УДК 81 (06)
ТАЙНЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ
И. С. Ефремова
Муниципальная школа-интернат лицей-интернат,
236023, г. Калининград, улица Каштановая аллея, д. 141, e-mail: [link]
Все школьники в прошлом, настоящем или будущем изучали, изучают или будут изучать бессмертное произведение А.Н. Островского «Гроза». Учителя рассказывали и рассказывают историю трагической судьбы Катерины Кабановой, которая жила в доме свекрови с нелюбимым мужем, испытала чувство любви к другому, слабому, безвольному Борису, - и завершила свой земной путь, бросившись с обрыва в Волгу. Всё, кажется, понятно.
Я тоже долгие годы говорила примёрно так же, создавая на уроке атмосферу сочувствия к Катерине, которая, пройдя «через грозовые испытания, нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться»». Но неужели совсем молодая женщина так не хотела жить, что решила сама уйти из жизни? А как же её вера в Бога? Вера, чистая, светлая! Очень трудно поверить в то, что «Катерина смерти не боится, потому что грехи искуплены». Если оправдывать Катерину, то надо оправдывать и самый страшный грех – грех самоубийства. В Библии же сказано, что человек, кончающий жизнь самоубийством, отвергает над собою власть Бога и берёт на себя роль судьи и господина своёй жизни, «ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, - говорит Господь, - намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иерелия 29:11). Никакие обстоятельства не могут служить оправданием самоубийства для христианина. Трудно поверить, что Катерина не знала этого. Может быть, роковую роль в судьбе героини сыграло отношение А.Н. Островского к вере в Бога?
Надо отметить, что христианские мотивы в творчестве Островского практически не изучались русской критикой. « Даже богоборческая и богоискательская эпоха конца XIX — начала XX века, страстно и пристрастно размышлявшая над реформаторскими порывами мятежных духов Достоевского и Толстого, не позвала в собеседники заземленного, ясного и безмятежного, как виделось тогда, Островского». Автор наиболее целостного суждения о религиозности Островского, А. Р. Кугель, видит его и в жизни и в творчестве примерным, добросовестным христианином. Островский оправдывает добро, проповедует жалость и сострадание. Он «мирянин, не мудрствующий лукаво». А.Н. Островский не был ни бунтарём, ни реформатором. Он писал о духовном быте купцов, став «Колумбом Замоскворечья».
Вот я и решила ещё раз попытаться понять сцену самоубийства Катерины. Самоубийства!? А может быть, всё было по-другому?
Катерина совершила самоубийство? И, правда, куда идти героине? Дома постылый муж, свекровь, которая поедом ест, любимый уехал… Сторонники этой точки зрения приводят в качестве основных доказательств, следующие слова героини: «…В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!», «…Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше…» и реплику неизвестного голоса: «Женщина в воду бросилась!»
Вернёмся же к тексту произведения. Свекровь «мучает» Катерину, «запирает» её. А что же должна делать Марфа Игнатьевна Кабанова, воспитанная в лучших традициях «домостроя», мать сына, которому изменила жена и прилюдно в этом призналась? Муж «то ласков, то сердится, да пьёт всё». Это не ново для Катерины – пил он и раньше. Кстати, не так уж он был немил ей до свиданий с Борисом. Вспомним разговор Варвары и Катерины:
«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко.
Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.)»
Для Катерины жалеть, значит, любить. Почему тогда утверждается, что она совсем не любит мужа?
«Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.
Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень!»
Другое дело, что чувства к Борису заронили в её душу некоторые сомнения в понимании любви. Только после свиданий с Борисом Тихон «постыл» Катерине, а «ласка-то» стала «хуже побоев» хотя даже после измены жены он говорит, что любит её.
Даже не отношения в семье мучили героиню. «Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор!» Не о себе она думает – о любимом.
Так собиралась ли Катерина умирать? Я, думаю, нет. Почему? Встреча с Борисом состоялась. Катерина говорит: «Только ведь мне и нужно было увидеть тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я всё думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…» Выше она скажет, что «радости видела мало, а горя-то, горя-то! Да ещё впереди-то сколько! Ну, да что думать о том, что будет!» Катерина была готова к жизненным испытаниям – главное, Борис её не проклинает. (Кстати, уезжал он только на три года).
Так что же произошло с Катериной? Я думаю, что трагическое стечение обстоятельств привело к гибели этой молодой женщины.
Для доказательства этой точки зрения вернусь к тексту произведения. Во-первых, действие «Грозы» начинается словами: «Общественный сад на высоком берегу Волги; за Волгой сельский вид…» Традиционно мы видим «вид необыкновенный», красоту. А ведь автор предупреждает, что берег-то высокий. Не на этом ли берегу разыграется трагедия финала драмы «Гроза»? Во-вторых, Катерина, вероятно, ушла из дома днём, бродила по «людным местам», чтобы встретить Бориса. Значит, никто не ограничивал её свободное передвижение ни в доме, ни за его пределами. К вечеру же, когда она не вернулась, все стали её искать. «Глаша. Да хозяюшка ваша…ушла куда-то, не найдём нигде. Сбились с ног, искамши». Тихон тоже беспокоится за судьбу её, причём искренне: «…надо, брат, бежать искать её. Я, братец, знаешь, чего боюсь? Как бы она с тоски-то на себя руки не наложила! Уж как тоскует, что ах! На неё-то глядя, сердце рвётся…» - говорит Тихон Кулигину. После встречи с Борисом успокоенная Катерина тоже не бежит к Волге. Она стоит, задумавшись, потом мысленно прощается с другом своим, радостью своей, потом её «живую-то» видели в людном месте. В-третьих, Катерина выросла на Волге, знала эту реку. Поэтому очень трудно представить себе, что она задумала утопиться на мелководье. Один из персонажей говорит: «…Тут близёхонько в омуточке у берега…он платье и увидел, и вытащил её».
Так что же могло произойти с героиней житейской драмы? Она рассталась с любимым человеком, возвращаться домой не хотела, к этому можно прибавить мечтательность героини, которой ещё «маменька говорила, что все, бывало, смотрят на» неё, что с ней «делается» в церкви во время молитвы, а тут – темнота, «с разных сторон собирается народ с фонарями». Вот и делает Катерина роковой шаг в бездну, да оступилась. А.Н. Островский предупреждал, что берег был высоким. Да «тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная!».
Вспоминается монолог Катерина, который в школе известен под названием «Отчего люди не летают!» Его значение связывают с вольнолюбивой натурой героини. А может быть, тогда на берегу Волги она и представила себя птицей. «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь! (Хочет бежать.)», - говорит Катерина. Тогда её остановила Варвара. Сейчас же она осталась одна…но не птица, а человек, страдающий, любящий, по земному греховный, у которого если и были крылья, то очень недолго.
Нет, не мог А.Н. Островский сделать свою героиню самоубийцей. Не мог позволить ей уйти из жизни по собственной воле. Я, думаю, что именно трагические обстоятельства и стали причиной гибели героини.
Русская классическая литература – собрание тайн человеческой души. Сколько она ещё таит их? На уроках литературы мы, конечно, обращаемся к материалам учебника, к русской критике, но и читаем произведения художественной литературы – и думаем, думаем над поступками персонажей, учимся на их ошибках, чтобы не допускать своих. Я уверена, что не страх перед жизнью должны испытывать мои ученики, а если надо светлую печаль, а самое главное, любовь к жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Островский А. Н. Гроза / А.Н. Островский - Минск, 1983. – 73 с.
2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века / Ю.В.Лебедев - М., 2009. – 319 с.
3. Силинская Л.Н. Поурочное планирование по литературе / Л.Н.Силинская - М., 2008. –
319 с.
4. Лакшин В. Я. Островский. (1876 — 1886). Комментарий. // В кн.: А. Н. Островский.
Полн. собр. соч. В 12-ти тт. - Т. 5. М., 1975. – 306 с.
5. Драма А. Н. Островского «Гроза» в русской критике. Л., 1990. – 229 с.
SECRETS OF RUSSIAN CLASSICS
I.S. Efremova
In this article the author offers an original interpretation of the final drama A.N. Ostrovsky “Thunderstorm” and put forward his version of the death of the protagonist plays.
3