Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Именьковская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Руководитель ШМО
Габдуллина Р.Н.
Протокол №1 от «31» августа 2016 года
Согласовано
заместителем директора по учебной работе
Диярова Г.И.
__________________
« 01» сентября 2016 года
Утверждаю
Директор МБОУ «ИСОШ»
__________________________
А.М.Шаймухаметова
Приказ № 81 от 01.09.2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА»
для 9 класса
Составитель:
Габдуллина Ралина Нургалиевна,
учитель первой квалификационной категории
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по литературе составлена на основе следующих документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010г
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень)./ Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.
Учебный план МБОУ «ИСОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2016-2017 учебный год, утвержденный приказом директора школы №74 от 01.09.2016г.
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы:
титульный лист
пояснительную записку
календарно-тематический план
содержание учебного предмета
требования к уровню подготовки учащихся.
перечень учебно-методического обеспечения
планирование
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский. Под ред. В.Я. Коровина. – М.: просвещение, 2012г.
Программа рассчитана на 102 часа в год, на 3 часа в неделю.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по литературе.
Программа предназначена для изучения курса литературы в 9 классе основной школы и построена с учетом развивающего обучения.
В основе данной программы лежит принцип научного систематического изучения произведений русской и зарубежной классики. сопровождаемое практической работой над определенным кругом знаний о художественной литературе и мире. В нее включен практический курс – отработка навыков анализа критической литературы о произведении.
Программа ставит следующие задачи: углубление интереса учащихся к чтению и урокам литературы, воспитание нравственного идеала как общечеловеческой ценности, развитие навыков творческого чтения, анализа произведения, устной и письменной речи, овладения литературоведческими терминами, установление взаимосвязи литературы с другими видами искусства.
Программа включает все основные разделы программы литературного образования для 9-ого класса, где ведущими проблемами являются следующие: художественное произведение и автор, характеры героев. Курс включает художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т. д.).
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.
Содержание тем учебного курса по литературе. 9 класс
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Людмила». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Людмила» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Людмила — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «19 октября», «Я помню чудное мгновенье..».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Поэты пушкинской поры
Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.
Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях Батюшкова К.
Русские корни и национальный характер поэзии.
Творчество как обитель души. Осмысление темы поэта и поэзии.
Теория литературы. Элегия.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Алексей Максимович Горький. Слово о писателе
Рассказ «Макар Чудра».
Романтизм раннего творчества М. Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Проблема выбора
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Шукшин Василий Макарович. Слово о писателе.
Рассказы «Чудик», «Срезал».
Особенности пушкинских героев -«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности.
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
литература народов России
Г. Тукай. Слово о поэте
Стихотворения из цикла «О, эта любовь!».
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
Теория литературы. Жанр газели
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Ж.-Б. Мольер. Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве».
Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Учебно–тематическое планирование уроков литературы. 9 класс
-
1
12
М.Ю.Лермонтов
11
13
Н.В.Гоголь
8
14
Ф.М. Достоевский
3
15
Л.Н. Толстой
1
16
А.П.Чехов
3
17
Поэзия XIX века (А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев)
1
Литература ХХ века
18
Вводный урок
1
19
М. Горький
1
20
И.А. Бунин
2
21
М.А. Булгаков
2
22
М.А. Шолохов
2
23
А.И. Солженицын
2
24
В.М. Шукшин
2
Литература 20 века
25
Вводный урок
1
26
А.А. Блок
1
27
С.А. Есенин
1
28
В.В. Маяковский
1
29
М. Цветаева
1
30
Н.А. Заболоцкий
1
31
А.А. Ахматова
1
32
Б. Пастернак
1
33
А.Т. Твардовский
2
34
Литература народов России. Г. Тукай
1
35
Обобщение по лирике
3
Зарубежная литература
36
Античная лирика
1
37
Данте Алигьери
1
38
У. Шекспир
2
39
Ж.-Б. Мольер
1
40
Гете И.В.
2
41
Обобщение по курсу
2
42
Резерв
2
ИТОГО: 102 часа
Учебно – методическая литература для учителей и учащихся.
Литература: Тесты. 9-11классы: Учебно-методическое пособие для учителя./ авт. – сост. и.М. Михайлова. – М.: Дрофа, 1997. – 112с.
Письменные работы по литературе. 9-11 классы/Н.Л. Карнаух, И.В. Щербина. – 2 изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 320с. – (библиотека учителя). Поурочные разработки по литературе. 10 класс 2 полугодие/Золотарева И.В., МихайловаТ.И. – 3 изд., исправленное и дополненное. – М.:ВАКО, 2003. – 416с. – (В помощь школьному учителю).
Подготовка к экзаменам
Готовимся к ЕГЭ по литературе: пособие для учащихся/сост. В.Ю. Антышева; под ред. В.Ю. Антышевой, А.А Литвиненко, Т.А. Шестаковой. – Йошкар-Ола: ЛИК ПРЕСС, 2004. – 60с.
Литература в таблицах: 5-11 класс: справочные материалы/Н.А. Миронова. – М: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 126, [2]с. – (Школьная программа).
Литература. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс: учебно-методическое пособие/Е.Л. Ерохина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 92, [2]с. – (Серия «24 часа до экзамена»).
Русская литература в таблицах и схемах
Литература в таблицах: 5-11 класс: справочные материалы/Н.А. Миронова. – М: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 126, [2]с. – (Школьная программа).
Литература в таблицах и схемах/авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб: Тригон, 2011. – 128с.
Организация исследовательской деятельности учащихся
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Книга для учителя /Качурин М.Г. – М.: Просвещение, 1988. – 175с.
Календарно-тематическое уроков литературы для 9 классов
Тема урока
Тип урока
Основные виды деятельности учителя и учащихся
Планируемые результаты освоения материала к уровню подготовки учащихся
Виды контроля
Дата проведения
1
Введение
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
Изучение нового материала
лекция
Построение монологического высказывания, выбор необходимого материала
Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.
Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.
Создание тезисного плана
1.09
2
Из древнерусской литературы
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
Изучение нового материала
жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.
Уметь характеризовать данный период развития литературы.
Создание конспета
2.09
3
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
Вн.чт. Изображение ратного подвига в современной литературе.
комбинированный
жанр и композиция произведения, худож. средства выразительности
Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра.
3.09
4
5
Умение характери-
зовать героев
8.09
9.09
6-7
Из русской литературы XVIII века
Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
Изучение нового материала
Построение связного монологического высказывания на определенную тему.
Умение
анализировать стихотворение.
Знать основные черты классицизма как литературного направления.
Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции
Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..
Создание конспета
10.09
15.09
8
Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»
Изучение нового материала
биография М.В. Ломоносова, теория 3 штилей, теория стихосложения, особенности жанра оды.
Знать содержание оды, его особенность и форму.
Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.
Анализ текста
16.09
9
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
комбинированный
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика)
Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра, темы, идеи, композиции.
Анализ текста
17.09
10
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
комбинированный
жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Знать, какую роль отводит пэту и поэзии.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.
Анализ текста
22.09
11
Подвиг А. Н. Радищева.
"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
Особенности повествования в «Путешествии…». Вн.чт. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
Изучение нового материала
черты реализма в произведении
Словарная работа. Идейно – тематическая особенность жанра дневниковых записей
Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.
Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения
Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.
Умение характери-
зовать героев
23.09
12
Литература XVIII века в восприятии современного читателя. Обзор.
Р/р. Обучение навыкам написания сочинения по литературе 18 века
рр
особенности литературы 18 века.
Знать содержание произведения.
Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.
сочинение
24.09
13
Из русской литературы XIХ века
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
Изучение нового материала
общая характеристика русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.
Уметь давать развернутый ответ на вопрос.
конспект
29.09
14
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
Изучение нового материала
темы и мотивы лирики
анализ поэтического текста
Знать основные черты романтизма как литературного направления
теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Хронологическая характеристика
30.09
15
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
Изучение нового материала
жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.
Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.
Умение характери-
зовать героев
1.10
16
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
Изучение нового материала
драматические произведения, ремарка как выражение авторского взгляда
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.
6.10
17
Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
Изучение нового материала
основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова.
Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.
Умение характери-
зовать героев
7.10
18
2 действие комедии. Обучение анализу монолога.
комбинированный
особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия экспозиция, завязка,
конфликт.
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание, внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.
Умение характери-
зовать героев
8.10
19
3 действие комедии. Анализ сцены бала.
комбинированный
Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким, выявлять авторскую позицию.
Умение характери-
зовать героев
13.10
20
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
комбинированный
Выразительное чтение монологов и комментирование
Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты
Умение характери-
зовать героев
14.10
21
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
комбинированный
Умение характери-
зовать героев
15.10
22
И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.
Вн. чт. по роману Ю.Тынянова «Кюхля»
комбинированный
основные положения статьи,
понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Знать основные положения статьи.
Уметь давать характеристику персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.
20.10
23
Классное сочинение-рассуждение по комедии "Горе от ума".
1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;
2) «Молчалин и Скалозуб»;
3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
рр
сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
Знать содержание комедии
Уметь сопоставлять эпизоды,
составлять план сочинения в соответствии с выбранной темой, пользуясь учебной картой, отбирать литературный материал, логически его выстраивать, превращая в связный текст.
Умение характери-
зовать героев
21.10
24
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
комбинированный
изобразительно-выразительные средства литературы, особенности философской лирики
Знать основные этапы жизненного и творческого пути А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления
Уметь создавать презентацию информационного проекта.
Анализ текста
22.10
25
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
комбинированный
свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал.
Знать философские и христианские мотивы в лирике поэта.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразитель-но-выразительных средств.
Анализ текста
27.10
26
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
Изучение нового материала
Основы стихосложения.
Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.
Анализ текста
28.10
27
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения
Изучение нового материала
философские и христианские мотивы в лирике поэта.
Знать адресаты пушкинской любовной и дружеской лирики, историю создания стихотворений.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра, темы, идеи, композиции, , изобразительно-выразительных средств.
Анализ текста
29.10
28
Обобщение и повторение по теме «Романтическая лирика начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина»
Изучение нового материала
содержание произведений.
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос
Знать содержание произведений.
Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос
Анализ текста
10.11
29
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
Изучение нового материала
признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.
Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.
Анализ текста
11.11
30
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
Изучение нового материала
теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа
Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.
Уметь выделять смысловые части текста
Анализ текста
12.11
31
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
комбинированный
характеристика героя
Знать содержание 1-5 гл. романа, понимать, что такое тип «лишний человек».
Уметь давать характеристику герою, высказывать собственные суждения о прочитанном
Умение характери-
зовать героев
17.11
32
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
комбинированный
Характеристика героини. Сюжетная канва. Система женских образов
Знать содержание глав, какое воплощение нашел тип лишнего человека в литературе
Умение характери-
зовать героев
18.11
33
Эволюция
Знать содержание глав романа, понимать
19.11
взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
комбинированный
типическое и индивидуальное в героях.
Уметь давать характеристику литературному герою.
Умение характери-
зовать героев
34
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
комбинированный
идея произведения, лирические отступления в романе
Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.
Уметь различать образ автора и героя
24.11
35
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
комбинированный
Анализ текста
25.11
36
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Изучение нового материала
Уметь строить сочинение-рассуждение на выбранную тему, уместно использовать цитаты.
Уметь: составлять конспект по вопросам, пользоваться справочной литературо1.
Знать: представителей критического жанра, основные этапы их творческой деятельности
Хронологическая характеристика
26.11
37
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества
Изучение нового материала
основная проблема, рассуждение по поднятым в произведении проблема.
Знать содержание трагедии, уметь определять основную проблему: талант, труд. Вдохновение
Уметь писать рассуждение по поднятым в произведении проблема.
конспект
1.12
38
Поэты пушкинской поры
Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Д.В. Давыдов, А.В. Кольцов, Н.М. Языков.
Урок-композиция, вн/чт
внчт
Свобода, музыкальность стиха и сложность, подвижность человеческих чувств в стихотворениях.
Русские корни и национальный характер поэзии.
Творчество как обитель души. Осмысление темы поэта и поэзии.
Знать. Основные этапы творчества поэтов, уметь определять лейтмотив произведения.
Уметь определять жанр стихотворений
Хронологическая характеристика
2.12
39
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
Изучение нового материала
основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы
Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы,
уметь находить их в тексте
Анализ текста
3.12
40
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»
комбинированный
основные мотивы лирики поэта.
Знать основные мотивы лирики поэта.
Уметь анализировать стихотворения по вопросам.
Анализ текста
8.12
41
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
комбинированный
анализировать текст на лексическом уровне
Знать адресатов любовной лирики.
Уметь анализировать текст на.лексическом уровне
Анализ текста
9.12
42
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
комбинированный
выделять смысловые части текста
Знать основные признаки эпохи.
Уметь выделять смысловые части текста
Анализ текста
10.12
43
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе
Изучение нового материала
понятия роман, психологический роман
Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.
Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции
Анализ текста
15.12
44
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
комбинированный
Сопоставление эпизодов романа и характеристика персонажей
Знать текст повести «Бэла».
Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей
Умение характери-
зовать героев
16.12
45
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
комбинированный
психологический портрет героя в системе образов
Знать содержание«Журнала Печорина».
Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.
Умение характери-
зовать героев
17.12
46
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
комбинированный
Сюжетная канва романа.
Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским
Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.
Умение характери-
зовать героев
22.12
47
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
комбинированный
понятия реализм и романтизм
23.12
48
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.
комбинированный
Понятие «лишнего человека»
Уметь составлять конспект; составлять связное высказывание по конспекту
Умение характери-
зовать героев
24.12
49
Обобщающее повторение роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
комбинированный
тестовые задания: уровни А, В, С
Знать идею, жанровое своеобразие, систему героев романа
Умение характери-
зовать героев
12.01
50
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
Изучение нового материала
страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя основные особенности, жанровое своеобразие.
Знать основные этапы биографии писателя. Уметь составить связное высказывание по хронологической таблице
Умение характери-
зовать героев
13.01
51
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
комбинированный
анализ эпизода
Изобразительные средства языка
Уметь: анализировать эпизоды
Знать: художественные особенности романа, систему образов
Умение характери-
зовать героев
14.01
52
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
комбинированный
Умение характери-
зовать героев
19.01
53
Образ города в поэме «Мертвые души»
комбинированный
Анализ текта
20.01
54
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
комбинированный
Умение характери-
зовать героев
21.01
55-56
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского.
Р/Р Подготовка к сочинению
комбинированный
Умение характери-
зовать героев
26.01
27.01
57
Вн.чт. по произведению М.Булгакова «Похождение господина Чичикова»
творческая биография писателя, содержание произведения.
28.01
58
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
Изучение нового материала
Основные этапы жизни и творчества драматурга. Художественный мир пьес. Система образов. Художественный метод
Уметь: строить связное высказывание по хронологической таблице
Анализ текста
2.02
59
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
комбинированный
История создания повести.
особенности автобиографического произведения
Уметь: развивать монологическую, диалогическую речь.
Анализ текста
3.02
60
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести
комбинированный
Знать: особенности содержания критического метода, особенности авторского повествования
Анализ текста
4.02
61
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
Изучение нового материала
образ «маленького человека».
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя; историю создания трилогии.
Анализ текста
9.02
62
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
Изучение нового материала
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя; историю создания трилогии.
Анализ текста
10.02
63
А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
Изучение нового материала
Анализ рассказа. Система образов
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя; историю создания трилогии.
Анализ текста
11.02
64
Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века?» (на примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова)
рр
сочинение
Уметь: писать сочинение
16.02
65
Из поэзии XІX века
Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений
комбинированный
Анализ стихотворений
Уметь: анализировать стихотворения.
Знать: основные этапы жизни поэтов
Анализ текста
17.02
66
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
Изучение нового материала
понятие импрессионализма в искусстве изобразительно-выразительные средства.
Уметь: строить связные высказывания
Хронологическая характеристика
18.02
67
М. Горький. Слово о писателе. Романтическое повествование «Макар Чудра»
Изучение нового материала
Романтизм раннего творчества М. Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Проблема выбора
Знать: основные черты романтизма, особенности повествования стиля Горького, историю создания произедения
Хронологическая характеристика
23.02
68
И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
Изучение нового материала
определять нравственную проблематику произведения; владеть различными видами пересказа.
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя; историю создания произведения.
Анализ текста
24.02
69
Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
Анализ текста
25.02
70
М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.
Изучение нового материала
Понятие повесть. Система образов повести
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя; историю создания повести.
Хронологическая характеристика
2.03
71
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.
комбинированный
композиция рассказа, его пафос, приемы и средства изображения характера героя
Уметь: строить монологическую речь
Анализ текста
3.03
72
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
Изучение нового материала
Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования.
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя; историю создания рассказ.
Анализ текста
4.03
73
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
комбинированный
Композиция рассказа
Анализ текста
9.03
74
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
Изучение нового материала
художественное своеобразие рассказа
Знать: основные этапы жизни и творчества писателя; историю создания трилогии.
Анализ текста
10.03
75
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
комбинированный
Решение тестов
Уметь: анализировать текст
творческая работа
11.03
76
Шукшин В.М. Рассказы «Чудик», «Срезал»
Изучение нового материала
основные черты прозы Шукшина
творческая работа
16.03
77
Систематизация и обобщение по произведениям второй половины XIX и XX веков.
Знать основные черты литературного течения
17.03
78
«Серебряный век» русской поэзии.
Изучение нового материала
основные черты искусства «серебряного века», новые направления в противовес реализму изобразительно-выразительные средства. содержание теоретико-литературных терминов.
Уметь выделять главное и значимое в учебном материале
Цитатный план
18.03
79
А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта
Изучение нового материала
конспектирование
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Хронологическая характеристика
30.03
80
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта
Изучение нового материала
Своеобразие ритма, интонации.
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведений.
Хронологическая характеристика
31.03
81
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского
Маяковский о труде поэта
Изучение нового материала
Работа по группам
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведений.
Хронологическая характеристика
1.04
82
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство
Изучение нового материала
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведений.
Хронологическая характеристика
6.04
83
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики
Изучение нового материала
Основы стихосложения
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Хронологическая характеристика
7.04
84
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
Изучение нового материа
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Составление плана конспекта
8.04
85
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви
Изучение нового материала
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Составление плана конспекта
13.04
86
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта
Изучение нового материала
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Составление плана конспекта
14.04
87
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне
Изучение нового материала
Выразительное чтение стихотворений и их анализ.
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Составление плана конспекта
15.04
88
Вн.чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX –XX веков
выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.
Уметь: составлять презентацию, видеослайды
Составление сложного плана
20.04
89-91
Обобщение по курсу лирики 20 века.
Зачетное занятие по русской лирике XX века
Изучение нового материала
Уметь анализировать произведения русской лирики ХХ века.
Составление плана конспекта
21.04
22.04
92
Литература народов России
Г. Тукай. Слово о поэте
4Стихотворения из цикла «О, эта любовь!».
Изучение нового материала
Лиризм стихотворений поэта, использование традиционной формы газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов, его вклад в развитие татарского языка и литературы.
Знать основные этапы творчества поэта.
Уметь сопоставлять творчество разных народов
Составление плана конспекта
27.04
93
Из зарубежной литературы
Античная лирика
Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца
Изучение нового материала
античная лирика, особенности взгляда римлян на человека и эпоху.
Знать: основные этапы жизни и творчества поэтов; историю создания произведений.
Знать: представителей античного мира
Составление плана конспекта
28.04
94
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер
Изучение нового материала
основные факты из жизни Шекспира
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Составление плана конспекта
29.04
95
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен).
Изучение нового материала
Общечеловеческое значение героев Шекспира.
Знать: основные этапы жизни и творчества драматурга. историю создания произведения.
Составление плана конспекта
4.05
96
Трагизм любви Гамлета и Офелии.
Изучение нового материала
Гамлет как вечный образ мировой литературы
Знать: эпоху средневековья
Составление плана конспекта
5.05
97
Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»
Изучение нового материала
Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы
Знать жанровые особенности комедии, классицизма как направления.
Уметь
Анализ текста
6.05
98
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен).
Изучение нового материала
«Фауст» как философская трагедия
Знать: основные этапы жизни и творчества поэта; историю создания произведения.
Анализ текста
11.05
99
Фауст как вечный образ мировой литературы. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра
комбинированный
Идейный мир трагедии. Особенности
Уметь: строить связные высказывания
12.05
100-101
Итоги года и задание для летнего чтения
повторение
Обобщение и систематизация изученного
13.05
18.05
102-103
Резервные уроки
19.05
20.05
33