Конспект урока Анализ эпизода романа А.С.Пушкина Капитанская дочка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Класс: 8

Предмет: литература

Форма учебной деятельности: урок

Тема: «Анализ эпизода романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (глава VII «Приступ»). Честь и бесчестие.»

Учитель: Широкорадова Л.С.

Цели урока.

  • Предметная: развивать навыки анализа прозаического текста; выявить способы выражения авторской позиции по отношению к понятиям чести и бесчестия.

  • Методологическая: развитие научного мышления у учащихся через установление причинно-следственных связей.

  • Метапредметная: способствовать формированию у учащихся представлений о чести и бесчестии.

Задачи.

  • Нравственное развитие – ввести детей в мир общечеловеческих моральных ценностей, учить их соотносить с требованиями нравственных норм собственные мысли и поступки.

  • Интеллектуальное развитие – формировать абстрактное мышление; совершенствовать навыки анализа эпизода прозаического произведения; углубить представление о художественном образе.

  • Физическое развитие – способствовать оптимальному режиму работы учащихся, при котором не происходило бы ухудшение их физического и психического здоровья.

Оборудование: текст произведения; карточки с толкованием ключевых слов темы; рабочие тетради.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Введение в тему урока.

1. Сообщение учителем темы и цели урока.

2. Вступительная беседа.

- Вспомните, что такое эпиграф. (Эпиграф – короткий текст, дословное изречение, отражающее тему, идею, а иногда смысл заглавия произведения.)

Перечитаем эпиграф к роману.

- Какое слово в нем является ключевым? (Честь.)

Основной замысел писателя – раскрыть свое представление о чести. В центре внимания Пушкина не историческое время, а характеры людей, их представления о нравственных, этических понятиях и ценностях. На протяжении всего произведения автор сталкивает понятие чести и бесчестия и выражает свою точку зрения на эти понятия через образы. Особенно ярко она проявляется в ключевых эпизодах. Одним из них является сцена пугачевской расправы над капитаном Мироновым, его подчиненными, над Василисой Егоровной.

Но вернемся к эпиграфу. А.С. Пушкин использовал вторую часть русской пословицы: «Береги платье снову, а честь смолоду.».

Почему же А.С. Пушкин сократил пословицу? (Он концентрировал внимание читателя на ключевом понятии.)

Почему честь, по мнению А.С. Пушкина, нужно беречь смолоду? (Потому что если потерять ее в молодости, то беречь уже будет нечего).

Разберемся с понятием чести.

III. Словарная работа.

Обратимся к толкованию этого понятия В.И.Далем, С.И.Ожеговым и свободной энциклопедией Википедия.

Попробуем сформулировать антоним понятию «честь» - «бесчестие».

А теперь сравните с далевским толкованием бесчестья.

БЕСЧЕСТИЕ (Толковый словарь Даля) – бесчестье ср. всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание.

Проблемный вопрос:

Как А.С.Пушкин относился к этим понятиям?

IV. Анализ эпизода.

Свое понимание чести и бесчестия писатель выразил с помощью художественных образов. Вспомним, что такое художественный образ. ( Художественный образ – картина человеческой жизни, созданная воображением писателя.)

Проследим, как эти понятия и отношение к ним автора раскрываются в эпизоде пугачевской расправы над капитаном Мироновым и его окружением (гл. VII «Приступ»от слов «…Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом»).

Вспомним, какие события предшествовали сцене, описанной в эпизоде. Кратко перескажите их.

А теперь обратимся к эпизоду. О ком из героев можно сказать, что это люди чести? (комендант Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Петр Андреич Гринев, Василиса Егоровна)

В каких их поступках это раскрывается? (поведение капитана Миронова во время боя, отношение к Пугачеву всех персонажей, проявление себя во время казни)

Средством раскрытия характеров героев, кроме поступков, является речь. Как речь героев – участников эпизода – характеризует их. (Иван Кузмич: «Умирать, так умирать: дело служивое!», «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!», «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!»; Иван Игнатьич: «Ты нам не государь», «Ты, дядюшка, вор и самозванец!»; Василиса Егоровна: «Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!»)

Чем в своих поступках руководствуется капитан Миронов? (долгом, честью офицера) А Иван Кузмич, Василиса Егоровна?

Особого внимания заслуживает Петр Андреич Гринев. Он не только главный герой произведения, но и рассказчик и если о чувствах остальных персонажей мы можем судить только по поступкам и отдельным репликам, то в раскрытии внутреннего мира Петра Андреича большую роль играет внутренняя речь, воспоминание о прошлом.

Что же о своих чувствах говорит сам главный герой, какую оценку происходящему он дает? («Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей.» «Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу.»)

Как видим , Петр Андреич не только дает оценку происходящему, но и совершает свой выбор: честь и смерть или бесчестие и жизнь. Что же выбирает Гринев? Докажите это, опираясь на внутреннюю речь героя и поступки.

Кто во всем романе противопоставляется герою? (Швабрин)

Какую позицию занимает он? Какой жизненный выбор делает? (переходит на сторону Пугачева, спасает свою жизнь, поступаясь честью офицера, предавая своих товарищей)

Каким во время казни его увидел Петр Андреич? Как он оценил выбор Швабрина? («…Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов.»Гринев не только изумлен, он осуждает его)

А какую оценку Швабрину дадите вы?

V. Подведение итогов.

Какое из толкований слов честь и бесчестие более всего соответствует нравственным качествам и жизненной позиции героев эпизода?

Каково же авторское отношение к понятиям чести и бесчестия? (автор осуждает бесчестие, подлость предательство и считает, что в любой жизненной ситуации человек должен сохранять честь, благородство, преданность долгу)

Разделяете ли вы такую точку зрения автора?

VI. Домашнее задание.

Сочинение-эссе «Понятия «честь» и «бесчестие» в наше время. Устарели ли они?»



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ЧЕСТЬ Толковый словарь Ожегова -и, о чести, в чести и в чести, ж. 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский). 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду (поел.). Ч. фабричной марки. Ч. мундира (о чьем-н. официальном авторитете, репутации; ирон.).3. Целомудрие, непорочность. Девичья ч. 4. Почет, уважение. Ч. по труду. Воздать ч. кому-н. Ч. и слава героям! * Была бы честь предложена (разг.) - говорится в ответ на отказ, как хотите, не хотите и не надо. Ваша (твоя, его, ее, их) честь (устар.) - в России до революции: то же, что ваша (твоя и т. д.) милость. Есть, да не про вашу честь (погов.: есть, да не для вас). В чести кто (разг.) - пользуется почетом. В честь кого-чего, в знач. предлога с род п. - специально ради кого-н., в знак уважения к кому-чему-н. Прием в честь делегации. С честью выйти (из какого-н. положения) - найти достойный выход. Делать честь кому-чему - 1) характеризовать с хорошей стороны. Такой поступок делает честь его уму и сердцу, 2) оказывать уважение. Делать честь своим визитом. Честь имею (просить, предложить, сообщить) (устар.) - формула вежливости в речи, обращенной к вышестоящему лицу. Имею честь представить вам моего друга. К чести кого - хорошо характеризует кого-н., делает честь кому-н. Много чести кому (разг. неодобр.) - не заслужил, не достоин кто-н. чего-н. Мне перед ним извиняться? Много чести. Отдать честь - 1) кому, приветствовать, прикладывая руку к головному убору. Отдать честь офицеру; 2) чему, оказывать должное внимание че-му-н. (шутл.). Отдать честь угощению. Поле чести (устар. высок.) - то же, что поле брани. Пора (или надо) и честь знать


ЧЕСТЬ | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)

- - ДОСТОИНСТВО, ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ (правовая защита), по российскому праву гражданин или юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. В случае невозможности установления лица, распространившего указанные сведения, гражданин или юридическое лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании указанных сведений несоответствующими действительности.


ЧЕСТЬ | Толковый словарь Даля

-ж . внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы.

- Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое. Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови. Не платить долгов можно, но честь требует уплаты картежных долгов.

- Высокое званье, сан, чин, должность. И временщик он, да высоко стоит, в чести. Прибавят чести, и дадут жалованья немало, Котошихин. В чести, что в шерсти - тепло. Честью Сибирские царевичи бояр выше, а в думе ни в какой не сидят, Котошихин. Не на кафтане, честь, а под кафтаном. Надета честь - можно и скинуть.

- Внешнее доказательство отличия; почет, почесть, почтенье, чествованье, изъявленье уважения, признание чьего превосходства. Несть пророк без чести, токмо в отечествии своем, Матф. Многими честьми почтоша нас, Деян. Праздник, пир в честь кого. Отдать честь, военное: сделать на караул, преклонить шпагу, знамя, пробить дробь, поход, приложиться к козырьку и пр., поклониться старшему почетно, как установлено. Академия оказала мне честь своим избранием. Я уже имел честь явиться начальнику. Имею честь быть вашим и пр. обычная подпись. Ломоносов сделал честь своему веку. Велика честь, да нечего есть. Честей много, а честь одна. Он мне по чести, из чести подарил это, не вынужденно, по доброй воле. Я его честью, по чести просил, не нудил. Честь чести и на слово верит. Честь тверда, в слове стойка. Честь ум рождает (а бесчестье и последний отымает). Честь честью, а дело делом. Честь по заслугам. Честь да место, а за пивом пошлем! И честь не в честь, коли нечего есть. Худая честь, коли нечего есть. Что и честь, коли нечего есть Нелюба и честь (пропадай и честь), как нечего есть. Честь добра: во всю спину ровна. Честь добра, да сесть (съесть) нельзя. Честь больша, да есть не нашла. Кому люба честь, тому бы в передний угол сесть; а голодного, хоть за порог, только дай пирог. Честь честью, да славы нет. Честь честью, а слава нехороша. Хлеб-соль есть, да не про вашу честь. Наша честь с утра до вечера. Сегодня в чести, завтра ступай свиней пасти. Была и честь, да не умел ее снесть, опозорился. Обыденна честь, да и ту не умел снесть. Дай Бог тому честь, кто умеет ее снесть. Дадут дураку честь, так не знает, где и сесть. На дурака чести (почету) не напасешься. Потерял честь вином. Были бы деньги, а честь (почет) найдем. Придет (пришла) честь и на кислую шерсть. Честь приложена, а убытку Бог избавил. Приложить честь (звать к себе в гости). Не людям в честь, ин Богу в славу. Пора (надо) и честь знать. Пора гостям и честь знать. Жить живи, да честь знай: чужого века не заедай. Не в нашу честь - не нам и есть. Дошла честь - что и голова с плеч. За честь голова гинет. Честь головою оберегают. Чести дворянин не покинет, хоть головушка погинет. Плуту да вору - честь по разбору, звал на честь, а посадил на печь (зять тестя). Кого честь не берет, того палка поймет. Свинья не знает чести. Одна честь свинье: помои. Хоть плетьми высеките, только чести не лишайте (сказал зауряд-хорунжий, которого грозили разжаловать в казаки)! Честить кого, чтить, чествовать, почитать, уважать душою. Всяк честит Бога по-своему. Чти отца твоего и матерь твою. Чествуй закон.

- Оказывать почтенье или честь, почет, изъявлять уваженье или отдавать должные, приличные почести. Яко же брат твой Изъяслав честил Вячеслава, тако и ты чести, летописн. Чти всякого по сану и обычаю. Лютеране икон не чествуют. Князя чествовали встречною хлебом-солью.

- Угощать, потчивать, подносить, принимать за хлебом-солью. Не чести меня пивом, медом, почести (почти) меня зеленым вином. А чем вас чествовали у кума В сем знач. говор. и честовать, сев. и честовать, южн. зап.; чествуют и приносом, подарком. Было бы чем честить (потчивать), а честь добудем.

- *Честить, чествовать кого, бранить, ругать, поносить, хулить. От почтить, почестить, почествовать чем, составилось потчивать, а не подчивать. -ся, быть чествуему;

- хвалиться, гордиться чем, ставить себе что в честь, в славу, в заслугу;

- честить друг друга. В приходах особенно чтутся храмовые праздники. Всяк честится по заслугам. Гости чествовались самой хозяйкой, обнесла всех, с поклонами. Чем корят меня, тем я, по совести, чествуюсь. Мы перегащиваемся и чествуемся на славу! Час честиться, да год пыхтеть. Чтение святыни (см. также читать). Чещение и чествованье гостей. Торжественное чествованье победителя.

- Церк. предмет почитания, святыня. Соглядая чествования ваши, обретох и капище, на немже бе написано: Неведомому Богу, Деян. Честка, почет и потчиванье, угощенье;

- *брань, пск. честунина. Честивый, благочестивый, набожный, богобоязненный; кроткий, смиренный. Честливой и чливый (от честить и чтить), вежливый, учтивый, учливый, почтительный. Честный, в ком или в чем есть честь, достоинство, благородство, доблесть и правда. - человек, прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу; надежный в слове, кому во всем можно доверять. Честный исполнитель, добросовестный. Даю честное слово. Честное дело не таится. Честная смерть, благородная, доблестная.

- Уважаемый, почетный, превозносимый, прославляемый. Честный Животворящий крест. Законоучитель честен всем людем, Деян. У них честное общество, честные гости были. Честные каменья, драгоценные, дорогие, ценные, самоцветные, благородные. Венец от камене честна, Псалтирь. Перстень с честным камнем. Честные господа! милостивые государи. Пожалуйте, честной господин! И рекох к честным и к воеводам и пр. Неем. Он честно сделал это, благородно, добросовестно, правдиво. Его честно принимали и провожали, с почестями, почетно, вежливо. Нечестно просишь, нехотно дать, не почтительно. Честны (честные) мн. арх. гости, бол. родственники жениха, навещающие невесту накануне свадьбы. Честная ж. почетное прозванье масляницы, сырной, она ж широкая. Честное ср. перм. гостинец, принос, подарок. Честный отказ лучше затяжки. Честное здравствованье сердцу на радость. Нечестно приняли его, непочтительно, невежливо. Много сытно, мало честно. И невелика беседа, да честна. Честному мужу честен и поклон. Доброю женою и муж честен. Жена по муже честна; проще: жена по муже (прозывается, получает звание и пр. ). С попом свято (дело), с дворянином честно (почетно), а с чувашином и грех, да лучше всех (завещанье подрядчика). Платье чисто, так и речь честна. Люди честные, поволжане (разбойники). Честным пирком, да и за свадебку. Честно величать, так на пороге встречать. Честна свадьба гостьми, похороны слезми, а пьянство дракой. Здравствуйте князь со княгиней, бояре, сваты, дружки, и все честные поезжане! Честность, качество, свойство по прилаг. Бояре и честноявлении сановние людие, стар. Честолюбие ср. искательство внешней чести, уваженья, почета, почестей. Похвала и награды подстрекают только честолюбие, побужденье внешнее и низкое. Честолюб, честолюбец м. честолюбица и честолюбка ж. честолюбный и честолюбивый человек, страстный к чинам, отличиям, ко славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям, а по сим видам. Чтитель, честитель или чествователь, чествовательница, уважатель, почитатель, блюститель. Чтитель правды.

- Честитель мой, кто меня честит, ругает заглазно.

- Чествователь странников, потчиватель, приютитель. Честитель старины, уважатель. Чтилище ср. всякий предмет почтенья, уваженья; святыня; идольское чтилище, кумирня, языческий храм. Честохвал (чистохвал) твер. хвастун, похвальбишка.


Честь — комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности.

Словарь В. И. Даля, отражая это разделение, определяет честь и как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое». Также существует понимание чести как сознательной готовности и стремления принимать на себя ответственность за свои решения, поступки или бездействие, зачастую противоречащей пользе индивидуума.

«Сокровище на свете разве есть

Ценней, чем незапятнанная честь?

Нужнее жизни добрая мне слава:

Её отдав, на жизнь утрачу право.»

Уильям Шекспир, «Ричард II», акт I, сцена I. Перевод Мих. Донского.

«Честь — имущество души. И над душой лишь Бог властитель.»

Педро Кальдерон, «Саламейский алькальд», хорнада I, сцена 18. Перевод К. Бальмонта.

«Честь — это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения». Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие — идеальная аксиологическая норма природного состояния. Благородство — идеальная аксиологическая норма личностного состояния.

Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 185


Честь в религии

В христианстве существует термин: благочестие. Честь — создание сосуда, крепкое сдерживание себя в достойном, создание сосуда для достойного. Благочестие — созидание сосуда для благодати, для света. Святых в православии зовут подвижниками благочестия.

Честь — сосуд, покров души. Покров, под которым хранится душа живой. Незапятнанная честь — чистый, целостный покров, не имеющий пятен порочных дел.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


БЕСЧЕСТИЕ , Толковый словарь Даля

- бесчестье ср. всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание.

- Денежная пеня, взыскиваемая за причинение бесчестья, позора, обиды. В бесчестьи (или: в тяжбе, в суде) не деньги, в потраве не хлеб. Бесчестья (деньгами) не брать, от своего счастья отказываться. За бесчестье (за честь) голова гинет. Увечье не бесчестье. За увечье платят бесчестье. Смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже (тяжеле) смерти. Против сытости не спорим, а бесчестья на хозяина не кладите. Бесчестный, в ком или в чем нет чести, честности, правды. Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

- Иногда бесчестным называют и обесчещенного, поруганного, обиженного другим. Бесчестность ж. отсутствие чести; позорное поведение и позорность поступка. Бесчестить кого, позорить, поносить, посрамлять; бесславить, лишать доброго имени. Не бесчести помином. Не бесчести в загонях добра молодца: загоняешь и волка, так будет овца. Не бесчестить было роду племени, на себя покору не класть. Бесчеститься, быть обесчещиваему. Всяк бесчестится делами своими (от дел своих). Обесчестить кого; обесчеститься самому.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Эпизод романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» глава VII «Приступ»

Комендант, Иван Игнатьич и я мигом очутились за крепостным валом; но обробелый гарнизон не тронулся. «Что ж вы, детушки, стоите?» — закричал Иван Кузмич. — «Умирать, так умирать: дело служивое!» В эту минуту мятежники набежали на нас и ворвались в крепость. Барабан умолк; гарнизон бросил ружья; меня сшибли было с ног, но я встал и вместе с мятежниками вошел в крепость. Комендант, раненый в голову, стоял в кучке злодеев, которые требовали от него ключей. Я бросился было к нему на помощь: несколько дюжих казаков схватили меня и связали кушаками, приговаривая: «Вот ужо вам будет, государевым ослушникам!» Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь; нас погнали туда же.

Пугачев сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза. Лицо его показалось мне знакомо. Казацкие старшины окружали его. Отец Герасим, бледный и дрожащий, стоял у крыльца, с крестом в руках, и, казалось, молча умолял его за предстоящие жертвы. На площади ставили наскоро виселицу. Когда мы приближились, башкирцы разогнали народ и нас представили Пугачеву. Колокольный звон утих; настала глубокая тишина. «Который комендант?» — спросил самозванец. Наш урядник выступил из толпы и указал на Ивана Кузмича. Пугачев грозно взглянул на старика и сказал ему: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали мы накануне. Он держал в руке веревку, и через минуту увидел я бедного Ивана Куэмича вздернутого на воздух. Тогда привели к Пугачеву Ивана Игнатьича. «Присягай» — сказал ему Пугачев — «государю Петру Феодоровичу!» — Ты нам не государь, — отвечал Иван Игнатьич, повторяя слова своего капитана. — Ты, дядюшка, вор и самозванец! — Пугачев махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника.

Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть, и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной!» — говорил бедный дядька. — «Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради, вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует» — говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Цалуй руку, цалуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич!» — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. — «Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцалуй у злод… (тьфу!) поцалуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие знать одурел от радости. Подымите его!» — Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии.

Жители начали присягать. Они подходили один за другим, цалуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. все это продолжалось около трех часов. Наконец Пугачев встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих старшин. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Два казака взяли его под руки и посадили на седло. Он объявил отцу Герасиму, что будет обедать у него. В эту минуту раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь. «Батюшки мои!» — кричала бедная старушка. — «Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу». Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи!» — закричала она в исступлении. — «Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» — Унять старую ведьму! — сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца. Пугачев уехал; народ бросился за ним.