Методы активизации творческого мышления на уроках литературы.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методы активизации творческого мышления на уроках литературы в процессе реализации ФГОС  ООО

Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.

Существует множество методов, способных разбудить творческое начало в такой области знаний как литература.

Одним из методов активизации творческого мышления учащихся на уроках литературы в процессе реализации ФГОС ООО считаю использование технологии критического мышления.

Остановлюсь на технологии внедрения двух приёмов, которые являются отправной точкой для развития творческого мышления.

«Толстые» и «тонкие» вопросы.

При первых встречах с учащимися предлагаю им освоить этот приём.

Очень простой приём иногда (в зависимости от степени подготовки класса) требует времени, чтобы получить от учащихся желаемый результат.

Предлагаю учащимся высказать все размышления по поводу названия приёма («корзина идей»), выдвинуть гипотезу и продолжить исследование вопросов в учебнике литературы после прочитанного произведения. Учащиеся стараются понять «рецепт» создания вопросов, определяя знания и умения, которыми нужно овладеть, чтобы уметь самим создавать вопросы. Выясняем, насколько важно для ученика овладеть этим умением.

На следующем уроке заслушиваем вопросы. Каково же удивление, когда у многих повторяется один и тот же вопрос.

А. Платонов «Неизвестный цветок» - Как звали девочку?

Анализируем эту ситуацию и приходим к выводу, чтобы вопросы были интересными, разнообразными, и их можно было использовать в соревновательных формах работы, необходимо внимательное прочтение произведения, глубокое погружение в текст, умения видеть художественные образы, приёмы, детали,



Только после этого переходим к формированию умения создавать «толстые» вопросы. Важно, чтобы ученик приготовил не только вопрос, но и свой вариант ответа, содержащий личное мнение, доказательства и выводы. Очень важно его заслушать.

Возможны индивидуальная и групповая формы работы.

Данный приём позволяет выйти на выполнение таких творческих заданий, как развёрнутый ответ на вопрос, сочинение – рассуждение, отзыв, создание монолога, диалога, на участие в диспуте, дискуссии.

«Шесть шляп мышления» - ещё одна уникальная отправная точка для развития творческого мышления. Технологию внедрения этого приёма на уроке литературе рассмотрим на примере рассказа Василия Марковича Шукшина «Критики». Пытаемся выяснить, что побудило писателя к созданию этого рассказа? А так же понять, как зарождается произведение.

Каждая группа, объединенная цветом шляпы, проводит анализ рассказа с точки зрения своей позиции:

Белая шляпа” –факты

УУД

Умение внимательно читать произведение, выбирать основную информацию, сжато излагать текст в определённой последовательности.


Красная шляпа”- произведение искусства имеет эмоциональное воздействие на человека. Делимся своим восприятием произведения.

УУД

Умение читать осознанно, погружаться в эмоциональную атмосферу произведения, понимать роль художественных деталей, следить за изменениями настроения. Сочувствовать, сопереживать героям.

Черная шляпа” и “Желтая шляпа” – две стороны одной медали. Обращаемся к уже сложившейся у ребёнка системе ценностей.

Надев черную шляпу, вы видите все в черном цвете.

УУД

Погружаться в произведение, жить жизнью героев, осознавая их ошибки, умение видеть отрицательные последствия.

Желтая шляпа”

- Надев желтую шляпу, вы видите ситуацию с положительной стороны.

УУД

Погружаться в произведение, жить жизнью героев, осознавая их положительные качества, поступки, умение находить позитив.

Зеленая шляпа”- это шляпа творчества.  Она позволяет по-иному взглянуть на ситуацию,  придумать новый выход.

УУД

Умение решать проблемные жизненные ситуации на примере произведения..

Синяя шляпа” - мудрость.

УУД

Слушать других, сопоставлять, обобщать, анализировать, делать выводы. Ответ на вопрос, который мы поставили в начале работы.

Итак, что подготовили группы учащихся, работая с произведением В.М. Шукшина «Критики»…

«Белая шляпа»

Дед и внук любили смотреть фильмы в кинотеатре, вместе ходили на просмотр, дед всегда критиковал с позиции правды. Обиделся на сына и его гостей, разбил телевизор. Взрослые призывают милицию наказать деда. Петька сильно переживает.

«Красная шляпа»

Радует дружба деда и внука, интересно читать про их увлечение фильмами и про критику деда. Неприятные чувства вызывает гость, который насмехается над дедом . Обидно за деда, досадно. Передается Петькино волнение за деда. Вызывает улыбку сам дед, его трепетное отношение к правде в искусстве. Вызывает смех протокол, составленный милиционером. Не нравится финал рассказа.

«Чёрная шляпа»

Отрицательным считаю поступок отца и тёти Петьки.

Неуважение молодого поколения к старшему, высокомерное

отношение городских жителей к деревенским стали

причиной скандала. С.132-133.

«Жёлтая шляпа»

Положительно то, что у деда с внуком доверительные отношения, есть общее увлечение кино. Критика деда направлена против фальши в кино. Жизненный опыт помогает ему разоблачить эту фальшь. Дед протестует против неуважительного отношения к себе. С.130

«Зелёная шляпа»

Если бы к деду отнеслись с уважением как к старшему, как к деревенскому труженику, который многое увидел и пережил, поддержали его мнение или дали возможность высказаться, пригласили к просмотру фильма, то он не чувствовал бы себя одиноким и «оплёванным». Старые люди заслуживают внимания и уважения. С.133

«Синяя шляпа»

Шукшина тревожит нежелание молодого поколения уважать старших, высокомерное отношение городских жителей к сельским. Неискренность, фальшь в кино разоблачает дед, Шукшин разоблачает эти качества в своих героях. Это и побудило писателя создать рассказ, который заинтересует читателя и заставит задуматься о своём отношении к старшему поколению.

Данный приём помогает ученику выполнить такие творческие задания, как написание отзыва (план), сочинения - рассуждения, и даже создать своё произведение – рассказ.

Я предлагаю расположить шляпы в следующей последовательности:

«Синяя» – проблема, родившая замысел автора, идея;

«Белая» – события, сюжет;

«Красная» – эмоциональное воздействие на читателя;

«Чёрная и Жёлтая» – столкновение противоречий, ведущее к конфликту; «Зелёная» - даём простор воображению для создания остроты конфликта и развязки.

Таким образом, ученик проходит путь творца, который способствует формированию учебных универсальных действий, развитию личностных качеств.