Исследовательская работа
Образ матери в творчестве
Евгения Маркина
План.
Вступление. Образ матери в русской литературе.
Образ матери в лирике Евгения Маркина:
а) истоки сыновней любви (стихотворения «Лесной ручей», «Лебеда»);
б) родительское благословение («Здесь всё родное»);
в) первое слово «мама» (стихотворение «Младшая сестра»);
г) стихотворение Е.Маркина «Маме моей»;
3. Материнское сердце в рассказе Е.Маркина «Старый фотограф».
4. Вывод. Поэт Евгений Маркин – нежный и верный сын.
Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское звучание и значение. Она учит нас товариществу, дружбе, любви к природе, Родине, близким людям… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.
Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому сердцу, - это произведения о матери. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, который до седых волос с уважением произносит имя матери своей и почтительно оберегает её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти и внимании. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…
В творчестве поэтов земли Рязанской образ матери нашёл своё неповторимое выражение. С.Есенин, Я.Полонский, А Бакланов, Б.Шишаев – вот неполный перечень имён, в литературном наследии которых мы обязательно найдём строчки о матери. Изучая поэзию Евгения Фёдоровича Маркина, мы обратили внимание на то, что в его стихах очень много литературных образов, за которыми стоят конкретные люди. Это поэтические образы отца, сына, сестры, няни, соседей. И, конечно, мамы. Нас очень заинтересовала тема необыкновенной отцовской любви в лирике поэта, тема любви к женщине. Сегодня мы обратились к материнской теме в творчестве Евгения Маркина.
Мать поэта Дарья Михайловна Маркина – сельская учительница. Долгое время работала заведующей Касимовским РОНО. Она всегда говорила: “Женя - моя гордость и моя боль.” И самые нежные стихи были посвящены маме…
Мне б теперь целовать на щеках твоих ямочки,
Мне б прижаться нежно к морщинкам твоим.
Ты за всё – за всё прости меня, мамочка!
Ты же видишь – я стал совершенно другим!
Любовь поэта к матери – это часть его большой любви к Родине. В стихотворении «Лесной ручей» Евгений Маркин говорит о своей любви к родному краю, вспоминает лесной ручей с серебристой чистой водой и утверждает:
Для меня начинается Россия
От лесного студёного ручья…
Для Евгения Маркина родина начинается с малого, поэтому он так сильно и бескорыстно любил в ней всё до мелочей, как родную мать.
Сын поэта Роман Маркин вспоминает: »Практически каждое лето я проводил у отца, в его родной деревне Клетино – в доме на крутом берегу Оки. Этот дом построила моя бабушка Дарья Михайловна Маркина…Её называли Дорой Михайловной – на городской манер и за экзотическую внешность. Бабушка была проницательным человеком. Она словно предчувствовала, что отцу нужен будет приют. Так и случилось: последние семь лет своей жизни он провёл в этом доме. Когда я бывал в Клетине, у нас царили мир и согласие. Вот как писал об этом отец в стихотворении «Бобыли»:
Бродит квас в дубовой бочке
В погребке волглом.
Сушим на зиму грибочки,
запаслись
воблой.
Пьём парное по желанью,
Спим на лавке в горенке…
Так вот мы и поживаем –
бобыли,
затворники…»
Воспоминания поэта о родной деревне всегда тёплые и спокойные. Наверное, родительский дом располагал именно к размеренной сельской жизни. Сестра поэта Т.Канунникова вспоминает: «Разница в возрасте с Женей была 9 лет. Первые детские воспоминания: утром мама будит Женю в школу, вместе с одеялом стягивает его на пол, а он никак не может проснуться, так как всю ночь писал стихи. Дома стихи считались пустым занятием. Помню, няня часто говорила: «Женя, какой же ты пустой!» Стихи рождались из обыденной жизни: природа, близкие друзья, родные, юношеская любовь».
В стихотворении «Маме моей» поэт ведёт рассказ от первого лица, повествуя о трудной взрослой жизни вдали от матери. Трепетность чувств можем заметить в строчках:
Я запомнил тебя
молодой и красивой
с удивительными ямочками на щеках.
Он замечает и «сеть морщинок у глаз, седину на висках». Автор знает, какая это непростая работа – учить детей. Дома – постоянные школьные тетради, заботы о школьных делах:
Я запомнил, как падают сумерки синие,
как в окошке
тугие снежинки рябят,
как сидишь ты
при фитильке керосиновом,
проверяешь тетради своих ребят.
Мы ощущаем тоску лирического героя по матери, он тяжело переживает разлуку с мамой. Теперь он понимает, что многое делал не так, повзрослев, осознаёт свои ошибки, просит простить за них:
Я не грубый теперь и почти не упрямый
И поэтому хочется крикнуть мне:
- Ты не балуй сестрёнку, пожалуйста, мама,
Чтобы в жизни ей было легче
Вдвойне.
Читая эти строки, невольно вспоминаешь стихотворение Сергея Есенина «Письмо матери». В нём тоже возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
Литератор Николай Федин, работавший в молодости в Бельковском райкоме комсомола, был хорошо знаком с семьёй Маркиных. Он вспоминает: «Дора Михайловна была учительницей. Была она очень красива: чёрные вьющиеся волосы, чёрные с длинными ресницами глаза. Евгений был во всём похож на мать. Фёдор Андреевич Маркин погиб в начале войны, когда Доре Михайловне было 23 года, а Жене – 3. После войны Дора Михайловна вторично вышла замуж»
Память часто возвращала Евгения Маркина в военное лихолетье, и оно тоже ассоциировалось с обликом матери:
И беспомощно падает в снег
мамкин
синенький скромный платочек,
чтобы песней
воскреснуть навек.
В воспоминаниях Н.Федина читаем: «Евгений относился к матери по-сыновьему нежно. Ей он посвятил книгу «Моя провинция»…Во времена тяжёлых испытаний и семейных неурядиц он обращается к матери. В одну из встреч в Рязани сказал мне: «Поеду к матери, она успокоит»:
Здесь всё родное: избы
и река,
могучий бор и тихие
могилы.
Отсюда материнская рука
в далёкий путь меня
благословила.
Роман Маркин, сын поэта, составитель сборника стихов и прозы «Серебряный вальс», пишет: «Самый трагический период его жизни – исключение из Союза писателей. И – 561 день за решеткой «учреждения п/я 25/4». Истинной причиной наказания было опубликованное в 1970 году в журнале «Новый мир» стихотворение «Белый бакен», посвященное опальному тогда Александру Исаевичу Солженицыну».
Снеся все «удары и утраты», поэт поселился в деревенском доме, «где матери недремлющая тень» хранила его, давала силы для неистощимого оптимизма. Он готовил к изданию книги «Разница во времени» (издательство «Молодая гвардия») и «Мещерские сосны» (издательство «Современник»). Вспоминая о пережитом, Евгений Маркин писал:
Здесь даже вдохновенья не поймать!
А если стих и вырвется – не скоро.
И может, даже к лучшему, что мать
Не дожила до моего позора.
Вчера мне снилось милое крыльцо.
Заветный сон – уже разнообразье,
Ведь вдоль забора,
В придорожной грязи,
Я каждый камень
изучил в лицо.
В трудные минуты своей жизни Евгений Фёдорович Маркин, как и любой сын, тяжело переживает своё незаслуженное унижение, ему горько и за себя, и за родную мать. В письме сестре он пишет: «Таня! Милая моя! Золотая! Единственная! Сегодня – 13 ноября. Ровно три года по маме.
Я встал в половине второго. Лежал. (Появляться в мастерской после отбоя мне сейчас строго запрещено). Когда был ночной отбой (ровно в 3), я притворился спящим. А потом – в половине четвертого пришёл–таки в свою мастерскую. Стал писать. Ровно в 6.30 закончил стихотворение. Вот они, эти стихи (без названия, название таким стихам обычно даётся по первой строке).
Заиграют военные песни –
словно вспыхнут зарницы из тьмы…
И с тобой, поседевший ровесник,
мы становимся снова – детьми.
То не яблонька во поле дрогнет,
Обронив то ли снег, то ли цвет,
Это мамка стоит у дороги,
Хоть на свете её уже нет
И предчувствие душу ей точит…
И растерянно скомкан в руках
Этот синенький скромный платочек
Тот, что будет священен в веках .»
Работая над данной темой, мы открыли для себя прозу Евгения Маркина. Я с большим интересом прочитала его повесть «Старый фотограф». Образ матери запечатлён и в этой повести. Мать главного героя тоже работает в школе. «Она у нас заочница педагогического института, ей скоро ехать в Рязань на экзаменационную сессию», - пишет автор. Перед нами образ молодой сельской учительницы, у которой на руках двухгодовалая дочка, сын-подросток, выпивающий муж, отчим первого ребёнка, да ещё и учёба в институте.
Главный герой рассказывает, что год назад, уезжая на сессию, она «проделала фокус: купила тридцать конвертов и велела ему (мужу) каждый день отправлять ей по письму с обстоятельным отчётом о наших домашних делах, о каждом случае моего озорства, а главное – о том, как чувствует себя наша двухгодовалая Танька». Наказ жены отчим выполнил: он каждый вечер садился к столу и сочинял подробный отчёт за день. С нескрываемым добрым юмором автор рассказывает, как мама узнаёт о том, в каком состоянии находился её супруг в день написания письма: если обращение к ней в письме было обычное ( «Здравствуй, дорогая моя жена Даша,…»), значит, муж писал письмо в трезвом состоянии, а если же обращение было на «вы» ( «Здравствуйте, глубокоуважаемая супруга Дарья Михайловна!…»), значит, муж не был трезвым. Перед читателем возникает образ женщины, которая живёт нелегко, но это её судьба, и она стойко выносит все житейские трудности.
Старший ребёнок требует от неё особого внимания и в силу возраста, и потому, что у него не родной отец – отчим. Мать понимает это. В день своего отъезда в Рязань она делает мальчику замечательный подарок – дарит старый отцовский «Фотокор». Пользоваться им непросто, нужна опытная рука наставника. Так в повести появляется образ старого фотографа, который живёт в деревне уже два года, но так и остаётся здесь чужаком.
Главный герой повести - гордый, требующий уважения к своей личности человек. Мальчик помнит отца, погибшего на войне, боготворит его и свято хранит память о нём. Мать бережёт многие домашние вещи, оставшиеся со времён мужа, и сын благодарен ей за это. Когда старый фотограф в разговоре упрекает местных жителей в безвкусице («В деревне очень примитивные вкусы»), мальчик горячо сопротивляется: »Неправда! Врубель нарисовал картину «Демон»! И ещё «Царевну-лебедь»! У нас это многие знают!» Он вспоминает рассказ матери о том, как они с отцом ездили в Москву, были в Третьяковской галерее, покупали там альбом, в котором «картины Врубеля есть». А потом бережно несёт домой портрет отца, увеличенный старым фотографом. Мы видим слёзы матери, которая «немного поплакала, разглядывая фотографию», и повесила её над кроватью сына.
Мать воспитывает сына в душевном согласии с самим собой, прививает ему такое важное качество, как добросердечие, внимание к людям. Не забыла она о старом фотографе, когда в их доме появилось свежее мясо. Не раздумывая, отправляет к старику сына с куском свинины, попутно защищая старого фотографа от житейских пересудов и сплетен.
Мы узнаём, как тяжело было матери после войны. В сорок шестом году она лежала с малокровием в больнице, только что родив дочку. Это было голодное засушливое лето, которое тоже надо было пережить. Мальчик вспоминает, что постоянно был голодный: «Нету такого дня, нету такого часа, когда бы не хотелось есть». Они вместе с отчимом собирают метёлки конского щавеля и тростниковые коренья, чтобы истолочь их и испечь лепёшки.
Мать помогает сыну в трудную для него минуту взросления, когда старика прогоняют из деревни местные власти, а мальчик не успевает проститься с ним. В эти минуты мама рядом с ним, она мало говорит, но её присутствие и молчаливое понимание дорогого стоит. Мы видим: герой повзрослел, стал старше и сдержаннее. Так мать помогает сыну стать настоящим человеком, мы верим, что он станет «добрым и очень сильным».
Е.Ф.Маркин создал на страницах своих произведений удивительно тонкий, мудрый, незаметный образ женщины-матери. Читая его строчки о сыновней любви, понимаешь, что нужно не бояться говорить слова любви своим матерям и произносить их часто. А матерей беречь, заботиться о них, успеть сказать им слова любви и благодарности.
Использованная литература
Маркин Е.Ф. Дорога: поэма, повести и рассказы, очерки, переводы, дневники, письма - Рязань: пресса, 2007. – 512с.: ил.
Маркин Е.Ф. Нянька «Приокская правда» 9 июля 1989г.
Маркин Е.Ф. Мещерские сосны: стихи . – М; Современник, 1981. – 96с.
Маркин Е.Ф. Лесной ручей. Стихи. – М; 2Московский рабочий»,1985
Маркин Е.Ф. Стремнина, М., «Советский писатель», 1967г.
Маркин Е.Ф. Самородок, М., «Московский рабочий», 1970г.
Маркин Е.Ф. «Старый фотограф» повесть «Литературная Рязань»: Альманах. – вып.5,составительит: Швецов В.И. – М.: Московский рабочий, Рязанское отделение,1998г.
Маркин Е.Ф. «Серебряный вальс» стихотворение и проза. – Рязань; издательство «пресса», 2000 – 6240
Маркин Е.Ф. Личное дело: стихи – Рязань,1961г.
Маркин Е.Ф. Звездный камень: стихи – Рязань, 1963г.
Маркин Е.Ф. Лесной ручей – М., «Московский рабочий», 1965г.
Маркин Е.Ф. Моя провинция – М., «Советский писатель»,1977г.
Маркин Е.Ф. «Разница во времени – М., «Молодая гвардия»,1984г.