«Лестница Раскольникова»
(по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Цель: Подвести учеников к ответу на вопрос: «В чем преступление
Раскольникова»?
Задача: Проанализировать структуру первой части романа, показать особенности
символического письма Достоевского, дать понятие» идеологический
роман».
Форма проведения: Урок-беседа на основе внимательного чтения первой части
романа «Преступление и наказание».
Ход урока
-- На прошлом уроке мы говорили об особенностях героя Достоевского. Увидели, что роль практически всех персонажей романа осмысляется прежде всего через их отношения с Раскольниковым. Собственно, можно сказать, что остальные персонажи нужны Достоевскому, чтобы прояснить что-то в трактовке главного героя. В этом смысле «Преступление и наказание» – одногеройный роман.
Обратим еще раз свое внимание на название произведения. Оно ведь названо не именем главного героя.Почему?
-- Название романа «Преступление и наказание» указывает не на героя, а на то, что он совершил и что в результате свершилось с ним. К обсуждению этого главного вопроса романа мы и подошли вплотную на прошлом уроке.
Итак, перед нами почти детективный сюжет о преступлении. Но роман начинается не с преступления, а заканчивается не признанием героя. Мы помним, что случайностей у Достоевского быть не может, организация текста подчинена авторскому замыслу, цель которого – ответить на волнующий нас вопрос: в чем же преступление Раскольникова и как объяснить то, что оно произошло (что важнее и труднее)?
Вспомним, что все происходящее в романе ( кроме эпилога) – это 13 дней. Первые три дня описаны в первой части романа, которая состоит из скольких глав? Из семи глав. Эти семь глав – путь Раскольникова к преступлению – первый событийный круг романа (Вспомним, что Достоевский особое внимание уделял цифровой символике).
- Определим главные события каждой главы первой части. (Коллективная работа класса).
1 – «Проба», видим героя глазами автора.
2 - Знакомство с Мармеладовыми, Рассказ Мармеладова о судьбе Сони и Катерины Ивановны, все это производит сильное впечатление на Раскольникова ( в его сознании развивается идея угнетенного человека). Это аргумент в пользу того, что мир устроен неправильно.
3- Письмо матери. Знакомство с судьбой Дуни. Раскольников переживает унижение сестры, он понимает, что та готова принести себя в жертву ради него, и не хочет принять этой жертвы.
Две темы – еще один аргумент в пользу идеи «неправильного мироустройства», и тема неприятия жертвы.
4 - Эпизод с девушкой на бульваре. Еще один аргумент о несправедливости мира. Но и двойственное отношение к ней Раскольникова: он спасает девушку, делает добро, потом отворачивается от содеянного добра. Два полюса характера героя – полюс добра и полюс зла.
- Сон Раскольникова о лошади.
- Разговор офицера и студента в трактире про убийство. (Почему именно здесь композиционно должен располагаться этот разговор?)
-Убийство старухи и Лизаветы.
- Из предложенных цитат великих людей подберите высказывание, которое стало бы эпиграфом к первой части романа? Почему именно эти слова?
- Почему важно, что именно после случайно услышанного разговора студента и офицера Раскольников решается на убийство? Почему именно в даном месте первой части расположен этот разговор (ведь хронологически он состоялся гораздо раньше)?
Действительно, речь студента – предельно ясна, в отличие от сумбурных мыслей самого Раскольникова. Это обобщение всех частных случаев. В разговоре студента и офицера дается логическое, четкое и ясное обоснование права на преступление. НО! Важно то, что здесь два человека: один из них говорит о теоретическом убийстве – он ИДЕОЛОГ, когда же его спрашивает собеседник о том, мог бы он сам убить, тот категорически отвергает такую возможность для себя – ИСПОЛНИТЕЛЕМ студент быть не хочет.
«-Конечно, она недостойна жить, заметил офицер, - но ведь тут природа. /…/ Вот ты теперь тут говоришь и ораторствуешь, а скажи мне: убьешь ты сам старуху или нет?
-Разумеется, нет! Я для справедливости…Не во мне тут дело…
-А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет туту никакой справедливости!»
Раскольников же соединяет в себе невозможное: идеолога, который мыслит абстрактно, почти никогда не берет на себя выполнение «черной» работы убийства, и исполнителя, который не мучится угрызениями совести, поскольку у него есть оправдание: «Ему приказали», он не по своей воле убил». (Как часто эти оправдания будут слышны в страшном ХХ веке!).
- Как вы понимаете высказывание офицера: «Тут природа»?
Да, Достоевский считал, что «..есть закон природы, которого мы не знаем, но который кричит в нас. Сон». Сон – то, что не зависит от человека, но от чего он зависит!
Действительно, как много раз в русском психологическом романе мы встречались с различными снами, и как много они объясняли нам! Напомните эти «литературные сны» (Сон Обломова.Сон Татьяны Лариной, Сон Раскольникова в 5 главке и еще один сон – о мухе.
- Какой их названных снов можно назвать психологически верным, т.е.
действительно напоминающим настоящий сон – со всей его нелогичностью, иррациональностью? (Сон Обломова – он явно рациональный). На реальный сон похожи сон Татьяны и сон Раскольникова. Сон Раскольникова ( и один и другой) – это отражение его душевного состояния.
«Сны, кажется, стремит не рассудок, а желание, не голова, а сердце…». В снах отражаются истинные мотивы действий. Сон уничтожает всяческий самообман. Сон – это обнаженная совесть. И.Брянчаников – духовный писатель 19 века - писал следущее: «Совесть – чувство духа человеческого, различающее добро ото зла. Это чувство яснее различает добро ото зла, нежели ум. Труднее обольстить совесть, нежели ум. С обольщенным умом долго борется совесть»
- О чем первый сон Раскольникова? Когда он ему снится? Где находится герой?
Этот сон – крик человеческой природы против убийства.
Показательно в этом смысле, что именно образ лошади, несчастного животного, является чуть ли не традиционным, когда речь идет о проснувшейся человечности, о сострадании. Лошадь – символизирует всех несчастных и униженных. Характерно, что немецкий философ Ницше, под влияние идей которого попал Раскольников, однажды на улице расцеловал замученную лошадь, после чего был увезен в сумасшедший дом, где и окончил сои дни. Очевидно, природа человеческая действительно не выдерживает экспериментов над собой. Вспомним стихотворение Некрасова из цикла «О погоде»:
Под жестокой рукой человека
Чуть жива, безобразно тоща,
Надрывается лошадь-калека,
Непосильную ношу влача.
Вот она зашаталась и стала.
«Ну! – погонщик полено схватил
(Показалось кнута ему мало) –
И уж бил ее, бил ее, бил!
Ноги как-то расставив широко,
Вся дымясь, оседая назад,
И глядела..(так люди глядят,
Окоряясь неправым нападкам)….
Перед нами почти цитата из романа Достоевского. Ну, предположим, Некрасов и Достоевский очень близкие по духу писатели.
А вот Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»:
«Лошадь, слушайте –
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
Все мы немного лошади,
Каждый из нас по-своему лошадь»…
Таким образом, мы видим, что сон занимает ключевое место в композиции первой главы и всего романа в целом. Сон можно назвать и символическим явлением.
Именно через события, происходящие с героем во сне, мы можем уловить истинное состояние его души, почувствовать биение сердца и крик совести, и значит герою дана еще возможность на преодоление в себе зла которое несет в себе его абстрактная идея любви к человечеству. Уже в первой части романа Достоевский дает нам это почувствовать.
Идея – абстрактна, истину же дано почувствовать только любящему сердцу. Эту возможность и предоставит Раскольникову автор в последующих частях романа.
Поэтому можно прислушаться, наверное, к мнению одного зарубежного исследователя, называвшего Достоевского, вопреки традиции, «светлым писателем». Это нам предстоит подтвердить или опровергнуть на следующих уроках по роману.
Д\З Вторая часть романа, знать содержание.