Литература XIX в. Введение (1 час)
Русская литература XIX и. в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.
Подготовить учеников к изучению русской классической литературы на историко-культурной основе; сформировать первое представление об исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; раскрыть главные особенности развития русской литературы 19 века в сравнении с европейской литературой
Учебник статья «Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века» (стр 7-15)
Художественная литература как искусство слова
Сообщение на литературную тему.
Материал лекции.
Рассказ об эволюции русского реализма (на основании материалов учебника)
Повторение изученного: Из литературы первой половины ХIX в.
2
А. С. Пушкин (3 ч.)
Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка.
обучение анализу лирического произведения в единстве формы и содержания; расширить и закрепить представления учеников о системе нравственных ценностей в творчестве Пушкина.
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит..», «Из Пиндемонти»
Романтизм, реализм. Лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Наизусть стихотворение по выбору учащихся.
А. С. Пушкин «Медный всадник» читать.
3
А. С. Пушкин «Медный всадник» Образ Петра 1 во вступлении и в основном тексте поэмы.
истоки замысла Пушкина, творческая история поэмы; раскрыть противоречивость и художественное единство образа Петра 1 в поэме; обучение анализу поэтического произведения.
Поэма «Медный всадник».
Композиция. Тема. Идея. Проблематика.
Поэма, композиция, лирический герой.
подготовить выразительное чтение фрагментов поэмы (часть 1, 2)
4
А. С. Пушкин «Медный всадник» «Бедный Евгений» и «державный исполин»: смысл их противопоставления. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.
Историзм поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» и ее пафос гуманизма; обучение выявлению авторской позиции и средств ее выражения в поэме.
Поэма «Медный всадник».
конфликт, идея, авторская позиция
Чтение, анализ художественного произведения
Подготовить сообщение: «авторская позиция и средства ее выражения в поэме «Медный всадник»
5
М. Ю. Лермонтов (1 час)
Неповторимый облик лирического героя М.Ю. Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углублённый психологизм лермонтовской лирики.
Повторить и углубить знания учащихся об особенностях лирики Лермонтова, полученные в 5-9 классах; выявить взаимосвязь между творческой индивидуальностью поэта и особенностями эпохи, формировавшей его гений.
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитивою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), -Выхожу один я на дорогу...», «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...»
Романтизм, реализм, мотив, лирический герой. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
ответ на вопрос: каковы важнейшие особенности поэзии Лермонтова?
6
Н. В. Гоголь (2часа)
«Шинель».
Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою в повести.
Проследить, какими средствами создается образ героя; раскрыть сложность и глубину авторской позиции в повести, возможность неоднозначного истолкования образа героя.
Повесть «Шинель».
авторская позиция, «маленький человек»
Чтение, анализ художественного произведения
Пересказ, близкий к тексту «Месть Акакия Акакиевича»;
сообщение «Образ Башмачкина в повести «Шинель»».
7
Н.В.Гоголь «Шинель». Нравственный смысл повести.
Осмысление проблематики и нравственного пафоса повести в целом; влияние повести «Шинель» на развитие литературного процесса в России; творческая позиция Гоголя, особенности ее гуманизма.
Повесть «Шинель»
проблематика, нравственный пафос, гуманизм
Чтение, анализ художественного произведения
чтение фрагмента «Бедные люди» Достоевского: отзыв Макара Девушкина о повести «Шинель»
8-9
Страницы истории западноевропейского романа 19 века. Творчество Ф. Стендаля. Творчество О. Бальзака.
Познакомить с творчеством европейских писателей-реалистов; показать единство важнейших художественных признаков реализма в прозе европейских и русских авторов первой половины 19 века. Углубить представления учеников о реализме как художественном методе и литературном направлении; подготовить к восприятию литературных произведений второй половины 19 века на базе освоенных теоретических знаний.
Статьи учебника «Страницы истории западноевропейского романа 19 века», «Фредерик Стендаль», «Оноре Бальзак».
Стендаль «Красное и черное», «Пармская обитель»
Бальзак «Человеческая комедия», «Евгения Гранде», «Отец Горио»
художественный метод и литературное направление
аналитическая беседа.
читать Тургенев «Отцы и дети»
Литература второй половины ХIХ В.
10
И. С. Тургенев ( 9ч.) Судьба писателя. Формирование общественных и философских взглядов.
Повторить основные сведения о темах и проблематике творчества Тургенева, полученные в 5-9 классах; познакомить учащихся с обстоятельствами жизни Тургенева, повлиявшими на его творчество; раскрыть позицию Тургенева в общественно-политической борьбе 50-60 годов 19 века.
Статьи учебника «Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева», «Общественные взгляды Тургенева», «Детство», «Юность», «Молодость», «Записки охотника», «Повести «Муму» и «Постоялый двор»»
общественно-политической борьба; проблематика творчества; общественные и философские взгляды
сообщения учащихся; чтение и анализ художественных произведений
читать рассказы «Свидание», «Певцы», «Деревня», «Два богача», «Щи»
11
И. С. Тургенев. Преходящее и вечное в художественном мире писателя.
Особенности мироощущения писателя; идейно-художественное своеобразие ранее изученных произведений Тургенева; познакомить учеников с некоторыми стихотворениями в прозе Тургенева.
Статьи учебника «Преходящее и вечное в художественном мире Тургенева»,
«Повести о трагическом смысле любви и природы»
рассказы «Щи», «Свидание», «Певцы», «Деревня», «Два богача»
стихотворения «Русский язык», «Собака», «Мы еще повоюем»
идейно-художественное своеобразие произведений; стихотворениями в прозе
прочитать статьи учебника стр 60-77
12
И.С.Тургенев «Отцы и дети»Творческая история романа. Герой 60-х годов 19 века нигилист Базаров и его прототипы.
Раскрыть одну из главных черт художественной индивидуальности Тургенева: чуткость к современным явлениям общественной жизни. Познакомить с творческой историей романа «Отцы и дети», выявить место Базарова среди других героев времени и в творчестве Тургенева; начать наблюдения над способами создания образа Базарова.
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Роман и его жанры.
аналитическое чтение.
1) И.С. Тургенев «Отцы и дети»
2) выполните задание 1-го абзаца «Литературоведческого практикума» (стр 101-102 учебника)
13
И.С.Тургенев «Отцы и дети» Споры партий и конфликт поколений в романе.
Раскрыть двойственный характер конфликта в романе; выявить позицию Тургенева в споре представителей двух поколений.
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
образ, тема , проблема
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
план-конспект сообщения «Мировоззрение нигилиста» по монологам и репликам Базарова гл 1-11
14
И.С.Тургенев «Отцы и дети» Сатирическое избражение Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников.
Углубить представление о конфликте романа и авторском отношении к партии «отцов» и «детей»; проанализировать средства сатирического изображения в романе; раскрыть особенности системы персонажей романа; продолжить освоение понятия «система образов литературного произведения»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
система образов литературного произведения; средства сатирического изображения
беседа, аналитическое чтение романа
развернутая характеристика одного из представителей «отцов» или «детей».
15
И.С.Тургенев «Отцы и дети» Автор и герой в романе. Сложность позиции Тургенева.
Раскрыть позицию Тургенева по отношению к своим героям, показать средства ее выражения; продолжить обучение работе с дополнительными материалами и источниками информации.
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
авторская позиция, средства сатирического изображения
беседа, аналитическое чтение романа
1) план-конспект сочинения,
2) пересказ, близкий к тексту,
3) вопросы для анализа 3 главы
16
И.С.Тургенев «Отцы и дети» Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью
Раскрыть глубину и сложность натуры Базарова; углубить представление о понимании любви в художественном мире Тургенева; продолжить работу над понятием «психологизм», раскрыть главные свойства тургеневского психологизма.
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
«психологизм», главные свойства тургеневского психологизма.
беседа, аналитическое чтение романа
пересказ-извлечение «Базаров и Одинцова»
17
И.С.Тургенев «Отцы и дети» Базаров и его родители.
Углубить понятие нравственно-философского конфликта романа; раскрыть роль родителей в художественном мире романа «Отцы и дети»
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
нравственно-философский конфликт романа
беседа, аналитическое чтение романа
сообщение «Базаров и его родители»
18
И.С.Тургенев «Отцы и дети» Базаров как «трагическое лицо». Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа.
Обобщить знания о трагическом характере конфликта в романе; раскрыть смысл финала; подготовиться к сочинению: проанализировать темы сочинений, определить основные направления работы
И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Сравнительная характеристика персонажей. Мастерство писателя. Роль эпизода.
анализ ключевых эпизодов
сочинение по роману «Отцы и дети» на одну из тем
Темы сочинений по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
I. Сравнительная характеристика персонажей.
1. Базаров и Павел Петрович.
2. Базаров и Аркадий.
3. Базаров и прогрессисты.
II. Мастерство писателя.
1. Мастерство портрета (на примере одного из персонажей).
2. Мастерство создания образа персонажа (на примере образа Н.П. Кирсанова).
3. Мастерство пейзажа (на примере 2–3 описаний).
III. Роль эпизода.
1. Один из эпизодов, содержащих диалог (по выбору учащегося).
2. Объяснение Базарова с Одинцовой.
3. Дуэль (или смерть Базарова)
19
Н.Г.Чернышевский
(2 ч) «Что делать?» История создания романа. Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос заглавия.
Раскрыть место творчества Чернышевского в литературном процессе 2-ой половины 19 века.
Познакомить учеников с сюжетом и героями романа «Что делать?»
Н.Г.Чернышевский
«Что делать?»
учебник
лекция, презентация
чтение фрагментов романа
20
Н.Г.Чернышевский «Что делать?» Своеобразие жанра романа. Основные элементы его художественного мира.
Определить художественное своеобразие романа «Что делать?» как социально-философского романа-утопии; показать значение деятельности Чернышевского для движения 60-х годов 19 века.
Н.Г.Чернышевский
«Что делать?»
социально-философский роман;
роман-утопия; жанр романа
беседа, фрагментарное аналитическое чтение
сочинение по темам учебника стр 134
21
И.А.Гончаров(6+1 ч.) Личность писателя. Своеобразие художественного таланта.
Познакомить с личностью писателя, основными фактами его биографии; дать представление о тематике, проблематике творчества Гончарова, важнейших чертах его художественной манеры.
Статьи учебника «О художественном своеобразии таланта Гончарова», «Роман «Обыкновенная история»», «Цикл очерков «Фрегат «Паллада»», «Роман «Обрыв»»
Роман и его жанровые разновидности, тематика, проблематика творчества критическая статья.
Рассказ о писателе. Выразительное чтение.
Сжатый пересказ «День Обломова» по роману И.А.Гончарова «Обломов»
22
И.А.Гончаров «Обломов» Реалистические приемы изображения героя в первой части.
Познакомить с героем романа, сделать первые наблюдения над его характером и образом жизни; Проследить, как Гончаров развивает гоголевские традиции реалистического изображения героев; раскрыть средства при помощи которых Гончаров создает образ Обломова в 1 части романа.
И.А.Гончаров «Обломов» (часть 1, главы 1-8); статья учебника «Роман «Обломов»»
портрет героя, предыстория, речевая характеристика, художественная деталь, авторская характеристика, внутренний монолог героя, сопоставление с другими персонажами.
аналитическое чтение
рассказ «история Ильи Ильича» по 1 части романа»;
составить план 9 главы «Сон Обломова»
23
И.А.Гончаров «Обломов» Полнота и сложность характера Обломова.
Раскрыть истоки характера Обломова, причины его лени, место Обломова среди образов «лишних людей» (Онегин, Печорин) ; показать роль эпизода «Сон Обломова» в структуре романа; продолжить обучение анализу эпизода прозаического произведения.
И.А.Гончаров «Обломов» (часть 1 глава 9, часть 2 глава4); статья учебника «Полнота и сложность характера Обломова».
Литературный характер и средства его изображения. Эпизод, композиция эпизода, эпизод как фрагмент произведения и как часть целого.
Составление сложного плана к образу Обломова. Беседа, цитирование, комментарий.
Перечитать исповедь Обломова (глава 4).
Сжатый пересказ по теме «История Андрея Штольца»
24
И.А.Гончаров «Обломов» Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе.
Раскрыть смысл сопоставления двух героев, двух жизненных позиций в романе «Обломов»; помочь ученикам оценить образ Андрея Штольца; показать современность проблематики романа.
И.А.Гончаров «Обломов»( часть 2 главы 1-4; часть 4 главы 2, 4, 6-9); учебник статья «Андрей Штольц как антипод Обломова». Задания рубрики «Литературоведческий практикум»
Литературный характер и средства его изображения.
Сравнительная характеристика персонажей.
план рассказа «Роман Обломова с Ольгой Ильинской»; выразительное чтение кульминационных фрагментов истории любви Обломова и Ильинской
25
И.А.Гончаров «Обломов» Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью.
Раскрыть значение образа Ольги Ильинской в романе; сопоставить женские образы в романе
И.А.Гончаров «Обломов» (часть 2 главы 5-12; часть 3 главы 3-8,11, 12)
Литературный характер и средства его изображения. Прием сопоставления с антиподом.
Анализ эпизодов.
Рассказ о последних годах жизни Обломова;
характеристика одного из второстепенных персонажей романа
26
И.А.Гончаров «Обломов» Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения.
Обобщить знания о художественном своеобразии романа «Обломов»; раскрыть глубину и актуальность философской проблематики романа; повторить особенности реализма как художественного метода на примере романа Гончарова
И.А.Гончаров «Обломов» (часть 4)
тематика, проблематика творчества, реализм как художественный метод
сжатый пересказ, рассказ учителя; работа с учебником
подготовка к сочинению
27
Р.р. Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров и тд; способность выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.
И.А.Гончаров «Обломов»
учебник Власенкова «Русский язык 10-11 класс» (упр 230, 236, 247)
рефераты, сочинения учащихся
дописать работу
28
А.Н.Островский (6 ч.)
Личность и творчество
Раскрыть жизненные и биографические истоки творчества Островского; познакомить учеников с культурно-историческим контекстом, в котором возникает драматургия Островского; раскрыть взаимосвязь творчества Островского с творениями его предшественников
статья учебника «Художественный мир драматурга», «Детские и юношеские годы», «Начало творческого пути»,
Драма как род литературы. Своеобразие русской драмы
Рассказ о писателе. Работа с учебником.
рассказ о жизненном и творческом пути Островского, сообщение о творческой истории «Грозы»
29
А.Н.Островский «Гроза» Творческая история драмы.
познакомить учеников с историей создания пьесы, показать связь ее проблематики с противоречиями русской жизни 50-х годов 19 века; раскрыть место «Грозы» в художественном мире Островского; продолжить освоение понятий драма, замысел, конфликт.
А.Н.Островский «Гроза».
Статьи учебника «начало творческого пути», « Творческая история драмы».
Добролюбов «Луч света в темном царстве»
понятий драма, замысел, конфликт.
работа с учебником
выразительное чтение монологов Кулигина, Феклуши; прочитать статью учебника «Конфликт и расстановка действующих лиц в «Грозе»»
30
А.Н.Островский «Гроза» Нравы города Калинова. Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху.
Охарактеризовать образ жизни провинциального купечества и мещанства, изображенный в «Грозе»; раскрыть художественные средства, с помощью которых создается образ города Калинова; продолжить изучение способов выражения авторской позиции в драматическом произведении.
А.Н.Островский «Гроза». Добролюбов «Луч света в темном царстве»
Тема, проблема, персонаж, композиция, авторская позиция
Чтение «по ролям», анализ художественного произведения.
сообщение «Жестокие нравы города Калинова»;
31
А.Н.Островский «Гроза» Образ Катерины Кабановой. Народные истоки ее характера. Суть конфликта героини с «темным царством»
Дать глубокую характеристики героини, раскрыть истоки ее характера, связь его с народной культурой; раскрыть трагическую сущность конфликта «Грозы»
А.Н.Островский «Гроза».
драматургический конфликт; «темное царство»
аналитическое чтение пьесы
сообщение о конфликте драмы «Гроза»
32
А.Н.Островский «Гроза» Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме.
раскрыть многозначность символа грозы в пьесе; познакомить с основными критическими суждениями о драме «Гроза»; показать современность идейного содержания драмы, значимость ее жизнеутверждающего пафоса; подготовка к написанию домашнего сочинения по драме
А.Н.Островский «Гроза». Добролюбов «Луч света в темном царстве»
критическими суждениями о драме
аналитическая беседа; фрагментарное чтение произведений
рассказ о многозначности символа грозы в пьесе; подготовка к сочинению на одну из тем
1)Самодуры в пьесах А.Н.Островского.
2)Кто виноват в гибели Катерины?
3)Молодое поколение в драме «Гроза».
4)Сравнительная характеристика Катерины и Ларисы.
5)Хозяева жизни в драмах «Гроза» и «Бесприданница».
33
А.Н.Островский Художественное своеобразие драматургии
раскрыть значение Островского в создании русской национальной драматургии и театра; познакомить учеников с основными художественными особенностями пьес Островского на примере «Грозы»
А.Н.Островский «Гроза», «Доходное место», «Женитьба Бальзаминова», «Банкрот», «Снегурочка» и тд.
художественными особенностями пьес
рассказы учителя и учеников, выразительное чтение, инсценировка
закончить работу над сочинением
34
Ф.И.Тютчев. (2 ч.)
Хаос и космос в поэзии Тютчева
Продолжить знакомство с биографией Ф.И.Тютче-ва. Обобщить знания о мотивах творчества Тютчева; раскрыть мировоззренческую основу поэзии Тютчева
Ф.И.Тютчев «Silentium!», «Нам не дано предугадать», «Не то, что мните вы природа», «Умом Россию не понять…», «Еще земли печален вид…», «Эти бедные селенья…». Учебник: раздел о Тютчеве
Философская лирика, лирический герой.
Рассказ о писателе. Аналитическое чтение стихотворений
пересказ статьи учебника «Любовь в лирике Тютчева»
35
Ф.И.Тютчев. Любовь в лирике Ф.И.Тютчева.
Раскрыть особенности звучания темы любви в поэзии Тютчева; Продолжить обучение анализу лирического стихотворения.
Ф.И.Тютчев «О, как убийственно мы любим…», «К.Б.», «Люблю глаза твои, мой друг», «Не верь, не верь поэту , дева», «Не раз ты слышала признанье», «В разлуке есть высокое значенье», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «Чему молилась ты с любовью», «Я очи знал – о, эти очи!», «Сияет солнце, воды блещут» три стихотворения на выбор и др.
Тематика и проблематика, средства худ. выразительности и изобразительности.
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Сопоставьте стихотворения «КБ» и «Она сидела на полу». Рассказ о любовной лирике Тютчева.
36
Две ветви русской поэзии во 2-ой половине 19 века. Причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве.
Знать основные направления русской поэзии 50-70 годов. Знать причины и смысл споров о «чистом» и «гражданском» искусстве; формирование умения учитывать исторический, историко-культурный контекст и контексты творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.
Статьи учебника «Расстановка общественных сил в 1860-е годы»; ««Эстетическая критика» либералов-западни-ков», ««Реальная критика» революционеров-де мократов», «Общественная и литературно-критическая программа нигилистов»
Стихотворения Кукольника «Попутная песня» или «Жаворонок» ; Огарева «Свобода» Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»); Апухтина «О Боже как хорош прохладный вечер лета»; Майкова «Октава»; Никитина «Русь», «Ночлег в деревне»; Плещеева «Вперед! Без страха и сомненья».
«Чистое» искусство и «гражданская» поэзия
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Причины и смысл споров о назначении искусства во второй половине 19 века;
причины возникновения «чистого» искусства;
особенности «гражданской» поэзии
37
Н.А.Некрасов (9+2 ч.)
Личность и творчество поэта. Народные истоки его мироощущения.
Дополнить сведения учащихся о жизненном и творческом пути поэта, раскрыть истоки его мироощущения
«Крестьянские дети» «Родина», «Накануне светлого праздника», «О погоде» , «До сумерек», «Маша», «Еду ли ночью темной», «Застенчивость»» «Газетная»» «Умру я скоро. Жалкое наследство», «Сон», «Черный день! как нищий просит хлеба!»
Тематика и проблематика, средства художественной выразительности и изобразительности
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
сообщение «Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова»
38
Н.А.Некрасов Тема гражданской ответственности поэта перед народом
Раскрыть отношение Некрасова к призванию поэта в сопоставлении с пушкинской традицией и в контексте современной Некрасову литературной жизни; показать сложность взаимоотношений поэта с народом в творчестве Некрасова
«Вчерашний день, часу в шестом», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»); «О, Муза, я у двери гроба»
Тематика и проблематика, средства художественной выразительности и изобразительности
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Сообщение «Звучание темы поэта и поэзии в творчестве Пушкина и Некрасова»
39
Н.А.Некрасов Художественное своеобразие лирики Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка.
Раскрыть новизну тематики и проблематики лирики Некрасова; показать мастерство поэта, новаторство Некрасова в сфере поэтического языка
«Мы с тобой бестолковые люди»; «Влас»; «В дороге»; «Рыцарь на час»
Тематика и проблематика, средства художественной выразительности и изобразительности
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
сочинение по теме «Новаторство и традиции в поэзии Некрасова»
40
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Творческая история произведения. Жанр и композиция. Масштабность замысла поэмы-эпопеи
.
Показать жанровое и композиционное своеобразие поэмы.
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Поэма. Композиция. Средства выражения авторской позиции. Эпопея
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
рассказ о жанровом и композиционном своеобразии поэмы.
41
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее
Раскрыть многообразие фольклорных элементов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»; показать значение фольклорных приемов в сюжете, композиции, идейном содержании поэмы
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
фольклорные элементы
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
выборочное чтение
42
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Изменение крестьянских представлений о счастье.
Раскрыть многозначность понятия «счастье» в поэме Некрасова; показать , как изображает поэт постепенный рост народного самосознания
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
цитатный план рассказа помещика
43
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин.
Показать разнообразие крестьянского мира в поэме; раскрыть веру поэта в нравственное достоинство крестьянина
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
план-конспект сочинения «Образы крестьян в поэме «Кому на Руси жить хорошо»»
44
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрена Тимофеевна и дед Савелий.
Раскрыть роль образов Матрены Тимофеевны и деда Савелия в художественном мире поэмы; осознание учениками видения Некрасовым источника силы народа
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
цитатный план рассказа о Грише Добросклонове
45
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Образ "народного заступника" - Гриши Добросклонова. Художественные особенности поэмы. Открытый финал. Неразрешенность вопроса о народной судьбе.
Проанализировать значение части «Пир на весь мир» в решении основного вопроса поэмы; рассмотреть образ нового народного заступника.
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». «Пир на весь мир».
Литературный характер и средства его изображения.
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
подготовка к сочинению
46-47
Рр Сочинение по поэме Некрасова Н.А. «Кому на Руси жить хорошо»
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров и тд; способность выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
Счастье в понимании героев и автора поэмы. Характер и судьба русской крестьянки. Сказочные приемы повествования
анализ ключевых эпизодов
Темы сочинений по поэме Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Счастье в понимании героев и автора поэмы Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Характер и судьба русской крестьянки в творчестве Некрасова (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)
Сказочные приемы повествования в поэме Н.А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
48
А.А.Фет (2ч.)
«Остановленные мгновения» в стихотворениях Фета.
Познакомить с жизнью и творчеством поэта, показать художественное своеобразие лирики Фета; дополнить и обобщить представление учащихся о мотивах лирики Фета; раскрыть своеобразие лирики Фета
«Это утро, радость эта», «Сияла ночь», «Еще майская ночь…»,
Созерцательная лирика.
Рассказ о писателе. Лекция о художественном своеобразии лирики.
рассказ о жизни Фета
49
А.А.Фет Характерные особенности лирики А.А.Фета, ее новаторские черты.
Формировать умение анализировать лирическое произведение в единстве формы и содержания Раскрыть новизну поэтических приемов Фета и связь его лирики с романтическими традициями;
«Еще майская ночь…», «Шепот, робкое дыханье», «Облако волнистое…», «Это утро, радость эта…», «Поэтам», «Заря прощается с землею» и др.
Тематика и проблематика, средства худ. выразительности и изобразительности
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Охарактерезуйте особенности лирики А.А.Фета в сравнении с творчеством его современников
50
А.К.Толстой (2 ч.) Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А.К.Толстого
Познакомить с жизнью и творчеством поэта, показать художественное своеобразие лирики, с жанровым и тематическим разнообразием лирики; формировать умение анализировать лирическое произведение
«Край, ты мой, родимый край», «Коль любить, так без рассудку», «Где гнутся над омутом лозы», «Курган», «Илья Муромец», «Колокольчики мои», «Кабы знала я, кабы ведала», «Колышется море: волна за волной», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя», «Порой среди забот и жизненного шума», «Не ветер, вея с высоты», «Средь шумного бала случайно», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»
Тематика, проблематика и жанровое своеобразие лирики, средства художественной выразительности и изобразительности
Выразительное чтение и анализ стихотворений.
Рассказ о жизни Толстого, сообщение «Основные мотивы лирики А.К. Толстого»
51
Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии
Познакомить учащихся с творчеством Козьмы Пруткова, раскрыть историю происхождения этого литературного образа и его место в русской литературе
сочинения Козьмы Пруткова
Продолжить освоение понятий пародия, стилизация, сатира
читать Салтыков-Щедрин «История одного города»
52
М.Е.Салтыков-Щедрин ( 3 ч.) «История одного города». Проблематика и жанровое своеобразие сатиры
Раскрыть историю возникновения замысла произведения, его связь с современной автору действительностью; проблематика и художественные особенности «Истории одного города»
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».
Композиция. Сатира. Средства изображения смешного, понятия антиутопии и гротеска.
Выразительное чтение, анализ эпизодов худож. произведения
пересказ главы «Органчик»
53
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города». Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России.
Какие пороки власти, государства выявляет Салтыков-Щедрин, какие приемы использует для их разоблачения;
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».
понятия антиутопии и гротеска.
анализ эпизодов,
пересказ эпизодов, ярко показывающих типичные черты глуповцев;
сообщение о глуповских правдоискателях и народных защитниках.
54
М.Е.Салтыков-Щедрин Народ в «Истории одного города».Размышления автора о прошлом и будущем России
Собирательный образ жителей города Глупова, двойственное отношение к ним автора; смысл сатиры Салтыкова-Щедрина в «Истории одного города»
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города».
понятия антиутопии и гротеска.
пересказ и анализ глав
сочинение по роману.
55
Чарльз Диккенс Жизнь и творчество. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философ-ские мотивы в рассказе «Рождественская песнь в прозе»
Знакомство с творчеством Диккенса, своеобразие художественного мира писателя, его особенная привлекательность для русских писателей
Чарльз Диккенс
«Рождественская песнь в прозе»
беседа и анализ рассказа
ответ на вопрос «Почему творчество Диккенса оказалось созвучно художественным поискам русских писателей второй половины 19 века?
56
Ф.М. Достоевский (8 ч.)
Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение.
Познакомить учеников с важнейшими фактами биографии Достоевского, показать связь между обстоятельствами жизни и мировоззрением писателя; дать представление о почвенничестве как о системе взглядов, отразившихся в творчестве Достоевского в 60-70 годов 19 века.
Учебник статьи: «Детство», «Отрочество в военно-инженерном училище», «Начало литературной деятельности. «Бедные люди»»; «Кружок Петрашевского»; «Сибирь и каторга»
Почвенничество
Рассказ о писателе. Выразительное чтение.
выборка цитат из 1-ой части романа, раскрывающих образ Раскольникова и образ Разумихина.
57
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Атмосфера 60-х годов 19 века и ее отражение в романе «Преступление и наказание»
Раскрыть связь основного конфликта романа с эпохой 60-х годов 19 века; показать особенность романов Достоевского как «романов идей»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (часть 1,2)
Учебник статьи: «Идеологический роман «Преступление и наказание»», «Жанровое своеобразие романов Достоевского»
Роман и его жанры. Композиция и ее значение. Смысл названия романа.
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
прочитать в учебнике «Жанровое своеобразие романов Достоевского», выписать основные тезисы статьи.
58
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Петербургские углы. «Униженные и оскорбленные» в романе.
Раскрыть жизненные истоки теории Раскольникова; помочь ученикам осмыслить гуманистическую позицию Достоевского, утверждение достоинства падшего человека, его права на сочувствие окружающих.
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» (часть 1,2)
Учебник статьи: «Мир петербургских углов и его связь с теорией Раскольникова»
Символика имени главного героя. Конфликт героя с обществом, внутренний конфликт Авторская позиция и средства ее выражения..
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
читать часть 3 главу 5; план-конспект рассказа о семействе Мармеладовых.
59
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе.
раскрыть антигуманный смысл теории Раскольникова и ее связь с современной Достоевскому действительностью; показать мастерство писателя в анализе сложных состояний человеческой души.
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Психологизм как художественное средство опровержения антигуманной теории Раскольникова.
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
сообщение «Как и почему возникла теория Раскольникова»; пересказ «История Дуни Раскольниковой»
60
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Идея и натура Раскольникова. Наказание героя.
Раскрыть смысл названия романа, взгляд Достоевского на историю преступления Раскольникова; углубить представления о психологизме Достоевского.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», ч.2-5
психологизм Достоевского.
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
конспект статьи учебника «Наказание Раскольникова»; сообщение об одном из героев: Лужин, Свидригайлов, Порфирий Петрович, Разумихин.
61
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Второстепенные персонажи, их роль в повествовании.
Раскрыть взаимосвязи главных и второстепенных персонажей в образной системе романа, роль антагонистов и «двойников» Раскольникова для воплощения авторского замысла; продолжить освоение понятий герой, образ, система образов произведения
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
герой, образ, система образов произведения
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
сообщение «Двойники» Раскольникова в романе «Преступление и наказание»; выборочное чтение – эпизоды о Соне Мармеладовой; выразительное чтение часть 4 глава 2 глава 4 «Воскрешение Лазаря»
62
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя
Раскрыть образ Сони Мармеладовой, объяснить ее роль в судьбе Раскольникова; разъяснить ученикам смысл евангельских мотивов в романе Достоевского
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»: часть 4 глава 2 глава; часть 5 глава 4; часть 6 глава 7-8)
евангельские мотивы в романе
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
устное сочинение «Образ Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»; сравнительная характеристика Сони и Дунечки
63
Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М. Достоевского.
Раскрыть идейно-композиционное значение эпилога; помочь ученикам осознать взаимосвязь философских взглядов Достоевского с художественными образами романа «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; учебник статьи: «Сибирь и каторга», «Почвенничество Достоевского»
историко-культурный контекст, контекст творчества писателя
рассказы и сообщения учащихся; выразительное чтение, анализ худож. произведения
сочинение на одну из тем
Темы сочинений по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.
I. Тематика и проблематика произведения.
3. “И всё-таки добром только вы уничтожите зло” (Ф.Достоевский).
II. Система персонажей.
1. Раскольников и ... (Соня, Свидригайлов, Разумихин, Порфирий Петрович, Дуня).
2. Художественная роль образа второстепенного или эпизодического персонажа (Мармеладов, старуха процентщица, Катерина Ивановна, Лизавета).
3. Психологизм в изображении внутреннего мира Раскольникова.
III. Роль эпизода.
Сон о лошадке.
Чтение Евангелия.
64
Русская литературная критика 2-ой половины 19 века.
обобщить знания об отдельных литературно-критических статьях, привлекавшихся на уроках; расширить представления учеников о литературной критике 2-ой половины 19 века.
Статья учебника «Русская литературная критика 2-ой половины 19 века».
принципы анализа и оценки литературного произведения
конспектирование; сообщения учащихся; обобщающая беседа
сформулировать собственные принципы анализа и оценки литературного произведения для современной критики и публицистики.
65
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70-80-х годах 19 века. Идеал народности в литературе.
связь народных идей с творчеством русских писателей второй половины 19 века, влияние народничества на литературный процесс; идеал народности в искусстве, литературе последних десятилетий 19 века.
И.С. Тургенев «Новь», Ф.М. Достоевский Дневники писателя, А.П. Чехов «Дом с мезонином»
народничество, литературный процесс
сообщения учащихся; беседа по содержанию заявленных произведений
И.С. Тургенев «Новь», Ф.М. Достоевский Дневники писателя, А.П. Чехов «Дом с мезонином»
рассказ о народническом движении в России; сравнить «почвенничество» Достоевского и «опрощенье» Л.Толстого.
66
Л.Н.Толстой (13+2 ч.) Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве.
Показать ученикам значение разных этапов жизни писателя для формирования его духовного мира, их роль в становлении сложной и противоречивой личности Толстого, в выработке его жизненной философии; актуализировать и углубить знания учеников об изученных ранее произведениях Толстого.
Учебник статьи: «Детство», Отрочество и юность», «Молодость на Кавказе», «Толстой – участник Крымской войны», «Уход и смерть Толстого».
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»
Автобиографический и исторический аспект произведений, перелом в мировоззрении, богоискательство Толстого.
Рассказ о писателе. Сообщения учащихся. Выразительное чтение.
Сообщение на тему «Диалектика души и диалектика характера в произведениях Л.Толстого»; составить план рассказа о жизненном пути писателя.
67
Л.Н.Толстой
Политические и философские взгляды Л. Толстого.
Раскрыть единство устремлений Толстого в его жизненных исканиях, стабильность главных нравственных ценностей, организующих его внутренний мир вопреки противоречивым теоретическим взглядам.
Учебник статьи: «Религиозно-этические взгляды Толстого»
Философское звучание произведения; понятия «непротивленчество», «обновленное христианство», идея нравственного самоусовершенствования
Работа с учебником; сообщения учащихся.
Особенности эпопеи как литературного жанра; сообщение «Война и мир» как роман-эпопея»
68
Л.Н.Толстой «Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения.
Познакомить учеников с эволюцией замысла Толстого, раскрыть связь творческой истории «Войны и мира» с формированием исторических взглядов писателя; углубить знания о свойствах эпопеи, раскрыть основные жанровые признаки «Войны и мира»
Л.Н.Толстой «Война и мир».
Роман-эпопея как жанр, его особенности.
Монологическое высказывание на литературную тему. Сообщения учащихся.
сообщение на тему «Жанровое своеобразие «Войны и мира»».
69
Л.Н.Толстой «Война и мир». Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества.
Раскрыть отношение Толстого к светскому обществу; показать, какими средствами создается сатирическое изображение света в романе «Война и мир»; начать сбор материала для характеристики главных героев.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Том 1 часть 1 главы 1-6, 12,13,18-21; часть 3 главы 1-2.
Ученик статьи «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»
Средства создания сатирического изображения света; характеристика героев
Аналитическая беседа с фрагментарным чтением текста.
подготовить характеристику одного из второстепенных героев; перечитать сцены жизни светских салонов Петербурга во время Отечественной войны 1812 года.
70
Л.Н.Толстой «Война и мир». Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов.
Раскрыть основные нравственные ценности, на которых основаны жизнь Ростовых и Болконских; показать общенациональный характер этих ценностей.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Том 1 часть 1 главы 7-11, 14-17, 22-25
понятия гражданин, семьянин
Фрагментарное выразительное чтение текста, характеристика героев романа; анализ эпизодов
Рассказ о традициях и ценностях семейства Курагиных; план сопоставительной характеристики Наташи Ростовой и Марьи Болконской
71
Л.Н.Толстой «Война и мир». Изображение безнравственной сути войны 1805-07 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского.
показать отношение Толстого к войне 1805-07 годов как к бессмысленному антигуманному действу; раскрыть влияние событий 1805-07 годов на мироощущение князя Андрея и Николая Ростова; помочь осознать, как развенчивает Толстой кумиров толпы.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Том 1 часть 1 главы 16, 24; часть 2 главы 1-21; часть 3 главы 7-19; том 2 часть 2 главы 15-21
антинародный характер войны, ее бессмысленность; движущие силы войны; тщеславие высших слоев общества; нравственная эволюция героев.
беседа, фрагментарное аналитическое чтение текста
Сообщение «Аустерлиц в судьбе князя Андрея»; выразительное чтение одного из эпизодов с участием Наташи Ростовой
72
Л.Н.Толстой «Война и мир». Образ Наташи Ростовой.
Раскрыть средства, которыми создает образ Наташи Ростовой Толстой, приемы выражения авторского отношения к герою; показать роль образа Наташи Ростовой в образной системе романа
Л.Н.Толстой «Ввойна и мир». Том 1 часть 1 главы 7-11, 14-17; том 2 часть 1 главы 1-2, 10-12, 15-16, часть 3 главы 2-3, 11-17, 19-24; часть 4 главы1-13, часть 5 главы 6-22
образная система романа
беседа, фрагментарное аналитическое чтение текста
рассказ о важнейших этапах жизни Наташи Ростовой по 3-4 томам
73
Л.Н.Толстой «Война и мир». Духовные искания любимых героев Л.Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых.
Показать учащимся, что способность к внутреннему росту, духовному продвижению является главным критерием оценки человека в творчестве Толстого; продолжить освоение понятий диалектика души, диалектика характера
Л.Н.Толстой «Война и мир». Учебник статья «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова»
освоение понятий диалектика души, диалектика характера
беседа, фрагментарное аналитическое чтение текста
причины исторических событий (том 3 часть 1 глава1)
пересказ, близкий к тексту «Выздоровление Наташи» (том 3 часть 1 глава 17)
74
Л.Н.Толстой «Война и мир». Война 1812 года в судьба героев романа. Изображение Л.Толстым народного характера войны.
Осмысление художественного метода Толстого, единство частного и исторического в романе; средства, при помощи которых автор показывает народный характер войны 1812 года.
Л.Н.Толстой «Война и мир» (том3, 4). Учебник статья «Война и мир» как роман-эпопея»
Патриотизм,народный характер войны; нравственный кризис героев; способность к внутреннему движению героев
беседа, фрагментарное аналитическое чтение текста
План рассказа о Платоне Каратаеве
75
Л.Н.Толстой «Война и мир». Наполеон и Кутузов. Взгляд Л.Толстого на роль личности в истории.
Раскрыть основные положения философии истории Л.Толстого; показать как образы Наполеона и Кутузова связаны с философской концепцией автора.
Л.Н.Толстой «Война и мир» том1 часть 2 главы 1-3, 13-21; часть 3 главы 8-12, 14-19; том 2 часть 2 главы 1, 6, 7, 15-35; часть 3 главы 1-5, 19-23, 26; том 4 часть 2 главы1-10, 15-19; часть 3 главы 1-2, 16-19: часть 4 главы 4-11. Эпилог часть 2. Учебник статьи «Народ и толпа» , «Наполеон и Кутузов»
Народ и толпа; философская концепция автора; роль личности в истории
беседа, фрагментарное аналитическое чтение текста
сообщение «Народный полководец Кутузов в романе «Война и мир»
76
Л.Н.Толстой «Война и мир». Народность в понимании Л.Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев.
Показать ученикам, в чем видит Толстой истоки проявления народного духа; раскрыть значение образа Платона Каратаева в романе.
Л.Н.Толстой «Война и мир» том1 часть 2 глава27; том 2 часть 4; том 4 часть 1 главы 12-13, часть 2 глава 11-19. Учебник статьи «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова», «Народ и толпа» , «Наполеон и Кутузов»
образы, темы, проблемы, народный дух, единство с народом
беседа, фрагментарное аналитическое чтение текста
сообщение «Народная правда Платона Каратаева»; рассказ «История любви Николая Ростова и княжны Марьи»
77
Л.Н.Толстой «Война и мир». Финал произведения Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»
Проанализировать финал «Войны и мира», раскрыть полемический смысл эпилога; раскрыть смысл названия романа; обобщить сведения об особенностях художественной манеры Л.Толстого
Л.Н.Толстой «Война и мир» Эпилог
Учебник статьи «Эпилог «Войны и мира»
художественная манера писателя; полемический смысл названия; мысль семейная; понятие мир в романе; единство частного и исторического
сообщения учеников; беседа, фрагментарное аналитическое чтение текста
подготовка к классному сочинению по одной из тем
78
Образы героев Л.Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов.
Раскрыть значение образов Л.Толстого для русского искусства; вызвать интерес к музыкальным, живописным, графическим, кинематографическим произведениям, созданным на основе произведений русской литературы.
Л.Н.Толстой «Война и мир», Шмаринов «Иллюстрации к роману «Война и мир»; Прокофьев Опера «Война и мир»; Бондарчук Художественный фильм «Война и мир»
сфера словесного искусства; эстетическое отношение к миру; другие виды искусства
работа с иллюстрациями, сообщения учеников; фрагментарный просмотр художественного фильма; беседа
анализ любого фрагмента из фильма
79-80
Р.Р. Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров и тд; способность выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике.
Л.Н.Толстой «Война и мир»
Роль эпизода в романе. Сравнение и сопоставление персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Мастерство писателя.
анализ ключевых эпизодов
I. Роль эпизода в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Например:
1. «Капитан Тушин в Шенграбенском сражении».
2. «Ростовы в гостях у дядюшки».
3. «Встреча Пьера Безухова с Платоном Каратаевым».
II. Сравнение и сопоставление персонажей романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Например:
1. Наташа Ростова и... (Элен, княжна Марья, Соня).
2. Князь Андрей и... (Пьер Безухов, Николай Ростов, Борис Друбецкой).
3. Наполеон и Кутузов.
III. Мастерство писателя.
Мастерство писателя в создании образов второстепенных персонажей (на примере одного персонажа на выбор).
Психологизм Толстого.
Пейзаж в романе
81
Н.С.Лесков (3 ч.)
«Очарованный страник». Самобытность таланта и особенность идейной позиции
Познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя, главной особенностью творческой манеры писателя, показать место писателя в литературном процессе и идейном движении второй половины 19 века
Н.С.Лесков «Очарованный странник».
Повесть как эпическое произведение. Своеобразие худож. метода писателя. Стилевые особенности художественного текста
Рассказ о писателе. Выразительное чтение.
Рассказ о жизни Н.С. Лескова;
выбрать из «Очарованного странника» суждения героя о людях.
82
Н.С.Лесков «Очарованный странник». Пестрота русского мира в хронике Лескова.
Показать разнообразие характеров и судеб в хронике Лескова; истоки глубокого знания народного мира.
Н.С.Лесков «Очарованный странник».
Повесть как эпическое произведение. Своеобразие худож. метода писателя. Стилевые особенности художественного текста
аналитическая беседа
пересказ истории цыганки Груши
83
Н.С.Лесков «Очарованный странник». Формирование образа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина.
Познакомить учащихся с идейно-художественным своеобразием произведения; на примере образа Ивана Флягина раскрыть значение темы праведничества в творчестве Лескова, осмысление судьбы Флягина как пути русского праведника
Н.С.Лесков «Очарованный странник».
Главные и второстепенные персонажи. Литературный характер и средства его изображения.
Выразительное чтение, анализ худож. произведения
письменный ответ на вопрос.
84
Г. Ибсен. Творческий путь. Особенности его драматургии.
Сформировать общее представление о творчестве Г.Ибсена и его роли в развитии новых принципов драматического искусства; аналогии между творчеством Ибсена и проблематикой русской литературы 19 века.
Г. Ибсен. «Кукольный дом»
новых принципов драматического искусства;
аналитическое чтение
беседа
читать Б Шоу «Пигмалион»
85
Б.Шоу Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б. Шоу.
Познакомить учащихся с биографией Б.Шоу и особенностями его творчества на примере комедии «Пигмалион»
Б. Шоу «Пигмалион»
Чтение и анализ художественного произведения
конспект статьи учебника о Ги де Мопассане; анализ одной из новелл автора
86
А. П. Чехов (6+2ч.) Личность писателя. «Студент» Особенности его художественного мироощущения.
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. П. Чехова, современность чеховской идеи о самовоспитании; главные особенности творчества Чехова как итогового явления в развитии русской реалистической литературы; значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
А.П. Чехов «Студент»
Рассказ, тема, проблема, художественная деталь.
Чтение и анализ художественного произведения
Рассказ о жизни и творчестве Чехова;
пересказ-анализ рассказов «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»
87
А. П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» Борьба живого и мертвого в рассказах А.П. Чехова
Обобщить и углубить знания учащихся о проблематике и поэтике рассказов Чехова. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Смысл понятия «футлярность» в произведениях Чехова Тема любви в чеховской прозе.
А. П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой»
Рассказ, тема, проблема, художественная деталь.
Чтение и анализ художественного произведения
Рассказ об эволюции творчества Чехова; читать пьесу «Вишневый сад»
88
А.П.Чехов «Вишневый сад». Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе.
Особенности поэтики «новой драмы» на примере комедии «Вишневый сад»; мастерство Чехова в создании образов-персонажей.
А. П. Чехов комедия «Вишневый сад».
сюжет и конфликт пьесы; система образов.
Чтение и анализ художественного произведения
фрагменты, раскрывающие характеры Раневской и Гаева; выразительное чтение диалога Раневской и Пети (Д3)
89
А.П.Чехов «Вишневый сад».
Уходящее поколение владельцев сада: Гаев и Раневская.
Раскрыть образы Раневской и Гаева как представителей уходящего в прошлое усадебного быта; наблюдение за средствами характеристики героев и выражения авторской позиции в пьесе.
А. П. Чехов комедия «Вишневый сад».
средства характеристики героев; авторская позиция в пьесе
Чтение и анализ художественного произведения
выразительное чтение монологов Пети Трофимова
90
А.П.Чехов «Вишневый сад».
Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям.
Значение образов молодых людей Пети Трофимова и Ани их место в системе персонажей; символический смысл образа вишневого сада.
А. П. Чехов комедия «Вишневый сад».
символический смысл образа
Чтение и анализ художественного произведения
найти в пьесе образы-символы, объяснить их значение
91
А.П.Чехов «Вишневый сад». Черты «новой драмы» А.П. Чехова в пьесе
Обобщить знания об особенностях драматургии Чехова
А. П. Чехов комедия «Вишневый сад».
«новая драма»
Чтение и анализ художественного произведения
сочинение по одной из тем
92-93
Р.Р Сочинение по произведениям А.П. Чехова
Формирование умений написания текстов по различным темам на русском языке, в том числе демонстрирующих творческие способности учащихся.
произведения А.П. Чехова
94
Нравственные уроки русской литературы 19 века.
Повторить и обобщить главные выводы пройденного курса; стимулировать учеников к дальнейшему самостоятельному чтению и осмыслению литературы 19 века
Нравственные уроки
беседа
подготовка к итоговой контрольной работе.
95-98
Комплексная контрольная работа
Формирование навыков различных видов анализа литературных произведений; формирование понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самооценки и самоанализа на основе наблюдений над собственной речью; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, рефератов, сочинений различных жанров и тд; способность выявлять в художественных текстах образы, темы, проблемы, выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях и тд.
Комплексная контрольная работа
99-102
Резервные уроки.