XX VI I Cтавропольская краевая открытая научная конференция школьников.
Секция: филология
Название работы:
«Уроки жизни на примерах произведений детских русских писателей»
Автор работы: Белевцова Мария
Место выполнения работы:
г.Новоалександровск,
МОУ гимназия № 1,6 класс
Научный руководитель:
Синицина Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ гимназия № 1
г. Ставрополь 2016
Оглавление
Ведение.
Глава I.
Возникновение детской литературы
Тема детства в русской литературе
Глава II. Уроки жизни на примерах произведений детских русских писателей:
А. Гайдар «Тимур и его команда»
В. Астафьев «Васюткино озеро»
Л. Толстой «Два товарища»
В. Короленко «Дети подземелья»
В. Железников «Чучело»
Заключение.
Библиографический список
Ведение.
Детство – самая замечательная пора, период формирования личности, поэтому оно играет огромную роль и оказывает огромнейшее влияние на наше будущее. Понимали и понимают это прежде всего мастера слова. Не случайно тема детства — одна из ключевых тем мировой художественной литературы. К описанию жизни, труда, переживаний детей обращались такие всемирно известные писатели как М. Твен, Ч. Диккенс, Г. Бёлль, Л. Кассиль и многие другие. Однако особое положение в ряду произведений, затрагивающих детскую тему, занимает творчество русских писателей. И хотя данная тема освещается ими с различных сторон, все произведения отличает необыкновенная сила гуманизма и озабоченность детской судьбой. Одним из главных мотивов всех произведений выступает процесс приобщения молодого поколения к общечеловеческим ценностям, овладение ими необходимыми знаниями, нормами и ценностями духовной культуры общества. Каждое новое поколение писателей вносили свою долю в развитие темы детства. На примерах своих произведений они учат нас, сегодняшних подростков доброте, состраданию, милосердию, любви к ближним. Меняется время, меняются и дети. И для каждого следующего поколения требуются новые подходя в раскрытии тем, новые герои, новые проблемы.
Цель моей работы – проанализировать произведения детских русских писателей, раскрывающих проблемы современных детей, выявить общее и различие в подаче материала, показать их методы раскрытия темы, увидеть уроки жизни, которые хотят преподнести нам мастера слова..
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи исследования:
- сопоставление событий из жизни подростков, выявляю наиболее значимые темы указанного периода
- осмысление авторского подхода к данной теме,
- привлечение внимания общественности к проблемам современных детей.
Основные методы работы – сопоставление, анализ произведений, выявление тем, актуальных для современных детей.
Практическая значимость работы заключается в применимости ее результатов при изучении современной литературы в рамках школьной программы, на факультативных занятиях, во внеурочной деятельности.
Структура работы определяется целью и задачами, характером практического материала и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Глава
Возникновение детской литературы
Дата появления детской литературы в России неизвестна.
В конце XII в. сказки стали заноситься в рукописные сборники [источник не указан 425 дней]. Впервые специально для детей стали писать в XVII веке. В XVII—XVIII вв. были распространены сказки о Шемякинском суде, о Ерше Ершовиче. В это же время распространены были переработанные рыцарские повести, такие как Сказка о Еруслане Лазаревиче, сказка о Бове Королевиче, повесть о Петре — Златых Ключах. Дети очень любят слушать историю, предания, поэтому XVI в. по летописям был составлен для детей «Царственный летописец» , включающий сказочные предания. В «азбуке-свитке» (1667 г.) изложено предание об Александре Македонском. В XVI—XVIII веках большое место в детском чтении занимали книги для духовного чтения: «Жития святых» , «Священные писания» , «Псалтырь» . Религиозно-нравственная литература считалась средством воспитания: они включались в детские азбуки и буквари, по ним учились читать. Начало XVIII века — время правления Петра I — новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало» , переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским» . Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской» , историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине» , басни Эзопа. Вторая половина XVIII века — начинается широкое развитие детской литературы. В её создании принимают участие крупнейшие русские писатели: М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции [источник не указан 220 дней]). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи.
Тема детства в русской литературе.
В истории русской литературы тема детства всегда была одной из важнейших. Истоки ее следует искать в произведениях тех русских писателей, для которых детская тема была трепетной и сердечной, серьезной и непременной. Но в разные периоды развития русской литературы детская тема освещалась по-разному. В шестидесятых годах XIX века в описании детства произошло серьезное изменение. Главным признаком нового способа изображения стал отказ от создания идеализированного образа ребенка, что было характерно для литературы сентиментализма и романтизма. Для писателей второй половины XIX века свойственно иное отношение к маленькому человеку. Они создают более реальный, живой образ ребенка.
Внутренний мир ребенка, процесс формирования его ценностных ориентиров, морального сознания в условиях, которые не всегда способствуют этому, привлекает внимание многих писателей. В их произведениях создаются различные образы детей, по-разному переживающих процесс - взросления. Одним писателям, детство представлялось «неповторимой порой», « счастливым временем». Для других авторов, оно было цепью бесконечных унижений, насилия и надругательства над личностью человека, который в силу возраста, обстоятельств еще не может постоять за себя. Но как бы тема не раскрывала мир детей, любое произведение было призвано давать уроки жизни.
Для своего исследования я выбрала произведения: А. Гайдар «Тимур и его команда», В. Астафьев «Васюткино озеро», Л. Толстой «Два товарища», В. Короленко «Дети подземелья», В. Железников «Чучело».
Глава. Уроки жизни на примерах произведений детских русских писателей:
А. Гайдар «Тимур и его команда»
Однажды мама посоветовала мне прочитать книгу советских времён «Тимур и его команда». С самого начала это произведение не вызвало у меня интереса, но после того как я услышала первую часть рассказа, я погрузилась в чтение с головой. Повесть «Тимур и его команда»- уникальная книга, в мировой литературе трудно найти произведение, которое бы дало начало массовому детскому движению, каким стали тимуровские команды. Мальчишки девчонки, такие же как мои одноклассники, помогали людям оказавшиеся в трудной ситуации. Они ничего не просили в замен. Им просто доставляло душевное удовольствие делать добро, работать сообща. Командой. Не важно, в помощи нуждается старый одинокий человек, молодая мамочка или маленькая соседская девочка, они спешили делать добро и вселять в людей уверенность. Что рядом живут неравнодушные дети. Литературный герой шагнул в жизнь. Миллионы мальчишек стали подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене. С сентября 1940 года повесть начала печататься в газете «Пионерская правда» и сразу же приобрела огромную популярность, а главный герой повести Тимур стал образцом для подражания многих мальчишек и девчонок. Герой книги Тимур придумал чудесную форму помощи нашей армии. Он со сверстниками окружал большой заботой тех, кого должны были оставить отцы и братья ушедшие в армию. Смелый, отзывчивый, решительный, благородный в побуждениях, неугомонный и хитроумный в достижении задуманного, обаятельный мальчуган.
Вывод: это литературное произведение, о нас, о подростках . А. Гайдар и его герои дали один замечательный урок жизни: помоги рядом живущим с тобой людям, и это добро отзовется тебе в будущем, работай в команде и получишь душевное удовлетворение от совершенных поступков. Да. Сейчас нет пионерского движения. Но есть наши детские организации, где дети так же помогают другим: и старкам, и одиноким, и людям, попавшим в беду. Я понимаю, что в какое время человек ни жил бы, проблемы, чаянья, тревоги будут схожи. С той лишь разницей, как человек (подросток) реагирует на происходящее.
У Тимура можно многому научиться, а именно быть бесстрашным, сильным и благородным, способным ответить за свои поступки, а главное – любить свою Родину.
В. Астафьев «Васюткино озеро»
Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы. Это не поединок человека и безжалостной стихии, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка. Василий -"Царственный" (греч.). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Вывод: хорошо, чтобы и в нашей судьбе были такие вот «озёра» - путеводные звёзды, помогающие нам понять себя, очиститься, осознать простые, но бесконечно важные житейские истины. В этом для меня и заключается идейный смысл рассказа.Нам иногда нужно пройти испытания , в результате которых мы закалимся, станем сильнее и человечнее. Ведь именно трудности помогают лучше оценить любовь и заботу матери, семьи, близких. Я думаю, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. Вот такой урок жизни преподнес мне герой Васютка, а помог рассказать о нем В. Астафьев.
Л. Толстой «Два товарища»
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Народные пословицы и поговорки всегда попадают в точку. Вот и Толстой, вслед за народом повторяет, что друг познается в беде. Ведь когда у человека все хорошо, то и друзей рядом будет много, а когда начинаются проблемы, то все вокруг куда-то пропадают, а рядом можно увидеть только самых преданных товарищей. Басни Л. Толстого воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту. Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была не отвлеченной, а живой и конкретной. Так, в басне «Два товарища» ее произносит тот, который был оставлен своим другом. В ответ на вопрос, о чем медведь говорил ему, он сказал: «А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. Эта басня прошлых лет, но как точно прослеживается момент человеческих отношений настоящего времени.
Вывод: не напрасно народная мудрая пословица гласит, что настоящий преданный друг проверяется и познается именно тогда, когда приходит беда. И действительно – это так. Легко дружить, когда все хорошо, и дружба заключается только в совместном досуге, отдыхе и развлечениях. Находится немало приятелей и знакомых, готовых разделить с тобой радость, веселье. И хорошей проверкой дружбы на прочность являются вот такие моменты опасности или неприятности. Только те, кто не бросил товарища в минуту, когда у него начались неприятности, остался рядом, если друг болеет, остался без работы и денег, и могут называться настоящими друзьями. Я думаю, что в современном мире очень много предательства и зла, но оставаться преданным и хорошим другом - это большая ценность, которую нужно беречь. И еще один урок жизни получила я из уст Л.Толстого.
В. Короленко «Дети подземелья»
В ряду писателей, которые особое внимание уделяли детям, обделенным любовью, заботой взрослых и не имеющим необходимых условий для благополучной жизни, стоит В.Г. Короленко. В своих произведениях он создал целостные, неподдельные образы детей, лишенных детства. Однако внутренний мир этих детей отличается богатством и глубиной. Не только бедный ребенок становится способен к помощи, но и богатый тоже оказывается способен на проявление сложных чувств и благородных поступков. Особенно данная тема была развита в произведении «Дети подземелья».
Мать главного героя, Василия умерла, когда ему было шесть лет. Отец очень скучает по ней и не обращает внимания на сына. Из совсем малой сестрой Соней играет только потому, что она похожа на мать. Вася предоставлен сам себе. В небольшом городке, где живёт наш герой находился старый замок. В его развалинах поселились нищие и другие подозрительные личности. Главным среди них был господин Тыбурций Драб. Он имел двух детишек: семилетнего сына Валека и трехлетнюю дочку Марусю, которую почти никто не видел. Однажды от нечего делать мальчик Вася с друзьями забрался в часовенку на горе возле замка. Друзья испугавшись «чертей» убегают. А Василий знакомится с Валеком и маленькой больной Марусей, что нетвердо стоит на ножках. Он приглашает своих новых друзей в свой сад играть, но Валек отказывается, потому что знает что Вася - сын судьи. Строгий судья не одобрит такого. Главный герой начинает все чаще ходить к детям из « дурного общества». Девочка Маруся одного возраста с его сестрой Соней. Но Соня кругленькая, толстенькая и веселенькая. А Маруся, выросшая без солнца: тоненькая, бледная, грустная. Редко-редко она смеётся, и смех ее звучит, словно серебряный колокольчик. Но бегать и играть Маруся совсем не может потому, что она живёт в подземелье без солнечного света и очень плохо питается. Ее любимая игрушка: перебирать цветы. Вскоре Тыбурций узнаёт о дружбе Василия и Валека. Он немного сердится, но позволяет сыну судьи заходить в подземелье, при условии никому не рассказывать о них. Но вот приходит осень. Состояние Маруси ухудшается . Она чахнет и чахнет. И такая печальная... Чтобы утешить ее, Василий приносит девочке куклу его сестры. Маруся очень радуется, на лице её даже появляется улыбка. Тем временем, няня обнаруживат пропажу . Отец Василия допрашивает его. Вася молчит. Вдруг появляется Тыбурций. Он отдает куклу и все рассказывает господину судье. Судья понимает, что его сын совсем не вор, а добрый и отзывчивый человек. Он просит Василия простить его. А еще... Тыбурций рассказывает о очень печальном событии: Маруся умерла. Отец не только отпускает сына попрощаться с девочкой, но и дает ему деньги для Тыбурция. А еще просит предупредить, что некоторым из обитателей замка лучше покинуть город, потому что их разыскивает полиция. Тыбурций и Валек вскоре исчезают из города. Каждый год, особенно весной, Василий, Соня и отец носят цветы на могилу бедной Маруси - ребенка подземелья. Это рассказ воспоминание. Но рассказчик не только вспоминает детство и всё, что с ним было связано. Переживая вновь события детства, он ещё и анализирует их, но уже с позиции себя сегодняшнего. Таким образом, рассказчик находится в двух временных измерениях: он ребёнок и он же взрослый.
Идеи повести: познакомившись с детьми подземелья, Вася не только себя самого узнал лучше, но и своего отца, которого, как выявилось, он не знал. Мир полон противоречий. В этом Васе приходится не один раз убеждаться. Пропустив своего героя через многие житейские и психологические испытания, автор показал, чего он стоит в нравственном отношении. Поведение, поступки, эмоции мальчика Васи убеждают в том, что “взрослость” - понятие не столько возрастное, сколько нравственное. В свои семь лет Вася был способен принимать решения, нести ответственность за свои действия и слова. Эпилог повести ещё раз подчёркивает, что пережитое Васей имело последствия в его будущей жизни. Из него читатели узнают, что Вася не только сам ничего не забыл, но сумел и свою младшую сестру, и даже отца обратить в свою веру.
Вывод: Повесть «Дети подземелья» побуждает читателя взглянуть на себя : “А каков же я? Способен ли я на поступок, если будет нужно? Смогу ли сдержать слово, когда этого потребуют обстоятельства?” Путь от литературы к жизни, если он не слишком прямолинейный, для детской аудитории - естественный и необходимый. Сделав ребёнка единственным сострадальцем, Короленко, вероятно, имел в виду и другую цель. Благодаря ребёнку он показал человеческую состоятельность людей подземелья и прежде всего детей. Вася, живущий сердцем, стал своеобразным нравственным мерилом для обитателей подземелья. Этот урок жизни я запомню надолго.
В. Железников «Чучело»
Следующим объектом моего исследования является повесть Владимира Железникова «Чучело». Проблема сохранения души в современных условиях сегодня занимает особое место в творчестве писателей, особенно если она касается ребёнка, система ценностей которого еще только формируется. Книги Владимира Карповича Железникова переведены на многие языки мира. Они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Владимир Железников ставит общечеловеческие вопросы и показывает их важность прежде всего для детей и подростков, которые проходят через нравственное становление после испытаний, пережитых ими. Одной из таких повестей Железникова является «Чучело», в которой он раскрывает особенности конфликта между Леной Бессольцевой, прозванной Чучелом, и её классом.
В провинциальную школу где-то между Калугой и Серпуховом приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть типичные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила, Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не лебезит перед Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе). Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно бестолковым, и поэтому ей дают кличку «Чучело», на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов, мальчик, в которого влюблены почти все девочки класса, оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы. Ребята решили прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок). Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотепой - "Ну что ты в самом деле недотепа какая-то!" , бросается вперёд. Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда они все сбежали. В какой-то момент она называет его трусом, и Дима, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов. В наказание за прогул ребятам отменяют поездку в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берет вину на себя, в результате чего становится изгоем. Все ученики объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают .Лена долгое время надеется, что Дима вот-вот признается в своей вине, но тот всё не решается. Отчасти, потому что боится потерять авторитет, отчасти — считает, что одноклассники решат, будто он защищает Лену, и не поверят ему. Правду знают ещё двое: Шмакова и Попов, которые прятались под партой во время разговора Димы с учительницей, но они предпочитают не вмешиваться, а посмотреть, как Сомов будет мучиться.
Надежда, вера и любовь Лены к Диме рушатся, когда тот присоединяется к своим одноклассникам, чтобы защитить себя, и участвует в сжигании чучела, символизирующего Лену. Видя, что дело зашло слишком далеко, Диму выдаёт Попов. Однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. Дедушка Лены оставляет свою коллекцию картин в дар городу и уезжает с ней на теплоходе. Их провожает военный оркестр суворовцев, игра которых сопровождает события в течение всего фильма. На прощание дедушка Лены дарит школе картину с изображением своей бабушки, которая очень похожа на его внучку. В заключительной сцене дети пишут над оставленным портретом на школьной доске: «Чучело, прости нас!».
Вывод: Это невероятная книга, она учит нас так многому: поможет найти ответ на труднейшие вопросы, прежде всего на особенность детской психологии, с предельной точностью, тонко и обнажённо переданной автором, черпают в произведении широкие познания о тайнах переходного возраста, желая не просто понять своеобразие поведения и умонастроения подростка, но и научиться находить с ним общий язык. Быть терпимыми, уважать чужое мнение, видеть в каждом уникальную личность, не предавать и унижать – эти уроки жизни показал мне В. Железников.
Заключение.
Тема детства в творчестве русских писателей - одна из самых важных и ключевых тем. На протяжении многих лет писателей интересовало развитие ребёнка, его формирование как личности, его трудности и переживания. Некоторые авторы писали о счастливом, беззаботном детстве, но я выбрала другие произведения, более глубокие и психологические. Я надеюсь, что прочитав такие произведения, дети, смогут стать добрее, искреннее, смогут научиться ценить то, что имеют, научиться быть чуткими и понимающими, любящими и отзывчивым. Не проходить мимо страдающих , не унижать других ,нести в этот только радость и любовь! Эти уроки жизни я запомню надолго и пронесу через всю жизнь.
Библиография
3. Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; - М.: «Детская литература», 1996.
4. Сергушева С.В. Тема детства в творчестве Ф.М. Достоевского // Литература в школе. - 2003.
5.Стерликова Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. - Тольятти: ТГУ, 2002. - С.85-9
6. Владимир Железников « Чучело», Москва « Детская литература» 2007.
7. В.Г. Короленко « Дети подземелья», Москва « Детская литература» 2007.
8. http://litirus.ru/biografiya/istoriya-zhizni-i-tvorchestva-korolenko-v.g.html
9. http://ru.wikipedia.org/wiki