4
Схема анализа лирического произведения (стихотворения)
1. Поэзия, так как:
- выражает внутренний мир человека через рассуждения;
- передаёт чувства через речь;
- не ставит задачу показать развитие событий и характеров.
2. Виды лирики:
- пейзажная (стихотворение о природе, об отношении человека к природе);
- гражданская (политическая);
- интимная (любовная, дружеская);
- философская (размышления на вечные темы: о жизни и смерти, о предназначении человека, смысле жизни, о добре и зле, бессмертии, мире и войне, о творчестве и т. д.)
3. Тема (предмет художественного изображения):
- вечные (общие для всех времён и народов);
- национальные (характеры для определённого народа);
- исторические;
- внутрилитературные (процесс творчества, самосознание художника).
4. Проблема (острое жизненное противоречие между существующим и должным):
- личность - общество;
- творец - искусство;
- человек - история;
- человек - человек;
- человек - природа и др.
5. Стихотворные размеры:
- двусложные (ямб, хорей);
- трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).
6. Рифма:
- мужская (последний слог ударный);
- женская (предпоследний);
- дактилическая (третий от конца);
- гипердактилическая (четвёртый от конца);
- парная (смежная; рифмуются между собой две соседние строчки - аа);
- перекрёстная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвёртой и т. д. - абаб);
- кольцевая (опоясывающая; первая строчка рифмуется с четвёртой, а вторая с третьей - абба);
- точная (у рифмующихся слов полностью совпадает звучание от ударного гласного и до конца: "лукавы - славы"), в противном случае - неточная ("книг – дни").
7. Тропы (изобразительно-выразительные средства художественной речи):
а) простейшие: сравнение, эпитет, оксюморон;
б) развёрнутые: метонимия, метафора, аллегория, олицетворение, ирония, гипербола, литота.
8. Поэтическая лексика:
- синонимы (близкие по смыслу, но разные по звучанию);
- антонимы (противоположные по смыслу);
- архаизмы (устаревшие слова);
- неологизмы (новые слова).
9. Поэтический синтаксис:
- риторические вопросы;
- обращения;
- анафора (единоначатие);
- эпифора (единство концовок);
- градация;
- пропуск отдельных слов;
- бессоюзие (намеренный пропуск союзов);
- многосоюзие (увеличение числа союзов);
- параллелизм (однородное синтаксическое построение предложений);
- инверсия (нарушение принятого порядка слов).
10. Поэтическая фонетика:
- аллитерация (повтор согласных звуков);
- ассонанс (повтор гласных звуков);
- звукоподражание;
- паронимия (игра близкими по созвучию словами).
Краткий словарь литературоведческих терминов
Аллегория (от греч. allos - иной и agoreuo - говорю) - иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Часто аллегория лежит в основе загадки: "Красна девица сидит в темнице, а коса на улице, « пословице: "Чем дальше в лес, тем больше дров", басни.
Аллитерация (от лат. littera - буква) - повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность: "И заря над ним образовала золотого зарева пятно".
Амфибрахий - трёхсложный размер стиха. В строке амфибрахия первый и третий слоги безударные, а второй - ударный / - - - /.
Пример:
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...
А.С. Пушкин
/ - - - / - - - / - - - / - -
/ - - - / - - - / - - - /
Анапест - трехсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы из трёх слогов - два безударных, ударный / - - - /: "Я такого угла не видал..."
Анафора (единоначатие) - художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в начале нескольких стихотворных строк.
Пример:
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
А.К. Толстой
Ассонанс - повторение однородных гласных звуков, придающее тексту особую выразительность.
Гипербола - (греч. hyperbole - преувеличение) - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: "И растёт ребёнок там не по дням, а по часам". (А.С. Пушкин).
Градация - художественный приём, заключающийся в постепенном, последовательном усилении или ослаблении образов, сравнений, эпитетов и других средств художественной выразительности. Например: "Муха! меньше мухи! уничтожился в песчинку!" (Н.В. Гоголь).
Дактиль - трёхсложный размер стиха, в строке которого повторяются группы их трёх слогов - ударный и два безударных / - - - /: "Тучки небесные, вечные странники!.." (М.Ю. Лермонтов).
Звукоподражание - приём, заключающийся в передаче различных звуков живой и неживой природы: человека (хи-хи-хи да ха-ха-ха), животных (мяу-мяу), предметов (динь-динь-динь, бух-бух) и т. д.
Инверсия (лат. inversio - перестановка) - нарочитое изменение порядка слов в предложении, благодаря которому автор достигает особой выразительности речи: "Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!" (Н.В. Гоголь).
Ирония (греч. eironeia - притворство, насмешка) - выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение: "Он даёт знать, что само появление такого ученика - редчайший праздник для нашего класса и лично для него..."
Литота - намеренно неправдоподобное художественное преуменьшение изображаемого. Например: мальчик с пальчик, мужичок с ноготок.
Метафора - слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство. "Тенькает синица меж лесных кудрей" - кудрями названа листва, потому что она похожа на кудри человека. В нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка двери, узел связи.
Метонимия - слово или выражение, употреблённое вместо другого, потому что между обозначаемыми ими предметами есть связь (не сходство): "Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?" "Изорвать мундиры" - вместо "дать бой". "Помнит вся Россия" - помнят люди в России. В нашей речи много метонимий: съел целую тарелку, устал с дороги, читал Пушкина.
Обращение - слово или сочетание слов, которое называет того, к кому (или к чему) обращаются с речью.
Оксюморон - сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. Например, "горячий снег", "пышное природы увяданье" и т. п.
Олицетворение - наделение явлений природы, неодушевлённых предметов свойствами живых существ, перенесение человеческих свойств на животных; например: "Оскалила собака зубы, смеётся над арестантами" (А.И. Солженицын), "вьюга злилась" (А.С. Пушкин).
Параллелизм - приём, состоящий в расположении рядом сходных элементов речи (лексический параллелизм), синтаксических конструкций (синтаксический параллелизм), тем (тематический параллелизм) и т. п., для создания единого поэтического образа; например:
Едут по полю добры молодцы,
Летят по небу ясны соколы.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа (либо ответ невозможен, либо ясен, либо вопрос обращён к условному "собеседнику"). Риторический вопрос активизирует внимание читателя, усиливает его эмоциональную реакцию. Пример: "Русь! куда же несёшься ты?" ("Мёртвые души" Н.В. Гоголь).
Сравнение - сопоставление предметов и явлений по их сходству, иногда очевидному:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Ю. Лермонтов);
иногда по весьма отдалённому и даже неожиданному, что сообщает сравнению особую художественную изобразительность и выразительность; например: "И деревья, как всадники, съехались в нашем саду" (С.А. Есенин).
Хорей - двусложный размер стиха. В строке хорея ударные слова нечётные, безударные – чётные / - - /: "Буря мглою небо кроет..."
Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему:
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
М.Ю. Лермонтов
Эпифора - художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в конце нескольких стихотворных строк.
Ямб - двусложный размер стиха. В строке ямба ударные слоги чётные, безударные - нечётные / - - /: "Мороз и солнце; день чудесный!.."