Традиции классицизма и своеобразие драматического искусства в пьесе Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Открытый урок-исследование по литературе в 9 классе.

В.П. Бубина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа-лицей» №3, г.Симферополь, Республика Крым.

Тема урока: Традиции классицизма и своеобразие драматического искусства в пьесе Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве.»

Цели:

Обучающие:

а) обобщить знания о классицизме и выявить отражение в пьесе.

б) исследовать особенность композиции, системы образов, новаторских художественных приемов.

в) совершенствовать принципы анализа драматического произведения.

Развивающие:

а) использовать основные приемы мыслительной деятельности:

б) выделение основной информации, использование сравнения, сопоставления, обобщения, систематизации, доказательства.

в) формировать умение эмоционально идентифицировать себя с другим героем, используя метод эмпатии.

Воспитательные:

а) раскрыть общечеловеческий смысл комедии, воспитывать честность, уважение к человеческой личности, чувство достоинства, ответственность за свои поступки.

б) формировать личность и активную жизненную позицию ученика.

Оборудование: тексты драмы, иллюстративный материал к произведению (в презентации: схемах, портретах героев, музыкальных эпизодах).



Актуализация прошлых знаний.

Вступительное слово о Ж.Б. Мольере – великом актере (сиспользованием слайдов).

Мотивация учебной деятельности.

План работы на уроке:

  1. С использованием метода образного видения.

  2. Вопросо – ответной беседы.

  3. Комментированием основных положений классицизма.

Отработка терминологии.

4) Комедия – низкий жанр.

5) Исследовательская индивидуальная работа над тропом литотой, которая раскрывает тему комедии.

6) Отражение принципов классицизма в комедии: Анализ ключевых фраз, которые подводят к главной социальной проблеме.

7) Обоснование учеником – историком этой проблемы.

8) Инсценировка комического эпизода: постановка проблемы, которая ведет к выявлению интриги (показ слайдов).

Контроль и самопроверка.

9) Творческий диктант на знание терминов с нарушенной последовательностью.

10) физминутка -1 мин.

Работа над темой.

11) Выявление и отражение трех правил классицизма в комедии.

12) Определение новой интриги, которая создаёт сюжетную линию.

13) Работа 3-х исследовательских групп по выявлению проблематики.

14) Тестовая работа с остальными учащимися с целью контроля и систематизации знаний характеристики героев.

15) Заслушивание докладчиков о работе в группе и выводе:

Роли сюжетной линии, которая приводит к открытию главной проблемы.

Показать, что звание дворянина может служить для самых низких дел (слайд).

16) Демонстрация монолога героя открывает новую проблему: о всеобщем осмеянии сословной системы.

17) Монолог главного героя Клеонта, который, предавая осмеянию невежество и глупость, преподносит нам уроки благородства, чести и любви – метод эмпатии.

Вывод – систематизация материала по кругам Венна, которая приводит к созданию нового высокого жанра – комедии(слайд).

Дискуссия – резерв:

  1. Как вы считаете, актуальна ли комедия сегодня?

  2. Как вы, читатели 21 века, воспринимаете её?

Домашнее задание:

  1. Что такое внешняя и внутренняя культура? (эссе).

  2. Каким я вижу Журдена?(блок- опора).

  3. «Самый всенародный и прекрасный художник нового искусства». (письменный ответ).

Рефлексия.

Запишите результаты ваших исследований в таблицу.









Литература:

1)Ершова П.П. «Уроки театра на уроках в школе». – М.,1992г.

2)Шмаков В.В. « Через игру к учению». – М.,знание, 1986г.

3)М: ООО «ИТИ» технологии. – 2003г.

4) Полиенко Н.И. « Технология педагогических мастерских на уроках литературы.»









[pic] [pic]

[pic] [pic] [pic] [pic]