Конспект урока в 11-м классе по роману Булгакова "Мастер и Маргарита"
Цели: подвести учащихся к решению основного философско – нравственного вопроса об истине через название произведения и эпиграф к нему, к пониманию замысла писателя; воспитывать чувство прекрасного; развивать ассоциативно – логическое мышление.
Методические приемы: работа с текстом, анализ стилевых особенностей романа.
Оборудование: текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита
Ход урока
Слово учителя: “Иисус отвечал:
Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.
Пилат сказал ему: что есть истина…”. Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38.
- Как вы понимаете эти слова?
(Это слова Иисуса, обращенные к Пилату в сцене допроса ).
- А что такое истина, по вашему мнению?
(Правда, важное, неоспоримое…).
На вопрос о том, что такое истина, искали ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. Так, в 1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину “Что есть истина? Пилат и Христос”. Давайте рассмотрим ее.
- Какие чувства вызывает у вас эта картина?
- Кто изображен на ней?
- В чем особенность расположения героев на полотне?
- Как они выглядят?
- Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?
- Что, по мнению художника, есть истина?
(Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина - в самопожертвовании во имя великой идеи).
В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.
- Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину.
(Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий …)
Однако вещающие об истине во все времена были гонимы, или трагически не поняты своими современниками, или признаны сумасшедшими. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”. И каждое поколение имеет своих Чацких, ищущих истину.
Подобный диалог улавливаем мы, обращаясь к классическому литературному наследию. Так, М. А. Булгаков в контексте русской жизни 30-х годов почувствовал взаимосвязь с древними библейскими временами и в своем многоплановом, многожанровом романе “Мастер и Маргарита” дал ответ на вопрос, в чем же заключается истина.
И сегодня цель нашего урока – рассмотреть, как через название романа и эпиграф к нему автор отвечает на главный нравственный, философский вопрос: “Что есть истина?”.
- Запишите тему урока и эпиграф.
(Эпиграф - слова из Евангелия)
- Итак, кто же из героев романа М. А. Булгакова пытается ответить на вечный вопрос об истине?
(Пилат, Мастер, Маргарита, Иван Бездомный и др. )
- Вспомните, что говорят они об истине и соотнесите строчки из романа с именами персонажей, которым они принадлежат?
1. “Злых людей нет на свете”
2. “И настанет царство истины? Оно никогда не настанет”.
3. “Я предупредил, а там как хотите! Меня же сейчас более всего интересует Понтий Пилат…”
4. “Ах. Право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет”.
5. “… что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?”
6. “Я погибаю из-за любви”.
7. “Рукописи не горят”.
8. “Правду говорить легко и приятно”.
9. “Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате. Ах, это был золотой век!”
10. “Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть”.
Маргарита.
Понтий Пилат
Иешуа.
Воланд.
Иван Бездомный.
Мастер.
Итак, многие герои пытаются решить, что есть истина, однако автор почему-то акцентирует наше внимание на двух персонажах, вынося их в название своего романа: “Мастер и Маргарита”.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с таким названием?
(Название напоминает нам такие произведения, как “Ромео и Джульетта”, “Руслан и Людмила”, “Тристан и Изольда”…Оно создано по той же модели - “он и она”. Автор сразу предупреждает, что в центре повествования будут герои-любовники, что линия любовная - центральная).
Заглавие произведения, как и эпиграф представляет собой один из существеннейших элементов композиции со своей поэтикой, это имя произведения, манифестация его сущности.
- В чем отличие этого названия от традиционной схемы “он и она”?
(Имя героя не названо, он обобщенно назван Мастером).
- Что обозначает слово “мастер”?
(Творец, творческая личность, профессионал).
- Какая тема открывается этим первым словом в названии произведения?
(Мастер – первое слово романа, им открывается роман в целом, несмотря на то, что сам герой появляется далеко не в начале романа, и открывается тема творчества).
- Но почему Мастер безымянный? И что, по-вашему, человек без имени?
(Нет личности - она утрачена, чувства его неопределенны, действия непоследовательны, нет четкости, нет уверенности).
- Что свидетельствует о том, что герой утратил стойкость, веру, потерян? Есть ли в тексте доказательства того, что Мастер – трагическая личность?
(Боится, бессилен, сжигает роман, готов отказаться от любимой, чтобы не причинить ей вреда…)
- Что же является истиной для Мастера?
(Его роман - свидетельство его мастерства).
- Какой же теме посвящен его роман?
(Опять же основному вопросу - что есть истина?- он обращается к библейскому сюжету).
Мы говорим о романе Булгакова.. Есть ли связь с романом Достоевского «Преступление и наказание»?
(Достоевский обращается к библейскому сюжету, к легенде о воскрешении Лазаря и показывает долгий, трудный путь к истине главного героя – Раскольникова, к его воскрешению).
- Проведите параллель между булгаковским героем, героем легенды о Лазаре и героем романа Достоевского.
(Мастер воскресает благодаря Маргарите, Раскольников – благодаря Сонечке, герои восстанавливают душевное равновесие, приходят к гармонии с собой и с миром, воскресают).
- Что значит воскресают?
(Обретают истину, отрекаются от ложных заблуждений).
Итак. Первое слово в названии романа М. А. Булгакова дает первый ответ на вопрос: “Что есть истина?”. Истина – в творчестве.
Учитель на доске (а ученики – в тетрадях) записывает:
ТВОРЧЕСТВО
- Кто помогает мастеру в обретении истины?
(Маргарита).
- Давайте послушаем, как он говорит о первой встрече с ней.
(Подготовленный ученик наизусть рассказывает монолог Мастера о встрече с Маргаритой,).
- Какие ассоциации вызывает у вас музыка? Какая она? О чем она? Подчеркивает ли она чувства героев? Какие чувства эта музыка вызывает у вас?
- Да, это звучала мелодия “Грезы любви” Ф. Листа.
- Давайте проанализируем этот фрагмент текста.
Примерный план лингвистического анализа эпизода.
1. Тема отрывка.
2. Лингвистический анализ художественно доминирующих элементов текста. Какие уровни языка участвуют в формировании эстетического начала текста? Анализ лексики, синтаксиса, стилистики отрывка. Параллельно с общехудожественным разбором выявляются индивидуальные черты, свойственные стилю данного писателя.
3. Функция отрывка; какую идейную, композиционную нагрузку несет данный отрывок, какую роль играет этот отрывок в формировании образа (системы образов)?
Учащиеся анализируют отрывок текста.
- Каково эмоциональное состояние главного героя в данном эпизоде?
- Какова его роль?
(1. Он показывает, что даже в сумасшедшем доме герой не утратил своего мастерства, он проникновенный лирик, чуткий, нежный.
2. Отрывок знакомит нас с возлюбленной мастера - Маргаритой ).
Итак, Маргарита – возлюбленная Мастера.
- Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим именем?
(Цветок маргаритка, Гретхен из “Гете” Фауста…)
- Проанализируем звуковое наполнение имен и сопоставим:
МАСТЕР - МАРГАРИТА
- Поставьте ударение в именах, подчеркните повторяющиеся буквы.
- Какие звуки повторяются, о чем это говорит?
(О сходстве, о родстве героев).
- О чем говорит ударение?
(В слове “Мастер” ударный звук [а] – энергичный, полновесный, в слове “Маргарита” ударный [и] – подчеркивает женственность, нежность).
Двойное присутствие звука [р] и тройное [а] по цветовой классификации соответствует красному цвету.
- Что символизирует красный цвет?
(Любовь, страсть, но трагическое – кровь).
Итак, имя героини более выраженное, целеустремленное.
- Что же является истиной для этой целеустремленной женщины?
(Любовь).
- На что готова она ради любви?
На доске и в тетрадях продолжаем нашу запись:
ЛЮБОВЬ
Учитель:
- Прослушайте музыкальный фрагмент Вагнера “Полет Валькирий” и скажите, какие ассоциации вызывает у вас эта музыка? Каким чувством наполнен этот музыкальный фрагмент?
Валькирии – воинственные девы, богини, которые помогали героям в битвах и уносили души убитых воинов к Вальхалму (обиталище душ воинов, павших в бою), где прислуживали им на пирах.
(музыка стремительная, решительная, рисует нам образ целеустремленной Маргариты).
Итак, высшей степенью самопожертвования ради истины-любви является сделка с дьяволом! Душу погубила!
- Когда появляется дьявол впервые на страницах романа?
(уже в эпиграфе )
- Прочитайте эпиграф к роману и прослушайте фрагмент “Танец огня” Фальи. Как вы понимаете слова Гете?
(Показана противоречивость этого образа: ищет зла, совершает благо)
- Какие ассоциации у вас вызвал этот музыкальный фрагмент? Подчеркивает ли он характер дьявола? О каких его чувствах говорит этот музыкальный фрагмент?
- Ищет ли Воланд истину? Что является истиной для него?
(Он уравновешивает понятия ДОБРО – ЗЛО) Читаем цитату из карточки.
Запись на доске ив тетрадях:
ДОБРО - ЗЛО
Вывод:
- Какие ответы дает на вопрос “Что есть истина?” М. А. Булгаков названием своего романа и эпиграфом к нему?
(Истина - в творчестве, в любви и в добре, в вечной борьбе добра и зла и торжестве добра).
Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал, волнует и будет волновать всех и каждого, и для каждого – свой поиск истины, у каждого – свой путь к истине. Герои Булгакова – тому доказательство. Мы увидели сегодня на уроке, что и название романа, и эпиграф к нему приводят читателя к выводу: истинно вечное, непреходящее: ЛЮБОВЬ, ТВОРЧЕСТВО, ДОБРО.
Домашнее задание:
1. Проследить развитие темы любви и творчества в романе, доказать их взаимосвязь.
2. Сообщения:”Судьба Маргариты в вечности”, “Тема бессмертия и образ Маргариты”. Представьте пространственно-временную композицию этой темы.
3. Трагедия Мастера: как объяснить приговор? Его судьба в вечности.