Творческий проект на тему Игровые технологии на уроках русского языка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...












Игровые технологии

на уроках русского языка.

Творческий проект
















Выполнила учитель русского языка

Изевлина С.А















2013г

Содержание.

Введение ___________________________________________стр.3

1 Теоретическая база игровых технологий. ________________стр.3 - 4

2 Компоненты игровых технологий. ______________________стр.4

3 Разновидности игр. ___________________________________стр.4 - 6.

1) Виды дидактических игр и их характеристика.___________ стр.7- 10

2) Ролевые игры.______________________________________ стр.10

4 Анализ проведенного анкетирования.___________________ стр.10

Список используемой литературы и Интернет-ресурсов_____ стр.12

Приложения _________________________________________ стр.13

1.1 Вопросы анкеты________________________________________ стр.13

1.2 Конспекты уроков с использованием игровых технологий стр.13 - 20

1.3 Занимательный материал по русскому языку ___________стр.20 - 28































Введение.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые. Именно они помогают сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Считаю, что в настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижает интерес к обучению, делают учебный процесс скучным и бесперспективным.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только обучающие и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.

Цель работы: обобщить опыт по внедрению игровых технологий в учебный процесс, показать эффективность метода.

Задачи:

1. Раскрыть особенности педагогических игр.

2. Показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий.

3. Определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза:

Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.

Технология опыта.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество.


1 Теоретическая база.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. В книге «Педагогическая психология» он пишет:

«Игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни».

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин. В их трудах исследована и обоснована роль игры в самоуправлении и саморегулировании личности, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

К.Д.Ушинский считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания. Ушинский, ценя двигательную активность ребенка в игре, на первое место выдвигает потребности души: «Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу для своего развития». Он свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Рубинштейн, Леонтьев и их последователи объяснили игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, появляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер.

Система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. В последнее время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В отечественной и мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребенка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. В основе игровой деятельности лежит развивающее обучение, которое способствует включению механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их внутренних интеллектуальных и творческих способностей.


2 Компоненты игровых технологии.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность школьников. Итак, игра – специфический детский путь получения знаний об окружающем мире.

Дети познают мир в играх легко и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Их обучающий характер основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей и подростков – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Ее мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании.

Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные или дидактические, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

В настоящее время в игровой технологии выделяются следующие компоненты:

- мотивационный;

- ориентационно - целевой;

- содержательно – операционный;

- ценностно-волевой;

- оценочный.


Мотивационный компонент связан с отношением ученика к содержанию и процессу деятельности, включает его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация, которая обеспечивает активность в игре и связь с другими видами деятельности, закладывается в процесс игры.Случается, что у детей недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребёнка учат в школе. Существуют различные трудности адаптации при переходе из первой ступени обучения во вторую, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки, ценности, которые, став лично значимыми, становятся регуляторами игрового поведения учащихся. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Содержательно-операционный компонент предполагает, что ученики владеют учебным материалом и способностью опираться на имеющиеся знания и способы деятельности. При выполнении любого умственного действия человек опирается на определенную систему ориентиров (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина). Ориентировочная основа действий (ООД) может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы, которые, как показывает учительский опыт, легко усваиваются и используются в работе.

Игровая деятельность как ведущая не потеряла своего значения. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Ценностно-волевой компонент обеспечивает высокую степень целенаправленности познавательной активности, включает внимание, эмоциональные переживания.

Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, прежде всего педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд для детей занимательным и продуктивным.

Далее необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре участвовал каждых ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Метод познавательных игр имеет длительную историю. Он уже применялся в древних дидактических системах. В очередной раз интерес к ним обострился в середине 80-х годов, когда в школу начали проникать мощные ЭВМ, позволяющие моделировать сложные ситуации. Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счет собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения.

Среди таких игр – разнообразные лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины и др.

Оценочный компонент игры обеспечивает сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры, а также самоуправление процессом игры и рефлексию собственной деятельности.Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует быстроту, и главное – качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявление поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрировать детям их достижения.

Все рассмотренные компоненты игры определяют технологическую структуру игры.


3 Разновидности игр.

Дидактические.

Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные или дидактические, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности. Дидактические игры специально создаются педагогами в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими. В школьной практике широко используются словесные игры, уроки-путешествия, КВН, уроки-викторины и др.

Учебно-ролевые.

Отличительной особенностью ролевых (сюжетно-ролевых) игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

В чем специфика ролевой игры? Во-первых, выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра; во-вторых, определяются роли для участников игры; в-третьих, определяются цели для каждого участника игры и коллектива в целом; наконец, сохраняется соревновательный характер действия.

Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Он активно применяется на уроках иностранного языка, риторики. Ролевые игры помогают выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формируют быстроту реакции, способствуют освоению речевых моделей. На уроках русского языка ко всем названным особенностям добавляется задача постижения знаний по предмету.

Не секрет, что овладение нормами современного литературного языка – одна из сложнейших задач преподавания. Только обязательное и активное включение языковых единиц в речь обеспечивает запоминание и автоматическое их использование. Следовательно, хорошо бы создавать такие речевые ситуации на уроке, чтобы возникала необходимость многократно проговаривать изучаемые слова.

1)Виды дидактических игр и их характеристика.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находиться радом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе данных игр лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний. Находчивости, разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению формирует умение рассуждать, делать выводы.

Задание потруднее связано с придумыванием загадок, отгадками которых будут названные учителем слова. Это могут быть слова-исключения, например, брошюра, жюри, парашют или росток, ростовщик, равнина, пловец и т.д. Предлагать необходимо несколько слов, тогда сохраняется элемент отгадывания. Не обязательно требовать стихотворную форму, хотя поощрять ее, конечно же, надо. Загадки лучше придумывать прямо на уроке, а не дома, чтобы развивать самостоятельность мышления, исключить заимствования. При этих условиях возможно конкурсное оценивание.

Следует обращать особое внимание на использование в загадках сравнений, метафор, эпитетов и других изобразительных средств языка. Наиболее удачные загадки можно проанализировать. Все это способствует развитию воображения, осознанному выбору образных средств языка, закрепляет полученные знания об изобразительно-выразительных средствах языка, а также помогает запомнить определенную группу слов, работа над которой проводилась на уроке. Не будем забывать, что образное представление о явлении – лучший способ его запомнить.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных мыслительных процессов, она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объёме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

Теперь рассмотрим группу игр, направленных на развитие в первую очередь творческих способностей. Такие игры можно проводить на уроках развития речи.

Ассоциации

Учитель называет слово, а ученики по очереди продолжают ряд слов, называя свои ассоциации к последнему названному слову. Игра проходит в быстром темпе. Можно разделить учеников на 2 группы по 10–15 человек и каждой группе предложить свое слово (в противном случае через 15–20 слов теряется всякая связь с исходным словом). Названные слова можно записать на доске, после чего предложить составить текст, используя все записанные слова, и самостоятельно его озаглавить. Критериями оценивания наряду с общепринятыми будут оригинальность текста, уместное использование всех слов, точность заглавия. Победителей выбирают сами ученики. Можно выбрать жюри, а можно предложить голосовать всему классу. И в том, и в другом случае дети обычно демонстрируют непредвзятость, принципиальность, строгость в оценивании. А у учителя всегда остается право дополнительно поощрять интересные работы.

Можно использовать для работы только первое и последнее названное слово – составить с ними предложение. Как правило, они почти не связаны друг с другом по смыслу, но вариант включения двух любых слов в одно предложение всегда находится.

Творческая разминка

Учитель называет 2–3 слова, ученики составляют предложение. Чем необычнее слова, тем лучше. Учитель может не бояться любых сочетаний, т.к. у него есть маленький «секрет». Можно ли составить хорошее предложение из слов Мадонна, колонна, ванна? Конечно! Вот оно: Учитель написал на доске слова: Мадонна, колонна, ванна – и попросил обозначить орфограмму. Безусловно, этот прием не используешь дважды, но в самой трудной ситуации он обязательно поможет.

Лингвистические сказки

Сочинение сказки в 5–7-х классах – прекрасный прием закрепления собственно предметных знаний. В этом возрасте ученики охотно сочиняют волшебные сказки, владеют необходимыми умениями характеристики сказочного персонажа, создания зачина и концовки и т.п., поэтому теперь задачу можно усложнить. При написании лингвистической сказки необходимо: 1) максимально представлять в тексте изучаемый лексический, морфемный, морфологический и пр. материал (в зависимости от изучаемой темы и конкретного задания); 2) придумать для персонажей такие действия, при описании которых проявятся лингвистические признаки слов и других единиц языка.

Такие задания целесообразно давать в конце изучения того или иного раздела, тогда у учащихся появится больше возможностей для выбора героев, ситуаций, а сказки вполне могут стать итоговой зачетной работой. При этом сами ребята будут стремиться к разнообразию. Одна сказка начнется словами За тридевять земель, в царстве Грамматики, жили-были славные племена Приставок и Суффиксов..., другая – словамиДавным-давно в сказочной стране Фонетике правил строгий, но справедливый царь Ударение..., а третья начнется так: В городе Лексикологии все слова жили на своих улицах и очень любили ходить друг к другу в гости...

Желательно попросить учеников написать сказку на отдельных листочках, а не в тетради и оформить ее иллюстрациями. Тогда в классе можно провести выставку лучших (или всех) работ, чтобы ученики могли прочитать работы друг друга, обсудить их, оценить достоинства сочинений одноклассников.

Кроссворды

Составление кроссвордов может играть роль итогового задания. Современные дети достаточно искушены в их разгадывании. Хорошо, если есть возможность разгадывать лингвистические кроссворды и ученики имеют представление о типах заданий в таких кроссвордах.

Составление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой и с учетом их расположения в сетке и умения «зашифровать» слово. Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учебнику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество терминов, уточнить определение понятия. В качестве контроля за тем, как составлен кроссворд, можно использовать взаимопроверку: в начале урока ребята меняются составленными дома кроссвордами и вписывают карандашом свои ответы.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Самое главное дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д. они связаны с игровым замыслом средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием. Игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей. К выполнению ими норм поведения. В игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу после окончания игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание определение команды-победительницы и т. д. необходимо при этом отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы у детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Игра позволяет сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование игры в учебном процессе заметно облегчит его, так как игровая деятельность привычна для ребенка. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции значительно облегчают процесс познания.

Таким образом, дидактическая игра является хорошим средством для формирования интереса школьников к русскому языку, она способна привлечь внимание детей, воспитать в них любовь к этому сложному предмету. Но пользоваться ею надо умело, использовать игры в системе не упуская сути урока, и не придавать игре характер обычного упражнения.

2)Учебно-ролевые.

Отличительной особенностью ролевых (сюжетно-ролевых) игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании.

В чем специфика ролевой игры? Во-первых, выбирается и характеризуется речевая ситуация, в рамках которой будет проходить игра; во-вторых, определяются роли для участников игры; в-третьих, определяются цели для каждого участника игры и коллектива в целом; наконец, сохраняется соревновательный характер действия.

Ролевая игра – современный метод обучения умению общаться. Он активно применяется на уроках иностранного языка, риторики. Ролевые игры помогают выработать свою линию речевого поведения, совершенствовать приемы речевого взаимодействия с партнерами, формируют быстроту реакции, способствуют освоению речевых моделей. На уроках русского языка ко всем названным особенностям добавляется задача постижения знаний по предмету.

Не секрет, что овладение нормами современного литературного языка – одна из сложнейших задач преподавания. Только обязательное и активное включение языковых единиц в речь обеспечивает запоминание и автоматическое их использование. Следовательно, хорошо бы создавать такие речевые ситуации на уроке, чтобы возникала необходимость многократно проговаривать изучаемые слова.

При изучении существительных нельзя обойти вниманием такую морфологическую трудность, как варианты окончаний формы родительного падежа множественного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т.д.). Предлагаем ученикам поиграть в магазин. Это игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель. Задача – использовать как можно больше слов данной группы. На подготовительном этапе диалоги проговариваются в парах. В игре участвуют 3–4 пары. Жюри отмечает, сколько трудных слов прозвучало в диалоге, не были ли допущены ошибки. Побеждает пара, использовавшая верно большее количество слов, при этом оцениваются и учитываются организация диалога и соблюдение правил речевого этикета.

Урок-конференция

Такая форма работы требует большой предварительной подготовки, зато изменение внешних условий влечет за собой изменение позиции ученика по отношению к происходящему. К уроку-конференции учащиеся более тщательно готовятся, активно используют дополнительную литературу, осваивают жанр доклада, а во время урока внимательно слушают друг друга, задают вопросы, пытаются на них аргументированно ответить, записывают тезисы докладов в тетрадь.


4.Анкетирование

На основе изученных теоретических подходов передовых педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам русского языка у школьников, с опорой на педагогические условия организации и проведения педагогических игр на уроках русского языка, способствующих повышению интереса к данному предмету, была проведена практическая работа. В ходе практической работы были проведены следующие диагностические методики:

-   анкетирование среди учащихся;

-   наблюдение за деятельностью учащихся,

которые помогли выявить наличие данной проблемы и отследить получившиеся результаты в ходе проведения и организации уроков.

Анкетирование проводилось среди учащихся 5-7 классов МКОУ Веретьевская СОШ. Класс обучается по программе Т.А.Ладыженской.

Краткая характеристика класса.

В классах восемнадцать человек, из них 10 мальчиков и 8 девочек. В целом классы активные. Все ребята между собой дружные, стараются помогать друг другу на уроках. Активно принимают участие в различных общешкольных мероприятиях.

Успеваемость классов средняя. Отличников нет, восемь ударников. У некоторых ребят возникают проблемы с учёбой. На уроках ребята работают активно с интересом. Основная масса учащихся к учебе относится ответственно, многие готовят по теме урока дополнительный материал.

Что касается такого предмета как русский язык, хотя материал курса сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен учебной программой, многие проявляют интерес к этому предмету, активно работают на уроке. Но проблема повышения интереса к русскому языку есть. Наблюдая за учащимися, можно заметить, что больший интерес к уроку они проявляют тогда, когда используются дидактические игры, дети с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.

Анкета была проведена среди учащихся. В анкетировании принимали участие 18 учащихся 5-7 классов.

Цель анкеты: выявить мотивацию учащихся по отношению к русскому языку.

Анкета проводилась два раза в начале четверти и в конце учебной четверти, для того чтобы сравнить результаты с интервалом в два месяца.

Первый этап проведения анкеты дал следующие результаты:

У 5 % учащихся высокий уровень мотивации, 15 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 50 % – имеют внешнюю мотивацию, 30 % – имеют низкий уровень школьной мотивации. Первый этап анкеты показывает, что уровень мотивации у школьников невысокий, половина ребят имеет лишь внешнюю мотивацию, а 30 % учащихся – низкий уровень мотивации. Таким образом, из первого этапа анкеты видно, что дети учатся не с самым большим интересом, который мог быть в данный период обучения, следовательно, и познавательный интерес к русскому языку у учащихся слаб, т. к. данный предмет является одним из основных.

По русскому языку периодически, в течение четверти, проводились игры. По завершении данного периода вновь была проведена анкета.

Второй этап анкеты дал следующие результаты:

У 10 % учащихся высокий уровень мотивации, 25 % учащихся имеют средний уровень мотивации, 40 % – имеют внешнюю мотивацию, 15 % – имеют низкий уровень мотивации.

Вывод.

Таким образом, анализируя результаты анкеты можно сделать следующие выводы. Проведение игр на уроках русского языка дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась, хотя и немного. Следовательно, использование дидактических и ролевых игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам русского языка.

Метод наблюдение.

Цель: выявить, как учащиеся относятся к русскому языку, насколько он им интересен.

Наблюдение происходило за деятельностью учащихся на уроках русского языка. В ходе наблюдения выяснилось, что данный урок у школьников не является любимым предметом. Многие ребята на уроках ведут себя пассивно, не работают, что говорит о снижении интереса к языку. Ученики, которые добросовестно относятся к знаниям, активны на уроках у них более высокая мотивация к учению. В ходе наблюдения можно было заметить, что к концу урока активность учащихся заметно снижается, к концу урока снижается и уровень внимания, школьники начинают заниматься посторонними делами, и как следствие понижение интереса к уроку.

При использовании различных форм работы, проведении нестандартных заданий, использование вместо сложных определений, которые трудно выучить, стихов раскрывающих данные понятия, можно было заметить, что учащиеся проявляли большую активность, начинали работать и те ученики, которые обычно пассивны на уроках. Большее оживление наступало тогда, когда на уроках присутствовали дидактические и ролевые игры. Во время проведения игр учащиеся работали с повышенным интересом, от своей деятельности они получали удовольствие, старались выполнить задачу игры как можно лучше. На уроках, в содержание которых входило такое средство обучения, как игра, повышалась активность учащихся, возрастал их интерес к уроку.

Наблюдая за деятельностью ребят на уроках, можно сделать вывод о том, что более продуктивным является тот урок, на котором присутствовали игры. На таких уроках ребята меньше устают, внимание у них сохраняется до конца урока, учебный материал усваивался школьниками лучше, а закрепление шло более продуктивно. Учащиеся с удовольствием участвовали в игре.

Таким образом, из наблюдения видно, что проблема повышения интереса к русскому языку в школе актуальна, необходимо пользоваться средствами стимулирования деятельности учащихся на уроках, в состав которых входит игра. И использовать игровые технологии надо систематически и на разных этапах урока.


Список используемой литературы и Интернет-ресурсов.

Гергель И.И., Занимательные материалы по русскому языку.5 класс./ И.Г.Гергель.- Волгоград: ИТД Корифей, 2006.

Жагорина А.С., Нестандартные уроки русского языка. 9 класс. / А.С.Жагорина - Волгоград: ИТД Корифей, 2008.

Ильина Н.Д., Предметная неделя литературы в школе. / Н.Д.Ильина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

Канина Т.И., Васильева Е.В., Русский язык – наше национальное достояние./ Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008.

КузнецоваМ.Н., Литературные вечера. 7-11 классы.- М.: ВАКО, 2006.

Кургузова О.Н., Рифмограммы, или орфограммы в рифмах. / Воронеж: ВОИПКРО, 1999.

ЛеденеваВ.В., Халикова Н.В., Русский язык. Тесты. 5 – 7 классы. / М.: Дрофа, 2004.

Орг.О.А. Олимпиады по русскому языку.5 – 7 классы. /М.: Просвещение, 1998.

Откупщиков Ю.В., К истокам слова: Рассказы о науке этимологии./ М.: Просвещение,1996.

Языканова Е.В.Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. / Языканова Е.В. – М. Экзамен, 2014.

[link]









Приложения.

1Вопросы анкеты

Анкета состояла из 10 вопросов.

1. Тебе нравится в школе или не очень?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим модно остаться дома, ты пошел бы в школу, или остался бы дома?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

9. У тебя много друзей в твоем классе?

10. Тебе нравится твой класс?


2 Конспекты уроков с использованием игровых технологий.

Урок-путешествие в 5 классе.

Повторение темы «Лексика»

Цели

·         систематизировать знания по теме «Лексика»;

·          развивать логическое и образное мышление учащихся;

·         воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование: карта города, красочно оформленная, записи на доске, лото антонимов, коробка с билетами, дипломы.

Ход урока.

I Слово учителя.

Ребята, сегодня мы совершим экскурсию на автобусе по городу Лексика.

Посмотрите на карту. Посмотрите на карту. В какой стране расположен город? (Русский язык).

За проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Проездной билет получит тот, кто выполнит тесты. Контролер проверит, в тот ли город вы взяли билет.

Тесты

II Экскурсия по городу. На каждой остановке вы должны выполнить задание и получить жетон. По окончании экскурсии получаете диплом.

Первую остановку мы совершим на площади Значение

«Двойные значения». Найти слово в середине.

1 национальность ( ___________ ) танец

2 часть книги ( _____________ ) часть дерева

3 часть книги (____________) руководитель учреждения

4 танец (____________) шаг лошади

5 выражение нежности (___________) животное

6 шахматная фигура (_____________) старинное судно

7 великий полководец(___________) пирожное

8 застежка (______________) атмосферное явление

Вторая остановка на улице Синонимов. Обратите внимание на рекламный щит.

Слова-синонимы

Всегда близки по смыслу,

Разнятся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечества – Отчизна –

Как много в них священного для нас.

Подберите синонимы к словам

1 врач - ____________________ (доктор, лекарь, эскулап)

2 думать -___________________ (мыслить, размышлять)

3 поэт -_____________________ (певец, стихотворец, пиит, баян, пиит)


Теперь мы можем продолжить экскурсию.

Мы пришли на проспект Антонимов. Нам предлагают сыграть в лото.

Для лото вырезаются карточки по количеству учеников. Карточки расчерчиваются на 6 клеточек. В каждую клетку записывается слово, у  которого есть антоним. Затем по количеству клеток, которые вычерчиваются на картах лото, готовятся карточки (размером с клетку лото каждая). На каждой из карточек записываются антонимы к словам. Всё нумеруется.

Карты лото раздаются ученикам, а карточки перемешиваются. Учитель, поднимая карточку, называет слово. Играющий ищет антоним к этому слову на своей карточке. Победителем окажется тот, кто быстрее других закроет карточками все клетки данной карты. Ему предоставляется право потребовать от всех учащихся составления словосочетаний с теми словами - антонимами, которые оказались ещё не включенными в игру.)

  Слова для записи на картах лото.

1)    Беда                                      21)Бесславие

2)    Бездарный                         22) Ближний

3)    Белый                                23) Больше

4)      Будущее                               24)Красавец

5)      Вверх                                     25)Мало

6)      Вечером                               26)Неправда

7)      Внешний                              27)Обвинять

8)      Война                                   28)Отвергать

9)      Вперёд                                29) Первый

10)   Вражда                                30)Плохой

11)  Встреча                                31)Подъём

12)   Глупец                                 32)Правда

13)   Горький                                33)Противник

14)   Грубость                              34)Радость

15)   Грязь                                    35) Свет

16)   Да                                         36)Сильный

17)   Дёшево                               37)Тишина

18)   Жестокий                           38) Умный

19) Здоровый                            39)Лучше

20) Истина                              40) Хороший

Слова для записи на карточках.

1)      Удача                           21) Мягкий

2)      Талантливый             22) Нездоровый

3)      Чёрный                       23)Ложь

4)      Прошлое                    24) Урод

5)      Дальний                     25)Хуже

6)      Меньше                      26)Много

7)      Прошлое                     27)Правда

8)      Вниз                             28)Оправдывать

9)      Утром                          29)Соглашаться

10)  Внутренний               30)Последний

11)  Мир                             31)Хороший

12)  Назад                          32)Спуск

13)  Дружба                       33)Сторонник

14)  Разлука                       34)Горе

15)  Мудрец                      35)Тьма

16)  Сладкий                     36)  Слабый

17)  Нежность                   37)Шум

18)  Чистота                       38) Глупый

19)  Нет                                39) Плохой

20)  Дорого                         40)Слава    


Мы не можем проехать переулок Антонимов. Рекламный щит и здесь может некоторым помочь.

Минус – плюс, огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Противоположны.

Задание. Подберите пары антонимов.

(Толстый - тонкий, частый - редкий, здоровье – болезнь, зной – холод, мир – война, блестящий – тусклый, жарко – холодн.о

А вот и любимое место горожан – парк Фразеологизмов.

Задание «Собери фразеологизм»

Повесить глаза Отводить нос Вешать нюни Провести глаз Распустить на мякине Выколи лапшу Гореть уши Развесить удочки Сматывать пальцы Рыльце под ногами Смотреть сквозь в пушку Ломать голову

Подведение итогов урока. Вручение дипломов.

Домашнее задание.

Составьте сказку о героях, которые живут в городе Лексика или найдите фразеологизмы в текстах художественной литературы.(по выбору)


Урок – конкурс в 6 классе по теме «Имя прилагательное»

Обобщающий урок в форме деловой игры.

Цели урока:

1 совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное»;

2 повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по синтаксису и пунктуации;

3 воспитание интереса к урокам русского языка;

4 формирование навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Предварительная подготовка к уроку такова. За  две недели до урока учащимся было дано задание:

а) “Нарисуй схему, таблицу”;

б) “Загадки”;

в) “Пунктуация”;

г) “Кто красивее” (распространить предложения прилагательными, чтобы получился текст) ;

д) “Орфография”.

Все  условия конкурса обговариваются заранее.

Оборудование и оформление урока.

Подготовленная доска, таблицы, схемы, листы с загадками.

 Выбирается жюри  (Можно пригласить кого-нибудь из учителей.)

Каждый конкурс оценивается по 5-ти бальной системе, побеждает команда, набравшая наибольшее кол-во баллов в сумме.

Победители награждаются медалью с надписью “Лучшему знатоку русского языка”.

Ход урока-конкурса.

Объявляется 1-й конкурс. “Нарисуй таблицу, схему”

Предоставляется таблица (или схема) и предлагается дать ей название, т.е. сказать, о какой орфограмме идёт речь, назвать вид орфограммы, рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.

Первая команда даёт задание второй, вторая – первой.

Задание (1-я команда даёт задание 2-й)

Есть краткая форма                суффикс

Буквы к, ч, ц                               -к-

В остальных случаях   –ск-

Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Написание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

-ян-                      -онн               н +н

-ан-                       -енн-                   

-ин-                          

Участники команды № 2 отвечают, что это таблица называется «Одна и две буквы н  в суффиксах прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

Задание даёт 2-я команда 1-й.

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме “Буквы О – Е после шипящих и Ц окончаниях и суффиксах прилагательных”. Рассказывают правило, приводят примеры.

                                                             Не пишется

                 Слитно                                                                                 Раздельно

Не употребляется без не-                                                      Есть противопоставление с        

Можно заменить синонимом без не-                                  союзом а;

                                                                                                        Есть слова далеко не,вовсе не и др.

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме «Не с прилагательными».Рассказывают правило, приводят примеры.

Жюри подводит итог по 1-ому конкурсу.

Конкурс № 2 “Загадки”

Отрабатывается навык правильного написания  прилагательных. Задание в этом конкурсе заключалось в том, что каждая команда должна была найти или придумать 3 загадки, использовав в тексте изученные орфограммы по теме “Имя прилагательное”. Каждой команде предлагаются загадки, правильно написанные и красиво оформленные на большом листе бумаги.

Задание предусматривало:

Загадку отгадать, рассказать, на какое правило загадка, объяснить написанное в тексте.

Загадки, найденные учениками:

Комочек пуха, дли…ое ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) Маленький мужичок – костя…ая шубка. (Орех.) В деревя_ой рубашке ч_рная душа. (Карандаш.) (1 команда)

 (Не)грамотен, а весь век пишет. (Карандаш.) Золотое яблочко по серебря_ому блюдечку катится.(Месяц на небе.) Коровка деревя_ая, рожки оловя_ые.(Ухват.)(2 команда)

                                            Конкурс № 3 «Пунктуация».

Задание, придуманное 1-ой командой.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1)Но Пацюк взглянул и снова начал хлебать галушки.

2)При сём слове он сотворил крест и чёрт сделался тих.

3) Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца.

4)Оксана смутилась когда до неё дошли такие вести.

5) Восхищённый кузнец тихо поцеловал её и лицо её пуще загорелось.

Задание, придуманное 2-ой командой.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

1)В сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

2) Он узнал Кирилу Петровича и ужасное смятение изобразилось на лице его.

3) Но тут кровля с треском рухнула и вопли утихли.

4) Медведь приблизился Дефорж вынул из кармана маленький пистолет вложил его в ухо голодному зверю и выстрелил.

5)Он чувствовал сквозь сон что кто-то тихонько дёргал его за ворот рубашки.

Конкурс №4

Задание заключалось в следующем. Каждой команде предлагается карточка, на которой записаны предложения без прилагательных. Нужно было дополнить предложения прилагательными, делая их более выразительными и красивыми. Затем один представитель от каждой  команды зачитывал  полученный текст.

1 вариант. Мы идём. Встаёт солнце. Искрится озеро. Стоят сосны. Луч не пробьётся. Тишь и глушь.

2 вариант. Стоит избушка. Живёт охотник. Он разбирается в повадках.

Конкурс №5

Каждая команда получает карточку с тремя заданиями. Каждый участник команды по очереди выходит к доске, объясняет выполненное задание.

Задание для первой команды.

 1.Втавить пропущенные буквы.

Реч…вой, морж…вый, свинц…вый, ситц…вый, плюш…вый, камыш…вый, глянц…вый, песц…вый.

2.Вставить пропущенные буквы.

Утре…ий, песча…ый, цели…ый, тума…ый, оловя…ый, серебря…ый, экскурсио…ый, лебеди…ый.

3.Раскрыть скобки, написать слитно или раздельно.

 (Не)красивый поступок, (не)ряшливый вид, (не)широкая, а узкая дорога; гора отнюдь (не)велика; (не)высокий кустарник.

Задание для второй команды.

 1.Втавить пропущенные буквы.

Скольз…ий, сибир…ий, близ…ий, свет…ий, город…ой, молодец…ий, горняц…ий, матрос…ий.

2.Вставить пропущенные буквы.

Карти…ая, деревя…ый, ветре…ый, соловьи…ый, серебря…ый, стари…ый, багря…ый, дли…ый.

3.Раскрыть скобки, написать слитно или через дефис.

Бледно(лиловый), древне(русский), русско(немецкий), меде(плавильный), фабрично(заводской), тёмно(зелёный), лево(бережный).

 Итоги урока-конкурса: Учитель выясняет у учащихся, понравился ли им урок, что больше всего понравилось, а что вызвало затруднения.

 Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей.  Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по теме “Имя прилагательное”.



Урок – игра в 5 классе. «Путешествие к Синтаксисграду»

Тема Обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели:

  1 обобщить знания по синтаксису и пунктуации;

2 отработать навык постановки знаков препинания в простом и сложном предложении;

    3 развивать интерес учащихся к предмету.

Тип урока – обобщение материала.

Оборудование: указатели станций, карточки с заданиями, маршрутные листы, диплом для награждения.

                                                                 Ход игры.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы совершим путешествие к Синтаксисграду. На пути у нас четыре станции. На каждой станции вы будете получать задание, которое нужно будет выполнить. За каждое задание вы получите оценку, которую занесёте в свой маршрутный лист. Тот, кто первым выполнит все задания, получив при этом лучшие оценки, и попадёт в Синтаксисград, получит диплом победителя. Желаю вам удачи, в путь!

1.Станция «Теоретическая». (Ученики вытягивают карточки с вопросами. Даётся две минуты на подготовку. Каждый ученик отвечает, другие могут дополнять. Выставляются оценки в маршрутный лист).

1) Что изучается в синтаксисе? Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

2) На какие группы делятся предложения по цели высказывания, интонации  и наличию второстепенных членов?

3) Чем сложное предложение отличается от простого? На какие две группы делятся сложные предложения по способу соединения?

4)Какие члены предложения называются однородными? Когда между однородными членами запятая не ставится?

5) Что такое обращение? Выделяется ли обращение запятыми?

6) Что такое прямая речь? Рассказать о знаках препинания при прямой речи.

2.Станция  «Подумай-ка». (Каждый ученик получает карточку, на которой записаны предложения. Школьники должны найти предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, и выписать их номера.)

1) Слушай, рябина что лес говорит. 2) Вода с гор потекла, и весну принесла. 3) Ученье в счастье украшает и в несчастье утешает. 4)  Отвяжись, худая жизнь, привяжись хорошая. 5)Человека узнаёшь, когда с ним пуд соли съешь. 6) Море утихло и только изредка глухо вздыхало. 7) Хороший паренёк спросил капитан.

3. Станция «Сообразительная».

Задание: выясните, какая ошибка, приводящая к искажению смысла, допущена при расстановке знаков препинания в каждом нижеуказанном случае.

А. Анатомическо-арифметический парадокс.

Пальцев у него двадцать пять: на каждой руке десять, на ногах всего двадцать.

Б. Рогатый скот?!

В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.

В. Охотники и рябчики.

Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

Г. Солнце блеяло?!

Когда солнце село с блеянием и ревом, прошло стадо.

Д. Скамейка ждала подругу?

Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

Е. Кто же пришел?

Все ли здесь?


– Нет. Здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя, еще не пришли.

4. Станция «Практическая». (Ученики должны  сделать синтаксический разбор одного простого и одного сложного предложения. Знаки препинания в предложениях не расставлены.)

Варианты предложений: Солнце поднялось, и окрестность озарилась светом. Исчезают последние клочки снега. Капля по листку щёлкнет, и сорвётся лист. На берегу стоит бобровая хатка. Взошло солнце, и ожил кустик. Звонко журчит в ручье вода. Солнце скрылось за горизонт, и наступила ночь. Печально кричали ночные птицы. Листва сомкнулась, и потемнел лес. На улице подул лёгкий ветерок. Лёгкий снежок лёг на землю. Небо заволокло тучами, и началась гроза.

Учитель подводит итоги игры, награждает победителя. Все ученики получают оценки и дипломы.


Урок-конференция на тему «Основные нормы русского литературного языка» в 7-м классе по итогам изучения морфологии.

В качестве домашнего задания ученики готовят сообщения по следующим темам (на подготовку необходимо не менее недели).

1. Какие морфологические нормы нашли отражение в учебнике В.В. Бабайцевой? (1-й ученик – по материалу 6-го класса; 2-й – по материалу 7-го класса.)

2. Колебания в роде у несклоняемых существительных.

3. Определение рода у несклоняемых существительных.

4. Склонение собственных существительных.

5. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме род. п. ед. ч. (типамного народа – много народу, чашка чая – чашка чаю).

6. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме предл. п. ед. ч. (типав отпуске – в отпуску).

7. Варианты падежных окончаний существительных мужского рода в форме им. п. мн. ч. (типаинспекторы – инспектора).

8. Варианты падежных окончаний существительных в форме род. п. мн. ч.

9. Образование краткой формы от прилагательных на -енный.

10. Употребление собирательных числительных.

11. Особенности склонения числительных.

12. Употребление местоимений себя, свой.

13. Вариативные формы глаголов (типа полощет – полоскает).

14. Образование форм повелительного наклонения.

15. Употребление предлогов.

16. Изменение орфоэпических норм языка.

17. Современные орфоэпические нормы.

18. Колебания в ударении.

19. Орфографические нормы. Принципы русской орфографии.

20. Основные пунктуационные нормы.

21. Употребление нейтральной и стилистически окрашенной лексики.

22. Употребление фразеологизмов.

23. Употребление паронимов.

Темы сообщений распределяет учитель в зависимости от индивидуальных особенностей учеников, уровня их подготовки. Ученикам рекомендуется литература:

Русский язык. Справочник школьника / Под ред. В.Славкина. М., 1994.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка / Под ред. К.С. Горбачевича. Л., 1973.

Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

Урок-конференция состоит из следующих частей.

1. Вступительное слово учителя: что такое норма, какие бывают нормы языка, о каких пойдет речь на этом уроке-конференции.

2. Сообщения учащихся. Вопросы к выступающим.

3. Подведение итогов.

С какими нормами русского литературного языка вы знакомы?

Для чего существуют нормы? Нужно ли их соблюдать?

Где можно узнать о нормах языка?

Урок-конференция занимает 2 учебных часа, поэтому необходимы сдвоенные уроки.




































2. Занимательные материалы по русскому языку.

I «Аналогия»


1Даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.

Пароход – пристань = поезд -_____________(депо, вокзал, рельсы, шпалы, станция).

Нога – костыль = глаза - _______________(зрение, очки, слезы, веки, ресницы)

Игла – острие = бритва - _______________(сталь, металл, лезвие, резать, рукоятка)

Музыка – оркестр = пение -_____________(хор, солист, сцена, певец, концерт)

Гора – пещера = дерево - _______________(корень, дупло, крона, ствол, листья)

Болезнь – лечение = поломка -___________(мастер, ремонт, деталь, смазка)

Бежать – стоять = кричать - _____________(молчать, шептать, звать, говорить)

Железо – кузнец = дерево _______________( доски, пила, лесник, столяр, мастер)

Рожь – поле = яблоня -__________________(сажать, яблоки, урожай, сад, садовник)

Дом – этажи = лестница -________________(перила, лифт, подъем, ступени, человек)

Число – цифры = слово -________________(фраза, буквы, читатель, рассказ, книга)

Растение – семя = утка -_________________(мясо, перо, лететь, яйцо, гнездо)

Плакать – рыдать = бежать - _____________(лететь, стоять, мчаться, идти, прыгать)


2 Вставь пропущенное слово в каждом ряду. Оно по смыслу должно быть связано со своей парой так же, как в предыдущей паре этого ряда второе слово связано с первым.

Труд – награда; лень -________________.

Шум – толпа; тишина -_____________.

Чтение – книги; пение -______________.

Волки – лес; люди - ______________.

Телефон – ухо; кино - ______________.

Двор – ворота; дом -________________.

Весна – осень; рассвет -____________ .

Человек – платье; дерево - ____________.

Строитель – дом; художник - __________.

Белый – черный; быстрый - ___________.

Самолет – пилот; поезд - _____________.

Старик – стирка; валик - _____________.

Море – вода; пустыня -___________.

Автомобиль – руль; самолет -__________.

Конфета – фантик; тетрадь -__________.

Начало – старт; конец - ____________.

Гольфстрим – течение; цунами -_______.


3 Слова, образующие первую пару, связаны между собой по определенной аналогии. Надо понять принцип этой аналогии и составить по ней пару из слов второй группы.


Ложка

Каша

Вилка

Масло, нож, тарелка, мясо, посуда.

Пробка

Плавать

Камень

Пловец, гранит, тонуть, возить, каменщик.

Ухо

Слышать

Зубы

Говорить, жевать, глотать, смотреть, искать.

Дождь

Зонтик

Мороз

Палка, холод, сани, зима, шуба.

Рыба

Сеть

Муха

Решето, комар, комната, жужжать, паутина.

Коса

Трава

Бритва

Сено, волосы, острая, сталь, инструмент.


II «Найди лишнее слово»

Какое слово в каждой строке является лишним? Найди это слово и подчеркни.

Окунь, дельфин, карась, сом.

Сорока, трясогузка, канарейка, стриж.

Заяц, беляк, кролик, русак.

Питон, анаконда, гадюка, хамелеон.

Орел, страус, гриф, сокол.

Альбатрос, чайка, ворона, буревестник.

Колли, болонка, собака, такса.

Тигр, рысь, леопард, волк.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир.

Секунда, час, год, неделя, вечер.

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

Снег, иней, дождь, зима, лед.

Треугольник, квадрат, отрезок, длина, круг.

Агроном, тракторист, поле, овощевод, электрик.

Землетрясение, ураган, бомбежка, наводнение, грибной дождь.

Газета, радио, книга, журнал, бумага.

Василий, Иванов, Федор, Николай, Джон.


III «Составь слова»


1 Перед тобой набор букв, ты должен составить из них слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.


кибку _____________ набкло _____________

лвосыо_____________ фенотел ____________

таислв_____________ прокода____________

кытав______________ нокефат____________

китпа______________ ижаккн_____________

Ответ

(Кубик, волосы, листва, тыква, тапки, балкон, телефон, подарок, конфета, книжка)

2 Вставь любые буквы так, чтобы получились новые слова.

_ _ бра, - - - очки, - - ребро, - - тон, - - тара, - - бочка, -ива -, - блок -, - - беда, - - - тон, - - сок, - - ива, - беда, - кран.

Ответы:

(Зебра, биточки, серебро, гитара, бабочка, диван, батон, победа, картон, носок, яблоко, слива, ябеда, экран)

3 Соедини линиями части слов и прочитай получившиеся слова.


А)

кара каз

от на

сор мер

пери мель

воро бор

за ока

при скоп


Б)

грома да

дом та

колон кет

бра на

па ишко

при тья

пар бой


Ответы:

А) кара-мель, от-каз, сор-ока, пери-скоп, воро-на, за-бор, при-мер.

Б) грома-да, дом-ишко, колон-на, бра-тья, па-кет, при-бой, пар-та.


IV Фонетика.Графика.

1 Назовите пять сестричек, которые опоздали и не встали в азбучном порядке.

Тридцать три родных сестрички,

Писаных красавицы,

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

К нам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться.

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, Эль, Эм, Эн, О

Дружно вылезли в окно

Пэ, Эр, Эс,Тэ, У, Эф, Ха

Оседлали петуха,

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья!

Пять сестричек опоздали,

Заигрались в «прятки»,

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Б.Заходер. Ответ: (Е, Ь, Ъ, Й, Ы)

2 Какое правило спрятано в стихотворении?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

(Проверка безударной гласной в корне слова ударением)

3 Отгадайте метаграммы:

а) С К в полях меня найдете,

С Г – романсы запоете,

С В – в косички заплетете. (Колос – голос – волос)

б) С Л я остров в океане,

С Р растаю вмиг в стакане. (Сахалин – сахарин)

4 Анаграмма

а)Отгадайте анаграммы:

Я в пруду живу, жирею,

Переставьте буквы – вмиг

Превращусь я и в аллеи,

И в лужайки, и в цветник. (Карп – парк)

б) Составь анаграмму из данных слов и запиши слова, которые у тебя получились.

Барон - _____, корсет -_____, мазок -____, сосна -____, крот -____, стук -___, влага -___, шкала -____, банка -____, атлас - ____, ласка -___, корма -____, отвар -___, рост -__, колба -___, мошкара - ____.

Ответы: набор, сектор, замок, насос, корт, куст, глава, шакал, кабан, салат, скала, комар, автор, сорт, бокал, ромашка.

5 Волшебные строчки.

а) Почему фразу «Степка, хочешь щец? Фи!» можно считать «волшебной»?

Ответ: (Потому что в ней собраны все глухие согласные, перед которыми приставки пишутся с буквой С: чересполосица, истечь, восстать, расплести, бесформенный).

б) В каждом четверостишии этого стихотворения есть буква, которая встречается во всех словах, кроме одного (предлоги не в счет).

Ералаш

Три розовых гориллы К малиновой лягушке

Сварили бутерброд, Подплыл зеленый лев.

А ежик чернокрылый Слон лает на игрушки,

Раскрасил пароход. Ползет акула в хлев.

Ответ: (Буквы Р нет в слове «ежик». Заменить на «рыжик».

Буквы Л нет в слове «игрушка». Заменить словом «галушки»).

V Морфемика.

1 Отгадайте шарады.

а) Корень и приставка – что в слове «склоняться»; суффикс что в слове «обращение»; окончание – существительного среднего рода в им. падеже. Целое – грамматический термин. Ответ. (Склонение)

б) Корень – что в слове «полагать», приставка – из слова «приложение», суффикс – из слова «восклицательный», окончание – из слова «числительное». Целое – слово, обозначающее признак предметов. Ответ. (Прилагательное).

в) Приставка, как в слове «подруга». Корень, как в слове «игрушка», Суффикс, как в слове «читал». (Поиграл)

г) Корень ,как в слове «летчик». Приставка, как в слове «перепрыгнул». Суффикс – одинаковый с глаголом «слышать». (Перелететь).

2. Найди лишнее слово:

Сыр, сырник, сырный, сырость.

Соль, солончак, солить, солист.

Горняк, горный, горка, горе.

Пол, половичок, половой, поле.

(Последние слова каждой строчки –«лишние»)

3. Найди корень.

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корни выделять.

Определите корни в словах: дальневосточный, жизнеописание, каменотес, кашевар, сороконожка, газопровод, луноход.


VI Лексика

1 «Узнай слова»

а) Шкаф для одежды; вся одежда человека;

б) боковая пристройка здания; орган для полета у птиц;

в) небольшая костистая рыба; щетка для мытья посуды;

г) дробленое зерно; снег в виде мелких зерен;

д) большая тарелка; вкусная еда.

Ответ: (гардероб, крыло, ерш, крупа, блюдо)

2 Восстановить пословицы, части которых соединены неверно. Раскрыть скобки.

а) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

б) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

в) Волков бояться - друга обмануть.

г) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

д) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

е) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться.

Ответы: правильно - 1 + 5; 2 + 3; 3 + 1; 4 + 6; 5 + 2; 6 + 4.

3 «Посчитай-ка!» Сколько фразеологизмов в этом тексте?

С ног до головы.

- Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес!.. Зато теперь к нему ни ногой! Ноги моей больше у него не будет!

- Да, веден он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда – даю руку на отсечение – он сразу перестанет распускать руки!

- Спору нет – горячая голова. Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой. Я еще не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идет кругом) , но думаю, что голову вешать не стоит. Ручаюсь головой, что все вместе мы всегда сумеем намылить ему шею!

А.Шибаев. (20 фразеологизмов)

4 «Собери фразеологизм»

Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Ответы

- Куда Макар телят не гонял. 
- Как в воду канул.
 
- Ветер свистит в карманах.
 
- На языке вертится.
 
- В ежовых рукавицах.

5 «Угадай-ка»

Объяснить, о ком говорят: «стреляный воробей», «гусь лапчатый», «собаку съел».

6 «Доскажите пословицу или поговорку».

Ученица называет начало пословицы, ученики договаривают. Самопроверка по слайду.

1)Аз, буки, веди, страшны как медведи.

2) Азбуку учат на всю избу кричат.

3) Ум без книги, как птица без крыльев.

4) Что написано пером, не вырубишь топором.

5) Грамоте учиться всегда пригодится.

6) Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

7) Век живи – век учись.

8) Повторенье – мать ученья.

- Какие пословицы о грамоте, о пользе учения знаете вы?


VII Орфография.

а)Кроссворд «Словарные слова»

1 Надпись на конверте, указывающая на место, куда послано письмо. 2 Разговор.

3 Судно, плавающее по воде. 4 Группа людей, имеющая общие интересы, либо работающие вместе. 5 Мера веса. 6 «Дом» для книг, книгохранилище.

д

р

е

с



2

б

е

с

е

д

а



3

к

о

р

а

б

л

ь


4

к

о

л

л

е

к

т

и

в


5

к

и

л

о

г

р

а

м

м

6 [pic] б

и

б

л

и

о

т

е

к

а



Б)Игра «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др.


VIII Словообразование.

1 Игра «Потерялось слово»

Р [pic]

сред

[pic] [pic] [pic] [pic]

про

а

е

[pic] [pic]

н

за

слов

[pic] [pic] [pic] ыдают слоги в каждой строчке: - От наших слов – одни кусочки! Но если части слов найдете, То быстро вы слова прочтете.













Ответ: бессердечный, бессловесный, задержать, пропитание.

2 Игра «Транспорт».

Ответь одним словом:

- межгалактический транспорт, - лунный транспорт, - речной транспорт, - железнодорожный транспорт, - дорожный наземный транспорт. Ответ: звездолет, луноход, пароход, тепловоз, панелевоз.

3. «Приласкай словечки». Составь новые слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения (-ок-, -ик-, -чик-, -щик- и др.) - Стол, гвоздь, карандаш; - сын, голос, ветер, флаг; - карман, костюм, диван; - рыба, корзина, картина; - кисть ,ваза, кофта; - свежий, алый, желтый, красный.

3. Игра «Кто больше?» Придумайте слова: - с 1 приставкой ( зашел, приехал ) - с 2 приставками (преувеличить, приоткрыть) - с 3 приставками (суперпредположение).

IX Морфология.

1.Тест по теме «Имя существительное» 1 Нужны ли кавычки в словосочетаниях? А) Улица Горького, проспект Мира. Б) Станция метро Алексеевская, былина Садко.

2. Определите существительные 2-го склонения. А) Каталог, Замоскворечье, конь. Б) Рояль, мебель, вуаль.

3 Укажите разносклоняемые существительные. А) Под зданием. Б) Со временем. В) Над пламенем.

4 Выберите правильную форму слов в родительном падеже. А) Падежов, теленков. Б) Падежей, телят.

2. Игра «Чей предмет?» Подберите притяжательные прилагательные к данным словам: нора, перо, лапа, след, конура, молоко, шапка, хвост, мордочка, песня, шубка, дом, одежда, гнездо, квартира.

3 Игра «Выбирай». С выбранными словосочетаниями составить предложения юмористического характера. Кого выбираешь? Конь вороной или хомут золотой? Хитрую лису или Марью-красу? Колокольчик голубой или желтый зверобой? Ландыш душистый или одуванчик пушистый? Волка злого или отца родного? Сахарный кусочек или красненький платочек?

4.Отгадай загадку. Интересная часть речи В русском языке живет: Кто что делает, расскажет: Вяжет, лижет иль поет. Может плакать и смеяться, Или забивает гол, Начинаем удивляться - Растолкует все … (глагол).

X Веселые рифмы.

1 О так сходно с калачом, По нашим наблюденьям, В окончаньях пишем О Всегда под удареньем.

2 Перед корнем есть приставка, Слитно пишется она, И при помощи приставки Образуются слова.


XI Лингвистические сказки.

Возвращающееся действие.

Жила-была частица СЯ. Никто не хотел с ней иметь дела. Лишь добрый Глагол пожалел её и стал дружить с частицей СЯ. Глагол изменился под воздействием частицы, действие возвратилось к деятелю: умывал – умывался (т.е. умывал самого себя). Так стал Глагол к себе внимательным.