Урок по лирике Б.Л.Пастернака

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


урок - встреча

по лирике Б.Пастернака в 11-м классе

« Во всем мне хочется

дойти до самой сути…»


Цель: -проследить формирование личности Б. Пастернака под влиянием семьи окружении, эпохи, вызвать интерес к его биографии и творчеству;

- дать представление учащимся о развитии творчества поэта, его взгляда на процесс творчества, на назначение поэта и поэзии;

- проследить особенности поэзии Б. Пастернака и выявить основные мотивы лирики;

- определить связь музыки, живописи, поэзии в творчестве поэта.


Оборудование: музыка Г. Свиридова, Скрябина, Вивальди и др.;

материалы о поэте, фотографии, свечи, краски, бумага.


Эпиграф к уроку: Я пью тебя – о море света!

Я, свет, тебя поглощаю!

А.Скрябин.


Где человек, до конца понявший Пастернака? Пастернак – это тайнопись, иносказание, миф. М.Цветаева.



Ход урока.


Звучит фрагмент из «Метели» Свиридова и начинается чтение стих.:

1 чтец: Мело, мело по всей земле

Во все пределы

Свеча горела на столе,

Свеча горела…

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Учитель:

Ночь… темная глухая ночь. Сердце болит от одиночества и тоски. А на столе горит свеча, как добрая надежда, освещая прошлое, настоящее и будущее невыразимым светом добра, любви и красоты. Она горела много лет назад на столе человека, чья поэтическая натура, непохожесть, великий талант и необыкновенная мудрость, преодолев время и вечность, и сейчас помогают нам в этой тяжелой жизни с ее заботой, хлопотами, неурядицами и бесконечной суетой.

Кто же он? Этим человеком был Борис Пастернак.

Горела свеча. И ее отблески ложились на белые листы незабвенными строчками, стихами о любви, добре и зле, жизни и смерти, искренности и честности, о смысле жизни. И в каждом стихотворении мы слышим голос поэта, призывающий любить жизнь и ценить ее.

2 чтец: Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку за шесть гривен

Чрез благовест, чрез крик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют

И ветер криками изрыт,

И, чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.


3 чтец. Международный планетный центр утвердил название группы малых планет, открытых сотрудниками Крымской астрофизической обсерватории. Планеты Федора Достоевского, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака внесены в звездный каталог, изучающийся институтом теоретической астрономии Академии Наук СССР.

Это было при нас

Это с нами вошло в поговорку…

Человек стал планетой, его имя «вошло в поговорку». Это произошло накануне столетия со дня рождения Б.Пастернека. звездный каталог – это сейчас, а сто лет назад в Москве родился мальчик, Борис Пастернак. Краски детства многое определили в жизни и творчестве поэта.

О, детство! Ковш душевной глуби!

О, всех лесов абориген,

Корнями вросший в самолюбье,

Мой вдохновитель, мой рентген!

В юности поэт жил на Мясницкой улице, портив почтамта, в доме училища живописи, ваяния и зодчества. Отец поэта, Леонид Осипович Пастернак, академик живописи, преподавал в училище. Мать, Роза Кауфман, известная пианистка, ученица Антона Рубинштейна, привила сыну любовь к музыке. В доме часто устраивались музыкальные вечера. Началом своего сознательного детства Б. Пастернак называл ночное пробуждение от звуков фортепианного трио Чайковского, которое играли для Льва Толстого и его семьи.


4 чтец. Еще одним толчком внутреннего роста будущего поэта послужили звуки сочиняемой « Поэмы экстаза», сочиняемой им в лесу, недалеко от дачи Скрябиных.

( звучит отрывок из «Поэмы экстаза»)

в поэме «Девятьсот пятый год» именно об этой поре жизни Пастернак напишет:

Раздается звонок,

Голоса приближаются:-

Скрябин.

О, куда мне бежать

От шагов моего божества!

« Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина»,- говорил поэт.

Музыкальная одержимость Пастернака не могла не сказаться на отношении к слову, как носителю прежде всего звучания, что наложило отпечаток на все его творчество.


5 чтец. Рядом с музыкой жила живопись. Пастернак наблюдает за жизнью мастерской отца, у которого бывали Врубель и Серов, Васнецов и Коровин, Ге и Трубецкой. В залах училища устраивались выставки передвижников. Пред глазами юноши проходили первые полотна Репина, Мясоедова, Поленова, Сурикова, добрая половина нынешних запасов картинных галерей.

Впечатлительный и порывистый гимназист находился в кругу острых культурных интересов. Но не только это входило в его сознание.

В столовой - речь о Лаотяне,

А в детской – тушь и транспортир.

Эти строки из стих.»9-е января» «Январь, и это год Цусимы» - русско-японская война и события 1905 года тревожно врываются в детскую гимназиста. В училище заходили демонстранты, в здании дежурила дружина, в актовом зале устраивались митинги. Поэт видел, как буйствовал «охотнорядский сброд», видел бои на Пресне, похороны Баумана.

Музыкальные сочинения Пастернака получили одобрение Скрябина. Ему предсказывали композиторское будущее. Но Пастернака удручало отсутствие у него абсолютного слуха, этой редкой способности угадывать высоту любой произвольно взятой ноты. Он оставил музыку оправданно для себя, огорчительно и неожиданно для других.. в его жизнь решительно входит поэзия.

На пути к поэзии Пастернак испытывает еще одно увлечение – философией. Занятия философией, а до этого музыкой и после литературой во многом определили облик поэта, масштаб его культурных интересов.


6-й чтец.

Закончив гимназию, в 1908 году Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, а в 1909 году по совету Скрябина переходит на исторический, который заканчивает по философскому отделению в 1913 году. Пастернак продолжает занятия литературой, а в 1912 году едет в Мальбург, где в те годы процветала знаменитая философская школа Германа Когена.

Занятия поэта протекали успешно и поступило приглашение к знаменитому философу домой – пообедать в кругу семьи. Но внезапно все переменилось. Пастернак на обед не пошел, а поехал встречаться с сестрой. Тем самым он отказался от философской карьеры.

На оставшиеся деньги Борис едет в Италию. Внутренним основанием к этому изменению планов послужило, очевидно, то, что он был чужд философской систематичности, его тянуло к пластическому восприятию действительности. О поэзии еще рано было думать, но она уже влияла на его судьбу. Он не стремился к изучению мира, он созерцал.

Учитель: обратимся к стих. «Марбург», написанного в 1916 году.


Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье,-

Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ.

Как жаль ее слез! Я святого блаженней.


Я вышел на площадь. Я мог быть сочтен

Вторично родившемся. Каждая малость

Жила и, не ставя меня ни во что,

В прощальном значении своем подымалась.

Плитняк раскалялся, и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник, греб

По липам. И все это были подобья.


Но, как бы то ни было, я избегал

Их взглядов. Я не замечал их приветствий.

Я знать ничего не хотел из богатств.

Я вон вырывался, чтоб не разреветься.

Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,

Был невыносим мне. Он крался бок о бок

И думал: «Ребячья зазноба. За ним,

К несчастью, придется присматривать в оба.»

« Шагни, и еще раз»,- твердил мне инстинкт

И вел меня мудро, как старый схоластик,

Чрез девственный, непроходимый тростник

Нагретых деревьев, сирени и страсти.


« Научишься шагом, а после хоть в бег,»-

Твердил он, и новое солнце с зенита

Смотрело, как сызнова учат ходьбе

Туземца планеты на новой планиде.


Одних это все ослепляло. Другим –

Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.

Копались цыплята в кустах георгин,

Сверчки и стрекозы, как часики, тикали.


Плыла черепица, и полдень смотрел,

Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге

Кто, громко свища, мастерил самострел,

Кто молча готовился к Троицкой ярмарке.


Желтел, облака пожирая, песок.

Предгрозье играло бровями кустарника.

И небо спекалось, упав на кусок

Кровоостанавливающей арники.


В тот день всю тебя, от гребенок до ног,

Как трагик в провинции драму Шекспирову,

Носил я с собою и знал назубок,

Шатался по городу и репетировал.


Когда я упал пред тобой, охватив

Туман этот, лед этот, эту поверхность

(Как ты хороша!) – этот вихрь духоты…

О чем ты? Опомнись! Пропало…отвергнут.

--------------------------

Тут жил Мартин Лютер. Там – братья Гримм.

Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.

И все это помнит и тянется к ним.

Все – живо. И все это тоже – подобья.


О нити любви! Улови, перейми.

Но как ты громаден, отбор обезьяний,

Когда под надмирными жизни дверьми,

Как равный, читаешь свое описанье!


Когда-то под рыцарским этим гнездом

Чума полыхала. А нынешний жупел-

Насупленный лязг и полет поездов

Из жарко, как ульи, курящихся дупел.


Нет, я не пойду туда завтра. Отказ-

Полнее прощанья. Все ясно. Мы квиты.

Да и оторвусь ли от газа, от касс?

Что будет со мною, старинные плиты?


Повсюду портпледы разложит туман,

И в обе оконницы вставят по месяцу.

Тоска пассажиркой скользнет по томам

И с книжкою на оттоманке поместится.


Чего же я трушу? Ведь я , как грамматику,

Бессонницу знаю. Стрясется – спасут,

Рассудок? Но он – как луна для лунатика.

Мы в дружбе, но я не его сосуд.


Ведь ночи играть садятся в шахматы

Со мною на лунном паркетном полу,

Акацией пахнет и окна распахнуты,

И страсть, как свидетель, седеет в углу.


И тополь – король. Я играю с бессонницей.

И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.

И ночь побеждает, фигуры сторонятся,

Я белое утро в лицо узнаю.

1916, 1928



- На какие две части можно разделить стих.?

- Почему Пастернак считает себя «вторично родившемся»?

-Чем были для автора эти «подобья»?

-Почему поэт бежит от «духовных богатств». «вырывается вон»?

- чему инстинкт, «старый схоластик»,учит поэта?

Схоластика -1. средневековая философия, создавшая систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви;

2. знания, оторванные от жизни, основанные на отвлеченных рассуждениях

- Чего желает сам поэт?

- Как окружающий мир реагирует на душевное состояние поэта?

- При помощи какого художественного приема автор показывает свое слияние с природой? (метафора)

-Из каких слов видна юношеская непосредственность Пастернака, стремление его чувств?

-Что служит опорой для поэта после отказа? ( город, история, поэзия)

-Каково значение «нитей любви» в судьбе поэта?

-Кому равным становится поэт, поднявшись до «надмирных дверей жизни»?

-Почему автор обращается за советом к «старинным плитам»? (они дают спокойствие, забытье, успокаивая стариной)

-Почему поэт выбирает природу в спутницы жизни?

-Что помогает поэту сделать этот выбор?

7-й чтец.

Чтобы включится в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошел в группу поэтов, которую возглавлял Юлиан Анисимов. Группа эта называлась «Лирика». В 1914 году выходит самостоятельный сборник стихов Пастернака «Близнец в тучах». Сборник не привлек особого внимания, лишь Валерий Брюсов отозвался о нем одобрительно.

Пастернак считался в это время примкнувшим к футуристической группе «центрифуга». Но как для Маяковского, так и для Пастернака, вхождение в литературные группы не было определяющим. Их творчество гораздо шире, и глубже.

. в 1922 году вышел сборник стихов «Сестра моя – жизнь». Эта книга принесла поэту широкую известность, и самим им воспринималась как утверждение своей собственной творческой позиции. Он писал об этом сборнике в «Охранной грамоте»: «…мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали.»


8-й чтец.

Уже в 20-е годы Пастернак ощущает тяготение к эпическим формам с лирическим, очень субъективным содержанием. История и собственная жизнь становятся для него главными темами произведений.

В 1925 году Пастернак стал писать стихотворный роман-поэму «Спекторский». Создается стих. Цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

В 1928 году возникает замысел прозаической книги №Охранная грамота», законченной только два года спустя. По определению самого Пастернака- это автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся.

Сборник «Поверх барьеров» выходил дважды в1929 и 1931 годах. Он окончательно утвердил Пастернака в поэзии.


9-й чтец.

В 1931 году Пастернак отправляется на Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл «Волны», в которых нашли свое отражение его впечатления от Кавказа и Грузии. Пастернак увлекается переводами с грузинского- особенно Паоло Яшвили, Тициана Табидзе.

В 1938 Пастернак начинает переводить Шекспира. Первым он перевел «Гамлета». Этот перевод постоянно исправлялся, было сделано самим переводчиком 12 переделок. Затем по просьбе Мейерхольда были переведены «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», две части «Генриха 1V», «Король Лир», «Макбет». Были переводы «Марии Стюарт» Шиллера, «Фауст» Гете. Над прозой в романном жанре Пастернак начал работать еще в 1918 году. Из нее получилось «Детство Люверс». В 1933 он снова вернулся к прозе, которую продолжал до начала войны. Уцелевшие после пожара главы были опубликованы под названием «Начало прозы 1936» года.

10 чтец.

В 1952 оду Пастернак перенес тяжелый инфаркт, но напряженная творческая работа помогла ему преодолеть болезнь и продолжать жизнь, ощущая

вновь ее значимость. Он начал писать новый цикл стихов – «Когда разгуляется». Цикл составил его последнюю книгу Умер Пастернак 30 мая 1960 года после тяжелой болезни – рака Легких.

Там, в зеркале, они бессрочны

Мои черты, судьбы черты,

Какой себе самой заочной

Я доношусь из пустоты!

Вокруг – изношены судьбою,

Отправленные в города,

Тобой повитые, тобою

Разбросаны мои года…




Учитель: Жить и сгорать у всех в обычае,

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к свету и величию

Своею жертвой путь прочертишь (Смерть сапера)

Для сове6ршения своего главного поступка, потребного истории, личность должна быть готова исподволь, загодя: она всей своей сутью живет как бы в преддверии этого поступка. Пафос самоусовершенствования составит главное в жизни такой личности, вне зависимости от потрясений и переворотов. Этот новый вариант учения Льва Толстого завершает идейно-творческий путь поэта. Но поэт занят не только проблемой самоусовершенствования. Нет, он создает стихи, исполненные любви к жизни, ко всем ее проявлениям – от лесной тишины до ночного полета, он внушает нам свою любовь к бытию, столь же сильна его любовь к творчеству: «Цель творчества – самоотдача». Б. Пастернак уже в ранних произведениях пытается дать ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЭЗИИ (читаем стих. «определение поэзии)


- Как говорится о высоком назначении поэзии в этом мире?

Через ассоциации, широту воображения, поэзия – это мир, природа, чувства. Но поэт может остаться неуслышанным – 4 строфа.

- раскройте смысл образа «вселенная – место глухое»


анализ стих. «Определение творчества»

- Что поэт вкладывал в понятие творчества?

-поясните определение «конноборца», данное творчеству.

-в чем его превосходство над «пешками пешими»?

-как поэт соотносит мироздание и окружающую действительность?


Прочитаем еще одно стих., близкое теме «поэт и поэзия» «ПОЭЗИЯ».

- в чем автор видит назначение поэзии?

-какова роль поэта в обществе, по мнению автора?


Теперь пришло время поговорить о ЯЗЫКЕ И СТИЛЕ Б. Пастернака. Поэтический мир его предстает перед нами во всем богатстве ассоциаций, которые обновляют понимание знакомых предметов и явлений. Восприятие стих. Пастернака сопряжено с определенными трудностями, и мы в этом убедились.

Первая трудность связана со с словарем. Пастернак вводил в свои стихи слова и речения, которые чурались поэты предшествующих поколений, особенно символисты. Чем иене литературным было слово, чем меньше оно было в обороте, тем лучше для поэта: «бляха» и «скоба», «брыжи» и «фижмы», «рубахи из луба», «порты-короба»

Сергей Павлович Бобров вспоминает: «Боря начал поздно, но это еще не все! Мало того, что он взялся за стихи не имея хоть маленького опыта, но он тащил в стих такое содержание, что оно в его стих не то, что не лезло, а влезало, разрывало стих в куски, обращало стих в осколки стиха, он распадался просо под этим гигантским напором. Явственная проблема Бори была не в трудности со стихом, а в одиночестве непостижимого для окружающих содержания, за которое я только и хватаюсь, умоляя его не слушать никаких злоречий, а давать свое во что бы то ни стало».

Слово в стих. Пастернака несло большое лексическое и эмоциональное значение. Ему мало было сказать «растение», «трава», «злак», он скажет «анемон», «чистотел», «ночная красавица». Для него недостаточно сказать «тьма» или «сумерки», он скажет «затемь», «зга», «темь», «кромешный».

Не разобравшись в точном значении слова, предложенного Пастернаком, трудно проникнуть в смысл его стихов.

Например, строфа из стих. «Петербург»:

Пасмурный день растерял катера,

Снасти крепки, как раскуренный кнастер,

Дегтем и досками пахнет ненастье

И огурцами баркасов кора.

Прежде всего надо узнать, что такое «кнастер» - это сорт трубочного табака. Очевидно крепость табака соотносится с крепостью снастей, и тогда образ срабатывает в сознании читателя, запечатлевается.

- Для чего надо знать точное значение слова? Точное значение слова дает возможность открыть скрытую доселе образную связь, без этого знания образ остался бы непонятным, неуместным.

Например, стих. «РАСПАД». Как вы думаете, что имеется ввиду?

Распад – это железнодорожная станция.

Или например, МАРЕНА? («Давай ронять слова») – это растение, из которого добывают красную краску…


Следующий, второй, более сложный этап постижения стих. Пастернака – это СИНТАКСИС. Пастернак нарушает привычные для нашего слуха нормы

- Чьи стихи написаны в такой же манере синтаксиса?

Маяковского, он неизменно ценил Пастернака. Оба принадлежали к футуристам.

Расстановка слов в строф крайне необычна и потому затруднена.

Прочитаем стих. «МЕТЕЛЬ».

-о чем, о ком идет речь в стих.?

О путнике, заблудившемся в неком посаде, о метели, усугубляющей безысходность путника. Заблудиться в пространстве для поэта то же, что и заблудиться во времени.

-для чего автор многократно повторяет строку « в посаде, куда ни одна нога не ступала»?

на разных уровнях тек4ста создается образ кругового движения и возвращения на то же самое место, то есть топтания на месте.

-все ли слова в стихе понятны?

Да. Но зато синтаксис требует внимания.

-что необычного вы заметили?

Слова и словосочетания, покидая их обычные места, попадают на новые, тем самым производят необычное, странное впечатление (ИНВЕРСИЯ).


Третья особенность: часто текст не называет главного слова, но сказано так, что оно проступает явно сквозь «кипень слов»

Учитель читает стих. «ЛЕТО», не называя заглавия, ученики должны догадаться, какое время года имеется в виду .

ВЫВОД: общение с Б, Пастернаком незаменимая и единственная в своем роде школа.. Нелегко следить за хором его мысли.., за протяженностью слова, звучание которого тянется нарочито медленно, как густой нектар. Он увлекает за собой в немыслимые выси. И ты льстишь себя надеждой, что поднимаешься за ним и паришь где-то если не рядом, не вместе, то, во всяком случае, на какой-то высоте…


Удивительны и неповторимы его стихи русской природе, еще одна тема творчества, которой мы коснемся и попытаемся проникнуть в «ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ», который создает поэт.

Подобно человеческой душе, природа неделима, неистребима. И поэт своей искусной рукой прикасается к ее таинственным струнам.

Ученик читает наизусть:

Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицам петь,

Намокшая воробушком

Сиреневая ветвь!

У капель тяжесть запонок,

И сад слепит, как плес,

Обрызганный, закапанный

Мильоном синих слез.

Моей тоскою вынянчен

И от тебя в шипах,

Он ожил ночью нынешней,

Забормотал, запах.


- Какая картина возникает перед глазами?

Ведь у Пастернака поэзия – это кипень слов, образов и ассоциаций живописи.

- Составьте словесный образ, картину услышанного.

Чуть светает, просыпается природа, слышится легкий шелест листиков, влюбленный ветерок-шалун касается их, целует, поздравляет с началом дня. Листочки поют нежную песнь, а намокшая ветвь сирени видится как воробышек. Но вот в сад заглянули первые лучи солнца, и сад, «обрызганный, закапанный», загорается в каждой капле. И таких капелек видимо-невидимо, всех тонов и оттенков, и в каждой небо. Стоит сладкий аромат.

-Определите цветовую гамму.

Сиреневый, нежно-голубой, золотистый

Интересно, что Скрябин ноту «МИ» сопоставил с голубым цветом, и Пастернак, который начинал как композитор, учел это в своих стихах («мильоны синих слез»),


Звучит стих. «ИМПРОВИЗАЦИЯ» под музыку.

- какая картина перед нами на этот раз?

Музыкант у рояля. Рояль черный, подобен черному озеру, хранящему много тайн. На нем белые и черные лебеди. И вдруг звучит божественная мелодия. Чарующие звуки несутся стремительно, унося с собой мое сердце. Кружится голова. Хочется лететь, а потом упасть.

Цветовая гамма – белое и черное, свет и тьма, жизнь и смерть.


Учитель: прочитайте отрывки из стихотворений о природе, понравившиеся вам более всего.

- Какая природа у Пастернака? (живая)

-Как называется прием «очеловечения природы»?(метафора)

-Определите цветовую гамму своих стихов.

Задание: Попытайтесь изобразить красками на листе то, что вы прочитали, в цвете.

Ребята определяют цвет своих стих. И пытаются объяснить свой выбор.

5 минут звучит музыка и ребята рисуют, потом комментарии не более 5-ти минут.


ВЫВОД: поэзия Пастернака неразрывно связана в музыкой и живописью, что и делает ее неповторимо прекрасной. Наследие Пастернака многообразно и велико, это сокровище русской и мировой литературы ХХ века. Сегодня мы попытались проникнуть в тайны его лирики, прочувствовать ее, понять. На следующем уроке мы познакомимся с его прозой – романом «Доктор Живаго».


Итоги урока, оценки, домашнее задание


- .

.