Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №8»
Протокол №1
от «29» 08. 2016г
Руководитель ШМО
_____________
Рогова А.П.
СОГЛАСОВАНО
«30»08. 2016г
Зам.директора по УВР
_________________
Цепелева С.В.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 156
от «01» 09. 2016г
Директор МБОУ «СОШ №8» ______________
Ярцева Л.Н.
Рабочая учебная программа
по литературе
на 2016-2017 учебный год
для учащихся 9 класса
( уровень основного общего образования)
Образовательная область: «Филология»
Автор разработки:
Садовникова О.Ф.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №8»
I квалификационная категория
Братск, 2016
1.Пояснительная записка.
1.1Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений "по литературе 5-9 классы", - М.: "Просвещение", 2010) и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2010г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
1.2. Цели и задачи программы
Цели обучения
Цели программы:
воспитательные:
воспитывать любовь к книге как культурной ценности;
способствовать воспитанию нравственных качеств личности учащегося;
формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
развивающие:
образовательные:
Задачи программы определены и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы.
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
1.3. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у учащихся активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой на конец года учащиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью;
составление плана;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Задачи, решаемые учащимися в разных видах деятельности
Самостоятельно планировать учебную работу, свое участие в разных видах деятельности, осуществлять целеполагание в знакомых видах деятельности.
Осуществлять контроль и содержательную оценку собственного участия в разных видах деятельности.
Освоить разные способы представления результатов своей деятельности.
Эффективно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, осуществляя разнообразную деятельность
1.4. Место предмета в учебном плане
Литература как учебный предмет реализуется через федеральный компонент учебного плана и является обязательным для всех. Литература входит в образовательную область «Филология». Рабочая программа «Литература» для учащихся 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с федеральным учебным планом и учебным планом МБОУ «СОШ № 8» на 2016-2017 учебный год.
1.5. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
-образную природу словесного искусства;
-общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-авторов и содержание изученных произведений;
-основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
-прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
-определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
-оценивать проблематику современной литературы;
-анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
-различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
-находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
-выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
2. Содержание программы
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы 18 века
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Из русской литературы 19 века
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Из русской литературы 20 века
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии 20 века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
Из зарубежной литературы
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
3. Форма контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки
Для контроля и оценки достижения общеучебных результатов используется следующие система форм и видов контрольно-оценочных действий:
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- самостоятельные работы;
- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;
- тестирование;
- выполнения творческих работ;
- проверочные работы;
- домашние самостоятельные работы;
- контрольная итоговая работа.
Предполагается диагностировать уровень обученности учащихся с использованием разнообразных форм и методов работы, а именно:
Критерии оценивания результативности обучения литературе
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по литературе. Развёрнутый ответ учащегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа учащегося надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.
Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.
Оценка «5» ставится, если учащийся: 1) полно излагает изученный материал; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если учащийся даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если учащийся обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в изложении материала;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если учащийся обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Тест
Расчет тестового балла проводится путем суммирования баллов за каждый ответ.
Пересчет результата проводится в процентном взаимоотношении по следующей схеме:
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Технические средства обучения:
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок; настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер для учителя;
2.Экранно-звуковые пособия:
видеофильмы по тематике программы;
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
4. Материалы и инструменты:
5. Помещение для занятий:
6. Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский с тумбой;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
5. Учебно-методический комплект
5.1. Для учителя
1. Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 9 кл., М.: Просвещение, 2009
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2006.
3. Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.
4. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.
5. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2008.
5.2. Для учащихся
1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2009.
6. Учебно-тематический план
Введение.
1
Литература Древней Руси
3
1
Русская литература ХVIII века
10
1
1
Из русской литературы ХIХ века
В том числе
44
3
7
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 7+2р.р. )
9
Творчество А.С.Пушкина
16
Творчество М.Ю.Лермонтова
13
Творчество Н.В.Гоголя
6
Русская литература второй половины ХIХ века
10
1
1
Русская литература ХХ века. Проза
8
1
2
Русская литература ХХ века. Поэзия
16
1
2
Из зарубежной литературы
6
1
Итоговые занятия по курсу 9 класса.
Выявление уровня литературного развития учащихся.
зачеты
2
Итого
102
8
13
7. Календарно-тематическое планирование
Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
2
1
Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы
3.
1
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
4
1
Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения
5
1
1Характеристика русской литературы ХIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве
6
1
М.В.Ломоносов –слово о поэте и ученом.
«Вечернее размышление…»
7
1
М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды
8
1
Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
9
1
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
10
1
А.Н.Радищев. Слово о писателе. Изображение российской действительности в «Путешествии из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»)
11
1
Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения. Глава «Любань»
12
1
Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
13
1
Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.
(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)
14
1
Р.р Подготовка к сочинению «Литература 18века в восприятии современного человека»
15
1
Золотой век русской литературы (обзор)
16
1
В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.
17
1
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)
18
1
А.С.Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреевич Чацкий». Первые страницы комедии «Горе от ума»
19
1
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
20
1
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
21
1
Р.р.Особенности композиции и языка. Обучение анализу эпизода
22
1
Р.р. Критика о комедии. И.А.Гончаров «Мильон терзаний»
23
1
Классное сочинение по комедии «Горе от ума»
24
1
Бессмертие комедии «Горе от ума»
25
1
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
26
1
Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву».Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар»
27
1
Любовная лирика А.С.Пушкина
«На холмах Грузии…», «Я вас любил»
28
1
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник воздвиг…»
29
1
Контрольная работа по романтической лирике начала 19в, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
30
1
«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.
31
1
«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».роман в стихах
32
1
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского
33
1
Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина
34
1
Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений. Анализ двух писем
35
1
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к проекту
36
1
«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Реализм в романе
37
1
Пушкинский роман в зеркале критики (В.Г.Белинский, Д.И.Писарев и др)
38
1
Р.р. подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин»
39
1
«Моцарт и Сальери» - проблема «гения и злодейства»
40
1
Лирика М.Ю.Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.
41
1
Образ поэта – пророка в творчестве М. Ю. Лермонтова.
42
1
Роман «Герой нашего времени».
Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.
43-44
2
Печорин как представитель «портрета поколения».
45-46
2
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.
Печорин в системе образов романа.
47
1
Повесть «Фаталист и ее философско-композиционное значение
48
1
Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина
49
1
Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского
50
1
Контрольная работа
по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
51
1
Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».
52
1
Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.
53-54
2
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.
55
1
Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода
56-57
2
РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.
58-59
2
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».
Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.
60-61
2
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира
62
1
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»
63
1
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.
64-65
2
А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
66
1
Р.р.подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев произведений русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений).
67-68
2
Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Многообразие жанров, эмоциональное богатство.
69
1
Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений
70
1
И.А.Бунин. Слово о писателе.
«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
71
1
М.А.Булгаков. Слово о писателе.
«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.
72
1
М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».
Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.
73
1
А.И.Солженицын. Слово о писателе.
«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
74
1
Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.
75-76
2
РР подготовка к сочинению Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.
77-78
2
Русская поэзия Серебряного века.
79
1
А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.
80
1
Трагедия лирического героя в «страшном мире».
Своеобразие лирической интонации.
81-82
2
С.А.Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.
Размышления о жизни, природе, о человеке.
83-84
2
В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.
Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.
85
1
М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.
86
1
Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.
Тема гармонии с природой, любви и смерти.
87-88
2
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.
89
1
Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.
90-91
2
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.
«Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины.
92-93
2
РР Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.
94
1
Античная лирика.
Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги.«Я воздвиг памятник…»
95
1
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).
Множественность смыслов и её философский характер.
96-98
2
У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Гуманизм общечеловеческое значение героев.
Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.
Гамлет как вечный образ мировой литературы.
99
1
И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).
Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.
Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.
100
1
Обобщающее повторение . Мое восприятие литературы 19 века.
101-102
2
Проект по зарубежной литературе.
Защита проектов.