«Рассмотрено» Руководитель МО ____/_Топорова А. Р../ Протокол №____ от «___» _________ 20__г.
|
«Согласовано» Заместитель руководителя по УР МОУ «Школа № 68» _____ /_Махмутова Г. Х./ «___» _________ 20__г.
|
«Утверждаю» Руководитель МОУ «Школа №68 « _____ /Ибатуллова Э.М./ Приказ № от «___» сентября г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кокшина Мария Львовна
Ф.И.О., категория
по литературе 9 Б класс
предмет, класс и т.п.
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
« » 2016г.
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Литература» для 9 класса на 2016/2017 учебный год составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Основной образовательной программы МБОУ «Школа №68» Приволжского района города Казани.
Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Компетентность читателя предполагает:
– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;
– готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;
– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;
– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.
В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интер-претации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане МБОУ «Школа №68» Приволжского района города Казани определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение литературы в 9 классе – 102 часа .
Учебно – методический комплекс:
1. 1. Программа политературе для основной школы (5-11) классы. Авторы-составители: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др. (заключения РАО от 06.08.2007) и РАН (от 26.10.2007), заключения РАО (от 11.07. 2005) и РАН (от 01.12.2005), заключения РАО (от 28.06. 2005) и РАН (от 01.12.2005
2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева и др.. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: 2010.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения литературы ученик должен
знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.
«Русский язык и литература». (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского, родного (нерусского) языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.
Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий.
Путешествие к истокам.
Древнерусская литература. Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры (на примере фрагментов из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха»). Семь веков древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы. Духовность древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе. «Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии. Образная система «Слова...». Переводы «Слова...». Д.С. Лихачев и И.П. Еремин о поэтике древнерусской литературы.
Эпоха рассудка и Просвещения
Литература XVIII в. От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков..Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIII в. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе.
М.В. Ломоносов.Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма. Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трех стилей.
Г.Р. Державин. Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник».
Д.И. Фонвизин. Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина.
Н.М. Карамзин. Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка. «История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.
Становление самосознания в русской литературе
Писатели начала XIX в.: многообразие индивидуальностей
Романтизм начала XIX в.Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой.
Романтическоедвоемирие в русской поэзии начала XIX в.
В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков. Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова. Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский – переводчик. Оригинальность баллад Жуковского. Два «Я» лирического героя Батюшкова. Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в.
А.С. Грибоедов.Личность и судьба Грибоедова в оценке современников. История создания «Горе от ума».
Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского реализма. Комедия в оценке писателей (И.А. Гончаров, А.С. Пушкин) и критиков (В.Г. Белинский). Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».
А.С. Пушкин.Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар».Тема поэта и поэзии «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил, любовь еще, быть может...», «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму.
Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта. Оценка творчества Пушкина В.Г. Белинским.
М.Ю. Лермонтов.Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»). Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой.
Н.В. Гоголь.Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мертвые души». Замысел поэмы. История создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.
Художественные вершины литературы середины XIX века. Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в.
А.Н. Островский.Великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского (Н.А. Добролюбов, В.Г. Авсеенко).
Поэзия середины и второй половины XIX века:Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин.Нравственные и философские искания в поэзии.
Пейзажная и любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета – два взгляда на мир (стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной», «Осенний вечер», «Еще земли печален вид...», «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта...», «Учись у них – у дуба, у березы...», «Я пришел к тебе с приветом...», «На заре ты ее не буди...», «Еще весны душистой нега...»Фета). Поэтика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.
Н.А. Некрасов.Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта (стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма.
И.С. Тургенев.Обзор творчества И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки охотника» и повести «Муму».
Л.Н. Толстой.Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека (на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» – обобщение ранее прочитанного).
Ф.М. Достоевский.Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского. Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского.
Литература последних десятилетий XIX века. Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г.И. Успенский, В.Н. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.С. Лесков).
А.П. Чехов.Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного). «Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» – размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе.
Обобщение. Золотой век русской литературы. Русская классическая литература XIX века.
Страницы литературы XX века. Особенности литературного процесса начала ХХ века. Гуманистические традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в.
А.И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее прочитанного).
И.А. Бунин.Творческая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья», «Родина». Лирический герой Бунина.
М. Горький.Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» (обобщение ранее прочитанного). Романтический идеал писателя («Песня о Буревестнике»).
Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. Поэты о себе и своем времени (художественные автобиографии). Особенности мироощущения и творческой манеры каждого из поэтов (на примере стихотворений А.А. Блока «О, я хочу безумно жить...», «Сумерки, сумерки вешние...»; С.А. Есенина «Клен ты мой опавший», «Отговорила роща золотая...»; В.В. Маяковского «Вам ли понять...» (отрывок из трагедии «Владимир Маяковский») и ранее прочитанных стихотворений). Поэты о поэтах (В.В. Маяковский «Сергею Есенину», М.И. Цветаева «Стихи к Блоку», А.А. Ахматова «Маяковский в 1913 году».)
Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века. Великие поэтессы России А.А. Ахматова и М.И. Цветаева. Судьбы. Особенности мироощущения и творческой манеры поэтесс (на примере стихотворений А.А. Ахматовой «Смятение», «Александру Блоку», «Мне голос был...», «Вижу выцветший флаг над таможней...»; М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...», .«На развалинах счастья нашего...» (отрывок из «Поэмы Горы») и ранее прочитанных стихотворений).
А.Т. Твардовский.Поэт о времени и о себе (автобиография). История поэмы «Василий Теркин» (главы). Традиции и новаторство в поэзии Твардовского.
Поиск нового героя в прозе ХХ века.
Обобщение ранее прочитанных произведений (герои М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, В.П. Шаламова, Ч.Т. Айтматова, В.Ф. Тендрякова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина, Б.Л. Васильева).
А.П. Платонов.Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования. Нравственность как основа характеров героев. Рассказ «Юшка». Язык эпохи в рассказе.
Из литературы второй половины XX века (обзор и обобщение ранее прочитанного). Поиски и проблемы. Многообразие поэтических дарований (А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов и др.). Самобытность русской прозы, основные тенденции развития (Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.И. Солженицын, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов, В.М. Шукшин, В. Маканин, Т.Н. Толстая, Л. Петрушевская и др.).
А.И. Солженицын.Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере.
Обобщение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по ________________литературе_________________
предмет
Класс ______9Б__
Учитель __________Кокшина М. Л. ________________________________
Количество часов
Всего 102 часа; в неделю _3 часа.
Содержание Кол-во часов
Форма контроля (виды учебной деятельности)
Всего за год
Теория
Практика
Ведение
1
1
1
Путешествие 1. Путешествие к истокам
4
1
3
Проверочная работа по ДРЛ. Тест на знание текста "Слова о полку Игореве".
Путешествие 2. Эпоха рассудка и Просвещения
11
2
9
Сочинение по творчеству Державина и Ломоносова. Сочинение на по комедии "Недоросль"
Путешествие 3. Становление самосознания в русской литературе
44
2
42
Тест по романтизму. Сочинение по комедии "Горе от ума". Сочинение по творчеству А. С. Пушкина. Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова. Тест по поэме "Мертвые души"
Путешествие 4. Художественные вершины литературы середины XIX века
18
1
17
Тест по реализму. Лингвистический анализ поэтического текста.
Путешествие 5. Литература последних десятилетий Золотого века
4
4
4
Тест по произведениям Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.
Путешествие 6. Литература начала XX века
20
3
17
ИТОГО
102
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Содержание (опорные понятия)
Планируемые результаты
Дата
проведения
план
факт
Введение (1ч.)
1
Роль художественной литературы в жизни человека. Художественность как общий признак искусства.
1
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражение в ней богатства и многообразия духовной жизни человека. Литература и другие виды искусства. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
Знать тематику и проблематику произвведений рус.литературы; в чем проявляется национальная самобыт-ность рус. Литературы; эпохи развития рус.литературы. иметь представление о литературном процессе.
Уметь составлять конспект лекции.
Путешествие 1.Путешествие к истокам (4ч. )
2
Особенности древнерусской литературы. Основные жанры. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе. Литературные памятники XI—XIII веков. Литературоведы о древнерусской летописи.
1
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".
Знать историю открытия памятника др.рус.литературы, историческую основу; содержание произведения, его тематику, проблематику, основ-ные сюжетные линии, систему художест-венных образов.
Уметь пересказывать произведение, его отдельные части, рассуждать о теме произведения, о проблемах, поднятых автором.
«Слово о полку Игореве»
3
Проверочная работа по ДРЛ. История открытия. Историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии «Слова...».
1
Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…".
Знать историю открытия памятника др.рус.литературы, историческую основу; содержание произве-дения, его тематику, проблематику, основ-ные сюжетные линии, систему художест-венных образов.
Уметь пересказывать произведение, его отдельные части, рассуждать о теме произведения, о проблемах, поднятых автором.
4
Образная система «Слова о полку Игореве». Переводы «Слова...». «Слово...» в оценке наших современников.
1
Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Ярославна как идеальный образ русской женщины. "Слово" и фольклорная традиция.
Знать систему художественных образов «Слова о полку Игореве».
Уметь рассуждать о значимости каждого образа в произведении (природа, русские воины, князья, Ярославна, Боян, автор, образ исторического события).
5
Тест на знание текста "Слова о полку Игореве". Художественный пересказ с цитированием.
1
Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Знать основную информацию о «Слове о полку Игореве», об истории создания, открытия, о его композиции, системе худ.образов, тематике, проблематике; отзывы современников о произведении древнерусской литературы, различные переложения «Слова…»
Уметь составить план сочинения по заданной теме, написать вступление (лирическое, историческое), заключение, основную часть, раскрыв тему сочинения.
Путешествие 2. Эпоха рассудка и Просвещения (13 ч.)
6
От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI—XVII веках (обзор).
1
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Знать периодизацию русской литературы, идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения, определение понятий «классицизм», «сентиментализм», суть и идею данных творческих методов в литературе и истории.
Уметь высказывать личное мнение и отношение к данному историческому этапу и литературному направлению; находить в текстах худ. Произве-дений элементы, харак-терные для данного творческого метода.
7
Классицизм как литературное направление (1 ч.)
На пути к классицизму. История возникновения классицизма. Классицизм в литературе. Произведения «низких» и «высоких» классицистических жанров.
1
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Знать периодизацию русской литературы, идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения, определение понятий «классицизм», «сентиментализм», суть и идею данных творческих методов в литературе и истории.
Уметь высказывать личное мнение и отношение к данному историческому этапу и литературному направлению; находить в текстах худ. Произве-дений элементы, харак-терные для данного творческого метода.
Михаил Васильевич Ломоносов
8
Гений Ломоносова. Ломоносов-поэт, филолог. Ломоносов-поэт в оценке читателей.
1
М.В. Ломоносов.
Гений Ломоносова. Ода как жанр классицизма.
Знать биографию ученого-поэта, его творческий путь, теорию «трех стилей», роль Ломоносова в развитии русской литературы.
Уметь рассказывать биографию поэта, положения «Теории трех стилей», приводить примеры, иллюстрирующие информацию, уметь определять стиль, жанр, вид произведения с опорой на теорию Ломоносова.
9
«Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» и др.
1
М.В. Ломоносов.
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.».
Знать историческую основу, содержание оды, ее тематику, проблематику, позицию автора, систему художественных образов оды. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произ-ведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произ-ведения; выражать свое отношение к прочитанному; выра-зительно читать произведение (или фрагменты),уметь рассказывать наизусть выученный отрывок с соблюдением норм произношения.
10
Поэтический язык XVIII века. Высказывание о Ломоносове в жанре «слова».
1
М.В. Ломоносов.
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.».
Знать историческую основу, содержание оды, ее тематику, проблематику, позицию автора, систему художественных образов оды. Уметь воспринимать и анализировать художественный текст; выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; определять род и жанр литературного произ-ведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произ-ведения; выражать свое отношение к прочитанному; выра-зительно читать произведение (или фрагменты),уметь рассказывать наизусть выученный отрывок с соблюдением норм произношения.
Гаврила Романович Державин
11
Жизнь и творчество.
1
Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина.
«Властителям и судиям», «Река времен в своем стремленьи»
Знать произведение наизусть, его тематику и проблематику, новаторское для русской литературы обращение к власти.
Уметь высказывать собственное мнение к изучаемому произведению, отвечать на вопросы проблемного характера.
12
Поэзия Ломоносова и Державина в оценке критиков. Сочинение по творчеству Державина и Ломоносова.
1
Г.Р. Державин. «Памятник»
Знать произведение наизусть, его тематику и проблематику, традиционность для рус.лит.темы памяти и памятника.
Уметь читать наизусть стихотворение с соблюдением норм произношения .
Денис Иванович Фонвизин
13
Судьба Фонвизина. Особенности чтения драматического произведения.
1
Знать биографию писателя, его творческий путь, тематику и проблематику его творчества; содержание произведения, историю его создания, исторический фон, систему действующих лиц.
Уметь определять тематику и проблематику изучаемого произведения, пересказывать фабулу.
14
Комедия «Недоросль». Смысл названия, проблематика. Система образов в комедии.
1
Комедия «Недоросль».
Знать тематику и проблематику комедии Фонвизина.
Уметь рассуждать о проблемах гражданственности, образования и воспитания, опираясь на текст комедии; давать характеристику Митрофанушке. Уметь выразительно читать по ролям.
15
Критики о героях комедии. Речевая характеристика героя драматического произведения.
1
Комедия «Недоросль».
Знать содержание произведения, систему его персонажей, значение терминов «традиция», «новаторство».
Уметь рассуждать о проблеме традиции и новаторства, поднятой в комедии.
16
Сочинение на по комедии "Недоросль"
1
Комедия «Недоросль».
Знать содержание произведения, систему его персонажей, значение терминов «традиция», «новаторство».
Уметь рассуждать о проблеме традиции и новаторства, поднятой в комедии.
Николай Михайлович Карамзин
17
Карамзин: человек, писатель, историк.
1
Н.М. Карамзин.
Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля.
«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина
Знать судьбу и творческую историю Карамзина.
Уметь давать развернутый ответ по теме урока.
18
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
1
Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного).Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка.
Знать содержание произведения.
Уметь анализировать отдельные эпизоды произведения, составлять характеристику худ.образов.
Путешествие 3. Становление самосознания в русской литературе (44 ч.)
19
Романтизм начала XIX века (1 ч.)
Возникновение романтизма. Особенности романтизма. Романтический герой. Жанры романтической литературы. Стихотворные произведения Ф. Шиллера и Дж. Г. Байрона.
1
Романтизм начала XIX в.
Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой.
начала XIX в.
Знать основные черты романтизма, предпосылки его возникновения в России, основные черты русского романтизма, имена писателей.
20
Романтизм начала XIX века (1 ч.)
Возникновение романтизма. Особенности романтизма. Романтический герой. Жанры романтической литературы. Стихотворные произведения Ф. Шиллера и Дж. Г. Байрона.
1
Романтизм начала XIX в.
Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой.
начала XIX в.
Знать основные черты романтизма, предпосылки его возникновения в России, основные черты русского романтизма, имена писателей.
Русские романтики
21
Тест по романтизму. Василий Андреевич Жуковский и
Константин Николаевич Батюшков. Лирика поэтов.
1
Романтическое двоемирие в русской поэзии начала 19 века. В.А.Жуковский и К.Н. Батюшков
Знать о главной черте романтизма, уметь находить ее в произведениях романтиков.
22
Василий Андреевич Жуковский и
Константин Николаевич Батюшков. Лирика поэтов.
1
Романтическое двоемирие в русской поэзии начала 19 века. В.А.Жуковский и К.Н. Батюшков
Знать о главной черте романтизма, уметь находить ее в произведениях романтиков.
Александр Сергеевич Грибоедов
23
Судьба Грибоедова. Особенности чтения комедии «Горе от ума».
1
А.С. Грибоедов.
Личность и судьба Грибоедова в оценке современников.
История создания «Горе от ума».
Знать биографию Грибоедова, историю создания «Горе от ума».
Уметь рассказывать о жизни и творчестве Писателя.
24
Система образов.
1
Горе от ума».Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в
Знать содержание произведения, систему худ.образов.
Уметь анализировать сцены из 1 действия.
25
Язык комедии. Сценическая жизнь комедии.
1
Особенности поэтического языка комедии. Сценичес-кая жизнь «Горе от ума».
Знать, в чем заключается особенность языка комедии Грибоедова.
Уметь анализировать отдельные эпизоды произведения.
26
«Горе от ума» в оценке критиков и писателей.
1
Особенности поэтического языка комедии. Сценичес-кая жизнь «Горе от ума».
Знать, в чем заключается особенность языка комедии Грибоедова.
Уметь анализировать отдельные эпизоды произведения.
27
Сочинение по комедии "Горе от ума"
1
«Горе от ума».
Трагическое одиночество Чацкого.
Знать особенности характера Чацкого.
Уметь анализировать эпизоды, связанные с данным худ.образом.
Александр Сергеевич Пушкин
28
Личность и судьба Пушкина.
1
Страницы биографии Пушкина. Истоки творчества Пушкина.
Знать биографию поэта, этапы и истоки творчества.
Уметь соотносить произведения Пушкина и этапы творчества и биографии.
29
Становление Пушкина-поэта.
1
Пушкин и его современники.
Знать поэтов пушкинской плеяды, характерные черты творчества.
30
Свободолюбивая лирика.
1
А.С.Пушкин. Основные темы лирики.
Знать основные темы лирики Пушкина, уметь определять тему отдельно взятого произведения, соотнося его с биографическим и творческим этапами.
31
Особенности свободолюбивой лирики.
1
А.С.Пушкин. Основные темы лирики.
Знать основные темы лирики Пушкина, уметь определять тему отдельно взятого произведения, соотнося его с биографическим и творческим этапами.
32
Любовная лирика.
1
Любовная лирика А.С.Пушкина
«К***», «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…», «Мадонна»
Знать стих-я, раскрывающие тему любви. Знать адресаты любовной лирики Пушкина.
Уметь проводить анализ стих-я о свободе.
33
Особенности любовной лирики.
1
Любовная лирика А.С.Пушкина
«К***», «На холмах Грузии…», «Я Вас любил…», «Мадонна»
Знать стих-я, раскрывающие тему любви. Знать адресаты любовной лирики Пушкина.
Уметь проводить анализ стих-я о свободе.
34
Стихотворения о назначении поэта и поэзии.
1
А.С.Пушкин. Основные темы лирики.
Знать основные темы лирики Пушкина, уметь определять тему отдельно взятого произведения, соотнося его с биографическим и творческим этапами.
35
Особенности стихотворений о назначении поэта и поэзии.
1
А.С.Пушкин. Основные темы лирики.
Знать основные темы лирики Пушкина, уметь определять тему отдельно взятого произведения, соотнося его с биографическим и творческим этапами.
36
Лирика Пушкина в оценке критиков.
1
А.С.Пушкин. Основные темы лирики.
Знать основные темы лирики Пушкина, уметь определять тему отдельно взятого произведения, соотнося его с биографическим и творческим этапами.
37
Интерпретация лирического стихотворения.
1
А.С.Пушкин. Основные темы лирики.
Знать основные темы лирики Пушкина, уметь определять тему отдельно взятого произведения, соотнося его с биографическим и творческим этапами.
38
«Евгений Онегин» - «собранье пёстрых глав».
1
Роман «Евгений Онегин». Путь от романтизма к реализму. Поиск современного героя.
Знать содержание романа, систему худ.образов, особенности жанра, композиции.
Уметь отвечать на вопросы по теме урока.
39
Реализм романа.
1
Пушкинская эпоха в романе. Роман «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».
Знать, как в романе отражается эпоха Пушкина.
40
Система образов.
1
Нравственный идеал Пушкина в романе. Цельность характера Татьяны.
Знать особенности образа Татьяны в романе Пушкина.
Уметь анализировать эпизоды, связанные с данным худ.образом, давать характеристику образу Татьяны.
41
Образ автора в романе.
1
Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта.
Знать, какую роль играет автор в романе, в каких строфах появляется его образ, как проявляется отношение автора к каждому из героев.
Уметь находить «авторские» строфы в романе, проводить их анализ.
42
Сочинение по творчеству А. С. Пушкина
1
Знать все, что изучалось на уроках по творчеству Пушкина, по роману «Евгений Онегин».
Уметь находить правильный ответ из предложенных вариантов, давать развернутый ответ на вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов
43
Личность и судьба Лермонтова. Два взгляда на личность поэта.
1
М.Ю.Лермонтов. Судьба поэта. Основные мотивы лирики.
Знать биографию поэта, его творческий путь.
Знать основные мотивы лирики Лермонтова.
Уметь определять, какую тему раскрывает стихотворение, какой образ создан в нем.
44
Основные мотивы лирики Лермонтова. (4 ч.)
1
Размышления поэта о жизни, любви, творчестве. («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Поэт», «Нет,не тебя так пылко…», «Родина»)
Знать стихотворения Лермонтова, уметь анализировать стихотворения философское, о природе, о любви, о родине.
45
Мотив одиночества.
1
Размышления поэта о жизни, любви, творчестве. («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Поэт», «Нет,не тебя так пылко…», «Родина»)
Знать стихотворения Лермонтова, уметь анализировать стихотворения философское, о природе, о любви, о родине.
46
Свободолюбивая лирика.
1
Размышления поэта о жизни, любви, творчестве. («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Поэт», «Нет,не тебя так пылко…», «Родина»)
Знать стихотворения Лермонтова, уметь анализировать стихотворения философское, о природе, о любви, о родине.
47
Любовная лирика.
1
Размышления поэта о жизни, любви, творчестве. («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Поэт», «Нет,не тебя так пылко…», «Родина»)
Знать стихотворения Лермонтова, уметь анализировать стихотворения философское, о природе, о любви, о родине.
48
Роман «Герой нашего времени» - первый русский социально-психологический роман (5 ч.)
1
Роман «Герой нашего времени». Смысл названия.
49
Композиция.
1
Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа.
50
Жанровые особенности.
Реалистическое и романти-ческое начала в романе. Художественные особен-ности романа, его много-плановость.
Знать характерные черты реализма и романтизма, уметь находить их в романе.
51
Личность Печорина.
1
Печорин и другие герои романа.
Знать систему художественных образов в романе, уметь проводить анализ эпизодов в связи с каждым из образов.
52
Система образов.
1
Личности и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм.
Знать особенности характера Печорина, уметь составлять его характеристику.
53
Образ автора в романе.
1
Личности и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм.
Знать особенности характера Печорина, уметь составлять его характеристику.
54
Печорин в оценке Белинского.
1
Проблема героя в романе.
55
Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова
1
Знать все, что изучалось на уроках по творчеству Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь
56
Личность и судьба Гоголя.
1
Обзор творчества Н.В.Гоголя.
Знать жизнь и творческую судьбу Гоголя, его произведения.
Уметь пересказывать сюжеты произведений Гоголя.
57
История создания поэмы «Мёртвые души».
1
Поэма «Мертвые души». Замысел. История создания.
Знать содержание поэмы «Мертвые души», систему героев, замысел. Историю создания.
58
Особенности жанра и композиции поэмы.
1
Жанр, сюжет. Герои (I том).
Знать содержание поэмы, уметь ориентироваться в тексте. Знать историю Чичикова, причину его авантюры.
59
Система образов в поэме.
1
Способы создания типических характеров в поэме.
Знать основные способы создания характеров в поэме. Уметь приводить примеры.
60
Тема дороги в поэме.
1
Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали. Ирония, единство са-тирического и лирического.
61
Лирические отступления.
1
Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали. Ирония, единство са-тирического и лирического.
62
Русская критика о Чичикове. Тест по поэме "Мертвые души"
1
«Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера.
Знать роль образов крепостных крестьян в поэме.
Уметь анализировать эпизоды, связанные с образами простых людей.
Путешествие 4. Художественные вершины середины XIX века. (18 ч.)
63
Особенности литературного процесса литературы середины XIX века.
1
Понятие реализма
Александр Николаевич Островский
64
Тест по реализму. Становление Островского-драматурга.
1
Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы.
Знать сюжет и особенности композиции комедии, уметь анализировать отдельные сцены, знать сценическую судьбу пьесы Островского.
65
Комедия «Свои люди — сочтёмся!» и её место в истории русского театра.
1
Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы.
Знать сюжет и особенности композиции комедии, уметь анализировать отдельные сцены, знать сценическую судьбу пьесы Островского.
66
Система образов.
1
Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы.
Знать сюжет и особенности композиции комедии, уметь анализировать отдельные сцены, знать сценическую судьбу пьесы Островского.
67
Язык комедии.
1
Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы.
Знать сюжет и особенности композиции комедии, уметь анализировать отдельные сцены, знать сценическую судьбу пьесы Островского.
Страницы поэзии середины — второй половины XIX века
68
Лирика Ф.И. Тютчева.
1
Поэзия середины века. Нравственные и философские искания в поэзии. Эстетическая полемика по вопросам худ.творчества, назначения искусства. Пейзажная лирика Тютчева и Фета – два взгляда на мир( «Весенние воды, «Есть в осени первоначаль-ной…» Ф.И.Тютчева и А.А.Фета«Учись у них, у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Вечер»).
Философское восприятие мира Тютчевым («Умом Россию не понять…»).
Знать поэтические принципы поэзии середины века, основы «чистого искусства», вопросы полемики между поэтическими направлениями.
Уметь объяснять, подтверждать это примерами из произведений Тютчева и Фета как основных представителей направления «чистого искусства».
Уметь проводить анализ стихотворений.
69
Лирика А.А. Фета.
1
Поэзия середины века. Нравственные и философские искания в поэзии. Эстетическая полемика по вопросам худ.творчества, назначения искусства. Пейзажная лирика Тютчева и Фета – два взгляда на мир( «Весенние воды, «Есть в осени первоначаль-ной…» Ф.И.Тютчева и А.А.Фета«Учись у них, у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Вечер»).
Философское восприятие мира Тютчевым («Умом Россию не понять…»).
Знать поэтические принципы поэзии середины века, основы «чистого искусства», вопросы полемики между поэтическими направлениями.
Уметь объяснять, подтверждать это примерами из произведений Тютчева и Фета как основных представителей направления «чистого искусства».
Уметь проводить анализ стихотворений.
70
Особенности поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.
1
Нравственные и философские искания в поэзииПейзажная лирика Тютчева и Фета – два взгляда на мир. А.А.Фет «Учись у них, у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Вечер».
Знать поэтические принципы поэзии середины века, основы «чистого искусства», вопросы полемики между поэтическими направлениями.
Уметь объяснять, подтверждать это примерами из произведений Тютчева и Фета как основных представителей направления «чистого искусства».
Уметь проводить анализ стихотворений.
71
Особенности поэзии Н.А. Некрасова.
1
Н.А.Некрасов. Гражданственность лирики поэта. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Внимая ужасам войны». Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: лиризм, напевность, сказовость, др.
Знать стихотворения Некрасова, уметь проводить их анализ.
72
Лингвистический анализ поэтического текста.
1
Н.А.Некрасов. Гражданственность лирики поэта. «Вчерашний день часу в шестом…», «Железная дорога», «Внимая ужасам войны». Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: лиризм, напевность, сказовость, др.
Знать стихотворения Некрасова, уметь проводить их анализ.
73
Творчество И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного.
1
Обзор творчества Тургенева И.С. Образ «тургеневской» девушки в повести «Ася». Романтические идеалы героев. Лирическое начало в повести. Способы психологической характеристики героя. Любовный конфликт в повести.
Знать обзорно биографию писателя.
Знать содержание повести «Ася», уметь анализировать отдельные эпизоды, худ.образы произведения.
74
Творчество А. К. Толстого. Обобщение ранее прочитанного.
1
Лирика А.К. Толстого. Толстой – певец России: «Край ты мой, родимый край…», «Благословляю вас, леса…». Тайна любви в лирике поэта: «Средь шумного бала…»
Знать стихотворения А.К.Толстого, уметь их анализировать.
Фёдор Михайлович Достоевский
75
Достоевский о себе в письмах и «Дневнике писателя».
1
Ф.М.Достоевский. Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского. Повесть «Бедные люди».
Знать обзорно биографию писателя, особенности его творчества. Содержание повести «Бедные люди».
76
«Маленькие люди» Достоевского (повесть «Бедные люди»).
Особенности жанра и композиции повести.
1
Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности зыка повести. Тема «униженных и оскорбленных » в творчестве Достоевского.
Содержание повести «Бедные люди».
Уметь проводить анализ худ.образов повести, отдельных
эпизодов.
77
Система образов.
1
Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности зыка повести. Тема «униженных и оскорбленных » в творчестве Достоевского.
Содержание повести «Бедные люди».
Уметь проводить анализ худ.образов повести, отдельных
эпизодов.
78
Русская критика о повести.
1
Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности зыка повести. Тема «униженных и оскорбленных » в творчестве Достоевского.
Содержание повести «Бедные люди».
Уметь проводить анализ худ.образов повести, отдельных
эпизодов.
Путешествие 5. Литература последних десятилетий Золотого века (4 ч.)
79
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».
1
Л.Н.Толстой. Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека. Рассказ «После бала». Монолог как способ изображения духовного мира героев. Антитеза как основа построения рассказа. Добро и зло в понимании Толстого.
Знать обзорно биографию Толстого. Знать содержание рассказа «После бала». Уметь проводить анализ произведения.
Антон Павлович Чехов
80
Становление личности писателя.
1
А.П.Чехов. Жизнь Чехова: создание самого себя. обзо творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного) «Маленькая трилогия».
Знать биографию писателя. Знать содержание ранее прочитанных произведений. Уметь рассуждать о тематике и проблематике творчества Чехова.
81
Рассказ «Человек в футляре».
1
А.П.Чехов. Рассказ «Человек в футляре» - размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе.
Знать содержание рассказа, уметь проводить его анализ.
82
Герои Чехова и их жизненная позиция. Тест по произведениям Л. Н. Толстого и А. П. Чехова.
1
А.П.Чехов. Рассказ «Человек в футляре» - размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе.
Знать содержание рассказа, уметь проводить его анализ.
Путешествие 6. Литература начала XX века (2 ч.)
83
Особенности литературного процесса начала XX века.
1
Споры о роли и месте литературы в жизни общества.
84
Общее представление о творчестве А. Куприна, И. Бунина, М. Горького
1
И.А.Бунин. Творческая судьба. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Рассказ «Косцы».
Знать обзорно биографию писателя, содержание рассказа.
Уметь проводить анализ произведения.
Поэтическое осмысление действительности в поэзии начала XX века (4 ч.)
85
Традиции и новаторство в поэзии начала XX века.
1
Споры о роли и месте литературы в жизни общества.
86
Поэтическое осмысление действительности в творчестве В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина.
1
Развернутый ответ на вопрос, рецензирование ответов, защита словарей.
Знать: основные факты биографии, особенности худ. метода поэта; понимать: идейный смысл стихов; уметь: анализировать стихи
87
Поэты о своем времени и о себе.
1
Выполнение письменного анализа стих-ния
Знать: особенности произведения; понимать: идейный смысл стихов; уметь: анализировать стихи
88
Поэтический .язык В. Маяковского, А. Блока, С. Есенина
1
Ответить на вопрос: что является символом поэзии Есенина, на ваш взгляд?
Знать: тв-во поэта; понимать: идейный смысл стихов; уметь:комментировать стихи
Поэтическое осмысление действительности в лирике XX века (2 ч.)
89
А. Ахматова и М. Цветаева.
Знакомство с размышлениями В.Корнилова о творчестве поэтесс
Знать основные этапы творческой биографии поэта;
Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях
90
Две судьбы - два поэтических мира
Знакомство с размышлениями В.Корнилова о творчестве поэтесс
Знать основные этапы творческой биографии поэта;
Владеть навыками анализа поэтического текста на лексическом и фонетическом уровнях
Александр Трифонович Твардовский (3 ч.)
91
Твардовский о себе
Знакомство с фрагментом автобиографии поэта, проследить, в каких условиях формировался его поэтический талант
Знать: особенности творческого метода; понимать: идейный смысл стихов; уметь: анализировать стихи
92
Поэма «Василий Тёркин» (главы).
Собирательный образ советского солдата времен Вов, поэма «Василий Тёркин» в оценке современников
Знать: особенности творческого метода; понимать: идейный смысл стихов; уметь: анализировать стихи
93
Главный герой поэмы.
Собирательный образ советского солдата времен Вов, поэма «Василий Тёркин» в оценке современников
Знать: особенности творческого метода; понимать: идейный смысл стихов; уметь: анализировать стихи
Поиск нового героя в литературе XX века (1 ч.)
94
Общее представление о герое в творчестве М. Шолохова, В. Шукшина,
В. Тендрякова, В. Шаламова и др. (обобщение ранее прочитанного)
Общее представление о герое в творчестве М.Шолохова, В.Шукшина, В.Тендрякова, В.Шаламова и др. (обобщение ранее прочитанного)
Знать: текст произведения; худ.мир. произведений Шукшина; уметь: анализировать текст, определять авторское отношение к персонажам
Андрей Платонович Платонов (3 ч.)
95
Судьба Платонова.
Время, в которое довелось жить Платонову, судьба писателя, отношение к писательскому труду
З н а т ь: материал по теме, У м е т ь: работать с тестом
96
Необычные герои Платонова
(по рассказу «Юшка»).
Определить особенности стиля писателя, А.Платонов и литературная критика, составление развернутой аннотации
З н а т ь: материал по теме, У м е т ь: работать с тестом
97
Особенности стиля писателя.
Определить особенности стиля писателя, А.Платонов и литературная критика, составление развернутой аннотации
З н а т ь: материал по теме, У м е т ь: работать с тестом
Александр Исаевич Солженицын (3 ч.)
98
Судьба Солженицына. Авторское жизнеописание.
Знакомство с авторским жизнеописанием
З н а т ь: основные этапы жизни и
творчества А.И. Солженицына
99
Рассказ «Матренин двор». Характеры героев Солженицына. Герои-праведники.
Характеры героев Солженицына, герои-праведники, Солженицын-публицист
Знать историю создания рассказа
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа
100
Солженицын-публицист
Характеры героев Солженицына, герои-праведники, Солженицын-публицист
Знать историю создания рассказа
Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа
Из литературы второй половины - конца XX века (1 ч.)
101
Общая характеристика литературного процесса второй половины - конца XX века.
Общая характеристика литературного процесса второй половины – конца XX века
З н а т ь: материал по теме, У м е т ь: работать с тестом
Повторение (1 ч.)
102
Подведение итогов. Рекомендации для летнего чтения.
Общая характе5ристика литературного процесса второй половины – конца XX века
З н а т ь: материал по теме, У м е т ь: работать с тестом