|
Вечер поэзии Жизнь и творчество А.А.Ахматовой
Автор публикации: Федорина Е.А.
Дата публикации: 2016-04-22
Краткое описание: ...
Тема урока: Жизнь и творчество А. А. Ахматовой. Форма проведения: литературное кафе. Цели данного урока: создать общее представление о художественном мире Анны Ахматовой, различных гранях ее творчества; показать Ахматову как личность сильную, талантливую, достойного гражданина своей страны; активизировать познавательную активность учащихся на уроке; развивать внимание к поэтическому слову; воспитывать интерес к поэзии. Оснащение урока: (в зависимости от возможностей школы) м/м установка для показа презентации об А.Ахматовой, для воспроизведения музыки, портрет А.Ахматовой на столике, рядом подсвечник, раскрытая книга, эпиграф на доске. Содержание урока. 1. Слово учителя. Постановка цели перед учащимися. Эпиграфом к уроку я взяла слова, которые в 1941 году посвятил Анне Ахматовой поэт Сергей Спасский: Ваш образ так оформлен славой, Так ею властно завершен, Что стал загадкою, забавой, Навязчивой легендой он. Сегодня и мы попытаемся создать на уроке образ поэтессы, помогут нам в этом ваши одноклассники. Откройте тетради, запишите эпиграф, а в течение урока запишите слова, которые посчитаете ключевыми для характеристики образа поэтессы. 2. Ведущий. Представьте себе не совсем обычное кафе, где собираются не для того чтобы поесть, а для того, чтобы поговорить, обсудить какие-то новости, новые произведения, где собираются поэты, художники, критики и прочие литературные деятели. В одном из таких кафе мы и окажемся сейчас. В класс вбегают окололитературные сплетники (все в элегантных костюмах, с портфелями и папками в руках). Их беседа идёт в быстром темпе под музыку Прокофьева (начало VII симфонии) или Стравинского («Петрушка»). -Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей? -Правильно, они давно исписались. -Эти декадентские стишки Ахматовой никому не нужны. -Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет. - А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших воинах не написала. -Вся страна на грани великих событий. Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь… -Правильно, правильно. Ахматова, что-то фамилия знакомая... -Какая-то странная фамилия. -Почему же странная? Впрочем, это псевдоним Анны Горенко. Ахматова — фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки. Толпа сплетников застывает. Около портрета Анны Ахматовой сидит девочка, она же и выступает от имени поэтессы в течение всего урока. Я родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребёнком я была перевезена на Север — в Царское Село. Там прожила до 16 лет. Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самые сильные впечатления этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царскосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую я окончила в 1907 году. Я поступила на Юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна; когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела. Разговор за одним из столиков: -Позвольте, говорят, Ахматова не приняла революцию. -Конечно, декадентские настроения сказались... Чтец. (на фоне музыки Шуберта «Ave Maria»). Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой. А здесь, в глухом чаду пожара Остаток юности губя. Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке поздней Оправдан будет каждый час... Но в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас. Толпа окололитературных сплетников вновь оживает. -К вашему сведению, у нас возникла поэтическая Академия символизма. Её возглавил Иванов. Блок, Мандельштам, Гумилёв и Ахматова вначале были с ним, а затем создали свой «Цех поэтов», своё поэтическое течение — акмеизм. - Анна Ахматова вчера выступала в Академии. Успех полный. -Да что она вообще собой представляет?!! Видел как-то: вся в чёрном, туфли столетней давности, но держится, я вам скажу… -Я давно наблюдаю за ней: очень стройная, очень юная, патрицианский профиль... -Да что вы всё: Ахматова, Ахматова. Кто она вообще? Под музыку Бетховена (соната «Патетическая») участница (от имени поэтессы). Я — голос ваш, жар вашего дыханья, Я — отраженье вашего лица. Напрасных крыл напрасны трепетанья — Ведь всё равно я с вами до конца. Вот отчего вы любите так жадно Меня в грехе и в немощи моей, Вот отчего вы дали неоглядно Мне лучшего из ваших сыновей. Вот отчего вы даже не спросили Меня ни слова никогда о нём И чадными хвалами задымили Мой навсегда опустошённый дом. И говорят — нельзя теснее слиться. Нельзя непоправимее любить… Как хочет тень от тела отделиться, Как хочет плоть с душою разлучиться, Так я хочу теперь — забытой быть. Появляется человек в военной форме. -Забытой? Никогда... Разрешите представиться: Евгений Добин, в прошлом военный журналист, сейчас — литературовед. В начале 1943 года по пути к фронту я и один писатель-моряк застряли на три дня в Ташкенте. Спеша на вокзал, мы проходили тенистой малолюдной улочкой. Из-за угла появились две женщины. Мы столкнулись. В одной я узнал (по портретам) А. Ахматову. Вытянуться в струнку, отдать честь по всем правилам было делом одной секунды. В тот момент я действовал безотчётно. Два года спустя в библиотеке ленинградского Дома писателя Ахматова зорко вгляделась в меня и припомнила эту встречу. Голоса из зала. -Большая радость: узнали! Уехала из блокадного Ленинграда, и ни одного патриотического стихотворения. -Неправда. Друг за другом из-за столиков встают чтецы — звучат стихотворения из цикла «Ветер войны» (под «Лунную» сонату Бетховена). «Щели в саду вырыты...», «Победителям», «Птицы смерти в зените стоят...», «Клятва», «Мужество» и т. д. Участница (от имени поэтессы). Отечественная война 1941 года застала меня в Ленинграде. В конце сентября, уже во время блокады, я вылетела на самолёте в Москву. До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела. В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград. Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Звучит песня А. Розенбаума «На дороге жизни». Разговор за одним из столиков. -Простите. Все спорят-спорят о чём- то, а я так и не пойму, какой же была Ахматова? -А что вас интересует: внешность или стихи? -Всё. Впрочем, Ахматова, говорят, была очень эффектной женщиной. -Она была поэтом. -Судьба была безжалостна к этой женщине. Сначала она потеряла мужа, поэта Гумилёва. -Кажется, что все стихотворения А. Ахматова пишет о себе и о Гумилёве. -Это был удивительный человек. Он мечтал исследовать Африку и объединить все африканские племена, создать для них общий язык. Три путешествия в Африку Гумилёв предпринял на собственные средства. -Поэт был обвинён в причастности к контрреволюционному заговору и расстрелян. Остались его стихи. Многие из них посвящены Ахматовой. Чтец. Застонал я от сна дурного И проснулся, тяжко скорбя; Снилось мне — ты любишь другого И что он обидел тебя. Я бежал от моей постели, Как убийца от плахи своей, И смотрел, как тускло блестели Фонари глазами зверей. Ах, наверно таким бездомным Не блуждал ни один человек В эту ночь по улицам тёмным. Как по руслам высохших рек. Вот стою перед дверью твоею. Не дано мне иного пути, Хоть и знаю, что не посмею Никогда в эту дверь войти. Он обидел тебя, я знаю, Хоть и было это лишь сном, Но я всё-таки умираю Перед твоим закрытым окном. Разговор за столиком. -У Анны Андреевны остался сын Лев. -Да, его могла постичь участь отца, но он, пройдя ад сталинских лагерей, все-таки выжил. Участница (от имени поэтессы). Лёгкие летят недели. Что случилось, не пойму, Как тебе, сынок, в тюрьму Ночи белые глядели, Как они опять глядят Ястребиным жарким оком, О твоём кресте высоком И о смерти говорят. Продолжается разговор за столиком. -Как-то Ахматова стояла в длинной очереди к тюремному окошку, чтоб передать сыну тёплые вещи и продукты. Какая-то женщина с синими губам спросила её: «Говорят, Вы стихи пишете? А вот об этом Вы могли бы написать?» -Да, я знаю, Ахматова ответила, что могла бы. Ведущий. «Реквием». Долгие годы Анна Ахматова хранила эту поэму в памяти. Чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было всё мужество поэтессы. Трагическая исповедь, лирическое заклинание, горестный вопль обретал эпический характер. «Посвящение», написанное в марте 1940 года, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына. Горе матери беспредельно. И гнев матери беспределен. Но трагедия развёртывается в Истории, и оттого остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собою неминуемое Возмездие. Появляется английский корреспондент. -О, госпожа Ахматова. Думаете ли вы, что после революции люди стали счастливее? Участница (от имени поэтессы). Я не очень компетентна в том, что касается счастья, об этом надо ещё кого- нибудь спросить. Но одно знаю. У нас люди научились теперь гораздо больше помогать друг другу, чем прежде. Из-за столиков шумно поднимаются окололитературные сплетники. -Да что вы кричите: Ахматова, Ахматова. -Ерунда, ничего особенного. -Стих неплохой, но мысли, мысли маловато. -Это всё для слезливых. - Да кем она вообще была-то, Ахматова? Ведущий. Она была поэтом. Сплетники замирают в лучах прожектора. Под музыку «Ave Maria» звучат стихи. Участница (от имени поэтессы). А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество. Но только с условьем — не ставить его Ни около моря, где я родилась: Последняя с морем разорвана связь, Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов. Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание чёрных марусь. Забыть, как постылая хлопала дверь. И выла старуха, как раненый зверь, И пусть с неподвижных и бронзовых век, Как слёзы, струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. 3.Заключительный этап урока. Ведущий. В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия в связи с пятидесятилетием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. В Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь. В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию. Анна Ахматова стала всемирно признанным поэтом, чья литературная слава была безмерной. К ней стремились попасть и маститые, и начинающие поэты, ее оценок ждали. К ней приезжали советские и зарубежные исследователи, изучавшие ее поэзию, историю русской литературы XX века. Ее авторитет был непререкаем. До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. Поэзия Анны Ахматовой, ее судьба, ее облик – прекрасный и величественный – олицетворяет Россию в самые трудные, трагические годы ее тысячелетней истории. Она бессмертна, как бессмертно русское слово. 4.Слово учителя. Итоги урок, благодарность за работу. Сегодня на уроке с помощью стихов, биографических сведений, известных портретов мы попытались представить образ Анны Ахматовой как Поэта. - Какой же образ останется у вас в памяти? Вы записывали ключевые слова, которые помогут вам охарактеризовать Анну Андреевну. Вариант записи: Ахматова. Величавая, непризнанная. Переживала, испытала, взволновала. Сохранила великое русское слово. Международная поэтическая премия, степень почетного доктора литературы. Стала всемирно признанным поэтом…. Поэт
|
|