Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лихославльская средняя образовательная школа №1»
г.Лихославль Тверской области
Изложение-описание памятника архитектуры с элементами сочинения, основанное на краеведческом материале
( 8 класс)
Работу выполнила:
учитель высшей категории Кругликова Н.В.
Лихославль
2016 г.
Пояснительная записка к уроку
Тверская область, расположенная между российскими столицами, по праву считается одним из центров православия древнерусской земли. Богатые православные традиции влекут сюда многочисленных паломников – прикоснуться к почитаемым святыням, поклониться святым мощам, получить благодать и исцеление.
С Тверской землей связана жизнь многих православных святых: князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобных Нила Столобенского и Макария Калязинского, святителя Арсения Тверского и Анны Кашинской, патриархов Иова и Тихона, митрополита Московского Филиппа и игумена Иосифа Волоцкого, философа и публициста Михаила Грека. Среди самых почитаемых святых - благоверный князь Михаил Тверской и преподобный Нил Столобенский.
Строя будущее, человек не должен забывать прошлого. Только через познание его ценнейшего наследия можно из настоящего перекинуть мост в будущее. Этим мостом, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, становятся памятники истории и культуры.Т аковым в нашем городе Лихославле является храм Успения Пресвятой Богородицы. Всё больше людей и молодых и постарше посещают его в воскресные дни и дни праздников, но мало кто знает о том, каким был наш храм раньше и что пришлось ему пережить на своем долгом веку.Каждый культурный человек нашего города должен знать историю городского храма, его особенности.
Цель: подготовить к написанию изложения с элементами сочинения
Задачи:
дать понятие «архитектура» , дать понятие о памятнике как произведении искусства, познакомить с особенностями церковной архитектуры;
расширить и углубить понятие о признаках текста, о типе речи описании, продолжить обучение умению строить высказывание в художественном стиле;
утверждение в сознании учащихся исторических связей с предшествующей жизнью Отечества, своего народа, восприятие гражданских, патриотических идей.
Методы и технологии: интерактивный метод, эвристический, инструктаж, метод мозгового штурма, коммуникационные и развивающие технологии, творческая работа учащихся.
Формы работы: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.
Методы: репродуктивный метод, проблемного изложения, эвристический, инструктаж, .
Формы работы: коллективная (фронтальная), индивидуальная.
Домашнее задание к уроку.
Посетить храм, обратить внимание на архитектурные особенности;
Написать сочинение-миниатюру о личном впечатлении от памятника архитектуры;
Проработать с помощью словарей специальную архитектурную лексику (индивидуальное задание)
Благочестивые наши предки не могли
жить без храма –
он был так же необходим для души народа, как дом и пища для его телесного существования.
Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.
1.Вступительное слово учителя
Строя будущее, человек не должен забывать прошлого. Только через познание его ценнейшего наследия можно из настоящего перекинуть мост в будущее. Таким мостом, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, становятся памятники истории и культуры, к которым относятся и памятники архитектуры.
Тема нашего урока: «Изложение-описание с элементами сочинения».Текст изложения посвящен нашей церкви, лихославльской церкви Успения Божьей Матери.
Сегодня на уроке мы должны будем уяснить такие понятия: «архитектура», «памятник архитектуры», «особенности церковной архитектуры».
В ходе составления высказывания в художественном стиле вы должны задуматься над важностью исторических связей с предшествующей жизнью Oтечества.
2.Слово учителя. Знакомство с историей города и храма.
Город без прошлого, без исторических корней - неживой город. Недаром так неуютно чувствуют себя, особенно в первые годы после заселения, жители городов-новостроек, до тех пор, пока они не «обрастут» собственной историей. Поэтому так важно сохранять остатки этого прошлого,
Прекрасно высказался по этому поводу русский писатель Ю.Бондарев: «Память и культура - это совесть многих поколений, во всех тех, кто живет сейчас ... Разрушая прошлое, мы утрачиваем нечто невосполнимое, изменяя самим себе, истокам души своей, подтачивая и охлаждая самое высокое человеческое чувство - любовь к Oтечеству, к Родине».
История земли лихославльской будет неполной без истории храмов, на ней стоящих, так как это история нашей культуры, Нам, жителям города Лихославля будет интересно узнать историю церкви, странички которой собрать будет, пожалуй, потруднее, чем стены отбелить.
История нашего храма - это история птицы, возрожденной из пепла. Это слово встретится нам сегодня не раз.
- Что означает слово «феникс», откуда оно появилось? (Ученик, работавший заранее со словарем:
Феникс – (в древнеегипетской мифологии) птица, сжигающая себя и вновь возрождающаяся из пепла, символ вечного возрождения, обновления).
Строило церковь земство на пожертвования жителей села Осташково и станции Осташковской. Деревня Осташково означена в писцовых (хозяйственных) книгах с 1624 года. Центральной улицей села была ул. Тверская (современная ул. Гагарина).Такое название улица получила потому, что по ней проходила дорога на с.Медное и далее на Тверь.
Как видите эта улица мало изменилась: мы узнаем дом, где располагается правление ЖКХ, дом, ныне принадлежащий Магомеду Курбанову. Улица Гагарина дом N32.А когда-то это был дом купца Бушмарина, позже на нижнем этаже располагалась земская школа.
Перед нами фотография созданной церкви и села Осташково.
В связи со строительством Николаевской ж.д. образуется одноименная станция Осташково, которая располагалась в районе нынешнего вокзала. Но когда в 1870 станция стала узловой, потому что построили ж.д. ветку на город Торжок и город Осташков(на берегу озера Селигер),началась путаница с почтовыми перевозками: станция Осташково и город Осташков. В 1907 станция Осташково получила название «Лихославль».
Таким образом нынешний Лихославль возник из 3 географических пунктов: села Осташково, ст. Осташково и имения Мошнина, которое называлось «Лихославль».
Об имении Мошнина (р-н современного льнозавода) известно в писцовых
книгах с 1816года (где говорилось о сельце Лихославль с 18 крестьянами 23 дворовыми, принадлежащих местному помещику). Так выглядело имение Мошнина Лихославль в конце 19 века.
Основателем и первым священником храма стал Григорий Петрович Смирнов. Он окончил Тверскую семинарию 1861 году. Впервые он прибыл в с.Осташково (ныне Лихославль) в 1875 году, когда в селе открылась земская школа, которой понадобился священник на должность законоучителя. Григорий Петрович сразу же призвал людей строить свой храм, хотя рядом в селе Кава стояла воздвигнутая полтора века назад церковь(взорвана в 1936 году).
Вскоре от епископа получили разрешение, и начался сбор средств. Местное купечество, в частности купцы М.Зверьков и М.Шалыгин, не жалело денег, но основные средства поступали из государственной казны благодаря проживавшему в соседнем имении Лихославль предводителю новоторжского дворянства К.В.Мошнину. Строительство велось около пяти лет по проекту губернского архитектора К.К. Гельбига у дороги, проходившей через восточную часть города. Освящен храм был в 1887 году в честь иконы «Успения Пресвятой Богородицы».В 1899г. пристроены трапезная и колокольня..
Перед нами фотография, где изображен купец Зверьков. По воспоминаниям горожан это был человек щедрой души, доброго нрава. Именно его дом мы посещаем, когда заходим в «Евросеть» или музыкальную школу. Купец Зверьков был похоронен на погосте церкви, в правом углу от входа.
В разные годы в Успенском храме служили Лев Толмачевский, Вениамин Крылов. Последним настоятелем Успенского храма стал отец Александр (Дамаскин Александр Николаевич).Родился 17 марта 1877 году недалеко от станции Калашниково Спировского района в семье псаломщика церкви села Георгиевское. Окончил Тверскую духовную семинарию. В 1918 году назначен священником в село Селижарово Тверской губернии. В 1926 году переведен в Лихославль настоятелем Успенской церкви. Архиереем был назначен благочинным. Награжден наперстным крестом и митрой, украшенной крупными аметистами. В знак уважения прихожане подарили ему крест с украшениями. Отец Александр был последним священником до закрытия Успенской церкви (с 1926 по 1937 год).
Начало беспощадной борьбы с религией связывается с майским 1932 года постановлением ВЦИК. Вскоре церковь закрыли ,ее главу Александра Дамаскина арестовали и расстреляли. Купол был разобран, фрагменты иконостаса использовали для устройства танцплощадки в городском саду. Но многие храмовые иконы чудом сохранила у себя дома Прасковья Карелина .
Потом ,последующие 60 лет, церковь находилась в запустении, здесь были и клуб, и инкубатор, и склад . В годы Великой Отечественной войны здесь располагался кинотеатр. Колокольня была разрушена до основания в 60-е , но сначала она использовалась, как парашютная вышка. Храм даже хотели взорвать, но это не было сделано ,потому что рядом с ним проходит железная дорога.
Ныне церковь возрождена к жизни. Возрождение началось с 1989 года. Была
образована община Успенской церкви во главе со старостой - Анной Яковлевной Танатаровой. И снова силами народа храм начал восстанавливаться: покрыли крышу, вставили рамы, поставили леса. В1991 году был назначен новый настоятель - отец Николай Губский (родом из города Полоцка). 28 августа 1990 года был рукоположен в сан диакона, а 21 сентября 1990 года - во священника. Нес пастырское послушание в соборе Белая Троица г. Твери. В 1997 году окончил Московскую Духовную семинарию при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре города Сергиева-Посада.
15 сентября 1991 года отслужили первый молебен. «Крест - Хранитель Всея Вселенныя! Крест - Красота Церкви!». И, словно для утверждения веры, Господь сподобил православных города Лихославль встречать первый двунадесятый Праздник - Воздвижение Креста Господня, в родном храме. Так, под мудрым руководством нового настоятеля, началась и новая жизнь этого прихода - чудесное «преображение»! Основные работы по восстановлению начались 26 мая 1992 года. Много потрудился для Успенской церкви прораб, Николай Васильевич Забеляев, сын протоиерея Василия (служившего в храме деревни Поводнево Сонковского района). Восстановительные работы велись при активном участии главы администрации Лихославльского района Иванова Владимира Николаевича и заместителя главы администрации по строительству Гайденкова Виктора Владимировича. Не оставались безучастными к Божьему делу и верующие, помогали, кто чем мог: несли в храм иконы, книги, утварь. Возведение центрального купола велось по старинной фотографии (1913 года) Успенской церкви, которую сохранили и принесли батюшке прихожане. В 1998 году началось восстановление колокольни. И уже весной 2002 года храм был освящен Архиепископом Тверским и Кашинским Виктором. При храме построена воскресная школа, сам храм обнесен ажурной изгородью, проложены дорожки из тротуарной плитки ,разбиты цветники.
Теперь в храме Богослужения совершаются по субботним, воскресным и праздничным дням, исполняются все требы. Храм открыт ежедневно с 9.00. Каждый имеет возможность не только поставить свечи, но и помолиться, исповедоваться и причаститься.
3.Чтение текста
Сейчас мы обратимся к тексту, который после предварительной работы вам предлагается письменно пересказать. Но не только пересказать, а добавить к нему начало и конец. Вы должны будете описать мысли и чувства, которые вызывает у вас вид храма.
Текст изложения
Более ста лет церковь остаётся центром части старого Лихославля, где улицы как бы стекаются к светлому храму - очень строгому по своим формам, но и радостному, исполненному светлой надежды. Сохранившиеся по соседству дома старой постройки позволяют легко перенестись в типичный провинциальный город конца XIX века, вдохнуть воздух, которым: дышали герои А. П. Чехова и раннего А. М. Горького. По лихославльским улицам, полным своеобразного тепла и почти семейного уюта, хорошо гулять не спеша, всматриваясь в облик старых купеческих и мещанских домов, которые формируют облик старого города.
Главенствуя над открытым ровным пространством, храм создаёт впечатление величественности. Пейзаж становится не только более живописным. но и одухотворенным. Издавна церкви строились на холмах, что не только давало возможность видеть храм практически из всех частей города, но и привносило в постройку возвышенное ощущение. Особенно хороша церковь летом. Издалека она напоминает драгоценную шкатулку на зеленом бархатном ковре. А зимой храм сверкает. словно хрустальный ларец, соперничая белизной своей декоративной отделки с белизной снега. Церковь очеловечивает ландшафт, все еще несущий в себе черты не столь давнего оледенения.
Построенная в строгих и одновременно парадных формах позднего классицизма. она представляет собой образец провинциальной архитектуры XIX века. Здание имеет форму двух четвериков, увенчанных двумя главами, крытыми белой жестью. Формы храма характеризуются ясностью построения. Ощущение света и тепла усиливает солнечный свет стен. Вытянутые по вертикали лимонные с белокаменными детали пропорции придают зданию строгость и изящество. Церковь построена в двухэтажном объёме, типа «кораблем». Фасады украшены декоративным поясом из колонок, арочек и причудливой белокаменной резьбы. Гнутые линии повторяющихся окон, украшенных кокошниками, придают оригинальность композиции. На крыше главного четверика, словно свечи, возвышаются шесть тонких стройных барабанов, увенчанных маленькими декоративными главками в форме луковки.
Церковь имеет один вход. Вход обрамляет белокаменный портал - декоративно обработанный дверной проём здания.
Замечателен храм с восточной стороны, где находится апсида - полукруглый выступ, соответствующий алтарю.
Вознёсшийся в небо купол колокольни занимает одно из центральных мест в панораме города. Устремленность вверх подчеркивают венчающие церковь кресты простого строгого рисунка. С верхней площадки более крупного четверика поднимается ротонда с открытыми арочными звонами. Многоярусность колокольни придаёт ей изящество и особый, не церковный характер. Ротонда превращена в восьмигранник. Это позволило мастерам перекрыть храм восьмидольным куполом шлемовидной формы с луковичной главой, поэтому силуэт храма напоминает двух воинов-богатырей, крепко стоящих на родной земле, мужественно защищающих её от врагов.
4.Работа по тексту
-Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы можете привести?
(Текст - сочетание 2 и более предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически)
-Докажите, что предложения связаны по смыслу.
(1.Есть тема текста-описания церкви.2.Лексика одной темы (церковь, храм, колокольня, алтарь, четверик, апсида, купол.3.Синонимы (церковь- храм, здание-постройка; купол-глава; формы-объем, пропорции; белокаменная резьба-белизна декоративной отделки).4.Повтор слов(церковь, храм, четверик, глава.5.Заголовок)
-Помните, что один из признаков текста- наличие заголовка. Какие заголовки вы могли бы подобрать?
-Какую задачу ставит автор текста? Определите основную мысль. (Храм прекрасен, вызывает возвышенные чувства)
-Какой из заголовков более точно определяет основную мысль?
(Заголовки предлагает учитель:
1. «Храм нашей души» (храм вызывает светлые, возвышенные чувства)
2. «Храм, подобный птице Феникс» (опора на историю храма)
3. «Церковь Успения Божьей Матери)
4. «В храме тихо теплятся лампады, зажитая тысячи сердец» (Г.Киселева)
(Эта фраза помогает перейти к заключению. Заголовок дает ключ вашему заключению, где вы будете рассуждать о том, какие мысли и чувства может вызвать памятник архитектуры в душе человека. Вид церкви заставляет задуматься о чем-то чистом, возвышенном, человек забывает о злобе, вражде, появляется стремление сделать что-то хорошее, доброе другим людям).
-Докажите, что предложения связаны грамматически?
1. Последовательность предложений: начало текста - цепная связь, начало описания церкви – параллельная.
2.Лорядок слов(прямой)
3.Интонация
4.У текста как бы отсутствует одна из 3 частей (начало, развитие действия, концовка)
-Какими элементами можно дополнить текст? (В описании отсутствует часть, в которой автор выражает своё отношение к предмету, отсутствует история создания памятника)
5.Работа в группах по составлению плана
План
1. История создания памятника
2. Описание памятника. (Вспомните структуру описания: общее впечатление, детальное описание, отношение).
-Как построено это оnисание?(сначала общий вид, затем его части; описание начинается с фасада и идет снизу вверх)
-Сколько микротем, как их озаглавить?
а)церковь-центр части старого Лихославля; благодаря церкви пейзаж становится живописным.
б)фасад здания, его украшения
в) белокаменный портал (вход)
г)вид храма с восточной стороны (апсида)
д) вознесшийся в небо купол колокольни
3.Воздействие храма на человека, мои мысли и чувства по прочтении текста, после работы на уроке.
-В каком значении слово «памятник» употреблено в тексте? (l-в память о чьей-либо деятельности .2-архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь к-н ; 3.-сохранившийся предмет культуры прошлого)
6.Анализ домашних сочинений-миниатюр
(Помимо словарной работы учащимся предлагалось посетить храм, обратить внимание на особенности архитектуры, написать сочинение-миниатюру о личном впечатлении от памятника).
-Домашнее задание у вас состояло в посещении храма и написании сочинения-миниатюры о личном впечатлении от памятника архитектуры. Это м.б. набросок о самом ярком впечатлении или осенняя, зимняя зарисовка. Зачитаю наиболее удачные работы.
-Выразите главные впечатления от npoчитанного (устремленность ввысь, величие, простота и строгость, ощущение тепла, добра, единства, гармонии).
Теперь ваша задача усложняется. В заключении вы должны будете рассказать о воздействии храма на человека и о своих мыслях и чувствах по прочтении текста. Обратимся к опорному материалу. Попpoбуйте составить групповой текст-заключение, пользуясь данными опорными материалами.
7.Итоги урока.
Подводя итоги урока, обратимся к словам современного поэта:
Поклоняемся вечным святыням
И любовь наша к миру чиста.
Сердце русское верит и ныне-
мир жестокий спасет красота.
Исповедуя истину ту.
Мир спасет красота, если люди,
Если люди спасут красоту.
-Как вы понимаете эти слова?
(Душа человека при соприкосновении с прекрасным преобразуется. Люди задумывются о чем-то прекрасном, возвышенном, чистом, забываются злоба, вражда, появляется стремление сделать нечто хорошее, доброе людям)
Чтение стихотворения лихославльской поэтессы Г.Киселевой «Колокольный звон над Лихославлем…»
( Чтение сопровождается аудио записью колокольного звона)
Колокольный звон над Лихославлем
Сенокосный ветер разноси.
Улыбаюсь, слушаю и славлю
Это возрождение Руси.
Это возрождение к истокам,
Православью и самим себе.
В сторону ушли мы ненароком,
Попытавшись изменить судьбе.
Но судьба ниспослана нам Богом,
Вот и чашу искупленья пьём,
С поведеньем грубым и жестоким
На земле разрушенной живем.
Войны, расстояния и беды-
Лихолетья чертова печаль.
Быстро храмы разрушали деды,
Долго внукам строить их опять.
Но в стремленье к вере нет прегрaды-
Будет и прощенье наконец,
В храме тихо теплятся лампады ,
Зажигая тысячи сердец.
Теплый вечер, звезды-свечи, Славно!
О счастливом думаю сейчас,
И плывет, плывет над Лихославлем
Колокольный звон, как божий глас.
Г.Киселева
Заключительное чтение изложения и работа над ним в черновиках.
Литература
Данные Лихославльского архива
Интервью Галины Георгиевны Ивановой, проживающей на улице Школьной 3 - 53
Документы Лихославльского краеведческого музея
Газета «Наша жизнь»
Интервью Марии Георгиевны Корсаковой
Приложение
1.Способы моделирования заключительной части.
(Вспомогательные клише)
Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать (чувствовать) ... В душе возникает мысль о том ...
Начинаешь с особой силой понимать ..
Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что ..
(Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в вашей душе под влиянием прочитанного, увиденного, услышанного)
Писатель Ю.Бондарев писал: «Память и культура - это совесть многих поколений, всех тех кто живет сейчас .. Разрушая прошлое, мы утрачиваем нечто невосполнимое, изменяя самим себе, истокам души своей, подтачивая и охлаждая самое высокое человеческое чувство - любовь к Отечеству, к Родине».
Художник И.Грабарь завещал: «Берегите свои памятники, счастливые потомки великих народных строителей. Берегите их, они ... наполнят ваши сердца гордостью».Мне кажется, что это выражение точно соответствует главной мысли текста ----------
2.Слова выражения эмоциональной оценки
Вызывает восхищение, нельзя не удивиться, нельзя остаться равнодушным, интересно ... Ощущение тепла, добра, единства, гармонии, согласия ...
Выражение уверенности или предположения
Убежден, уверен, очевидно, нет сомнений.
16