Конспект урока русского языка на тему Описание внешности

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок развития речи в 7 классе.

Тема урока: Портрет (описание внешности человека- 2 часа).

Цель урока:

  1. учить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер и настроение; находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения;

  2. обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;

  3. воспитывать внимание к окружающим людям, воспитывать любовь к прекрасному.

Задачи:

Образовательная:

дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.

Развивающая:

развивать исследовательские и творческие навыки.

Воспитательная:

привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/[М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2008.


Эпиграф:

Твоя красота - это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.

Рената Литвинова

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота - это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.» (Рената Литвинова)

На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и, каково их внутреннее состояние в тот момент и сделать выводы об их характерах и душевном состоянии.

2. Фронтальная работа с классом.

- Ребята, а что такое литературный портрет?

- Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?

- Назовите основные элементы (виды) словесного описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы)

- Итак, описание внешности используется писателем как одно из средств характеристики героя (персонажа).

3.Викторина «Угадай героя».

Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх

(М. Пришвин «Кладовая солнца»).

- Кто эта «золотая курочка»? Как вы узнали?

- По портрету литературного героя.

- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям?

- Можно. Автор любит Настю, поэтому употребляет слова курочка, носик, монетки, носик чистенький. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Какие особенности языка в художественном описании?

- Использованы эпитеты (тесно им было), сравнения (как золотая курочка, как золотые монетки), метафоры (отливали золотом, лезли во все стороны).

- Этот текст – художественное описание. Мы видим, как автор относится к герою. Есть эпитеты, метафоры, сравнения.


- Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?»


На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно – будто лебёдушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поёт;

Горят щёки её румяные,

Как заря на небе божием;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетённые,

По плечам бегут, извиваются…(Алёна Дмитриевна, М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова»)


«Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза».(Бирюк, И.С.Тургенев «Бирюк»)

Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх (Митраша из произведения М.Н. Пришвина «Кладовая солнца»).


Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. До меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание. (Лидия Михайловна из произведения В.Распутина «Уроки французского»).


Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик (Герасим из произведения И.С. Тургенева «Муму»).


4 Беседа с классом.

- Внешность – это первое, что мы видим в человеке, а наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Какие из них вы помните?

- Прочитайте пословицы. Какую вам захотелось объяснить?

Листом красиво дерево, а одеждою – тело.

В праздник – Груша, а в будень – клуша.

Рот до ушей, хоть завязочки пришей.

С лица воду не пить.

- Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).

- Правильно. Не случайно существует пословица «Глаза – зеркало души человека».

- Чем различаются глаза?

- Они различаются по цвету, по форме.

- По цвету какими они могут быть?

- Синими, васильковыми, голубыми, серыми.

- Какими же могут быть глаза по форме?

- Большими, маленькими, узкими, широко открытыми.

- Ребята, нас интересует не столько форма и цвет глаз, а сколько глубинная наполненность, их выражение.

- Какие же глаза бывают по своему выражению?

- Задумчивые, злые, внимательные, скорбные.

- Сейчас мы должны распределить слова – определения глаз в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают:

Наглые, пустые, гневные, ясные, правдивые, злые, удивленные, скорбные, бегающие, внимательные, блестящие, задумчивые.


Ребята, как важно оказывается при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».

А теперь послушайте отрывок из произведения: « Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»

Мы ничего не знаем о судьбе героя, но о чем мы можем догадаться?

- Что на долю этого человека выпало много испытаний.

- Ребята, как вы думаете, почему у Андрея Соколова глаза присыпаны пеплом, наполнены смертной тоской. Да, тяжелые испытания выпали на его долю, забрали у него радость жизни, умертвили глаза. Исказила война человека до неузнаваемости, преждевременно состарила, но не ожесточила. Откуда мы это видим?

- Андрей Соколов нашел в себе силы жить. И не только жить, но и согревать теплом своего приемного сына. Эти два одиноких человека, потерявшие на войне самых близких людей, почувствовали, что они очень нужны друг другу.


5. Работа с портретами художников.

- Ребята, но портрет – это и жанр живописи, где художник показывает своё отношение к герою. Известные художники-портретисты – В.А.Тропинин, Ф.С.Рокотов, В.М.Васнецов, В.А.Серов. На экране вы видите портреты работы этих художников. Рассмотрите портреты и определите выражение глаз героев.

Обратите внимание на этот портрет. Это «Портрет Струйской» художника Рокотова.

Про людей, написанных Рокотовым, не скажешь: «Этот человек добрый, а этот злой». Или «Этот весёлый, а этот грустный». Рокотов знал: бывает, что человек смеётся, а на душе у него тоска. Или: сердится человек, потому что добр и желает другим добра. А разве редко встречается, что мы внимательно слушаем кого-то, а сами, не переставая, думаем о своём.

Рокотов умел передать в портрете сложность человека, изменчивость его мыслей, чувств, настроения. Один из лучших его портретов – портрет Александры Петровны Струйской. В загадочных глазах Струйской поэт Заболоцкий увидел улыбку и слёзы, испуг и восторг, горячность и тоску. И он написал стихотворение об удивительном умении художника уловить тонкость и сложность человеческой души.

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?


Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.


Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.


Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

6 Лексическая работа.

- А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они у вас вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, искромётные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивлённые, задумчивые, блестящие, злые.

7. Задание

Подберите к данным причастиям существительные, объясните правописание причастий.

Сощуренные (глаза), одухотворённое (лицо), сморщенные (губы), сдвинутые (брови), взволнованное (лицо), порозовевший (нос), заспанный (вид).

Самопроверка по записи на доске.

- Итак, о чём нужно помнить, описывая внешность человека?

ПАМЯТКА

Описывая внешность человека, следует:

  1. стараться передать внутренний мир человека, его характер и настроение;

  2. выделять главное (неповторимое) в облике конкретной личности;

  3. правильно использовать «портретную» лексику.

- Эта памятка будет с нами, когда мы будем писать сочинение-описание внешности человека.

8.Упражнение в учебнике 164 :

А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

В) Спишите, подчеркните второстепенные члены.

Г) Можно ли сказать, что этот текст - фрагмент характеристики?


9. А теперь творческая работа:

перед вами портрет американского писателя Хемингуэя. Опишите его. Постарайтесь увидеть его внутренний мир.

(Он умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких

людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым.


10. Подведение итогов урока.

- Ребята, после нашего разговора о внешности, я думаю, что вы будете более внимательными и наблюдательными по отношению друг к другу, близким, родным, учителям. Вы сможете заметить печальные глаза своего одноклассника, побледневшее лицо мамы или учительницы, слезы в глазах бабушки. Во время перемены не будем кричать, а разговаривать спокойным голосом, так как голос – это тоже деталь нашей внешности .Будьте прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть у вас хорошего – развивайте. Живите так, чтобы вам не бросали в лицо: «Родилась пригожа, да по нраву негожа».


11. Выставление оценок за урок.


12. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Моя мама», «Мой друг, подруга».

-Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

-Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.