[pic]
[pic]
[pic]
Составитель:
Суязова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
[pic]
п.г.т. Каменка, 2014
Предлагаемое пособие представляет собой справочник по русскому языку, который позволит выпускникам 9-х классов подготовиться к новой форме итоговой аттестации (II часть – тестовые задания) и хорошо их выполнить.
Материал расположен в том же порядке, как и задания в КИМах по русскому языку.
Пособие предназначено для учителей русского языка, учащихся общеобразовательных учреждений и может быть использовано для самостоятельной подготовки выпускников.
Особое внимание обращено на задание 3: предложенный материал поможет в работе над сочинением 15.1.
Оглавление
задания Название задания
страница
3
Средства выразительности:
1) фонетические………………………………………………………………….....
2) лексические ………………………………………………………………............
3) синтаксические…………………………………………………............................
4) морфологические ………………………………………………………………..
5) выразительные средства словообразования……………………………………
6) графические средства выразительности…………………………………….....
5
5
14
21
23
23
4
Правописание приставок
Неизменяемые на письме приставки
Приставки на – З, -С
Приставки, зависящие от смысла (ПРЕ-, ПРИ-)
Приставки, которые зависят от ударения
Приставки, которые пишутся через дефис
24
5
Правописание суффиксов:
1) НН-Н………………………………………………………………………………
2) правописание суффиксов имён существительных …………………………….
3) правописание суффиксов имён прилагательных ………………………………
4) правописание суффиксов глаголов……………………………………………...
5) правописание суффиксов наречий ……………………………………………...
27
28
29
29
29
6
Замена разговорного (просторечного) слова нейтральным синонимом ………..
31
7
Подчинительная связь в словосочетании. Замена одного словосочетания другим………………………………………………………………………………..
32
8
Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) ………………
33
9
Осложнённое предложение:
1) однородные члены……………………………………………………………….
2) обособленные и необособленные определение ………………………………..
3) приложение ………………………………………………………………………
4) обособленные обстоятельства …………………………………………………..
5) обособленные дополнения ………………………………………………………
6) уточняющие члены предложения ……………………………………………….
7) пояснительные конструкции ……………………………………………………
8) присоединительные конструкции ……………………………………………….
9) сравнительный оборот …………………………………………………………...
35
35
36
37
37
38
38
38
38
10
Вводные слова, словосочетания, вставные конструкции. Обращение
40
11
Смотреть задание 8
33
12
Сложные предложения:
1) виды сложных предложений. Сочинительные и подчинительные союзы…..
2) знаки препинания в сложносочиненном предложении ……………………….
3) придаточные предложения……………………………………………………..
4) обстоятельственные придаточные ……………………………………………..
5) знаки препинания в сложноподчиненном предложении………………………
43
44
44
45
45
13
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Подчинение придаточных …………………………………………………………
47
14
Сложные предложения с разными видами связи
47
Сложные бессоюзные предложения
47
на всякий случай
1) Правописание букв О-Е-Ё после шипящих и Ц ……………………………..
2) Чередующиеся гласные в корне слова ………………………………………….
3) Правописание И-Ы после Ц ……………………………………………………..
4) Правописание Ъ и Ь ……………………………………………………………...
5) Правописание сложных существительных с корнем ПОЛ-, ПОЛУ-…………
6) Дефисное написание слов ………………………………………………………
7) Правописание НЕ с разными частями речи……………………………………
8) Правописание личных окончаний глаголов ……………………………………
49
49
50
50
50
51
51
53
Список литературы
54
ЗАДАНИЕ 3
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
1. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. 2. Фразеологизмы.
3. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (просторечные слова, разговорная лексика),
в том числе и диалектизмы,
профессионализмы,
историзмы,
архаизмы,
неологизмы ,
термины
4. Тематические группы:
- общественно-политическая лексика,
- лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, психологии,
- военная терминология и т.п.
____________________________________
ТРОПЫ
эпитет (образное определение),
сравнение (сопоставление одного явления или понятия с другим),
метафора (переносное значение на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку),
олицетворение (перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия),
метонимия (перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности),
синекдоха (перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними),
перифраз (описательное выражение, которое употребляется вместо какого-то слова или словосочетания),
гипербола (преувеличение),
литота (преуменьшение),
ирония (употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. За внешне положительной оценкой скрывается насмешка),
сарказм (едкая ирония)
1. «специальные» выразительные средства
(стилистические ПРИЁМЫ – фигуры):
риторический вопрос (выражение утверждения в вопросительной форме),
риторическое восклицание (выражение утверждения в восклицательной форме),
риторическое обращение (служит не столько для называния адресата, сколько для выражения отношения к тому, о чём говорится в тексте),
анафора (единоначатие)
эпифора (повторение слова или группы слов в конце строк, строф или предложений),
подхват (повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи: Серпилин молчал. Молчал и думал…),
синтаксический параллелизм (сходное построение предложений),
многосоюзие (полисиндетон),
бессоюзие (асиндетон),
эллипсис (намеренный пропуск какого-либо члена предложения или части предложения: В твоих садах – цветы, в моих – печаль),
инверсия (обратный порядок слов в предложении),
парцелляция (вычленение),
градация (расположение слов, предложений в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака),
антитеза (противопоставление понятий, положений, образов),
оксюморон (соединение несовместимых понятий, как правило, противоречащих друг другу: горькая радость, шумит тишина),
именительный темы (Москва! как много в этом звуке…),
умолчание (автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателям догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль),
вопросно-ответное единство (автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает),
Примечание:
Повтор (позиционно-лексический повтор, лексический повтор) – это стилистическая фигура, состоящая в повторении какого-либо члена предложения (слова), части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание.
Разновидностями повтора являются анафора, эпифора, подхват.
«неспециальные» средства:
1. синтаксическая структура предложений
(однородные члены предложения, односоставные предложения, неполные предложения, распространенные или нераспространенные предложения, вводные слова и словосочетания, обособленные члены предложения),
2. восклицательные предложения,
3. вопросительные предложения,
4. сравнительные придаточные,
5. цитирование,
6. разные ФОРМЫ РЕЧИ: диалог, монолог, “скрытый” диалог, прямая речь
Выразительные средства фонетики
Звукопись - художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира: свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.д.
Звукопись:
1) ассонанс
2) аллитерация
термин значение
примеры
примечание
ассонанс
(с франц. - созвучие) повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, усиливает выразительность поэтической речи
1. Весна - без конца и краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь,принимаю…
(А.Блок)
2. И веют древними поверьями
ее упругие шелка.
(А.Блок)
1 .Повторение широкого, открытого гласного звука
< А> как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленной к весне, к мечте.
2. Повторение узкого, закрытого гласного <Э> усиливает таинственность, загадочность героини стихотворения.
аллитерация
Повторение в художественном тексте, чаще поэтическом, согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи.
1. Полночной порою
В болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К.Бальмонт)
2.Люблю грозу
в начале мая,
когда весенний
первый гром,
как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом
(Ф.И. Тютчев)
1. Скопление <ч>, <ш> передают шелест, шорох камышей.
Повторение <р> ,<з> <гр> помогает воспроизвести звучание громовых раскатов, создает звуковой образ начинающейся грозы.
Звукоподра-
жание
Звукоподра-
жательные слова
Передача слуховых впечатлений словами, напоминающими звучание передаваемых явлений слова, по своему звуковому оформлению являющиеся воспроизве-
дением рефлективных восклицаний людей, звуков и криков, издаваемых животными, птицами, звуков явлений природы, звуков, издава-
емых предметами и отличающихся от междометий, т.к. не выражают ни чувств, ни волеизъявлений
Из кузницы доносилось: «Дон - дон - ди - линь - дилинь...»
(В.Шукшин)
мяу - мяу,
ква - ква,
ку - ку.
Слова «дон - дон - дилинь - дилинь» воспроизводят звук молота, опускающегося на наковальню.
Лексические средства выразительности
«Специальные « средства, то есть ТРОПЫ Эпитет
постоянный
эпитет
(от греческого – приложение) - образное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, предмет, явление или действие с субъективных позиций автора, отличается от простого определения художественной выразительностью
Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое
1 .Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы
молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши.
(К.Бальмонт)
2.Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые Блестят, облитые росой
Море синее,
Тучи черные.
Добрый молодец,
Зелена трава,
Красна девица
1.Слова болотная (глушь), белые (лилии) являются простыми определениями. Они только называют реальный признак предмета. Слова побледневшие, нежно-стыдливые, молчаливые передают то, каким видит этот предмет автор, какие образы возникают у него при взгляде на эти предметы. Эти определения обладают художественной выразительностью.
2.Определения золотые (тучи), отдыхающая (земля), просторные, немые (поля), облитые росой (поля) - это эпитеты. В них мы найдем отзвуки других выразительных средств золотые - метафора, отдыхающая (земля) -олицетворение
1) Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.
2) Эпитеты помогают ФИО передать состояние природы, её звуки, своё впечатление от увиденного.
3) Эпитет создаёт зримый [link] использован материал из книги: «Русский язык: Государственная итоговая аттестация. 2012 г. Изложение. Сочинение: учебное пособие / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, О.А.Сунцова. – Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2012»