МКОУ «Тургеневская СОШ»
педагогического совета
Протокол № _____
от «____» __________20 __г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
___________ /Иванова О.А.
Приказ №____ от «_____»________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе,
9 класс
Подготовила
Ермакова Галина Владимировна,
учитель высшей категории
2016 - 2017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса МКОУ «Тургеневская СОШ» разработана на основе:
федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)
примерной программы основного общего образования по русскому языку;
учебного плана МКОУ «Тургеневская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2016-2017 учебном году;
положения о порядке разработки, утверждения рабочих программ, реализуемых в рабочей программе МКОУ «Тургеневская СОШ»;
рабочей программы по литературе для 5-9 классов (под ред. Г.И.Беленького).
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). В плане МКОУ «Тургеневская СОШ» на изучение учебного предмета «Литература» выделяется 105 часа из федерального компонента.
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание федерального стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской и зарубежной литературы.
Методы обучения:
В качестве контроля используются письменные сочинения, тестирование, зачет.
Формы текущего контроля: контроль за качеством знаний осуществляется через систему устных и письменных ответов, работ по развитию речи, тестов, контрольных работ, проверку домашнего задания, чтения стихов наизусть.
Виды контроля:
Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра, сочинение-рассуждение.
2. Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение.
3. Итоговый (проверяет результаты обучения за год): контрольная работа (тест), контрольное сочинение.
4. Экзамен (по выбору учащихся) в 9 классе.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение литературы в учебном плане школы отводится 3 часа в неделю, в целом 102 часа (количество учебных недель в 9 классе по календарному графику – 34)
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
В системе школьного образования учебный предмет «Литература» обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
выразительное чтение художественного текста;
различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
анализ и интерпретация произведения;
составление планов и написание отзывов о произведениях;
написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Учебно-тематический план.
Наименование раздела, темы Количество часов
всего
из них
тестирование
сочинения
Литература как искусство слова
1
Литература эпохи Античности и Средневековья.
3
Литература Древней Руси
5
1
1 (дом.)
Литература эпохи Возрождения.
2
Русская литература XVIII в.
12
1
Зарубежная литература.
3
Русская литература XIX в.
65
3
8/1 (дом)
Русская литература XX в.
11
1/1
Литература народов России
1
Итоговый урок по курсу русской литературы. Зачет по темам «Русская литература XIX века», «Литература XX века».
1
1
Итого:
102
6
11/3 (дом.)
Класс Кол-во часов
Кол-во классных сочинений
Кол-во домашних сочинений
Тести-рование
9
102
6
3
6
Содержание программы учебного курса
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час)
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Литература эпохи Античности
Катулл (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.
Литература эпохи Средневековья
Данте (2 час)
Слово о поэте.
«Божественная комедия» («Ад», I, V Песни) (возможен выбор других фрагментов).
Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче.
Древнерусская литература (6 час)
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве»
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Литература эпохи Возрождения
У. Шекспир (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести. Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
литература XVIII века (7 час)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
М.В. Ломоносов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Г.Р. Державин (2 час)
Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
А.Н. Радищев (1 час)
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор).
Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Европейская литература эпохи Просвещения
И.-В. Гете (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Трагедия «Фауст» (фрагменты).
Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
литература XIX века (65 час)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
В.А. Жуковский (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений).
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
А.С. Грибоедов (8 час)
Жизнь и творчество
Комедия «Горе от ума»
Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.
Европейская литература эпохи романтизма
Дж. Г. Байрон (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Поэма «Корсар» (возможен выбор другого произведения)
Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического” героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.
А.С. Пушкин (19 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики.
Поэма «Цыганы» (возможен выбор другой романтической поэмы)
Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган. Смысл финала поэмы.
«Моцарт и Сальери» (возможен выбор другой трагедии из цикла «Маленькие трагедии»)
«Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).
М.Ю. Лермонтов (14 час)
Жизнь и творчество.
Стихотворения:
«Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк».
Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Поэты пушкинской поры (2 часа)
К.Н. Батюшков
Слово о поэте.
Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (возможен выбор других стихотворений).
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова.
А.В. Кольцов
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес» (возможен выбор других стихотворений).
Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова.
Е.А. Баратынский (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение» (возможен выбор других стихотворений).
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии.
Н.В. Гоголь (13 час)
Жизнь и творчество.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
А.А. Фет (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Н.А. Некрасов (1 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).
Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
А.П. Чехов (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.
Русская литература ХХ века (7 час)
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
А.А. Блок (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» .
Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. Стихотворения «Да. Так диктует вдохновенье…», «Земное сердце стынет вновь», «Пушкинскому дому». Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. «Сольвейг». Покоряющая сила любви. Стихотворения: «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.
С.А. Есенин (1 час)
Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
А.А. Ахматова (1 час)
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.
М.А. Булгаков (2 час)
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце».
Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. "Шариковщина" как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.
А.И. Солженицын (2 час) Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.
Литература народов России
Г. Тукай (1 час) Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» (возможен выбор других произведений).
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК учащихся
УМК
учителя
Федеральный компонент
Региональный компонент
Школьный компонент
Г.И.Беленький, Э.А.Красновский, Ю.И.Лыссый, М.А.Снежневская,О.М.ХреноваПрограмма общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы, М.: Мнемозина, 2009 г.
Беленький Г.И. Учебник для 9 класса в двух частях. Под ред. Беленького Г.И. – 7-е изд., - М., «Мнемозина», 2011г
1.Беленький Г.И. Учебник для 9 класса в двух частях. Под ред. Беленького Г.И. – 7-е изд., - М., «Мнемозина», 2011г
3
-
-
М.МещеряковаЛитература в таблицах и схемах - М.: Айрис- пресс, 2009 год
2.Пособие для учителя к учебнику и хрестоматии «Русская литература 19 века. 9 класс» под ред. Беленького. – М., «Мнемозимна», 2011.
Под ред. Г.И.Беленького. Читаем. Думаем. Спорим.-М.: Просвещение, 2007
3.Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе. 19 век. 9 класс. – М., «ВАКО», 20012
Дополнительная литература и ЭОР
Литература
Новые государственные стандарты школьного образования. М., «Аст – Астрель», 2004
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. (Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся). – М., «Вербум – М», 2004.
Литература. Русская классика. В 2-х частях.9 класс. Под ред. Г.И..Беленького – М., «Мнемозина, 2003.
КИМ Литература. Аттестация по всем темам 9 класс, - М., «ВАКО». Составитель Е.С.Ершова, 2010.
Медиаресурсы - СД
Уроки литературы в 9 классе 2009
Репетитор по литературе. ООО «Кирилл и Мефодий» 2009
А.С.Грибоедов. Горе от ума. МР-3 2008
Н.В.Гоголь. Библиотека учителя словесника. 2008
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. http:|| school – collection.edu.ru|
2. http:|| www.school.edu.ru
3. http:|| www.edu.ru
4. http:|| www.gramota.ru
5. http:|| www.ruscorpora.ru
6. http:|| www.fio.ru
7. http:|| www.slovari.ru|
8. http:|| www.wikipedia.ru
9. http:|| www.krugosvet.ru
10. http:|| www.rubricon.ru
11. http:|| www.feb-web.r
12. http:|| www.myfhology.ru
Календарно-тематическое планирование уроков литературы
Наименование разделов и тем
Требование к уровню обученности
Домашнее задание
1
Литература как искусство слова.
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
Знать
Различия понятий «автор-рассказчик – герой - лирический герой – условный персонаж»
Уметь
Определять роды литературы и вышеперечисленные понятия в художественных произведениях
С.5-8
-
Литература эпохи Античности. Катулл. Слово о поэте.
Стихотворения: «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить иль признательность друга…».
Поэзия Катулла – противостояние жестокости и властолюбию Рима. Любовь как приобщение к безмерности природы. Щедрость души поэта и мотивы отчаяния и гнева в его стихотворениях. Лаконизм образов и напряженность чувств в лирике поэтов Античности.
Знать особенности взгляда римлян на человека, сложность эпохи и реакцию поэта на время.
Понимать стихотворения поэта, его миропонимания.
Уметь выразительно читать стихотворения, создавать историко-культурный и биографический комментарий стихотворения.
Подготовить сообщение о поэзии Катулла
-
Литература эпохи Средневековья.
Данте. Слово о поэте.
«Божественная комедия» «Ад», I Песнь. Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине.
Знать содержание отдельных фрагментов. Понимать множественность смыслов «Божественной комедии».
Уметь выразительно читать стихотворный текст, определять аллегорический, моральный, мистический смысл.
Читать фрагменты произведения.
-
«Божественная комедия».
V Песнь. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче
Составить письменный отзыв о прочитанном
2
Древнерусская литература (5 час)
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
Знать
жанры древнерусской литературы
Уметь
Конспектировать лекцию учителя
С.8-10. Инд. задания
3
«Слово о полку Игореве». Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля.
Знать
Текст произведения. Сюжет, особенности композиции, значение характеров главных действующих лиц, определение средств художественной выразительности
Уметь
Выразительно читать текст художественного произведения и отрывки из него
Анализировать произведение с учетом идейно-художественного своеобразия, определять принадлежность произведения к одному из трех родов литературы, идейно-художественную роль, функцию элементов сюжета, композиции.
С.10-18
4
Образы русских князей.
Характер князя Игоря
Знать
Определения художественных приемов. Системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
Уметь
Определять тему и идея произведения; находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль
18-19. наизусть фрагмент пр. (по выбору)
6
«Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины.
Знать
Определения художественных приемов
Уметь
находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль
С. 19-25.
-
Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова".
"Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Знать авторское отношение к происходящему в «Слове», роль изобразительно-выразительных средств, о художественном своеобразии «Слова», о связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве.
Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Сочинение – анализ фрагмента текста.
-
Литература эпохи Возрождения.
У. Шекспир. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Гамлет».
Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия. Гамлет как рефлексирующий герой. Мысль и действие. Необходимость и бесчеловечность мести.
Знать основные факты жизни и творчества Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Понимать вечные проблемы в творчестве драматурга, жанровые особенности произведения.
Уметь выразительно читать драматическое произведение, характеризовать героя, давать оценку его поступкам, сравнивать произведение разных эпох.
Читать трагедию
-
Шекспир. "Гамлет".Трагический характер конфликта в произведении. Гамлет в ряду «вечных» образов.
Подготовить рассказ о герое
-
Литература XVIII века
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы. Классицизм как литературное направление
Знать основные черты классицизма как литературного направления биографию М. В. Ломоносова, теорию трех штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды
Уметь выразительно читать
Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль
С.26-33;
-
М.В.Ломоносов Жизнь и творчество. Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года …»
С. 36-39
-
Г.Р.Державин. (2 часа) Жизнь и творчество (обзор) Стихотворение «Фелица»,
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях.
Признаки классицизма. Жанровые черты оды. План анализа лирического произведения. Определение понятий : автор – лирический герой- образы стихотворения
Уметь
Определять признаки классицизма в художественных произведениях
Выразительно читать
Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль
Анализировать лирическое произведение
С.26-33;36-39
7
Стихотворение «Памятник», ода «Властителям и судиям». Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.
С.39-43. Анализ произведений. Отв. На в.1-7
9
А.Н. Радищев (1час) Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в"Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.
Знать признаки классицизма, реализма Понятие «аллегория», «эпиграф»
Уметь
Определять признаки классицизма и реализма в художественных произведениях
Выразительно читать текст прозаического произведения
Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль
Аргументировать свои мысли примерами из текста художественного произведения
Понимать и объяснять смысл эпиграфа
С.52-55, читать гл. из книги (по выбору)
-
Д.И.Фонвизин (4 часа) Жизнь и творчество (обзор). Классическая комедия «Недоросль». Сатирическая направленность комедии.
Знать биографию писателя, Историю создания комедии.
Уметь находить сатирическое и комическое в произведении.
С. 44-46, читать д.2,3
-
Развенчание нравов Простаковых и Скотининых.
Знать , с какой целью автор вводит «говорящие» фамилии в произведение, авторское отношение к теме воспитания в комедии.
Уметь выражать свое отношение к прочитанному произведению; владеть различными видами пересказа и видами публичных выступлений
С.48-49, з. 4-6
-
Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников.
Знать идеалы гражданина в комедии.
Уметь находить реалистические черты характеров в комедии.
С.46-48, з. 4, с.51 (Поспорим?)
-
Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
Знать содержание и проблематику изученного произведения.
Уметь составить план к теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения.
Сочинение на тему «Просветительские идеи Д.Фонвизина»
-
Н.М.Карамзин. Сведения о жизни писателя. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
Знать
признаки сентиментализма, о языке повести, о конфликте между
любовным чувством и нравственными традициями.
Уметь
Определять признаки сентиментализма в художественных произведениях
Выразительно читать. Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка в тексте художественного произведения и определять их роль
Давать аргументированную характеристику героев
Находить в тексте пейзажные зарисовки и объяснять их роль
С. 56-60, в.1,2
-
Внимание к внутреннему миру «простого человека». Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа». Язык повести. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
С. 33-35 (инд.задание),61-63, в.3,4, подготовиться к контрольной работе
-
Контрольная работа (тест) по древнерусской литературе и литературе XVIII века
Знать содержание изученных литературных произведений.
Уметь определять род и жанр литературного произведения.
-
10
Европейская литература эпохи Просвещения
И.-В. Гете (2 час.) Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Фауст» (фрагменты). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте. Диалектика добра и зла.
Знать
Признаки классицизма
Жанровые черты классицистической пьесы
Определение понятий: сценические и внесценические персонажи , сюжет, композиция, сатира. композиции пьесы
Уметь
Определять признаки классицизма в художественных произведениях
Выразительно читать. Анализировать речь героев пьесы
Определять композиционные части пьесы
С. 44-46, читать д.2,3
11
Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.
Знать
Значение понятий «основной конфликт», «своеобразие художественного произведения», «комическое», «резонер». План анализа эпизода
Уметь
Аргументировано строить монологическое высказывание на заданную тему, определять конфликт произведения, понимать художественное своеобразие пьесы. Делать анализ эпизода. Составлять план по теме
С.48-49, з. 4-6
-
Литература XIX века (3час.) Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры.
Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа.
Знать основные исторические этапы развития государства и общества в XIX веке,
Уметь строить связанное высказывание на историко-литературные темы
Конспект статьи учебника
-
Реализм в русской литературе, Многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
Знать основные черты литературных течений
Уметь использовать знания для характеристики литер. метода.
Конспект статьи учебника
-
Формирование представлений о национальной самобытности. Роль литературы в формировании русского языка. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника.
Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа.
Знать о роли Пушкина в развитии русского языка и литературы; главные проблемы в обществе 19 века.
Уметь строить связанное высказывание на историко-литературные и моральные темы.
С.46-48, з. 4, с.51
(Поспорим?)
13
В.А. Жуковский (1 ч.)
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: “Море”, "Невыразимое".
Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.
Знать
основные вехи жизни и творчества Жуковского., черты романтизма, жанровые признаки баллады.
Уметь
Выразительно читать произведение
Анализировать произведения с учетом их особенностей, изобразительно-выразительных средств, определять их роль
Стр. 69-75, чтение, анализ стихотворения
14
А.С. Грибоедов (6+2 час)
Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума» Специфика жанра комедии.
Знать
краткие сведения о жизни и творчестве писателя, черты романтизма, классицизма, романтизма жанровые признаки пьесы.. Значение терминов, необходимых для анализа художественного произведения (в том числе, конфликт, речевая характеристика).
Уметь
Выразительно читать произведение.
С. 76-85, в. 1,2.
-
Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт).
Знать
Содержание пьесы Грибоедова «Горе от ума», жанровые признаки пьесы. Значение терминов, необходимых для анализа художественного произведения (в том числе, конфликт, речевая характеристика).
Уметь
Выразительно читать произведение. Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств.
С. 84, 91, в. 1-6., читать 2,3 д. комедии
-
Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва
Знать
Содержание пьесы Грибоедова «Горе от ума». Тип «лишнего человека», его черты
Уметь
Выразительно читать произведение. Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств.
С.94-96, читать д.4, с. 101: «Как вы поняли героев комедии?»
-
Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.).
С.97-99. в. 1-3
-
«Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого.
Выписать цитаты к образам героев.
-
"Открытость" финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Знать
черты романтизма, классицизма, романтизма жанровые признаки пьесы.
Уметь
Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств.
С.103-112
-
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.
Знать содержание критического этюда, принципы составлении конспекта.
Уметь определить авторскую позицию по отношению к герою произведения.
Конспект фрагмента статьи, с.102: «Ваше отношение к Чацкому?»
-
Сочинение по комедии «Горе от ума» (темы: с. 104)
Знать нормы русского литературного языка. Критерии оценки сочинения на литературную тему. План анализа художественного произведения.
Уметь составлять план сочинения. Писать сочинение на литературную тему. Применять полученные знания на практике.
Читать поэму Дж.Г.Байрона «Шильонский узник»
15
Написание сочинения.
16
Европейская литература эпохи романтизма Дж. Г. Байрон (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Шильонский узник». Романтизм поэзии Байрона. Своеобразие “байронического” героя, загадочность мотивов его поступков. Нравственный максимализм авторской позиции. Вера и скепсис в художественном мире Байрона.
Знать содержание произведений, основные черты романтизма
Уметь определить авторскую позицию
-
А.С. Пушкин Жизнь и творчество. Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. «Бесы».
Знать основные вехи жизни и творчества А.С.Пушкина
Уметь
Составить хронологическую таблицу событий в государстве и в жизни поэта
С. 113-115, закончить хронологическую таблицу
-
Основные мотивы поэзии Пушкина. Тема свободы в творчестве Пушкина. «Во глубине сибирских руд…», «Анчар».
Знать краткие сведения о жизни и творчестве, черты романтизма, что цель поэзии – улучшение человеческой души
Уметь определить позицию автора
С. 126-138, наизусть «Во глубине сибирских руд…»
-
Развитие мотивов дружбы и любви на разных этапах творческого пути.«На холмах Грузии...»,«Я вас любил...», «19 октября» (1825 г.), «К Чаадаеву»,
Знать содержание стихотворений Пушкина, жанровые признаки послания. Любовь и дружба в жизни поэта как безусловные и вдохновляющие ценности в жизни, план анализа лирического произведения, значение литературоведческих терминов, средств художественной выразительности
Уметь выразительно читать произведение. Анализировать лирическое произведение, его художественные особенности, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их, раскрыть авторскую позицию в стихотворениях, их главную мысль.роль.
С. 138-143, наизусть стихотворение . (по выбору).
-
Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.
«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
С. 143-148, наизусть стих. «Памятник»
-
Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина.
«К морю», «Деревня», «Осень»
С.115-126, в. 1,2, Подготов. к сочинению
-
Сочинение (обучающее)
Анализ стихотворения
Знать
нормы русского литературного языка. Критерии оценки сочинения – анализа лирического произведения. План анализа лирического произведения
Значения литературоведческих терминов
Уметь анализировать лирическое произведение. Применять полученные знания на практике. Составлять план сочинения
Читать поэму «Цыганы».
-
Поэма «Цыганы». Свобода и своеволие, столкновение Алеко с жизненной философией цыган.. Смысл финала поэмы. Черты романтизма в произведении. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа.
Знать содержание поэиы
Уметь определять основную проблему: отверженность героя от высшего общества и невозможность жить без него.
Инд. задания, читать «Маленькие трагедии»
-
«Моцарт и Сальери». «Гений и злодейство» как главная тема в трагедии. Спор о сущности творчества и различных путях служения искусству.
Знать содержание трагедии.
Уметь определять основную проблему: талант, труд. вдохновение
Читать «Пиковая дама»
-
«Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.
Знать историю создания произведения. Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента
Уметь воспринимать и анализировать художественный текст, определять роль эпиграфа, роль лирических отступлений
Стр.
-
Роман в стихах «Евгений Онегин»
Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал.
Знать о главных героях, сюжетных линиях,
понятия «образ автора в романе»
Уметь определить, в чем заключается своеобразие произведения, как раскрывается национальный характер
с.370-372
-
Реализм и энциклопедизм романа. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений.
Знать творческая история романа в стихах, реализм как литературное направление, жанровые особенности романа в стихах.
Уметь ыыразительно читать, строить устные высказывания
с.372-374
-
Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе.
Знать, какое воплощение нашел тип «лишнего человека» в отечественной литературе, содержание глав.
Уметь выявлять типическое и индивидуальное в судьбе героя, давать характеристику, сопоставлять произведения искусства, давать характеристики действующим лицам
с.374-375
-
Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика произведения.
-
Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе
Знать сюжет романа, жизненную линию Татьяны
Уметь выделить отличительные особенности героини
с.375-377
-
Образ автора в произведении. Проблема финала. Понятие о литературном типе
Знать, как раскрывается в произведении образ автора
Уметь разграничить понятия «герой произведения» и «литературный тип»
с.377-379
-
«Онегинская строфа». Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»)..
Знать понятие «онегинская строфа». Теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию «онегинской строфы».
Уметь узнавать тропы в тексте и интерпретировать их, определять «Онегинскую строфу», определять ее построение.
Индивид. задания
-
Сочинение по роману «Евгений Онегин»
Знать содержание романа.
Уметь грамотно выразить свои мысли.
-
-
Написание сочинения.
-
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта (основные вехи). Развитие в творчестве М.Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Стихотворения «Парус», «Смерть поэта».
Знать основные вехи жизни и творчества Лермонтова. Содержание стихотворений Лермонтова , черты романтизма, жанровые признаки послания
Уметь
Выразительно читать произведение Анализировать произведение с учетом его идейно-художественных особенностей, определять элементы сюжета, композиции, образной системы, изобразительно-выразительных средств, определять их роль
Выучить одно из предложенных стихотворений наизусть.
Анализ содерж. и худ особенностей стихотв. «Смерть поэта»
-
Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,»Расстались мы, но твой портрет…»
Знать содержание стихотворения, план анализа стихотворения.. Понимать идейный смысл стихотворений.
Уметь составить монологическое высказывание о художественных произведениях.
Стр. 173-177
-
Образ поэта в лермонтовской лирике.«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…),«Пророк».
Знать содержание стихотворения, план анализа стихотворения.
Уметь выделять средства, языковые и композиционные, выразительности, анализировать поэтический текст на лексическом уровне (поэтизмы, архаизмы, историзмы).
Отв. на вопр.3 (письм.),4,5
-
Поэт и его поколение. «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен…»
Стр.77-180, в. 1,3
-
Тема родины в творчестве. Стихотворение «Родина», «прощай, немытая Росиия» Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.
Знать время создания стихотворения, его художественное своеобразие жанровые особенности.
Уметь формулировать собственные мысли, аргументировать их, определять причинно-следственные связи,
С.181-185
-
Природа и человек в философской лирике Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива…»,
Знать художественные средства выразительности поэтической речи.
Уметь сопереживать герою стихотворения, эмоционально откликаться на его чувства
Выучить стихотворение наизусть, отв. на вопр.
-
Сочинение–анализ стихотворения (по выбору)
Владеть монологической речью, уметь аргументировано высказывать свои суждения. Определять размер стихотворения. Иметь представление о культурологических основах семейных, социальных традиций.
Читать повесть «Бэла»
17
Роман «Герой нашего времени»
Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина.
Знать сюжет и композицию романа.
Уметь
отличать героя от автора произведения, ставить вопросы к прочитанному тексту.
Конспект лекции, читать повесть «Тамань», с.379-381
18
Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты)
Знать систему действующих лиц.
Уметь
делать выписки материалов из текста с определенной целью, пользоваться научно-публицистическими материалами
Выписать цитаты к образу Печорина
-
Печорин в ряду героев романа (Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич).
исследовательские работы
19
Тема любви и женские образы в романе.
Знать сюжеты повестей романа
Уметь грамотно выражать свои мысли.
Индивид. задания
20
Печорин в галерее "лишних людей"
Знать понятие двойника и понимать способы создания героя через самооценку. Раскрыть конфликт Печорина и водяного общества. («Княжна Мери»).
Владеть различными видами пересказа,
видеть причины конфликта главного героя, давать сравнительную характеристику героям: для выявления дурного и хорошего.
исследовательские работы
21
Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Знать художественное своеобразие повести. Понимать значение произведения в истории русской литературы. («Фаталист»).
Уметь выявлять особенности композиции, свободно работать с текстом.
Стр. 383-387, подготов. к сочин.
28
Сочинение по роману «Герой нашего времени»
Знать текст изученного произведения, психологические особенности образа Печорина.
Уметь составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.
-
-
Написание сочинения.
38
К.Н. Батюшков. Слово о поэте.
Батюшков как представитель «легкой» поэзии, «поэт радости» (А.С. Пушкин). Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова. Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение и в дикости лесов…».
А.В. Кольцов Слово о поэте.
Одушевленная жизнь природы в стихотворениях Кольцова. Близость творчества поэта народным песням и индивидуальный характер образности. Горе и радость сердца простого человека в поэзии Кольцова. Стихотворения: «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Лес»
Знать образную природу словесного искусства;
Уметь анализировать стихотворения, видеть художественные средства языка
-
Е.А. Баратынский Слово о поэте.
Баратынский как представитель «поэзии мысли». Русские корни и национальный характер поэзии Баратынского. Творчество как обитель души. Жанр элегии в лирике Баратынского. Осмысление темы поэта и поэзии. Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок…», «Муза», «Разуверение»
Знать язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Уметь анализировать стихотворения, видеть художественные средства языка
-
Н.В. Гоголь (13 час). Жизнь и творчество.
Поэма «Мертвые души» (I том).
История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав
Знать историю создания поэмы, первоначальный замысел Гоголя и его дальнейшую эволюцию. Понимать особенности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя.
Уметь определить историко-временные рамки произведения и связанные с ними условиями жизни в стране, понятие «типизация»
Стр.381-392
-
Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования
Знать текст поэмы, путь Чичикова – нового героя эпохи. Понимать художественные приемы создания образа Чичикова, роль Чичикова в замысле поэмы.
Уметь создавать характеристику героя, выборочно пересказывать текст, выявлять типические черты характера героя, развернуто обосновывать суждения.
Анализ эпизода по плану.
-
Место Чичикова в системе образов Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси.
Выписки цитат из текста,
с.392-395
-
Образы чиновников и средства их создания
Знать содержание произведения
Уметь пересказывать текст, разносторонне рассматривать объект, выделять в нем свойства и особенности характера, владеть литературоведческими терминами.
Подготовить устное выступление , отв. на вопр.3-4
-
Русь помещичья. Образы Манилова, Коробочки, Собакевича, Ноздрева. Способы их обрисовки.
Знать представителей помещичьей Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и др; персонажей из народа, сюжеты, связанные с ними.
Уметь характеризовать персонажей поэмы, уметь анализировать художественный текст на морфологическом, фонетическом уровнях.
Анализ эпизода по плану, выписки цитат из текста,
-
Русь помещичья. Конкретно-историческое и общечеловеческое значение характеров. Образ Плюшкина.
Анализ эпизода по плану, выписки цитат из текста,
-
Русь народная. Образы крестьян.
Знать, как раскрывает писатель народные образы;
Уметь увидеть достоиства простых людей
с.392-395
-
Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.
Знать содержание «Повести» и притчи.
Уметь определить их идейно-композиционное значение
Отв. на вопр.
-
Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги.
Знать особенности жанра, художественного осмысления действительности, реалистической манеры писателя.
Уметь обосновывать суждения, выявлять особенности авторского стиля и приемы сатирического изображения действительности.
Особенности стиля писателя
-
Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме
Знать содержание произведения.
Уметь объяснить смысл названия произведения.
Стр.381-392
-
Художественные особенности прозы Гоголя Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя.
Знать художественные особенности прозы Гоголя .
Уметь выделить прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании
Разверн. ответ на вопрос
-
Образ автора. Своеобразие гоголевского реализма. «Мертвые души» в оценке русской критики.
Знать отношение Гоголя к изображаемому, позицию русских критиков на поэму «Мертвые души».
Уметь определять пзицию автора, высказывать свою точку зрения на поэму.
Конспект статьи
-
Сочинение – анализ эпизода
Знать приемы цитирования, работы с текстом художественного произведения, формулирование тезисов работы, аргументация.
Уметь редактирование письменные высказывания, осуществлять самоконтроль при выполнении задания, самопроверку полученного продукта, осуществлять грамотное и логичное построение собственных мыслей
-
А.А. Фет (1 час) Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Знать основные вехи жизни и творчества поэта, главные темы его творчества
Уметь проводить литературоведческий анализ лирических произведений, определять гражданскую позицию поэта.
Расск. О жизни поэта, выучить наизусть стихотв.
-
Н.А. Некрасов (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» .
Знать основные вехи жизни и творчества поэта, главные темы его творчества
Уметь проводить литературоведческий анализ лирических произведений, определять гражданскую позицию поэта.
Анализ стихотв., отв. на вопр.
-
А.П. Чехов (2 час) Жизнь и творчество (обзор). Комическое и трагическое в прозе Чехова. Рассказы: «Тоска»,
Знать содержание рассказа
Уметь увидеть, почувствовать «подводное течение» в рассказе
С. 263-266
-
Трансформация темы «маленького» человека. «Смерть чиновника». Особенности авторской позиции в рассказах.
Знать
Уметь
С. 268-270
-
Русская литература ХХ века (7 час)
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
Знать многообразие жанров и направлений в литературе XX века,
Уметь раскрыть понятие «поэзия серебряного века»; познакомить с творческой биографией поэта
Составить плансттьи в учебникес. 275-280
-
А.А. Блок (1 час) Слово о поэте. Стихотворение «Русь» Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
Стихотворения «Да. Так диктует вдохновенье…», «Земное сердце стынет вновь», «Пушкинскому дому».
Знать
о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века. Знать содержание теоретико-литературных терминов.
Уметь
выделять главное и значимое в учебном материале. Уметь конспектировать лекцию.
С. 288-294,
в. 1-4
-
Покоряющая сила любви. Стихотворения: «Сольвейг», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О весна без конца и без краю…». Своеобразие лирики А. Блока, отражение в ней высоких идеалов. Тема любви и «страшного мира» в лирике поэта. Мотив отрицания и принятия жизни.
Знать
о взаимосвязи литературы и искусства начала XX века. Знать содержание теоретико-литературных терминов.
Уметь
выделять главное и значимое в учебном материале. Уметь конспектировать лекцию.
Выучить стихотв. наизусть, рассказ. о своеобразии лирики
-
С.А. Есенин (1 час). Слово о поэте. Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…»
Знать
основные события творческой биографии поэта, его программные произведения; понятия «цветопись», «песенность стиха»
Уметь
анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы, соотносить чувства героя со своими внутренними представлениями.
Наизусть ст-ие, рассказ о поэте
-
А.А. Ахматова (1 час ) Слово о поэте.
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» Стихотворение «Сероглазый король». Психологизм изображения чувств в лирике Ахматовой. Роль художественной детали.
Понимать зачение слов «патриотизм», «активная гражданская позиция»
Уметь выявить авторскую позицию;
выразить свое отношение к прочитанному;
Выразительное чтение стихотворений
-
М.А. Булгаков Жизнь и творчество (обзор).(2 ч.)
Повесть «Собачье сердце». Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. "Шариковщина" как социальное и моральное явление.
Знать особенности повести «Собачье сердце».
Уметь анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода. Уметь определить авторскую позицию.
Читать произв.
-
Авторская позиция и способы ее выражения. Философская проблематика повести.
Отв.на вопр.
-
А.И. Солженицын (2 час). Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор».
Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие.
Знать
понятие «притча», текст произведения, основные события жизни писателя, историю создания рассказа
Уметь
анализировать произведение с учетом особенностей художественного метода, определять авторскую позицию.
С. 355-358, в. 4
-
Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.
С. 359-362
-
Литература народов России
Г. Тукай (1 час Слово о поэте.
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!»
Владеть монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей
Уметь выразительно исполнять стихотворения.
-
Зачет по темам: «Русская литература XIX века», «Русская литература XX века».
Знать
Элементы анализа лирических и эпических произведений
Сопоставительный анализ лирических и эпических произведений
Уметь
Создание письменного высказывания на заданный вопрос. Установление свойств объекта. Сопоставление объектов. Самоконтроль и самопроверка
Формулировка выводов по результатам анализа
Грамотное и логичное изложение собственных мыслей
читать произведения по списку (к 10 кл)
Формы и средства контроля
Р.р. Контрольная работа по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Особенности конфликта комедии, философскую проблематику пьесы, понимать личную драму Чацкого в единстве с идейным столкновением героя и фамусовского общества. Выбирать тему и жанр сочинения; составить
план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение.
Классное сочинение
-
Р.р. Контрольная работа по лирике А.С. Пушкина.
Знать идейно - художественное своеобразие стихотворений А.С. Пушкина, составлять план сочинения в соответствии темой, отбирать литературный материал, самостоятельно редактировать сочинение,
Классное сочинение
-
Р.р. Подготовка к контрольной работе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Знать текст романа, художественные особенности. нравственно-философскую проблематику произведения, типы вступлений и основные приемы их создания. Составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст, писать вступление, используя прием цепочки. . Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению.
Домашнее сочинение
-
Р.р. Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова.
Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею, подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученных произведений.
Классное сочинение
-
Р.р. Контрольная работа по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Знать содержание и проблематику изученного произведения, психологические особенности образа Печорина Составлять тезисный план сочинения, подбирать необходимые цитаты, приводить доказательства в соответствии с темой сочинения, работать над вступлением и заключением.
Классное сочинение
-
Р.р. Контрольная работа по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Знать алгоритм работы над сочинением на основе и по мотивам литературного произведения. Владеть навыком создания собственного текста и его редактирования.
Классное сочинение
-
-
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Беленький Г.И., Снежневская М.А. Литература. Начальный курс 9 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 9 кл. – М.: Мнемозина, 2008.
Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.
Литература в 9 классе. Тесты.- М. Дрофа,2005
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.
Методические советы к учебнику литературы для 9 класса. Литература. Пособие для учителя/ под ред. Г.И. Беленького. М.: Мнемозина, 2010.
Ольшевская Л.А. Литература Древней Руси и 18 века.- Москва: Новая школа, 2006.
Программа для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина,2009.
Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - Москва: Дрофа, 2007.
Уроки литературы. Организация контроля. Творческая работа. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2009.
Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.
Дополнительная учебная литература
Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., Вера, 2002.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва: ВАКО, 2004.
Егорова Н.В. Поурочные разработки 9 класс. - М.: Вако, 2007.
Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - Просвещение, 2006.
Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
Козак О.Н. Литературные викторины в 9 классе. – С-Пб.: Знамя, 1998.
Кондрашов В.Н. Готовимся к ГИА по литературе.– М.: Просвещение, 2004.
Лайфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс. – М.: Материк Альфа, 2003.
Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.
Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.
Турьянская Б.И. Литература в 9 классе. Урок за уроком. - Москва: Русское слово, 2002.
Шадрина С.Б. Поурочные планы по литературе. 9 класс.- Волгоград: Учитель, 2006.
.
Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
Справочные пособия
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
Ресурсы ИКТ
Диск «Лермонтов М.Ю. Великий поэт прекрасной Родины».
Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
Диск «Основы построения текста. Как писать сочинения по литературе 9 класс».
Диск «Полный мультимедийный курс по литературе для 9 класса, 40 интерактивных уроков».
Диск «Презентации к урокам литературы. Классическая литература».
Диск «Пушкин А.С. Произведения».
Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
Диск « Репетитор «Литература» Обучающая программа для учащихся 5 -11 классов».
Диск « Словарь литературоведческих терминов».
Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий».
Диск « Тесты по литературе. Обучающая программа для учащихся 5-11 классов».
Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс.