Урок Лингвистический анализ текста

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Лингвистический анализ текста

 У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

Текст.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

М.А.Алексеев.

Приход весны.

- Какова идея текста?

Стремительная радость весеннего обновления.

- Как автору удалось донести до нас эту радость?

На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.

Работать будем в парах и группе.

! Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

- Есть ли в нем абзацы?

- Нет.

- Почему?

- Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны.

- Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

- К художественному.

- Определите тип речи?

- Соединение повествования и описания.

Работа в группах.

1 группа.

Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

Благовоние – аромат, приятный запах.

Антонимы: неприятный запах, зловоние.

Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

Эпитеты

черный бархат

темно-зеленая листва

глянцевитая листва

сероватая листва

млечным снегом

Рисуют картину в красках, передают настроение.

свежая, мягкая зелень

горячие пятна света

горячее солнце

мягкая листва

Передают позицию автора; тепло и мягкость, яркость и нежность – все это радует душу.

Олицетворение

  • солнце вошло в силу

  • весна потеряла кротость и бледность

  • веселее засияло небо

  • сад стал одеваться

  • листва тронула ветви

  • закудрявились яблони и груши

Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы.

Аллитерация

Выделение [р], [p’], [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

- Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

- Начало мая (последнее предложение).

Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления.

2 группа.

  1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.

  2. Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

  3. Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.

  4. Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?

  5. Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением:

  • потеряла (потеря)

  • появилось (появится)

2. Непроверяемые гласные и согласные:

  • преображаться

  • сирени

  • металлически

3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

  • черный

  • глянцевитый

4. н и нн в суффиксе:

  • особенно

5. пре- и при-:

  • превращать

6. Написание сложных прилагательных:

  • темно-зеленой

Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

- Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

Глаголы (19) – действие предмета.

Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

Прилагательные и наречия в сравнительной степени.

стала сочнее мурава

цвет становился белее, гуще, благовоннее

засинело гуще и веселее

Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление.

 Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

3 группа.

  1. Расставьте знаки препинания, объясните их.

  2. Выделите основы предложений.

  3. Найдите все виды осложнения предложений.

  4. Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?

  5. Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?

  6. Для чего в тексте используются повторы?

[pic]

Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.

Повторы:

  • потом прошла

  • потом вошло

  • мягкая зелень

  • мягкая листва

  • горячие пятна

  • горячее солнце

усиливают процесс наступления весны.

Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз ( не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.

Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.