МБОУ Туголуковская СОШ
Устный журнал
«Женские образы в творчестве В. Распутина»
Составила учитель
русского языка и литературы
МБОУ Туголуковской СОШ
Хворостова Раиса Ивановна
Туголуково 2012год
Цели и задачи:
Образовательные:
дать представление о жизни и творчестве писателя - современника В. Распутина;
познакомить с повестями “Живи и помни”, «Последний срок», «Уроки французского», «Прощание с Матерой», способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повестей.
-
Воспитательные:
познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;
способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, морального облика учащегося, мотивации учебной деятельности.
Развивающие:
способствовать развитию:
логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;
навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;
выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;
литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;
профессиональных качеств, интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей учащихся при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала.
-
Дополнительная литература:
Биографический материал о писателе В.Распутине; тексты произведений писателя; журнал “Литература в школе” № 9, 2005;журнал “Литература в школе” №7, 2007; уроки литературы. Приложение к журналу “Литература в школе” № 9, 2008;
Наглядно – иллюстративный материал:
Портрет писателя В.Распутина, иллюстративный материал о писателе, выставка книг писателя В.Распутина, эпиграф к устному журналу; тексты повестей В.Распутина, выставка произведений писателе-юбиляров 2011-2012 г., [link]
Страница 1.
«Детство и юность».
РАСПУТИН Валентин Григорьевич (р. 15 марта 1937, пос. Усть-Уда Иркутской области), русский писатель; лауреат Государственной премии 1977, 1978) и премии фонда Солженицына (2000); в 1989-1991 - народный депутат СССР.Детство прошло неподалеку от этих мест- в деревне с красивым названием Аталанка. Именно она явилась прообразом Матеры в его замечательной повести «Прощание с Матерой» и также отразилась в «Последнем сроке» и в «Живи и помни».
В первый класс будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя здесь не гремели бои, жизнь все равно была трудной, полуголодной, а школьная библиотека состояла всего из двух книжных полок. Любовь к чтению спасала мальчика и от физического голода, и от однообразия бытия.
Окончив среднюю школй в райцентре Усть- Уда, Валентин успешно сдал вступительные экзамены в Иркутский государственный университет и стал студентом историко-филологического факультета. Там он приобщился к творчеству Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина, которые и по сей день остаются его любимыми писателями.
Окончил историко-филологический факультет Иркутского университета (1959), в течение ряда лет - до того, как стать профессиональным писателем, - работал журналистом в Сибири. В молодости дружил с А. В. Вампиловым. В настоящее время живет в Москве и в Иркутске. Один из самых ярких представителей так называемой "деревенской прозы", расцвет которой пришелся на 1970-е гг.
Первый рассказ был опубликован в 1961 году в альманахе «Ангара».А с рассказа «Василий и Василиса» начинается новый этап творчества Распутина- как серьезного , талантливого прозаика.
Есть немало книг,которые удерживают внимание читателя прежде всего занимательным сюжетом.Но повести В.Распутина совсем иные.Главное в них - движение души автора,в которую умещается весь мир огромный мир русской деревни.
Одна из основных тем русской литературы-тема жизни и смерти.Но у Распутина она становится самостоятельным сюжетом.И всегда смерть человека в его призведениях становится самостоятельным сюжетом.Она побуждает других людей задуматься о том,достойно ли они живут,не зря ли буднт прожита их собственная жизнь,не погрязли ли они в ненужной суете и мелких эгоистических желаниях.
Страница 2.
Этапы творчества писателя.
Творчество Распутина во многом автобиографично, что подчеркнуто названием первого сборника его рассказов "Я забыл спросить у Лешки" (1961), за которым последовали другие: "Край возле самого неба" (1966), "Человек с того света" (1967). Основное место действия его произведений - Приангарье: сибирские деревни и поселки. Повесть "Деньги для Марии" (1967), конфликт которой основан на столкновении традиционных нравственных ценностей и материальных реалий современной жизни, принесла Распутину широкую известность,
Следующая повесть "Последний срок" (1970) ознаменовала начало, самого продуктивного этапа творчества Распутина (1970-е гг.). К нему также относятся сборник рассказов "Вверх и вниз по течению" (1972), повести "Живи и помни" (1975) и "Прощание с Матерой" (1976) - вершина творчества писателя.
Из произведений Распутина, созданных в последующие, во многом кризисные для писателя и, как ему представляется, для всей русской литературы годы, выделяется повесть "Пожар" (1985), воспроизводящая целый ряд мотивов повестей 1970-х гг., окрашенных в апокалиптические тона.О повести»Живи и помни» много написано и в стране и за рубежом.Она издавалась более 40 раз и у нас в стране и за рубежом.По мнению В.Астафьева,это одна из лучших книг о войне.В 1977году повесть была удостоинаГосударственной премииСССР.
Принося себя вжертву мужу-дезертиру,женщине погибает.Судьба русской женщины тесно связана с внутренним духовным миром мужа,возлюбленного.друга, и если сознание этого мужчины ущербно,инфальтивно,а характер безответственный,то это опасно и губительно для нее.
Таким образом,забота о нравственном здоровье-главная задача Распутина.
Страница 3.
Космология Распутина
Распутин 1970-х гг. изображает современную действительность сквозь призму природно-космического порядка бытия. Складывается особая распутинская мифопоэтика, подвигающая исследователей его творчества сравнивать его с У. Фолкнером и Г. Гарсиа Маркесом. Художественное пространство прозы этого периода Распутина организовано по вертикальной оси "земля" - "небо" - как система восходящих окружностей: от "житейской круговерти" до "вечного круговорота жизни" и круговращения небесных светил. В своем творчестве Распутин исходит из представления о норме жизни, заключающейся во взаимной согласованности противоположных начал бытия. Залогом такого целостного гармонического восприятия мира является жизнь и труд человека на земле в согласии со своей совестью, с самим собой и жизнью природы.
Главная героиня повести "Последний срок" - умирающая старуха Анна, воскрешая в памяти прожитую жизнь, ощущает свою причастность вечному круговороту природного бытия, переживает таинственность смерти как главного события в жизни человека. Ей противопоставлены четверо ее детей, приехавших проводить мать в последний час и вынужденных находиться рядом с ней три дня, на которые Бог отсрочил ее уход. Их поглощенность повседневными заботами, их суетливость и суетность резко контрастируют с духовной работой, происходящей в угасающем сознании старой крестьянки (авторское повествование включает в себя обширные пласты не собственно прямой речи, представляющей мысли и переживания героев повести, прежде всего, самой Анны).
"Последний срок" - элегический пролог трагедии, которую запечатлевает Распутин в повести "Живи и помни" (1974): старуха Анна и ее непутевые дети все же собираются в ее "последний срок" под общей отцовской крышей, а вот дезертировавший из армии Андрей Гуськов (события, описываемые в "Живи и помни", относятся к концу Великой Отечественной войны) целиком отрезан от мира. Символ его безысходного одиночества и нравственного одичания - волчья нора на острове посреди Ангары, где он скрывается от людей и властей. Его жене Настене, тайком от людей навещающей мужа, всякий раз приходится переплывать реку - преодолевая водную преграду, которая во всех мифах отделяет мир живых от мира мертвых. Настена - подлинно трагическая героиня, оказывающаяся в положении невозможного выбора между любовью к мужу, (Андрей и Настена - венчанные в церкви муж и жена) и необходимостью жизни в миру, среди людей, ни в одном из которых она не может найти ни сочувствия, ни поддержки. Поселковая жизнь, окружающая героиню повести - уже не тот цельный гармоничный замкнутый в своих границах крестьянский космос, символом которого в "Последнем сроке" предстает изба Анны. Самоубийство Настены, уносящей с собой в глубокие воды еще одну народившуюся жизнь: ребенка Андрея, которого страстно желала и зачала с ним в его волчьем логове, становится трагическим искуплением вины Андрея, но не может вернуть ему человеческого облика.
Сценка из повести «Последний срок».
-Илья! Илья, ты знаешь, что сегодня пароход? Скоро уж. А следующий будет только через три дня,- торопливо сказала Люся.
-И что нам теперь делать?
-Смотри сам. А мне надо ехать. Мне больше оставаться здесь никак нельзя.
- Ехать надо. Мать вроде поправилась,- сказал Илья.
-Подождали бы,- несмело сказал Михаил.
(вошли в избу).
-Что это тут у вас происходит? Что за концерт?- спросила Люся.
-Вот , матушка…-сказала Варвара.
-Видим, что не батюшка,- хохотнул Илья.
-Помру я,- пролепетала старуха.
-Мама, мне уже надоели эти разговоры о смерти. Честное слово. Одно и то же, одно и то же. Ты думаешь , нам это приятно? Всему должна быть мера. Ты ни о чем больше не можешь говорить. Тебе еще жить да жить, а ты все что-то выдумываешь. Так же нельзя.
-До ста лет, мать, чтоб обязательно- ага,- подхватил Илья.
-Ты же сама понимаешь, мама, что ты почти полностью выздоровела. Ну и живи, радуйся жизни. Будь как все и не хорони себя без смерти. А нам сегодня надо ехать. Так получается, мама,- сказала Люся.
-Да вы че это?- вскрикнула Варвара.
-Надо, мама,- повторила Люся.
- Не, не,- простонала старуха.
-Нельзя седни от матушки уезжать, нельзя,- волновалась Варвара.- Вы прямо как неродные. Сами подумайте. Нельзя.
-Еще хоть день-то подождали бы,- поддержал ее Михаил.
-Мы ведь, мама, не вольные люди: что хочу, то и делаю. Мы на работе. Мы ведь не в отпуске. Пойми, пожалуйста. И не обижайся на нас. Так надо,- сказала Люся.
-Помру я, помру. От увидите. Седни же. Погодите чутельку, погодите. Мне ниче боле не надо. Люся! И ты, Илья!
-Опять ты, мама, о том же. Мы тебе о жизни, ты нам о смерти. А летом мы опять приедем.
- Что летом!- вмешался Илья.- Не летом, а раньше.
-Одним днем раньше, одним позже,- пытался понять Михаил.- Какая разница.
- Я не собираюсь обсуждать с тобой этот вопрос,- вспылила Люся.
Прибежала Надя.
-Может, на дороженьку выпьем?- спросил Илья.
-Нет,- отказался Михаил.
-А платье-то?
-Что?
-Платье, которое ты здесь шила. Ты говорила, что отдашь.
Люся достала из сумки уже сложенное платье и кинула Варваре.
-Я, однако, тоже поеду. Раз все, то Ия. Вместе-то веселей,- заявила Варвара.
-Варвара!- простонала старуха.
-Я, матушка, боюсь, как бы там ребята без меня избу не спалили. Их одних оставлять никак нельзя.
-Езжай.- махнул рукой Михаил.- Езжайте все.
-Выздоравливай, мама,- сказала Люся.
-Мать у нас молодец,- повторил Илья.
Михаил пошел их проводить. Потом вернулся и подсел к матери на кровать
-Ничего, мать. Ничего. Переживем. Как жили, так и жить будем. Ты не сердись на меня.
Ночью старуха умерла.
С [pic] траница 4.
«Деревенские Мадонны»
Ведущий:Образ женщины в русской литературе всегда страдальческий.Редко найдешь героиню счастливую и внутренне независимую.Постоянно русское жизненное пространство оттесняет женщиеу на второй план,ставит в зависимость от мужской цивилизации и мужской культуры.
Чтец:»Страдание матери как мучение-находится за порогом русского эстетического восприятия..Русский писатель словно не знает,что ему делать с матерью:ведь от кого-то его герой-правдоискатель должен же родиться!Но упоминает мать,словно лишь исполняя досадливый ритуал правдоподобия,- а затем,в растерянности торопится отправить мать на тот свет.
В прозе Пушкина сплошь отцы и нет матерей...
У большинства героев Достоевского мать умерла при родах или когда они были малышами...Русская литература знает норовистых старух..Но это именно бабушки:они выступают в общении не с сыном,а с внуком..
Ведущий,:Значит есть все-таки глубина...не всегда русская литература показывает женщину поверхностно и мелькорм.И в малом ряду таких писателей,копающих тему русской женщины в глубину,стоит Валентин Распутин,внесший в литературу 20века удивительно тонкий и чистый мотив.
Чтец:
Затерянная в глубине народной жизни женская драма извлечена писателем на свет и отныне входит в общий опыт»,-пишет о Распутине критик Игорь Дедков.
Ведущий:
В повести В.Распутина «Прощание с Матерой» изображена жизнь сельских старух.Глубоко передаются читателю тяжелые,мрачные настроения этих женщин,которые знают,что скоро их деревня будет затоплена искусственным водохранилищем и им придется переселяться в город.Повествование идет на одной прнзительной ноте-прщания с русской деревней и национальной культурой.
Без прошлого у человека нет и будущего.А прошлое-это не только воспоминания, но и кладбище,где похоронены родители,деды,прадеды.И природа, с которой люди дышат одним воздухом, и народ, и односельчане,как добрые,так и злые.Все это для распутинских старух называется «жизнь», и лишится этого-значит перечеркнуть себя,оторваться от корней,от всего,что их хранило и питало.
Уезжают переселенцы.Остаются только те,кто готов на этой земле умереть с ней:2 женщины,мужчина и мальчик.А затопление идет полным ходом.
Язык Распутина прост и максимально приближен к местному диалектую речь идет о сибирской деревушке,подобной той,где родился и вырос сам писатель. Глубина психологического проникновения в образ русской женщины не уступает глубине мужских образов у Льва Толстого.
Чтец: В произведениях Распутина светлая вера в неизбежность победы добра над злом, в то,что наступят на Руси добрые времена.Мир произведений Распутина-почти единственный в нашей литературе оазис для женщины,где она чувствует себя не ребром Адама,не дополнением к мужчине,а альфой и омегой бытия,причиной, а не следствием,главной,а не второстепенной героиней.В этом смысле Распутин-не только русский писатель,он прежде всего общечеловеческий.
С уважением и сердечным теплом обрисовываетРаспатин деревенских женщин.Вся жизнь у старухи Анны в повести «Прощание с Матерой» была во имя высшей цели:детей,семьи.дома,а значит,во имя Родины и народа.Хотя не употребляют эти старушки таких высоких слов.Проста и скромна их речь,светлы и незаносчивы мысли.Инстинктивное ощущение внутреннего нравственного закона характерно для всех распутинских героинь.Повести «Живи и помни» испытывает людей любовью,а «Прощание с «Матерой»-испытание на верность родной земле.Казалось бы,что для человека дороже жизни? Но, оказывается,есть что-от еще более важное,с потерей которого и жизнь обесценивается.И носителем этого нравственного стержня , внутреннего закона у Распутина является женщина.
В его произведениях женщины не могут жить без любви,без самоотверженного жертвенного служения родным и близким.
Чего же ищут героини произведений Распутина? Утешения или правды,надежды или веры? Думается,что все это у них уже ести.А просят у нас они только понимания.Такого же,на которое способен писатель.
Литературные критики приклеили к Распутину ярлык «писатель-деревенщик».Но как можно разделить нравственную тему на «сельскую» и «городскую»?Ведь они связаны кровными узами.
Распутин осуждает в русских мужчинах как неизменность интересов,так и «деспотизм и тиранию чисто духовного парения».Воспаряющий над людьми интеллектуал нарушает свой внутренний нравственный закон.А истина-в единении людей.Вот главная мысль Валентина Распутина.
Звучащие уже в "Последнем сроке" темы расставания с поколениями людей, живших и трудившихся на земле, прощания с матерью-прародительницей, с миром праведников трансформируются в сюжете повести "Прощание с Матерой" (1976) в миф о гибели всего крестьянского мира. На "поверхности" сюжета повести - история затопления расположенного на острове сибирского села Матеры волнами "рукотворного моря". В противоположность острову из "Живи и помни", остров Матера (материк, твердь, суша), постепенно уходящий на глазах читателей повести под воду, - символ земли обетованной, последнее пристанище тех, кто живет по совести, в согласии с Богом и с природой. Доживающие свои последние дни старухи во главе с праведницей Дарьей отказываются переселяться в новый поселок (новый мир) и остаются до смертного часа охранять свои святыни - крестьянское кладбище с крестами и царственный листвень, языческое Древо жизни. Лишь один из переселенцев - Павел - навещает Дарью в смутной надежде прикоснуться к истинному смыслу бытия. В противоположность Настене он плывет из мира "мертвых" (механической цивилизации) в мир живых, но это - погибающий мир. В финале повести на острове остается только мифический Хозяин Острова, отчаянный крик которого, звучащий в мертвой пустоте, завершает повествование.В.Распутина «Прощание с Матерой».
Сценка из повести «Прощание с Матерой»
Старухи сидели за самоваром и,прихлебывая из блюдца,нехотя и устало принимались тянуть слабый редкий разговор.
--Я,девка,уж Ваську,брата на загоробке таскала,когда ты на свет родилась Я уже в памяти находилась,помню.
--Ты,однако будешь года на три меня постаре.
-Но на три!Я замуж-то выходила,ты кто была-оглянись-ка Ты ишо без рубашонки бегала.Как я выходила ты должна,поди-ка помнить.
----Я помню.
---Ну дак от ты супротив меня совсем молоденькая.
Третья старуха Сима не могла участвовать в столь давних воспоминаниях, она была пришлой ,занесенной в Матеру случайным ветром более10 лет назад,- В Матеру из Подволочной, из ангарской же деревни.Сима была вся чистенькая,аккуратная,знала немного грамоте и любила протяжные песни о горькой судьбе.
---Утром подымусь ,вспомню со сна...Ой,сердце упрется ,не ходит.-Осподи!..А Егор плачет,плачет. Я ему говорю:»Ты не плачь,Егор,не надо»,а он: «Как мне не плакать,Настасья,как мне не плакать?!».Так и иду с каменным сердцем ходить,убираться.Хожу,хожу,вижу Дарья ходит,Вера ходит,Домнида,-и вроде отпустит маненько,привыкну.Думаю: а может попужать нас только хочут, а ни че не сделают.
-Че нас пужать без пути?
-А чтоб непужаных не было.
После того как Настасья С Егором остались совсем одни (2 сына не пришли с войны,третий утонул,провалившимь с трактором под лед,дочь умерла в городе от рака),начала Настасья малость чудить,наговаривать на своего старика,и все жалобное,болезненное:то будто угорел до смерти,то всю ночь криком кричал,потому что кто-то изнутри душил его,то плачет «вторые будни пошли,плачет,слезами умывается»,хотя знали все,дед Егор не сразу упустит слезу.Во всем другом нормальный, здравый человек..
-Как там сегодня Егор-живой или нет?
-Ой!Егор-то,Егор-то...едва нонче не помер.У старого ума нету-взял сколупнул бородавку и весь кровью изошел.Цельный таз кровушкию
-А теперь-то как остановилась?
-Вся вышла,дак остановилась.Едва дышит.Ой! До того жалко старика,Побегу посмотрю,че с ним.
-Посиди,нет особой заботушки.Я у дочери в городе-то гостевала-дивля:тут тебе,с места не сходя, и Ангара,и лес,и уборня-баня,хошь год на улицу не показывайся.Крант,так же от как у самовара,повернешь- вода бежит,В одном кранту холодная,в другом горячая.И в плиту дрова не подбрасывать,тоже с крантом,нажмешь-жар идет.Вари,парь.Прямо кубы тебе с добром!-баловство для хозяйки.А уж хлебушко не испекчи,нет,хлебушко покупнойЯ с непривычки да с невидали уж и ппхала возле крантов этих-оне надо мной смеются,что мне чудно.А ишо чудней,что баня и уборна,как у нехристей,в одном закутке,возле кухонькни.Это уж тоже не дело. Сядешь,как приспичит,и дрожишь,мучишься,чтоб за столом не услыхали.И баня ..какая там баня,смехота одна,ребятенка грудного споласкивать.А оне ишоче-то булькаются,мокрые вылазят.от и будешь ты,Настька,как барыня,полнеживать,все по дому,все есть,руки подымать не надо.А ишо этот..телехон заимей.Он тебе:дрынь-дрынь,а ты ему:ле-ле,поговорела и опеть на боковую.
-Ой! Не трави ты мое сердце! Я там в одну неделю помру.Посередь чужих-то!Кто ж старое дерево пересаживает?!
-Всех нас, девка,пересаживают, не однуе тебя.всем тепери туды дорога.Только успевай, господь ,прибирай.
-Не равняй меня ,Дарья,не равняй!Вы все в одном месте будете, а я на отдельности.Вы, которые с Матеры, друг к дружке соберетесь, и веселей, и будто дома.А я? Ой, да че горорить?
-Сколько нас, всех-то? Никого уж не остается. Погляди — ка Агафью уж увезли, Василису увезли, Лизу в район сманивают Наталья говорит может, к дочери поеду на Лену...
-Татьяна, Домнида , Маня , ты, Тунгуска. Околоток хороший наберется.На мое кукованье.
--От и вся Матера, господи!
Ведущий: Валентин Распутин знает, как писать просто, строго и точно, придерживаясь «фактов», рассказывая то , что было, и – ничего сверх, никаких фантазий и «воспарений» души. И никаких «прорывов» в запределье. Лучшее у него в этом роде - рассказ «Уроки французского». Нигде потом он не был таким сдержанным; слезы рвались – не давали воли слезам; мальчик из голодного военного детства должен был навсегда остаться таким, каким был тогда; он не смел жалеть и щадить его больше, чем жалела и щадила жизнь, если у нее это получалось; в рассказе – воспоминании от первого лица это трудно, но он сумел в самом способе, стиле рассказывания воплотить мальчишеский характер – замкнутый, самоуглубленный, одинокий, воспитанный в суровых правилах сибирского крестьянского обихода; не жалуйся, не проси, не жди и не принимай помощи от людей, терпи и иди своей дорогой…
Ведущий: В доброте Лидии Михайловны, учительницы французского, было опровержение правил: ты не один, кому-то ты виден в школьной толпе со своими ссадинами и хмурыми глазами, ты виден, и тебе помогут. Отчего так – при сдержанности слога, не пускающего в душу мальчика, все сильнее чувствуешь, как она болит, растеряна, как медленно отогревается? Или секрет в том, что обстоятельства и подробности той бедствующей жизни, исторически точные и всегда важные, сами по себе выдают, сколь велика сосредоточенность мальчика на самих основах своего существования – выживания, причем достойного, из последних сил достойного и разумного, - так воспитан! И что творится в этой детской душе, нежданно обласканной и согретой, - тоже становится доступным нашему воображению и глубокому сопереживанию.
Сценка. Отрывок из рассказа «Уроки французского».
Лидия Михайловна приняла вид, что ничего не понимает.
-Что это? Что такое ты принес? Зачем?
-Это вы сделали.
-Что я сделала? О чем ты?
-Вы отправили в школу эту посылку. Я знаю, вы.
-Почему ты решил, что это я?
-Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает.
-Как! Совсем не бывает?!
-Совсем не бывает. Знать надо было.
Лидия Михайловна вдруг засмеялась и попыталась меня обнять.
-Действительно. Надо было знать. Как же это я так?! Но тут трудно догадаться было - честное слово! Совсем, говоришь, не бывает? Что же у вас тогда бывает?
-Горох бывает. Редька бывает.
-Горох…редька…А у нас на Кубани яблоки бывают. Ох, сколько сейчас там яблок. Я нынче хотела поехать на Кубань, а приехала почему-то сюда. Не злись. Я же хотела как лучше. Кто знал, что можно попасться на макаронах? Ничего теперь буду умнее. А макароны эти ты возьми…
-Не возьму,
-Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь. А я живу одна. Я могу покупать, что захочу, но мне ведь одной…Я и ем-то помаленьку, боюсь потолстеть.
-Я совсем не голодаю.
-Не спорь, пожалуйста, со мной, я знаю. Я говорила с твоей хозяйкой. Что плохого, если ты возьмешь сейчас эти макароны и сваришь себе сегодня хороший обед. Почему я не могу тебе помочь - единственный раз в жизни? Обещаю больше никаких посылок не подсовывать. Но эту, пожалуйста, возьми. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться. Столько у нас в школе сытых лоботрясов, которые ни в чем ничего не соображают и никогда, наверное, не будут соображать, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя.
Девять лет спустя в повести "Пожар" (1985) Распутин вновь обращается к теме гибели общинного мира - на сей раз не в воде, а в огне, в пожаре, охватившем торговые склады леспромхозовского поселка, символически возникшего на месте затопленной деревни. Вместо того чтобы совместно бороться с бедой, люди поодиночке, состязаясь друг с другом, растаскивают выхваченное из огня добро. Главный герой повести шофер Иван Петрович, с точки зрения которого описывается происходящее на горящих складах, - уже не прежний распутинский герой-праведник: он находится в неизбывном конфликте с самим собой, ищет и не может найти "простоту смысла жизни". Соответственно, усложняется и дисгармонизируется авторское видение мира. Отсюда - эстетическая двойственность стиля "Пожара", в котором запечатленный во всех подробностях образ горящих складов, соседствует с символико-аллегорическими обобщениями и публицистическими зарисовками "кочевого" быта леспромхоза.
В повести лауреата Государственной премии за 1977 год В,Г, Распутина «Живи и помни» показана судьба человека, забывшего первую заповедь солдата- верность воинскому долгу.
«-Живи и помни, человек,- справедливо определяет суть повести В Распутина писатель В Астафьев,-в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое- рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя».
Сценка. В.Распутин «Живи и помни».
Действующие лица: Андрей.Настена.
Настена:Но как ты насмелился?Это же не просто.Как у тебя духу хватило?
-Не знаю,.невмоготу стало.Дышать нечем было-до того захотелось увидеть вас.Оттуда с фронта не побежал бы,конечно.Тут показалось вроде рядом.А гдн же рядом?Ехал,ехал...до части скорей доехать.Я же не с целью побежал.Потом вижу:куда ж ворочаться?На смерть.Лучше здесь помереть.Что теперь говорить!Свинья грязи найдет.
-Война кончится,-может,простят
-Нет,за это не прощают.За это,если бы можно было расстреливать,а после сызнова подымать,расстреливали бы по три раза.Что б другим неповадно было.Моя судьба известная,и нечего теперь о ней хлопотать.Я шел и думал:погляжу на Настену,попрошу прощенья,что сломал ей жизнь,что гнул без нужды да изголялся,когда можно было жить.И правда-чего не жи лось?Молодые,здоровые,всем,как нарочно,друг под друга подогнанные.Живи да радуйся.нет.надо было каприз покаазывать,власть держать.Вот дурость-то.И сам же понимал,что дурость,не совсемведь остолоп,понятье какое-то есть,а остановиться не мог.Казалось как:Успеем наживемся,налюбимся-век большой.Вот и успели.Думаю,приду,покажусь Настене на глаза,покаюсь,чтоб извергом в памяти не остался,погляжу со стороны на отца,на мать,и головой в сугроб.Зверушки постараются:прберут,почистят.А уж чтобы так с тобой быть-и не надеялся,не смел.Это-тоза что мне првалило?За одно за это, если б жить не вспохват,я должен тебя на руках носить.
-Ну,что ты,что ты
-Погоди.Начал,так докончу,потом,может,не придется.Мне теперь про себя оставлять ни к чему,не пригодится.Что есть,то и выкладывай.Вот.Пришел,думал не надолго,думал до прощенья да дотпрощанья,а сейчас уж охота до лета дотянуть.Осмотреть напоследок,какое лето.Охота-и все-хоть убей.А тут ты сегодня обогрела-впору скулить от радости.Мне от тебя много не надоЮНастена.Ты и так столько сделала.Потерпи еще эти месяцы,потаись,придет пора,я сгину.Но потерпи.Немало ты от меня вынесла.вынеси еще и это.Сариков моих не бросай.
-А как же ,Андрей,дальше-то?Они ведь ждут,надеются:вот-вот ты напишешь,где ты есть.кончится война-что им потом думать?У них вся надежа на тебя.
-Надежа.надежа...Нет у них никакй надежи.Тм встретимся -поговорим.Может.там войны нет.Еще не известно,что лучше:точно знать-твой сын или мужик убитый лежит,или не знать ничего..Для жены,навернон, надо знать-чтоб устраивать свою судьбу.А для матери?Сколько их согласится не знать,жить с завязанными глазами.Она и похоронку получит-не хочет верить.Так пусть моим старикам хоть никаой,хоть м ертвый огонек,да маячит.Раз уж я другого не могу им показать.Скоро тебе ехать.Поедешь или останенешься?
-Как же я останусь?
-Еще -от приедешь?
-Приеду,Андрей,приеду.А то прибегу.Дорогу теперь знаю
-Неохота будет,не ходи,тут неволить себя нельзя.А я выдюжу,мне этого дня надолго хватит
-Ой.я ведь тебе провианту привезла.Чуть обратно с ним не уехала.Половину отсыпь,а половину я отцу отвезу,это он заказывал.
-Мне и половины за глаза хватит.Теперь жиув.Теперь мне и сам черт не страшен.Вот одарила ты меня.Всем одарила.Ну,Настена,золотая ты моя баба. С этой бабой бы в миру жить.а не прятаться по норам.
-Ну тебя.прямо сердце зашлось.-до чего напугал.
-Я уж отвыкла,чтоб так хватали!
-Прибегай,я научу.
-Да я бы хоть каждый днеь прибегала
Андрей молча протянул ей что-то круглое и блестящее.Настена тихонько ахнула.
-Ой,что за чудовина такая?
-Возьми,Настена,часы.Я сам их с немецкого офицера снял.С живого-не с мертвого.Мне они больше ни к чему,а тебе пригодятся.Будешь продавать-не продешеви:это хорошие часы,в Швейцарии делали.
-Господи,да их в руки брать боязно.
-Бери.Больше дать тебе.
В последнее десятилетие
Эти же публицистические интонации становятся все более ощутимы в прозе Распутина второй половины 1980-х - 1990-х гг. Аляповато-лубочное изображение в рассказах "Видение", "Вечером", "Нежданно-негаданно", "Новая профессия" (1997) наЕдской девочки-побирушки Кати, подброшенной в деревню сквозному персонажу последних распутинских рассказов Сене Позднякову), сохраняются следы былого стиля Распутина, тонко чувствующего природу, продолжающего разгадывать тайну человеческого бытия, всматриваясь туда, где лежит продолжение земного пути.
Учебная литература:
Русская литература ХХ века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. Под ред. В.В. Агеносова.-М.: Дрофа, 2001.
Русская литература ХХ века Е.С. Роговер. Санкт–Петербург–Москва-Сага–Форум.: 2008.
Методические пособия для преподавателя: