[link] А.А. Есть на Волге утес, диким мохом оброс Он с вершины до самого края; И стоит сотни лет, только мохом одет, Ни нужды, ни заботы не зная. На вершине его не растет ничего, Только ветер свободный гуляет, Да могучий орел свой притон там завел. И на нем свои жертвы терзает. Утес Стеньки Разина на Волге [pic] [pic] Это стихотворение, ставшее, впоследствии, песней было написано Навроцким Александром Александрович (1839—1914) выходцем из дворян Московской губернии, генерал-лейтенантом, крупным чиновником военно-судебного ведомства. Перу Навроцкого принадлежат исторические баллады, драмы в стихах, романы, рассказы, очерки, статьи. Наиболее значительное место в его творчестве занимают своего рода стихотворные иллюстрации к наиболее ярким персонажам и эпизодам русской истории. Стихотворения и стихотворные драмы Навроцкого («Патриарх Гермоген», «Ермак», «Патриарх Никон») написаны на сюжеты главным образом древнерусской истории, эпохи Смутного времени и раскола. Навроцкий А.А. [pic]
В творчестве Навроцкого выделяются стихотворение «Утёс Стеньки Разина» («Есть на Волге утёс…»; написано в 1864 году, опубликовано в 1870 году) и драматическая хроника «Стенька Разин» (1871). Оба произведения навеяны народными преданиями и песнями о вожде народного восстания Степане Разине, также книгой «Бунт Стеньки Разина» (1858) известного историка Н. И. Костомарова, которому посвящена пьеса и многократно использовались в целях революционной пропаганды. В песне об утесе Стеньки Разина автор описывает не просто утес, а утес-человека, который терпит того самого разбойника Стеньку, совершающего набеги, выносящего приговоры и казнившего людей. «Могучий орел» на вершине утеса и есть олицетворение образа разбойника и забияки Степана Разина. [pic] А. С. Пушкин, побывавший на Волге в 1833 году, "Песнями о Степане Разине" продолжает песенную традицию и в то же время акцентирует внимание на широко распространенном в фольклоре образе волжского атамана - легендарном Степане Разине. Ведь Разин и Волга представляют некое единство, их невозможно развести. Атаман Разин будет назван и сыном матушки-Волги, и ее женихом, а его грозный, удалой, широкий нрав сродни буйному характеру реки. В стихах о Разине Волга зачастую одушевляется, вступая в диалог с народным героем. Следует отметить также, что известные из народного творчества сюжеты о Разине и полоненной персиянке, о Разинских разгулах другие по-разному интерпретируются у А.С. Пушкина, А. В. Кольцова, И. З. Сурикова, Д. Н. Садовникова, А. В, Ширяевца, А, А, Навроцкого, Скитальца. Разинскую тему успешно продолжили поэты 20 века. Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин часами слушал сказки и былины, которые рассказывала ему его няня Арина Родионовна. В 1824-1826 гг. живя в ссылке в своем имении «Михайловское». А.С. Пушкин работает над главами «Евгения Онегина», заканчивает «Цыган», пишет «Бориса Годунова», создает ряд стихотворений. [pic] В этой ссылке поэту пришлось прожить в деревне безвыездно почти 3 года. Никогда еще он так близко не соприкасался с русским фольклором: народными песнями и сказками. «Знаешь мои занятия? - пишет он брату Льву. - До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»(1) Он стремится не только изучить народную поэтику, но и освоить ее творчески, пытаясь овладеть ее приемами. Так появились в «Евгении Онегине» песня «Девушки, красавицы» и цикл, названный поэтом «Песни о Степане Разине». До нас дошли пушкинские автографы записей до того неизвестной песни «О сыне Сеньки Разина». Эта народная песня, записанная Пушкиным от крестьян, относится к разряду исторических и рассказывает о «незнакомом человеке», который появился в Астрахани и щеголем ходит по городу: [pic] Черный бархатный кафтан наразмашечку надет, Черна шляпа пуховая на его русых кудрях Сам себя этот человек называет «Сеньки Разина сынком» и предупреждает, что «взялся батюшка у вас завтра в гости побывать». Здесь в поэтической форме отражена реальная действительность - перед тем, как штурмовать город, Степан Разин часто засылал туда лазутчиков, в обязанности которых входило не только разузнать обстановку в городе, но и «обработать» население, сагитировать местных жителей в пользу атамана. События, описанные в произведении поэта, происходят в волжском городе Астрахани. Подтверждение тому, что Астрахань была взята именно таким образом, можно найти у историка С.М. Соловьева, который пишет, что в городе задолго до штурма «уже работали разинские посланцы». Записанная поэтом песня - как раз о таких посланцах. Песня о Степане Разине, сочиненная самим Пушкиным, рассказывает об эпизоде, не получившем отражения в фольклоре, но, судя по рассказам очевидцев, имевшем место в действительности. В 1676 году в Амстердаме Янсен Стрейс, или Стрюйс (Struys, 1630-1694), голландский ремесленник и путешественник издал книгу «Три путешествия» (М. 1935), переведенную на многие языки мира. В 1824 году в журнале «Северный Архив» была опубликована статья А. Корниловича о путешествии Стрейса, в которой приводился следующий случай, бывший со Степаном Разиным. «...Мы видели его на шлюпке, раскрашенной и отчасти покрытой позолотой, пирующего с некоторыми из своих подчиненных. Подле него была дочь одного персидского хана, которую он с братом похитил из родительского дома во время своих набегов на Кавказ. Распаленный вином, он сел на край шлюпки и, задумчиво поглядев на реку, вдруг воскрикнул: «Волга славная! Ты доставила мне золото, серебро и разные драгоценности, ты меня взлелеяла и вскормила, ты начало моего счастья и славы, а я неблагодарный ничем еще не воздал тебе. Прими же теперь достойную тебе жертву!» С сим словом схватил он несчастную персиянку, которой все преступление состояло в том, что она покорилась буйным желаниям разбойника, и бросил ее в волны. Случай с персидской княжной стал основой пушкинской песни о Степане Разине. В начале произведения Пушкин пишет о Волге как о живом организме, делая ударение на величие и могущество русской реки. Уже первая строчка этого пушкинского стихотворения дословно повторяет первый стих зачина многих народных песен: «Как по Волге-реке, по широкой». Она начинается как бы издалека - с упоминания широкой реки, потом, приближаясь к месту действия, описывается лодка, затем плывущие на ней казаки, и, наконец, после этого вступления, говорится о главном персонаже, хозяине лодки - грозном Стеньке Разине. Поэт использовал многие элементы народной поэтики, в частности, постоянные эпитеты «мать родная», «волновая погода», «глядит на матушку на Волгу» [pic]
Как по Волге-реке, по широкой Выплывала востроносая лодка. К ней – Волге, обращается А.С. Пушкин, когда собирается совершить свое очередное преступление, вошедшее в знаменитую русскую песню
Не глядит Стенька на царевну, А глядит на матушку на Волгу. Как промолвит, грозен Стенька Разин: «Ой ты гой еси, Волга, мать родная! С глупых лет меня ты воспоила, В долгу ночь баюкала, качала, В волновую погоду выносила, За меня ли молодца не дремала, Казаков моих добром наделила. Что ничем тебя еще мы не дарили».
Матушка Волга для Стеньки и кормилица, и место жертвоприношения и сокрытия его греховных поступков. Как вскочил тут грозен Стенька Разин, Подхватил персидскую царевну, В волны бросил красную девицу. Волге-матушке ею поклонился. Волга издревле привлекала писателей и поэтов своей красотой, мощью и непредсказуемостью. До сих пор есть на Волге места, где река сродни морю раскинула свои воды, стоишь и кажется тебе, что нет берега у этой великой реки. И не дай Бог встать на ее пути, когда поднимаются волны. Ходил Стенька Разин В Астрахань-город Торговать товаром [pic] [pic] «Ой ты гой еси, Волга, мать родная! С глупых лет меня ты воспоила, В долгу ночь баюкала, качала, В волновую погоду выносила, За меня ли молодца не дремала, Казаков моих добром наделила. Что ничем тебя еще мы не дарили». [pic] [pic] Как по Волге-реке, по широкой Выплывала востроносая лодка. [pic] Как вскочил тут грозен Стенька Разин, Подхватил персидскую царевну, В волны бросил красную девицу. Волге-матушке ею поклонился.
9
|