Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов».
Тип урока: интегрированный (литература, история)
Цели:
Знакомство с некоторыми фактами биографии Л.Н.Толстого
Создать представление об исторической обстановке в России во время обороны Севастополя.
Развивать навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, обобщать факты.
На материале рассказов показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя.
Воспитывать интерес к истории страны, чувство патриотизма, способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла.
Оборудование, наглядность: Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»,
слайдовая презентация, видеофильмы.
Методические приемы организации урока:
Опережающее задание; постановка вопросов для обсуждения, подготовка докладов и сообщений, подборка репродукций по теме урока, выразительное чтение
Эпиграф:
Они защищали себя,
Они защищали Родину,
Они защищали нас,
Еще не родившихся.
Опережающее задание учащихся по группам:
историки – готовят сообщения о событиях того времени;
биографы – биографические материалы жизни Л.Н.Толстого;
литературоведы – обобщение материала
художники – подбирают репродукции картин о Крымской войне.
Выразительное чтение учащимся стихотворения Николая Ильченко «Севастополь»
Скатилось солнце, словно мячик,
В тугую теплую волну.
Идёт вдоль моря старый мальчик,
Который видел ту войну;
Кому игрушкой были пули,
А жизнь в осаде, как вина.
Крадётся тенью на Примбуле,
За севастопольцем война.
И в снах, всё продолжают падать
Бойцы в морские буруны.
Вы, наша правда, наша память –
Седые мальчики войны.
В волнах ныряет лунный зайчик
И время – никого не ждёт.
Идёт вдоль моря старый мальчик,
Из той войны ещё идёт.
И пусть порой в груди одышка,
Глаза глядят сквозь пелену,
Он – севастопольский мальчишка,
Который помнит ту войну.
Стоят в почетном карауле
Все обелиски, всей страны,
Пока гуляют на Примбуле
Седые мальчики войны.
Учитель литературы Война… Что может быть страшнее? Многие писатели, поэты, художники обращались к этой теме. Не исключением был и Лев Толстой. Тем более он сам был участником военных действий во время Крымской войны.
Сегодняшний наш урок мне хотелось бы начать словами Л.Н.Толстого: «По долгу совести и чувству справедливости не могу молчать о зле, открыто совершающемся передо мною и влекущем за собою погибель миллионов людей, погибель силы и чести отечества». Сегодня мы поговорим о писателе и будем говорить о его «Севастопольских рассказах». Ведь именно они сыграли решающую роль в становлении Толстого - писателя.
Выступление библиографов (Презентация 1 слайды 1-8)
Для начала обратимся к нашим библиографам, которые подготовили презентацию о жизни писателя и тех фактах его биографии, которые предшествовали его участию в обороне Севастополя и созданию «Севастопольских рассказов»
Выступление историков. (Презентация 2)
Справка историков: Цель внешней политики царя Николая I - вытеснение Турции из Европы. Император провозгласил Россию покровительницей православных народов (болгар, сербов), находящихся под властью султана. 21 июня 1853 года русские войска были введены в Дунайские княжества. 16 октября 1853 года Турция объявила России войну. Русская дипломатия не смогла предвидеть и предотвратить то, что на стороне Турции выступят Англия, Франция и Сардиния. Видеть Россию сильной в Европе не хотели никогда. В сентябре 1854 года армия союзников численностью более 60 тысяч человек высадилась в Крыму и начала наступление на Севастополь – главную русскую крепость на Черном море. Город был неуязвим с моря, но практически беззащитен с суши. В октябре началась бомбардировка Севастополя. Героическая оборона длилась одиннадцать месяцев. После неудачи русских войск в сражении на реке Альме главнокомандующий князь А.С.Менщиков приказал армии отступить в глубь Крыма. Севастополь оказался уже тогда обреченным. Адмиралы В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин взяли на себя командование Севастополем. С 22 тыс. моряков и 2 тыс. орудий, снятых с судов, при поддержке населения они организовали оборону. Под ураганным огнем выдерживали осаду 120-тысячной армии неприятеля. Гарнизон и население города были мобилизованы на строительство укреплений, схему которых разработали военные офицеры под руководством Э.И.Тотлебена. Защитники города затопили у входа в бухту несколько судов и преградили доступ в нее вражескому флоту.
Подписанный в марте 1856 года в Париже мирный договор воспринимался в России как поражение. Крымская война оказалась личной трагедией Николая I: 18 февраля 1855 года он умер. Причины поражения России : отсутствие союзников, бездарность командования и техническая отсталость армии.
Слово учителя. Что же представлял собой Севастополь в тот момент, когда прибыл туда Толстой?
Для начала обратимся к учебнику и рассмотрим литографию - русского живописца и графика, рисовальщика батальных и жанровых сцен - Василия Федоровича Тимма. Литография выполнена по рисунку, сделанному на месте событий.
А теперь группа художников представит нам работы известного художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского, посвященнее обороне Севастополя.
Сообщение группы искусствоведов.
(Работа по репродукциям И.Айвазовского, изображающего Севастополь ,
презентация 3)
Иван Константинович Айвазовский о героическом Севастополе.
Айвазовский любил родину, любил флот. Его радовала каждая победа русских войск над неприятелем. Своей кистью художник стремился прославить победы русского флота и героизм моряков. Когда началась война, он не мог спокойно усидеть в Феодосии. Мысленно Айвазовский был в Севастополе. Он понимал, что в этой войне судьбу отечества будет решать Севастополь русская военная твердыня на Черном море.
Севастополь решил сражаться до конца. Отступать было некуда: позади — море, а впереди вражеская десантная армия.
Опасность угрожала не только Севастополю, но и всему Крымскому полуострову.
21 сентября высадился десант в незащищенной Ялте. Два дня продолжался в городе невиданный грабеж и беспорядки.
С большим опозданием доходили вести о военных событиях до Харькова, где находился художник. Айвазовский не выдержал. Оставаясь глухим к сетованиям и мольбам родных, он отправился в Севастополь.
Весть о присутствии в Севастополе прославленного художника моря быстро разнеслась среди защитников города.
В первый же день его увидели на Малаховом кургане вместе с Нахимовым и Корниловым.
С болью в сердце глядел Айвазовский на верхушки мачт затопленных кораблей. Он узнал мачту линейного корабля «Силистрия». На нем он провел незабываемые дни во время десанта в Субаше.
Только два дня пробыл Айвазовский в Севастополе. Бомбардировка почти не прекращалась. Корнилов понимал, как важно сохранить жизнь художника. Его кисть должна была запечатлеть для современников и потомков подвиг Севастополя. Ивану Константиновичу пришлось подчиниться приказу своего друга и покинуть осажденный город.
Расставание с Корниловым и Нахимовым было коротким, но запомнилось Айвазовскому на всю жизнь. Заходило солнце; ощетинившийся Севастополь, грозный и величественный, утопал в золотистой пыльной дымке.
Едва Айвазовский успел вернуться в Харьков, как его догнала страшная весть: 5 октября на Малаховом кургане был смертельно ранен Владимир Алексеевич Корнилов. В этот день неприятель обрушил со своих кораблей шквальный огонь на Севастополь.
Севастопольцы мужественно держались. За несколько минут до смерти Корнилову сообщили, что сбиты английские орудия. Умирающий Корнилов произнес:
— Ура!.. ура!..
Это были его последние слова.
Во многих картинах воссоздал Айвазовский героические дни севастопольской обороны.
Ясный летний догорающий вечер, но небо над городом затянуто клубами порохового дыма. Идет артиллерийская дуэль между союзным флотом, стоящим вдали на рейде, и севастопольскими береговыми батареями.
На переднем плане картины пленные французы под охраной: русского конвоя.
Эту картину Айвазовский написал в 1859 году и назвал «Осада Севастополя».
На картине городские сооружения занимают незначительную часть композиции, светлыми пятнами выделяется на изорванных утесистых берегах. Ювелирно, как на миниатюре, выписаны отдельные строения. Город одинок в своей беде. Справа — огромное, необозримое горное пространство, слева—уходящее за горизонт море. О военных действиях напоминают многочисленные взрывы, дым от которых рассеялся в небе, мачты затопленных кораблей у входа в Северную бухту, фигуры воинов.
Среди картин, написанных Айвазовским о Крымской войне и героической обороне Севастополя, выделяются « «Буря у Евпатории», ««Оборона Севастополя», «Синопский бой».
Так от картины к картине Айвазовский славил величие русских моряков в Севастопольскую страду.
Но из всех событий той поры внутреннему взору художника все чаще и чаще представлялся Малахов курган, представлялся и не давал покоя, ждал своего воплощения на полотне. Там погиб Владимир Алексеевич Корнилов. Эта картина должна была явиться данью памяти друга и великого соотечественника.
Но прошли долгие годы, пока сюжет картины «Малахов курган» окончательно сложился в воображении Айвазовского.
Особое место в творчестве Айвазовского заняла оборона Севастополя в 1854-1855 годах. Художник неоднократно приезжал в осажденный город, прямо на позициях писал этюды, расспрашивал участников боев. В картинах «Синопский бой, «Малахов курган» он стремился запечатлеть самые драматические и яркие страницы героической эпопеи.
А теперь обратимся к периоду пребывания Л.Н. Толстого на Кавказе.
Работа биографов (Презентация 1, слайд 9-10)
В 1851 году Л.Н.Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем Николаевичем, который служил офицером-артиллеристом в действующей армии.
Когда в 1853 году началась война России с объединенными военными силами Англии, Франции и Турции, Толстой подал прошение о переводе его в действующую армию, как он сам объяснял впоследствии, «из патриотизма». Его перевели в Дунайскую армию, а позднее в Крым, в Севастополь. «Храбрый артиллерийский офицер, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» — таким был Л. Толстой, по свидетельству очевидцев, на 4-м бастионе, который считался самым опасным местом, обстреливаемым иногда до 10 дней подряд. В Севастополь Толстой прибыл в ноябре 1854г. и оставался здесь вплоть до конца осады. . Под сильным впечатлением увиденного он пишет письмо брату Сергею: «Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята!» - говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» - и войска кричали: «Умрем, ваше превосходительство! Ура!..» и уже 22 тысячи исполнили это обещание. Рота моряков чуть не взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб. Женщины носят воду на бастионы для солдат…мне не удалось ни одного раза быть в деле, но я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время».
Он хотел издавать «Военный листок», чтобы содействовать улучшению дел в армии и противостоять лжи об этой войне. Чтобы иметь на издание журнала деньги, в 1854 году писатель продал на своз родительский дом в Ясной Поляне. Николай I издание журнала не разрешил. В мае 1855г. Толстой был назначен командиром горного дивизиона и принимал участие в битве при Черной речке. Он не бросил литературных занятий. Здесь и были написаны «Севастопольские рассказы».
V. Обращение к домашнему заданию (беседа по вопросам):
- В чем, по мнению Л.Н.Толстого, заключается истинная храбрость и героизм?
- Как оценивает Л.Толстой события при Черной речке?
- Как восприняли «Севастопольские рассказы» участники сражения?
VI Анализ отрывка из рассказа «Севастополь в мае».
Учитель :
«Севастопольские рассказы» состоят из нескольких частей, дома вы познакомитесь с рассказом «Севастополь в декабре месяце», но мне бы хотелось познакомить вас с отрывком из рассказа «Севастополь в мае».
Выразительное чтение отрывка.
Севастополь в мае.
Посмотрите лучше на этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском, картузе, в башмаках на босу ногу и нанковых штанишках, поддерживаемых одною помочью, с самого начала перемирия вышел за вал и все ходил по лощине, с тупым любопытством глядя на французов и на трупы, лежащие на земле, и набирал полевые голубые цветы, которыми усыпана эта роковая долина. Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило на него ветром, остановился около кучки снесенных тел и долго смотрел на один страшный, безголовый труп, бывший ближе к нему. Постояв довольно долго, он подвинулся ближе и дотронулся ногой до вытянутой окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась немного. Он тронул ее еще раз и крепче. Рука покачнулась и опять стала на свое место. Мальчик вдруг вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь к крепости.
Да, на бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами, прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит на золотых лучах солнца. Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся, как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны - и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия…
Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой ее? Все хороши и все дурны.
Ни Калугин с своей блестящей храбростью (bravoure de gentilhomme [храбростью дворянина - франц.]) и тщеславием, двигателем всех поступков, ни Праскухин, пустой, безвредный человек, хотя и павший на брани за веру, престол и отечество, ни Михайлов с своей робостью и ограниченным взглядом, ни Пест - ребенок без твердых убеждений и правил, не могут быть ни злодеями, ни героями повести.
Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда.
1855 года, 26 июня.
Беседа по вопросам:
- Какое впечатление произвел на вас отрывок и какой литературный прием здесь использовал автор для усиления выразительности?
- Кто главный герой рассказов, по мнению автора?
Вывод:
Правда и только правда! В рассказах нет батальных сцен и гарцующих генералов с музыкой и барабанной дробью, как в «Полтавском бое» Пушкина. Это война в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти.
Такой же видит Войну художник Верещагин в картине «Апофеоз войны».(Презентация 1 слайд 11)
VII. Видеоролик из фильма Леонида Парфенова «Война в Крыму – все в дыму».Леонид Парфенов к 150-летию Крымской войны создал фильм-реконструкцию. В нем представлены взгляд историков, истории людей того времени, интервью с потомками участников войны. Мне бы хотелось обратиться к небольшому отрывку из него. Посмотрите и подумайте, кто был истинным героем войны, как вело себя руководство. Каковы ваши впечатления от ролика?
VIII. Выводы.
Итак, какова тема «Севастопольских рассказов»? Кто главный герой в них? Как изображена война? Кто решает главные вопросы истории, определяет судьбу государства? Подведем итоги и запишем их в тетрадь.(Презентация 1 слайд 12)
Народ и война – главная тема рассказов, и она связана с темой русского национального характера.
Главный герой Севастопольских событий – простой народ, правдиво показанный писателем.
Война, правдиво показанная Толстым – «в крови, в страданиях и смерти», внушает читателю мужество и стойкость, но показана она без восклицательных фраз.
Именно народ, массы, как считает Л.Толстой, решают главные вопросы истории, определяют судьбу государства.
Это те основные позиции, которые позднее найдут отражение в романе «Война и мир».
Итак, Льву Николаевичу удалось увековечить события того времени в своих рассказах. Но хочется еще обратиться к видеоролику, где рассказывается об огромном комплексе на территории Севастополя, где расположена огромная панорама талантливейшего художника Франца Алексеевича Рубо в память о тех событиях.
Видеоролик «Севастопольская панорама »
IX. Учитель литературы:
Никто не забыт и ничто не забыто. Возвращаясь к эпиграфу урока, хочется сказать, что мы не забыли тех, кто защищал себя, Родину и нас, еще не родившихся.
«Жизнь должна быть счастьем, добром. Война делает ее страданием», – вот главная мысль Толстого.
Успех очерков о Севастополе, которые печатались в «Современнике», был огромным. «Севастополь в декабре» по приказу Александра II был переведен на французский язык и напечатан в правительственной газете, выходившей в Брюсселе. Европа впервые узнала имя русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Таким образом, «Севастопольские рассказы» сыграли решающую роль в становлении великого писателя и оказали огромное влияние на его дальнейшее творчество.
X. Итоги урока: Ответить письменно на вопрос «Каким я представляю себе Л.Н.Толстого – участника Крымской войны».
XI. Домашнее задание:
Прочитать рассказ «Севастополь в декабре месяце»
Подготовить пересказ статьи учебника «Поразмышляем о прочитанном»