Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2005. — 368 с. — (В помощь школьному учителю).
Содержание
Программные материалы …………………………………………………………………………………4
Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11
Урок 1. Россия рубежа ХIХ—ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11
Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13
Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17
Урок 3. И. А. Бунин (1870—1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20
Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации
в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25
Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31
Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина
«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33
Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39
Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39
Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса
русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42
Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45
Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48
Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51
Вариант уроков 10—11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55
Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58
Вариант уроков 11—12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60
Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62
Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко . ……………………………………..62
Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета
в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64
Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66
Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873—1924) …………………………………………………………....75
Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867—1942) ……………………...81
Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856—1909) ……………………………...88
Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880—1934) ………………………….....97
Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98
Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886—1921) ……………………………………………….100
Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889—1966) ………………………………………………104
Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887—1941) …………………………………………….117
Уроки 24—25. Сочинение …………………………………………………………………………….......122
Вариант уроков 24—25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123
Вариант уроков 24—25 (II). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129
Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138
Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138
Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142
Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145
Урок 29. «Во что веришь — то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147
Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150
Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152
Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153
Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154
Уроки 32—33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155
Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156
Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)
и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156
Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162
Урок 35. А. А. Блок (1880—1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162
Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164
Урок 37. «Это все — о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока…………………………… 171
Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175
Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178
Вариант уроков 38—39……………………………………………………………………………………182
Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194
Творчество С. А. Есенина……………………………………………………………………………….198
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207
Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210
Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215
Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.
Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893—1930)……………………………….215
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227
Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» …………………………………...234
Уроки 50—51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского …………..239
Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240
Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции ………………………240
Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» …………..242
Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»………………244
Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246
Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» ………………………………..246
Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») ………...249
Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»
и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251
Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254
Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» …………………………254
Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». . ………………………………258
Урок 59. Метафоричность художественного мышления
А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259
Уроки 60—61. Сочинение по произведениям
Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261
Вариант уроков 60—61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова………… 262
Приложение……………………………………………………………………………………………….262
Тест по урокам 1—2……………………………………………………………………………………… 262
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262
Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263
Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265
Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265
Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266
Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267
Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268
Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269
Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270
Ответы………………………………………………………………………………………………………274
Литература………………………………………………………………………………………………… 275
От авторов
Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие представляет собой подробные поурочные планы для первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками:
• Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просвещение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева.
• Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. (М.: Дрофа).
Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.
В книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Также приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.
данное пособие имеет автономный характер: в принципе, его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано автором, долгие годы преподававшим русскую литературу в школе, т. е. учитывает необходимость именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.
Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.
Примерная программа
Программные материалы
Литература начала ХХ века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала века, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп (2 ч).
Проза начала ХХ века
Иван Алексеевич Бунин (5 ч.). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Легкое дыхание», новеллы из сборника «Темные аллеи» (по выбору учащихся), повести: «Деревня» или «Суходол». Стихотворения, например: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Песня», «Ночь». Своеобразие лирического повествования И. А. Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня». Обращение И. А. Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.
Теория. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.
Александр Иванович Куприн (5 ч.). Рассказы: «Листригоны», «Allez!» «Гамбринус», «Изумруд» (по выбору учащихся). Повести: «Олеся», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору учащихся). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»).
Аркадий Тимофеевич Аверченко (2 ч.). Рассказы (по выбору учащихся). Журнал «Сатирикон» в русской периодике начала века. Своеобразие юмора Аверченко периода «Сатирикона» и «Нового Сатирикона». Резкое изменение тональности рассказов Аверченко после революции. «Смех сквозь слезы» в рассказах и очерках Аверченко (годы эмиграции). Традиции Гоголя и Чехова в прозе Аверченко.
Серебряный век русской литературы
Символизм (2 ч.). «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.
«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов (3 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Энциклопедическая образованность. Рационализм, отточенность образов и стиля. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Переводческая деятельность Брюсова.
Константин Дмитриевич Бальмонт (2 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»).
Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) (2 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм (1 ч.). Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.
Николай Степанович Гумилев (2 ч.). Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», Цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или другие стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Экзотика. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции.
Футуризм (1 ч.). Манифест футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Каменский). «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм.
Игорь Северянин (И. В. Лотарев) (1 ч.). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (по выбору учащихся). Поиски новых поэтических форм. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория. Представление о символизме, акмеизме, футуризме.
Максим Горький (8 ч.), «Фома Гордеев», «Мать», «На дне» (одно из произведений по выбору учителя). Публицистика (ряд статей). Литературные портреты (по выбору учащихся). Жизнь, творчество, личность (на материале автобиографических произведений). Раннее творчество. Суровая правда рассказов («Челкаш» и др.). Романтический пафос революционных песен, рассказа «Старуха Изергиль» и других произведений. Поэтическая условность и символика образов. «На дне». Социально-философская драма. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Литературный портретный очерк как жанр. Чтение и анализ одного из портретных очерков Горького. Публицистика. Памфлеты периода первой русской революции («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности» и др.). Публицистика первых лет революции («Несвоевременные мысли»). Публицистика последних лет «О том, как я учился писать» и др.). Роль Горького в судьбе русской литературы.
Теория. Жанр литературного портрета. Социально-философская драма как жанр драматургии.
Александр Александрович Блок (5 ч.). Стихотворения из книги «Стихи о Прекрасной Даме», «Незнакомка», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «На поле Куликовом», цикл «Кармен», «Скифы» (другие стихотворения по выбору учителя и учащихся), поэмы «Двенадцать», «Соловьиный сад» (обзор). Литературные, философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии В. Соловьева. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм. Тема России в поэзии Блока. «Соловьиный сад» и реальность бытия в творчестве поэта. Поэт и революция. Полемика вокруг поэмы «Двенадцать» в современном литературоведении. Влияние Блока на творчество русских поэтов ХХ века.
Теория. Развитие понятия «образ-символ». Лироэпическая поэма как жанр поэзии.
Новокрестьянские поэты (2 ч.). Николай Клюев. Стихотворения по выбору учителя и учащихся. Поэмы: «Погорельщина», «Песнь о Великой Матери». Сергей Клычков. Стихотворения. Петр Орешин. Стихотворения. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. Активизация интереса к художественному богатству славянского фольклора, наследию древней русской книжности. Группа «Краса». Н. Клюев и А. Блок. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией, художественные, социальные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Теория. Провидческая функция поэзии. Фольклоризм поэзии (закрепление понятия).
Сергей Александрович Есенин (5 ч.). Стихотворения: «Русь», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Я покинул родимый дом», «Я последний поэт деревни...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу...», «Заметался пожар голубой...», «Собаке Качалова», «Возвращение на родину», «Персидские мотивы» (другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поэмы «Анна Снегина», «Черный человек». Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как основная тема есенинского творчества. Народно-песенная основа есенинской поэтики. Цветопись в поэзии Есенина, сквозные образы есенинской лирики. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»). «Анна Снегина», лирическое и эпическое в поэме. Трагизм поэмы «Черный человек» и лирики последних лет жизни поэта. Влияние творчества Есенина на русскую поэзию ХХ века.
Теория. Имажинизм. Лирический стихотворный цикл, лирическая поэма. Биографическая основа лирических и лиро-эпических произведений.
Литература 20-х гг. (3 ч.)
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные группировки (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивизм, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).. Журналы («Красная новь», «На литературном посту» и др.).
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, З. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты- обэриуты).
Тема революции и гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А. Серафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи (Б. Пильняк. «Голый год», Б. Лавренев. «Ветер», Д. Фурманов. «Чапаев»). Интеллигенция в революции (В. Вересаев. «В тупике»).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи «Ностальгия»). Развитие жанра антиутопии в 20-е годы как свидетельство нарастающей тревога за будущее (Е. Замятин. «Мы», А. Платонов. «Чевенгур»).
«Возвращенная» публицистика: «Письма Луначарскому» В. Короленко, «Несвоевременные мысли» М. Горького. Гуманистический пафос публицистики. Тревога за судьбу человека в строящемся обществе.
Теория. Орнаментальная проза. Антиутопия. Утопия и антиутопия в художественной литературе.
Владимир Владимирович Маяковский (5 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся), например: «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервное», «Дешевая распродажа», «Сергею Есенину», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэмы: «Облако в штанах», «Во весь голос». Ранние поэмы: мотивы трагического одиночества, бунтарства, мечта о вселенской любви. Антивоенные мотивы в дооктябрьской поэзии Маяковского. Поэт и революция. Окна РОСТА. Октябрь в поэзии Маяковского. Новаторство лирико-политических поэм Маяковского. Особенности любовной лирики Маяковского. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Новаторство Маяковского-драматурга. Традиции Маяковского в русской поэзии ХХ века.
Теория. Тоническое стихосложение. Развитие понятия о рифме (рифма составная, рифма ассонансная). Развитие понятия о формах комического в литературе (гротеск, буффонада). Лирико-политическая поэма.
Литература 30-х — начала 40-х гг. (2 ч.)
Общий обзор с изучением монографических тем (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика общественно-политического развитая страны в 30-е годы; ее отражение в литературе и других видах искусства. Первый съезд советских писателей в его значение. Героизация революции и гражданской войны в литературе 30-х годов. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний, поэтизация социального идеала в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Катаева, В. Луговского и др. Новый герой и проблема отношение личности и общества в произведениях А. Макаренко, Ю. Крымова. А. Корнейчука, А. Арбузова. Трагедия и надежды поколения 30-х годов в «возвращенной» литературе (М. Булгаков, А. Платонов и др.).
Сатира в творчестве писателей 30-х годов: М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Проходева, Дм. Кедрина, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского.
Тема русской историй в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр I», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара» и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков (6 ч.). «Дни Турбиных», «Мастер и Маргарита» (по выбору). Жизнь, творчество, личность. Новаторство в темах, идеях, стилистике. Судьба произведений писателя. «Дни Турбиных» — пьеса по мотивам романа «Белая гвардия» о судьбах людей в революции. Трудная сценическая жизнь пьесы. Новаторство Булгакова-драматурга («Бег», «Кабала святош»). «Мастер и Маргарита». Необычность романа. Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм. Композиция романа. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой культурной традиции (Гете, Гофман, Гоголь). Проблема творчества и судьбы художника. Трагическая любовь героев романа; конфликт с окружающей пошлостью.
Теория. Разнообразие типов романа в русской литературе ХХ века. Традиции и новаторство в литературе (закрепление понятий).
Андрей Платонович Платонов (5 ч.). Повести и рассказы по выбору учителя и учащихся («Сокровенный человек», «Котлован», «Фро», «Впрок», «Возвращение» и др.). Высокий пафос и острая сатира в творчестве Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (Салтыков-Щедрин). Своеобразная стилистика произведений Платонова. Трудная судьба писателя.
Теория. Индивидуальный стиль писателя (закрепление понятия).
Алексей Николаевич Толстой (3 ч.). «Петр I». Тема русской истории в творчестве писателя. Образ Петра в романе. Проблема выдающейся личности и ее роль в судьбе страны. Художественное своеобразие романа. Экранизация романа.
Анна Андреевна Ахматова (4 ч.). Стихотворения: «Песни последней встречи», «Перед весной бывают дни такие...», «Заплаканная осень, как вдова...», «Мне ни к чему одические рати...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Приморский сонет», «Родная земля», «Муза» и др. (по выбору учителя и учащихся). Поэма «Реквием». Лирика Ахматовой. Глубина и яркость переживаний. Тема поэта и поэзии. Тема Пушкина. Тема Родины и гражданского мужества. Ахматова-переводчик. Своеобразие лирики Ахматовой. Особенности поэтики поэм Ахматовой. Трагизм поэмы «Реквием». Творчество А. А. Ахматовой и русская поэзия ХХ века.
Марина Ивановна Цветаева (3 ч.). Стихотворения. Поэмы (по выбору учителя и учащихся). Сложная судьба Цветаевой. Важнейшие темы творчества: любовь, верность высоким идеалам, Россия, вдохновенное творчество, прославление человека-труженика. Трагичность поэтического мира, определяемая трагичностью эпохи (революция, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Поэзия Цветаевой как напряженный монолог-исповедь. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля: «высокая простота», эволюция в сторону сближения с народным искусством («Царь-девица», стихи послереволюционных лет и др.), динамизм, выявление противостояния миров и их общечеловеческого единства.
Творческая работа Цветаевой-переводчика.
Николай Алексеевич Заболоцкий (1 ч.). Стихотворения. Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Тема жизненного подвига. Ритмическое своеобразие лирики поэта.
Михаил Александрович Шолохов (9 ч.). «Тихий Дон», «Поднятая целина». Жизнь, творчество, личность. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. Широта художественной панорамы. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое изображение гражданской войны. Яркость характеров и жизненных коллизий. Проблема гуманизма в романе. Женские судьбы. Специфика художественного строя романа. Язык прозы Шолохова. Полемика вокруг авторства. «Поднятая целина». История создания романа. Отражение противоречий коллективизации. Герои романа и их судьбы. Юмор в произведении. Мастерство портретных и пейзажных зарисовок. Восприятие романа сегодня.
Теория. Роман-эпопея (закрепление понятия).
Литература периода Великой Отечественной войны. Обзор (3 ч.)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы: «Зоя» М. Алигер «Лиза Чайкина» и «Двадцать восемь» М. Светлова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, А. Корнейчука, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон».
Литература 50—80-х гг. Обзор (5 ч.)
Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева, и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Боков, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, Н. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.
«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, В. Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений. «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, Р. Гуль, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, З. Гиппиус, Д. Мережковский и др.). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; мелодическое богатство, современная ритмика и инструментировка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима, А. Дольского, И. Талькова, В. Цоя и др.
Классические и современные произведения советской фантастики (А. Беляев, И. Ефремов, К. Булычев и др.).
Александр Трифонович Твардовский (4 ч.). Стихотворения. Поэмы: «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью — даль», «Теркин на том свете», «По праву памяти». Размышления о настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта.
Поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин»: обзор с учетом изученного ранее. Оценка событий первых лет советской власти и периода коллективизации в «Стране Муравии». Народный подвиг, самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.
«Теркин на том свете» — поэма-сказка. Поэма-сатира. Осмеяние уродливости бюрократизма, формализма, казенщины и рутины. Поэмы «За далью — даль» и «По праву памяти» — поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. Лирика и публицистика в поэмах. Пафос трудовых будней, размышления о судьбе народа, страны. А. Т. Твардовский — редактор «Нового мира». Некрасовские традиции в поэзии Твардовского.
Борис Пастернак (4 ч.). Стихотворения. Например: «Про эти стихи», «Любить иных — тяжелый крест», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Июль», «Снег идет», «На ранних поездах», стихотворения из романа «Доктор Живаго». Роман «Доктор Живаго» (обзор). Тема поэта и поэзии в творчестве Б. Пастернака. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы. Тема интеллигенции и революции и ее решение в романе «Доктор Живаго». Живаго и его оппоненты. Женские образы в романе. Мемуарная проза Пастернака («Охранная грамота»).
Александр Исаевич Солженицын (4 ч.). «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Архипелаг ГУЛАГ» (фрагменты), «Как нам обустроить Россию», другие произведения (по выбору учителя и учащихся). Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Ответственность народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Органическое единство художественного и публицистического в произведениях А. И. Солженицына.
Теория. Публицистичность художественного произведения.
Литература 1970-х-90-х (10 ч.)
Федор Александрович Абрамов. Тетралогия. «Пряслины»: «Две зимы и три лета», «Братья и сестры», «Пути-перепутья», «Дом». Повесть «Поездка в прошлое». (Один из романов или повесть.) Тема русской деревни, ее сложной судьбы. Семья Пряслиных как типичная крестьянская семья, сохраняющая лучшие народные черты.
Чингиз Айтматов. «И дольше века длится день...». Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление проблемы технического прогресса и необратимого вмешательства в жизнь природы. Поиски гармонии, равновесия. Тема исторической памяти народа. Мифы и легенды в реалистической ткани романа:
Виктор Петрович Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору.) Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров как главная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору). Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем романа «Живи и помни» с традициями русской классики.
Литература на современном этапе (5 ч.)
Общий обзор произведений последних десятилетий.
Проза: В. Белов, А. Битов, Ю. Бондарев, Б. Можаев, С. Залыгин, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Толстая и др.
Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский и др.
Литература Русского зарубежья последних лет (3 ч.)
В. Максимов, Г. Владимов, Н. Коржавин, И. Бродский, В. Аксенов, С. Довлатов, В. Войнович, Саша Соколов и др.
Из зарубежной литературы (6 ч.)
Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся).«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория. Парадокс как художественный прием.
Эрих Мария Ремарк «Три товарища» (обзор). Э.-М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов; психологический подтекст).
Теория. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Повторение изученного (8 ч.)
Общая характеристика эпохи
Урок 1. Россия рубежа ХIХ—ХХ веков.
Историко-культурная ситуация
Цель урока: показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца ХIХ — начала ХХ вв. с историческими процессами в стране и в мире.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.
Ход урока
I. Вводная беседа
Задание: записать основные положения лекции.
На рубеже ХIХ—ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот рубеж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, не устойчивости, упадка, конца истории.
— Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале ХХ века?
(Россия пережила три революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904—1905 гг., Первую мировую войну 1914—1918 гг., гражданскую войну.)
— Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в нашей стране в это время.
(Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты, программы перестройки: сверху средствами «самых исключительных законов», приводящих к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей (...), какого еще не видела история (П. А. Столыпин), и «снизу», путем ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией (В. И. Ленин). Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учреждение думы. Средствами второго — теоретическая подготовка революции и террор.)
— Сопоставьте время, в которое живем мы, со временем рубежа ХIХ—ХХ веков.
(Общее: сложность общественных процессов; перемены и перестройка во всех областях жизни; неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей; попытки изменить страну, с одной стороны, путем реформ и, с другой стороны, навязать свою волю путем насильственным (терроризм).
Рубеж веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания.)
— Какие наиболее важные научные открытия в области естествознания были сделаны в это время?
(Открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи.)
II. Лекция учителя
Естествознание ХIХ века постигло, казалось, почти все тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в силу человеческого разума, в возможность и необходимость покорения природы (вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»). Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поискам иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.
Научные открытия явились основой сдвига в общественном сознании. Очевидной была неудовлетворенность рационально-позитивистскими основами духовной жизни. Как считал философ Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не следующий период истории, а нечто совершенно новое — либо время одичания и упадка, либо время нового варварства; между концом старого и началом нового нет связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».
О том, как воспринималось и оценивалось это время, можно судить по названиям популярных тогда книг «Вырождение» (1896) М. Нордау «Закат Европы» (1918—1922) О. Шпенглера, по интересу к «философии пессимизма», у истоков которой стоял А. Шопенгауэр. Нордау писал: «Целый период истории, видимо, приходит к концу и начинается новый. Все традиции подорваны, и между вчерашним и завтрашним днем не видно связующего звена... Господствовавшие до сих пор воззрения исчезли или изгнаны, как свергнутые с престола короли...»
Поэт и философ Д. С. Мережковский еще в 1893 году в работе «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни: «Наше время должно определить двумя противоположными чертами — это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа. Мы присутствуем при великой многозначительной борьбе двух взглядов на жизнь, двух диаметрально противоположных миросозерцаний. Последние требования религиозного чувства сталкиваются с последними выводами опытных знаний».
В работе «Конец века» (1905) Л. Н. Толстой отмечал: «Век и конец века на евангельском языке не означает конца в начала столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей».
В поисках объяснения происходящих в обществе процессов все чаще становились обращения к религиозной мысли: «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов, рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы новых научно-философских и религиозных исканий». (Волынский А. Книга вели кого гнева. 1904).
С другой стороны, оптимистично предчувствовалась неизбежность перемен, которые (в конечном итоге) окажутся благотворными для человечества: «Новый век — воистину будет веком духовного обновления. (...) Множество погибнет людей, но еще больше родит их земля, и — в конце концов — одолеет красота, справедливость, победят лучшие стремления человека» (Горький М. Письмо К. П. Пятницкому. 1901).
Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Позднее (1949) философ Н. Бердяев так охарактеризовал это время русского культурного ренессанса: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям Ф. Ницше сего обличениями христианства как помехи на пути личности к ее сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о «воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры совести учат кусать других», «падающего — толкни».
Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за ним до конца. Для русской религиозной мысли ницшеанство — это упадок, декаданс европейской философии, предмет для критического анализа. Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути соединения его с языческой «радостью»: «Мы переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс языческий. Явления Ницше на Западе и у нас Розанова, возрождение Диониса в современном искусстве, наш мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к освящению плоти — все это указывает на двойственность нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий, умерший на кресте, но и бог Пан, бог стихии земной, бог сладострастной жизни, в древняя богиня Афродита, богиня пластической красоты и земной любви», — писал Н. Бердяев («О новом религиозном сознании», 1905).
«Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции) не принимало капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и идеи социализма, в котором виделись закономерное продолжение капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры» (Н. Бердяев). Культуре же придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература призвана была стать теургической (теург — бог, заклинатель, посвященный), должна была явиться способом установления мировой гармонии, способом постижения истины. Как писал В. Иванов, «жрецы и поэты были одно и то же».
Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен, «переоценки ценностей» свидетельствуют прежде всего о напряженном поиске новых путей в искусстве и общественной мысли, об оживлении религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о качественно новом взгляде на мир как на единое культурное поле.
Домашнее задание
1. Прочитать вводные статьи учебника литературы (характеристика литературного процесса рубежа веков); дополнить конспект лекции.
2. Подготовить небольшие сообщения о те музыке, живописи, архитектуре рубежа веков (по желанию и выбору учащихся).
Урок 2. Русская литература на рубеже веков
Цели урока: дать представления о тенденциях русской литературы конца ХIХ — начала ХХ вв.; дать толкования понятиям «серебряный век», «модернизм», «декаданс».
Оборудование урока: репродукции картин М. Врубеля, М. Нестерова, В. Серова, других художников рубежа веков; книги «Стиль модерн», «Артнуво» и т. п.
Методические приемы: беседа по вопросам домашнего задания (закрепление изученного); работа над конспектом лекции; сообщения учащихся; лекция учителя.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
— Какие явления социальной и культурной жизни повлияли на развитие литературы?
— Как эти явления осознавались философами? Охарактеризуйте основные направления философской мысли.
— Что объединяло различные направления литературы, искусства, философии?
2. Слушаем сообщения учеников об искусстве рубежа веков.
II. Лекция учителя
Задание: законспектировать основные положения лекции. Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Это определение введено в 1933 г. Н. А. Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т. е. ХIX столетие он назвал отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы стиснутые в три десятилетия явления» — «серебряным веком». Содержание этого определения претерпело значительные изменения. Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической культуры творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся художников. Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом — к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков». Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями — символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.
Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале ХХ века продолжались и развивались традиции реалистической литературы; еще жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов — их художественные достижения и открытия, отразившие новую историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не только русской, но и мировой литературы. В это время создавали свои произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие писатели-реалисты. Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. В отличие от реалистической эстетики ХIХ века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя — носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии. Новый реализм ориентировался, в то же время, на русскую литературную классику, прежде всего на творческое наследие Пушкина.
В связи с развитием марксизма в России возникло направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. «Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям.
Понятие «серебряный век» связано прежде всего с модернистскими течениями. Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику — роль теурга, прорицателя, пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления. Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства (демонстрируем иллюстрации или слайды — образцы модернизма в различных видах искусства).
В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»). декаданс как тип сознания характеризуется настроениями пассивности, безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний. Примером выражения таких настроений могут служить строки К. Бальмонта:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.
Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому пафосу возрождения человечества.
Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Такая установка была чужда писателям-реалистам. Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными литературными направлениями — реализмом и модернизмом — характерна для литературной жизни рубежа веков. Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство реализма и модернизма.
Вообще споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже внелитературное значение.
Если модернисты верили в божественную, преобразующую, творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с пророками, то их оппоненты резко критиковали такую позицию. «Чистому искусству» противопоставлено было искусство «полезное». В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному индивидуализму»: литература «не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела». Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов, вне его эстетических взглядов, традиций. Сама литература понимается как «дело» (вслед за революционными демократами), как форма агитации и пропаганды. Литература, таким образом, должна была стать придатком политики, орудием борьбы, управляемым «винтиком» «одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса». О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Против идеи «партийной организации литературы» тогда же, в 1905 г., выступили В. Брюсов («...поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, — вы враги прогресса, вы наши враги»), Д. Философов, увидевший в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности».
Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы. Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из родной страны. Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.
Однако Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.
Домашнее задание
1. В чем вы видите роль искусства? Изменилась ли эта роль в наше время?
2. Доработать конспект лекции.
3. Прочитать рассказ И. А. Бунина «Антоновские яблоки».
4. Индивидуальное задание: подготовить доклад по биографии И. А. Бунина.
Дополнительные материалы для учителя
Школьная программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому, приступая к ее изучению, назовем здесь хотя бы некоторые имена, которые должны быть узнаваемы современным образованным человеком.
Реалисты
Андреев Леонид Николаевич (1871—1919)
Арцыбашев Михаил Петрович (1878—1927)
Бунин Иван Алексеевич (1870—1953)
Вересаев (Смидович) Викентий Викентьевич (1867—1945)
Горький Максим (Алексей Максимович Пешков) (1868—1936)
Зайцев Борис Константинович (1881—1972)
Замятин Евгений Иванович (1884—1937)
Короленко Владимир Галактионович (1853—1921)
Куприн Александр Иванович (1870—1938)
Ремизов Алексей Михайлович (1877—1957)
Толстой Алексей Николаевич (1882—1945)
Толстой Лев Николаевич (1828—1910)
Чехов Антон Павлович (1860—1904)
Шмелев Иван Сергеевич (1873—1950)
Символисты
Декаденты
Гиппиус Зинаида Николаевна (1869 —1945)
Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866— 1941)
Минский Н. (Николай Максимилианович Виленкин) (1855—1937)
«Старшие символисты»
Балтрушайтис Юргис Казимирович (1873—1944)
Брюсов Валерий Яковлевич (1873—1924)
Бальмонт Константин Дмитриевич (1867—1942)
Сологуб Федор (Федор Кузьмич Тетерников) (1863—1927)
Кузмин Михаил Алексеевич (1875—1936)
«Младшие символисты»
Белый Андрей (Борис Николаевич Бугаев) (1880—1934)
Блок Александр Александрович (1880—1921)
Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)
Акмеисты («Цех поэтов»)
Ахматова Анна Андреевна (Горенко) (1889—1966)
Адамович Георгий Викторович (1892—1972)
Гумилев Николай Степанович (1886—192 1)
Городецкий Сергей Митрофанович (1884—1967)
Зенкевич Михаил Александрович (1891—1973)
Иванов Георгий Владимирович (1894—1958)
Лозинский Михаил Леонидович (1886—1955)
Мандельштам Осип Эмильевич (1891—1938)
Нарбут Владимир Иванович (1888—1938)
Футуристы («будетляне»), кубофутуристы («Гилея»)
Бурлюк Давид Давидович (1882—1967)
Каменский Василий Васильевич (1884—1961)
Крученых Алексей Елисеевич (1886—1968)
Лившиц Бенедикт Константинович (1887—1939)
Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930)
Хлебников Велимир (Виктор Владимирович Хлебников) (1885—1922)
Эго-футуристы
Олимпов Константин Константинович (Фофанов) (1889—1940)
Северянин Игорь (Игорь Васильевич Лотарев) (1887—1941)
«Новокрестьянские» поэты
Есенин Сергей Александрович (1895—1925)
Клюев Николай Алексеевич (1884—1937)
Клычков Сергей Антонович (Лешенков) (1889—1940)
Орешин Петр Васильевич (1887—1938)
Ширяевец Александр Васильевич (Абрамов) (1887—1924)
Имажинисты («Мезонин поэзии»)
Грузинов Иван Васильевич (1893—1942)
Есенин Сергей Александрович (1895—1925)
Мариенгоф Анатолий Борисович (1897—1962)
Рюрик Ивнев (Михаил Александрович Ковалев) (1891—198 1)
Шершеневич Вадим Габриэлович (1893— 1942)
Сатирическая литература («сатириконцы»)
Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881—1925)
Агнивцев Николай Алексеевич (1888—1932)
Доктор Фрикен (Самуил Яковлевич Маршак) (1887—1964)
Дон Аминадо (Аминад Петрович Шполянский) (1888—1957)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1876—1952)
Черный Саша (Александр Михайлович Гликберг) (1880—1932)
Писатели, не входившие в литературные группировки
Анненский Иннокентий Федорович (1855—1909)
Амфитеатров Александр Валентинович (1862—1938)
Волошин Максимилиан Александрович (1877—1932)
К. Р. (Великий князь Константин Константинович) (1858—1915)
Пастернак Борис Леонидович (1890—1960)
Розанов Василий Васильевич (1856—1919)
Садовской Борис Александрович (Садовский) (1881—1952)
Слезкин Юрий Львович (1885—1947)
Ходасевич Владислав Фелицианович (1886—1939)
Цветаева Марина Ивановна (1892—1941)
Черубина де Габриак (Васильева Елизавета Ивановна) (1887—1928)
Чулков Георгий Иванович (1879—1939)
Литературные критики
Боровский Вацлав Вацлавович (1871—1923)
Волынский Аким Львович (Флексер) (1863—1926)
Иванов-Разумник (Разумник Васильевич Иванов) (1878—1946)
Луначарский Антон Васильевич (1875—1933)
Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918)
Чуковский Корней Иванович (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882—1969)
Шкловский Виктор Борисович (1893—1984).
Эйхенбаум Борис Михайлович (1886—1959)
Тест по урокам 1—2 — см. Приложение в конце книги.
Творчество И. А. Бунина
Урок 3. И. А. Бунин (1870—1953). Очерк жизни и творчества
«Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки»
Цели урока: дать краткий обзор жизненного и творческого пути Бунина; показать своеобразие стиля Бунина на примере анализа рассказа «Антоновские яблоки».
Оборудование урока: портрет И. А. Бунина; репродукции картин импрессионистов.
Методические приемы: лекция учителя, сообщения учеников, анализ рассказа.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам:
— Каково значение термина «Серебряный век»?
— Какие направления играли ведущую роль в литературе рубежа веков?
— Каковы причины эстетического размежевания этих направлений?
2. Дискуссия о роли искусства.
II. Сообщение-доклад учителя по биографии Бунина
Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский.
Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь традициями культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.
Бунин никогда не брал на себя роль пророка; его произведения, проникнутые тревогой за судьбу России, — это честный, глубокий анализ. «Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности; я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни символистом, ни романтиком, ни реалистом; … я мало вращался в литературной среде. Я много жил в деревне, много путешествовал по России и за границей: в Италии, в Турции, на Балканах, в Греции, в Палестине, в Египте, в Алжире... Я, как сказал Саади, «стремился обозреть лицо мира и оставить в нем чекан души своей», меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические...», — писал он в автобиографии. Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительности. Как писал Б. Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».
Из воспоминаний Г. В. Адамовича: «У Бунина ум светился в каждом его слове, и обаяние его этим усиливалось. А обаятелен он бывал, как никто, когда хотел, когда благоволил быть обаятельным. Но даже не это было важно. Важно было, что его словами, о любой мелочи, говорило то огромное, высокое, то лучшее, что у нас было: дух и голос русской литературы».
Литературные заслуги писателя были высоко оценены уже его современниками: ему были присуждены две Пушкинские премии Российской Академии наук (1903 и 1909), Бунин был избран почетным академиком Российской Академии наук по разряду изящной словесности (1909), в 1911 и 1915 гг. он был удостоен Золотых Пушкинских медалей. Уже в эмиграции, в 1933 году первым из русских писателей Бунин получил Нобелевскую премию.
Более чем шестидесятилетняя писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.
III. Беседа по прочитанному
Ностальгией проникнут и один из шедевров Бунина, написанный на рубеже веков, в 1900 году,— рассказ «Антоновские яблоки».
— О чем этот рассказ? Каков его сюжет?
Вопрос вызывает определенные затруднения. О чем рассказ? Об осени об антоновских яблоках, о воспоминаниях... Рассказ вызывал недоумение у критиков-современников Бунина — «описывает все, что попадается по руку». Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это, скорее, рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле «Антоновские яблоки» можно считать произведением импрессионистским, произведением, остановившим и запечатлевшим мгновения.
Информация для учителя
Импрессионизм — направление в искусстве, прежде всего изобразительном. Возник во Франции в 1860-е годы. Живопись — Мане, Ренуар, Дега; в России — Коровин, Грабарь; скульптура — Роден; музыка — Дебюсси, Равель. Для импрессионизма характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости.
— Какие традиции русской литературы развивает Бунин в этом рассказе?
(Корни рассказа — в толще русских литературных традиций. Одно из характерных свойств русской литературы — за внешне простым, незначительным увидеть сложное, важное, дорогое. Таковы описания Гоголя (вспомним «Старосветских помещиков»), Тургенева («Дворянское гнездо»), Толстого (трилогия «Детство. Отрочество. Юность»). В рассказе можно увидеть черты мемуарного, биографического очерка. В передаче тонких настроений, психологических нюансов — тоже традиции русской классической литературы.)
— Как организовано повествование?
(Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, как ретроспектива. Повествование ведется от первого лица: «Вспоминается мне ранняя погожая осень»; «Вспоминается мне урожайный год»; «помню»; «как сейчас вижу»; «Вот я вижу себя снова в деревне...». Глаголы употребляются чаще всего в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях («Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег»; «Всюду сильно пахнет яблоками...»; «Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дров трещат и стреляют»). Иногда глаголы стоят во втором лице единственного числа — таким образом читатель вовлекается в действие: «...распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь — велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»; «Войдешь дом и прежде всего услышишь запах яблок…».)
— Что является предметом воспоминаний? Приведите примеры.
(Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например, праздничный день (гл. I). Вот «молодая старостиха, беременная, широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова. На голове её «рога», — косы положены по бокам макушки и покрыты несколькими платками, так что голова кажется огромной; ноги, в полусапожках с подковками, стоят тупо и крепко; безрукавка — плисовая, занавеска длинная, а понева — черно-лиловая с полосами кирпичного цвета и обложенная на подоле широким золотым «прозументом». Здесь сравнение с коровой вовсе не оскорбительно. Это «хозяйственная бабочка», основательная, крепкая, ладная, нарисована она так ярко, нарядно, подробно, живо, как будто сошла с картины.)
Вот описание охоты: «Народу много — все люди загорелые, с обветренными лицами... А на дворе трубит рог и забывают на разные голоса собаки... Я сейчас еще чувствую, как жадно и емко дышала молодая грудь холодом ясного и сырого дня под вечер, когда, бывало, едешь с шумной ватагой Арсения Семеныча, возбужденный музыкальным гамом собак, брошенных в чернолесье, в какой-нибудь Красный Бугор или Гремячий Остров, уже одним своим названием волнующий охотника... Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги»… (гл. III). Словно сам участвуешь в этой охоте, словно сам оказываешься в заколдованном лесу.
Все, что относится к прошлому, будь то барский дом, или крестьянский двор, или дерево, или столетний старик Панкрат, имеет какой-то мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.)
— Как достигается эффект присутствия читателя в описываемых картинах?
(Мы уже отмечали грамматические приемы (употребление глаголов настоящего времени, глаголов 2-го лица ед. числа). Кроме того, Бунин мастерски передает звуки, запахи, цвета окружающего мира. Очень сальна память запахов: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб» — а с ним угасает и прежний уклад жизни. «Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою — эффект усиливается яркой звукописью. Аллитерации создают впечатления, что мы и впрямь слышим, как, например, шуршат листья под ногами: Шурша по сухой листве, как слепой, доберешься до шалаша».
А вот запах «дедовских книг в толстых кожаных переплетах, с золотыми звездочками на сафьянных корешках. Славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами…». К обонятельным ощущениям добавляются осязательные («толстая, шершавая бумага»). Мы видим мельчайшие подробности — даже золотые звездочки на корешках книг — и словно окунаемся в прошлое.)
— Какова интонация рассказа? Как она меняется на протяжении рассказа?
(Общая интонация «Антоновских яблок» элегическая. Это изображение угасания, умирания «дворянских гнезд» (вспомним «Вишневый сад» Чехова). Начало рассказа полно радостной бодрости: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!». Постепенно интонация становится ностальгической: «За последние годы одно поддерживало угасающий дух помещиков — охота»; «...понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска…». И, наконец, в описании поздней осени и предзимья — грусть. Песня «на каком-нибудь глухом хуторе» звучит «с грустной, безнадежной удалью».)
IV. Слово учителя
Обостренность восприятия, чуткость, зоркость — источник удивительных подробностей, наблюдений, сравнений, наполняющих произведения Бунина. Эти подробности не просто фон повествования, они и есть главное. Все земное, все живое во множестве своих проявлений, раздробленное на отдельные запахи, звуки, краски — самостоятельный предмет изображения у Бунина, наводящий на мысли о неразрывном единстве человека и природы. Удивительно, что и в эмиграции, через много лет Бунин сохранил свежесть ощущений, наблюдений, как будто пережил, прочувствовал то, что описывает, только сейчас. Настоящее писатель показывает в неразрывной связи с прошлым — в этом поэтичность, которой овеяны и «Антоновские яблоки» и многие другие бунинские произведения. А в поэтизации прошлого и заложен глубокий общечеловеческий смысл.
«Кто хочет читать и разуметь Бунина, тот должен почуять эту атмосферу русской усадьбы и уловить ее сложившееся за девятнадцатый век духовное наследие: этот дух скептического просвещения, офранцуженного аристократизма; эту струю небо-опустошающего вольтерьянства, с его замечательной зоркостью к злому началу в человеке, с его особою подслеповатостью к божественному началу добра; этот тонкий аромат разочарованного байронизма, с его мрачной и горделивой, но пустоватой проблематикой и с вечной тягой к вольнодумству; эту ширину души, совмещающую мысль со страстью, барское гостеприимство, охоту и кутеж с народническим толстовством, а толстовскую мораль с вечною жаждой чувственного, и умственного, и созерцательного наслаждения, и с действительным умением наслаждаться; эту близость к природе — и к сумасшедшим метелям, и к пышным листопадам, и к нещадному солнцу, и к этой душемутительной откровенности скотного двора; этот чуткий и чистосердечный подход к крестьянству, полный того обостренного интереса и дивования, который характеризует процесс национального самосознания, ибо поистине русская художественная литература, воспринимая и живописуя душу русского крестьянина, совершала акт национального самопознания и самоутверждения.
Крестьянская, простонародно-всенародная стихия — вот, наряду с усадьбой, второй исток творчества Бунина. В эту стихию он вжился во всей ее первоначальности; он принял в себя весь ее первобытный отстой, с его многовековою горечью, с его крепкой ядреностью, с его соленым юмором, с его наивной неопределенно-татарской жестокостью, с его тягою к несытому посяганию. Но крестьянская стихия не дала ему ограничиться этим: она заставила его принять в свою душу и кое-что из тех сокровенных залежей мудрости и доброты, свободы и богосозерцания, которые образуют самую субстанцию русского народного духа» [link] Крупчанов А. Л. В. В. Маяковский // Русская литература XIX-XX веков: Учебное пособие для поступающих в вузы: В 2 т. М., Т.2. С. 119 —121.
278