Реферат на тему Литературный анализ стихотворения Пушкина Была пора...

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Управление образования молодежной политики и спорта

Пильнинского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Столбищенская средняя школа


Областная конференция учащихся

« Под знаком Пушкина».


Реферат на тему: «Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина « Была пора…».



Выполнил: Лукачев

Иван Александрович

Ученик 10 класса

МОУ Столбищенская СШ

Руководитель: Лукачева

Ольга Александровна.

607461

Нижегородская область

Пильнинский район

Пос. Буденовка

Ул. Заречная, 41

Тел. (факс) 8(831 92) 38-235

Эл. почта: [link] 1. Последняя лицейская годовщина А. С. Пушкина ……………………..с. 4

2. Рабочий день поэта 19 октября 1836 г. и « Болдинская осень»1830 г. …….с. 5-6

3. Историко-культурный комментарий к стихотворению « Была пора»…….с. 7-8

4. Идейное содержание стихотворения « Была пора»…………………………с. 9-10

5. Дружба в стихотворении………………………………………………………....с.11-12

III. Заключение………………………………………………………………………..с. 12

IV.Список используемой литературы………………………………………………с. 13



































Примечание: страницы указаны с учетом титульного листа, содержания и библиографии.













« О Пушкине всегда хочется сказать слишком много,

всегда наговоришь много лишнего

и никогда не скажешь всего, что следует».

В. О. Ключевский





Введение.

Пушкин… Александр Сергеевич… Осень 1836 год, 19 октября… Петербург, квартира на Мойке, рабочий кабинет и строчки « Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался… Это стихотворение не было завершено поэтом. Этот обыкновенный осенний день был невероятно плодотворным и сравним, пожалуй, только с Болдинской осенью 1830 года.

К чему только ни прикасалось бы пушкинское перо, оборачивалось делом художественным. «Он лирически воссоздавал свою жизнь, переживания состояли для него в значительной мере в том, что бесконечно богатый и многогранный его характер художественно отражал себя в разных образах лирического переживания. Понимание взаимосвязи лирического образа с характером самого поэта помогает приблизиться к пониманию творчества Пушкина. Недостаточно понять образ одного переживания, когда речь идет, в сущности, о цепи переживаний, развернутой во времени, о переменах развивающегося состояния души…» 1

Темой исследования я выбрал « Литературный анализ стихотворения А. С. Пушкина «Была пора…». Целью моей работы было исследование поздней петербургской лирики, к которой относится это стихотворение, написанное в 1836 году, за три месяца до гибели поэта. Но работая в этом направлении, я понял, что мне нужно пересмотреть весь жизненный и творческий путь поэта 1836 года. Этот год вернул меня на шесть лет назад – в знаменитую плодотворную « Болдинскую осень» 1830 года. Еще это стихотворение можно назвать ритуально значимым, написанным к очередной годовщине открытия Царскосельского лицея. Для Пушкина этот день значил очень много.

Для него это было началом приобщения к обществу, к « товариществу», к интересным и очень разным людям. Это чувство дружества, пронесенное через всю жизнь, вообще уникально в нашей литературе. Оно и в наши дни является нравственным примером стойкой верности. Попробую разобраться в этом и проанализировать стихотворение в разных аспектах.

В работе над рефератом я опирался на книги: Сквозникова В. Лирика Пушкина, Фомичева С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция.











  1. Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975, с. 16

  1. Последняя лицеевская годовщина А. С. Пушкина.

Стихотворение « Была пора…» , написанное в середине октября 1836 году, - одно из последних произведений Пушкина. Оно посвящено годовщине со дня открытия Царскосельского Лицея и выдержано в жанре дружеского послания. Это незаконченное стихотворение, Пушкин не успел его дописать к празднику и читал на вечере в неоконченном виде на очень поредевшем собрании товарищей по выпуску и , как вспоминают, заплакал и не смог продолжать.

Вот документальные строчки из протокола празднования 25-летия годовщины основания Лицея, 19 октября 1836 г.

« Праздновали двадцатипятилетие Лицея Юдин, Мясоедов, Гревениц, Яковлев, Мартынов, Модест, Корф, А. Пушкин, Алексей Илличевский, С. Комовский, Ф. Стевен, К. Данзас.

Собрались вышеупомянутые господа в доме у Яковлева и пировали следующим образом: 1) обедали вкусно и шумно, 2) выпили три здоровья: а) за двадцатипятилетие Лицея, в) за благоденствие Лицея, с) за здоровье отсутствующих, 3) читали письма, написанные некогда отсутствующим братом Кюхельбекером к одному из товарищей, 4) читали старинные протоколы и песни и прочие бумаги, хранящиеся в архиве лицейском у старосты Яковлева, 5) поминали лицейскую старину, 6)пели национальные песни, 7) Пушкин начинал читать стихи на 25-летие Лицея, но всех стихов не припомнил и кроме того отозвался, что он их не докончил, но обещал докончить, списать и приобщить в оригинале к сегодняшнему протоколу.

Примечание. Собрались все в половине пятого часа, разошлись в половине десятого.

По свидетельству старосты лицейских годовщин М. Л. Яковлева, Пушкин лишь начал первую строфу, при всеобщей тишине:

« Была пора, наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался…»-

Как слезы покатились из его глаз, и он не мог продолжать читать.1

Если вернуться к октябрю 1825 года, где поэт тоже читает стихотворение, мы чувствуем другое настроение, Пушкин предчувствует, что он будет с друзьями, а здесь в октябре 1836 года он предчувствует смерть.



















  1. Узнать в библиотеке про книгу.

  2. Рабочий день поэта – 19 октября 1836 г и « Болдинская осень» 1830 г.

      Как ни трудно складывались обстоятельства и август и сентябрь 1836 г. прошли у Пушкина под знаком высокого творческого подъема. В сентябре он работал над беловой редакцией "Капитанской дочки". В конце месяца поэт отослал собственноручно переписанную им первую часть романа цензору П. А. Корсакову. Корсаков, у которого была репутация одного из самых образованных и доброжелательных цензоров, прислал Пушкину ответ на следующий день. Это было в высшей степени любезное письмо. П. А. Корсаков сообщал, что он только что прочел новое произведение Пушкина и готов хоть сейчас подписать его к печати. Первый читатель пушкинского романа высказался о нем с неподдельным восхищением: "С каким наслаждением я прочел его! или нет; не просто прочел - проглотил его! Нетерпеливо жду последующих глав".1 Это письмо было для поэта неожиданной радостью после всех злоключений с цензурой, которые ему пришлось пережить за этот год. Работу над беловым текстом романа Пушкин завершил три недели спустя. На последней странице рукописи он поставил дату: "19 окт. 1836". Так поэт отметил для себя 25-летие Лицея.
      Рукописи Пушкина, помеченные этой датой, дают нам единственную в своем роде возможность увидеть, как работал поэт в ту осень.
      
19 октября Пушкин дописал заключительные страницы "Капитанской дочки". В этот же день он работал над стихотворением "Была пора: наш праздник молодой...". Приуроченное к лицейской годовщине, оно, как известно, осталось незавершенным. Днем Пушкин переписал набело те строфы, которые он успел закончить, с тем чтобы вечером прочесть их на встрече у М. Л. Яковлева.
      Этой же датой помечено и известное письмо Пушкина к Чаадаеву, значение которого выходит далеко за пределы частной переписки. Оно было ответом на публикацию чаадаевского "Философического письма" в "Телескопе", вызвавшего как раз в те дни широкий общественный резонанс. Продолжая свой давний спор с Чаадаевым, Пушкин писал ему 19 октября: "Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться <...> Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя: как литератор - я раздражен, как человек с предрассудками - я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал".
      Но о современном положении России он высказался с глубокой горечью, "...это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости -а истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству, - писал Пушкин, - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, чтобы ваши [религиозные] исторические воззрения вам не повредили".
2

      Когда через несколько дней разнеслись слухи о правительственных репрессиях, которые обрушились на Чаадаева и издателя "Телескопа", Пушкин решил свое письмо не отсылать. Он сделал на нем внизу приписку: "Ворон ворону глаза не выклюнет". Но поэт читал это письмо своим друзьям и знакомым, и оно получило широкое распространение в списках.



1. Белинский В. Г. ХVI, с. 162

2. Белинский В. Г. ХVI, с. 172. 173, 393


      Рабочий день поэта 19 октября кончился рано. Около четырех часов дня Пушкин вышел из дому и направился к М. Л. Яковлеву на традиционную встречу лицеистов первого выпуска. Но этот короткий осенний день по размаху и значительности того, что поэт успел сделать, напоминает благословенные дни его самой плодоносной болдинской осени.

Именно в сентябре – ноябре 1830 года- в эту знаменитую «Болдинскую осень», изумительную по своей « детородности», как говорил сам поэт, - Пушкин вместе с тем совершил тяжкое дело: он сжег десятую главу « Онегина», а быть может, и еще что – либо, нам неизвестно. И не случайно это произошло именно 19 октября. В этот же день он составил свое последнее письмо к Чаадаеву, подводящее итого их многолетней и непростой связи ( об этом я говорил выше). « Болдинской осенью» 1830 года не было обстановки преддорожной спешки: были другие крайне неприятные хлопоты. Но было и время уединенно сосредоточиться и подвести очередные жизненные итоги. 1 Но тогда сосредоточение на собственно лицейских воспоминаниях не состоялось. А вскоре внезапно умирает Дельвиг – ближайший из лицейских друзей. Быть может поэтому Пушкин и не присутствовал на празднике 1831 года. Но день этот не обойден молчанием, поэт напишет « Чем чаще празднует лицей». И вот Александр Сергеевич вновь возвращается, к тому , что еще не сказал, а каждый возврат – новый этап в нравственном и творческом движении.



[pic]





1. Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975, с.70

  1. Историко-культурный комментарий к стихотворению « Была пора..»

Александр Сергеевич суеверно чтил день лицея и в разные годы отмечал по – разному, в зависимости от условий и душевного состояния. Пять стихотворных откликов на лицейские годовщины- ценнейшие вехи развития Пушкина- лирика. Эти стихи – следы, представляющие нам широту приятия поэтом жизни. Каждое стихотворение- это возврат в прошлое. Каждый возврат- новый этап в нравственном и творческом движении. Мне хочется перечислить их все: 1) 19 октября 1825 г ( « Роняет лес багряный свой узор», 2) 19 октября 1827 г. («Бог помочь вам, друзья мои», 3) 19 октября 1828 г. четверостийшее (« Усердно помолившись богу»), 4) 19 октября 1831 г. ( « Чем чаще празднует лицей») и 5) последнее возвращение 19 октября 1836 года- в последнем юбилейном послании « Была пора…»

Стихотворение А.С. Пушкина «Была пора: наш праздник молодой…» было написано в 1836 году к 25-летней годовщине открытия Царскосельского лицея. Он был открыт 19 октября 1811 года в соответствии с указом императора Александра I, разработанным им при участии его сподвижника М.М. Сперанского. В лицей принимались мальчики 11–12 лет из дворянских семей для обучения различным наукам. Туда был отдан и юный Пушкин. Там поэт нашёл много товарищей, дружбу с которыми пронёс через всю свою жизнь: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Вольховский, Матюшкин и многие другие. С тех пор они собирались каждый год вместе праздновать “лицея день заветный” и вспомнить “чему, чему свидетели мы были”. А ведь было чему… В России исторический ХIХ век начался в ночь на 12 марта 1801 года убийством императора Павла I. При нём русско-французские отношения носили противоречивый характер — от полного разрыва к дружбе. Новый император Александр I сначала миролюбиво отнёсся к Наполеону, но убийство невинного герцога Энгиенского и принятие первым консулом титула императора в 1804 году стало причиной вступления России в антифранцузскую коалицию, куда ещё входила Англия и Австрия (“металися смущённые народы”). Результатом стало полное поражение союзных войск Наполеоном в 1805 году при Аустерлице. Бестолковость командования антифранцузской коалиции, постоянное вмешательство Александра в военные дела и превосходство французских сил привели к ряду неудачных сражений и проигранной русско-прусско-французской войне. В июне 1807 года на плоту в центре реки Неман недалеко от города Тильзит прошли переговоры между Наполеоном и Александром. По итогам этой встречи был подписан мир, карта Европы перекраивалась (“и высились, и падали цари”), Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии. Несмотря на видимое спокойствие началась сложнейшая дипломатическая игра, в которую входили не только переговоры дипломатов, но даже профессиональный шпионаж и тайная агентура. Шла не прекращавшаяся подготовка к войне, как с русской, так и с французской стороны. А в это время в присутствии императора преподаватель русского языка и литературы Куницын встречает первых лицеистов приветственной речью… 16 мая 1812 года Кутузов подписывает в Бухаресте мир с Турцией, ещё до начала войны нанося серьёзное дипломатическое поражение Наполеону, который подтягивает последние войска к границе. Через месяц многонациональная армия французского императора перешла Неман. “Гроза двенадцатого года” проснулась. “Вы помните: текла за ратью рать” — мимо лицея для участия в войне шли колонны русской гвардии. Как хотелось лицеистам быть с ними на полях сражений! Многие даже пытались бежать; хотел уйти и Пушкин — не пустили. Наполеон проиграл. Он так и не смог понять “великого народа”, не понял, почему эти варвары не сдались, почему не приняли его обещание отменить крепостное право (а он бы это сделал) и как эти почти безоружные крестьяне могли нанести такой урон его армии. Он отправлял послов к Кутузову, писал письма Александру I; он требовал, требовал мира. Вместо позорной сдачи Руси (у Пушкина именно: Руси) Наполеон получил зарево Москвы, ледяную катастрофу — Березину, Лейпциг, взятие Парижа, отречение от престола, “Сто дней”, развязку при Ватерлоо и, наконец, второй Парижский мир.

Вы помните, как наш Агамемнон // Из пленного Парижа к нам примчался”. Так Пушкин пишет об императоре Александре I Благословенном. Это одна из самых загадочных фигур русской истории, “Агамемнон Европы” (Агамемнон — царь Микен, предводитель греков в Троянской войне), “Северный Сфинкс”, “Коронованный Гамлет”. Надо сказать, поэт относился к этому императору иронично (“Властитель слабый и лукавый, // Плешивый щёголь, враг труда”, “Я всех уйму с моим народом, — // Наш царь в конгрессе говорил”). Здесь же, спустя одиннадцать лет после его смерти, поэт отдаёт дань Александру I как человеку, бесспорно, одарённому и желавшему России счастья: “Как был велик, как был прекрасен он, // Народов друг, спаситель их свободы!”, “И нет его — и Русь оставил он, // Взнесенну им над миром изумлённым”.

На острове Святой Елены умер Наполеон, гений, погубивший столько жизней из-за самолюбия и патриотизма. Скончался в Таганроге Александр. “И новый царь, суровый и могучий” в лице Николая I вступил на престол. Декабристы, среди которых было много лицеистов, в Сибири; ужесточается цензура, создаётся тайная полиция — появляется зажатый человек николаевской эпохи. Романтизм и рыцарство уходят. Вечная драма. Вечный пафос истории. Истории, которую Пушкин очень хорошо чувствует. Стихотворение так и осталось недописанным — через три месяца поэта убьют.





[pic]











  1. Идейное содержание стихотворения А. С. Пушкина « Была пора…» .

В этом стихотворении, одном из самых последних произведений Пушкина вообще, создававшемся тогда, когда черные тучи все безысходнее сгущались над ним, - поэт оглядывает грустным, почти прощальным взором и свою личную жизнь, и ту бурную эпоху войн и революций, свидетелем и участником которого было его поколение.

Для данного стихотворения Пушкин воспользовался размером и строфой своего стихотворения на 19 октября 1825года. Выдержано оно в жанре дружеского послания.

Грустью и унынием проникнуто это стихотворение. Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России – периода надежд и разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром- нет !- промчалась четверть века!

Постоянно повторяя слова «Вы помните…», поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось пережить друзьям за эти 25 лет.

Припомните, о други, с той поры.

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему ,свидетели мы были!

В этом стихотворении нет столь любимых Пушкиным и столь в таком случае уместных картин осени ( например в сравнении с первыми четырьмя стихотворениями, о которых я упоминал выше). Послание написано в городе человеком, захваченным повседневной городской суетой. Лирическая мысль этого последнего дара воспоминаниям лицейской юности не разливается вширь: напротив, она направлена в глубь пришедшего ощущения. Она не витает в осеннем просторе – она родилась в стенах еще только обживаемого кабинета на Мойке и оглашена в квартире старого товарища. Особенно примечательно это последнее послание не только соей предельной зрелостью поэтической культуры. Мысль добирается здесь до очень глубокого и единого по своей сути корня. Сходятся вместе, сплетаются мотивы и « непоколебимого» союза, товарищества и самих царскосельских впечатлений, и наконец, главное – темы Родины, военного подвига « грозы двенадцатого года», народного патриотизма. С возмужанием пушкинской народности, с все более конкретным представлением о народе и его истории происходит как бы « пряснение» самой лирической образной памяти.

Черта очень любопытная. Мальчик с завистью видел, как мимо его « сени наук» шли на страшный бой русские люди. Через два года в торжественной экзаменационной оде он вспомнил этих людей в облике величественного и отвлеченного « Росса», восставшего против надменного « Галла». А через пятнадцать лет в памяти, казалось бы , впечатлению суждено было сгладиться, утратить трепетную живость.



Спустя столько лет поэт вдруг видит взметенную « грозою» массу воинской рати, ощущает солдатский труд. И он упорно ищет более полных определений.1

Мысль словно кружит вокруг чего- то единственно возможного, самого верного, даже самому Пушкину не совсем дающегося, для выражения сути расходившегося народного моря, исторической сути устойчивости русского человека. В этом стихотворении запечатлен новый подход зрелого поэта к явления жизни, его историзм.













































  1. Свозников В. Лирика Пушкина.- Москва, « Художественная литература», 1975,



  1. Дружба в стихотворении.

Нельзя не сказать о дружбе в этом стихотворении. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз», сложившийся ещё в Царскосельском лицее В сущности, начало этого стихотворения – это обобщенный образ стихотворения «Пирующие студенты» ( поэт написал его, когда ему было 15 лет), но написан он уже свободной рукой мастера. В стихотворении сопоставлены начало и конец жизни, одушевление и тишина. Время меняет и чувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что «недаром… промчалась четверть века». Стихотворение, пронизанное рефреном «Вы помните…», восстанавливает для друзей историческую панораму века.


     «Припомните, о други. С той поры,
     Когда наш круг судьбы соединили,
     Чему, чему свидетели мы были!
     Игралища таинственной игры,
     Металися смущенные народы;
     И высились и падали цари;
     И кровь людей то Славы, то Свободы,
     То Гордости багрила алтари.»


    Дружба в этом стихотворении – единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век, с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.
В первой строфе лирический герой вспоминает счастливые дни юности, когда товарищи собирались тесною толпой и «с песнями бокалов звон мешался». То беспечное в хорошем смысле слова время — пора надежд, мечтаний. Жизнь казалось легкой, а все дороги открытыми. Вторая строфа будто зеркально отражает первую. Герой с грустью констатирует: «Теперь не то…». Молодость ушла, стало меньше веселья на праздниках, песни практически перестали звучат, их сменило задумчивое молчанье. У читателей возникает ощущение, что каждая строка первой строфы во второй подается со знаком «минус». Подобная антитеза — противопоставление юности и зрелости — вполне традиционна. Она часто встречается и у других писателей. Начало третьей строфы — логическое продолжение предыдущих рассуждений. Герой печально говорит:


Прошли года чредою незаметной,
И как они переменили нас!


Кажется, и дальше в стихотворении будет царить атмосфера грусти, но происходит неожиданный поворот: «Недаром — нет! — промчалась четверть века!». Затем следует определение закона судьбы:


Вращается весь мир вкруг человека, —
Ужель один недвижим будет он?

В тосте, произнесенном на дружеской пирушке, возникает философская проблематика. Человеческую жизнь Пушкин сравнивает с жизнью Вселенной. Внутренний мир человека он словно проецирует на мир Вселенной. В начале четвертой строфы лирический герой вновь обращается к товарищам, прося их припомнить, что вместе удалось им пережить. И здесь появляются «игралища таинственной игры». Через этот образ стихотворение выводится на совершенно другой уровень. Отходит на второй план дружеское застолье. Его сменяет нечто более глобальное — мировая история, в которую оказываются вписаны лицеисты. Впоследствии масштаб снова будет варьироваться. Например, в пятой строфе герой напрямую обращается к бывшим одноклассникам. При этом речь идет о воспоминаниях, доступных узкому кругу людей, — о том дне, когда Царскосельский Лицей впервые открыл свои двери для учеников. Пушкин высоко и трагично размышляет о возможности преодоления смерти в дружбе. И, обращаясь к друзьям в своем последнем послании, он с мудрым пониманием говорит им:

Недаром – нет! – промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, -

Ужель один недвижим будет он.





[pic]









Заключение

В стихотворении « Была пора…» поэт делает исторический обзор событий, свидетелем которых было его поколение: открытие Лицея, прощание с братьями, шедшими через Село на войну с Наполеоном, возвращение царя – победителя, его смерть. Поэт сопоставляет начало жизни и конец. Время беспощадно, оно все меняет: чувства, облик, историю, но не рушима верность редеющему год от года лицейскому братству. Его светлым мечтам и надеждам. Лицейское братство – это целая жизнь прожитая вместе людьми одного поколения, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования. Это душевная открытость и радость единения, это совместная борьба и общность взглядов. Это верность в тяжелых жизненных испытаниях, это чувство поколения. Это ощущение единства судьбы и преодоление страха смерти. Именно лицейское братство сумело сохранить единство перед лицом истории. К сожалению, Александр Сергеевич не завершил это стихотворение. Незавершенность этого стихотворения приобрела почти символический характер. Так же - в апогее своего развития – внезапно оборвалось и все пушкинское творчество. В этот осенний короткий рабочий день - 19 октября1836 года поэт успел сделать по размаху и значительности того , что успел, столько, сколько он сделал в благословенные дни его самой плодоносной болдинской осени.

































Список используемой литературы





  1. Сквозников В. Лирика Пушкина, Москва « Художественная литература», 1975 г.



  1. Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция, Ленинград, « Наука»,

1986 г.

  1. Белинский В. Г. Статьи о Пушкине. Интернет-ресурсы.





























































































15