Открытый урок Крушение теории Раскольникова по роману Ф. Достоевского.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: «Теория Раскольникова и её крушение» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Цели урока:

1.Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления.

2.Сформировать понятие о теории Раскольникова.

3.Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой руководствуется он в своей жизни.

4. Развивать навыки литературного чтения.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации, схемы, диаграммы, тексты романа Достоевского.

Ход урока.

1. Оргмомент

- Уважаемые гости! Я и 10-а класс рады приветствовать вас на нашем открытом уроке литературы. Нам хочется верить, что вам будет интересно нас слушать, что вы кое-что вынесете для себя с нашего занятия, и не столько в методическом плане, сколько в плане духовной деятельности, движения ваших душ и сердец. Автор и обсуждаемое произведение располагают к тому, чтобы думать, рассуждать, исследовать, сопоставлять – это трудно, но, надеемся, равнодушным не останется никто.

2. Вступительное слово учителя. Слайд 1 - 2

- Свой роман Достоевский задумал еще на каторге, «лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения». А писать начал в Германии, в курортном городке Висбадене, где проиграл в рулетку все свои деньги, и в гостинице ему, как гоголевскому Хлестакову, перестали давать еду в долг, и полуголодный, отчаявшийся, в какой-то внутренней лихорадке Достоевский в маленькой комнатке курортного отеля начал писать свою великую книгу. В этой безвыходной бытовой ситуации что-то ему как писателю и мыслителю вдруг открылось, увиделось по-новому.

- О чем роман Достоевского «Преступление и наказание»? О многом. И мы будем об этом сегодня говорить. Но главное в нем – это смело и правильно поставленные «вечные» вопросы о нравственном законе, о тайнах человеческой души. Сам автор говорил об этой главной своей писательской задаче: « Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Слайд 3

- Итак, в фокусе писательского внимания человек как великая тайна: непостижимая, бесконечная, но молящая о разгадке. Его герои видят мир в философском аспекте, в жизнь вступают, чтобы постичь ее смысл, чтобы сделать выбор: стать палачом или жертвой, жить по закону «Я» или по закону Любви, решить, что важнее – ты сам или окружающие?

- Эти вопросы ставит перед собой и читатель Достоевского. Этот выбор стоит перед каждым из нас, особенно в пору вступления в сознательную жизнь. Уникальность Достоевского в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью, не определил так его неотвратимость, не доказал, что лишь осознав это и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Вот почему каждый из нас должен в момент взросления пройти «через Достоевского» и определить такие важные нравственные ориентиры, без которых невозможно жить.

3. Основной материал

а) - Главный герой романа – Родион Романович Раскольников. Что мы знаем о нем? Что говорит о нем автор, другие персонажи романа?

Слайды 4-7

[pic]

б)- Суть преступления Раскольникова в том, что совершено оно по «идейным» соображениям. Давайте вспомним основное содержание «идеи», или «теории» главного героя.

Слайды 7-11

в)- Идея Раскольникова страшная, антигуманная, она тяжким грузом лежит на страдающем сердце и больной совести самого создателя. Раскольников болен своей «проклятой мечтой», находится в каком-то забытьи, в нервном напряжении и лихорадке, мысли его мешаются, мучают страшные сны и кошмары, сердце истерзано, ожесточилось, опустело. Больной, он мечется по городу, все время спешит куда-то, ибо не может быть один. Обстоятельства складываются так, что герой вынужден всмотреться в окружающих людей, вслушаться в их разговоры, проанализировать создавшиеся ситуации. Таким образом, Достоевский совершает проверку теории Раскольникова, выявляя аргументы «pro» и «contra», «за» и «против».

- Каковы же истоки такой теории? Как вы думаете, почему она зародилась? ( Истоки – внешние и внутренние).

Ребята формулируют предпосылки возникновения теории. Вспоминают ключевые эпизоды: знакомство с Мармеладовым, историей его жизни, письмо матери, встреча с обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, подслушанный разговор офицера со студентом.

- В самом начале нашего урока Вы видели видеоролик- улицы, подворотни и дворы-колодцы Петербурга.

[pic] [pic]

Петербург в романе не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» - город, который душит, давит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи.

[pic] [pic]

Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня…,- всё это разом неприятно потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

- Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников?

-Каково ваше ощущение, когда вы входите в трактир, в комнату, где живут Мармеладовы?

- Какое впечатление в целом у вас от общей атмосферы улиц в той части города. Где обитает главный герой?

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои.

- Каковы квартиры и комнаты, в которых обитают герои романа? Слайды 14 – 18.

Комнаты рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи… Все эти картины неотделимы от человеческих судеб.


[pic]

[pic] [pic]

- Достоевский постоянно обращает внимание на такую деталь, как лестницы, по которым спускается и поднимается главный герой. Слайд 19. (Найти их описание в тексте).

- Символичен и жёлтый цвет, в который окрашен Петербург, для Достоевского не попытка

северного города вернуть солнце, а цвет отравы, которая проникает в человека. Слайды 21-22.

- Вы уже заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются. Это не случайно. Цифровая символика основана на фольклорных и библейских образах, а также на теории пифагоровцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека.

-В чём суть теории Раскольникова?

  • Арифметика (убив одного никчемного человека, спасаешь многих). Слайды 23-25.

- По мере того как развёртывается повествование, образ Петербурга усложняется, ширится, становится символом страшного мира. Для «маленького человека» это город – тупик, олицетворение несправедливости, несчастья, людских страданий, это мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Здесь умирают мечты человека и зарождаются преступные мысли. Слайд 26.

- Одержимость какой-либо идеей не может быть преодолимой легко и безболезненно. Это мучительный и длительный процесс. Обстоятельства, о которых вы уже рассказали, определили нравственно – психологическое состояние Раскольникова и его поведение. В узкой каморке нервная, лихорадочная молодая фантазия студента Раскольникова вовлекла в дерзкие и рискованные сопоставления своей судьбы и личности с судьбой и личностью Коперника, Наполеона. Жизнь, характер и мировоззрение – всё отразилось в его теории.

- Теория, основы которой он подслушал в трактире у студента, сродни натуре Раскольникова. Отчуждение от людей, презрение к ним и сухой рационализм говорят о неслучайности идеи, которая так захватила Раскольникова, что «странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыплёнок». За полгода до убийства была опубликована статья Раскольникова «О преступлении» в газете «Периодическая речь».

- Найдите в тексте (ч.3, гл. 5). Читаем и записываем основное (со слов…»Я только, в главную мысль мою верю…до 1разряд всегда – господин настоящего. 2 разряд – господин будущего»). Слайды 29 - 31 (Основные положения статьи).

- Имеет ли права такая теория на жизнь, на существование? (безусловно нет).

- Почему? (при рождении все люди равны, деление на разряды – это антигуманно по отношению к человеку).

- С какой теорией XX столетия схожа теория Раскольникова? (с теорией фашизма).

- А ещё? (связана с наполеонизмом) Слайды 34 – 36. Наполеоновская поза Раскольникова не случайна: сложение рук крестом отделяет от людей.

- Герой спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?». Он мучительно рассуждает над этим вопросом и хочет доказать себе и окружающим, что он не «дрожащая тварь», а прирождённый «властелин судьбы». Слайд 37.

- В романе Достоевского исследуется и отвергается психология индивидуализма. Писатель знает, какую опасность для общества представляет деление человечества на обыкновенных и необыкновенных людей, на героев и толпу, оправдание власти избранных, даже если целью этой власти объявляются добро и справедливость.

- Теория Раскольникова нашла реальное воплощение в истории человечества в 19, 20 и 21 веках, но последствия для человечества оказались катастрофическими. Слайды 38 – 40. Все эти люди – оставили свой след в истории, стали популярны. Их называют диктаторами, для кого-то они – герои.

- Оправдывает ли Раскольникова жестокость эпохи?

Условия жизни не снимают ответственности с человека. Общественный строй может быть каким угодно, но человек должен воспитывать в себе совестливость.

Теория Раскольникова противна самой человеческой природе и разуму, человек может быть счастлив только когда свободен и над ним нет никакой власти и диктата. Идеи героя противоречат Божественному мироустройству, роль образа Мессии не предполагает смертей и гибели, деления на тварей и властелинов, она несёт собой исключительную гуманность и человеколюбие.

Достоевский показывает нам, что если на путь насилия становится даже человек добрый, измученный чужими страданиями, жаждущий изменить мир, повернув его на путь справедливости, он всё женеизбежно принесёт зло и себе, и другим.

Таким образом, роман Достоевского убеждает нас в том, что не столькосоциальные условия, сколько нравственное заблуждение, утрата человечности ведут к преступлению.

Слайд 41.

4. Домашнее задание.

1. Убийство старухи – процентщицы и Лизаветы.

2. Мотивы убийства.

3. Признание Раскольникова в убийстве. Поединки с Порфирием Петровичем.

4. Крушение теории Раскольникова.

5. Страдание Раскольникова – это голос совести.