1. В июне 1862 г. Л.Н. Толстой приехал в Казахстан к своему приятелю Аркадию Столыпину. Что вы знаете об этом человеке?
Столыпин Аркадий Дмитриевич ( [link] Но человек, может исправиться только через знание, а «целью познания является достижение истины». Основная цель знания по Абаю – очеловечивание человека. «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком». Абай был первым казахским поэтом, который выбрал путь самосознания и самопознания, главенствующими признаками которого были гуманизм и просвещение. Наезжая в Самарскую губернию в летние месяцы, Лев Толстой сумел досконально познакомиться с её жизнью. Крестьяне, проживающие на землях, купленных писателем, были государственными и удельными, поэтому их в меньшей степени коснулись тяготы крепостного права. Отсюда и большая самостоятельность, обостренное чувство человеческого достоинства, чем у бывших крепостных, например, в Ясной Поляне. Особой симпатией Лев Толстой, проповедовавший в своих произведениях идеи равенства и братства, проникся уважением к местным жителям, их укладу жизни и семейным ценностям. В своих частых беседах с ними писатель затрагивал самые разнообразные темы и всегда поражался оригинальности мышления собеседников. В 1873 году Лев Толстой взял на себя миссию по спасению самарского крестьянства от голода, что позволило не только привлечь внимание русской общественности к самарским несчастьям, но и преодолеть нестерпимые лишения. Толстой выступал против национализма и милитаризма. Толстой много думал об образовании в России: «Мудрость во всех житейских делах, мне кажется, состоит не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после. В деле прогресса России, мне кажется, что как ни полезны телеграфы, дороги, пароходы, штуцера, литература (со всем своим фондом), театры, академии художеств и т.д., а все это преждевременно и напрасно до тех пор, пока из календаря будет видно, что в России, включая всех будто бы учащихся, учится 1/100 доля всего народонаселения. Все это полезно (академии и т.д.), но полезно так, как полезен обед Английского клуба, который весь съест эконом и повар. Все эти вещи производятся всеми 70000000 русских, а потребляются тысячами. Как ни смешны славянофилы со своей народностью и оторванностью et tout le tremblement, они только не умеют называть вещи по имени, а они, нечаянно, правы. Не только нам, русским, но каждому иностранцу, проехавшему 20 верст по русской земле, должна в глаза кинуться численная непропорциональность образованных и необразованных, или, вернее, диких и грамотных. А нечего и говорить, ежели сравнить отчеты разных европейских государств. Впрочем, ежели бы в Англии приходился один дикий на сто, и тогда, наверно, общественное зло происходило бы только от этого процента диких. Общественное зло, которое у нас в привычку вошло сознавать и называть разными именами, большею частью - насилием, деспотизмом, что это такое, как не насилие преобладающего в исследованиях, не всегда корректно подчёркивалась критика Абаем религии, невежества?» В советское время он нередко критиковал встречавшихся ему неграмотных мулл, бездумное отправление религиозных обрядов как самоцель, но не выступал против Бога (Аллаха), не отвергал религии в целом, был глубоко и искренне верующим человеком. При этом он оставался критически и философски мыслящим, в том числе религиозной сфере, в сфере ислама. В этом отношении он был довольно близок к Л.Н.Толстому, весьма критически настроенному против церкви и духовенства и пытавшемуся по-своему осмыслить основы христианства. Творчество А.Кунанбаева и Л.Толстого занимает важное место в духовной жизни казахского и русского народов. Человек, к сожалению, совершенствуется не так быстро, как бы того хотелось, и избавляется от пороков весьма постепенно. Но после знакомства с их творчеством появляется желание пройтись по собственной жизни, взглянуть на собственное существование в порядке здоровой самокритики, то поводов для размышлений у каждого из нас найдётся достаточно. Наверное, сложно найти человека, не знакомого с их творчеством, которое даёт дополнительную силу в сфере нравственного совершенствования человека, которое покоряет сердца читателей даже сквозь столетия. Они оба были людьми изысканного ума и огромной совести. И в их «наследстве есть то, что не отошло в прошлое, что принадлежит будущему». Привнося в литературу новые темы и жанры, новых героев Толстой и Абай понимали, что их народам нужны перемены. Они поднялись на новый уровень философского осмысления действительности. Как ни велика площадь земного шара, есть на его поверхности такие «оазисы», которые у человечества на особом счету: здесь жил Лев Толстой, здесь жил Абай Кунанбаев, которые удивляют нас тем, что умели беспощадную правду о себе переплавить в правду о своём народе, в раздумье о его будущем и будущем всего человечества. И мы продолжаем нести в своём сознании и сердце нестареющую мудрость Жизни, мудрость Абая и Толстого. Сегодня к ним приходит на поклон не только Казахстан или Россия, «титанам слова всех времён весь мир приходит на поклон».
5. В год поездки в Казахстан Толстой являлся издателем и редактором ежемесячного литературного и педагогического журнала. Что вы знаете об этом журнале?
6. Известно, что Толстой очень ценил целебные свойства традиционного напитка степных скотоводов – кумыса. Родной брат писателя – Сергей Николаевич,- так же любил этот напиток. Он даже организовал небольшую «кумысню» в своем имении в Тульской области. Как называлось имение Сергея Николаевича Толстого?
На особом месте в лечении больных туберкулезом следует упомянуть употребление кумыса — лечебного и питательного продукта. Этот напиток издавна употреблялся кочевниками как лечебное средство при ряде заболеваний, в том числе при туберкулезе.
Первая кумысолечебница была организована в России в 1958 г. доктором Постниковым около Самары. В течение многих десятков лет кумысолечение считалось в нашей стране одним из самых мощных терапевтических факторов при легочном туберкулезе. У Л. Н. Толстого от туберкулеза умерли его братья Дмитрий и Николай, а он сам не раз ездил лечиться кумысом в самарские степи. Знакомство Льва Николаевича Толстого с Самарским краем началось в мае 1851 года, когда он проезжал через Поволжье из Казани на Кавказ. В 1862 году писатель прожил около полутора месяцев в самарских степях на территории сегодняшнего Алексеевского района. Он вновь возвращается в эти края в 1871 году, когда уже по настоянию врачей приезжает лечиться отменным целебным кумысом. Природа, земля, коренное население интересуют художника, и в сентябре 1871 года он приобретает землю у помещика Н.П. Тучкова. В 70е годы Лев Толстой почти каждое лето (за исключением 1877 и 1879 годов) один, а чаще с кем-то из близких бывал в своем поволжском поместье. В 1873, 1875 и 1878 годах вся семья Толстых проводит здесь чуть ли не все лето: примерно по два с половиной месяца. В 1878 году Лев Николаевич расширяет свои владения, покупая землю у помещика Р.Г. Бистрома. Писатель приезжал в самарское имение и в 1881, и в 1883 годах. В общей сложности Лев Толстой прожил в Самарском крае около 14 месяцев. И до последних дней жизни великого русского писателя не п [pic] рекращались его связи с Самарской губернией. Герои многих произведений Чехова ездят «на кумыс». Свежий воздух степей, питание и кумыс — традиционное лечение до середины ХХ в. Лечебными факторами кумысолечения следует признать, помимо степного воздуха, спирт и молочную кислоту, полноценный белок и витамины кобыльего молока. Имение Пирогово. Ежедневный прием 3— 5 л кумыса давал сам по себе от 1 5 [pic] 00 до 2 000 калорий дополнительно к пищевому рациону. В последние годы в нашей стране пытаются возродить кумысолечение, которое теперь можно рассматривать как нетрадиционное. На тульской земле есть имение прадеда С.Н.Толстого в селе Пирогово Щекинского района.
В прошлом году усадьба Пирогово получила статус филиала «Ясной Поляны». Усадьба была куплена графом Николаем Ильичом Толстым, отцом братьев Толстых, в марте 1837 года и после его смерти перешла во владение к старшему сыну Сергею. Усадьба расположена в 32 километрах от «Ясной поляны, в Крапивенском уезде Щекинского района. Роскошная усадьба насчитывала около 500 крепостных крестьян. Имение было самым доходным и считалось «золотым дном». После раздела отцовского наследства «Пирогово» досталось старшему брату – Сергею и сестре Марии. Большую часть усадьбы с господским домом, церковь Рождества Богородицы, конным заводом получил Сергей, а часть земли за речкой Упой и мельницу - Мария. Большое и Малое «Пирогово» существовали в двух верстах друг от друга и были связаны родственными душами. Лев Николаевич принял большое участие в создании усадьбы для своей любимой сестры. Он лично создал проект имения, в который входил барский дом из красного кирпича, людская, парк с красавицами елями и яблоневый сад. Толстой сам выбрал место для будущей усадьбы, на самых высоких точках пироговского рельефа, над «глубоким ключом». И вот дом наполнился звуками фортепьянной музыки и запахом старинных книг. Лев Николаевич ощущал здесь уют и тишину, свободу для сочинений. С 1899 г здесь жила дочь Толстого - Мария Львовна.
Хозяин Пирогова Сергей Николаевич (1826-1904) был женат на цыганской певице Марии Михайловне Шишкиной, происходившей из знатного цыганского рода. Сергей Николаевич Толстой владел Пироговым и вместе со своей женой-цыганкой Марией Михайловной после уборочной страды часто устраивал певческие посиделки.
В ближайших планах Пироговского отдела – работы по созданию комплекса, отображающего литературную деятельность Л. Н. Толстого в селе Пирогово. Как известно, именно здесь он задумал и начал писать свою знаменитую повесть «Хаджи Мурат». Из Дагестана, с родины Хаджи Мурата будет доставлен большой памятный камень и установлен там, где обдумывал свою бессмертную повесть Лев Николаевич. Рядом посадим красно-розовые березы Раддэ, которые растут на Кавказе. Правительство республики Дагестан этот проект поддержало и будет активно помогать в его реализации.
Идут предварительные работы по восстановлению усадебных построек и садово-паркового ансамбля. Все новые объекты будут действующими: мельница, кузница, кумысная ферма.
7. В одном из рассказов Толстого главные события разворачиваются в г. Уральске, расположенном на территории современного Казахстана. Как называется этот рассказ? В каком году он был написан?
Уральск расположен в северо-западной части Казахстана близ границы с Россией. Основан на берегах реки Урал в 1613 году в качестве казацкого поселения и назывался Яицкий городок. Лев Толстой посетил Уральск летом 1862 года. Именно в этот период писатель находился в Самарской губернии, где принимал модное в то время кумысолечение. Через 46 лет после визита в этот город, в 1906 году, Толстой возвращается к уральским впечатлениям и создает небольшой рассказ “За что?”, который опубликован во втором томе книги «Круг чтения». Это история польского ссыльного Мигурского, отбывавшего наказание в Уральске, его дерзкого побега, не удавшегося в самый последний момент. Рассказ в первом автографе имел название «Непоправимо». Но уже во второй копии в апреле 1906 года Толстой дал окончательное название «За что?»
8. Толстой был хорошо знаком с особенностями степной жизни. В 1885 г. он написал рассказ о переменчивой судьбе скотовода, который из богатого хозяина превратился в бедняка, однако чувствовал себя вполне счастливым. Как называется этот рассказ?
Рассказ назывался «Вражье лепко, а божье крепко».
.9. В одном из рассказов Толстого главный герой Иосиф Мигурский за участие в польском восстании 1830 г. определяется на службу солдатом в небольшую крепость на территории современного Казахстана. В какую страну планировал устроить побег из крепости главный герой?
Толстой просил у гостившего в Ясной поляне В.В.Стасова прислать книги о польском восстании 1830 года. На другой день от Бодуэна де Куртенэ эти книги были получены. Затем Толстой читал в томе «Истории России»» С.М.Соловьёва раздел Польши при Екатерине II, которую ему помог найти Маковицкий. Цитаты из статьи Махнацкого о польском восстании 1830 года использованы в рассказе «За что?» У И.Мигурского за участие в польском восстании 1830 года было конфисковано имение. Сам он был определён солдатом в линейный батальон города Уральска. Побег изначально был задуман до Саратова, затем до Астрахани и через Каспийское море в Персию. Положат его вместо детских гробов в ящик, который поставят в тарантас и довезут его с женой Альбиной до Саратова, откуда в лодке поплывут до Каспийского моря. А там Персия или Турция и - свобода.
10. Кто и когда из классиков русской литературы бывал в Казахстане?
Уральск – единственный город Казахстана, в котором побывали писатели, чьи имена составляют гордость мировой литературы. На многих домах мемориальные доски с их именами. Богатое историческое прошлое вдохновляло поэтов и писателей, посещающих эти места. Л.Н.Толстой. Летом 1862 года гостил у своего товарища по Севастополю, наказного атамана А.Д.Столыпина. По впечатлениям от поездки написал повесть «Казаки». А.С.Пушкин. Приехал в Оренбург 18 сентября 1833 года. Посетил Толкачёвы хутора, станицу Рассыпную, пригород Уральска – Таловый умёт, Бударинский форпост, Илецкий городок, Нижнее озёрскую крепость, Черногорскую крепость. Оттуда поехал в Уральск, где пробыл двое с
половиной суток (с 21 по 23 сентября). Собирал
материалы для «Истории Пугачёва» и «Капитанской
дочки». 1954 году ссыльный петрашевец !Достоевский после
[pic] каторжных работ был зачислен рядовым в Седьмой сибирский линейныйъбатальон, стоявший в Семипалатинске. Музей Федора Михайловича Достоевского в Семипалатинске является единственным музеем великого русского писателя за пределами России. Главное его предназначение – хранить на казахстанской земле память о величайшем гении мировой литературы. А.Солженицын. На снимке узник ГУЛАГа, бывший капитан, будущий великий писатель.Из «Спецтюрьмы № 16» под Москвой августе 1950 года ссыльный писатель этапирован «на общие работы» в Степлаг – особый лагерь в Экибастузе, где он под номером Щ-262 работает литейщиком, затем каменщиком, бригадиром на лагерном кирпичном заводе. На севере Казахстана пробыл до февраля 1953 года. После освобождения переведён на «вечное ссыльнопоселение» в аул Кок-Терек (Зелёный тополь) Джамбульской области.
Сейчас посёлок называется Берлик, и Солженицына там до сих пор помнят.
Его даже аксакалы уважали. А сам писатель позже писал, что нигде
и никогда ему не жилось так комфортно и спокойно. С января по март 1954 года был на лечении в Ташкенте, проходя курс облучения. 6 февраля 1956
года Солженицына реабилитируют, он возвращается в Москву. Затем
в августе этого же года вернулся в Центральную Россию, в Рязань, в город своего детства - Ростов.
Ю.Домбровский. В 1933 году подвергся аресту. Получил из Москвы ссылку в Алма-Ату. В 1937-м угодил в тюрьму второй раз, но после долгого следствия обрел свободу. В 1939-м был опять арестован и отправлен в колымские лагеря. Вернулся в Алма-Ату больным, истощенным в 1943 году. Освобождение досрочное, по инвалидности. 4 арест - в 1949 году. Отбывал на Севере и Озерлаге. Домбровский был приговорен Алма-атинским облсудом 13 августа 1949 года к лишению свободы на 10 лет. По постановлению Президиума Верховного Суда Казахской ССР от 15 марта 55-го срок снижен до шести лет. 2 июня 1955 года при освобождении из лагеря Затем получил право следовать к избранному месту жительства в гор. Талдом Московской области. Даль В.И. В течение 8 лет (с 1833 по 1841) служил в Оренбурге. Во время службы неоднократно предпринимал поездки в Уральск и приуральские степи. В.Г.Короленко. Собирал материал для произведений: «У казаков», «В краю пугачёвских легенд», «Пугачёвская легенда на Урале». Работал в архиве Уральского казачьего войска с июня по сентябрь 1900 года. Фурманов Д.А. останавливался в Уральске с 16 по 27 февраля 1919 года, назначенный комиссаром в Чапаевскую дивизию. В.Иванов. 1926 год. Г.Тукай, основатель татарской демократической литературы, 12 лет жил в Уральске и в 1907 году уезжает в Казань. А.Гайдар. С 1927 по 1937 год. В.П.Правдухин. С 1927 по 1937 год. Гостил у друзей, гулял по городу и рыбачил на Урале. А.Н.Толстой. С 1927 по 1937 год. Гостил у друзей, гулял по городу и рыбачил на Урале. А.Н.Плещеев. Жил более двух лет в Уральске, в 1852 году переведён в Оренбург. Шолохов М.А. В 1960 году останавливался в Уральске. Он считал Приуралье своей второй родиной. Почти ежегодно приезжал в Западно-Казахстанскую область. В годы войны (семья писателя с 27 июля 1942 года по конец ноября 1943 года эвакуировалась в Уральск) вместе с семьёй проживал в п. Дарьинск в 30 км от Уральска, впоследствии ежегодно (в течение 30 лет) приезжал к друзьям на охоту. 15 октября 1965 года в Приуральске, 140 км от районного центра, он узнал, что стал Нобелевским лауреатом. Здесь он писал главы романа «Они сражались за Родину». Змитрок Бядуля (Самуил Еднемович Плавник). Белорусский поэт, прозаик, драматург. Жуковский В.А. сопровождал своего воспитанника, наследника престола, будущего императора Александра II при его визите в Уральск в 1837 году. Крылов И.А. В Яицком городке прошло детство Крылова. Был при отце, коменданте гарнизона правительственных войск, во время осады крепости Михайло-Архангельского собора пугачёвским войском. Служил и помощником коменданта Яицкого городка. Ребёнок был и с матерью в Оренбурге. В.В.Бианки. Гостил у друзей, гулял по городу и рыбачил на Урале. В течение четырёх лет участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу и Казахстану. С 1926 по 1929 год жил в Уральске и Новгороде. К.А.Федин. Гостил у друзей, гулял по городу и рыбачил на Урале. Т.Г.Шевченко был сослан в солдаты Оренбургского корпуса. Сослали его в маленькую крепость на границе степи, называемую Орской, где он нес солдатскую службу (1847-1849). Но в 1849 году капитан Бутаков, строивший на Сырдарье суда и составлявший карту Аральского моря, взял его с собой с разрешения командира корпуса, генерала Обручева. В Аральскую экспедицию Шевченко отправился из Орской крепости 11 мая1848 года. Там Шевченко срисовывал очертания Аральских берегов и степные укрепления. Спустя два года он вернулся, где он был прикомандирован с Бутаковым в с Бутаковым в Оренбург, для помощи в оформлении материалов Аральской Автопортрет. Тарас Григорьевича Шевченко [pic] во время службы 1847-1849 года в Уральском казачьем войске. экспедиции. Во время следствия по доносу Н.Исаева Шевченко находился в заключении в каземате Орской крепости с июня по август 1850 года. Бедный поэт целый год просидел в тюрьме с грабителями, а затем по приказу из
столицы его сослали солдатом в маленькую
крепость Мангышлак на восточном берегу Каспийского моря, где он оставался до самого увольнения со службы, то есть до 1859 года.
С.Т.Альтов. В 2006 году приезжал в Астану. Тепло был встречен столичной публикой, когда читал на сцене Конгресс-Холла свои произведения. П.Васильев. Родился в 1910 году в Зайсане. С 1921 по 1926 год жил и учился в Павлодаре. После окончания школы в 16 лет покидает родной дом. В течение 1928 – 1929 годов путешествует по Дальней Сибири и Владивостоку. Осенью 1929 года – кратковременное пребывание в Павлодаре. В 1930 году находится в Кызыл-Орде, а в 1931году он – в Арале. Расстрелян 16 июля 1937 года. Жил около 27 лет, но оставил яркий след в литературе.
А.Вознесенский. Был несколько раз в Алматы у О.Сулейменова, с которым его связывала крепкая поэтическая и земная дружба. А Олжас Сулейменов именно русскому другу-поэту адресовал свои ставшие знаменитыми строки:
Андрей! Мы – кочевники,
Нас разделяют пространства
культур и эпох…
…Мы кочуем навстречу себе,
узнаваясь в другом.
Е.Евтушенко. В 2002 году в Павлодаре состоялся поэтический вечер с его участием, тогда же он побывал в Астане и выступал с чтением своих произведений во Дворце молодёжи. Толеген Мухамеджанов, бывший в то время заместителем акима, тоже появился на сцене, куда он вышел поприветствовать поэта, с которым его связывала долгая и крепкая дружба. Перед чтением только что написанного нового произведения, которое прозвучит впервые, Евтушенко получает от композитора предложение читать под его аккомпанемент. Играть он будет своё произведение, но предполагает, что оно по духу должно соответствовать исполняемой поэме. Это был удивительный по красоте, гармоничный экспромт.
Вс.Иванов. Казахстан занимает особое место в жизни писателя. Здесь он родился в 1895 году в посёлке Лебяжьем Семипалатинской области, здесь прошла юность, сюда любил приезжать в течение многих лет, особенно в послевоенные годы. В городе Верном бывал в юности, а когда город стал Алма-Атой, приехал туда в 1936 году, чтобы в соавторстве с Б.Майлиным и Г.Мусреповым написать сценарий для первого казахского художественного фильма, посвящённого народному герою, возглавлявшему восстание казахов в 1916 году, - Амангельды Иманову. В этом же году побывал он и в Чимкенте. В 1946 году – снова Алма-Ата, потом – Джунгарское Алатау, Караганда, Балхаш.
А.Розенбаум. Певец-стихотворец, родившись в 1951 году в Ленинграде, в 1952 году с родителями переезжает в Восточный Казахстан, где прожил первые свои пять лет. Стихи писал с детства.
11. Кто из казахских поэтов написал стихотворение на отлучение Л. Н. Толстого от церкви и как оно называлось?
[pic] Шакарим Кудайбердыев, поэт, философ, учёный и общественный деятель,
как пишут биографы, в 14 лет под влиянием Абая начал
писать стихи. Интересна история одного стихотворения
Ш.Кудайбердыева, посвящённого Л.Толстому. Когда в 1901
году Святейший синод отлучил Толстого от церкви, в
далёком от Ясной поляны Казахстане Шакарим слагает в
поддержку великого еретика трогательное до глубины души
стихотворение«Жасымнан жетiк бiлдiм», где очень поэтично
и точно сформулировал жизненную позицию
яснополянского старца: «Всей душой он возлюбил
справедливости дорогу, он владелец дум глубоких – кинул смелый вызов богу», «духовенство всё не стоит и мизинца Льва Толстого», «ученик я Льва Толстого». А справедливость - она одна, и она не зависит от национальности и вероисповедания. Имя русского классика упоминается и в других стихотворениях Шакарима, преклонявшегося перед бескомпромиссностью писателя в отстаивании гуманистических идеалов.
Эти благородные идеалы одушевляли и творчество самого Шакарима, верившего в силу поэтического слова, в способность его преображать человеческую душу и противостоять интенсивному потоку времени.
Поэт вёл переписку со Львом Толстым.
23