Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Литература для профессий технического, естественнонаучного, социально-экономического профилей

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОУД.02 Литература

для профессий технического профиля:

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин,

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин,

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)


















2016

Рассмотрено Утверждаю:

методическим объединением директор ГБПОУ КК ЛСТТ

гуманитарного цикла

ГБПОУ КК ЛСТТ ___________В.Н. Корякин

протокол № __ от ____20__ «___»_____________20___

руководитель МО______Е.В.Силина




Рассмотрена

на заседании педагогического совета

протокол №__ от______ 20___



Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012, № 24480)



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Лабинский социально- технический техникум»


Разработчик Н.В.Сумская – преподаватель

русского языка и литературы ГБПОУ КК ЛСТТ

_____________________



Рецензенты: О.Я.Моторкина – методист

ГАПОУ КК ЛАТ г. Лабинска


Е.Г.Карабанская – преподаватель

русского языка и литературы ГБПОУ КК ЛСТТ Квалификация по диплому:

учитель русского языка и литературы







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» предназначена для изучения литературы в профессиональной образовательной организации для профессий технического профиля:

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин,

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин,

15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).

Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Литература», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Содержание программы учебной дисциплины ОУД.02 «Литература» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

  • При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Литература» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет по профессиям СПО технического, естественнонаучного и социально-экономического профилей — 256 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка — 171 час (включая 15 уроков по развитию речи - практические занятия и сочинения), внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 85 часов.

Окончанием изучения курса «Литература» является дифференцированный зачет – 1 час.




ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЛИТЕРАТУРА»


Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.

Основой содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Изучение литературы в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического профиля профессионального образования литература изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.

В процессе изучения литературы проводятся практические занятия по развитию речи, сочинения, контрольные работы, задания исследовательского характера и т. д.

Все виды занятий тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, развивают общие креативные способности, способствуют формированию у обучающихся умений анализа и оценки литературных произведений, активизируют позицию «студента-читателя».

Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения.


Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.

Изучение литературных произведений для чтения и обсуждения может быть обзорным (тематика, место в творчестве писателя, жанр и т. д.).

Литературные произведения для повторения дают преподавателю возможность отобрать материал, который может быть актуализирован на занятиях, связать изучаемое произведение с тенденциями развития литературы, включить его в литературный контекст, а также выявить знания обучающихся, на которые необходимо опираться при изучении нового материала.

Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.

Изучение литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.


МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина «Литература» является составной частью общеобразовательного учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования.

В профессиональных образовательных организациях учебная дисциплина «Литература» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В учебных планах ППКРС, ППССЗ учебная дисциплина «Литература» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:

    • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

    • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов- ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

    • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

    • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

    • эстетическое отношение к миру;

    • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

  • метапредметных:

    • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

    • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

    • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • предметных:

    • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

    • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

    • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

    • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

    • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

    • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

    • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

    • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

    • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Введение

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО.


[link] (сайт «Справочная служба русского языка»).




урока


Наименование разделов и тем


Кол-во

часов


Самостоятельная подготовка

Календарные сроки изучения, план/факт

группы

группы

группы

группы


I семестр (32 часа)

32







Введение

2







1

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.

1

0,5

Реферат на тему «Развитие жанра исторического романа

в эпоху романтизма»





2

Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала). Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО

1

0,5

Сообщение на тему «Романтические повести в русской литературе»






Раздел 1 Литература XIX века

72








Тема 1.1 Русская литература первой половины XIX века

14







3

Тема 1.1.1 Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение русской литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Русское искусство.

1

0,5

Сообщение на тему «Пушкин в воспоминаниях современников»






А. С. Пушкин (1799—1837)

6







4

Тема 1.1.2 Личность писателя. Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Детство и юность. Петербург и вольнолюбивая лирика. Южная ссылка и романтический период творчества.

1

0,5

Сообщение на тему «Царскосельский лицей и его воспитанники»





5

Тема 1.1.3 Михайловское: темы, мотивы и художественное своеобразие творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина.

1

0,5

Стихотворение по выбору наизусть





6

Тема 1.1.4 Роль Пушкина в становлении русского литературного языка

1

0,5

Стихотворение по выбору наизусть





7

Тема.1.1.5 Болдинская осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель. Творчество А. С. Пушкина в критике и литературоведении. Жизнь произведений Пушкина в других видах искусства

1

0,5

Стихотворение по выбору наизусть





8

Тема 1.1.6 «Чувства добрые» в лирике А. С. Пушкина: мечты о «вольности святой». Душевное благородство и гармоничность в выражении любовного чувства

1

0,5

Сообщение на тему «Дуэль и

смерть А.С.Пушкина»





9

Тема 1.1.7 Поиски смысла бытия, внутренней свободы. Отношения человека с Богом. Осмысление высокого назначения художника, его миссии пророка. Идея преемственности поколений. Осмысление исторических процессов с гуманистических позиций. Нравственное решение проблем человека и его времени

РР №1. Сочинение по творчеству А.С.Пушкина

1

0,5

РР Сочинение по творчеству А.С.Пушкина (дописать)






М. Ю. Лермонтов (1814 — 1841)

4







10

Тема 1.1.8 Личность и жизненный путь М. Ю. Лермонтова (с обобщением ранее изученного)

1

0,5

Реферат на тему «Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова»





11

Тема 1.1.9 Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова

1

0,5

Сообщение «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников»





12

Тема 1.1.10 Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова петербургского и кавказского периодов

1

0,5

Стихотворение по выбору наизусть





13

Тема 1.1.11 Тема одиночества в лирике Лермонтова. Поэт и общество. Трагизм любовной лирики Лермонтова

1

0,5

Стихотворение по выбору наизусть






Н. В. Гоголь (1809—1852)

3







14

Тема 1.1.12 Личность писателя, жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). «Петербургские повести»: проблематика и художественное своеобразие

1

0,5

Реферат на тему «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя»





15

Тема 1.1.13 Особенности сатиры Гоголя. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе

1

0,5

Сообщение на тему «Н.В.Гоголь в воспоминаниях современников»





16

Тема 1.1.14 Обобщающий урок по литературе 1 половины 19 века

1

0,5

Подготовка и проведение заоч-ной экскурсии в один из музеев Н. В. Гоголя (по выбору)






Тема 1.2 Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

58







17

Тема 1.2.1 Культурно-историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Отмена крепостного права. Крымская война. Народничество. Укрепление реалистического направления в русской живописи второй половины XIX века. (И.К.Айвазовский, В.В.Верещагин, В.М. Васнецов, Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, И.Е.Репин, В.И.Суриков). Мастера русского реалистического пейзажа (И.И.Левитан, В.Д.Поленов, А.К.Саврасов, И.И. Шишкин, Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи) (на примере 3—4 художников по выбору преподавателя). Содружество русских композиторов «Могучая кучка» (М.А. Балакирев, М.П.Мусоргский, А.И.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков). Малый театр — «второй Московский университет в России». М.С.Щепкин — основоположник русского сценического реализма. Первый публичный музей национального русского искусства — Третьяковская галерея в Москве. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х годов о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». Газета «Колокол», общественно-политическая и литературная деятельность А.И.Герцена, В.Г. Белинского. Развитие реалистических традиций в прозе (И.С. Тургенев, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков и др.). Новые типы героев в русской литературе. Нигилистический и антинигилистический роман (Н.Г.Чернышевский, И.С.Тургенев). Драматургия А.Н.Островского и А.П.Чехова и ее сценическое воплощение. Поэзия «чистого искусства», и реалистическая поэзия.

1

0,5

Подготовка и проведение заочной экскурсии «По залам Третьяковской галереи»






А. Н. Островский (1823—1886)

4







18

Тема 1.2.2 Жизненный и творческий путь А.Н.Остров-ского (с обобщением ранее изученного). Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в творчестве А.Н.Островского

1

0,5

Подготовка сообщений:

«Экранизация произведений А.Н.Островского»





19

Тема 1.2.3 Драма «Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие. Художественные особенности драмы. Калинов и его обитатели (система персонажей). Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. Символика грозы. Образ Катерины — воплощение лучших качеств женской натуры.

1

0,5

Сообщение «Крылатые выражения в произведениях А.Н. Островского и их роль в раскрытии характеров героев, идейного содержания»





20

Тема 1.2.4 Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме

1

0,5

Реферат «Значение творчества А. Н. Островского в истории русского театра»





21

Тема 1.2.5 Катерина в оценке Н.А.Добролюбова и Д.И. Писарева. Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе.

РР №2. Сочинение по творчеству А.Н.Островского

1

0.5

РР Сочинение по творчеству А.Н.Островского (дописать)






И.А.Гончаров (1812—1891)

4







22

Тема 1.2.6 Жизненный путь и творческая биография И.А.Гончарова. Роль В. Г. Белинского в жизни И.А. Гончарова.

1

0,5

Составление устного ответа на тему: «Обломов – социально-психологический роман»





23

Тема 1.2.7 Роман «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения. Проблема русского национального характера в романе.

1

0,5

Реферат «Женские образы в романах Гончарова»





24

Тема 1.2.8 Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова. Обломов как представитель своего времени и вневременной образ. Типичность образа Обломова. Эволюция образа Обломова. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская — Агафья Пшеницына)

1

0,5

Сообщение «В чем трагедия Обломова?»





25

Тема 1.2.9 Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д.И.Писарева, И.Анненского и др.) Роман «Обрыв». Отражение смены эпох в обществе и нравах. Многообразие типов и характеров в романе. Трагическая судьба незаурядного человека в романе. Гончаров — мастер пейзажа. Тема России в романах Гончарова

1

0,5

Реферат «Художественная деталь в романе “Обломов”»






И.С.Тургенев (1818—1883)

7







26

Тема 1.2.10 Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева (с обобщением ранее изученного). Психологизм творчества Тургенева. Тема любви в творчестве И.С.Тургенева (повести «Ася», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»). Их художественное своеобразие. Тургенев-романист (обзор одного-двух романов с чтением эпизодов). Типизация общественных явлений в романах И.С.Тургенева. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста

1

0,5

Реферат «Нигилизм и нигилисты в жизни и литературе (Д.И. Писарев, М.А. Антонович, И.С.Тургенев)»





27

Тема 1.2.11 Роман «Отцы и дети». Смысл названия романа. Отображение в романе общественно-политической обстановки 1860-х годов. Проблематика романа. Особенности композиции романа.

1

0,5

Статья Д.И.Писарева «Базаров». Изучение. Анализ





28

Тема 1.2.12 Базаров в системе образов романа. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина)

1

0,5

Сообщение «Роман И. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике»





29

Тема 1.2.13 Взгляды Базарова на искусство, природу,

общество. Базаров и Кирсановы

1

0,5

Стихотворение в прозе наизусть (по выбору)





30

Тема 1.2.14 Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Базаров и родители. Сущность споров, конфликт «отцов» и «детей»

1

0,5

Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям

И.С.Тургенева (по выбору)





31

Тема 1.2.15 Значение заключительных сцен романа в

раскрытии его идейно-эстетического содержания. Авторская позиция в романе. Полемика вокруг романа «Отцы и дети» (Д.И.Писарев, Н.Страхов, М.Антонович)

РР №3. Сочинение по творчеству И.С.Тургенева

1

0,5

РР Сочинение по творчеству И.С.Тургенева (дописать)





32

Тема 1.2.16 Тестовый опрос по творчеству И.С.Тургенева

1

0,5

Чтение повестей И.С.Тургенева






II семестр (21 час)

21







Н.Г.Чернышевский (1828—1889)

1







33

Тема 1.2.17 Краткий очерк жизни и творчества Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать». Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе. Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе Н.Г.Чернышевского. Нравственные и идеологические проблемы в романе. «Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека»

Рахметова. Противопоставление «новых людей» старому миру. Теория «разумного эгоизма» как философская основа романа. Роль снов Веры Павловны в романе. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа

1

0,5

Реферат «Общество будущего

в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”»






Н.С. Лесков (1831—1895)

4







34

Тема 1. 2.18 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Художественный мир писателя. Праведники Н.С.Лескова. Творчество Н.С.Лескова в 1870-е годы (обзор романа «Соборяне»).

1

0,5

Реферат «Праведники в творчестве Н.С.Лескова»





35

Тема 1.2.19 Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции и жанра. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

1

0,5

Сообщение «Национальный характер в произведениях Н.С.Лескова»





36

Тема 1.2.20 Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С.Лескова

1

0,5

Реферат на тему «Художественный мир Н.С.Лескова»





37

Тема 1.2.21 Традиции житийной литературы в повести «Очарованный странник»

1

0,5

Чтение повести «Леди Макбет Мценского уезда»






М.Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889)

4







38

Тема 1.2.22 Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина (с обобщением ранее изученного). Мировоззрение писателя.

1

0,5

Теория литературы. Понятия об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык).





39

Тема 1.2.23 Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Своеобразие фантастики в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина. Иносказательная образность сказок. Гротеск, аллегория, символика, язык сказок. Обобщающий смысл сказок.

1

0,5

Подготовка и проведение виртуальной экскурсии по литературным музеям М.Е.Салтыкова-Щедрина.






40

Тема 1.2.24 Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Приемы сатирической фантастики, гротеска, художественного иносказания. Эзопов язык.

1

0,5

Подготовка сценария театрализованного представления «Градоначальники Салтыкова-Щедрина»





41

Тема 1.2.25 Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы. РР №4. Практическая работа. Написание сказки в стиле Салтыкова-Щедрина

1

0,5

Чтение сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (по выбору студентов)






Ф.М.Достоевский (1821—1881)

12







42

Тема 1.2.26 Сведения из жизни писателя (с обобщением ранее изученного)

1

0,5

Составление биографических карточек





43

Тема 1.2.27 Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Особенности сюжета

1

0,5

Реферат на тему «Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского»





44

Тема 1.2.28 Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Социальные и философские основы бунта Раскольникова. Смысл теории Раскольникова.

1

0,5

Сравнительная характеристика Раскольникова и Лужина





45

Тема 1.2.29 Проблема «сильной личности» и «толпы», «твари дрожащей» и «имеющих право» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.

1

0,5

Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова





46

Тема 1.2.30 Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества».

1

0,5

Составление письменного ответа «Теория Р.Раскольникова»





47

Тема 1.2.31 Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Символическое значение образа «вечной Сонечки».

1

0,5

Сообщение «Двойники Раскольникова»





48

Тема 1.2.32 Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони.

1

0,5

Работа со словарем. Антитеза





49

Тема 1.2.33 Петербург Достоевского. Библейские мотивы в произведении. Споры вокруг романа и его главного героя

1

0,5

Работа со словарем. Полифонизм





50

Тема 1.2.34 Роман «Униженные и оскорбленные». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Боль за униженных, угнетенных в произведении. Сложный, богатый внутренний мир «маленького человека». Развитие гуманистических традиций Пушкина и Гоголя

1

0,5

Прочтение романа «Братья Карамазовы»





51

Тема 1.2.35 Роман «Идиот». Жанровое своеобразие романа. Особенности сюжета. Философская глубина, нравственная проблематика романа. Трагичность взаимоотношений героев с внешним миром. Князь Мышкин как «идеальный герой». Настасья Филипповна — один из лучших женских образов Достоевского

1

0,5

Прочтение романа «Братья Карамазовы»





52

Тема 1.2.36 РР №5. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

1

0,5

План сочинения по творчеству Ф.М.Достоевского





53

Тема 1.2.37 РР №6. Сочинение по творчеству Ф.М. Достоевского

1

0,5

Подготовка вопросов для проведения дискуссии «Личность Раскольникова»






III семестр (17 часов)

17







Л.Н.Толстой (1828—1910)

13







54

Тема 1.2.38 Жизненный путь и творческая биография (с обобщением ранее изученного). Духовные искания писателя

1

0,5

Написание реферата по биографии Л.Н.Толстого





55

Тема 1.2.39 Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».

1

0,5

Практическая работа. Составление текста диктанта по материалам жизни и творчества Л. Н. Толстого





56

Тема 1.2.40 Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение понятий «война» и «мир»

1

0,5

Реферат «Многообразие творчества Л.Н. Толстого»





57

Тема 1.2.41 Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой

1

0,5

Сообщение «Наташа Ростова — любимая героиня Толстого»





58

Тема 1.2.42 Светское общество в изображении Толстого, осуждение его бездуховности и лжепатриотизма

1

0,5

Реферат на тему «Л.Толстой и культура ΧΧ века»





59

Тема 1.2.43 Авторский идеал семьи в романе

1

0,5

Сообщение «Тема дома в романе «Война и мир»





60

Тема 1.2.44 Правдивое изображение войны и русских солдат — художественное открытие Л.Н.Толстого. Бородинская битва — величайшее проявление русско-го патриотизма, кульминационный момент романа. «Дубина народной войны», партизанская война в романе. Образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, их отношение к войне

1

0,5

Сообшение на тему «Мои любимые страницы романа “Война и мир”»





61

Тема 1.2.45 Народный полководец Кутузов. Кутузов и Наполеон в авторской оценке

1

0,5

Составление сценария вечера «Ожившие страницы “Войны и мира”»





62

Тема 1.2.46 Проблема русского национального характера. Осуждение жестокости войны в романе. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя

1

0,5

Реферат на тему «Мировое значение творчества Л.Н.Толстого»





63

Тема 1.2.47 «Севастопольские рассказы». Отражение перелома во взглядах писателя на жизнь в севастопольский период. Война как явление, противоречащее человеческой природе. Сила духа русского народа в представлении Толстого. Настоящие защитники Севастополя и «маленькие Наполеоны». Контраст между природой и деяниями человека на земле. Утверждение духовного начала в человеке. Особенности поэтики Толстого. Значение «Севастопольских рассказов» в творчестве Л. Н. Толстого

1

0,5

Сообщение на тему «Изображение войны в «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир





64

Тема 1.2.48 Роман «Анна Каренина». Светское общество конца XIX века в представлении Толстого. История Анны Карениной: долг и чувство. «Мысль семейная» в романе

«Анна Каренина»

1

0,5

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев Л. Н. Толстого





65

Тема 1.2.49 РР №7. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

1

0,5

Составление плана сочинения по творчеству Л.Н.Толстого





66

Тема 1.2.50 РР №8. Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

1

0,5

Наизусть отрывок из романа «Война и мир» (по выбору)






А.П.Чехов (1860—1904)

8







67

Тема 1.2.51 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества.

1

0,5

Реферат о жизни и творчестве писателя





68

Тема 1.2.52 Художественное совершенство рассказов А.П.Чехова. Новаторство Чехова. Периодизация творчества Чехова. Работа писателя в журналах. Чехов-репортер.

1

0,5

Прочтение «Маленькой трилогии» («Человек в футляре», ««Ионыч», «О любви»)





69

Тема 1.2.53 Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов

1

0,5

«Пушкинские мотивы и их роль в рассказе “Ионыч”».





70

Тема 1.2.54 Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова. Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П.Чехова

1

0,5

Реферат «Тема интеллигентного человека в творчестве А.П.Чехова»






IV семестр (26 часов)

26






71

Тема 1.2.55 Драматургия Чехова. Комедия «Вишневый сад». История создания, жанр, система персонажей. Сложность и многозначность отношений между персонажами. Разрушение дворянских гнезд в пьесе.

1

0,5

Прочтение пьесы А.П.Чехова “Дама с собачкой»





72

Тема 1.2.56 Сочетание комического и драматического в пьесе «Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад». Смысл названия пьесы. Особенности символов.

1

0,5

Чтение и анализ рассказов «Палата № 6, «Дома»





73

Тема 1.2.57 Драматургия А.П.Чехова и Московский Художественный театр. Театр Чехова — воплощение кризиса современного общества. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра.

Критика о Чехове (И.Анненский, В.Пьецух)

1

0,5

Подготовка презентации по теме «Мое любимое произведение 1 пол 19 века»





74

Тема 1.2.58 Обобщающий урок по прозе второй половины 19 века

1

0,5

Подготовка театрализованного представления






Поэзия второй половины XIX века

12







75

Тема 1.3.1 Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века.

1

0,5

Чтение: А.Н.Майков «Осень», «Пейзаж»; А.А.Григорьев «Цыганская венгерка», «Вы рождены меня терзать…»; К.Л.Хетагуров «Послание»






Ф.И. Тютчев (1803—1873)

2







76

Тема 1.3.2 Жизненный и творческий путь Ф.И.Тютчева (с обобщением ранее изученного). Философская, общест-венно-политическая и любовная лирика Ф.И.Тютчева

1

0,5

Реферат «Философские основы творчества Ф.И.Тютчева»





77

Тема 1.3.3 Художественные особенности лирики Ф.И.Тютчева

1

0,5

Стихотворение по выбору наизусть






А.А.Фет (1820—1892)

2







78

Тема 1.3.4 Жизненный и творческий путь А.А.Фета (с обобщением ранее изученного). Эстетические взгляды поэта и художественные особенности лирики А.А.Фета

1

0,5

Сообщение «Концепция “чистого искусства” в литературно-критических статьях А.А.Фета»





79

Тема. 1.3.5 Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики А.А.Фета. РР №9. Практическая работа. Анализ стихотворений Ф.И.Тютчева и А.А.Фета

1

0,5

Сообщение «Жизнь стихотворений А.А.Фета в музыкальном искусстве»






А. К. Толстой (1817—1875)

1







80

Тема 1.3.6 Жизненный и творческий путь А.К.Толстого. Идейно-тематические и художественные особенности лирики А.К.Толстого. Многожанровость наследия А.К.Толстого. Сатирическое мастерство Толстого

1

0,5

Доклад «Феномен Козьмы Пруткова»






Н.А.Некрасов (1821—1878)

6







81

Тема 1.3.7 Жизненный и творческий путь Н.А.Некрасова (с обобщением ранее изученного)

1

0,5

Доклад «Некрасовский “Современник”»





82

Тема 1.3.8 Гражданская позиция поэта. Журнал «Современник». Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии Н.А.Некрасова 1840—1850-х и 1860—1870-х годов.

1

0,5

Сообщение «Новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической формы (“Неправильная поэзия”)»





83

Тема 1.3.9 Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Любовная лирика Н.А.Некрасова

1

0,5

Стихотворение наизусть (по выбору)





84

Тема 1.3.10 Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет. Нравственная проблематика. Авторская позиция. Многообразие крестьянских типов

1

0,5

Реферат «Образы детей и произведения для детей в творчестве Н.А.Некрасова»





85

Тема 1.3.11 Проблема счастья. Сатирические портреты в поэме. Языковое и стилистическое своеобразие произведений Н.А.Некрасова. РР №10. Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова

1

0,5

РР Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова (дописать)





86

Тема 1.3.12 Обобщающий урок по поэзии второй половины 19 века

1

0,5

Доклад «Н.А.Некрасов как литературный критик»






Раздел 2. Литература ХХ века









Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века

12







87

Тема 2.1.1 Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Кризис гуманизма и религиозные искания в русской философии. Основные тенденции развития прозы. Реализм и модернизм в литературном процессе рубежа веков. Стилевая дифференциация реализма (Л.Н.Толстой, В.Г.Короленко, А.П.Чехов, И.С.Шмелев). Дискуссия о кризисе реализма. Обращение к малым эпическим формам. Модернизм как реакция на кризис реализма. Журналы сатирического направления («Сатирикон», «Новый Сатирикон»)

1

0,5

Подготовка заочной экскурсии по Третьяковской галерее.

или Подготовка сценария музыкальной гостиной «Музыка серебряного века» (по выбору)






Русская литература на рубеже веков









И.А.Бунин (1870—1953)

2







88

Тема 2.1.2 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Лирика И.А.Бунина. Своеобразие поэтического мира И.А.Бунина. Философичность лирики Бунина. Поэтизация родной природы; мотивы деревенской и усадебной жизни. Тонкость передачи чувств и настроений лирического героя в поэзии И.А.Бунина. Особенности поэтики И.А.Бунина. Проза И.А.Бунина. «Живопись словом» — характерная особенность стиля И.А. Бунина. Судьбы мира и цивилизации в творчестве И.А.Бунина. РР №11. Практическая работа. Анализ понравившегося произведения И.А.Бунина

1

0,5

Чтение рассказов «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи».





89

Тема 2.1.3 Русский национальный характер в изображении Бунина. Общая характеристика цикла рассказов «Темные аллеи». Тема любви в творчестве И.А.Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. Тема «дворянского гнезда» на рубеже XIXXX веков, ее решение в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» и пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Критики о Бунине (В.Брюсов, Ю.Айхенвальд, З.Шаховская, О.Михайлов) (по выбору преподавателя)

1

0,5

Реферат «Тема дворянских гнезд в творчестве А.П.Чехова и И.А. Бунина»







А.И.Куприн (1870—1938)

2







90

Тема 2.1.4 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Повести «Гранатовый браслет», «Олеся». Воспевание здоровых человеческих чувств в произведениях А.И.Куприна. Традиции романтизма и их влияние на творчество А.И.Куприна. Трагизм любви в творчестве А.И.Куприна. Тема «естественного человека» в творчестве Куприна (повесть «Олеся»). Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». Столкновение высоты чувства и низости жизни как лейтмотив произведений А. И. Куприна о любви. Решение темы любви и истолкование библейского сюжета в повести «Суламифь»

1

0,5

Чтение повестей «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь»,





91

Тема 2.1.5 Обличительные мотивы в творчестве А.И. Куприна. Образ русского офицера в литературной традиции («Поединок»). Армия как модель русского общества рубежа XIX—XX веков. Изображение офицерской среды, строевой и казарменной жизни солдат, личных отношений между людьми. Освещение проблемы личности как «нравственного воскресения» героя. Ситуация дуэли: преломление традиции как отражение времени. Социальные и нравственные проблемы в повести. Традиции психологизма Л.Н.Толстого в творчестве Куприна

1

0,5

Реферат «Тема любви в творчест-ве И.А.Бунина и А.И.Куприна: общее и различное»







Серебряный век русской поэзии








92

Тема 2.1.6 Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX века. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др. Общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору). Проблема традиций и новаторства в литературе начала ХХ века. Формы ее разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм (общая характеристика направлений). Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф. Анненский, М.И.Цветаева.

1

0,5

Подготовка презентаций по теме

«Поэзия Серебряного века».






93

Тема 2.1.7 Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К.Сологуб) и «младосимволисты» (А.Белый, А.А.Блок). Философские основы и эстетические принципы символизма, его связь с романтизмом

1

0,5

Выразительное чтение стихотворений В.Брюсова «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны»; А.Белого «Раздумье», «Русь», «Родине»; К.Бальмонта «Я мечтою ловил уходящие тени…»

Наизусть (по выбору)





94

Тема 2.1.8 Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н.С.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. Николай Степанович Гумилев. Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева

1

0,5

Декламация понравившегося стихотворения





95

Тема 2.1.9 Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И.Северянин), кубофутуристы (В.В. Маяковский, В.Хлебников), «Центрифуга» (Б.Л.Пастернак)

1

0,5

Реферат «Оригинальность словотворчества поэзии Игоря Северянина»






Новокрестьянская поэзия








96

Тема 2.1.10 Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н.А.Клюева, С.А.Есенина. Николай Алексеевич Клюев. Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы

1

0,5

Реферат «Николай Алексеевич Клюев. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины»






V семестр (56 часов)

56







М.Горький (1868—1936)

1







97

Тема 2.1.11 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). М. Горького как ранний образец социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Авторская позиция и способ ее воплощения. Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист. Публицистика М.Горького: «Несвоевременные мысли». Поэтика заглавия. Выражение неприятия М.Горьким революционной действительности 1917—1918 годов как источник разногласий между М.Горьким и большевиками. Цикл публицистических статей М.Горького в связи с художественными произведениями писателя. Проблемы книги «Несвоевременные мысли». Критики о Горьком. (А. Луначарский, В. Ходасевич, Ю. Анненский)

1

0,5

Реферат «Гордый человек» в произведениях Ф.М.Достоевс-кого и М.Горького» (произведе-ния по выбору учащихся)






А.А.Блок (1880—1921)

1







98

Тема 2.1.12 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России в лирике Блока. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы

1

0,5

Стихотворение «Россия» (наизусть);

второе стихотворение наизусть (по выбору студентов)






Особенности развития литературы 1920-х годов

10







99

Тема 2.2.1 Противоречивость развития культуры в 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, «Перевал», конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 1920-е годы.

1

0,5

Сообщение «Политика партии в области литературы в 1920-е годы»





100

Тема 2.2.2 Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А.Блок, А.Белый, М. Волошин, А.Ахматова, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Ходасевич, В.Луговской, Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М. Светлов и др.).

1

0,5

Стихотворение А.Ахматовой наизусть ( «Мне голос был», «Не с теми я, кто бросил землю») по выбору





101

Тема 2.2.3 Эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А.Крученых, поэты-обериуты).

1

0,5

Выразительное чтение стихов В.Хлебникова





102

Тема 2.2.4 Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница» и др.). Разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и Гражданской войны

1

0,5

Наизусть стихотворение М.Цветаевой, А.Белого, О.Мандельштама (по выбору)






В.В.Маяковский (1893—1930)

3







103

Тема 2.2.5 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви.

1

0,5

Реферат «Музыка революции в творчестве В. В. Маяковского»





104

Тема 2.2.6 Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных»

1

0,5

Сообщение «Сатира в произве-дениях В.В.Маяковского»





105

Тема 2.2.7 Поэма «Во весь голос». Тема поэта и поэзии. Новаторство поэзии Маяковского. Образ поэта-гражданина

1

0,5

Наизусть 2 стихотворения (по выбору)






С.А.Есенин (1895—1925)

2







106

Тема 2.2.8 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Поэтизация русской природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов

1

0,5

Доклад «Тема Родины в творчестве С.А.Есенина и А.А.Блока»





107

Тема 2.2.9 Поэма «Анна Снегина» —поэма о судьбе человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме

1

0,5

Наизусть стихотворение (по выбору)






А.А.Фадеев (1901—1956)

1







108

Тема 2.2.10 Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного). Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа

1

0,5

Доклад «А. А. Фадеев в жизни

и творчестве»






Особенности развития литературы 30-х – начала 40-х годов

26







109

Тема 2.3.1 Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художествен-ный метод. Противоречия в его развитии и воплощении

1


Сообщение «Первый съезд совет-ских писателей и его значение»





110

Тема 2.3.2 Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л.Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Булгаков).

Развитие драматургии в 1930-е годы

1


Реферат «Сатирическое обличе-ние нового быта в рассказах М.Зощенко»






М.И.Цветаева (1892—1941)

3







111

Тема 2.3.3 Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности

1

0,5

Сообщение «М.И.Цветаева в воспоминаниях современников»





112

Тема 2.3.4 Художественные особенности поэзии М.И. Цветаевой

1

0,5

Реферат «М.И.Цветаева и А.А.Ахматова»





113

Тема 2.3.5 Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля

1

0,5

Стихотворение наизусть (по выбору)






О.Э.Мандельштам (1891—1938)

2







114

Тема 2.3.6 Сведения из биографии О.Э.Мандельштама. Идейно-тематические и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама

1

0,5

Сообщение по теме «Петербургские мотивы в поэзии О.Э.Мандельштама»





115

Тема 2.3.7 Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Теория поэтического слова О. Мандельштама

1

0,5

Стихотворение наизусть (по выбору)






А.П.Платонов (А.П.Климентов) (1899—1951)

2







116

Тема 2.3.8 Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров

1

0,5

Сообщение «Традиции и новаторство в творчестве А.Платонова»





117

Тема 2.3.9 Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя

1

0,5

Сообщение «Герои прозы

А. Платонова»







И.Э.Бабель (1894—1940)

2







118

Тема 2.3.10 Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

1

0,5

Сообщение «Изображение революции в “Конармии” И.Бабеля и романе А.Фадеева “Разгром”»





119

Тема 2.3.11 Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля



Сообщение «Стилистика рассказов И.Э.Бабеля»






М.А.Булгаков (1891—1940)

8





120

Тема 2.3.12 Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала)

1

0,5

Реферат «Тема Дома как основы миропорядка»





121

Тема 2.3.13 Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь — лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа. Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных»

1

0,5

Чтение фельетонов 20-х годов





122

Тема 2.3.14 Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов.

1

0,5

Чтение фельетонов 20-х годов





123

Тема 2.3.15 Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни

1

0,5

Чтение произведения «Морфий», «Записки на манжетах»





124

Тема 2.3.16 Воланд и его окружение. Фантастическое

и реалистическое в романе

1

0,5

Подготовка заочной экскурсии по одному из музеев

М.А.Булгакова





125

Тема 2.3.17 Любовь и судьба Мастера

1

0,5

Сообщение «Разнообразие типов романа в советской литературе»





126

Тема 2.3.18 Традиции русской литературы (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова

РР №12. Сочинение по творчеству М.Булгакова

1

0,5

Составление плана сочинения по творчеству М.Булгакова





127

Тема 2.3.19 Своеобразие писательской манеры

РР №13. Сочинение по творчеству М.Булгакова

1

0,5

РР Сочинение по творчеству М.Булгакова (дописать)






М.А.Шолохов (1905—1984)

7






128

Тема 2.3.20 Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного). Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений

1

0,5

Чтение «Донских рассказов»





129

Тема 2.3.21 Трагический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М. Шолохова

1


Анализ понравившегося произведения





130

Тема 2.3.22 Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции

1

0,5

Доклад «Казачьи песни в романе-эпопее “Тихий Дон” и их роль в раскрытии идейно-нравственного и эстетического содержания произведения»





131

Тема 2.3.23 Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа

1

0,5

Сообщение «Патриотизм и гуманизм романа «Тихий Дон»





132

Тема 2.3.24 Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.

1

0,5

Реферат «Традиции Л.Н. Толстого в романе М.Шолохова»





133

Тема 2.3.25 Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования.

1

0,5

Подготовка плана сочинения по творчеству М.Шолохова





134

Тема 2.3.26 Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

РР №14. Сочинение по творчеству М.Шолохова

1

0,5

РР Сочинение по творчеству М.Шолохова (дописать)






Особенности развития литературы периода Великой

Отечественной войны и первых послевоенных лет

6







135

Тема 2.4.1 Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.). Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой). Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др. Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А. Корнейчука и др. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.

1

0,5

Сообщение «Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого, К.Симонова






А.А.Ахматова (1889—1966)

3







136

Тема 2.4.2 Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного). Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа

1

0,5

Реферат «Гражданские и патрио-тические стихи А.Ахматовой и советская литература»





137

Тема 2.4.3 Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы

1

0,5

Стихотворение наизусть (по выбору)





138

Тема 2.4.4 Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой

1

0,5

Реферат «Трагедия “стомильон-ного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”»






Б.Л.Пастернак (1890—1960)

2







139

Тема 2.4.5 Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта

1

0,5

Стихотворения наизусть (по выбору)





140

Тема 2.4.6 Роман «Доктор Живаго». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и художественные особенности романа. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе Л.Пастернака. Особенности композиции романа «Доктор Живаго». Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Тема творческой личности, ее судьбы. Тема любви как организующего начала в жизни человека. Образ Лары как носительницы основных жизненных начал. Символика романа, сквозные мотивы и образы. Роль поэтического цикла в структуре романа

1

0,5

Сообщение «Взгляд на Гражданскую войну из 1920-х и из 1950-х годов — в чем разница?»






Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

19







141

Тема 2.5.1 Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. Развитие литературы 1950—1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Журналы «Иностранная литература», «Новый мир», «Наш современник». Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы

1

0,5

Реферат «Отражение

конфликтов истории в судьбах литературных героев»






142

Тема 2.5.2 Основные направления и течения художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков. Художественное своеобразие прозы В.Шаламова, В.Шукшина, В.Быкова, В.Распутина. Новое осмысление проблемы человека на войне. Исследование природы подвига и предательства, философский анализ поведения человека в экстремальной ситуации.

1

0,5

Реферат «Отсутствие деклара-ций, простота, ясность — ху-дожественные принципы В.Шаламова»





143

Тема 2.5.3 Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

РР №15. Сочинение по произведениям о Великой Отечественной войне

1

0,5

Реферат «Философский смысл повести В. Распутина “Прощание с Матерой” в контексте традиций

русской литературы»





144

Тема 2.5.4 Изображение жизни советской деревни. Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей жизнью с землей. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Попытка оценить современную жизнь с позиций предшествующих поколений

1

0,5

Реферат «Жанровое своеобразие произведений В. Шукшина “Чудик”, “Выбираю деревню на жительство”





145

Тема 2.5.5 Историческая тема в советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в истории, взаимоотношениях человека и власти. Автобиографическая литература. Публицистическая направленность художественных произведений 1980-х годов. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях. Журналы этого времени, их позиция («Новый мир», «Октябрь», «Знамя» и др.).

1

0,5

Реферат «Городская проза: тематика, нравственная пробле-матика, художественные особен-ности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева и др.» (по выбору)





146

Тема 2.5.6 Развитие жанра фантастики. Многонациональность советской литературы

1

0,5

Развитие жанра фантастики в произведениях А. Беляева, И.Ефремова (по выбору)





147

Тема 2.5.7 Развитие традиций русской классики и поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков.

1

0,5

Реферат «Авангардные поиски в поэзии второй половины ХХ века»





148

Тема 2.5.8 Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н.Рубцова. Поэзия Р.Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р.Гамзатова. Соотношение национального и общечеловеческого в поэзии Р.Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б.Окуджавы. Поэзия А.Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А.Вознесенского

1

0,5

Реферат «Поэзия Н.Заболоцкого, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, А.Вознесенского в контексте русской литературы»

Стихотворения В.Высоцкого, Б.Окуджавы наизусть





149

Тема 2.5.9 Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В.Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. Пьеса А.Салынского «Барабанщица» (1958). Тема любви в драмах А.Володина, Э. Радзинского. Взаимодействие театрального искусства периода «оттепели» с поэзией. Поэтические представления в Театре драмы и комедии на Таганке. Влияние Б. Брехта на режиссуру Ю. Любимова. Тематика и проблематика драматургии 1970—1980-х годов. Обращение театров к произведениям отечественных прозаиков. Развитие жанра производственной (социологической) драмы. Драматургия В.Розова, А.Арбузова, А.Володина в 1970—1980-х годах. Тип «средненравственного» героя в драматургии А. Вампилова. Поствампиловская драма»

1

0,5

Реферат «Решение нравственной проблематики в пьесах драма-тургов 1950—1980-х годов»

(автор по выбору)






А.Т.Твардовский (1910—1971)

3







150

Тема 2.5.10 Сведения из биографии А.Т.Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А.Т. Твардовского. Особенности поэтического мира

1

0,5

Сообщение «Тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков»





151

Тема 2.5.11 Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического героя, конкретно-исторический и общечеловеческий аспекты тематики. «Поэзия как служение и дар»

1

0,5

Реферат «Образы дороги и дома в лирике А.Твардовского»





152

Тема 2.5.12 Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпическо-го жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности». А.Т.Твардовский — главный редактор журнала «Новый мир»

1

0,5

Два стихотворения наизусть ( по выбору)






VI семестр (19 часов)

19







А.И.Солженицын (1918—2008)

4







153

Тема 2.5.13 Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына (с обобщением ранее изученного)

1

0,5

Чтение рассказа «Один день Ивана Денисовича»





154

Тема 2.5.14 Сюжетно-композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор». Отражение конфликтов истории в судьбах героев. Характеры героев как способ выражения авторской позиции. Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений.

1

0,5

Чтение рассказа «Матрёнин двор»





155

Тема 2.5.15 Мастерство А.Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. Литературные традиции в изображении человека из народа в образах Ивана Денисовича и Матрены

1

0,5

Доклад «Своеобразие языка Солженицына-публициста»





156

Тема 2.5.16 «Лагерная проза» А. Солженицына: «Архипелаг ГУЛАГ», романы «В круге первом», «Раковый корпус». Публицистика А. И. Солженицына

1

0,5

Реферат «Изобразительно-выразительный язык кинемато-графа и литературы»






А.В.Вампилов (1937—1972)

3







157

Тема 2.5.17 Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Проза А. Вампилова

1

0,5

Чтение пьес А.Вампилова





158

Тема 2.5.18 Нравственная проблематика пьес А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты»

1

0,5

Сообщение «Мотив игры в

пьесах А.Вампилова “Утиная охота” и А.Арбузова “Жестокие игры”»





159

Тема 2.5.19 Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия — главный пафос драматургии А. Вампилова

1

0,5

Реферат «Гоголевские традиции в драматургии Вампилова»





Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов

(три волны эмиграции)

2







160

Тема 2.6.1 Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920—1930-х годов. Творчество И.Шмелева, Б.Зайцева, В.Набокова, Г.Газданова, Б.Поплавского

1

0,5

Реферат «Духовная ценность писателей русского зарубежья старшего поколения (первая волна эмиграции)»





161

Тема 2.6.2 Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечествен-ной войны в литературе. Творчество Б.Ширяева, Д.Кленовского, И.Елагина. Третья волна эмиграции. Возникновение диссидент-ского движения в СССР. Творчество И.Бродского, А.Синявского, Г.Владимова

1

0,5

Доклад «История: три волны русской эмиграции»






Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

9







162

Тема 2.7.1 Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ — начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров.

1

0,5

Чтение рассказов С.Довлатова





163

Тема 2.7.2 Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980—1990-х годов.

1

0,5

Чтение рассказов А.Солженицына





164

Тема 2.7.3 «Задержанная» и «возвращенная» литература. Произведения А.Солженицына, А.Бека, А.Рыбакова, В. Дудинцева, В.Войновича.

1

0,5

Чтение произведения А.Рыбакова «Дети Арбата»





165

Тема 2.7.4. Отражение постмодернистского мироощущения в современной литературе. Основные направления развития современной литературы.

1

0,5

Чтение произведения В.Дудинцева «Белые одежды»





166

Тема 2.7.5. Проза А.Солженицына, В.Распутина, Ф.Искандера, Ю.Коваля, В. Маканина, С.Алексиевич, О.Ермакова, В.Астафьева, Г. Владимова, Л.Петрушевской, В.Пьецуха, Т.Толстой и др

1

0,5

Реферат «Особенности массовой литературы конца ХХ—ХХI века»





167

Тема 2.7.6 Развитие разных традиций в поэзии Б.Ахмадулиной, Т.Бек, Н.Горбаневской, А.Жигулина, В.Соколова, О. Чухонцева, А.Вознесенского, Н.Искренко, Т.Кибирова, М. Сухотина и др.

1

0,5

Выразительное чтение стихотворений (по выбору)





168

Тема 2.7.7 Духовная поэзия С.Аверинцева, И. Ратушинской, Н.Горбаневской и др.

1

0,5

Реферат «Фантастика в современной литературе»





169

Тема 2.7.8 Развитие рок-поэзии

1

0,5

Сообщение «Мой любимый рок-поэт»





170

Тема 2.7.9 Драматургия постперестроечного времени

1

0,5

Подготовка к дифференцированному зачёту





171

Дифференцированный зачет

1

0,5

Повторение изученного