Олимпиада по литературе. 9 класс
I. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОК
1. В каждом из отрывков упоминается имя царствовавшей в России особы. Назовите имя, а также произведение и его автора.
А) Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
и дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником -
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное -
И очнулся тогда добрый молодец.
Б) Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.
Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас:
О коль достойно возвеличен
Сей день и тот блаженный час,
Когда от радостной премены
Петровы возвышали стены
До звезд плескание и клик!
Когда ты крест несла рукою
И на престол взвела с собою
Доброт твоих прекрасный лик!
В) Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Г) В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит»… а Марья Ивановна, с своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую.
Д) Когда император … окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону
преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил.
Е) Государь … в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил, он и ответил Платову:
-- Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить. Мне эта коробочка все равно теперь при моих хлопотах не нужна, а ты возьми ее с собою и на свою досадную укушетку больше не ложись, а поезжай на тихий Дон … когда будешь ехать через Тулу, покажи моим тульским мастерам эту нимфозорию, и пусть они о ней подумают. Скажи им от меня, что брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают.
2. Назовите основоположников идейно-эстетических направлений в русской литературе
18 – 19 веков и их произведения.
А) романтизм Б) сентиментализм В) классицизм Г) критический реализм
3. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведенных фрагментах
А. Близ Волги, среди живописной природы, прошло его детство. Картины подневольного труда и жизни крепостных, дикость поместного быта, тягостный труд бурлаков, тянущих гружёные баржи на Волге, - всё это с юных лет запало в его душу.
Б. За время своей жизни он был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений. Был награждён звездой ордена Святого Станислава. О его смерти поэт П.Вяземский писал: "Россия радовалась и гордилась им и будет гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово".
В. До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор. Нет, пожалуй, такой области знания, куда бы не проник его светлый ум. Столь же известны его заслуги на почве народного просвещения. Горячий патриот России, он выступал за расцвет русской науки. Целью его жизни до самого последнего дня было "утверждение наук в отечестве", которое он считал залогом процветания своей родины.
Г. Он автор самого невероятного и мистического из всех произведений. Сам писатель утверждал, что повесть является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет повести. Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Исследователи жизни и творчества писателя склоняются к мысли, что само имя героя представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко».
Д. "Страсть к поэзии" появилась у него рано, на восьмом году он уже сочинял на французском языке маленькие комедии, проводил бессонные ночи в кабинете отца и "там пожирал книгу одну за другой"; был одарён памятью невероятной, на одиннадцатом году "знал наизусть всю французскую литературу".
4. Один из эпизодов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина стал источником вдохновения А.С.Пушкина при написании драматического произведения. Назовите это произведение.
II. ЗНАНИЕ И ТОЛКОВАНИЕ ТЕКСТА
1. Восстановите пропущенные в таблице данные.
Я вышла замуж. Вы должны, Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь
1б
А.С.Пушкин
1г
2
Я как будто предчувствовал: сегодня мне снились какие-то две необыкновенные крысы
А.А.Сквозник-Дмухановский
2в
2г
3
Делайте, что хотите, - … ,- я здесь уже не хозяин. – С этим словом он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь
3б
3в
«Дубровский»
4
А судьи кто?
4б
4в
4г
5
Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей
5б
М.Ю.Лермонтов
5г
2. «Учитель - ученик». Установите соответствие между столбцами.
А) Евгений Онегин 1 мисс Жаксон
Б) Петр Гринев 2 Дефорж
В) София Фамусова 3 Вральман
Г) Митрофан Простаков 4 Monsiour L/ Abbe
Д) Саша Троекуров 5 мадам Розье
Е) Лиза Муромская 6 Бопре
3. В данных отрывках описаны дороги литературных героев. Назовите их имена, напишите, при каких обстоятельствах они оказываются в пути.
А. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались.
Б. … как лев растянулся на дороге. Закинутый гордо чуб его захватывал на пол-аршина земли. Шаровары алого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного к ним презрения. Полюбовавшись,… пробирался далее по тесной улице, которая была загромождена мастеровыми, тут же отправлявшими ремесло свое, и людьми всех наций, наполнявшими это предместие…, которое было похоже на ярмарку и которое одевало и кормило…, умевшую только гулять да палить из ружей.
Наконец они миновали предместие и увидели несколько разбросанных куреней, покрытых дерном или, по-татарски, войлоком. Иные уставлены были пушками. Нигде не видно было забора или тех низеньких домиков с навесами на низеньких деревянных столбиках, какие были в предместье. Небольшой вал и
засека, не хранимые решительно никем, показывали страшную беспечность. Несколько дюжих …, лежав-ших с трубками в зубах на самой дороге, посмотрели на них довольно равнодушно и не сдвинулись с места.
В. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая все еще шла в гору, хотя уже
не так круто. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха.
Г. Дорогу он хорошо заметил еще тогда, когда его везли в Москву; деревня, из которой барыня его взяла, лежала всего в двадцати пяти верстах от шоссе. Он шел по нем с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза жадно и прямо устремились вперед. Он торопился, как будто мать-старушка ждала его на родине, как будто она звала его к себе после долгого странствования на чужой стороне, в чужих людях… он чувствовал знакомый запах поспевающей ржи, которым так и веяло с темных полей, чувствовал, как ветер, летевший к нему навстречу - ветер с родины - ласково ударял в его лицо, играл в его волосах и бороде; видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой, прямую как стрела; видел в небе несчетные звезды, светившие его пути, и как лев выступал сильно и бодро, так что когда восходящее солнце озарило своими влажно-красными лучами только что расходившегося молодца, между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...
4. Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его автора.
А. «Государь мой премилостивый! Я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю -- потому что я не шут, а старинный дворянин. -- За сим остаюсь покорным ко услугам ………………………..»
Б. «Любезная племянница! Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири. Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу... Которым тебя, моя любезная племянница, тебя делаю наследницею...»
В. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».
Г. «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».
III. ЗНАНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Укажите средства художественной выразительности, использованные в стихотворении С.А.Есенина, приведите примеры из текста.
Вечер, как сажа,
Льется в окно.
Белая пряжа
Ткет полотно.
Пляшет гасница,
Прыгает тень.
В окна стучится
Старый плетень.
Липнет к окошку
Черная гать.
Девочку-крошку
Байкает мать.
Взрыкает зыбка
Сонный тропарь:
"Спи, моя рыбка,
Спи, не гутарь".
2. Перед вами фрагменты лирических произведений и названия жанров. Соотнесите их между собой. Ответ запишите при помощи буквенного и цифрового обозначения (например: А – 2).
А) дума
Б) сонет
В) послание
Г) элегия
Д) ода
Е) баллада
Ж) эпиграмма
1. Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(А.С.Пушкин)
2. К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
(М.Ю.Лермонтов)
3. Россию продаёт Фадей
— Не в первый раз, как вам известно,
Пожалуй он продаст жену, детей
И мир земной и рай небесный,
Он совесть продал бы за сходную цену,
Да жаль — заложена в казну.
(М.Ю.Лермонтов)
4. Бежит волна, шумит волна!
Задумчив, над рекой
Сидит рыбак; душа полна
Прохладной тишиной.
Сидит он час, сидит другой;
Вдруг шум в волнах притих…
И влажною всплыла главой
Красавица из них.
Глядит она, поет она:
«Зачем ты мой народ
Манишь, влечешь с родного дна
В кипучий жар из вод?
Ах! если б знал, как рыбкой жить
Привольно в глубине,
Не стал бы ты себя томить
На знойной вышине.
(В.А.Жуковский)
5. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
(А.С.Пушкин)
6. В цветеньи - смерть. Зачем гранита тяжесть
Тебе на грудь? Земли, травы простой...
Но - чтоб бутоны раннею весной
И кипарис - полночной стражей.
Журчит ручей, по камешкам спеша,
Журчит, на голос твой похожий...
Здесь даже Жалость сдерживает шаг,
Чтобы умерших не тревожить.
Не так легко со Смертью объясниться,
Она глуха, не слышит что к чему...
Твой тихий голос, шепчущий во тьму.
И взгляд. И мокрые ресницы.
(Дж.Байрон)
7. Какую радость ощущаю?
Куда я ныне восхищен?
Небесну пищу я вкушаю,
На верьх Олимпа вознесен!
Божественно лице сияет
Ко мне и сердце озаряет
Блистающим лучем щедрот!
Коль нежно Флоры здесь богатство!
Коль сродно воздуха приятство
Богине красных сих высот!
(М.В.Ломоносов)
3. Закончите утверждение одним словом.
А. В стихосложении трехсложная стопа, в которой два первых слога – безударные, последний – ударный, называется …
Б. Чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления называется …
В. Художественный метод со строгим делением на высокие, средние, низкие жанры и с требованием соблюдения трех единств называется …
Г. Один из основных видов драмы, в котором коллизия, действия, характеры трактованы в формах смешного, называется …
Д. Заключительная часть, сообщающая о дальнейшей судьбе героев после изображенных в произведении событий, называется…
Е. Предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения, называется …
Ж. Повтор отдельных звуков или звуковых комплексов, связывающих окончания двух или более строк, называется …
4. Найдите лишнее и объясните свой выбор.
1) эпитет, олицетворение, сравнение, мадригал
2) байка, баллада, былина, пословица
3) стопа, размер, дифирамб, ритм
IV. ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
1. Напишите, по мотивам каких и чьих произведений поставлены фильмы, оперы и балеты.
А. Опера А.П.Бородина «Князь Игорь»
Б. Художественный фильм Э.Рязанова «Жестокий романс»
В. Опера П.И.Чайковского «Мазепа»
Г. Художественный фильм Л.Гайдая «Инкогнито из Петербурга»
2. Перечислите театральных деятелей начала XIX века, упоминаемых в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
3. Какие танцы, популярные в XIX веке упомянуты в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»?
4. Одному из скульптурных памятников в Санкт-Петербурге посвящено известное произведение русской литературы. Назовите скульптора.
V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (выбрать одно из двух)
1. Напишите, как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду».
Мы уселись. «В Белогорскую крепость!» — сказал Пугачев широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце мое сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела…
«Стой! Стой!» — раздался голос, слишком мне знакомый, — и я увидел Савельича, бежавшего нам навстречу. Пугачев велел остановиться. «Батюшка, Петр Андреич! — кричал дядька. — Не покинь меня на старости лет посреди этих мошен…» — «А, старый хрыч! — сказал ему Пугачев. — Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок».
— Спасибо, государь, спасибо, отец родной! — говорил Савельич усаживаясь. — Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика призрил и успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану.
Этот заячий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачева. К счастию, самозванец или не расслыхал, или пренебрег неуместным намеком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачев кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.
Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня
потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения… Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной! Пугачев не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему все; Пугачев мог проведать истину и другим образом… Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волоса становились дыбом…
Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом:
— О чем, ваше благородие, изволил задуматься?
— Как не задуматься, — отвечал я ему. — Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя.
— Что ж? — спросил Пугачев. — Страшно тебе?
Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.
— И ты прав, ей-богу прав! — сказал самозванец. — Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился, — прибавил он, понизив голос, чтоб Савельич и татарин не могли его услышать, — помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья.
Я вспомнил взятие Белогорской крепости; но не почел нужным его оспоривать и не отвечал ни слова.
2. Михаил Лермонтов. Стихотворение «Нищий». Какова главная мысль стихотворения? Какие поэтические приемы помогают автору выразить её?
ОТВЕТЫ
I. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ БЛОК
1. По 1 баллу. Максимально 18 б.
А – Иван Грозный. М.Лермонтов. «Песня про купца Калашникова»
Б – Елизавета Петровна. М.Ломоносов. «Ода на день восшествия…»
В – ПетрI. А.Пушкин. Стансы
Г – Екатерина II (или Великая). А.Пушкин. «Капитанская дочка»
Д – АлександрI. Н.Лесков. «Левша»
Е – Николай I. Н.Лесков. «Левша»
2. По 1 баллу. Максимально 8 б.
А) романтизм – В.Жуковский. баллады
Б) сентиментализм – Н.Карамзин. «Бедная Лиза»
В) классицизм – А.П.Сумароков. Басни
Г) критический реализм – Грибоедов, или Пушкин, или Гоголь (и любое их произведение данного направления)
3. По 1 баллу. Максимально 5 б.
А) Некрасов Н.А. Б) Крылов И.А. 3) Ломоносов М.В. 4) Гоголь Н.В. 5) Пушкин А.С.
4. 1 балл.
Трагедия «Борис Годунов».
II. ЗНАНИЕ И ТОЛКОВАНИЕ ТЕКСТА
1. По 1 баллу. Максимально 11 б.
1б – Татьяна; 1г – «Евгений Онегин»
2в – Н.В.Гоголь; 2г – «Ревизор»
3б – Владимир Дубровский; 3в – А.С.Пушкин
4б – Чацкий; 4в – А.С.Грибоедов; 4г – «Горе от ума»
5б – Мцыри; 5г – «Мцыри»
2. По 1 баллу. Максимально 6 б.
3. По 1 баллу. Максимально 4 б.
А – Владимир, возлюбленный Марьи Гавриловны, едет в Жадрино на тайное венчание
Б – Тарас Бульба с сыновьями въезжает в Сечь
В – Рассказчик (автор, повествователь) едет из Тифлиса, по дороге встречает Максима Максимыча
Г – Герасим уходит из Москвы в родную деревню после гибели Муму
4. По 1баллу. Максимально 3б.
А) Андрей Гаврилович Дубровский (отец); Кирилла Петровичу Троекурову; А.С. Пушкин. «Дубровский»
Б) Стародум Софье; Д.И. Фонвизин. «Недоросль»
В) Андрей Петрович Гринев (отец) Савельичу; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Г) Хлестаков Своему приятелю Тряпичкину; Н.В.Гоголь. «Ревизор»
III. ЗНАНИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. По 1баллу (если названо только выразительное средство без примера, то 0,5 б.). Максимально 4 б.
Сравнение («вечер, как сажа»), олицетворение (« пляшет гасница», «прыгает тень», «в окна стучится
…плетень»), эпитеты («девочку-крошку», «сонный тропарь»…), индивидуально-авторские слова («байкает», «взрыкает»).
2. Всего 7 баллов
3. Всего 7 баллов
4. 1балл за правильный выбор + 1 балл за объяснение. Максимально 6 б.
1) мадригал – литературный жанр в отличие от тропов
2) баллада может быть жанром литературным и фольклорным
3) дифирамб – жанр лирики в отличие от структурных единиц стихосложения
IV. ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА
1. А) «Слово о полку Игореве»
Б) «Бесприданница» Н.Островского
В) «Полтава» А.С.Пушкина
Г) «Ревизор» Н.В.Гоголя
2. ПО 1 баллу за правильный ответ. Макс. 8 б.
Упомянуты в 1 главе 18 строфе
Волшебный край! Там в стары годы
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольны дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.
Там и Дидло венчался славой…
ФОНВИЗИН Денис Иванович -русский писатель, просветитель. Автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».
СЕМЕНОВА Екатерина Семеновна (1786-1849), российская актриса. Прославилась на петербургской сцене (1803-26) в трагедиях В. А. Озерова, Ж. Расина.
КНЯЖНИН Яков Борисович -русский драматург, поэт, член Российской академии (1783). Представитель классицизма. Трагедии «Дидона» (1769), «Росслав» (1784), «Вадим Новгородский» (1789), комедия «Хвастун» (1784-1785), либретто комических опер.
ОЗЕРОВ Владислав Александрович (1769-1816), русский драматург. Трагедии «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Димитрий Донской» (1807); драматургия Озерова соединяет в себе черты классицизма и сентиментализма.
ШАХОВСКОЙ Александр Александрович - драматург и театральный деятель, член Российской академии (1810), почетный член Петербургской АН (1841).
КАТЕНИН Павел Александрович (1792-1853), русский поэт, переводчик, критик, театральный деятель, почетный член Петербургской АН (1841). Член «Союза спасения». Гражданская поэзия 1810-20-х гг. в духе декабристского романтизма. Трагедия «Андромаха» (1809-19, поставлена 1827); комедия «Студент» (1817, совместно с А. С. Грибоедовым), переводил трагедии Ж. Расина, П. Корнеля.
ДИДЛО (Didelot) Шарль Луи (1767-1837), французский артист балета, балетмейстер, педагог. Один из крупнейших представителей хореографического искусства кон. 18 — нач.19 вв. В 1801-29 (с перерывами) работал в Санкт-Петербурге.
3. По 1 баллу за правильный ответ. Макс. 4 б.
Кадриль, вальс, полька, мазурка,
4. Памятник Петру I («Медный всадник» ) открыли 7 августа 1782 года, в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — Этьен-Морис Фальконе.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС
Часть I
Орфоэпия
1. В каком слове ударение поставлено неправильно? Выпишите это слово.
фОрзац бантЫ шАрфом кОмпас
2. В каком глаголе ударение должно стоять не на последнем слоге? Выпишите это слово.
лгала начала отозвала клала
Фонетика
1. Сколько раз встречается звук [з] в предложениях Сплести корзину сразу не удалось, но этот резчик по дереву оказался знатоком не только в своем ремесле. Заказчик был доволен ?
2. Найдите неправильную транскрипцию слова. Выпишите его.
1) мяч – [м,ач,] 2) юбка – [й,у'пка] 3) локоть – [ло'кот,] 4) морж – [мо'рш]
Орфография
1. Отметьте, в каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:
1) рисовать в альбом.., в тетрадк.., в книжечк.., в тетрад..,
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад.., на балкон..
3) запах полын.., сирен.., зелен.., акаци..
2. Отметтье, в каком из номеров указаны правильные орфограммы.
стел..шь отвеча..шь ман..шь бор..шься вид..шь
1) и,и,и,е,и 2) е,е,е,и,е 3) е,е,и,е,и 4) е,е,и,и,и
Словообразование
1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффиксов, окончания
выселение выписался вышка просоленный
2. Выпишите лишнее в ряду слово. Не забудьте, что тема «Словообразование»!
светлый, площадь, прожить, рубить
Лексика
1. В каком предложении есть слова с одинаковым лексическим значением?
1) Лиса живёт хитростью, а заяц — прыткостью 2) Сова спит днём, а охотится ночью
3) В поэтической речи глаза часто называют очами 4) Эскалаторы движутся вверх и вниз
2. Подберите к устаревшим названиям частей человеческого тела, часто встречающиеся в русской поэзии, современные слова:
чело, уста, очи, выя.
Фразеология
1. Найдите устойчивое сочетание слов со значением «вызвать на поединок»
1) один к одному 2) выйти из себя 3) бросить перчатку 4) море по колено
2. Держать язык за зубами — значит, например, не выдавать секрета или быть молчаливым. Укажите устойчивое выражение противоположное по смыслу.
1) тянуть за язык 2) говорить на разных языках 3) язык сломаешь 4) трепать языком
Морфология
1. Укажите неверное утверждение
1) все глаголы имеют неопределенную форму, в предложении чаще всего бывают сказуемыми, изменяются по числам и падежам
2) тюль – имя существительное мужского рода, единственного числа, 2 склонения, неодушевленное
3) прилагательные в краткой форме не могут изменяться по падежам, в предложении выступают в роли сказуемого
4) всегда – наречие, отвечающее на вопрос обстоятельства, не имеет непостоянных морфологических признаков
2. Какое из данных слов может выступать в роли разных частей речи?
1) крикунья 2) стекло 3) обмануть 4) легкий
Синтаксис и пунктуация
1. Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.
Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.
а) изредка снег; б) снег срывался; в) срывался с ветвей; г) на землю;
д) падал на землю; е) изредка срывался; ж) падал хлопьями; з) тяжёлыми хлопьями.
1. а, в, д, ж
2. а, б, г
3. в, д, е, ж, з
4. а, б, г, з
2. На месте каких цифр в тексте должны стоять запятые при однородных сказуемых, выраженных глаголами несовершенного вида, и тире между подлежащим и сказуемым.
Конь вышел(1) вытянул голову(2) заржал. Филька разломил буханку(3) посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой(4) подумал(5) а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок(6) обнюхал Фильку и взял второй кусок.
Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб(7) фыркает.
Все улыбаются(8) радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока(9) самая болтливая птица на свете.
Стилистика и культура речи
1. Укажите номер словосочетания, в котором слово употреблено в несвойственном ему значении
1) каменный берег
2) сидеть взаперти
3) светлые воспоминания
4) лакомый кусочек
2. В каком варианте ответа есть все предложения, в которых есть речевые ошибки
а) Я одел шапку на голову и пошел гулять
б) Эти фотографии всегда вызывали теплые воспоминания
в) Большая половина пути была пройдена
г) На маме было нарядное платье персикового цвета
1. а,б 2. а,в 3. б,г 4. а,в
Часть II
1. Расставьте предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.
1) Больше сотни сказок рассказал ученым беломорский рыбак Коргуев, сто двадцать сказок записано от воронежской сказительницы А.К.Барышниковой.
2) Сказка является плодом коллективного творчества, все её рассказчики неповторимы, все они как бы заново создают произведение, давно известное людям.
3) Ученые-фольклористы слушали и записывали истории сказителей ещё в XIX веке, но эта работа продолжается и в нашем веке.
4) Все народные сказки когда-то были записаны со слов рассказчиков.
5) Благодаря этим удивительным людям мы можем представить, как рождается и живет народная сказка.
2. Определите тип речи получившегося текста.
1) повествование 2) описание 3) рассуждение 4) повествование с элементами рассуждения
3. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора, высказанным в тексте?
1) Сказка – плод коллективного творчества.
2) Ученые-фольклористы до сих пор продолжают слушать и записывать истории сказителей.
3) Русская фольклористика не сохранила имен рассказчиков из народа, никто не знает, как рождается сказка.
4) Благодаря рассказчикам, мы можем себе представить, как рождается и живет народная сказка.
4. В каком предложении выражена главная мысль текста? Напишите его номер.
5. Из предложения 2 выпишите все наречия. (Номера предложений даны в задании№1)
6. Из предложения 1 выпишите все однокоренные слова.
7. Выпишите номер(-а) простого(-ых) предложения(-ий).
8. Выпишите эпитет из предложения 5
ОТВЕТЫ
ЧАСТЬ I
Орфоэпия
1. банты
2. клала
Фонетика
1. 4
2. локоть
Орфография
1. 3
2. 3
Словообразование
1. выписался
2. прожить (слово с приставкой)
Лексика
1. 3
2. лоб, губы, глаза, шея
Фразеология
1.3
2.4
Морфология
1. 1
2. 2
Синтаксис и пунктуация
1. 2
2. 7,8,9
Стилистика и культура речи
1. 1 (каменистый берег)
2. 2 (а) «надел», не надо уточнять «на голову»; в) половина – 50%)
ЧАСТЬ II
1. 2,4,3,1,5
2. 4
3. 3
4. 2
5. заново, давно
6. сказок, рассказал, сказительницы
7. 4
8. удивительные
ОТВЕТЫ
ЧАСТЬ I
Орфоэпия
1. банты
2. клала
Фонетика
1. 4
2. локоть
Орфография
1. 3
2. 3
Словообразование
1. выписался
2. прожить (слово с приставкой)
Лексика
1. 3
2. лоб, губы, глаза, шея
Фразеология
1.3
2.4
Морфология
1. 1
2. 2
Синтаксис и пунктуация
1. 2
2. 7,8,9
Стилистика и культура речи
1. 1 (каменистый берег)
2. 2 (а) «надел», не надо уточнять «на голову»; в) половина – 50%)
ЧАСТЬ II
1. 2,4,3,1,5
2. 4
3. 3
4. 2
5. заново, давно
6. сказок, рассказал, сказительницы
7. 4
8. удивительные