«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…». Итоговый урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…». Итоговый урок по творчеству Ивана Андреевича Крылова


Цели урока:

1.Обобщить знания о басне как жанре и о баснописце Иване Андреевиче Крылове;

2.Вызвать желание у учащихся ещё больше узнать о баснописце и его баснях;

3.Провести языковой анализ басни И.А.Крылова «Квартет,

чтобы дети почувствовали себя в роли писателя, который, обдумывая каждое слово, создаёт текст.


Оборудование урока:

1.Портрет И.А.Крылова;

2.Рисунки детей (иллюстрации к басням И.А.Крылова);

3.Цилиндр, профессорская мантия для инсценировки;

4.Магнитофон (для воспроизведения короткого музыкального фрагмента по выбору учителя);

5.Каждый ученик получает в начале урока листок с напечатанной басней И.А.Крылова «Квартет».


Эпиграф к уроку: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

И.А.Крылов

Ход урока:

1.Вступление.

С баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся в детстве

и не расстаёмся с ними всю жизнь!

2 Сообщение темы урока.

Учитель.

-Ребята, предлагаю вам совершить путешествие в Петербург начала

девятнадцатого века. Мы уже путешествовали с вами раньше, надеюсь, вы не забыли волшебные слова ? Вспомним их!

Дети:

- Крибле! Крабле! Бумс! (Звучит музыка)


3.Инсценировка


Покупатель:

-У меня недостаёт немного денег, чтобы заплатить.

Поверьте мне на слово. Завтра рассчитаюсь.

Купец:

-Простите, но я не имею чести знать Вас. Вот если угодно поручиться за Вас Ивану Андреевичу, то я с удовольствием поверю.

Крылов:

-А откуда Вы меня знаете? Я ведь у вас впервые.

Купец:

-Помилуйте, Иван Андреевич, да Вас, я думаю, всякий мальчишка на каждой улице знает!

Крылов:

-Моё поручительство? Да ради Бога!

Покупатель:

-Благодарю Вас, Иван Андреевич!

( К Крылову подходит человек и обращается.)

-Разрешите представиться. Профессор Рождественский. Позвольте выразить Вам своё восхищение, сударь. Я знаком с Вашими пьесами и баснями. Весьма и весьма занятно. Жаль, что басни не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов:

- Я не могу с Вами согласиться, милостивый государь. Напротив, я видел, как читают мои басни дети! Им понятен смысл, интересен короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев, обычно, несколько, поэтому их легко запомнить.

Особенно легко запомнить главного героя, который выражает мою основную идею. Точнее, идею басни.

Профессор:

-Я заметил, что басни чем-то напоминают сказки: дикие животные, птицы, рыбы, предметы в них разговаривают и действуют , как в сказках.

Крылов:

-Вот видите! Это верно! Дети любят разыгрывать басни, передавать интонацию героев. К басням легко рисовать картинки. И потом. Многие басни смешны! А с помощью смеха легко довести до детского ума мысль о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера. Вообще, умение увидеть смешное и сказать смешно о чём -то серьёзном очень часто выручало меня в жизни.

Так-то, сударь.

Профессор:

-И всё же позвольте с Вами не согласиться. Интересно было бы узнать, поймут ли Ваши басни дети лет, этак, через сто…


4. Учитель:

-Ребята! А теперь нам пора возвращаться в наше время.

Крибле! Крабле! Бумс! (Музыка)


-Вот мы и стали свидетелями разговора, произошедшего между профессором и Крыловым. Как вы считаете, кто из них прав?

(Ответы детей)

-Сегодняшний урок покажет, насколько хорошо вы знаете басни Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца.


5. Проверка домашнего задания. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали.

1).Нави Волырк. Как связано это имя с И.А.Крыловым? (Псевдоним)

2).Музыкальный инструмент, на котором играл Крылов.

(Скрипка)


По вертикали:

1).После смерти этого человека Крылов не написал ни одной басни. Его муза смолкла. (Пушкин)

2).Язык, который выучил Крылов в 50 лет. (Греческий).

3).Он издавал журнал «Почта духов» и печатал в нём свой роман, когда ему было 20 лет. (Крылов).

4).Место, где работал Крылов с 1812 года почти до самой смерти.

(Библиотека).



4.Б











р


и




5.Х




2.г



ы


б




о




р



л


л




л


1.П

с

е

в

д

о

н

и

м



о


у


ч



в


о




с


ш


е





т




т


к


с





е




я


и


к




2.С

к

р

и

п

к

а

н


и





а








й












6. -Итак, самое время поговорить о том, что же такое басня, о её истоках, о её особенностях.

  • Басня. Дайте определение этому жанру. (Короткий рассказ сатирического характера).

  • Цель басни? (Показ человеческих пороков и недостатков общественной жизни).

  • Что такое «порок»?(1.Предосудительный недостаток Свойство, позорящее общество.2.Физический недостаток.)

  • Что такое «недостаток»? (Изъян, несовершенство, неправильность в чём- либо. Недостаток в работе.)

  • «Пороки пощипать». Как вы понимаете эти слова? («Щипать»- «защемлять до боли, выдёргивать». Следовательно, « выявить недостатки, пороки».)

  • «Где случай есть». Как вы понимаете эти слова? (Т.е. при каждом удобном случае).

  • А какие пороки и недостатки вы знаете? ( Трусость, злорадство, зависть, злость, неблагодарность, лесть, глупость,

лень, хвастовство и т. д.)

  • Что такое «эзопов язык»? ( Язык намёков, недомолвок, аллегорий.)

  • Аллегория. Дайте определение? (Иносказание. Под животными подразумеваются люди. )

  • Что такое мораль? ( Нравоучение, вывод из басни.)


7.Игра-викторина «Назови басню».

Учитель читает мораль басни, ребята называют басню.

  • «Ты всё пела? Это дело:

Так поди же попляши!» («Стрекоза и Муравей»)

  • «Кто про свои дела

кричит всем

без умолку,

В том, верно, мало толку». («Две бочки»)

  • «Невежи судят точно так:

В чём толку не поймут, то всё у них пустяк». («Петух и жемчужное зерно»).

  • « А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь». («Квартет»).

8. Вопросы учителя:

  • Кого мы считаем родоначальником басни? (Эзопа, жившего в Древней Греции в 6 веке до нашей эры.)

  • Каких баснописцев вы знаете? (18 век: Тредиаковский, Херасков, Дмитриев; 19 век: Крылов, Л.Н.Толстой;20 век –С .Михалков, Михаил Воловик - уфимец).


9. Учитель сообщает историю создания басни И.А.Крылова «Квартет».

Басня метила в первых особ преобразовывающегося Государственного Совета, которые решали, кто какой департамент возглавит в 1810 году, т.е. «кому и как сидеть».

Граф Мордвинов, граф Завадовский, граф Аракчеев, князь Лопухин участвовали в дебатах.

-А что означает слово «квартет»? (Ансамбль из 4 музыкантов).

-Как развивается сюжет басни? ( Дома ребята читали басню).

( Животные, собравшись, вооружившись всеми необходимыми музыкальными инструментами и нотами, хотят исполнить музыкальное произведение).

10. Выразительное чтение учителем басни И.А.Крылова «Квартет».

11. Учитель:

- О чём эта басня? ( О самонадеянности, о глупости, о том, что не надо браться не за своё дело . Ср. пословицы: «Не в свои сани не садись», «Не место красит человека, а человек- место».)


-Какова мораль басни? («А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».)


-Подумайте, почему автор избрал такую форму записи начала басни, т.е. поимённое представление действующих лиц отдельной строкой? Что это напоминает? (Афишу).


-Итак, герои басни перед нами. Далеко не музыкальные герои.

«Проказница Мартышка» - неугомонная шалунья;

Осёл – («Осёл и лира» Эзоп), Козёл («драть козла»- «петь плохо», «плохо играть на музыкальных инструментах», «козлом петь»).

«Косолапый Мишка»- (ср. «медведь на ухо наступил»).

-Прочитав первое предложение, можете ли решить, каков будет финал? (Они потерпят фиаско, т.е. их ждёт неудача).


- Вы получили листочки с напечатанной басней «Квартет».

Подчеркните слова, которые в современном русском языке звучат как-то иначе, т.е. такие формы устарели в языке.Они так и называются, «устаревшие». (Ребята подчёркивают).

А теперь проверим, что вы подчеркнули?

  • Пленять (свет) - «обворожить», «восхитить»;

  • Нейдёт - «не идёт»;

  • Коль – «если»;

  • Пуще прежнего – «ещё сильнее» (ср. «Пуще прежнего старуха бранится» А.С.Пушкин).

  • Привесть - «привести»;

  • Надобно - «необходимо», «нужно».

На уроке русского языка мы говорили с вами о профессиональных словах. Есть ли в басне такие слова?

  • Альт, бас, скрипка – струнные музыкальные инструменты;

  • Прима-первая скрипка; втора – вторая скрипка;

  • Смычок - палочка с натянутым конским волосом для извлечения звука;

  • Ноты, квартет.

Само название басни настраивает читателей на то, что речь пойдёт о музыке, о музыкантах. Логично встретить музыкальную терминологию.

- Можете ли вы сказать, каких частей речи почти нет в тексте?

(Имён прилагательных).

- А каких частей речи много? ( Глаголов).

- Попробуем прочитать глаголы из басни:

(«Затеяли…сыграть…достали…сели…пленять…ударили…

дерут…

стой…стой…кричит…погодите…идти…сидите…

садись…сяду…пойдёт…запляшут…расселись…начали…

нейдёт…постойте ж…сыскал…кричит…поладим…сядем…

послушались…уселись…нейдёт…» и т.д.)

(Ребята говорят, что живо представили всю картину происходящего).

Учитель:

«Глагол придаёт речи жизнь», - говорят учёные.

Знаете ли вы, что слова, обозначающие действия, вначале назывались «речь», затем - «слово» , а слово «глагол» появилось около 400 лет назад?

Давайте ещё раз вчитаемся в знакомые строки:

«Затеяли сыграть»- в словах чувствуется что-то несерьёзное, но

дальше: «достали», «сели» (вполне всё серьёзно!)

«пленять» (!), т.е. очаровывать! Вот какую цель перед собой поставили! Что же для этого они стали делать? «Ударили, дерут», Мартышка и Осёл «кричат» и ещё удивляются, что «толку нет».

-А какие местоимения встречаются в тексте? (Дети находят местоимения: «вы», «я», «я» и другие Их достаточно много и их тоже нужно проанализировать.) Пример: употребляя местоимение «вы» вместо «мы», Мартышка снимает с себя всю ответственность за происходящее. В репликах Мартышки и Осла слышим яканье («Я, прима», «Я сыскал ») и т.д.

Анализируя синтаксис текста, обращаем внимание детей на обилие восклицательных предложений, которые говорят об эмоциях персонажей басни

- В чём же причина неуспеха? (Они не умеют играть. Они не понимают: чтобы сыграть квартет, надо много сначала потрудиться , учиться.)

- А они могли бы при желании научиться? (Наверное , нет. У них нет способностей: Мартышка неусидчивая, Осёл упрямый, тупой, не менее упрямый Козёл со своим козлиным пением, а Мишка имеет далеко не музыкальные пальцы .Не зря говорят при желании подчеркнуть отсутствие музыкального слуха у кого - либо : «Ему медведь на ухо наступил».

- Что же они делают, чтобы у них дело пошло на лад? (Пересаживаются! От перестановки мест слагаемых сумма не меняется.)


- Кто выражает основную идею басни? ( Соловей)


- А почему Соловей, а не Слон, например? (Известна музыкальность Соловья) .Ср. сказку Г. Х.Андерсена «Соловей».


Цепочка событий завершается моралью, вложенной в уста Соловья:

А вы, друзья, как не садитесь,

Всё в музыканты не годитесь!


Урок завершается инсценировкой басен «Квартет», «Ворона и Лисица», «Дерево», «Свинья под дубом».


12. Домашнее задание: письменный анализ басни по выбору.


Литература

1. Иван Андреевич. Басни. М., «Детская литература», 1973.

2. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М, «Книга»,1985.

3. И.А.Крылов в воспоминаниях современников. М,1982

4 Десницкий А.В. Молодой Крылов. Л,1985


Колесникова Т.Г., учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия № 82», победитель ПНПО 2006 года




9