Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся…», «Листья». Роль антитезы в стихотворении.
Цели: раскрыть настроения, чувства, выраженные в стихотворениях Тютчева; учить определять способы создания образов; развивать умения находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль, навыки выразительного чтения.
Задачи: научить делать устные сообщения, выразительно читать, анализировать поэтический текст, находить тропы и определять их роль .
Ход урока
Орг. момент
Проверка домашнего задания
Выразительное чтение наизусть стихотворения «Неохотно и несмело»
Работа по теме урока
Работа со стих-м «С поляны коршун поднялся…»
Прослушивание стихотворения
-В чем особенность композиции стихотворения? (1-ые шесть строк посвящены описанию коршуна, 2 последние- человеку.)
- Какое сравнение содержится в этом стихотворении? (Человек сравнивается с хищной птицей - коршуном).
- В чём смысл сопоставления коршуна и человека? (Природа дала коршуну два мощных крыла, чтобы парить в высоте, а человек, лишённый крыльев, словно «прирос к земле» - ему не подняться в небо).
- В чём заключён философский смысл этого стихотворения? (В стихотворении ставится вопрос о назначении человека. Человек не может слиться с природой. Даже наделённый крылатой мыслью, он остаётся приросшим к земле).
Стоит обратить внимание школьников на слово дале. Эта архаическая форма придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю. Антитеза: Человек и птица противопоставлены — это можно интонационно выделить долгой паузой на месте знака тире.
-Как подчеркивается мощь и величие птицы? (Мощь и величие птицы подчёркивается и синтаксическим удвоением: “два мощных, два живых крыла”. Логическое ударение на слове мать показывает связь природы и коршуна, её “сына”).
Как звучат финальные строки (7-8)? ( С интонацией грусти звучат финальные 7–8-й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”. Эти слова и выделяются логическим ударением. )
Очень важно правильно прочитать последнюю строчку, в которой есть внутреннее противопоставление. Человек — “царь земли”, но именно поэтому он “прирос к земли” и не может летать, не может слиться с природой, как птица.
Почему в последней строке поэт употребляет устаревшую форму «к земли»? (Употребление в последнем стихе архаической формы “к земли” делает рассуждения поэта соотнесёнными с образом времени, подчёркивая извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы).
Работа со стих-м «Листья»
Прослушивание стихотворения
Словарная работа.
Зефúры — легкие, теплые ветры. Буйные ветры — сильные, стремительные ветры. С докýчных ветвей — с надоевших ветвей (от глагола докучáть — надоедать).
Выразительное чтение
-Как поэт изображает листья? Каково отношение автора к изображаемому? (восторг листьев гибельный, мгновенный; унесенные «буйными ветрами», они вскоре погибнут, истлеют в земле, но поэт восхищается их легкомысленной отвагой, нежеланием спать, прозябать, как сосны и ели, и в то же время сочувствует им.)
-Какие художественные приемы использует поэт? Каково их значение? Как построено стих-е? (Олицетворение. Стих-е построено как монолог листьев. Их век короток, но ярок. Это «легкое племя» не хочет вечно зеленеть, подобно соснам и елям; для описания этих деревьев подобрана сниженная лексика: торчат, спят, тощая зелень, иглы ежа, ввек не свежа. Листья – лишь гости на празднике «красного лета», они стремятся прочь от «докучных ветвей». Их страстное желание подчеркивается обращением с усилительной частицей («О буйные ветры, скорее, скорей!»), настойчивыми повторами слов, глаголами повелительного наклонения ( скорее, скорей, летите, летите, летим, сорвите, сорвите, умчите). Листья – символ яркой, но короткой жизни.) Символический уровень: иглы сосен и елей — люди, которые не умеют ярко жить и чувствовать. Их ощущение жизни бедно, тускло, сравнимо с «тощей зеленью» иголок. Они не чувствуют опустошения (их зелень «ввек не желтеет»), но никогда не ощущают подлинной полноты жизни («ввек не свежа»). Листья — символический образ людей, проживающих свои дни насыщенно, полно и глубоко, не желающих чувствовать вполнакала. Листья не желают мириться с невозможностью жить так же богато и радостно, как прежде, и готовы лучше отказаться от такой жизни, нежели прозябать на докучных ветвях.
IV. Подведение итогов.
Пейзажная лирика – одна из основных примет творчества Ф.И. Тютчева. Но точнее её называть пейзажно-философской. Картины природы никогда не даются сами по себе, не являются самоцелью, хотя восхищают своей эмоциональностью, выразительностью, живописностью. Пейзаж у Тютчева всегда показан через лирические переживания, связан с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о любви, о судьбе. Ф.И. Тютчев прожил 70 лет, жизнь его была насыщена многими событиями, встречами с замечательными людьми, известными поэтами и литераторами. Ф.И. Тютчев оставил богатое литературное наследство. Его стихи продолжают радовать нас спустя полтора столетия.
Домашнее задание
С. 196-199 наизусть стихотворение на выбор, сообщение о Фете