«Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Субкомпетенции Ученик знает: о жизни и творчестве писателя, литературоведческие термины, содержание рассказа. Ученик умеет: работать с текстом произведения, анализировать, сравнивать, сопоставлять, логично излагать свои мысли, высказывать свою точку зрения. Ученик способен: давать оценку поступкам героя, связывать с современной жизнью. Воспитательные цели: воспитание бережного и благородного отношения к своим родителям. Оборудование: Записи «Времена года. Октябрь». П. И. Чайковского. «Песня о матери» в исполнении ансамбля « Белый день». Компьютер. «Притча о блудном сыне». Выставка книг Паустовского. Эпиграф: « Есть на свете прекрасное существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать». М.Горький
I. Представление. Тема, цели урока. (слайд-1)
II.Актуализация ЗУН Вступительное слово учителя. Когда называешь имя К.Г. Паустовского, то в памяти оживает Мищерский край, средняя полоса России, с ее неброской красотой, о которой Н. Рыленков написал: (слайд-2) Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. -Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: «Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». И может стоит поучиться у писателя великому умению- остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живет рядом с нами.
(слайд-3) Эпиграф: « Есть на свете прекрасное существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать». М.Горький
Сегодня мы продолжим разговор по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»,где мы познакомились с печальной историей о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.
-Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное) (Когда стряслась беда) (Когда у человека радость) -А сколько телеграмм послано в рассказе? -Куда, кому и кем они были отправлены? (дочери -Насте в Ленинград: «Катя умирает. Тихон».)
(слайд-4) «Катя умирает. Тихон».
(матери- Катерине Петровне в Заборье: « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»)
(слайд-5) « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».
-Какую телеграмму имел в виду автор? Почему? (Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна- от имени Насти).
-Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).
-Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем- отношения детей и родителей.
-Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стараниями?
-А теперь, ребята, перейдем к следующему этапу нашего урока. Работа над композицией рассказа на основе дом. зад.
Задание: Обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста. Примерный план. 1. Мать. «Эх, горе, ее горькое, сострадание неписаное!». 2. Дочь. «Эх ты, сорока!». 3. Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой!» 4. Развязка. «Безмятежно уснувшая».(смерть, похороны). 5. Раскаяние. Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести.(приезд с опозданием).
III.Развитие. -Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? Описание пейзажа, интерьера.(Исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа-Катерина осеннего пейзажа). Звучит музыка Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».
Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыжие тучи. Маленький подсолнечник все доцветал и не мог доцвесть. Вывод: пейзаж печален, когда печален человек. Описание интерьера: цвет желтый, сумрачный, есть и серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.
Работа с текстом. К.Г.Паустовского считают мастером детали. Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях.
-Обсудите в группах. Ответ обоснуйте.
1 гр. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.(Пр. от. Ночник- единственное существо, он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, ее грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и угасает.)
2 гр. Она задохнулась, остановилась, у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила, уже девушкой -хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. (Пр. от. Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отожествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности. Каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины- глубину ее тоски по дочери)
3 гр. Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно- одна жестяная пустота. ( Пр. от. Пустота-Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота- бездушие, неоправданная жестокость дочери). -Какой вы увидели Катерину Петровну? Как ей живется? ( Пр. от. Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее- известный художник, дом «мемориальный», она последняя обитательница его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем говорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго- французского писателя. Добрая- страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.
(слайд-6) ..все перебирает какие-то бумажки в ридикюле….. Каково ее душевное состояние, какими словами вы бы определили? ( одинокая, разочарована, душевная, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери.
-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна? ( с учебника. Как-то в конце октября… побрела назад).
- Найдите метафору в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». Что хотел этим подчеркнуть автор? ( Автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь ее как бы позабыли, и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.)
-Какова роль эпизода встречи с кленом? ( У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видно неустроенность, одиночество. «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает).
Вывод: Страдает человек, и природа у Паустовского сочувствует ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.
Чтение письма. (слайд-7)
«Наглядная моя, -писала Катерина Петровна. -Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай наглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уже не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
–Что вас удивило в этом письме? ( Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти «зиму эту не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»). А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени).
-Действительно, образ Катерины Петровны и окружающий ее мир- единое целое. А пейзаж- это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался еще отец, и замерзший клен, который она жалеет, так как его посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, - это все близкий ей мир, ее родная земля.
- Обратимся к образу Насти.
1 гр.Что мы узнаем о ее жизни и работе в Ленинграде? (Она секретарь в Союзе художников, Работы много. Устройство выставок- конкурсов- все это проходило через ее руки).
2 гр. Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева? Как оценили деятельность Насти художники? (Седой вспыльчивый художник подошел к Насте и похлопал ее по руке. Благодарю….Слышал, что вы извлекли Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А что у нас много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдет до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Еще раз благодарю! Мысль, брошенная стариком художником о внимании к человеку, повторялось в каждой речи.
3 гр. А каково авторское отношение к Насте?
( Прямых авторских оценок нет, но отношение Паустовского однозначно. Он подчеркивает самолюбование Насти. ……Настя нравилась сама себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза- зеркало человеческой души. Здесь такой разоблачающий эпитет. Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя. Насмешливый -это олицетворение, с помощью которого тоже выражается авторская позиция.
-А почему именно взгляд Гоголя, а не другого писателя?
(Гоголь- сатирик, который обладал удивительной способностью угадаывть человека. А письмо-то в сумочке нераспечатанное, казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх, ты, сорока!)
Настя получила письмо, что она с ним сделала? (Она скомкала телеграмму и нахмурилась. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Неприятное известие нарушило ее планы).
А ведь в таких случаях, казалось, надо кричать, плакать, бежать, что- то делать. А она так далека от матери, что не поняла, о ком говорится в телеграмме. И Паустовский подчеркивает ее недоброту, фальш, когда сразу после ее мыслей: «Какая Катя? Какой Тихон? Должно быть, это не мне»,-читаем слова художника Першина: «В наши дни забота о человеке становится той реальностью, которая помогает нам расти и работать».
-Какой художественный прием использует автор и для чего?
(Резкий контраст. Он подчеркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы).
-Считаете ли вы, что взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?
(Нет, конечно, ведь она не была дома уже три года, да и письмо не сразу прочитала, а скомкала).
- Да, такая жизнь, когда приходится лгать самому себе и другим когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту своей души ложью, - такая жизнь ненормальна, она фальшива, неспокойна, когда-то приходит прозрение.
-Приходит она и к Насте. С чего оно началось?
Взгляд Гоголя свершил ее. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: « Эх, ты»!
-И все-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так она не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы его.
-Покажите динамику пробуждения Насти.
( быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила «ненаглядная моя»,-заплакала, поняла, что ее никто не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, выскочила, побежала на железнодорожную станцию- лишь бы успеть, билетов не оказалось, чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).
-Какой мы видим Настю после смерти матери?
(чтение отрывка из учебника стр. 318….Валил ледянистый снег..)
Вывод: Да, Настя изменилась ,она совсем другая, но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Даже не успела увидеть в последний раз, приехала с опозданием.
Чтение эпилога- конец рассказа.
-Какова роль этой концовки?
-Какую притчу вы вспомнили?
(слайд-8) Притча о блудном сыне.
Да, в отличии от блудного сына Настя не увидела мать, и она ее не простила.
-А какую библейскую заповедь нарушила Настя?
Вывод: Да, холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого- «воскресшая». Наверное, недаром это имя дал своей героине автор. Только мать смогла бы облегчить ее страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличии от последних.
- Какие пословицы и поговорки о матери вы нашли?
- Материнская молитва со дня моря вынимает.
- Материно сердце в детях, а детское - в камне,
- Материны глаза слепы.
- Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.
Вывод:
Очень жаль, что в суматохе жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобя вы тихим вечером посмотрели на маму, постарались понять ее, вовремя сказать доброе слово, пока не стало роздно.
-Эпиграфом к уроку у нас были слова Максима Горького
(слайд-9) «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу,- это мать»
-Как вы это выражение понимаете?
-Согласны ли вы с этим высказывнием?
Вывод:
Тему рассказа мы определили в начале урока: взаимоотношение родителей и детей.
-А какова основная мысль текста?(Помни о родителях, навещай- это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь.)
IV.Рефлексия.
-Поделимся впечатлениями, которые оставил у вас рассказ Паустовского, продолжив фразу: «Я сегодня понял(а)…..»
-Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?
Стих.Сергея Викулова «Пишите письма матерям»-читает ученик.
Сергей Викулов
Поют гитар походных струны
В тайге, в горах, среди морей…
О сколько вас сегодня, юных,
Живет вдали от матерей!
Вы, вечно юные, в дороге -
То там объявитесь, то тут…
А ваши матери в тревоге
Вестей от вас все ждут и ждут.
Они считают дни, недели,
Слова роняя невпопад…
Коль рано матери седеют -
Не только возраст виноват.
И потому, служа солдатом
Или скитаясь по морям,
Почаще все-таки, ребята,
Пишите письма матерям!
-Послушаем песню о матери, исполняемую группой «Белый день».
-Напишите синквейн на тему « Телеграмма».
Например. Телеграмма. Краткая, неожиданная. Летит, волнует, сообщает. Я получил хорошую весть. Радость.
V.Домашнее задание. Письменная работа.
(слайд-10)
1.Какой след на вашем сердце оставил рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»?
2.Всегда ли я поступаю по совести?
3.Письмо Насте.
-О людях, по- настоящему добрых, пойдет у нас речь на следующем уроке.
Благодарю вас всех.
Выставление оценок.