ОТДЕЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«МАЛЫШЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«ГОЛЫШМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА».
ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете заместитель директора: Директор школы:
Протокол № ___ ___________Т.В.Носова ______________С.В.Кнакнина
от __________2016г. Приказ № ___от _________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
для 10 класса.
Составитель: Шульмина Любовь Алексеевна
Учитель русского языка, первой категории.
с. Голышманово
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразованияи науки РФ от 05.03.2004года №1089 примерной программы по учебному предмету «Русский язык»
1.Требования к уровню подготовки учащихся по учебному предмету «Русский язык»
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX вв., этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять "сквозные темы" и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
- сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
- сопоставлять произведения русской и родной литератур, выявляя их типологическую общность и национальное своеобразие, обусловленное различием образно-эстетических систем русской и родной литературы и структурными особенностями языков;
- сравнивать русский оригинал с его профессиональным переводом на родной язык, отмечая соответствие перевода тексту оригинала, выявляя его художественное своеобразие;
- создавать устные и письменные высказывания о прочитанных на русском и родном языках произведениях русской литературы, а также о произведениях родной литературы, давать им оценку, используя изобразительно-выразительные средства русского языка;
- определять в русскоязычном произведении писателя - представителя родной литературы национальную специфику на уровне темы, жанра, художественной образности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- участия в диалоге или дискуссии;
- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- приобретения практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный предмет.
2.Содержание учебного предмета «Литература»
Литература XIX века
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Введение
Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, |()голь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли.
Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлом и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское).
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века
Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра.
Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.
Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) \
«Отцы и дети». Духовный конфликт (различное! 01 ношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургенев • («Базаров» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Соци ально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологиз-мы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.
Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.
Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях».
Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любой ной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси тип, хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия | поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бун та. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди…, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.
Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.
«Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии.
Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.
Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».
«Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека».
Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др.
«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.
Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.)
Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.
Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.
3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на усвоение каждой темы.
Тема урока
Колвоча-сов
1.
2
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Анализ фрагментов
2
3
4
М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» Анализ повести «Княжна Мери» (Обзор)
2
5
6
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том) Анализ отдельных глав. Обзорное изучение.
2
7
Русская литература XlX века в контексте мировой литературы.
1
8
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
1
9
Художественные открытия лирики А. С. Пушкина
1
10.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.
1
11
Религиозно-философская лирика А. С. Пушкина.
1
12.
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»
1
13.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
1
14.
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова
1
15
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга.
1
16
17.
Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
2
18
19
Русская литература второй половины XIX века (обзор)
Герои времени в литературе 1850-60гг.
А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии втворчестве писателя.
2
20
Один день в городе Калинове.
1
21
22
Отчего люди не летают так, как птицы? Внутренний конфликт Катерины.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
2
23
Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике.
1
24
25
Подготовка к сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»
2
26.
И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.
1
27.
Диалектика характера Обломова.
1
28
29.
«Обломов» как роман олюбви. Авторская позиция и способы ее выражения вромане.
2
30.
Роман «Обломов» врусской критике
1
31
Анализ фрагмента очерка «Фрегат Паллада»
Подготовка к домашнему сочинению по роману «Обломов» И.А.Гончарова
1
32
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество, .психологизм произведений.
1
33
История создания романа «Отцы и дети».
1
34.
Базаров. Его сторонники и противники.
1
35
36
Трагическое одиночество Базарова.
2
37.
Любовь в романе «Отцы и дети».
1
38.
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
1
39.
Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1
40
Ф. И. Тютчев – наследник классицизма и поэт-романтик.
1
41
Идеал
Тютчева – слияние человека с Природой и Историей.
42
Особенности любовной лирики
Ф. И. Тютчева.
1
43
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
44
45
Любовная лирика
А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета.
Сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
1
1
46
47
А. К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
2
48
Н. А.Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов-журналист.
Героическое и жертвенное в образе разночинца- ародолюбца.
1
49
Н. А. Некрасов о поэтическом труде.
1
Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.Некрасова.
1
50
Поэмы Н.Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
1
51
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
52
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
1
53
Особенности поэтического языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1
54
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству ' Н. А. Некрасова
1
55
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.
1
56
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
1
57
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя.
1
58
Образы градоначальников.
1
59
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.
1
60
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.
1
61
62
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»
2
63
64
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.
2
65
Композиционная роль снов Раскольникова
1
66
«Двойники» Раскольникова
1
67
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
1
68
Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание»
1
69
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
70
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
1
71
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе
1
72
Духовные искания Андрея Болконского
1
73
Духовные искания Пьера Безухова
1
74
75
Женские образы в романе «Война и мир»
2
76
Семья Ростовых и семья Болконских..
1
77
78
Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
2
79
80
Образы Кутузова и Наполеона.
2
81
Патриотизм ложный и патриотизм истинный.
1
82
83
Анализ эпизода из романа «Война и
мир».
2
84
85
Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого
2
86
А. П. Ч е х ов. Жизнь и творчество. «Человек в футляре».
1
87
88
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.
2
89
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
1
90
Особенности драматургии
А. П. Чехова
1
91
«Вишневый сад»: образ вишнёвого сада..
1
92
93
Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.
2
94
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля
1
95
Зачетная работа по творчеству А.П.Чехова
1
96
К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
1
97-
98 99
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».
3
100
101
Жизнь и творчество Ибсена. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
2
102
Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»
1
Календарно – тематическое планирование по литературе в 10 классе
Тема урока
Колвоча-сов
Домашнее задание
Дата
1.
2
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Анализ фрагментов
2
Прочитать повесть «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
3
4
М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» Анализ повести «Княжна Мери» (Обзор)
2
Прочитать поэму «Мертвые души» Н.В.Гоголя
5
6
Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души» (первый том) Анализ отдельных глав. Обзорное изучение.
2
Русская литература XlX века в контексте мировой литературы (сообщение)
7
Русская литература XlX века в контексте мировой литературы.
1
Вспомнить характерные черты классицизма, сентиментализма, романтизма, реализма.
8
Литература первой половины 19 века.
Обзор русской литературы первой половины XIX века.
1
Подготовить сообщение о А.Пушкине
9
Художественные открытия лирики А. С. Пушкина
1
Выразительно читать стих-ия«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон».подготовить инд. сообщение
10.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.
1
Выразительно читать стих-ияБрожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...» подготовить инд. сообщение
11
Религиозно-философская лирика А. С. Пушкина.
1
Прочитать поэму Пушкина «Медный всадник», подготовить индивид.сообщение
12.
Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник»
1
подготовить индивид. Сообщение о Петре Первом
13.
М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
1
Прочитать стихи Лермонтова Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») и др.
14.
Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова
1
Прочитать стих-ие «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Выхожу один я на дорогу...»
15
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга.
1
16
17.
Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя
2
Подготовить сообщение
18
19
Русская литература второй половины XIX века (обзор)
Герои времени в литературе 1850-60гг.
А.Н.Островский. Жизнь и творчество Традиции русской драматургии втворчестве писателя.
2
Закончить таблицу, подготовить сообщения, ответить на вопросы.
Подготовить сообщения о драме «Гроза».
20
Один день в городе Калинове.
1
Подготовить выборочный пересказ на тему «Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.»
21
22
Отчего люди не летают так, как птицы? Внутренний конфликт Катерины.
Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»
2
Ответить на вопросы, прочитать материал учебника.
23
Драматургическое мастерство Островского. А.Н.Островский в критике.
1
Подготовить материал к сочинению
24
25
Подготовка к сочинению по драме А. Н. Островского «Гроза»
2
Написать сочинение
26.
И. А. Гончаров Жизнь и творчество. Место романа «Обломов» в трилогии.
1
Подготовить краткий пересказ романа, сообщение об Обломове. Подготовить сравнительный анализ Обломова и Штольца.
29.
27.
Диалектика характера Обломова.
1
Подготовить сопоставитель-ный анализ образов Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной, ответить на вопросы
30.
28
29.
«Обломов» как роман олюбви. Авторская позиция и способы ее выражения вромане.
2
Подготовить сообщение по теме «Роман «Обломов» врусской критике»
31,32.
30.
Роман «Обломов» врусской критике
1
Прочитать очерк «Фрегат Паллада»
31
Анализ фрагмента очерка «Фрегат Паллада»
Подготовка к домашнему сочинению по роману «Обломов» И.А.Гончарова
1
Написать сочинение
32
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество, .психологизм произведений.
1
Прочитать роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
33
История создания романа «Отцы и дети».
1
Прочитать материал учебника и подготовить сообщение по теме «Базаров. Его сторонники и противники».
34.
Базаров. Его сторонники и противники.
1
Подобрать материал для сравнительного анализа Базаров и Кирсановы.
35
36
Трагическое одиночество Базарова.
2
Прочитать материал учебника и подготовить сообщение по теме «Любовь в романе «Отцы и дети», подготовить материал по образу Одинцовой.
37.
Любовь в романе «Отцы и дети».
1
Подготовиться к анализу эпизода: повторить план анализа, перечитать эпизод «Смерть Базарова».
38.
Анализ эпизода «Смерть Базарова».
1
Подготовить материал к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».
39.
Подготовка к домашнему сочинению по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
1
Написать сочинение.
Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева, прочитать стихотворенияSilentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»
40
Ф. И. Тютчев – наследник классицизма и поэт-романтик.
1
Прочитать стихотворения «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»
41
Идеал
Тютчева – слияние человека с Природой и Историей.
Прочитать стихотворения «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»)
42
Особенности любовной лирики
Ф. И. Тютчева.
1
Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.Фета, прочитать стихотворения «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
43
А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
Прочитать стихотворения «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др
44
45
Любовная лирика
А. А. Фета. Импрессионизм поэзии Фета.
Сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета
1
1
Подготовить сообщения о жизни и творчестве А.К.Толстого, прочитать стихотворения «Слеза дрожит в твоем ревнивом взо- ре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»
46
47
А. К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
2
Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.А.Некрасова. Прочитать стихотворения «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.
48
Н. А.Некрасов. Жизнь и творчество. Некрасов-журналист.
Героическое и жертвенное в образе разночинца- ародолюбца.
1
Прочитать стихотворения «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.
Прочитать стихотворения «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.
49
Н. А. Некрасов о поэтическом труде.
1
Прочитать стихотворения. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.
Подготовить сообщение об истории создания поэмы. Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»
Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики Н.Некрасова.
1
50
Поэмы Н.Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
1
Подготовить сообщения по теме «Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформен-ная и пореформенная Россия в поэме».
51
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
1
Подготовить сообщения по теме «Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
52
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
1
Подготовить сообщения по теме «Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.
53
Особенности поэтического языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
1
Подготовить материал к сочинению по творчеству Н.А.Некрасова.
54
Подготовка к домашнему сочинению по творчеству ' Н. А. Некрасова
1
Написать сочинение.
55
Н.С. Лесков. Жизнь и творчество.
1
Прочитать повесть «Очарованный странник", подготовить сообщения по теме «Герой повести Иван Флягин».
56
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
1
Прочитать рассказ Тупейный художник", подготовить сообщения по теме «Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа»
57
М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя.
1
Прочитать роман «История одного города», подготовить выборочный пересказ, ответить на вопросы.
Подготовить сообщения по теме «Образы градоначальников».
58
Образы градоначальников.
1
Подготовить сообщения о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского.читать «Преступление и наказание»
59
Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.
1
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского»
60
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман.
1
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»
61
62
«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание»
2
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления».
63
64
Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления.
2
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Композиционная роль снов Раскольникова».
65
Композиционная роль снов Раскольникова
1
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Двойники» Раскольникова»
66
«Двойники» Раскольникова
1
Прочитать роман «Преступление и наказание», подготовить сообщения по теме «Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
67
Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»
1
Подготовить материал к сочинению по творчеству Ф.М.Достоевского
68
Подготовка к домашнему сочинению по роману Достоевского «Преступление и наказание»
1
Подготовить сообщения по жизни и творчеству Л.Н.Толстого. Читать«Войну и мир»
69
Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.
Подготовиться к уроку ВЧ по «Севастопольским рассказам» Л.Толстого.
70
Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме.
71
История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Духовные искания Андрея Болконского»
72
Духовные искания Андрея Болконского
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Духовные искания Пьера Безухова».
73
Духовные искания Пьера Безухова
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Женские образы в романе «Война и мир»
74
75
Женские образы в романе «Война и мир»
2
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Семья Ростовых и семья Болконских».
76
Семья Ростовых и семья Болконских..
1
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Народ и «мысль народная» в изображении писателя».
77
78
Народ и «мысль народная» в изображении писателя.
2
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Образы Кутузова и Наполеона».
79
80
Образы Кутузова и Наполеона.
2
Прочитать роман «Война и мир», подготовить сообщения по теме «Патриотизм ложный и патриотизм истинный».
81
Патриотизм ложный и патриотизм истинный.
1
Повторить основные понятия по анализу прозаического текста.
82
83
Анализ эпизода из романа «Война и
мир».
2
Подготовиться к классному сочинению по творчеству Л.Н.Толстого.
84
85
Классное сочинение по творчеству Л.Н.Толстого
2
Подготовить сообщения по жизни и творчеству А.П.Чехова. Прочитать «Человек в футляре»
86
А. П. Ч е х ов. Жизнь и творчество. «Человек в футляре».
1
Прочитать рассказы Чехова «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» , подготовить пересказ.
87
88
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова.
2
Прочитать рассказ «Ионыч», подготовить сообщения по теме «Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
89
Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».
1
Подготовить сообщение по теме «Особенности драматургии
А. П. Чехова».
90
Особенности драматургии
А. П. Чехова
1
Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Разрушение дворянского гнезда».
91
«Вишневый сад»: образ вишнёвого сада..
1
Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России».
92
93
Старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России.
2
Прочитать пьесу «Вишнёвый сад», подготовить сообщения по теме «Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля».
94
Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля
1
Подготовиться к зачётной работе по всем произведениям русской литературы.
95
Зачетная работа по творчеству А.П.Чехова
1
96
К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».
1
Прочитать новеллу Мопассана «Ожерелье»
97-
98 99
Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».
3
Прочитать драму Ибсена «Кукольный дом»
100
101
Жизнь и творчество Ибсена. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
2
Подготовить сообщение о Рембо, прочитать его стихотворения.
102
Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»
1