«В.Я.Брюсов. Жизнь и творчество».
Цель урока: - познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества В.Я.Брюсова
- показать значение творчества Брюсова для русской поэзии;
- разобраться в особенностях поэтики Брюсова;
Ход урока
Повторение.
- Дайте определение символизма.
(Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мирового единства через символы)
- Что такое символ?
(Многозначное иносказание)
- В чём различие «старших символистов» и «младосимволистов»?
(Основной принцип «старших символистов» - «искусство для искусства», т.е. отрыв от действительности, «младосимволисты» стремились соединить жизнь и идеал).
-Что нового внёс символизм в русскую поэзию?
(Символисты придали слову многозначность, открыли в нём множество оттенков и смыслов).
Реализация индивидуального домашнего задания.
Слово учителя:
Серебряный век отмечен целыми созвездиями феноменальных поэтических дарований , и Валерий Яковлевич Брюсов - одно из более ярких. Он был литературным критиком, переводчиком, историком литературы, пушкинистом, занимался редакционно-издательской деятельностью, теорией стиха, исследованием культуры.
Сообщение ученика о жизни В.Я.Брюсова.(презентация).
Лекция учителя.
(По ходу лекции учащиеся делают краткие записи в рабочие тетради)
Ещё будучи гимназистом В.Я.Брюсов увлекся творчеством современных французских поэтов-символистов. В его рабочих тетрадях появляются стихи под общим заглавием «Символизм». Интересна его дневниковая запись от 4 марта 1893 года: «Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу её: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но будущее будет принадлежать ему, особенно, когда оно найдёт достойного вождя. А этим вождём буду Я! Да, Я!».
Последующие годы проходят для Брюсова под знаком интенсивной организаторской работы: наладить символистские издательства, организовать журнал. Это была реклама символизма.
Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу,
опирающуюся на открытия французских символистов. Для него символизм был только литературной школой , и задачей символизма было утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника. Вспомним стихотворение «Творчество». Мы его уже с вами читали, когда начали изучение символизма как литературного направления.
(Чтение стихотворения подготовленным учеником)
Лирический герой Брюсова — сильная личность, персонаж из истории или мифа, навеян философией Ницше и своим мужественным началом близок индивидуальности самого поэта, мечтающего о прорыве за пределы известного, за грани возможного. (Чтение стихотворения «Ассаргадон»)
Образ мечты получает сквозное развитие и реализуется в разных обличьях. Иногда — как воплощение беспредельности: «Моей мечте люб кругозор пустынь, / Она в степях , блуждает вольной серной...». Чаще — в облике прекрасной женщины, возлюбленной, музы.
(Чтение стихотворения «Женщине»)
Образ мечты придает реальности сказочные, необычные, экзотические формы, вызывает необыкновенные ассоциации и сравнения: «Этот мир очарований, / Этот мир из серебра!»; «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса»; «Моя любовь — палящий полдень Явы». Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты — в «грезу искусства» («Отреченье»):
Довольно! Надежды и чувства
Отныне былым назови,
Приветствуй лишь грезы искусства,
Ищи только вечной любви.
Искусство, по Брюсову, самоценно. Художественному дару, творчеству он поклоняется как божеству: «Поклоняйся искусству, /Только ему, безраздельно, бесцельно» (Чтение стихотворения «Юному поэту»).
Брюсов требовал права поэта на свободу: «Поэт вне общественной, философской, религиозной борьбы».
В споре сторонников «утилитарного» и «чистого» искусства он не причислял себя ни к тем, ни к другим («Ключи тайн», статья-манифест, 1904).
Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я!
Большое место в поэзии Брюсова отводится истории, не столько в познавательных целях, сколько для декорации, условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени.
Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее, стал для Брюсова город. Сборник 1903 года «URBI ET ORBI» («Граду и миру») показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, «духа движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»), с другой — ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Образ города — средоточие роскоши и разврата накануне апокалиптической гибели. (Чтение стихотворения «Город», отметить тревожные настроения, изображение таинственности, призрачности жизни).
(Чтение стихотворения «Кинжал») Какова тема этого стихотворения? (назначения поэта и поэзии)
Лирический герой жаждет свободного и гармоничного бытия. Поэт защищает свободу творчества.
Итог урока (самостоятельная работа по творчеству В.Я.Брюсова)
1 вариант 2 вариант
К какому поэтическому направлению принадлежал В. Я. Брюсов?
Какие тенденции Серебряного века отразились в стихотворении В. Я. Брюсова:
Неколебимой истине
Не верю я давно.
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.
Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья.
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я!
Какое название носит статья-манифест В. Я. Брюсова?
а) «Ключи Марии»,
б) «Тяжелые сны»,
в) «Ключи тайн»,
г) «Творчество».
Перечислите стороны дарования В. Я. Брюсова.
Каковы взгляды В. Я. Брюсова на искусство? В каких произведениях отражены эти взгляды?
3. Какая тема не является ведущей в творчестве В. Я. Брюсова?
а) тема природы,
б) тема истории,
в) тема любви,
г) урбанистическая тема.
V. Домашнее задание
1. Выучить стихотворение К.Бальмонта
2 Подготовить сообщение с презентацией о биографии К.Д.Бальмонта.(индивидуально)
VI. Чтение наизусть стихотворений В.Я.Брюсова