Методическая разработка уроков литературы по поэзии Анна Ахматовой (4 часа)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г. Николаевска Николаевского муниципального района Волгоградской области





Методическая разработка уроков литературы по поэзии Анна Ахматовой (4 урока) на международный педагогический форум, посвященный Году литературы в России, «Дивный, сказочный … храм русского языка, русской литературы и русской культуры»



Автор: Осьмакова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СШ № 1» г. Николаевска



























Николаевск, 2016

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена проблеме наиболее результативного изучения поэзии Анны Ахматовой. Затрагивает пути становления Ахматовой как поэта, а также особенности ее творчества на основании знакомства со стихами и поэмой «Реквием». Разработка представляет собой материал, созданный на основе работы в старших классах (уровень начитанности учащихся, их умения анализировать произведения, делать выводы, обобщения и проявлять самостоятельность в решении поставленных задач).

Эта работа будет полезна учителям, преподающим литературу в старших классах при проведении уроков, внеклассных мероприятий по предмету.



Введение

Данная работа актуальна при изучении курса 11 класса «Литература 20 века».

Почему представлена методическая разработка уроков именно по поэзии А. Ахматовой? Потому что ее имя связано с историей России 20 века. В судьбе этого поэта можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы русской интеллигенции. Той судьбы и того пути, влияние которых на нынешнее наше общество огромно. Без Анны Ахматовой невозможно представить поэзию Серебряного века, русскую культуру.

Изучая творчество Ахматовой, учащиеся должны быть знакомы с такими понятиями, как декадентство, акмеизм, должны знать имена С. Городецкого, О. Мандельштама, А. Вертинского, Н. Гумилева, биографии и творческий путь А. Ахматовой.

Материал об Ахматовой обширный, конечно, за три-четыре урока объять необъятное невозможно. Я старалась отобрать те факты ее биографии, которые дадут представление об этой великой женщине-поэте. Лучше всего, если учитель сам будет читать или рассказывать наизусть стихи , но и, конечно, подключит к этому учащихся .

Если у ребят появится восхищение личностью Ахматовой, если у них даже просто появится интерес к ее жизни и творчеству – можно поздравить себя с победой. А уж если они когда-то возьмут в руки томик стихов Ахматовой, чтобы просто почитать – для себя, для кого-то – это уже большая победа.

Характеристика темы

Цели:

  1. Познакомить учащихся с фактами биографии А. Ахматовой, особенностями ее творческого пути, основными мотивами лирики; рассмотреть особенности стиля поэта, обозначить музыкальность интонации стиха; через анализ лиро-эпических текстов подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведений.

  2. Развивать мышление учащихся, формировать навыки выразительного чтения, критического мышления, соотносить навыки постижения и восприятия произведений Ахматовой учащимися с их собственными внутренними представлениями.

  3. На примере творчества А. Ахматовой воспитывать любовь к своей стране, верность нравственным идеалам, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.

Задачи:

  • Знакомство с творчеством Ахматовой, без которого невозможно полностью понять русскую литературу, пути развития России 20 века. Изучение литературно-художественного метода А. Ахматовой, определение творческих взглядов поэта.

  • Формирование мотивации учения на уроках и во внеклассной работе по литературе, положительной мотивации обучения, конструирование мотивационного процесса как основы усвоения содержания литературного образования.

  • Включение учащихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности.

  • Актуализация эмоциональной сферы и эмоциональной памяти школьников при восприятии ими учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу на уроке.

План темы:

  1. «Урок-портрет. Анна Ахматова – «голос своего поколения» (23.06.1889 – 05.03.1966)»

  2. «Тема Родины в лирике Анны Ахматовой»

  3. «Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием». Комментированное чтение» (2 часа)

Всего – 4 часа

В процессе изучения темы учащиеся должны знать этапы жизни и творчества поэта Ахматовой, особенности ее художественного метода, центральные образы ее лирики, основные литературные течения литературы 20 века. Уметь анализировать художественный текст, выделять изобразительно-выразительные средства языка в поэтическом тексте, определять главное в предложенной информации, самостоятельно отбирать необходимый материал.

Проблемный вопрос: как история России отразилась в жизни и творчестве А. Ахматовой?

Основные методы

  1. Анализ (этапов жизни и творчества А. Ахматовой, метод, предполагающий работу с композицией и сюжетом отобранных произведений, выявления особенностей авторского стиля)

  2. Беседа (метод, традиционно используемый на уроках-семинарах, позволяющий выявить уровень восприятия учащимися произведения, понимания проблемы урока)

  3. Исследование трудов некоторых литературоведов (Жимурский В., Чуковская Л.), биографии А. Ахматовой.

  4. Изучение и обобщение (метод, позволяющий производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать определенные умозаключения и обобщения)

  5. Комментированное чтение

А также на 1-м уроке этого цикла можно применить игровую технологию (инсценировку) и использовать прием синквейна. Технология критического мышления может стать применяться и на последующих уроках.

Урок № 1

Урок-портрет. Анна Ахматова – «голос своего поколения» (23.06.1889 – 05.03.1966)

Цели:

  1. Рассказать о судьбе поэта А. Ахматовой, показать Ахматову как личность сильную, талантливую, дать представление об особенностях лирики Ахматовой

  2. Активизировать познавательную активность учащиеся на уроке, используя прием синквейна.

  3. Развивать внимание к поэтическому слову, воспитывать интерес к поэзии.

Предварительное домашнее задание: взять один из эпизодов жизни Анны Ахматовой и интересно передать его классу, обосновав свой выбор.

Оборудование: портрет А. Ахматовой, сборники А. Ахматовой, презентация, компьютер, проектор, диски с записями музыки, музыка Шостаковича, Бетховена,  портреты А.А.Ахматовой, Н.С.Гумилёва,Б Пастернака, А. Блока

Оформление кабинета: в центре кабинета, на тумбе, освещенный пламенем свечи портрет Анны Андреевны Ахматовой, возле которого лежит раскрытая книга ее стихов.

Эпиграф:

А муза и глохла и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

А. Ахматова

21 февраля 1957 год. Ленинград



Размещение учащихся на уроке: в два ряда, отдельный стол для пятерки.

Методические приемы: беседа – опора на пройденный материал, лекция с элементами беседы, выступления учащихся по выбранной теме, сопоставление раннего и позднего творчества поэта.

  1. Организационный момент

  2. Усвоение нового материала

Слово учителя (на фоне сонаты Бетховена)

Начать наш урок я хотела бы со стихов поэта Сергея Спасского, которые он в 1941 году посвятил Анне Ахматовой:

Ваш образ так оформлен славой,

Так ее властно завершен,

Что стал загадкою, забавой,

Навязчивой легендой он.

- Попытаемся и мы создать на уроке образ поэта Ахматовой.

Задача учащихся:

  • откройте тетради и в течение урока запишите слова, которые посчитаете ключевыми для характеристики образа А. Ахматовой.

Анна Андреевна Ахматова – один из крупнейших русских поэтов 20 века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. Но прежде всего она ПОЭТ. Сама Ахматова о себе говорила: «Я не поэтесса, я - поэт».

  • Как вы думаете, почему Ахматова так «страшилась» слова поэтесса и себя называла поэтом?

Поэтесса – это звуки нежные, мелодичные, это воспевание чувств. Поэт – это сила, мощь, призыв. К Голосу Поэта должны прислушиваться.

  • Какие стихи Ахматовой мы читали в младших классах? О чем они?

Слово учителя: сегодня, ребята, мы с вами будем говорить о великом поэте – Анне Андреевне Ахматовой, без творчества которой трудно представить поэзию 20-го века, поэзию Серебряного века, Россию с ее революциями, войнами, взлетами, падениями и снова взлетами. Ведь сама Ахматова называла себя «голосом своего поколения» (обращаем внимание на доску).

  1. Инсценировка: в зал вбегают окололитературные сплетники с портфелями и папками в руках. Перебивая друг друга, говорят со злорадством:

- Вы слышали? Ахматова и Зощенко исключены из Союза писателей?

- Правильно. Они давно исписались.

- Эти декадентские стихи Ахматовой никому не нужны.

- Да, вы правы, коллега, соцреализмом там и не пахнет. (На слайде: социалистический реализм – литературное течение в культуре 20 века, изображение жизни в свете идеалов социализма)

- А в войну из блокадного Ленинграда сбежала. И ни одного стихотворения о наших войнах не написала.

- Вся страна на грани великих событий… Восстановление хозяйства, в колхозах работы невпроворот, а она про любовь …

- Правильно, правильно. Ахматова … что-то фамилия знакомая …

- Какая-то странная фамилия.

- Почему же странная? Впрочем, то псевдоним Анны Горенко. Ахматова – это фамилия прабабки Анны Андреевны, татарки.

1-ый учащийся рассказывает о рождении Ахматовой, ее родителях, переезде семьи в Царское Село. Любовь к морю. «Первое стихотворение написала, когда мне было 11 лет». «Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина». Но тень Пушкина – один из мотивов ее лирики.

2-ой ученик:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни …

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

24 сентября 1911 года. Царское Село

3-ий ученик: Ахматову упрекали в том, что она не приняла революцию (говорили, что декадентские настроения сказались). (На слайде: Декадентство – особое течение в культуре, отмеченное настроениями безнадежности, упадка, неприятие жизни, индивидуализма .) Нет стихов о коллективизации, о восстановлении народного хозяйства.

4-ый ученик: Неправда это. Разве писать о России – это только о революции, строительстве? Нет. Россия – это ,прежде всего, русский народ, на долю которого перенести все тяготы-печали и выстоять. И Ахматова была со своим народом. (Чтение стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам …» Июль 1922 года, Петербург)

5-ый ученик: Анна Ахматова создает свой «Цех поэтов», свое поэтическое течение – акмеизм. (На слайде: Акмеизм – это модернистское течение в русской поэзии 10-х годов 20-го века. Его представители декларировали конкретно-чувственное восприятие «вещного мира», возврат слову его изначального, не символического смысла.) Она часто выступает перед слушателями, читает свои стихи: так в 1917 году появляются и тревожные стихи и легкие воспоминания.

6-ой ученик читает «Когда о горькой гибели моей / Весть поздняя его коснется слуха …» (1917 год)

7-ой ученик читает «Просыпаться на рассвете / Оттого, что радость душит …» (1917 год)

8-ой ученик: Да, Ахматову не печатали, в школах не изучали. Но забыта она не была. Да и нельзя забыть поэта, который от лица целого поколения, от лица 20-го века говорит о себе: «Я – голос ваш, жар вашего дыханья, / Я – отраженье вашего лица. / Напрасных крыл напрасны трепетанья, - / Ведь все равно я с вами до конца».

Слово учителя: Лидия Корнеевна Чуковская – дочь знаменитого детского писателя – оставила книгу воспоминаний об Ахматовой – «Записки об Анне Ахматовой». В 1938 году она пишет: «Я видела ее в Доме литераторов на вечере памяти А. Блока. Она прочитала «А Смоленская нынче именинница» и сразу ушла. Меня поразили осанка, лазурная шаль, поступь, рассеянный взгляд, голос. Невозможно было поверить, что она такой же человек, как мы все. После ее ухода я очень остро испытала «тайную боль разлуки».

9-ый ученик читает «А Смоленская нынче именинница» (на слайде – портрет А. Блока).

Слово учителя: в конце сентября 1941 года Ахматова, уже во время блокады, вылетела на самолете в Москву, а затем в Ташкент, где и жила до мая 1944 года. Многие злопыхатели упрекали ее в том, что она не написала ни одного патриотического стихотворения. Так ли это?

Учащиеся: в годы войны Ахматова написала цикл стихов – «Ветер войны». (Чтение стихотворений «Победителям», «Птицы смерти в зените стоят», «Клятва», «Мужество», можно выбрать только два.)

Слово учителя

И снова воспоминания Лидии Чуковской: «О ней тянуло написать, потому что сама она, ее слова и поступки, ее голова, плечи и движения рук обладали той завершенностью, какая обычно принадлежит в этом мире одним лишь великим произведениям искусства. Судьба Ахматовой нечто большее, чем даже ее собственная личность лепила тогда у меня на глазах из этой знаменитой и заброшенной, сильной и беспомощной женщины – изваяние скорби, сиротства, гордыни, мужества».

Наша беседа – воспоминания – чтение стихов – подходит к концу. Так какой же была Анна Ахматова?

(Отдельный столик) Ученики, не вставая, спокойно, как бы беседуя, читают:

  1. Марина Цветаева:

О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты черную насылаешь метель на Русь.

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы …



И заканчивает:

И я дарю тебе свой колокольный град.

Ахматова! – и сердце свое в придачу.

  1. Александр Блок:

Но рассеянно внимая всем словам,

Кругом звучащим,

Вы задумываетесь грустно.

  1. Осип Мандельштам:

В пол-оборота, о печаль!

На равнодушных поглядела.

  1. Корней Чуковский: «У Ахматовой наметилась одна главная черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость».

  2. Главной чертой Ахматовой была любовь к жизни, к людям, к близким. Она умела не только сама глубоко любить, но и выразить это чувство в стихах.

10-ый ученик:

Забудут? – вот чем удивили!

Меня забывали сто раз,

Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас.

А муза и глохла и слепла,

В земле истлевала зерном,

Чтоб после, как Феникс из пепла,

В эфире восстать голубом.

21 февраля 1957 год. Ленинград

Слово учителя

Анна Ахматова писала о том, что затрагивало, теребило ее сердце, ее душу. Вот и я хочу закончить сегодняшнюю нашу встречу моим любимым стихотворением из лирики А. Ахматовой. Она написала самую короткую в мире балладу – «Сероглазый король». Сама она балладу эту не любила. Почему? Неизвестно. Но это стихи о любви. Послушайте. (Учитель читает наизусть.)

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король …

  1. Итоги урока

  • Какой предстала перед вами А. Ахматова? (Учащиеся зачитывают слова характеристики, которые они записали в процессе урока)

  1. Домашнее задание: 1) мини-сочинение или мини-выступление «Россия в творчестве А. Ахматовой» (примерно 10 предложений); 2) подготовить выразительное чтение стихи Ахматовой о Родине («Не с теми я , кто бросил землю …», «Все расхищено, предано, продано …», «Мужество» и другие).

Урок № 2

Тема Родины в лирике Анны Ахматовой

Тип урока: урок-концерт

Цели:

  1. Развить представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой

  2. Активизировать навыки выразительного чтения и анализа стихов.

  3. Воспитывать уважение к личности А. Ахматовой как истинному патриоту своей страны.

Оборудование: портрет А. Ахматовой, сборники ее стихов, музыка Шостаковича.

Методические приемы:

  1. лекция с элементами беседы;

  2. чтение стихов А. Ахматовой;

  3. анализ стихотворных произведений А. Ахматовой.

Эпиграф:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

А. Ахматова

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний

Слово учителя.

Великий поэт, наверное, потому и называется великим, что его имя в конце концов закономерно связуется с самыми обширными понятиями из жизни народа, с самыми масштабными событиями истории и времени. Потому, может быть, словосочетания «Ахматова и Россия», «Ахматова, Пушкин и Блок», «Ахматова и революция» воспринимаем без недоумения, как само собой разумеющееся, не задумываясь о том, каким гением нужно быть, чтобы твое личное имя человеческое стало равным целым стихиям мира, материкам. Имена великих поэтов подобны термометрам, которыми измеряется духовное здоровье нации.

Анну Андреевну Ахматову читали, ее стихи печатали, но часто она слышала упрек в адрес своей поэзии: непатриотична она, нет восхвалений тех событий, которыми наполнена была Россия, о которых кричали заголовки газет: гражданская война, коллективизация, строительство коммунизма… Но гений не подпадает под стандарты; у него свое видение действительности. Так и у Ахматовой. В цикле «Тайны ремесла» Ахматова рассказала о том, как рождаются стихи:

Когда б знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий, таинственная плесень на стене …

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Стихи Ахматовой наполнены жизнью, жизнью деревни, природы – жизнью России. Ахматова видит свое назначение – писать о том, что пропускает через свое сердце, свою душу:

Многое еще, наверное, хочет

Быть воспетым голосом моим:

То, что бессловесное, грохочет,

Иль во тьме подземный камень точит,

Или пробивается сквозь дым.

  1. Усвоение нового материала

Учащиеся читают стихи Ахматовой о России (заранее подготовленные дома) на фоне музыки Шостаковича.

Слово учителя

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с Первой мировой войны. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей Родины.

1-ый учащийся: «Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда …»

Это стихотворение было написано осенью 1917 года. Уже в то время Ахматова, не зная, какая судьба ожидает ее Родину и ее саму, определила свое основное назначение – быть в России, быть с Россией. И ничто не разрушит этот союз: «Я новым именем покрою/Боль поражений и обид..»

2-ой учащийся: А в сборник «Anno Domini» (1921-1922) включено стихотворение «Петроград, 1919» (читает наизусть). В нем автор четко говорит о своей любви к реальной России («озера, степи, города»), а не к мифической свободе («За то, что, город свой любя, / А не крылатую свободу».)

И снова мы слышим пушкинские слова: «оковы тяжкие падут, темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа …» - а у Ахматовой: «Иная близится пора, / У ветер смерти сердце студит, / Но нам священный град Петра / Невольным памятником будет».

3-ий учащийся: «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам. / Их грубой лести я не внемлю, / Им песен я своих не дам!...» (Июль 1922 года, Петербург)

Да, Ахматова не приветствует революцию, для нее «Родина» и «власть» не являются словами – синонимами. Но для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством. Стихотворение звучит как торжественная клятва: этому способствует слова высокого стиля («растерзание», «изгнанник», «ни единого»).

Вопрос учащемуся: какие противопоставления мы видим в этом стихотворении? (Противопоставляются те, кто уехал и кто остался, кто был выслан из революционной России и кто жалеет тех, кто изгнан. Ахматова не испытывает ни ненависти, ни презрения к уехавшим – она просто остается, она не может представить себя вне России.)

  1. Великая Отечественная война …

Русская культура откликнулась на это трагическое событие рядом произведений. Литература, музыка, живопись – все служило грядущей победе. В годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

1-ый ученик читает стихотворение «Мужество».

Вопрос учащимся: какой представлена здесь Родина? (Ахматова здесь говорит от имени народа – употребляет местоимение «мы». А Родина отождествляется с русской речью, с родным словом – с тем, что нужно беречь, за что стоит бороться: «И мы сохраним тебя, русская речь, / Великое русское слово…»)

2-ой учащийся читает стихотворение «Победителям» (29 февраля 1944 год, Ташкент).

В этом стихотворении Ахматова показывает, что победителем в этой войне будет народ: «Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки» - и свое родство с ними – «Внуки, братики, сыновья!»

3-ий ученик: И тихо, спокойно, с явным облегчением она пишет в феврале 1945 года стихотворение «Освобожденная»: «Чистый ветер ели колышет, / Чистый снег заметает поля. / Больше вражьего шага не слышит, / Отдыхает моя земля».

  1. Итоги урока

Слово учителя

  • Когда мы изучали творчество А. Блока, то говорили о том, что музыка его стиха – марш революции. А как бы вы определили музыку стихов Ахматовой?

  • Как отразились трагические события, произошедшие в России в 20 веке, в творчестве Анны Ахматовой?

Стихи, которые мы сегодня услышали, еще раз доказывают: Ахматова и Россия, Родина – союз нерушимый. Голос Ахматовой, голос Поэта с большой буквы звучал всегда: «Во дни торжеств и бед народных» (М. Лермонтов) великий поэт говорила о великом – о России. 22 июня 1941, в день объявления войны Ахматова написала: «Жить – так на воле. / Умирать – так дома. / Волково поле. / Желтая солома».

  1. Домашнее задание: 1) прочитать поэму А. Ахматовой «Реквием»; 2) подготовить к выразительному чтению и анализу главу по выбору; 3) вопрос всему классу; в чем гражданское мужество поэта проявилось при написании поэмы «Реквием»?

Урок № 3-4

Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием». Комментированное чтение

Цели:

  1. Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

  2. Формировать навыки выразительного чтения и анализа поэмы.

  3. Воспитывать чувство сопереживания за судьбу Отечества и героини.

Оборудование: слайды с главами поэмы «Реквием», портреты А. Ахматовой, Н. Гумилева, Л. Гумилева, «Реквием» Моцарта (аудиозапись), репродукция картины  В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».



Методические приемы:

  • лекция учителя

  • беседа

  • выразительное чтение

Эпиграф:

Нет, и не под чуждым небосводом

И не под защитой чуждых крыл, -

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

А. Ахматова «Реквием» 1961 год

Поэт в России – больше, чем поэт…

Е. Евтушенко

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  • Какие трагические события жизни Анны Ахматовой нашли отражение в ее творчестве?

  1. Анализ поэмы «Реквием» (чтение глав сопровождает «Реквием» Моцарта)

Cлово учителя

Перед вами на столе лежит поэма Анны Ахматовой «Реквием». Она писалась с 1935 по 1940 годы. До 50-х годов хранилась в памяти самой Анны Ахматовой и ее друзей (и было 11 человек). После смерти Сталина произведение было записано. Но напечатали поэму только через 22 года после смерти автора, в 1988 году.

Поэма Ахматовой – о трагедии народа, о судьбе русской интеллигенции, о страданиях жен, матерей «врагов народа», о насилии. «Поэт в России – больше, чем поэт»: в «Реквиеме» Ахматова – поэт, который говорит о народе языком народа, частичкой которого являлась она сама.

Поэма «Реквием» - это и рассказ о судьбе страны:

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «марусь»…

И повествование, трагическое повествование о судьбе женщины, матери, жены, сестры, любимой – о тех, кто стоял в страшные годы ежовщины в тюремных очередях Ленинграда (слайд : портрет Н. И. Ежова и краткая заметка о нем).

1-ый ученик:

В главе «Вместо предисловия» Ахматова пишет: «В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев …» (зачитать полностью главу, спроецировать ее на доску).

  • Поэт пишет: «Я провела ….». Почему это местоимение? Ведь мы знаем, что поэт Николай Гумилев, который был мужем Анны Андреевны и с которым она разошлась, в 1921 году был расстрелян. Расстрелян за участие в заговоре, которого не было, ибо никто пока не доказал, что он существовал, не привел документальных свидетельств. Можно привести добрый десяток «за» невиновность Гумилева, но нет документальных улик. Одни замыслы, вымыслы. Но ведь Гумилев расстрелян в 1921 году, а Ахматова пишет «Вместо предисловия» в страшные годы ежовщины.

2-ой ученик:

У Гумилева и Ахматовой был сын – Лев Гумилев (на слайде: фото Л. Гумилева, даты жизни 18.09.1912 – 15.06.1992, советский историк, археолог, востоковед, писатель, переводчик).

В 1935 году Лев Гумилев был арестован, и только обращение Ахматовой к Сталину спасло его и арестованных вместе с ним студентов «из-за отсутствия состава преступления».

В 1938 году Лев Гумилев был снова арестован (как сын своего отца) и осужден на 5 лет.

В 1948 году он был снова арестован и осужден теперь уже на 10лет. Научному сотруднику Ленинградского университета так объяснили его арест: «Вы опасны, потому что вы грамотны».

Таким образом, когда Анна Ахматова в 1957 году писала о тех страшных временах, она имела полное право заявить о себе: «Я провела …», а во второй главе (спроецировать на экран) написать:

Эта женщина больна,

Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме, помолитесь обо мне.

Это было первое произведение, написанное в 1938 году.

3-ий ученик читает «Посвящение».

  • С произведением какого поэта перекликается эта глава?

В этих строках мы явно ощущаем пушкинское влияние: «каторжные норы», «тюремные затворы». Но реальность страшнее. Не зря Ахматова использует гиперболу «Перед этим горем гнутся горы», «Приговор… И сразу слезы хлынут. Ото всех уже отделена». Очень много многоточий. Трудно говорить, невозможно описать то состояние, в котором находились люди, услыхав приговор: 5 лет, 10 лет, без права переписки – расстрел. Многие, описывая Ахматову, отмечали ее черные одежды. Может быть, ее черные изысканные платья и были предчувствием траура?

4-ый ученик читает «Вступление».

  • Назовите писателей, создававших произведения о сталинских репрессиях?

Многие писали о сталинских репрессиях: Солженицын, Рыбаков, Дудинцев, Шаламов. Но так емко, страшно, от лица всего народа, не отделяя себя от «осужденных полков» могла только Ахматова:

Это было, когда улыбался

Только мертвый …

И безвинная корчилась Русь …

И вновь автор показывает, что страдания сопровождают человека во все времена, если пропасть между народом и теми, кто у власти. Поэтому упоминание русской истории (репродукция картины  В.Сурикова «Утро стрелецкой казни»):

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть.

И 20-ый век – о Кремле, точнее о тех, кто являлся его олицетворением в те годы:

Звезды смерти стояли над нами …

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

«Маруси» - это машины, которые увозили арестованных.

И вновь дано четкое осознание своего тягостного и высокого жребия: трагедия народа стала личной трагедией Ахматовой (у нее арестовали сына), а ее жизнь – отражением судьбы народной: «Уводили тебя на рассвете, / За тобой, как на выносе, шла…».

5-ый ученик:

Настоящее трагично. Будущего нет. Есть прошлое, которое кажется таким далеким, каким-то ненастоящим и настоящим – страшным, порождающим ужас: ты боишься известия о смерти близкого человека и в то же время знаешь: жив – значит пытают, издеваются, выбивают показания.

Чтение 3-5 глав.

6-ой ученик:

Трудно, конечно, нам до конца понять ужас положения людей в те страшные годы. Да и сама Ахматова понимает, что те, кто стоял в очередях к заветному окошку с передачей, не зная, примут ее – значит, жив, нет – расстрелян, находились на грани безумия. И выжить можно было, если только сделаешь вид, что все происходит не с тобой:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает…

А 6 глава читается даже с какой-то легкостью. Этому способствуют и эпитеты: «легкие… недели», «ночи белые», «жарким оком».

7-ой ученик:

В «Реквиеме» Ахматовой две жизни существуют: реальная – с очередями тюремными, к приемным чиновников, с «немыми рыданиями в одиночестве», и выдуманная – где в мыслях и в памяти все живы и свободны. Иначе нельзя, иначе – не выдержишь и сойдешь с ума.

Чтение главы «Приговор»

8-ой и 9-ый ученики читают главу «К смерти» и 9-ую главу.

Слово учителя:

Обратите внимание на даты, которые стоят в конце каждой главы. Они разные: 1957, 1935, 1938, 1940, 1961. Каждая глава – как самостоятельное произведение. И этому есть объяснение. Два с половиной десятилетия Анна Ахматова хранила «Реквием» в памяти, страшась доверить бумаге строки, которые могли обернуться смертным приговором. Прозаический зачин «Вместо предисловия» написан в 1957 году. Остальные главы в 30-х годах, недописанные, долгие годы держались в памяти самого автора или … Текст «Реквиема» Ахматова доверила лишь нескольким друзьям, среди которых была и Лидия Чуковская. Л. Чуковская в своих «Записках об Анне Ахматовой» вспоминает, как Анна Андреевна записывала строчки стихов на каком-нибудь клочке бумаги, давала их Чуковской, та читала и запоминала с первого или со второго чтения. Затем Ахматова сжигала листок. Чуковская писала: «Забыть «Реквием», хотя бы строчку из него, было бы преступлением».

10 ученик:

Глава «Распятие» - это о тех, кто провожал и с ужасом и надеждой ждал – о матерях, женах.

Чтение главы «Распятие»

После XX съезда КПСС Ахматова говорила: «Того, что пережили мы … - да, да, мы все, потому что застенок грозил каждому! – не запечатлела ни одна литература. О том, что пережили казненные или лагерники, я говорить не смею. Это не называемо словом. Но и каждая наша благополучная жизнь – шекспировская драма в тысячекратном размере. Немые разлуки, немые черные кровавые вести в каждой семье. Невидимый траур на матерях и женах».

«Реквием» обращен к сыну, обращен к смерти, к тем, кого «хотелось бы всех поименно назвать, / Да отняли список, / И негде узнать».

В поэме впервые зазвучал голос Ахматовой, матери и жены. Спасает поэта вера. Ее молитва – «не о себе одной», но обо всех стоявших с ней в бесконечных очередях «под красною ослепшею стеной». Ахматова, погрузившись в бездну горя, обрела право говорить от имени народа.

Учитель читает «Эпилог»

Впервые в русской литературе колокольным поминальным звоном зазвучал «Реквием» как память о невинно убиенных. Поэма Ахматовой – это торжественная молитва: «Покой вечный дай им, Господи». Последние строчки поэмы – то эпилог-обобщение, эпилог-завещание:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мной …

Для них я соткала широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов (на экран высвечивается эпиграф)

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду я в новой беде …

  1. Итоги урока

  • В чем заключается функция поэта и назначение поэзии, по мнению Анны Ахматовой?

Идея великого заступничество за людей - великое наследие русской литературы, которое сделало Ахматову национальным поэтом.

  1. Домашнее задание: 1) мини-сочинение «Средства художественной выразительности в поэме А. Ахматовой «Реквием» или 2) «Она была поэтом» (Какой я увидел(а) Ахматову).

Заключение

Использование исследовательского метода позволит учащимся научиться выделять главное в обилии информации, работать с историческими и литературоведческими материалами, научиться понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли. Подобная форма работы позволяет вовлекать всех учащихся в процесс познания на максимальном уровне успешности и переводить учебную деятельность на продуктивно-творческий уровень. Современный ученик ориентирован на личную деятельность, сотрудничество и успех, поэтому использованные в моей работе методы и приемы стимулируют его к самостоятельным поискам.

На примере жизни и творчества А. Ахматовой школьники поймут, что значит быть патриотом своей страны. Ее лирика – яркий пример истинной любви к Родине. Именно на стихах А. Ахматовой формируется это чувство в учащихся.

Жизнь А. Ахматовой захватила многие трагические страницы истории России. Таким образом, можно сказать, что, изучая творчество этого поэта, школьники узнают историю своей страны.

Использованный метод критического мышления позволяет познать не только философию автора, но и через погружение в текст произведений А. Ахматовой раскрывать в себе новые качества. Сочетание применяемых методов позволяет эффективно решать поставленные учебные задачи, увеличить образовательное пространство, вывести его за пределы стандартного урока (создание краткосрочного проекта: сценарий, выпуск тематического сборника, альбома стихов А. Ахматовой, литературного вечера, долгосрочного проекта – «Анна Ахматова и Николай Гумилев» или «Анна Ахматова и ее поэты-современники»).

Использованная литература

  1. Л. Чуковская «Записки об Анне Ахматовой» Москва Советская литература том 1

  2. А. Ахматова «Пушкин» Москва Советская литература 1964 г.

  3. К. Чуковский «Современники» Москва Советская литература 1962 г.

  4. Министерство Образования РСФСР. Владимирский государственный педагогический институт им. П.И. Лебедева - Полянского. «Пути и формы анализа художественного произведения». Владимир. 1991 г.

  5. В. Жимурский. «Творчество Анны Ахматовой». Ленинград 1973 г.