Рассмотрено на заседании методического объединения Председатель МО _______________ /Петренко Л.В./ «____»__________________2016 год
| Согласовано Заместитель директора поУВР __________/ Шлыкова С. В./ «____»____________2016 год
| Утверждено Руководитель образовательного учреждения _______________ /Бабина Г. В./ «____»____________2016 год
|
Рабочая программа
Учебного курса
«Литература»
8 класс
Составитель: Елисеева И.В.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе следующих документов:
1. Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте.
2.Примерной программы основного общего образования. Литература.: М. Просвещение, 2011.
3.Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 8 класс. : М. Просвещение, 2011.
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школесодействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям, культуре и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого
и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим,
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения литературы в школе — приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования — чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст - становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. «Чтение — вот лучшее учение», — утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже — вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника.
Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить
учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистическиеидеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
В программу включен перечень необходимых видов работы по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, рассказов. Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Общая характеристика учебного предмета.
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы)охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровень которых определяют основные виды учебной деятельности. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения. Именно поэтому на занятиях важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию,
различного вида пересказам (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т.д.).
В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.
Описание места учебного предмета
в учебном плане.
Базисный учебный образовательный план МБОУ «Молочницкой ООШ» в соответствии с Федеральным базисным учебным образовательным планом для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает
В 8 классе — 68 часов (2 часа в неделю)
Личностные, метапредметные, предметные результаты.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание курса литературы
8 класс
Введение (1 час)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (3 часа)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 часа)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки,
комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века (2 часа)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века (31 час)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных. «История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). Роман «Капитанская дочка». 8часов. Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческаяправда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), роман (начальные представления), реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры,
символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворотрусской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора -высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежд,а согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные
образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория л и т е р а т у р ы . Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композициипроизведений.
Поэзия родной природы (2 часа)
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»,М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века (7 часов)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях.
Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются (7 часов)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла .Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов (3 часа)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте»,«Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»;Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Ихпризывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе (1 час)
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»-,Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»-, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине (1 час)
Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть») Дон-Аминадо.«Бабье лето») И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы (8 часов)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и
жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История,
изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений
Тематическое планирование по дисциплине
«Литература. 8 класс»
п/п Наименование разделов и тем
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Развитие речи, практические работы, ч.
Контрольная работа, ч.
Внеклассн. чт. и практические работы, ч.
Экскурсии, ч.
Самостоятельная работа, ч.
1
Введение. Литература как искусство слова.
1
-
-
-
2
Устное народное творчество.
3
-
-
-
3
Древнерусская литература
2
-
-
1
4
Литература 18 века.
2
1
-
-
5
Литературы 19 века
31
4
2
3
6
Поэзия родной природы.
2
-
1
1
7
Русская литература 20 века
7
2
-
-
8
Писатели улыбаются.
7
-
1
2
9
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
3
2
-
-
10
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
1
-
-
1
11
Мне трудно без России было…
1
-
-
1
12
Из зарубежной литературы
8
-
-
-
ИТОГО
68
9
4
9
3. Календарно - тематический план по литературе
8 класс (2 ч. в неделю – 68 ч.)
Наименование
разделов и тем
Всего часов
Из них
Внеклассное чтение, ч
Дата проведения занятия
Развитие речи, практические работы, ч.
Контрольные работы, ч.
1
Литература и история. Выявление уровня литературного
развития учащихся.
1
-
-
-
2
Устное народное творчество
3
-
-
-
2.1
Русская народная песня (лирические, исторические песни).
Лирические и хороводные песни.
«В темном лесе, в темном лесе…»,
«Уж ты, ночка, ты ноченька… »,
«Вдоль по улице метелица метет…»
1
2.2
Исторические песни.
Предание как исторический жанр русской народной прозы. Предание «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий.
1
2.3
Частушка как малый песенный жанр. Поэтика частушек. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.
1
3
Древнерусская литература
2
1
3.1
Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы.
«Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.
1
3.2
Внеклассное чтение. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.
1
4
Литература 18 века.
2
1
4.1
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина.
Понятие о классицизме.
1
4.2
Р/р.Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века»
1
5
Литература 19 века
31
4
2
3
5.1
И.А.Крылов – поэт и мудрец. «Обоз». Осмеяние самонадеянности,зазнайства.
Развитие представления о басне.
1
5.2
Внеклассное чтение. Отражение в баснях таланта И.А.Крылова-журналиста, музыканта, писателя, философа.
1
5.3
К.Ф.Рылеев-декабрист, автор сатир и дум. «Смерть Ермака» - Историческая тема думы. Понятие о думе.
1
5.4
А.С.Пушкин. Стихотворения «Туча», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября».Их основные темы и мотивы.
1
5.5
К/р. «А.С.Пушкин и история». Историческая тема в творчестве.
1
5.6
«История Пугачёва» (отрывки). Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания.
1
5.7
А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истрия создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
1
5.8
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин, Гринев и Савельич.
1
5.9
Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина.
1
5.10
Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Понятие о романе и о реалистическом произведении.
1
5.11
Р/р. Классное сочинение п роману «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.
1
5.12
А.С.Пушкин «Пиковая дама».Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Система образов персонажей в повести.
1
5.13
К/р по творчеству А.С.Пушкина.
1
1
5.14
М.Ю.Лермонтов. Отношение к историческим темам и воплощение этих в творчестве.
1
5.15
М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре.
1
5.16
Композиция и художественные особенности поэмы. Образ монастыря и образ природы. Их роль в произведении. Развитие представлений о жанре романтической поэмы.
1
5.17
Р/р. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:
«Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося).
«Мцыри как романтический герой»
«Природа и человек в поэме «Мцыри»
1
5.18
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
1
1
5.19
Н.В.Гоголь «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания и постановки комедии.
1
1
5.20
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.
1
5.21
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление.
1
5.22
Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, финала, немой сцены. Пдготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении».
1
5.23
Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.
1
5.24
Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.
1
5.25
М.Е.Салтыкв-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Создание средства комического в произведении. Ирония, сатира, гипербола, гротеск, пародия, эзопов язык.
1
5.26
Р/р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению.
1
5.27
К/р. По тврчествуМ.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина.
1
5.28
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита беззащитных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа.
1
5.29
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
1
5.30
Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа.
1
5.31
Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество».
1
6
Поэзия родной природы
2
1
6.1
Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в тврчествеА.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.
1
1
6.2
А.П.Чехов. Слово писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.
1
7
Русская литература 20 века.
7
2
7.1
И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Повествование о любви в различных жизненных ситуациях. Психологизм прозы писателя.
1
7.2
А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Понятие о сюжете и фабуле.
1
7.3
Р/р. Урок-диспут. «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению п рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна.
1
7.4
А.А.Блок. Слово о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.
1
1
7.5
С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»-поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Понятие о драматической поэме.
1
7.6
Р/р. Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.
1
7.7
И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству.
1
8.
Писатели улыбаются.
7
1
2
8.1
Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон»,«Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Тэффи «Жизнь и воротник», М Зощенко «История болезни».
1
8.2
М.А.Осоргин. Слово о писателе. Счетаниереальнсти и фантастики в рассказе «Пенсне».
1
8.3
К/р. По творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина.
1
8.4
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.
1
8.5
Василий Теркин-защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме.
1
8.6
Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А.Твардовского в поэме.
1
8.7
А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.
1
1
9.
Стихи и песни о Великой Отечественной Войне.
3
2
-
-
9.1
Р\Р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в тврчествеМ.Исаковского, Б.Окуджавы, А.Фатьянова,Л.Ошанина, Е.Маслова.
1
9.2
В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе.
1
5.3
Р/р. Классное сочинение на тему «Великая Отечественная война в литературе 20 века».
1
10
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе.
1
1
10.1
Внеклассное чтение. Русские поэты о Родине , родной природе. И.Анненский, Д.Мережковский, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов, Н.Асеев, Е.Маслов, Л.Маслова.
1
11
Мне трудно был без России…
1
1
11.1
Внеклассное чтение. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп, З.Гиппиус, Дон Аминадо, И.Бунин.
1
12.
Зарубежная литература.
8
-
-
-
12.1-12.2
У.Шекспир.Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь герев. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
2
12.3
Сонеты У.Шекспира«Кто хвалится родством своим с знатью», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.
1
12.4
Жан Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дврянстве»-сатира на дворянство и невежественных буржуа.
1
12.5-12.6
Дж.Свифт. Слово писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственне устройство общества. Гротесковый характер изображения.
2
12.7
В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.
1
12.8
Урок-зачет. Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе.
1
5.13
ИТОГО
68
9
4
9
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.
В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса — наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных произведений, включенных в обязательную примерную программу и в авторские программы.
В библиотечном фонде должны быть представлены: нормативные документы по предмету «Литература» (государственный образовательный стандарт, обязательные примерные программы); авторские программы; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, некоторые комплекты учебников из данного перечня; методические пособия по литературе для учителя, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, справочно-энциклопедическая литература и др.
Современный урок по литературе должен быть оснащен компьютерными и информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.
Список материально-технических средств:
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература, 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я., Збарский И. С, Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. М.: Просвещение, 2010.
3. Миронова М.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007.
4. Тимофеев Л. И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
5. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
6. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
7. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
Для учителя
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
2. . Коровина В.Я, Збарский И.С. Литература. 9 класс: Методические советы/ Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2003.
3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 9 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2010.
4. Миронова М.А. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии В.Я.Коровиной и др. «Литература. 9 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2007.
5. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. М.: Дрофа, 2004.
6. Коровин В.И. А.С. Пушкин в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2000.
7. Коровин В.И. М.Ю. Лермонтов в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 2001.
8. Манн Ю.В., Самородницкая Е.И. Гоголь в школе. М.: ВАКО, 2007.
9. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Планируемые результаты изучения литературы в 8 классе
Выпускник научится
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества,
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку. На уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия). Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
-вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её передачи.