Литературно – музыкальная композиция «Идут по войне девчата»
Девушки – старшеклассницы (8человек).
Девушки, одеты в фуфайки, белые халаты, на головах пилотки, построены по росту.
Включается грамзапись о капитуляции фашисткой Германии. Все внимательно слушают сообщение об окончании войны. После прослушанного сообщения девушки кричат: Победа! Снимают фуфайки, пилотки, складывают вещи в кучу на импровизированной сцене, остаются в ярких девичьих нарядах. В руках у девушек заранее приготовленные шары, цветы, можно искусственные, и снова встают по росту.
Ч(1): А вы помните этот день?
Ч(2): А вы?
Ч(3): А вы?
Ч(4): Я не помню этого дня, потому что родилась в 198:: году и отношусь к 5 послевоенному поколению.
Ч(5): Нам 15 – 16 лет.
Звучит музыка желательно, чтоб это был вальс. Девушки танцуют вальс.
Ч(6): 21 – 22 июня 1941 года закончилась пора выпускных экзаменов, наступила пора выпускных балов.
Продолжает звучать музыка, девушки танцуют вальс.
Ч(7): 22 июня 1941 года был бал выпускной
В класс 10
Пришло очень много народа
Здесь были мамы и папы,
Ребята, учителя.
Всем весело было, кружились в вальсе,
Не слышали слова «война».
Но вот оборвалась пластинка,
Директор сказал, чуть дыша;
- Товарищи, извините, но началась война.
Музыка вальса резко затихает, девушки замирают.
Включается запись о сообщении войны. После прослушивания грамзаписи девушки переодеваются в фуфайки, белые халаты, надевают пилотки, откладывают в сторону цветы, строятся в шеренги.
Ч(8): Были тысячи незавершенных дел,
Были недопеты сотни песен,
Но набат тревожный прогудел
В самый лучший, самый летний месяц.
Включается запись песни «Вставай страна огромная…»
Звучит 1 куплет песни, затем музыка делается тише и на фоне песни девушки читают стихи.
Ч(1): Какие удивительные лица
Военкоматы видели тогда:
Текла красавиц юных череда –
Казалось, жребий выпал им родиться
В пуховиках дворянского гнезда.
Казалось, утонченность им столетья
Вложили в поступь, в жесты, в легкий стан…
Где взяли эту стать рабочих дети
И крепостных праправнучки крестьян?
Все шли и шли они –
Из средней школы,
С филфаков,
Из МАИ И из МЭИ –
Цвет юности, элита комсомола –
Тургеневские девушки мои. (Ю. Друнина «В 1941 году»).
Музыка делается громче, прослушивается еще один куплет песни
«Вставай страна огромная…»
Ч(2): Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехотный, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41 год. (Ю. Друнина)
Ч(3): Застенчивость. Тургеневские косы.
Влюбленность в книги, звезды, тишину.
Но отрочество поездом с откоса
Вдруг покатилось с грохотом в войну.
«Не уходи!» - напрасно просят дома
Такая беззащитная на вид
В толпе девчонок у райкома
Тургеневская девушка стоит.
На нижних скулах отсветом пожара,
Одно желанье – поскорее в бой.
Вошла к секретарю райкома Клара
И принесла 16 лет с собой.
И секретарь глядит, скрывая жалость…
«Ребенок. И веснушки на носу…»
Москва. Райком. Так это начиналось,
А в Белорусском кончилось лесу.
Девушки собираются в кучу, плечом к плечу. Хором читают.
- Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы, девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты,
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Звучит запись песни «Эх, дороги…» Девушки перестраиваются в шахматном порядке.
Ч(4): Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина 1600 километров. Итого – 2600 километров.
Ч(5): Это, если считать по прямой…
Ч(6): Та мало, правда? 2600 километров – это если поездом, то менее четырех суток, самолетом примерно 4 часа.
Ч(7): Перебежками и по – пластунски 4 года:
Ч(8): 4 года. 1418 дней и ночей и более 20миллионов русских, погибших за 34 тысячи часов.
Звучит фрагмент песни военных лет «Темная ночь.»
На фоне музыки девушки читают письмо с фронта.
Ч(1):
Ч(2):Не знаю, где я нежности училась,
Об этом не расспрашивай меня;
Растут в степи солдатские могилы,
Идет в шинели молодость моя.
В моих глазах – обугленные трубы,
И снова не целованные губы
Израненный мальчишка закусил.
Нет! Мы с тобой узнали не по сводкам
Большого отступления страду
Опять в огонь рванулись самоходки,
Я на броню вскочила на ходу.
А вечером над братскою могилой
С опущенной стояла головой…
Не знаю, где я нежности училась,
Быть может на дороге фронтовой. /Ю. Друнина./
Девушки выстраиваются в шеренгу.
Ч(3): Хозяйка сообщила, что зенитчики прибыли. Федор Евграфович надел
фуражку и вышел. И оторопел: перед ним стояли две шеренги сонных девчат.
Старшина было решил, что спросонья ему померещилось,
поморгал, но гимнастерки на бойцах торчали в местах, солдатским уставом не предусмотренных, а из - под пилоток нахально лезли кудри всех цветов и фасонов.
/В. Васильев. «А зори здесь тихие…»/
Девушки, разбившись по парам, исполняют частушки военных лет.
Частушка/1/ Распроклятые фашисты
Мирну жизнь нарушили.
Осквернили нашу землю,
Города разрушили.
Частушка/2/ За свою родную землю
Грудью встанем, как один.
Будь уверенна, подружка,
Мы фашистов победим.
Частушка/3/ Лезут к нам в страну бандиты
Бешеной оравою.
Будут все они разбиты –
Наше дело правое.
Частушка/4/ Бей фашистов на земле,
Бей их в воздухе, в воде.
Что бы долго вспоминали,
Чем в России угощали.
Ч(3): Девушки посильнее политбеседы действовали на бойцов.
И впрямь, трусы становились храбрецами, храбрецы – героями,
На глазах бесстрашных девчонок, чье осуждение было нестерпимо, а одобрение необходимо.
Ч(4): На плече твоем сумка тяжелая,
В ней лекарство, бинты и вода
Через рвы и воронки снарядные
Приходила ты чудом сюда.
Добиралась к защитникам крепости,
Средь обломков и каменных груд
Ничего о тебе не узнали мы,
Знали только, что Надей зовут.
Где робели и самые смелые,
Ты ползла на рубеж огневой,
И солдата, от ран умиравшего,
Ты поила водою живой.
Ты являлась в подвалы разбитые
И светлей становилось окрест,-
И упорно сражался пылающий,
Но врагу не сдавшийся Брест.
Помню синий твой взгляд
Помню косы, сплетенные в жгут…
Ничего о тебе не узнали мы,
Знали только, что Надей зовут.
Но когда ты, вставая и падая,
К нам на помощь под пулями шла,
Ты не только Надюшею, Надею
Ты Надеждою Бреста была.
Ч(5):Каждый из бойцов, в зависимости от возраста, видел в той Наде,
Вале, Гале, с которой он делил последний сухарь и вместе шел под пули,
Не только смелого и верного товарища, но и вставшую рядом с ним из далекого
дома невесту, жену, дочь.
Ч(6): Попал под пули взвод
У жаркой переправы,
И, раненный в живот,
Упал солдат на травы.
- Воды; Глоток воды: -
Над ним сестра склонилась.
А солнце с высоты
Осколком вниз скатилось.
Знал молодой боец:
Другой зари не будет,
Рассветных туч багрец
Его уж не разбудит:
А он цветов не рвал
И не был в дальних странах,
Вовек не целовал
Девичьих губ румяных…
-Сестрица: Не бунтуй:
Пришел конец мне, видно:
Ты лучше поцелуй,
Чтоб не было обидно:
-Сейчас, солдат: Сейчас:
Терпи: - она шептала
И в жизни первый раз
Мальчишку целовала.
Тот первый поцелуй
Был не в тени беседки –
Во вражеском тылу,
Под пулями, в разведке.
Тот первый поцелуй
Высоких слов достоин,
Ведь – что тут не толкуй
Он целой жизни стоил:
/ «Первый поцелуй». И. Кобаев./
Ч(7): А при невесте нельзя струсить, при дочке нельзя опускаться.
Ч(8): От жены не скроешь правду.
Ч(1): И девушки, чувствовали, чем они для бойцов, старались не исказить создаваемый образ.
Ч(2): А, как радовались бойцы, когда после боя видели своих медсестер живыми.
Ч(3): Помню, что пришла с передовой
Мокрая , замерзшая и злая,
А в землянке нету никого
И дымится печка, затухая.
Так устала – руки не поднять:
Не до дров – согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А на встречу мне рвануло пламя,
Мне навстречу те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползет со мною рядом
Мимоходом: «Молодец, сестра,»-
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя,
-Старшина, родная, как я рад,
Что опять осталась ты живою…
/Ю. Друнина/
Ч(4): Как трудно приходилось им, этим молодым девчонкам…
Они видели то, что лучше им не видеть.
Ч(5): Я только раз видала рукопашный,
Раз, наяву, и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот нечего не знает о войне.
/Ю. Друнина/
Ч(6): Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа,
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна,
Хоть вернешься едва ли,
Хоть: «Не смей!»
Повторяет комбат.
Даже танки
/Они же из стали/
В трех шагах от окопов горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притвориться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно:
«Сестрица!»
Кто-то там
Под обстрелом кричит.
/Ю. Друнина/
Запись песни А. Розенбаума / «Дай мне минуту»./
Ч(7): Как разглядеть за днями
След не четкий?
Хочу прибавить к сердцу
Этот след…
На батарее были сплошь – девчонки
А старшей было 18 лет.
Лихая челка под прищуром хитрым
Бравурное призрение к войне…
В то утро
Танки вышли
Прямо к Химкам,
Те самые, с крестами на броне…
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара заслоняясь рукой.
Скомандовала тонко:
-Батарея-а-а:
/Ой, мамочки:…Ой, родная:…/
Огонь…
И – И тут они заголосили всласть,
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих вдруг отозвалась:
Кружилось небо, - снежное, рябое,
Выл ветер, обжигающе горяч.
Былинный плач висел над полем боя,
Он был слышней разрывов –
Этот плач…
Ему – протяжному – земля внимала,
Остановясь на смертном рубеже,
- Ой, мамочка;
- Ой, страшно мне;
- Ой, мама:
И снова
- Батарея-а-а:
И уже перед ними земного шара
Левее безымянного бугра
Горели неправдоподобно жарко
Четыре черных танковых креста.
Раскатывалось небо над полями
Медленною кровью истекал…
Зенитчицы кричали и стреляли,
Размазывали слезы по щекам:
И падали,
И поднимались снова,
Впервые защищая наяву
И честь свою /в буквальном смысле слова/
И Родину,
И маму,
И Москву!
Весенние кружащиеся ветки
Торжественность венчального стола,
Неслышанное: «Ты моя на веки!»
Несказанное: «Я тебя ждала!»
И губы мужа, и его ладони,
Смешное бормотание во сне…
И то, чтоб закричать в родильном доме:
-Ой, мамочка,
Ой, мама, страшно мне.
И ласточку,
И дождик над Арбатом,
И ощущение полной тишины…
…Пришло к ним это после,
В 45,
Конечно, к тем,
Кто сам пришел с войны.
/Р. Рождественский «Баллада о зенитчицах»./
Ч(8):Это потом они хохотали, потом, когда узнали, что немцы ушли. Хохотали над охрипшей Осяниной, над Гуревич, что юбку прожгла, над чумазой Четвертак, над Женькой, что она фрицев обманула, над ним, над старшиной Васковым. До слёз, до изнеможения хохотали и смеялись, забыв вдруг, что он старшина по званию, а помня только то, что провели немцев за нос, лихо провели, озорно, и что теперь немцам этим в страхе и тревоге вокруг Легонтова озера сутки топать.
/В. Васильев. «А зори здесь тихие...»/
Ч(1): Была казарма на вокзал похожа,
И не беда, что тесно,
Так теплей.
Одну каморку выделили все же
Нам, выписавшимся из госпиталей:
Нам, школьницам, еще почти что детям,
Нам, ветеранам, из стрелковых рот,
Не сорок первый шел,
А сорок третий,
Шел умудренный, как сверхсрочник, год…
В два этажа незастланные нары,
На них девчушек в гимнастерках рать.
Звон котелков,
Да перебор гитары,
Да ропот:
-Сколько назначенья ждать?-
Мы все умели ненавидеть люто,
Хоть полюбить едва ли кто успел…
Смешно,
Но грохот первого салюта
Мы приняли тогда за артобстрел:
Потом к стеклу приклеились носами,
Следя за ликованием ракет –
Не теми, что зловеще повисали
Над полем боя,
Мертвый сея свет…
Мы плакали:
Совсем не в дальней дали,
В прекрасный этот,
Выстраданный час,
Нас, санитарок, раненые ждали,
На помощь звали раненые нас…
/Ю. Друнина «Первый салют»/
Звучит фрагмент песни «Соловьи»
Ч(2): Читает письмо с фронта:
2 апреля 1942 года.
Здравствуйте, дорогая мамочка.
Это письмо шлет Вам незнакомая девушка с фронта, Соня.
Ваш сынишка пролежал в нашем госпитале около месяца. Он был тяжело ранен в грудную клетку, но сейчас начал поправляться. Но было такое время, которое для Гены было опасно. Тогда я прикладывала все силы, чтобы спасти его жизнь. Прошу Вас не волноваться за Гену.
С приветом к Вам Соня.
Ч(3): Каждая из них могла бы жить, иметь детей, радоваться солнцу и зеленой траве, но… была война … Ионии забыли свое маленькое счастье, свое предназначение на земле, защищая родную землю, когда не каждый выдержит, даже мужчина.
Ч(4): Когда забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули,
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю грудью
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.
Потом, в землянке полкового штаба,
Бумаги, молча, взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.
И сотни раз письмо читая людям,
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата, кто осудит?
Ч(5): Трудно представить все нам спустя столько лет, и знающим о войне по книгам и по фильмам; но невозможно понять как женщина на войне оставалась женщиной, которую можно любить, боготворить.
Ч(5): Выплывают опять из тумана
Эти дерзкие брови в разлет,
И улыбка с грустинкою странной,
И форсистых сапожек полет,
И углы локотков и колен –
Озорная, с мальчишеской статью
Все сердца захватившая в плен,
Всех лишившая в штабе покоя…
У моста, там где бомбы рвались
Над угрюмой нерусской рекою
Превратилась она в обелиск…
Те штабисты давно уже деды
Но порой, вспоминая войну,
То один , то второй
В День Победы
Отойдет потихоньку к окну.
И возникнут опять из тумана
Эти дерзкие брови в разлет,
И улыбка с грустинкою странной,
И сапожек беспечный полет.
/Ю. Друнина. «Штабистка»/
Включается фрагмент песни А. Розенбаума «Вальс на плоскости».
Ч(7): Девушки военных лет… связистки, медсестры, зенитчицы, разведчицы… Как много они сделали, как скудно их отблагодарили. Многие были обязаны им жизнью. Но скольким они спасли души: Этот подвиг не отмечается ни орденами,
Ни медалями, ни приказами по части. Своим участием, добротой, нежностью, чуткостью девчонки облегчили боль солдат.
Ч(8): У войны не женское лицо.
Ч(1): Женщина и война – это не совместимо.
Ч(2): Женщина и мужество – это показала война.
Ч(3): Глаза бойца слезами налиты.
Лежит он напружиненный и белый.
А я должна присохшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем – так учили нас.
Одним движеньем – только в этом жалость.
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решилась.
На бинт я щедро перекись лила,
Пытаясь отмочить его без боли,
А фельдшерица становилась зла
И говорила: «Горе мне с тобой.»
Так с каждым церемониться – беда:
«Да и ему лишь прибавляешь муки:»
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не нужно рвать присохшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли,
Я это поняла, поймешь и ты,
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе.
/Ю. Друнина./
Ч(4): Когда, упав на поле боя
И не в стихах, а наяву, -
Я вдруг увидел над собою
Живого взгляда синеву,
Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра, -
Боль сразу стала не такою:
Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.
/И, Уткин.«Сестра.»/
Ч(5): Разве погибнуть ты нам завещала, Родина:
Ч(6): Жизнь обещала, любовь завещала, Родина:
Ч(7): Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Ч(8): Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Ч(1): Тихо сказала: «Вставайте на помощь Родине…»
Ч(2): Слезы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Ч(3): Просто был выбор у каждого – я или Родина.
/Р. Рождественский/
Ч(4): Весна 45: Она была такой , какой и хотели видеть весну Победы народы Европы.
Ч(5): Теплый ветерок рябил рябил белую накипь цветущих садов, пробегая, вызывая улыбку на усталых солдатских лицах.
Ч(6): Воздух был наполнен ароматом весны. И хотя еще вовсю грохотали пушки, еще падали сраженные безжалостным металлом люди, чувствовалось, что долгожданный мир близок.
Включается запись окончания войны. После записи прослушивается песня А. Розенбаума «А может не было войны.»
Ч(7): Люди Европы отметят значительный день в истории своих государств – День Победы. В нашей стране, где политика и экономика меняются с быстротой весеннего дуновения, все – таки неизменным светлым праздником был и остается праздник 9 Мая.
Ч(8): Их уже мало, тех, кто своими руками спасал, защищал, оборонял Россию в сороковые – роковые. И то что они совершили, остается навсегда в нас, наших детях и внуках, в мирном небе сегодняшнего дня.
И низкий поклон ветеранам за это, их красные корочки ветерана Великой Отечественной войны нас ко многому обязывают. Мир им и мир нам.
Включается запись песни «День Победы», прослушав 1 куплет песни, девушки снимают с себя фуфайки, белые халаты, пилотки, складывают вещи в кучу и уходят со сцены.
11