Урок литературы Древняя Греция, мифы

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

ТЕМА: «Древняя Греция. Мифы, мифологический сюжет»

Преподаватель – Наумченкова Галина Александровна

Предмет – литература

Продолжительность занятия – 2 часа

Класс – шестой


Цель: познакомить учащихся с мифами Древней Греции и понятием мифологический сюжет.


Задачи урока:

1. Дать представление о мифе, его природе;

2. Познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии;

3. Показать, как античные образы отразились в мировой культуре.


Учебно-методическое обеспечение «Литература. 6 класс. Учебник общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Автор-составитель А. Г. Меркин»


Ход урока:

1. Слово учителя (Слайд 1)

Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми».

Мы просто не отдаем себе отчета в том, насколько глубоко проникла культура античности в культуру и язык людей! Литература и искусство зарождались в недрах мифологии. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первые шаги к самопознанию и творчеству. Чтобы понять путь, пройденный человеком за два тысячелетия новой эры и много-много веков до нее, надо вернуться к началам его культуры. Как писал А.С. Пушкин: «Каждый образованный европеец должен иметь достаточное понятие о бессмертных созданиях величавой древности». Поэтому тема урока звучит так «Мифы Древней Греции. Боги, люди и герои Древней Греции». В течение урока мы погрузился в мир, в котором жили и творили древние эллины, познакомимся с их богами и героями, снова вернемся в современность для того, чтобы пройти по великолепной картинной галерее, и поучаствуем в малых олимпийских играх.


  1. Игровая ситуация

Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь? (Слушаем ответы учеников, затем учитель обобщает сказанное.)

Слово учителя

Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа. Только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир?

Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только предстояла. В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире. И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивной мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником литературы и искусства.


3.Беседа (Слайд 2)

- Что такое миф?

- Можно ли назвать мифы сказками?

- Что общего между мифом и сказкой?

- Как вы думаете, чем отличается миф от сказки?

- Кто рассказывал мифы, передавал их людям, сохранял их?

- Почему создавались мифы?

- Каково значение мифов для человека древности?

- Как вы считаете, когда мы говорим о мифах, мы имеем в виду только Древнюю Грецию?


4. Работа с книгой (Слайд 3 – 7)

Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникла Гея (Земля) и Тартар – глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, - это знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки.

Итак, мифология античности – это прежде всего Олимп, гора богов, где царит громовержец Зевс в окружении блистательных и всемогущих. «Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон…» (читаем фрагмент книги Куна «Боги Древней Греции». – М., 1992, стр. 7-9)

- Каким вы представляете Олимп и его обитателей?

Слушаем ответы, дополняем и обобщаем их. Олимп – это игра солнца и света, золота и лазури, величественность и красота богов, ведущих себя зачастую как простые смертные.

- Почему мифы Древней Греции называют сокровищницей мировой культуры?


5. Работа с репродукциями (Слайд 8-15)

Древнегреческая мифология – источник творчества поэтов, писателей, художников, скульпторов, композиторов.

Рассмотрим некоторые репродукции на мифологические темы, расскажем, какие мифы легли в основу сюжета картин. Если некоторые сюжеты незнакомы, о картине рассказывает учитель или ученикам дается домашнее задание: найти миф, ставший основой сюжета картины (по желанию).


  1. Слово учителя (Слайд 16-17)

Современное человечество заимствовало у Древней Греции множество слов и понятий. Например, название многих планет, звезд и созвездий Солнечной системы взяты из античной мифологии: Юпитер, Сатурн, Марс, Нептун, созвездия Ориона, Плеяды и др.

Из античных времен пришли к нам и некоторые устойчивые выражения, крылатые слова. Вспомним мифы, из которых они взяты и определим их значение.


7. Игра – конкурс «Олимпийские игры» (Слайд 18-23)

Слово учителя:

Начинаются Олимпийские интеллектуальные игры, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам. В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что, читая мифы, вы прошли эти испытания и допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки. За каждый правильный ответ игрок получает фишку – лавровый листок.

В первом туре участвуют все игроки. Во второй тур выходит примерно половина участников в зависимости от числа набранных фишек. В третьем туре побеждает тот, кто не только объяснит значение фразеологизмов, но и расскажет об их происхождении. В четвертый тур выходит 4 человека. В пятый тур выходит 2 человека. Пятый тур «Борьба» - последний вид пятиборья. Он выявит победителя олимпиады. Честная борьба выявила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна всем участникам нашей Олимпиады!


МЕДИАПРОДУКТ

I. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, графический редактор Paint, текстовый редактор Microsoft Word.

II. Наглядная презентация учебного материала


III. Схема взаимосвязи кадров презентации:









IV. Содержание кадров:

  1. Титульный лист.

  2. Словарь понятий.

  3. Олимп.

  4. Боги Древней Греции. Олимпийцы

  5. Аполлон. Арес. Артемида. Афина.

  6. Афродита. Гермес. Гестия. Гефест.

  7. Гера. Деметра. Зевс. Посейдон.

  8. Древнегреческая мифология в искусстве. Приам, просящий вернуть ему тело Гектора. Александр Иванов, 1824 г.

  9. Похищение Европы. Валентин Серов, 1910 г

  10. Вакх. Леонардо да Винчи, 1510-15 гг.

  11. Кузница Вулкана. Диего Веласкес, 1630 г.

  12. Смерть Орфея. Альбрехт Дюрер, 1494

  13. Голова Медузы. Караваджо, 1598-99 гг.

  14. Пейзаж с Орфеем и Эвридикой. Никола Пуссен, 1648 гг

  15. Парнас. Рафаэль Санти, 1509-10 г

  16. Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией

  17. Крылатые слова и выражения, связанные с древнегреческой мифологией

  18. Олимпийские игры (заставка)

  19. Первый тур «Боги и герои мифов» (прыжки в длину)

  20. Второй тур «Мифические животные» (бег)

  21. Третий тур «Фразеологические обороты» (метание диска)

  22. Четвертый тур «12 подвигов Геракла» (метание копья)

  23. Пятый тур «Греко-римские боги» (борьба)


Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Недостаточное количество информационного и иллюстративного материала в учебнике.

  2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса (автоматизация процесса контроля, увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи материала)

  3. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационных фрагментов

  4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Оборудование: компьютер, проектор


Карта занятия

Комментарий хода урока

Время

(мин)


№ слайдов

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Слово учителя: обоснование темы урока, целеполагание

2

1

Внимание


Игровая ситуация, во время которой дети моделируют ситуации, проблемы и пути их решения

10

1


Рефлексивность

Аргументированность

Культура эмоций

Точность речи

Слово учителя: обобщение сказанного и вступление в тему

2

1

Внимание

Память


Беседа, выявляющая глубину понимания причин возникновения мифов и т.д.

5

2


Рефлексивность

Аргументированность

Самостоятельность

Точность речи


Работа с книгой Н. Куна: чтение отрывков, ответ на вопрос: «Каким вы представляете Олимп и его обитателей?».

10

3-7


Культура эмоций

Коммуникативная культура

Выразительность речи


Мифы Древней Греции вошли в сокровищницу мировой культуры. Работа с репродукциями

10

8-15


Аргументированность

Точность, выразительность речи

Любознательность

Мотивы античности в русском языке: работа над крылатыми выражениями, их значением и происхождением

5

16-17

Память

Самостоятельность

Выразительность речи


Игра-конкурс «Олимпийские игры»: объявляются условия

40

18-23


Организованность

Самостоятельность Аргументированность

Культура эмоций

Коммуникативная культура

Выразительность речи