Методическая разработка Читаем все вместе Великое противостояние Л.Кассиля

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Дериглазова Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 34» г. Ижевска









Методическая разработка


Читаем все вместе

«Великое противостояние»

Л. Кассиля


для 5-11 классов























2017



Пояснительная записка


В современном российском информационном обществе под влиянием медиакультуры изменился статус чтения, по мнению социолога детского чтения В.П.Чудиновой, происходит смена модели чтения [2]. Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры. Уходят в прошлое семейное чтение, внеклассное чтение. Перед учителем стоит важная задача: сформировать у учащихся потребность в систематическом осмысленном чтении как средстве познания мира. На протяжении всех лет школьного обучения на всех предметах, согласно ФГОС, будет осуществляться работа по формированию и развитию читательской компетенции [1].

В рамках Года кино в Российской Федерации и к празднованию Дня Победы над фашисткой Германией мною разработано и проведено мероприятие «Читаем все вместе «Великое противостояние» Л.Кассиля. В образовательные программы по литературе данное произведение не включено, но администрация школы и педагоги поддержали мою инициативу и провели обсуждение на уроках. Актуальность данной работы заключается в том, что прочитанное произведение сплотило коллектив, дети читали с интересом, обсуждали, вели диалог, применяли знания текса на всех уроках. Произведение Л.Кассиля «Великое противостояние» заставило задуматься над значением дружбы в жизни человека, над взаимоотношениями среди сверстников, о необходимости иметь любимое дело (посещать секции, кружки); учит быть мужественными; не сдаваться в трудную минуту; иметь цель в жизни и стремиться к ней; помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации; сохранить память о героях истории нашего Отечества.

Данная методическая разработка помогает формировать читательскую грамотность на уроках на основе коммуникативно-деятельностного подхода.

Материал может быть использован в урочной и внеурочной деятельности. Для учителей – предметников разработаны вопросы и задания. Результаты деятельности обучающихся вносят в лист оценки.


Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- адекватное восприятие прочитанного произведения;

- знание текста;

- овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);

- умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог).


Метапредметные результаты:

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.

Личностные результаты:

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- формирование собственного мнения;

Цель: формирование и развитие читательской компетентности у обучающихся через метапредметную связь.

Задачи:

- создать социокультурное пространство чтения, которое объединит обучающихся, их родителей, педагогов как активно взаимодействующих и заинтересованных участников обучения;

- развивать осмысленное чтение;

- научиться вести диалог;

- развивать творческий потенциал через написание эссе, отзыва, создания иллюстраций к страницам прочитанной повести.


Участники:

-обучающиеся 5-11 классов;

- учителя;

- родители.


Сроки подготовки и проведения:


1этап - чтение «Великого противостояния» Л.Кассиля.

2 этап - обсуждение прочитанной повести на уроках.

3 этап - просмотр и обсуждение художественного фильма.

4 этап – написание эссе, отзыва, создание иллюстраций к страницам прочитанной повести. Оформление выставки.

5 этап – подведение итогов. Лучшие знатоки повести награждаются грамотами.


Критерии оценки выступлений:

- знание текста;

- применение знаний текста на различных уроках (метапредметная связь);

- выразительность речи.






















Лев Кассиль


Конечно же, Кассиль Лев посещал мужскую гимназию, товарищами его по парте, по классу были, естественно, одни лишь мальчишки. И книги его, когда он стал писателем, рассказывали о них же, о мальчишках. И «Кондуит», и «Швамбрания», и «Черемыш – брат героя», и «Дорогие мои мальчишки» – всё они, мальчики, мальчики, мальчики… Разве человечество состоит из одной только половины? Нет, раздался обиженный голос, мы, девочки, тоже существуем! Более того, мы просим, чтобы и о нас написали книги. В самом деле, произведений, в которых действовали бы девочки, в нашей литературе было гораздо меньше. Можно сказать, что их почти не существовало. А как хотелось быть похожей на главную героиню книги, переживать ее радости и горести, ее приключения, стать на какой-то миг, пока читаются страницы, ну, хотя бы участницей киносъемок на основной роли! Примерно об этом, кстати, сообщали Алексею Максимовичу Горькому его многочисленные детские корреспонденты в ответ на просьбу рассказать об их читательских интересах. Было это перед тем, как начало свою работу специальное издательство детской литературы, созданное по инициативе Горького. Об этом же заботился потом и главный консультант нового издательства Самуил Яковлевич Маршак. Но одно – желать, другое – исполнить желание.

Прошло много времени, прежде чем такая книга появилась на прилавках магазинов. Это была повесть Льва Абрамовича Кассиля «Великое противостояние».Обыкновенная московская школьница Сима Крупицына превращается в ней в Устю-партизанку, участницу Отечественной войны 1812 года. В горящей Москве она встречается с самим Наполеоном, а потом попадает в отряд Дениса Давыдова. Всё это происходит перед кинокамерой, рядом с которой стоит ни много ни мало, а сам Александр Дмитриевич Расщепей, народный артист СССР. Это он ввел в действие и начал снимать в своей картине «Мужик сердитый» простую московскую школьницу. Судьба ее несколько необычна и в то же время настолько правдива, что многие читательницы увидели в этом образе себя. Словно писатель проникся их желаниями, узнал их тайное тайных и рассказал о нем словами самой девочки. Сохранился отзыв одного из основателей Московского Художественного театра народного артиста СССР Владимира Ивановича Немировича-Данченко о повести: «Должен признаться, что давно не читал рассказа, написанного с такой искренностью и простотой, трогательностью и каким-то особым ароматом… Во всем рассказе я не встретил ни одной фальшивой ноты. Все время забываешь, что это не настоящий дневник девочки, а сочинение Льва Кассиля. Есть моменты, захватывающие до слез…»

Надо сказать, что, прежде чем перевоплотиться в Симу Крупицыну, Льву Кассилю пришлось проделать довольно длительный литературный путь. Только овладев более близкими ему мальчишескими характерами, он решил прикоснуться к изображению женского образа. С первых своих книг «Кондуит» и «Швамбрания» Лев Абрамович занял ведущее место в нашей молодой литературе для детей и подростков. Каждая его новая книга встречалась ими с восторгом. Он много времени уделял ребячьим затеям, всеми способами, по радио и телевидению пропагандируя книгу. Это ему принадлежит идея «Книжкиных именин» – недели детской книги, проводимой во время школьных каникул весной. Он с удовольствием выезжал в самые отдаленные районы страны, направляясь в гости к своим читателям. Общение с ними было для него необходимостью и радостью…Девочки приняли книгу «Великое противостояние» и признали героиню своей. Когда закончилось другое великое противостояние – война с немецкими захватчиками, они потребовали продолжения повести: что же делает сегодня девочка-партизанка Устя? И писателю пришлось снова садиться за пишущую машинку. Продолжение «Великого противостояния» называлось «Свет Москвы». Действие здесь происходит уже во время Великой Отечественной войны. Выросшая Сима Крупицына сражается уже не в качестве киногероини, а в действительной жизни. Так родилась эта книга, в которой судьба первой части предсказала появление второй. В 1948 году повесть «Великое противостояние» получила первую премию Министерства просвещения РСФСР как лучшая книга для детей. С тех пор она многократно переиздавалась.

И. Рахтанов

Когда началась Великая Отечественная война, многие читатели думали, что повесть «Великое противостояние» была написана уже во время войны, - так верно в ней было отражено настроение тех лет. И многие читатели считали, что Лев Кассиль написал книгу о реальной девочке. Писатель получал огромное количество писем, в которых его спрашивали о судьбе Симы Крупицыной и ее друзей во время войны. Так читатели заставили писателя задуматься о продолжении повести, которую сам он считал законченной.

Вся страна тогда готовилась праздновать 800-летний юбилей своей столицы – Москвы. И этому событию Лев Кассиль посвятил вторую часть повести «Великое противостояние». Он назвал ее – «Свет Москвы». В этой части писатель рассказал о том, как Сима Крупицына и ее друзья встретили годы сурового «великого противостояния» и великой борьбы советского народа против фашизма.

Во время Великой Отечественной войны дети наравне со взрослыми встали на защиту Москвы. Но они не сражались на передовых, не держали в руках оружия. Дети Москвы защищали город изнутри. Во время бомбежек Сима со своими пионерами забирались на крыши домов и тушили зажигательные смеси, которые сбрасывали с вражеских самолетов. Но когда к Москве стали подходить фашисты, Сима со всеми детьми уезжает в эвакуацию. По дороге из Москвы с поезда убегает мальчик Игорь Малинин, и Сима бросается его искать, ведь она обещала его отцу присматривать за ним.

Многое пришлось пережить Симе, пока она добиралась до Москвы, но Игоря там не оказалось. Она нашла мальчика в деревушке под Москвой. Игорь был сильно болен. А в деревню вошли немцы. Началась бомбежка, а во время нее Симу контузило. У девочки кружилась и болела голова. Она взяла за руку Игоря и побежала дальше от деревни: «Где – то позади хлопали выстрелы, а я бежала, я тащила за руку спотыкавшегося Игоря»5.

И ей, и мальчику был тяжек этот путь: « Я шла, все чаще спотыкаясь, иногда падая на колени, приподымалась, вставала и вела за собой Игоря. Я останавливалась, ела снег с веток и снова шла. Только бы уйти прочь от тех, кто остался там, сзади, с факелами, только бы выбраться из морозной тьмы, которую раскалывали грохочущие вспышки разрывов!6»

Они шли еще долго, но вскоре показалась большая поляна. И к Симе с Игорем подскакали всадники: «…я не верю, что все это происходит на самом деле, а не во сне»7.

Симу и Игоря положили в госпиталь. Прошли еще три военные весны. Сима давно оправилась. Вернулись в Москву ее пионеры и Симины родители. Сима тогда начала учиться в университете, на астрономическом отделении физико-математического факультета. Жизнь стала идти вперед.

По моему мнению, Сима – героическая девочка XX века. Она никогда не бросала в беде других и помогала им. Я думаю, вряд ли современный подросток смог бы рисковать жизнью ради другого.

Повесть «Великое противостояние» была удостоена первой премии на конкурсе Министерства Просвещения РСФСР на лучшую художественную книгу для детей. Повесть много раз переиздавалась на русском языке и на языках народов СССР. Познакомились с нею и полюбили ее и дети других стран. Она была издана в Японии, Румынии, Чехословакии, Польше, а в Германской Демократической Республике ее выпускали больше десяти раз.






Вопросы по книге Льва Кассиля "Великое противостояние".

1 вариант.

Вопросы по книге Льва Кассиля "Великое противостояние".

2 вариант.

1. Назовите имя и фамилию главной героини.

1. Назовите имя и фамилию режиссера, у которого снималась главная героиня.

2. Как назывался фильм, в котором снималась главная героиня?

2.Какую роль главная героиня сыграла в фильме?

3.О каком историческом событии шла речь в фильме?

3. В какое время начинается повествование в книге?

4. Как называется первая часть книги?

4. Как называется вторая часть книги?

5.Назовите имя и фамилию одноклассника главной героини, с которым у нее складывались не очень простые отношения.

5.Назовите имя и фамилию юноши, с которым главная героиня познакомилась на пароходе, когда ездила в гости к брату.

6. В каком городе родилась и жила главная героиня?

6. Как называлась усадьба, в которой снимали фильм, был музей, а потом в годы войны получает ранение главная героиня?

7. При каких обстоятельствах главная героиня узнает о смерти режиссера? Какова причина его смерти?

7. При каких обстоятельствах главная героиня узнает о смерти жены режиссера? Какова причина ее смерти?

8. Какое увлечение, кроме кино, появилось у главной героины благодаря режиссеру?

8. Чем увлекается друг главной героини по переписке? О чем и о ком он больше всего пишет ей в письмах?

9. Почему главная героиня едет в эвакуацию? С кем?

9. Что заставило сбежать главную героиню с поезда во время эвакуации?

10. Кем служит ее одноклассник во время сражения? Остается ли он в живых?

10. Кем служит ее друг с юга во время сражения?

Остается ли он в живых?

11. Как вы понимаете двойной смысл названия книги?

11. Как вы понимаете двойной смысл названия книги?