Внеклассное мероприятие «Свирель и лира»
(Звуки симфонии Чайковского. На сцене стол, на нём горящая свеча, листы исписанной бумаги, клубок ниток и вязание. На сцену выходят 3 ведущих)
1 ведущий.
Зимний вечер. Маленький ветхий домик, затерянный в бескрайней снежной пустыне. Теперь этот дом опустел навсегда.
1-й. ведущий.
А когда-то, давным-давно в этой комнатке горела свеча, потрескивали в печи поленья…
3-й ведущий.
Старушка вяжет чулок, привычно ходят в руках спицы, разматывается клубок. Изредка старушка поднимает глаза на её бывшего воспитанника. Как он изменился с тех пор, как она его не видела, возмужал, только вот не вырос совсем. Старушка улыбается, может, вспоминается ей, каким смешным, толстым, неуклюжим был он, когда-то.
2-й ведущий.
А он прислушивается к завыванию вьюги за окном, вглядывается в искрящуюся под луной равнину. Что он хочет услышать в песне ветра, увидеть в таинственной мгле зимней ночи?
1-й ведущий.
Он видит и слышит то, что до него никто и никогда не видел и не слышал.
3-й ведущий.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по крыше обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(чтение переходит в песню М. Яковлевой «Зимний вечер» со слов «Наша ветхая лачужка…»)
1-й ведущий.
Да, он видит и слышит больше, чем другие люди. Он может рассказать обо всём этом своей старой няне, своим современникам, нам, людям, живущим через столетия после него.
2-й ведущий.
Потому что он поэт.
3-й ведущий.
Потому что он Александр Сергеевич Пушкин!
2-й ведущий.
Александр Пушкин. Сегодня нам с вами трудно представить, что было такое время, когда на земле не было «Сказки о золотом петушке» и «Руслана и Людмилы», «Зимнего вечера» и «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», поэм, прозы, стихов – всего того, что создано лирой Пушкина.
1-й ведущий.
Лира Пушкина пережила короткий век поэта. «Нет, весь я не умру – душа в заветной лире мой прах переживет и тленья избежит».
2-й ведущий.
Лира древних греков.
1-й ведущий.
Лира древних греков, под звуки которой пелись в старину песни, стала символом поэзии. Поэт всегда представлялся с лирой в руках. «Поэт по лире вдохновенной рукой рассеянной бряцал».
3-й ведущий.
Пушкин часто говорит о лире, которую ему вручила Муза, древнегреческая покровительница поэзии.
2-й ведущий.
Поэт Пушкин – поэт с лирой в руках. «Мой жребий пал, я лиру избираю»
1-й ведущий.
Пушкин вспоминает о первых встречах с музой, о первых поэтических опытах в лицее.
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла мир младых затей,
Воспела детские веселья,
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны
2-й ведущий.
Но ещё задолго до лицея не муза пробудила воображение будущего поэта:
Я сам не рад болтливости своей,
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоняя,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
3-й ведущий.
Старая няня, или, как ласково называл её Пушкин, мамушка, совсем не похожая на древнегреческую покровительницу поэзии музу, вручила Пушкину свирель.
…в вечерней тишине
Являлась ты весёлою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
2-й ведущий.
Так вошли в поэзию Пушкина мотивы «Сказки о золотом петушке», забавной, весёлой сказки «О попе и работнике его Балде».
1-й ведущий.
Начинается сказка о чудесном море, море. Которое никто никогда не видел, которое существует только в сказке. Это море можно замутить верёвкой, в нём живут Бес и Бесёнок, на его берегах случаются удивительные чудеса.
(инсценируется сказка «О попе и работнике его Балде»)
1-й ведущий.
Уходит ещё один бесконечно долгий вечер в Михайловском. Сколько их было, этих вечеров? А сколько их ещё впереди?