это значит, что Блок живет в наших сердцах.


1.2. Основные мотивы лирики А. Блока.


Одной из главных особенностей творчества А. Блока является то, что оно завершает развитие многих важнейших тем и мотивов, возникших еще в XIX веке и связанных с осознанием роли и места человека в окружающем мире, в данной социальной среде. В лирике А. Блока они получают свое второе рождение, ставятся и формулируются заново – уже как темы и мотивы его творчества, хотя генетическая связь их с прошлым осознается поэтом достаточно отчетливо.

Уже современники заметили, как часто повторяются в лирике А. Блока несколько ключевых слов. Так, К.И. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего А. Блока – «туманы» и «сны» [21]. Для всего корпуса лирики А. Блока характерна устойчивая повторяемость важнейших образов, словесных формул и лирических ситуаций.

Благодаря сквозным мотивам поэзия А. Блока приобрела очень высокую степень единства. Сам поэт хотел, чтобы его читатели рассматривали его лирику как единое произведение – как трехтомный роман в стихах, названный им «трилогией вочеловечивания».

Основным мотивом, связующим разрозненные произведения и во многом определяющим композицию «Собрания стихотворений», является «идея пути», осмысление поэтом собственного развития, собственной эволюции. В то же время Блок воспринимает свой путь как путь современного человека и уже – как путь интеллигента нового столетия. В связи с этим для его «трилогии лирики» очень существенна ориентация на социальный роман XIX в. и прежде всего на «Евгения Онегина», по аналогии с которым он называет свою «трилогию» романом в стихах.

Внешняя композиция блоковского «романа в стихах» делится на три тома, каждый из которых обладает идейно-эстетическим единством и соответствует одному из этапов «вочеловечивания». Помимо внешней композиции трилогия А. Блока организована и более сложной внутренней композицией – системой мотивов, образными, лексическими и интонационными повторами, связывающими отдельные стихотворения и циклы в единое целое.

Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии – «Стихи о Прекрасной Даме». Весь цикл пронизан пафосом целомудренной любви к женщине, рыцарского служения ей и преклонения перед нею как перед олицетворением идеала духовной красоты, символом всего возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии А. Блока видится герою не как земная женщина, а как божество. У нее несколько имен: Прекрасная Дама, Вечно Юная, Святая Дева, Владычица Вселенной. Она небесная, таинственная, недоступная, отрешенная от земных бед: 

Прозрачные, неведомые тени

К тебе плывут, и с ними

Ты плывешь,

В объятия лазурных сновидений,

Невнятных нам, –

Себя Ты отдаешь. (1901)


Любовь воплощена в мотиве Встречи лирического героя и Дамы. История Встречи, долженствующей преобразить мир и героя, уничтожить власть времени («завтра и вчера огнем» соединить), создать царство божие на земле (где «небо вернулось к земле»), – таков лирический сюжет.

Признаки конца болезненно чуткий, утончённо нервный А. Блок видит и слышит везде вокруг себя. Но мотивы ранней разочарованности не мешают А. Блоку пламенно верить в счастье любви:

Теперь одной любви полны сердца,

Одной любви и неги сладкой…

В высокую дружбу:

Когда устанем на пути,

И нас покроет смрад туманный

Ты отдохнуть ко мне приди,

А я – к тебе, мой друг желанный! (1898)


Особой напряженностью отмечен завершающий первый том цикл «Распутья» (1904). Светлая эмоциональная атмосфера влюбленного ожидания сменяется настроениями недовольства собой, самоиронии, мотивам «страхов», «смехов», тревог. «Распутья» предвосхищают важные перемены в судьбе лирического героя.

Эти перемены отчетливо видны во втором томе трилогии, соответствующем второму периоду творчества поэта. Мотивы ожидания Встречи и высокого служения заменяются мотивами погружения в жизненные стихии.

Вторая часть трилогии охватывает творчество поэта 1904 – 1908 годов. В ней выделяются такие циклы, как «Город» (1904-1908), «Снежная маска» (1907) – здесь находят свое вершинное выражение мотивы дикой страсти, «Вольные мысли» (1907). Поэт обращается к реальности, видит противоречия и драматизм происходящего. В стихах появляются социальные мотивы («Фабрика» – 1903, «Сытые» – 1905), урбанистическая тема. В цикле «Город» А. Блок создает образ города, враждебного прекрасному, в нем царит пошлость, край небесный распорот, переулки гудят.

Художественный мир усложняется, меняется символика цвета: лазурь, золото, белый цвет уступают место грязно-красным и синим тонам.

А. Блок постоянно ощущает тревожную необходимость искать какие-то новые пути, новые высокие идеалы. И именно эта неуспокоенность, скептическое отношение к универсальному скепсису, напряженные поиски новых ценностей отличают его от внутренне самодовольного декадентства. В знаменитом стихотворении «Незнакомка» (1906) лирический герой взволнованно вглядывается в прекрасную посетительницу загородного ресторана, тщетно пытается узнать, кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних поверий», или Незнакомка – женщина из мира пьяниц «с глазами кроликов»? «Незнакомка»– стихотворение, показательное для второго периода творчества. Двухчастная композиция абсолютно соответствует романтическому двоемирию лирического героя. Части противопоставлены по принципу контраста. Контрастны содержание, ритмический строй, лексика, образные средства двух частей.

Мы видим не только сложности взаимоотношений героя и Души Мира, но видим и теплоту «розовеющего леса», мотивы грусти, разлуки – чувств самых земных.

Одно из принципиальных стихотворений второго тома – «О, весна без конца и без краю…» (1907). В нем развивается один из важнейших мотивов лирики А. Блока – «И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь».

В третьем томе «романа в стихах» синтезированы и переосмыслены важнейшие мотивы первых двух томов трилогии. Он открывается циклом «Страшный мир» (1910-1916). Ведущий мотив цикла – омертвение мира современной городской цивилизации. Полюс «страшного мира» вызывает в сознании лирического героя мысль о грядущем возмездии – эта мысль развивается в циклах «Возмездие» (1908 – 1913) и «Ямбы» (1907 – 1914). Логическое развитие пути лирического героя – обращение к новым ценностям – у А. Блока этой ценностью является народная жизнь, Родина.

Возникает тема России – важнейшая тема в творчестве поэта, наиболее полно воплощенная в цикле «Родина» (1907 – 1916) – вершине «трилогии вочеловечивания».

В стихотворениях о России ведущая роль принадлежит мотивам исторических судеб страны: смысловое ядро патриотической лирики составляет цикл «На поле Куликовом» (1908). Важнейший мотив стихов о Родине – мотив пути. В финале лирической трилогии это общий для героя и его страны «крестный» путь.

На третьем этапе своего творческого пути, А. Блок, страстно желающий перемен, казалось, обрел цель, вышел на верную дорогу – он стал «слушать музыку революции», с которой связал надежды на обновление России, надежды на появление нового человека. Но революция обманула ожидания А. Блока – «обманула та мечта, как всякая мечта». Вместо новой культуры и реформ – отсутствие заботы о культуре вообще, псевдокультура, петля на шее, попирание свободы, чиновничьи дрязги. Радость и музыка исчезли из жизни А. Блока. Исследователи связывали это с упадком творческих сил, с ощущениями конца пути, с «отсутствием воздуха» в советской России, которую он назвал полицейским государством. «Глаза большевиков – это глаза убийц». – пишет А. Блок [12, 203].

Последние месяцы жизни – это глубочайшая депрессия, нервное истощение. «Мрачность, пессимизм, нежелание и страшная раздражительность, отвращение ко всему, к стенам, картинам, вещам, ко мне» - пишет Любовь Дмитриевна Блок в воспоминаниях о А. Блоке [14].

В последние годы А. Блок пережил тягостные потрясения, по его словам, «дни безысходной тоски». Предсмертный период угасающей жизни был бесконечно трудным. Он и по сей день вызывает пока еще не решенные вопросы. Одно бесспорно: нерукотворным памятником А. Блоку стало его вдохновенное слово. Влечение к нему, удивление, наслаждение редким даром художника, явившим тайны нашего века, не иссякают.

[link]

  • Сарычев А.А. «Цена утраты части души». Лирическая идея стихотворения «Сусальный ангел» в контексте духовной биографии А. Блока // Литература в школе. – 2007. – № 1. – С.14-20.

  • Сарычев В.А. Лирический цикл «На поле Куликовом» как событие творческой биографии А. Блока // Литература в школе. – 2006. – № 6. – С. 2.

  • Современный урок литературы (из опыта работы): В помощь школьному учителю и студенту. – Красноярск.: Изд-во КГПУ, 1997. – 92 с.

  • Соловьева Н.М. Практикум по выразительному чтению. Учеб. пособие для преподавателей филол. специальностей пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1976. – 94 с.

  • Сомова Л.А. Размышления над черновым вариантом поэмы А. Блока «Двенадцать» // Литература в школе. – 2008. – № 9. – С.48.

  • Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1971. – С. 367.

  • Фомина В.Г. Две Незнакомки А.Блока. сравнительный анализ стихотворений «Незнакомка» и «В ресторане» XI класс // Литература в школе. – 2006. – № 6. – С. 47.

  • Цветаева М. Стихи А. Блоку // Режим доступа: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=1594

  • Чернец Л.В., Хализев В.Е., Бройтман С.Н. и др. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные термины: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. – М.: Высшая школа; Академия, 2000. – С. 416-434.

  • Шабельская Г.А. Один урок по лирике Александра Блока // Урок литературы в школе. Сборник статей. – Ленинград.: Просвещение – 1974. – С.126-133.

  • Шелестова З.А. Приближающийся звук. Звучащее слово А. Блока // Литература в школе. – 2006. – № 6. – С. 23.

  • Шнеерсон М.А. Наблюдения над пейзажем при изучении литературного произведения // Вопросы изучения мастерства писателей на уроках литературы в VIIIX классах. – Л., 1957. – С. 50 - 51

  • Шуралев А.М. «Те же глаза, хоть различен наряд». Художественные аналогии при изучении поэта А.А. Блока XI класс // Литература в школе. – 2006. – № 6. – С. 32.

  • Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе. Методологические наблюдения и размышления. – М.: Просвещение, 1978. – 269 с.

  • Эйхенбаум Б. М. О литературе. М.: Советск. писатель, 1987. С. 353-365.





  •